17 7 КоАП РФ

Новая редакция Ст. 17.8 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 17.8 КоАП РФ

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава. До внесения изменений Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ в ней шла речь о воспрепятствовании законной деятельности судебного пристава-исполнителя. Внесенные изменения свидетельствуют о намерении законодателя распространить ее и на случаи воспрепятствования законной деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава может выражаться в любых действиях (или бездействии), мешающих судебным приставам исполнять свои обязанности, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах».

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

Необходимо отметить, что ст. 87 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с послед. изм.) установлена ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Указанная статья конкурирует со ст. 17.8 КоАП.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 1.1 КоАП «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Исходя из данной нормы, КоАП является единственным актом федерального уровня, устанавливающим административную ответственность. Однако Верховный Суд Российской Федерации в своем Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2002 г. (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12 марта 2003 г.) указал, что «Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 2 признает утратившими силу с 1 июля 2002 года в связи с введением в действие КоАП некоторые нормативно-правовые акты. Норма Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающая ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, не входит в перечень актов, утративших силу в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому положения ст. 87 названного Закона действуют и после вступления в силу указанного Кодекса». Кроме того, уже Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп. от 25 мая 2006 г.) указал, что в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП (часть 3 статьи 1.7 КоАП).

Хотя данное разъяснение Верховного Суда критикуется некоторыми комментаторами <158>, представляется, что по сути оно является верным. Кодифицированный акт является лишь формой, в которой могут приниматься федеральные законы, поэтому он не имеет большей юридической силы по сравнению с ними. Данный вывод, в частности, сформулирован в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 182-О. Поэтому в данном случае имеет место коллизия двух норм равных по юридической силе нормативных актов — сформулированных в ч. 1 ст. 1.1 КоАП (общая норма) и в ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (специальная норма). Исходя из общего правила разрешения юридических коллизий, в данном случае должна действовать специальная норма.
———————————
<158> См.: Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. М.: Юстицинформ, 2006.

Другой комментарий к Ст. 17.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Деятельность судебных приставов регулируется значительным количество нормативных правовых актов, основными же являются федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Судебные приставы, в зависимости от исполняемых обязанностей, подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье речь идет о судебных приставах-исполнителях; приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, в данный состав не входят.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей определяются ст.12 Федерального закона о судебных приставах. Их основная задача — принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

2. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

Статья 87 Федерального закона об исполнительном производстве предусматривает ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве.

За перечисленные деяния, а также за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства наступает ответственность. Виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом административному штрафу.

3. Необходимо отметить, что при наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

4. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением судебным приставом-исполнителем своей деятельности, урегулированной законодательством.

5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.17.8 Кодекса, выражается в действии, т.е. граждане или должностное лицо своими действиями препятствуют законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей.

6. Субъектами правонарушения являются как граждане, так и должностные лица, причем те должностные лица государственных органов, органов местного управления, коммерческих структур и общественных формирований, которые своим деянием мешают или не допускают осуществление законной деятельности судебного пристава-исполнителя.

7. Перечисленные действия (воспрепятствование), как правило, совершаются правонарушителями умышленно.

Комментируемая ст. 17.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 5 УПК РФ:

— прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре;

— дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

— следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Перечень должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, установлен главой 23 КоАП.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона N 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки (п. 2 ст. 6 Закона N 2202-1).

Вместе с тем постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст. 34 Закона N 2202-1).

Кроме того, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 23 Закона N 2202-1).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (п. 2 ст. 23 Закона N 2202-1).

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения и обеспечены возможностью применения уголовно-процессуального принуждения.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ могут быть граждане и должностные лица.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПИСЬМО
от 30 июля 2012 года N 12/04-18275-ТИ
О реализации должностными лицами территориальных органов ФССП России полномочий административной юрисдикции в первом полугодии 2012 года

Управлением организации дознания и административной практики проанализирована работа должностных лиц ФССП России по реализации в первом полугодии 2012 года установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) полномочий.
Согласно статистической отчетности, в первом полугодии 2012 года должностными лицами ФССП России возбуждено 234747 дел об административных правонарушениях (далее — дело), что на 2% больше по сравнению с первым полугодием 2011 года (227870 дел).
По отдельным статьям КоАП РФ о правонарушениях, подведомственных ФССП России, отмечаются следующие результаты работы по количеству возбужденных дел:

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что значительно снизилась выявляемость административных правонарушений, подведомственных ФССП России, за исключением правонарушений, предусмотренных ст.13.26 КоАП РФ и ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Таким образом, руководителями территориальных органов ФССП России не уделено достаточного внимания реализации полномочий в сфере административной юрисдикции по таким составам административных правонарушений, как неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, непредоставление информации для составления списков присяжных заседателей, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и др.
Лучшие результаты в работе по выявлению административных правонарушений в отчетном периоде достигнуты управлениями ФССП России по Республике Бурятия, Ставропольскому краю, Владимирской, Мурманской, Омской областям, в которых отмечается значительный прирост выявленных административных правонарушений.
По сравнению с аналогичным периодом 2011 года допустили значительное снижение выявляемости административных правонарушений должностные лица управлений ФССП России по Белгородской (правонарушений выявлено на 44,3% меньше), Калининградской (на 58,8%), Московской (на 61,5%), Тверской (на 47,7%), Челябинской областям (на 47,2%), Санкт-Петербургу (на 40,6%).
Причиной снижения выявляемости административных правонарушений является неэффективная работа заместителей руководителей территориальных органов ФССП России, курирующих данное направление деятельности, неудовлетворительная работа подразделений организации дознания и административной практики, направленная на обучение судебных приставов по вопросам выявления и документирования административных правонарушений.
Следует отметить, что, несмотря на увеличение в два раза выявления правонарушений в сфере своевременности доставки (вручения) судебных извещений, административных правонарушений, предусмотренных ст.19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», в отчетном периоде судебными приставами выявлено лишь четыре правонарушения. Это свидетельствует о том, что должностными лицами ФССП России представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, соответствующим должностным лицам не вносятся, исполнение их не контролируется и не отслеживается, т.е. профилактика административных правонарушений не осуществляется.
В отчетном периоде 139490 дел направлены на рассмотрение в суд. По результатам рассмотрения судьями по 116259 делам назначены следующие наказания:
административный арест применен в отношении 17529 лиц;
административный штраф применен в отношении 77668 лиц;
предупреждение применено в отношении 16069 лиц.
В связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений судьями объявлено 4280 устных замечаний.
Судьями прекращено 712 производств, из них 345 — за отсутствием события или состава административного правонарушения.
Наибольшее количество прекращенных судьями за отсутствием события или состава административного правонарушения дел, возбужденных должностными лицами ФССП России, приходится на дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, — 225 дел.
Анализ специальных донесений показывает, что дела прекращаются вследствие некачественной работы судебных приставов по документированию признаков административных правонарушений, формального исследования обстоятельств совершения административных правонарушений, отсутствия организации сопровождения материалов дел в суде.
Согласно статистической отчетности, в первом полугодии 2012 года должностными лицами ФССП России рассмотрено 89 268 дел об административных правонарушениях, что на 21109 (или на 23,6%) меньше, чем в аналогичный период 2011 года.
В отчетном периоде должностными лицами ФССП России рассмотрено 7451 дело по ст.13.26 КоАП РФ, 4 дела — по ст.17.8_1 КоАП РФ, 70952 дела по чч.1 и 3 ст.17.14 КоАП РФ и 10861 дело — по ст.17.15 КоАП РФ. Административные наказания должностными лицами ФССП России назначены 67183 гражданам, 8958 должностным лицам, 6694 юридическим лицам. 82835 дел (или 92,8% от их общего количества) рассмотрены должностными лицами ФССП России с назначением наказания в виде штрафа (прогнозное значение — 98%), что свидетельствует о низкой результативности применения мер административной ответственности к правонарушителям и формальном подходе к оценке их деяния.
Как показали проверки территориальных органов ФССП России, такая ситуация стала возможна в связи с тем, что начальниками отделов — старшими судебными приставами не организована работа по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в частности, в нарушение указаний ФССП России от 11.11.2011 N 12/04-27538-ВВ не определены дни недели, в которые осуществляется рассмотрение дел, не используются полномочия заместителей старших судебных приставов по рассмотрению дел, участники производств не уведомляются о месте и времени рассмотрения дел и т. д.
Отменено судами в порядке обжалования 44 постановления должностных лиц ФССП России (1 — по ст.17.4 КоАП РФ, 25 — по чч.1 и 3 ст.17.14 КоАП РФ, 17 — по ст.17.15 КоАП РФ), что составляет 0,05% от числа рассмотренных дел.
Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных судом с назначением административного наказания составляет 99,4%.
Вместе с тем в управлениях ФССП России по Приморскому краю, Калужской области, Чукотскому автономному округу, Москве этот показатель ниже среднего по ФССП России, что свидетельствует о снижении качества работы по привлечению правонарушителей к ответственности.
Наибольшее количество правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, по итогам работы за первое полугодие 2012 года выявляются управлениями ФССП России по Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Владимирской, Волгоградской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тамбовской областям, Чукотскому автономному округу, Санкт-Петербургу.
Всего должностными лицами ФССП России возбуждено 75155 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, по поступившим на исполнение 474290 исполнительным производствам, возбужденным по неисполненным постановлениям судей и должностных лиц ФССП России о назначении наказания в виде административного штрафа. Таким образом, процент привлеченных к ответственности лиц, не исполнивших постановление судьи в срок, установленный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, по ФССП России составляет 15,8%.
Процент выявления административных правонарушений по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в управлениях ФССП России по Карачаево-Черкесской Республике, Республике Татарстан, Приморскому краю, Астраханской, Московской, Самарской областям, Москве крайне низкий и составляет менее 6%, т.е. должностные лица названных территориальных органов ФССП России не реализуют полномочия административной юрисдикции.
Такая ситуация стала возможна в связи с тем, что начальниками отделов — старшими судебными приставами уделяется недостаточное внимание организации работы по данному направлению деятельности, отсутствует контроль движения материалов о взыскании административных штрафов по постановлениям судей и должностных лиц России, а также отсутствует сопровождение дел в суде.
Учитывая изложенное, необходимо:
изучить настоящее письмо с подчиненными должностными лицами;
принять исчерпывающие меры по реализации полномочий административной юрисдикции в отношении правонарушителей и привести в соответствие с требованиями КоАП РФ и указаниями ФССП России порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в структурных подразделениях;
по каждому факту прекращения судьями дел в связи с отсутствием состава административного правонарушения проводить оперативные совещания, на которых рассматривать причины такого прекращения и ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц;
организовать регулярное обучение личного состава порядку выявления, документирования административных правонарушений и рассмотрения дел об административных правонарушениях, подведомственных ФССП России.
Об изучении настоящего письма и принятых мерах сообщить в Управление организации дознания и административной практики до 15.08.2012 по адресу электронной почты: 4lpv@fssprus.ru (направление информации на бумажном носителе не требуется).

И. о. директора Федеральной службы
судебных приставов —
главного судебного пристава
Российской Федерации
Т.П.Игнатьева

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Бюллетень Федеральной службы
судебных приставов,
N 10, 2012 год

Оставьте комментарий