217 закон

Уходит в прошлое такое понятие, как дачное товарищество. Конечно, никто не запретит людям именовать себя дачниками, но с юридической точки зрения название «дачное товарищество» упраздняется.

Останутся только садоводческие и огороднические товарищества. Разница между ними существенная. В садоводческих можно строить жилые дома для постоянного проживания, а вот огороднические предназначены только для выращивания овощей и фруктов.

Устанавливается четкий принцип: одна территория — одно товарищество. «Если на одной территории садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) было создано второе юридическое лицо, но без земли, то это юрлицо подлежит ликвидации», — поясняет председатель Союза дачников Подмосковья, первый заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин.

Закон закрепил только два вида взносов: членские и целевые. До этого же существовало пять видов взносов: вступительные, членские, целевые, паевые и дополнительные! Как поясняет Чаплин, вступительные взносы вообще имели коррупционную составляющую. Так, если кого-то не хотели принимать в члены садоводческого товарищества, правление СНТ могло заломить слишком высокую планку. Плати, к примеру, 100 тысяч и вступай. И у человека сразу же отпадало желание.

Членские взносы можно расходовать, как и ранее, на хозяйственные нужды товарищества — на заработную плату членам правления, на налоги, взносы в фонды, вывоз мусора, охрану, благоустройство земель общего пользования. Целевые взносы могут расходоваться, по сути, на что угодно. Главное, заручиться решением общего собрания.

Членские взносы, которые обычно делаются раз в год, станут одинаковыми и у членов садоводческого или огороднического товарищества, и у индивидуальных садоводов-огородников. При этом расширяются права индивидуалов. Теперь они могут участвовать в общих собраниях членов объединений и голосовать по всем вопросам, связанным с периодичностью и величиной взносов. Но вот в выборах председателя и членов правления индивидуалы участия принимать по-прежнему не будут.

Если дачник больше двух месяцев после установленной даты не уплачивает членские или целевые взносы, его могут исключить из членов садоводческого или огороднического объединения. Такая норма содержится в статье 13 нового дачного закона. Но исключить из членов объединения можно только по решению общего собрания. При этом, как гласит закон, председатель товарищества не позднее, чем за месяц до дня проведения общего собрания, на котором планируется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества, направляет данному человеку предупреждение о недопустимости неисполнения обязанности по уплате взносов.

С 2019 года на всех дачах можно будет прописаться так же, как и на землях для индивидуального жилищного строительства. Как поясняет исполнительный директор Союза дачников Подмосковья Федор Мезенцев, основные критерии для прописки на даче следующие:

1) участок должен быть предназначен для ведения садоводства;

2) находиться в границах населенного пункта (категория «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения»);

3) дом должен соответствовать градостроительным требованиям — не выше 3 этажей и 20 метров; не разделен на квартиры;

4) иметь признаки капитального жилого помещения — надежные несущие конструкции и крышу, инженерные системы: электроосвещение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляцию, газоснабжение (в газифицированных районах).

Важный момент: дом должен быть оформлен в собственность и ему необходимо присвоить почтовый адрес (делается это через администрацию муниципалитета, на территории которого расположено садоводческое товарищество).

А вот доказывать факт того, что дачный дом является единственным жильем, не нужно. Если человек постоянно живет за городом, то ему удобнее и зарегистрироваться по месту фактического проживания, чтобы иметь возможность пользоваться всеми социальными услугами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которые не имеют жилого помещения по месту службы и которым не выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.

2. Утвердить прилагаемые Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

3. Установить, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе на осуществление деятельности в установленной сфере.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее -специализированное жилое помещение) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно — сотрудники, органы (учреждения).

2. Специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями).

3. Специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

4. Предоставление специализированного жилого помещения не является основанием для снятия сотрудника с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

5. Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику в виде отдельной квартиры (жилого дома), жилое помещение в общежитии — в виде отдельной комнаты (части комнаты), которые должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации.

6. Специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику в порядке очередности подачи рапорта о предоставлении специализированного жилого помещения на основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии органа (учреждения), утвержденного руководителем органа (учреждения), посредством заключения договор найма специализированного жилого помещения.

7. В случае перевода (перемещения) на новое место службы в другую местность сотрудника, замещающего должность от начальника отдела и выше (для сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — должность от заместителя начальника управления и выше), специализированное жилое помещение предоставляется ему в первоочередном порядке.

8. Специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику с учетом количества членов его семьи, проживающих совместно с ним и указанных в рапорте о предоставлении специализированного жилого помещения.

9. Жилое помещение в общежитии предоставляется сотруднику из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным частями 1, 3, 5 и 6 статьи 7 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. В случае невозможности предоставления сотруднику и членам его семьи служебного жилого помещения по установленным нормам допускается при его согласии предоставление меньшего по площади служебного жилого помещения.

11. Для рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения сотрудник представляет в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию органа (учреждения), в котором он проходит службу, следующие документы:

а) рапорт на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу;

б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги по месту жительства;

г) копия финансового лицевого счета с места жительства;

д) справка о сдаче специализированного жилого помещения по прежнему месту службы (в случае если такое жилое помещение ему предоставлялось);

е) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений по месту службы;

ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае если такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

12. Копии документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, заверяются в установленном порядке или представляются с предъявлением оригиналов.

13. Жилищная (жилищно-бытовая) комиссия органа (учреждения) рассматривает рапорт сотрудника и приложенные к нему документы в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.

Заверенная в установленном порядке выписка из протокола заседания жилищной (жилищно-бытовой) комиссии о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении либо об отказе в принятии на такой учет выдается или направляется этой комиссией сотруднику не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения такого решения руководителем органа (учреждения).

14. При изменении количества членов семьи сотрудника, а также при других обстоятельствах, в результате которых общая площадь специализированного жилого помещения не соответствует установленным нормам, сотруднику предоставляется другое специализированное жилое помещение в порядке, установленном настоящими Правилами.

15. Истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.

В течение последних 20 лет основным документом, регламентирующим деятельность некоммерческих объединений граждан, связанную с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, являлся Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

За последние 25 лет существенно изменились цели и задачи, стоящие перед владельцами участков в садоводческих объединениях: строятся жилые дома для круглогодичного проживания, развивается внутренняя инфраструктура объединений, увеличивается потребность в обеспечении их электрической и газовой мощностью.

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который заменил ранее действующее законодательство, а также призван упростить жизнь садоводов и огородников.

Рассмотрим изменения, которые произошли для садоводов и огородников со вступлением в силу закона.

Кого касаются изменения?

Закон касается граждан, которые ведут садоводство и огородничество для собственных нужд. Промышленное садоводство или сельское хозяйство в целом законом не затрагивается.

Организационно-правовая форма

Решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников. Ранее действовавший Закон № 66-ФЗ предусматривал девять различных вариантов объединений. Это вызывало сложности с определением правого положения и статуса объединений у садоводов и регулирующих органов. Новый закон установил одну организационно-правовую форму – товарищество собственников недвижимости и два вида такого товарищества — садоводческое товарищество и огородническое товарищество.

Садоводство и дачное хозяйство

Закон исключил из правового регулирования дачи и дачное хозяйство. С течением времени различия между садоводством и дачным хозяйством полностью стёрлись, что подтвердил в 2008 году Конституционный суд, указав на идентичность правовых режимов садовых и дачных земельных участков.

Прописка в садовых домах

Разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах. Закон позволяет строить на садовом участке жилой дом. Ранее возведенные жилые строения в силу закона также признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами. При этом если в силу закона жилое строение признается жилым домом, это не влечет последствий для гражданина в виде исключения из числа очередников, нуждающихся в жилых помещениях. Основные положения Закона предусматривают возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Соответствующий порядок урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации № 1653 от 24.12.2018 г.

Виды взносов

Осталось только два вида взносов – членские и целевые. Ушли в прошлое вступительные взносы, а также паевые и дополнительные, которые ранее уплачивались в потребительских кооперативах дачников, садоводов и огородников.

Взаимоотношения с садоводами и огородниками, не вступившими в товарищество

Изменен формат взаимоотношений с садоводами и огородниками, не вступившими в товарищество. Ранее эти взаимоотношения были исключительно договорными. Договоры заключались на разных условиях либо не заключались вообще, что впоследствии нередко приводило к судебным спорам. Сейчас предусматривается фиксированная плата для граждан, ведущих хозяйство без участия в товариществе, которая рассчитывается по правилам членских взносов. Теперь четко определена обязанность вносить плату. При расчете платы могут учитываться размер земельного участка и имеющиеся на нем объекты капитального строительства. Кроме того, для расчета размера взносов должно быть подготовлено финансово-экономическое обоснование. Указанные лица получили и новые права: они могут по ряду вопросов участвовать в общих собраниях и обжаловать решения собраний.

Управление общим имуществом

Повышена прозрачность управления общим имуществом. Применен механизм передачи имущества в общую долевую собственность по модели, аналогичной многоквартирному дому. Кроме того, граждане получили четкие ответы на вопросы о шлагбаумах и охране, которая не пускает людей на свои участки. Закон говорит, что никто не вправе препятствовать доступу на свой участок и взимать за это плату.

Что прояснил Закон 217-ФЗ

Прояснилась судьба земель общего пользования, которые были переданы в коллективную совместную собственность в соответствии с законодательством, действовавшим в 90-е годы прошлого века. Помимо этого, Закон 217-ФЗ признал действительными все ранее утвержденные документы планировки коллективных садов, огородов и дачных поселков. Кроме того, было определено, что такое территория ведения садоводства и огородничества, то есть, по сути, решил проблемы, которые должен был решить закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» еще на стадии его принятия.

Информация предоставлена Управлением Росреестра по Нижегородской области
Фото: how-togetridofbedbugs.com

Министерство экономики во взаимодействии с другими государственными органами ведет работу по совершенствованию законодательства о садоводческих товариществах. Об этом на онлайн-конференции на сайте БЕЛТА сообщила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова.

Подготовлены изменения в Указ № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». Проект указа в апреле этого года прошел общественное обсуждение на Правовом форуме. По словам представителя Минэкономики, предлагается упростить порядок изменения границ земельных участков, если проект организации и застройки территории садоводческого товарищества был утвержден до вступления в силу Указа № 50, то есть до 7 августа 2008 года. В таких случаях установление границ при отсутствии земельного спора может быть выполнено по фактическому пользованию, без внесения изменений в проект организации и застройки территорий товарищества, изменение которого в настоящее время представляет собой длительную и дорогостоящую процедуру.

Проект предусматривает, что местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены товарищества, будут обеспечивать информирование садоводческих товариществ, в соответствии с их запросами, о переходе прав на земельные участки к другим лицам. «Несмотря на то, что в положении имеется норма, обязывающая членов товарищества письменно уведомлять правление о переходе к ним прав на земельный участок, в связи с необязательностью отдельных владельцев товарищества, правление и руководство СТ не имеет никаких сведений, что у них появился новый член, владелец, – проинформировала она. – В случае принятия этой нормы полагаем, что проблема будет решена. Такое информирование позволит устранить неопределенность, даст возможность товариществам вести надлежащий учет своих членов, информировать их об обязанностях, правах и правилах внутреннего распорядка».

Намечено конкретизировать и расширить в указе – в положении о садоводческих товариществах – перечень документов, с которыми члены СТ имеют право знакомиться, продолжила Ирина Скачкова. В настоящее время норма в положении говорит о том, что члены товарищества имеют право знакомиться с отчетами председателя правления ревизионной комиссии, а также получать от них иную информацию. Но, как показывает практика, очень много обращений связано с тем, что члены товарищества, приходя к председателю правления, не могут получить исчерпывающую информацию, на которую имеют право. В связи с этим данный перечень планируется расширить.

Кроме того, документом предлагается предоставить местным исполкомам полномочия по внесению на рассмотрение общего собрания либо собрания уполномоченных товарищества кандидатов на должность председателя правления в случае его длительного отсутствия. «Эта норма предлагается в связи с тем, что, когда в СТ длительное время отсутствует председатель, начинается хаос, образуются несанкционированные свалки мусора, ухудшается экологическое состояние близлежащих территорий, – пояснила консультант. – Если исполкомом была предложена кандидатура, а председатель так и не был избран, то мы предлагаем внести нормы, чтобы в таких случаях местный исполком самостоятельно назначал председателя правления».

Ирина Скачкова также затронула вопрос о формировании членских взносов в садоводческих товариществах. Действующая в настоящее время норма вызывает много вопросов, обращений и жалоб со стороны членов товарищества, которые не согласны с таким регулированием. Этот вопрос рассматривается, предложений высказывается много, зачастую они противоречивые. По мнению Минэкономики, норму надо изменить и предоставить право садоводческим товариществам самостоятельно решать такие вопросы на усмотрение общего собрания либо собрания уполномоченных. Имеются и другие мнения, говорящие о том, что членские взносы не должны зависеть от площади и количества земельных участков, поскольку в основном направляются на оплату труда работников. Кроме того, в проекте предлагается урегулировать вопросы о членстве лиц, являющихся участниками долевой собственности на земельный участок, садовый домик. В действующем указе этот вопрос не урегулирован.

В настоящее время проект указа дорабатывается и находится в Министерстве экономики.

По сообщению БЕЛТА

Оставьте комментарий