05 лицевой счет в казначействе

Лицевые счета клиентам Межрегионального операционного управления Федерального казначейства открываются в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н (далее – Порядок 21н).

Для открытия (переоформления, закрытия) лицевых счетов клиентом представляются документы, оформленные в соответствии с Порядком 21н.

Для открытия соответствующего лицевого счета клиентом на бумажном носителе представляются следующие документы:

1. Заявление на открытие лицевого счета согласно приложению № 1 к Порядку 21н.

_________

1.1. Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета можно найти здесь;

1.2. Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета иному получателю бюджетных средств можно найти здесь.

_________

2. Карточка образцов подписей к лицевым счетам согласно приложению № 2 к Порядку 21н.

_________

2.1. Образец заполнения Карточки образцов подписей к лицевым счетам для главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета можно найти здесь.

2.2. Образец заполнения Карточки образцов подписей к лицевым счетам для распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств можно найти здесь;

2.3. Образец заполнения Карточки образцов подписей к лицевым счетам для федеральных государственных бюджетных учреждений можно найти здесь.

_________

Лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в Межрегиональном операционном УФК открываются клиентам Межрегионального операционного УФК.

_________

Для открытия лицевого счёта для учёта операций неучастника бюджетного процесса клиентом представляются следующие документы:

1. Заявление на открытие лицевого счета согласно приложению № 1 к Порядку 21н.

_________

Образец заполнения Заявления на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса. .

_________

2. Карточка образцов подписей к лицевым счетам согласно приложению № 2 к Порядку 21н.

_________

Образец Карточки образцов подписей к лицевым счетам для иных юридических лиц можно найти

________

3. Копия государственного контракта (контракта, договора, соглашения).

В случае если государственный контракт размещён в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), то заверения копии контракта не требуется.

Если государственный контракт (контракт, договор, соглашение) заключен на бумажном носителе и не размещён в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), то копия должна быть заверена нотариально либо государственным заказчиком.

27 февраля 2020 года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин выступил с докладом в рамках VIII Васильевских чтений — ежегодного форума «Общественные финансы: наука и практика».

В своём выступлении Роман Артюхин отметил, что 2020-2021 гг. для структуры казначейской системы произойдут значительные изменения.

«В декабре 2019 года принят Федеральный закон о казначейском обслуживании и системе казначейских платежей, который очертил контуры новой казначейской системы. Нормы закона вступят с 2021 года. При действующей системе кассового обслуживания лицевые счета открыты и в Федеральном казначействе, и в Центральном банке. Очевидно, что была необходима концентрация финансовых ресурсов. И внедрение Единого казначейского счёта будет следовать принципу единству кассы, который станет высшей формой его реализации», — сообщил Роман Артюхин.

Ещё одним значимым событием с принятием этого закона стала легализация понятия казначейского счёта.

«Это качественный шаг вперёд в части правового регулирования. Теперь правовая форма полностью отражает экономическое содержание взаимоотношений, которые сложились на предыдущих этапах развития системы исполнения бюджета. Будет разработано положение о системе казначейских платежей для регулирования формы платежных операций. Хочу отметить, что мы наследуем все существующие передовые технологии. Федеральное казначейство сделает все, чтобы никто не почувствовал значительных изменений при переходе на Единый казначейский счёт. Мы модернизируем свою систему, чтобы не допустить сложностей для всех наших пользователей казначейской системы», — подчеркнул руководитель Федерального казначейства.

Ещё один важный проект, который реализует Федеральное Казначейство, — это централизация бухгалтерского учета.

«В последние годы Казначейство России физически приступило к бухгалтерскому учету 13 федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в ведении Правительства Российской Федерации. Эффектом этого проекта стала полная прозрачность, понятность и доступность информации в ежедневном режиме по периметру всех федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, мы создали высокий уровень цифровизации государственного управления бюджетными финансами», — отметил Роман Артюхин.

В завершение своего выступления руководитель Федерального казначейства поблагодарил участников за плодотворное взаимодействие и выразил надежду на дальнейшее взаимодействие в вопросах развития бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральное казначейство в связи с обращениями, поступающими от территориальных органов Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства), о разъяснении вопросов, возникающих при открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, сообщает следующее.

1. По вопросу формирования номера лицевого счета при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса.

В соответствии с положениями пункта 8.5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н (далее — Порядок № 21н), при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу (в случае отсутствия организации в Реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее — Сводный реестр)) номер лицевого счета присваивается органом Федерального казначейства в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.

Поскольку основанием для открытия лицевого счета неучастнику бюджетного процесса является государственный контракт (контракт, договор, соглашение), может возникнуть необходимость открытия большого количества клиенту лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Учитывая изложенное, при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу, в том числе включенному в Сводный реестр, органам Федерального казначейства необходимо присваивать номер лицевому счету в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.

2. По вопросу указания в наименовании формы Карточки образцов подписей к лицевым счетам (далее — Карточка) значительного количества лицевых счетов, открытых неучастникам бюджетного процесса.

В соответствии с положениями пункта 18 Порядка № 21н при приеме Карточки орган Федерального казначейства в наименовании формы документа проставляет номера открытых клиенту лицевых счетов.

При этом если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление в орган Федерального казначейства Карточки для открытия других лицевых счетов не требуется, в случае если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними. В заголовочной части ранее представленной Карточки проставляются номера вновь открытых клиенту лицевых счетов.

Вместе с тем, учитывая, что номера лицевых счетов, открытых органами Федерального казначейства, указаны в Заявлениях на открытие лицевого счета, хранящихся в установленном порядке в деле клиента, Федеральное казначейство считает возможным в случае необходимости открытия значительного количества лицевых счетов клиенту формирование Карточки без заполнения в заголовочной части документа номеров лицевых счетов. При этом по строке «Особые отметки» приводится примечание об открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.

И.о. руководителя
Федерального казначейства
Д.С. Гришин

Для чего нужен казначейский счет

Это инструмент, с помощью которого функционирует распределение денег между распорядителями и получателями средств из бюджета РФ. Финансы, выделяемые из бюджета РФ, не могут поступать на обычные расчетные счета в коммерческих банках. Поэтому государство обязывает открыть счет в казначействе юр лицу, которое получает финансирование из бюджетов разных уровней.

Он используется для всех видов финансовых операций бюджетных и автономных учреждений, а в государственных закупках — как счет в казначействе для обеспечения исполнения контракта. Потенциальные поставщики обязаны направлять государственным и муниципальным заказчикам обеспечение госконтрактов в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ именно на него (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015).

Кто должен открывать

Все участники бюджетного процесса обязаны открывать казначейский счет. Для бюджетных и автономных учреждений он называется лицевым. Это дополнительный реквизит к банковским реквизитам (основному Р/С) организации. По нему и осуществляются потоки финансирования в бюджете.

Лицевой счет индивидуален для каждого получателя средств из бюджета. Доведенное на основании лимитов бюджетных обязательств и ассигнований финансирование поступает на Л/С. Все платежи бюджетников по расчетам с государством и контрагентами списываются именно с этого казначейского реквизита. Добровольные пожертвования и доходы от внебюджетной деятельности также поступают на счета, идентифицирующие конкретного участника бюджетного процесса в казначействе.

Если коммерческие предприятия проводят открытие счета в казначействе для госконтракта 2020 года, то бюджетники обязаны иметь такой регистр для полноценной финансово-хозяйственной деятельности.

Лицевой счет в казначействе необходим контролирующим органам для отслеживания финансовых потоков в области бюджета. Специалисты казначейства не просто регулируют движение денег, но и контролируют расчеты по операциям. К примеру, если речь идет о государственном заказе по 44-ФЗ, где государственные и муниципальные заказчики рассчитываются с поставщиками деньгами из бюджета РФ, работники отделений Федерального казначейства проверяют:

  • все контракты на приобретение товаров, работ и услуг стоимостью свыше 100 млн. руб., в условия которых включен обязательный аванс;
  • соглашения на субсидирование юридических лиц;
  • договоры на предоставление уставных капитальных вложений;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование получателей бюджетных средств.

ВАЖНО! Открывать казначейский счет должны участники бюджетного процесса (бюджетные и автономные учреждения — получатели бюджетных средств), юридические лица, которым поступает финансирование из бюджета, и исполнители государственного оборонного заказа.

Где открыть бюджетникам

Бюджетные и автономные учреждения открывают в территориальных отделениях Федерального казначейства (ТОФК). Бюджетники, относящиеся к субъектам РФ, вправе открывать не только в территориальных отделениях казначейства, но и в финансовых органах субъектного или муниципального назначения. В таких случаях порядок открытия платежных реквизитов регулируется самим федеральным или муниципальным финансовым органом (ч. 3 ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010).

Если же ТОФК подписал соглашение с высшим органом исполнительной власти конкретного субъекта, то бюджетники могут открывать счет в казначейском отделении. Для этого ТОФК должен получить подтверждение от местной администрации (ч. 4 ст. 30 83-ФЗ). Для автономных организаций вышестоящим органом является учредитель (ч. 3.1 ст. 2 174-ФЗ от 03.11.2006).

Если в субъекте ТОФК не заключил соглашение об особом порядке открытия, то документы нужно подавать по регламенту, предусмотренному для федеральных учреждений (п. 37 Порядка, утвержденного Приказом ФК № 21н от 17.10.2016).

Как открыть в казначействе

Все нормативы и правила, как открыть счет в казначействе юридическому лицу, установлены Приказом ФК № 21н от 17.10.2016. Вот пошаговая инструкция для участников бюджетного процесса:

Шаг 1. Формируем требуемый пакет документов. В приказе № 21н и на сайте Федерального казначейства представлен перечень документов, который должен быть сформирован и направлен в ТОФК для открытия. В писок входят:

  • копии уставных документов: устав, решение учредителей, положение об учреждении, приказ или распоряжение о создании бюджетной организации;
  • копия свидетельства о постановке на учет;
  • копия свидетельства о внесении субъекта в государственный реестр юридических лиц;
  • актуальная выписка из ЕГРЮЛ;
  • справки о постановке на учет в ИФНС и ФСС;
  • другие документы по требованию специалистов ТОФК.

Все документы копируются и заверяются руководителем. Каждый откопированный лист должен быть завизирован подписью руководителя и штампом «Копия верна».

Шаг 2. Заполняем заявление.

В приказе № 21н утверждена унифицированная форма заявления на открытие. Номер формы по КФД — 0531752. Нужно оформить три экземпляра: для бюджетной организации, ТОФК и вышестоящего распорядителя бюджетных средств.

Подписывают руководитель и главный бухгалтер.

Шаг 3. Заполняем карточку образцов подписей.

Унифицированный бланк также закреплен в Приказе 21н (форма № 0531753). Карточка заполняется в одном экземпляре и заверяется учредителем организации.

Шаг 4. Подаем документы в территориальное отделение Федерального казначейства.

Специалисты ТОФК проверяют правильность заполнения бланков и наличие всех необходимых копий правоустанавливающих документов. После открытия ЛС в организацию поступит уведомление о начале его функционирования.

Для каких закупок сопровождение уже работает?

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Финансовое сопровождение применяют:

  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке идентификатор госконтракта.

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.

Открытие счета

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до­кументы­ для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

Оплата работ

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

Целевые деньги нельзя перечислять:

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до­говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.

Оставьте комментарий