1273 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 1273 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 1273 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

2. В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275), то есть их факсимильного воспроизведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

2. В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1273 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи во многом повторяют положения ст. 18 Закона об авторском праве и смежных правах и применяются при наличии следующих условий:

— исключительно воспроизведение произведения (распространение, доведение до всеобщего сведения не допускаются);

— цели воспроизведения только личного характера;

— субъектом воспроизведения может быть только гражданин;

— произведение должно быть правомерно обнародовано.

В п. 34 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. поясняется, что при применении комментируемой статьи судам следует учитывать, что воспроизведение, т.е. изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Так, нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу комментируемой статьи понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 1229 ГК РФ предусмотренные случаи свободного воспроизведения в личных целях не должны наносить неоправданного ущерба обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности и ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей.

Комментируемая статья воспроизводит содержание ст. 18 Закона об авторском праве и смежных правах, дополняя ее подп. 5 и 6. Причем подп. 5 предусматриваются случаи видеозаписи аудиовизуального произведения, совершаемой для целей последующего воспроизведения (например, запись в кинотеатре и последующий просмотр копии).

2. Первым исключением из общего правила является воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, к произведениям архитектуры «относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу…».

К жилым зданиям относятся:

— здания, входящие в жилой фонд (общего назначения, общежития, спальные корпуса школ-интернатов, спальные корпуса детских домов, спальные корпуса домов для престарелых и инвалидов);

— жилые здания (помещения), не входящие в жилой фонд (летние дачи, садовые домики, домики щитовые передвижные, вагончики, помещения, приспособленные под жилье, — вагоны и кузова железнодорожных вагонов, суда и т.п.);

— ведомственное жилье (включая выкупленные организациями квартиры, используемые в качестве жилых помещений), учитываемое на балансе организации . Норма п. 1 комментируемой статьи распространяет свое действие как на жилые, так и на нежилые здания.

———————————
Постановление Росстата от 27 ноября 2007 г. N 96 «Об утверждении Порядков заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» и N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций».

Кроме того, ГК РФ, как и Закон об авторском праве и смежных правах, предусматривает случаи свободного использования произведений, но с выплатой автору вознаграждения. В соответствии с п. 1 ст. 1245 Кодекса авторам, изготовителям аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

В соответствии с Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Приказами Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфина России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 2 декабря 2002 г., к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения, и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д.

3. Вторым исключением из общего правила является воспроизведение баз данных или их существенных частей. О понятии базы данных см. комментарий к ст. 1260 ГК РФ. Понятие существенной части базы данных повторяется в ст. 1334 ГК РФ, однако однозначно Кодексом не определено. «Существенность» части материалов, по мнению В.О. Калятина, должна определяться по совокупности количественных и качественных критериев, т.е. с учетом как количества извлеченных из базы материалов, так и их значимости для базы данных. В частности, ценность базы данных может определяться нахождением в ее составе нескольких труднодоступных вне базы материалов, сопровождаемых в то же время множеством материалов, выполняющих, возможно, лишь служебную или иллюстративную функцию. В этом случае заимствование указанных основных материалов, составляющих незначительную долю в общем количестве материалов базы данных, должно быть признано переносом существенной ее части — из-за их значимости. Соответственно и снижение значения заимствованных материалов в базе данных будет приводить к тому, что граница количества «допустимого» заимствования будет смещаться в сторону увеличения числа таких материалов . Несущественная часть базы данных может быть использована в личных целях свободно.

———————————
Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008.

Директива ЕС от 11 марта 1996 г. «О юридической охране баз данных» не допускает извлечение и (или) неоднократное повторное и систематическое использование несущественных частей содержания базы данных, которые предполагали бы действия, противоречащие нормальному использованию этой базы данных, или которые причинили бы неоправданный ущерб законным интересам ее производителя.

4. Третье исключение заключается в том, что не допускается свободное воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 1280 ГК).

5. Четвертое исключение касается репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (см. комментарий к ст. 1275 ГК).

6. Пятое исключение является новеллой для российского законодательства и направлено прежде всего на запрет записи аудиовизуальных произведений в кинозалах. Как отмечается в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», публичным исполнением аудиовизуального произведения является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

7. Воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, — шестое исключение из общего правила — также не было предусмотрено Законом об авторском праве и смежных правах. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1245 ГК РФ вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимается с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования (например, оборудования для изготовления лазерных дисков и компакт-дисков), не предназначенного для использования в домашних условиях.

Здравствуйте!

Можно ли свободно использовать произведения о Шерлоке Холмсе? Можно ли нарушить чьи-нибудь права, исполняя классическую музыку? Эти вопросы зачастую не имеют однозначного ответа, поскольку тонкости расчета срока действия исключительного права на произведение и порядок его перехода в общественное достояние зачастую по-разному регулируются в различных странах и даже в рамках одной страны менялись с течением времени. Но обо всем по порядку.

Как известно, в России срок действия исключительного права на объект авторского права составляет срок жизни автора и 70 лет с момента его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние. Переход в общественное достояние означает, что опубликованное произведение «может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 1282 ГК РФ). После этого такое произведение можно свободно издавать и распространять любым способом, делать его переводы и экранизации, не спрашивая разрешения наследников или иных бывших правообладателей. Единственное сохраняющееся ограничение – необходимо соблюдать личные неимущественные права, такие как право авторства, право автора на имя и право на неприкосновенность оригинального произведения (защита от искажений).

На данный момент 70-летний срок действия исключительного права на произведение установлен в большинстве стран. Бернская конвенция, к которой также присоединилось большинство стран, гарантирует минимальный срок действия исключительного права на произведения, равный 50 годам. Но так было не всегда, да и сейчас в некоторых странах национальными законами установлены иные сроки действия исключительного права (например, в США установлены более длительные сроки для некоторых видов произведений).

При этом той же Бернской конвенцией установлено, что срок действия исключительного права определяется законом страны, в которой истребуется охрана произведения. Но такой срок не может превышать срок охраны произведения в стране его происхождения (принцип страны происхождения), если законодательством страны, в которой истребуется охрана, не предусмотрено иное. Соответственно, страны могут исключить применение этого принципа в своем национальном законодательстве.

Получается, что, поскольку срок и объем предоставляемой защиты произведения зависит от конкретной страны, произведение переходит в общественное достояние не одновременно во всем мире, а в каждой стране отдельно. При определении, находится ли произведение в общественном достоянии, страны руководствуются собственным национальным законодательством. В результате может возникнуть путаница.

Шерлок Холмс

Давайте посмотрим, например, на Шерлока Холмса. Произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе были опубликованы в период с 1887 года (повесть «Этюд в багровых тонах») до 1927 года (сборник рассказов «Архив Шерлока Холмса»). Сам Артур Конан Дойл скончался в 1930 году.

Современное российское законодательство устанавливает (ст. 1281 ГК РФ), что срок действия исключительного права на произведения по общему правилу действует в течение жизни автора и после его смерти 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (с некоторыми оговорками: срок увеличивается на 4 года, если автор работал во время Великой Отечественной Войны или участвовал в ней, а если произведение было впервые опубликовано после смерти автора – 70 лет с момента его публикации).

При этом ранее действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливал более короткий срок действия исключительного права – 50 лет с момента смерти автора. Когда была введена 4 часть Гражданского кодекса, установили еще одно правило, в соответствии с которым если срок действия в 50 лет истек до 1 января 1993 года, то произведение считается окончательно перешедшим в общественное достояние и исключительное право на него не восстанавливается (а если, например, срок истек после 1993 года, то ситуация может быть иной). Таким образом, книги о Шерлоке Холмсе перешли в общественное достояние в России начиная с 1981 года (поскольку были опубликованы до момента смерти автора).

В США сложились немного другие правила, в силу отличающейся истории реформации американского законодательства об авторском праве от российской.

Произведения, которые были созданы, а также опубликованы или зарегистрированы1 после 1 января 1978 года, охраняются так же, как в России, в течение всего срока жизни автора и 70 лет с момента смерти автора. Произведения, созданные до 1923 года, находятся в общественном достоянии. На произведения, созданные после 1923 года, но до 1978 года, исключительное право действует в течение 95 лет со дня опубликования2, если авторские права были продлены на 28 год после публикации3.

Применительно к произведениям о Шерлоке Холмсе в США возникла интересная ситуация, когда часть произведений (созданных до 1923 года) перешли в общественное достояние, а другая часть (10 рассказов из упомянутого мною сборника «Архив Шерлока Холмса») продолжают охраняться авторским правом. Более того, долгое время считалось что повести и рассказы о Шерлоке Холмсе, созданные до 1923 года, все равно продолжают охраняться авторским правом, поскольку они неразрывно связаны с рассказами, опубликованными после 1923 года, и вместе формируют единый образ Шерлока Холмса. Разбираться с этой проблемой пришлось в суде. В 2013 году суд северного округа штата Иллинойс рассмотрел иск писателя Лесли Клингера (автор собственных производных рассказов о Шерлоке Холмсе) к компании Conan Doyle Estate Ltd. (компания, администрирующая права на произведения Конан Дойла, в том числе собирающая лицензионные платежи). Писатель требовал признать, что все произведения о Шерлоке Холмсе находятся в общественном достоянии, а потому могут свободно использоваться, в том числе для создания производных произведений. Компания наоборот утверждала, что все произведения о Шерлоке Холмсе продолжают охраняться авторским правом, поскольку последние из них были опубликованы после 1923 года.

Суд пришел к выводу4, что произведения о Шерлоке Холмсе, опубликованные до 1923 года, действительно находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться другими лицами. Авторскими правами охраняются только произведения, опубликованные после 1923 года. Сам образ Шерлока Холмса и других персонажей также может использоваться другими лицами, за исключением тех деталей, которые упоминаются в рассказах, опубликованных после 1923 года (например, о второй жене и спортивных достижениях доктора Ватсона).

Следует отметить, что истечение сроков действия исключительного права на оригинальное произведение не влечет переход в общественное достояние производных произведений – в частности экранизаций и переводов. По тому же Шерлоку Холмсу создано множество экранизаций (включая фильмы Гая Ричи, знаменитый британский сериал «Шерлок», сериал «Элементарно»), каждая из которых является хотя и производным, но при этом отдельным аудиовизуальным произведением, исключительные права на которые охраняются в течение жизни автора и 70 лет с момента его смерти. При этом авторами аудиовизуальных произведений по российскому законодательству (п. 2 ст. 1263 ГК РФ) являются режиссер, автор сценария и композитор. Соответственно, такие произведения перейдут в общественное достояние по истечении 70 лет с момента смерти последнего из авторов (в силу п. 1 ст. 1283 ГК РФ). Опять же, это применительно к России. В США на произведения, созданные по заказу (например, на фильмы, созданные по заказу киностудии), исключительные права действуют в течение 120 лет с момента создания или в течение 95 лет с момента публикации, в зависимости от того, какой срок наступит раньше5.

Кстати, как известно, в СССР в 80-е годы также была создана знаменитая экранизация произведений Конан Дойла, с Василием Ливановым в роли Шерлока Холмса. И если вы думаете, что эта экранизация находится в общественном достоянии и ее можно свободно использовать, то вы ошибаетесь.

В ГК РСФСР, действовавшем на момент создания экранизации, было установлено (ст. 498 ГК РСФСР), что авторские права, принадлежащие организации, действуют бессрочно (понятия «исключительное право» тогда не было). При реорганизации авторские права переходили правопреемнику, а при ликвидации организации – непосредственно государству. На тот момент это было логично, поскольку собственником всех организаций в СССР и так являлось государство. А когда уже в России принимали 4 часть Гражданского кодекса, было установлено6, что авторские права таких юридических лиц действуют в течение 70 лет с момента правомерного обнародования произведения. Таким образом, права на советскую экранизацию Шерлока Холмса действуют и будут действовать до 2049 – 2056 года (срок отличается, поскольку серии выпускались в разное время). Отдельный вопрос – кому принадлежат такие права. Первоначально экранизация осуществлялась киностудией «Ленфильм», у которой, соответственно, возникли права на экранизацию в силу специальной нормы советского законодательства об авторских правах на кинофильмы (ст. 486 ГК РСФСР). Но, насколько известно из СМИ, права на произведения, принадлежащие Ленфильму, несколько раз продавались и перепродавались. Возможно, сейчас права на советскую экранизацию Шерлока Холмса принадлежат компании «ТВИН»7.

Следует отметить, что отдельным исключительным (смежным) правом на исполнение обладают также актеры, участвующие в таких экранизациях. Срок действия исключительного права на исполнение несколько короче – 50 лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было осуществлено исполнение (ст. 1318 ГК РФ). Исполнитель – актер в течение всего срока действия исключительного права может, например, разрешать или запрещать использование своего образа в производных произведениях, например, если образ конкретного актера будет использован в рекламе или компьютерной игре.

Выпуск ЭЦП для юридических лиц специальные цены для гостей и участников Регфорума Срок изготовления не более 30 минут. Работаем со всеми регионами России. Отчетность Такснет, Стэктраст, Сбис специальные цены для гостей и участников Регфорума Ключ входит в стоимость. Работаем со всеми регионами России.

Классическая музыка

Вообще, право на исполнение приобретает огромное значение при разрешении вопросов об использовании музыкального произведения. Как известно, авторским правом охраняется именно объективная форма, в которой выражено произведение. В том случае, если музыкальное произведение выражено, например, в виде нотной записи, то в отношении произведения в такой форме действуют только авторские права композитора. Если же произведение исполнено, то у его исполнителя или исполнителей возникает смежное право на исполнение, то есть на осуществленное воспроизведение звуков музыкального произведения. А если произведение при этом было записано, то у лица, организовавшего такую запись, также возникают смежные права на фонограмму – то есть, на зафиксированную звуковую дорожку. Исключительные права композитора при этом продолжают действовать во всех этих случаях. Равно как и смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы продолжают действовать, даже если срок действия исключительных прав истек и произведение перешло в общественное достояние.

Можно рассмотреть всю эту систему на примере классической музыки. Так, например, произведения Петра Ильича Чайковского в настоящий момент перешли в общественное достояние, поскольку срок действия исключительных прав (70 лет с момента смерти автора) истек. Тем не менее, например, у Дениса Мацуева и оркестра Мариинского театра возникли смежные права на исполнение первого и второго Концертов для фортепиано с оркестром, которые были ими исполнены в 2014 году. А у Мариинского театра, организовавшего запись данного исполнения, возникли смежные права на созданную фонограмму8. Что интересно, если в исполнении участвовал коллектив исполнителей, например, как в приведенном нами случае, оркестр Мариинского театра, то осуществление этих прав осуществляется руководителем коллектива исполнителей (или всеми исполнителями совместно, если руководитель не выбран). При этом отдельный участник коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить использование своей части исполнения, если все эти части неразрывно связаны друг с другом.

То есть получается, что, хотя сами Концерты Чайковского перешли в общественное достояние, распространение записи исполнения Мацуевым этих концертов будет нарушать исключительное право Мацуева на исполнение (если осуществляется без его согласия). А распространение звукозаписи этих Концертов в исполнении Мацуева будет нарушать исключительные права уже самого Мариинского театра на фонограмму.

Enigma

Или, например, (если отойти от классической музыки), есть группа Enigma9. В рамках группы есть один автор идеи и композитор (Мишель Крету) и огромное количество приглашенных музыкантов-исполнителей. В результате авторские права на композиции группы принадлежат автору-композитору. Исполнителям при этом принадлежат права на их часть исполнения. А лейблу – британской звукозаписывающей компании Virgin Records – принадлежат исключительные права на записанные ею песни.

На практике часто возникают интересные ситуации, когда, например, Youtube или Facebook блокирует видеоролики, содержащие запись классической музыки, перешедшей в общественное достояние, даже если на самом деле музыку исполняет автор самого видеоролика. Происходит это из-за того, что алгоритм таких систем видит сходство между музыкой, содержащейся в видео, и предоставленной правообладателем фонограммой. Несмотря на то что такое сходство очевидно будет возникать, если исполняется одно и то же произведение, и это не будет являться нарушением, сервисы и правообладатели неохотно, но разблокируют видеоролики в таких ситуациях.

Примером такой ситуации может служить история музыканта Джеймса Роудса10, который выложил в Facebook запись собственного исполнения Баха. Запись была заблокирована по жалобе Sony Music, которая заявила, что 47 секунд записи принадлежат компании. В результате запись была разблокирована только после долгих споров и под давлением общественности.

Поскольку алгоритмы работают автоматически, а видеохостинги и социальные сети неохотно идут на разблокировку, сделать что-то в такой ситуации можно только или с помощью привлечения внимания общества, или в судебном порядке.

Вывод – будьте крайне осторожны с использованием произведений, даже если они уже формально находятся в общественном достоянии. Помните про права на производные произведения (экранизации и переводы), права исполнителей, права звукозаписывающих компаний (если речь о музыке).

1 Не удивляйтесь, в США существует добровольная процедура регистрации произведений и прав на него, дающая правообладателю некоторые преимущества

3 Опять же, не удивляйтесь – раньше в США правообладатели должны были продлевать права на произведение после истечения 28 лет действия с момента его опубликования

6 Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Оставьте комментарий