14 43

Дело № 5-53/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Санкт-Петербург, 24 апреля 2017 года

ул. 13-я Красноармейская, д. 17Б

Судья Ленинского районного суда Санкт-Петербурга Ткачева О.С., с участием защитника . адвоката ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № в отношении

ИП ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, , зарегистрированного ИП по адресу: Санкт-Петербург, , к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга поступили материалы дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – «Протокол»), составленный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах СПб (далее – «Роспотребнадзор») в отношении , свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФИО9″).

Согласно Протоколу, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, а именно: ДД.ММ.ГГГГ из отдела учета и регистрации (Эпидбюро) в территориальный отдел поступила информация о том, что 09.01.2017г. ЦУКС зарегистрированы сведения о трех случаях отравления с летальным исходом по адресу: г. Санкт-Петербург, , предположительно произошедшие в результате употребления стеклоомывающей жидкости » Данная информация размещена также в средствах массовой информации. В связи с выявлением факта реализации стеклооомывающей жидкости в магазине ИП ФИО1 по адресу: ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № по ст. 6.3 КоАП РФ. Образцы спиртосодержащей стеклоомывающей жидкости -30 0 С, отобранные в магазине ИП ФИО1 по адресу: Санкт-Петербург, были направлены в ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» для исследования на санитарно-химические и токсикологические показатели, маркировку.

ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел из ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» поступили результаты санитарно-химических исследований спиртосодержащих товаров бытовой химии, отобранных в магазине ИП ФИО1 (вх.№). На основании санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненной ФГУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», стеклоомывающая жидкость -30 0 С по результатам санитарно-химических исследований не соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № (глава II, раздел 5) (Экспертное заключение №ДД.ММ.ГГГГ.16.06 от ДД.ММ.ГГГГ аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»).

ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» поступили результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы спиртосодержащих товаров бытовой химии, отобранных в магазине ИП ФИО1 (вх.№ от 15.02.2017г.) На основании санитарно-эпидемиологической экспертизы и результатов лабораторных исследований, выполненных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» стеклоомывающая жидкость -30 0С по массовой доле метанола и маркировке не соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № (глава II, раздел 5) (Экспертное заключение №ДД.ММ.ГГГГ.16.06 от ДД.ММ.ГГГГ аккредитованной лаборатории ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу раздела 5 главы 2 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299, содержание метанола (массовая доля) в средствах бытовой химии по уходу за автомобилями должно быть не более 0,05%.

Согласно разделу 5 пункту 1.3.1 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» товары бытовой химии не должны причинять вреда здоровью человека, окружающей среде при использовании по назначению с учетом разработанных защитных мер и должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.

Разделом 5 пунктом 1.3.3 названного решения предусмотрено, что безопасность товаров бытовой химии обеспечивается составом и рецептурой продукции, с учетом назначения и способа применения и достаточность разработанных защитных мер.

В соответствии со ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан.

Пунктом 1 статьи 36 названного Закона установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статей 11 и 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главе II раздела 5 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) «Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации», утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, продавец обязан, в том числе реализовывать продукцию, соответствующую по своим свойствам и показателям санитарно-эпидемиологическим требованиям (в стеклоомывающих жидкостях допускается содержание метанола не более 0,05%), реализовывать продукцию с документами, подтверждающими безопасность продукции (прошедшей государственную регистрацию), обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Вышеперечисленное является нарушение требований ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О Техническом регулировании», ст.ст. 1, 2, 11, 13 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (глава II, раздел 5), раздела III СП 2.3.3.2892-11 «Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом».

Действия ИП ФИО1 квалифицируются по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Дело принято к производству судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга – по месту проведения административного расследования.

Защитник ИП ФИО1 адвокат ФИО3 в судебное заседание явился, против удовлетворения требований Роспотребнадзора возражал, ранее представил в материалы дела Заявление от ДД.ММ.ГГГГ с обоснованием своих доводов.

ФИО1, давая пояснения по факту административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что вину в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ не признает. Стеклоомывающую жидкость приобрел для личных нужд, хранил на складе, так как приобрел ее в количестве 45 штук через сайт «Авито», чтобы хватило на сезон с ноября по апрель, на витрине жидкость не находилась. Реализацию не осуществлял. Одну банку передал должностному лицу Роспотребнадзора по их требованию для проведения экспертизы.

Должностное лицо Роспотребнадзора, допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании, ФИО4 дала показания о том, что во исполнение Указа Президента РФ сотрудники Роспотребнадзора стали мониторить ситуацию с реализацией стеклоомывающей жидкости «дед мороз» на предмет возможного в ней содержания метанола. Так выявили, что ИП ФИО1 осуществляет реализацию указанной стеклоомывающей жидкости «дед мороз». Переданная ФИО1 канистра с жидкостью был исследован экспертом. Специалистом экспертом при проведении исследования было установлено наличие метанола.

Свидетель ФИО5 (должностное лицо Роспотребнадзора), допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дал показания о том, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с другими сотрудниками Роспотребнадзора, они пришли в магазин ИП ФИО1, в рамках мониторинга, согласно Приказу Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. ФИО5 осмотрел витрины магазина, а затем попросил продавца (ИП ФИО1) показать ему омывающую жидкость, которая стояла за прилавком, без ценника, вне поля зрения покупателей. В ответ на это ИП ФИО1 показал ему канистру с жидкостью и озвучил её стоимость, стоимость свидетель ФИО5 не помнит. После этого, сотрудники Роспотребнадзора предъявили служебные удостоверения и потребовали провести осмотр магазина. ИП ФИО1 отказался проводить осмотр магазина, после чего сотрудники Роспотребнадзора вызвали полицию. После визита сотрудников полиции, ИП ФИО1 согласился провести осмотр магазина.

На вопрос защитника «Проводилась ли контрольная закупка жидкости свидетель ФИО5 ответил: «Нет, не проводилась».

Допрошенный в судебном заседании ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ дал показания о том, что он, иногда у ФИО1 приобретает автозапчасти. При обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении находился в торговом павильоне ИП ФИО1 по адресу: Санкт-Петербург, . Реализация стеклоомывающей жидкости представителю Роспотребнадзора не осуществлялась. Каким образом ФИО1 организует работу не знает. Сотрудники Роспотребназдора зашли в помещение магазина ИП ФИО1, осмотрели магазин, после чего один из сотрудников ФИО5 попросил ИП ФИО1 показать ему канистру с жидкостью , которая стояла без ценника, за прилавком, вне поля зрения покупателей, ИП ФИО1 достал канистру и сообщил, что она не продается, а это его личная жидкость. После чего, сотрудники Роспотребнадзора предъявили служебные удостоверения и предложили провести осмотр магазина. ИП ФИО1 отказался проводить осмотр магазина, тогда сотрудники Роспотребнадзора вызвали полицию. После приезда сотрудников полиции, ИП ФИО1 согласился провести осмотр магазина.

Выслушав позицию защитника юридического лица, выслушав показания свидетелей ФИО4, ФИО7, ФИО6, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ наступает за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Часть первая статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ состоит в совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены умышленно.

Содержащийся в части 2 состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны наступление вследствие совершения противоправных действий, описанных в ч. 1 рассматриваемой нормы, негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Исходя из протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что поводом для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО1 послужила информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ ЦУКС зарегистрированы сведения о трех случаях отравления с летальным исходом по адресу: г. Санкт-Петербург, , предположительно произошедшие в результате употребления стеклоомывающей жидкости «Дед мороз».

Протоколом об административном правонарушении должностным лицом выявлен факт реализации стеклоомывающей жидкости в магазине ИП ФИО1

В процессе рассмотрения дела по существу, судом был допрошен ИП ФИО1, который пояснил, что не реализовывал указанную жидкость, а она была приобретена для личного использования им, как физическим лицом.

Также в ходе рассмотрения дела были допрошены свидетели ФИО10 и ФИО5 Указанные свидетели являлись понятыми при составлении Протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов ДД.ММ.ГГГГ №.

Оба свидетеля указали, что жидкость находилась в торговом зале в кол-ве 1 (Одна) канистра, вне поля зрения покупателей, без ценника, на полу за прилавком, а остальные канистры с жидкостью находились на складе.

Сам ИП ФИО1 утверждает, что показал жидкость сотруднику Роспотребназдора ФИО7, однако сказал, что это его личная жидкость и она не продается. После предъявления удостоверений сотрудниками Роспотребнадзора, он заподозрил, что это не настоящие сотрудники Роспотребнадзора, а мошенники, в результате чего, сотрудники Роспотребнадзора вызвали полицию. Приехавшие в магазин ИП ФИО1 сотрудники полиции сообщили ИП ФИО1, что перед ним действующие сотрудники Роспотребнадзора, их требования законные и эти требования надо исполнять. Из-за этого, ИП ФИО1 согласился провести осмотр магазина.

Между тем, суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО7 в части реализации жидкости ИП ФИО1, в силу того, что ФИО5 является действующим сотрудником Роспотребнадзора и участвовал в качестве проверяющего, при проведении проверки магазина ИП ФИО1, а также в силу того, что его показания в этой части не совпадают с показаниям свидетеля ФИО6, который не является заинтересованным лицом, в рассматриваемом деле.

На основании ст. 16.1. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» выявить факт реализации товара можно только с помощью контрольной закупки, поскольку реализация товара является сделкой.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

В соответствии с ч. 6 ст. 16.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, о проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка.

В соответствии с ч. 7 ст. 16.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.

Вместо контрольной закупки, должностным лицом Роспотребнадзора проведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен Протокол №.

Таким образом, не установлен факт реализации стеклоомывающей жидкости ИП ФИО1.

Являющийся приложением к Протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек выдан ДД.ММ.ГГГГ ИП , а не ИП ФИО1. Свидетель ФИО6 объяснил происхождение печати ИП ФИО1 на чеке ИП тем, что ИП ФИО1 обязали поставить печать на чек сотрудники Роспотребнадзора, и ИП ФИО1 исполнил данное требование.

Более того, материалами дела не установлена причинно-следственная связь между предполагаемой реализацией стеклоомывающей жидкости ИП ФИО1 и наступлением последствий в виде причинения вреда здоровью, либо создания угрозы причинения вреда, что является обязательным условием для квалификаций действий по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку состав данного административного правонарушения характеризуется как материальный.

Между тем, ИП ФИО1 представлены в материалы дела договоры с различными организациями и накладные к этим договорам. По этим договорам, которые ФИО1 заключил именно в качестве индивидуального предпринимателя, а не в качестве физического лица, ИП ФИО1 получает стеклоомывающую жидкость различных видов, после чего реализует её в своем магазине. Из представленных Договоров не следует, что ИП ФИО1 приобретал для реализации жидкость «.

Как следует из пояснений ИП ФИО1, жидкость » приобретал через сайт «Авито».

В копии сертификата соответствия № продукция стеклоомывающей жидкости, в том числе соответствует требованиями нормативных документов №

Копия протокола взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения.

Пробы и образцы ДД.ММ.ГГГГ стеклоомывающей жидкости » взяты с нарушением требований Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Изложенные выше документы не могут быть приняты судом как доказательства вины ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП Р в силу положений ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в действиях ИП ФИО1 представленными доказательствами не установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Более того, приобретая жидкость для личного использования, ФИО1 проявил должную осмотрительность и получил вместе жидкостью Сертификат соответствия № на жидкость , действительный с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Подлинность Сертификата Роспотребнадзором не опровергнута. Исходя из информации, указанной в Сертификате соответствия, а также на этикетке стеклоомывающей жидкости и не обладая специальными химическими познаниями, ФИО1 не мог знать о несоответствии жидкости каким-либо требованиям действующего законодательства.

Должностным лицом Роспотребнадзора, при проведении проверки ИП ФИО1 существенно нарушена процедура привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу.

Кроме того, мероприятие Роспотребнадзора фактически носило характер внеплановой проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

На основании подпунктов «а» и «б» пункта 2.1. ч. 2 ст. 10 Федерального закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На основании п. 12 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», после завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что проверка ИП ФИО1 была согласована с Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга. Никаких Актов по итогам проверки Роспотребнадзором не составлялось и в Прокуратуру не направлялось.

На основании изложенного, суд приходит к выводам о том, что доказательства, представленные Роспотребнадзор получены по рассматриваемому делу с нарушением закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24.5, 26.2., 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу ИП ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ прекратить по п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи жалобы в течение 10-ти дней с момента получения копии постановления.

В Беларуси пересмотрены меры ответственности за нарушение требований технических регламентов. Поправки в КоАП и Уголовный кодекс вступят в силу с 23 августа 2016 года.

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 407-З усилит меры ответственности изготовителей (импортеров) за выпуск (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также необоснованное принятие документов об оценке соответствия.

Так, в новой редакции статьи 16.8 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции – повлечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин. Административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня его обнаружения.

Справочно. Сейчас нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

С 23 августа изменятся меры ответственности за реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь либо сертификата соответствия или декларации о соответствии, оформленных по единой форме, или с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Штраф за такие нарушения составит до пятнадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления – до трехсот базовых величин; на юридическое лицо – до ста процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления – до пятисот базовых величин.

Невыполнение правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, в том числе неправомерное принятие декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, Евразийского экономического союза либо с использованием сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, действие которых приостановлено, – влекут наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин, на ИП – до ста процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления – до трехсот базовых величин; на юридическое лицо – до ста процентов от стоимости реализованной продукции, а при невозможности ее установления – до пятисот базовых величин.

Внесены дополнения и в Уголовный кодексе Республики Беларусь в части наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности заболевания или отравления людей. Такие нарушения будут наказываться штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

За то же нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человека, установлено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Техническое регулирование

Основные НПА

— Технические регламенты
— Договор о ЕАЭС
— Протокол о техническом регулировании

Решения ЕЭК:
№ 526 • № 293 • № 294 • № 299 • № 41 • № 44

Услуги IFCG

— Сертификат соответствия ТР ЕАЭС
— Декларация о соответствии ТР ЕАЭС
— Сертификат и Декларация ГОСТ Р
— Свидетельство о государственной регистрации
— Разработка маркировки продукции

Правовые основы обязательной сертификации

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ответственность за несоблюдение правил и требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а также за недостоверную (необоснованную) сертификацию устанавливается национальным нормативно-правовыми актами стран-членов Союза.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности, а также некоторые обязанности сторон закреплены в технических регламентах Таможенного союза/Евразийского экономического союза (на середину 2017 года принято уже 42 регламента). Более детально права и обязанности заявителей и органов по сертификации содержатся, как и было сказано выше, в нормативно-правовых актах стран-членов ЕАЭС.

В Российской Федерации права и обязанности сторон в области сертификации установлены прежде всего Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом также установлены виды разрешительных документов, подтверждающих соответствие качества и безопасности продукции (Сертификат, Декларация).

Наличие Сертификата соответствия или Декларации о соответствии либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей, продавцов, поставщиков, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие таких документов при выпуске товаров в обращение грозит нарушителям административной или уголовной ответственностью в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом (УК) РФ.

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия регламентированы в статье 28 Федерального закона «О техническом регулировании».
Так, заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель обязан:

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая не соответствует требованиям технических регламентов.

Важно также помнить, что при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на территорию России в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявитель (уполномоченное заявителем лицом) обязан предоставить декларацию о соответствии или сертификат соответствия, а в сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата/декларации.

В Технических регламентах Таможенного союза/ЕАЭС также устанавливаются некоторые обязанности заявителя (изготовителя) такие, как хранение протоколов испытания, технических условий на товар (при наличии), эксплуатационных документов, контракта (договора на поставку) или иную товаросопроводительную документацию. Так, например, при сертификации партии средств индивидуальной защиты согласно ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» документы должны храниться у импортера (поставщика) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии, а при сертификации продукции легкой промышленности согласно ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» — в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии. Данные документы могут быть затребованы органам государственного контроля (таможня, налоговая).

Права и обязанности аккредитованных органов (лабораторий) по сертификации

Прежде всего в задачи аккредитованных органов по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции,проведение испытаний продукции и т.д.

Специалисты таких органов проверяют:

  • правильности всех документов, предоставляемых заявителем (в том числе регистрационные и учредительные документы);
  • соблюдения требований, установленных в технических регламентах;
  • правильности подобранных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров;
  • достоверности результатов испытаний образцов продукции;
  • и т.д.

Аккредитованные органы по сертификации и должностные лица (эксперты) таких органов, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской.

Ответственность сторон

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также органы по сертификации и испытательные лаборатории несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» посвящена степени ответственности и видам наказания в области предпринимательской деятельности, в том числе связанной с процессом сертификации продукции:

  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Ниже представлена общая таблица правонарушениями сторон в области сертификации и видами наказаний (максимальные) за них.

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • на граждан – штраф до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения
Статья 14.43.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • на юридических лиц — штраф до 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение с конфискацией предметов административного правонарушения/ административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 14.43.1.
Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • на должностных лиц – штраф до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей
Статья 14.44.
Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рубле
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей
Статья 14.45.
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц штраф – до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – до одного миллиона рублей
Статья 14.46.
Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
Статья 14.46.1.
Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – штраф до пятисот тысяч рублей.

При повторном совершение административного правонарушения:

  • на индивидуальных предпринимателей — штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц — штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 14.46.2

Административная ответственность аккредитованного сертификационного органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 14.47 КоАП РФ. Так, за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании или с нарушением установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия в большинстве случаев взимается штраф как с должностных лиц сертификационного органа, так и с самого юридического лица.

Ответственность испытательных лабораторий за представление недостоверных результатов исследований (испытаний) установлена в статье 14.48 КоАП РФ (должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, юридическому лицу – штраф).

Кроме того, в Уголовном кодексе РФ (ст. 238) установлена уголовная ответственность за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности. По субъектами ответственности являются работники органов по сертификации, а также сотрудники юридических лиц-заявителей.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа (до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет), либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 10 лет.

При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, без представления в таможенные органы информации об этих документах равно как представление недействительных документов в соответствии со статьей 16.2 п.3 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечания

  1. За исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции
  2. ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
  3. ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
  4. Глава 14. КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  5. Статья 238. УК РФ Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
  6. Статья 16.2. КоАП РФ Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

См. также

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
  • Что такое Технический регламент Таможенного союза/Евразийского экономического союза?
  • Технические регламенты Таможенного союза и формы оценки соответствия

Ссылки

  • Уголовный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Евразийская экономическая комиссия

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

Оставьте комментарий