205 счет в бюджетном учете

По дебету какого счета (205.31. или 209.30) бюджетному учреждению следует отражать начисление доходов от возмещения арендатором затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг, если учреждением отдельно заключается договор аренды (например, нежилого помещения) и параллельно этому договору заключается договор на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов?

4 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

12 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, ответ С.С. Бычкова, государственного советника РФ 3-го класса, заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России на Вопрос: как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения-арендодателя отразятся операции по расчетам с арендатором по арендным платежам и возмещению расходов в части потребленных им коммунальных услуг?

Что учитывают на счете 205 в бюджетном учреждении

Согласно п. 197 Приказа № 157н счет 205 в бюджетном учете в 2019 году для бюджетных учреждений используется при учете следующих расчетов:

  • По доходным поступлениям, начисленным организацией по заключенным договорам или соглашениям.
  • По доходам, обусловленным выполнением субъектом возложенных на него функций.
  • По поступившим от контрагентов учреждения предоплатам.

Отражение сумм доходов выполняется по факту выполнения операций, независимо от момента оплаты (п. 3 Инструкции № 157н). В учете запись проводится по Д сч. 205 и кредиту счетов 40110, 40140 с обозначением кода финобеспечения и классификации доходов.

Обратите внимание! С 2019 года изменился учет целевых субсидий, теперь они учитываются на счете 205 52 или 205 62, смотрите примеры проводок.

При наличии дебиторских обязательств в инвалюте учет таких долгов осуществляется одновременно в соответствующей валюте и российских рублях. Момент признания поступлений – дата начисления суммы задолженности. Переоценку проводят на дату оплаты долга или возврата. Возникающие положительные курсовые разницы относятся на увеличение расчетов, отрицательные – на уменьшение. Суммы разниц списывают на финансовый результат текущего года.

Так как с 2019 года правила бухучета изменились, бухгалтера часто путаются в применении счетов 205 и 209, воспользуйтесь шпаргалкой и ведите учет без ошибок.

Группировка счета 205

Для уточнения вида бюджетных доходов осуществляется группировка расчетов. Классификация строится с учетом возложенных на учреждение функций и утвержденной сметы или плана ФХД (финансово-хозяйственная деятельность). Аналитика объектов учета строится по следующим видам расчетов:

  • 205 10 – в части налоговых платежей, таможенных и социальных взносов на обязательное страхование. Используется для отражения операций по различным налоговым поступлениям.
  • 205 20 – доходы от собственности. Аналитический счет 205 21 в бюджетном учреждении в 2019 году применяется для учета поступлений от операционной аренды. Кроме того, используются и другие бухсчета:
    • 205 22 – для финансовой аренды;
    • 205 23 – для доходов от использования природных недр;
    • 205 24 – для депозитных процентов, остатков средств;
    • 205 25 – для процентов по займам;
    • 205 26 – в части иных процентов;
    • 205 27 – в части дивидендов от инвестирования;
    • 205 28 – в части поступлений от неисключительных прав, обусловленных результатами средств индивидуализации и интеллектуальной деятельности;
    • 205 29 – в части прочих видов доходов от собственности.
  • 205 30 – предназначен для отражения поступлений от компенсации затрат или платного оказания услуг (выполнения работ). Счет 205 35 в бюджетном учете используется в целях учета условных арендных платежей. Дополнительно могут открываться следующие аналитические бухсчета:
    • 205 31 – при оказании (выполнении) платных видов услуг (работ);
    • 205 32 – при оказании учреждением услуг по программе ОМС (обязательное медстрахование);
    • 205 33 – в случае предоставления данных из госисточников или реестров.
  • 205 40 – этот счет предназначен для учета принудительных взысканий. К примеру, штрафов, неустоек, пеней и возмещения причиненного учреждению ущерба. Могут открываться следующие виды аналитических бухсчетов:
    • 205 41 – по штрафным санкциям за несоблюдение нормативных требований о закупках и за невыполнение контрагентом договорных условий;
    • 205 44 – при причинении ущерба имуществу организации, кроме сумм страховых возмещений.
  • 205 50 – предназначен для учета текущих поступлений средств безвозмездного характера. Аналитика строится по видам бюджета:
    • 205 51 – бюджетная система РФ;
    • 205 52 – национальные структуры, правительство зарубежных стран;
    • 205 53 – международные финансовые структуры.
  • 205 60 – предназначен для учета капитальных поступлений средств безвозмездного характера. Аналитика строится по видам бюджета:
    • 205 61 – бюджетная система РФ;
    • 205 62 – национальные структуры, правительство зарубежных стран;
    • 205 63 – международные финансовые структуры.
  • 205 70 – используется в целях отражения поступлений по операциям с активами учреждения. Применяются следующие виды аналитических счетов:
    • 205 71 – в бюджетном учете здесь отражаются доходы по операциям с ОС (основные средства);
    • 205 72 – для учета доходов от продажи НМА (нематериальные активы) учреждения;
    • 205 73 – при поступлениях от реализации активов непроизведенного типа;
    • 205 74 – при операциях по реализации МЗ (материальные запасы).
  • 205 80 – применяется в целях отражения прочих видов поступлений. При этом счет 205 83 в бюджетном учете используется для отражения полученных организаций субсидий на иные цели. Для капвложений предназначен сч. 205 84. А что относится к счету 205 81 в бюджетном учете? Это все невыясненные виды поступлений.

Используйте как шпаргалку в работе

Законодательство РФ разрешает бюджетным учреждениям применять дополнительную группировку расчетов и самостоятельно разработанные аналитические счета. Порядок ведения учета утверждается в учетной политике. В целях обеспечения полноты отражения операций аналитика поступлений ведется по видам доходов, суммам расчетов и контрагентам (или их группам). Документальным основанием для записей является карточка расчетов и журнал операций по доходам.

Оставьте комментарий