22 ФЗ о навигационной деятельности

Принят Государственной Думой 30 января 2009 года

Одобрен Советом Федерации 4 февраля 2009 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением навигационной деятельности и оказанием услуг в сфере навигационной деятельности, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) навигационная деятельность — деятельность, связанная с определением и использованием координатно-временных параметров объектов;

2) средства навигации — технические средства, устройства и системы, предназначенные для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации;

3) объекты навигационной деятельности — объекты, оснащенные средствами навигации и (или) использующие средства навигации в целях навигационной деятельности, а также объекты, обеспечивающие функционирование средств навигации;

4) услуги в сфере навигационной деятельности — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в средствах навигации и их эксплуатации, а также в навигационной информации;

5) навигационные сигналы с открытым доступом — сигналы, предназначенные для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения без ограничений, связанных с режимом санкционированного доступа.

Статья 3. Субъекты правовых отношений в сфере навигационной деятельности

Субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 4. Особенности осуществления навигационной деятельности

1. В целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

2. Особенности осуществления навигационной деятельности в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Права собственности на средства навигации и объекты навигационной деятельности

1. Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.

2. Космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются собственностью Российской Федерации, изымаются из оборота и не подлежат отчуждению.

Статья 6. Финансовое обеспечение навигационной деятельности

1. Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в сфере навигационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Статья 7. Полномочия в сфере навигационной деятельности

1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию государственной политики в сфере навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в интересах различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации в указанной сфере;

2) обеспечивает создание, эксплуатацию и развитие спутниковых навигационных систем в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

3) устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов;

4) создает при необходимости федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд, определяет его задачи и функции.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.

Статья 8. Участие физических и юридических лиц в навигационной деятельности

Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Условия предоставления навигационных сигналов с открытым доступом

Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются субъектам правовых отношений в сфере навигационной деятельности на безвозмездной основе и без ограничений.

Статья 10. Информационное обеспечение навигационной деятельности

В целях информационного обеспечения навигационной деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на своем официальном сайте в сети «Интернет» размещает сведения об услугах в сфере навигационной деятельности, оказываемых в соответствии со стандартами государственных услуг, и данные стандарты.

Статья 11. Защита информации о средствах навигации и об объектах навигационной деятельности

Защита информации о средствах навигации и об объектах навигационной деятельности от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Правительство РФ предлагает внести поправки в федеральный закон «О навигационной деятельности». В настоящее время проект находится на обсуждении.

Как прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» международный эксперт по спутниковой навигации Георгий Шульгин, предлагаемые поправки систематизируют и актуализируют навигационную деятельность в сфере автомобильного транспорта и предоставления навигационных услуг.

В частности, в проекте предлагаемых поправок вводится новое понятие «многофункциональное бортовое устройство». Там также указывается, что оно должно являться средством измерения. Как пояснил эксперт, это значит, что оно должно проходить обязательное утверждение типа средства измерения. Все средства измерения перед вводом в эксплуатацию должны получать свидетельство первичной поверки и должны проходить периодическую поверку, обычно раз в два года. Таким образом, закон обязывает всех производителей или поставщиков таких устройств проводить обязательную сертификацию каждой новой модели для возможности использования в качестве многофункционального бортового устройства. Перед установкой каждого такого устройства в автомобиль оно должно быть проверено на соответствие заявленным требованиям в сертифицированной лаборатории. В процессе эксплуатации с установленной периодичностью такие устройства должны либо демонтироваться и отправляться в сертификационный центр, либо автомобиль должен приезжать в сертификационный центр для проведения процедуры периодической поверки для подтверждения всех технических характеристик, в том числе отсутствия внешнего вмешательства и модификации передаваемых данных.

Попытки сделать навигационные терминалы средствами измерения предпринимались уже давно, практически с самого начала их использования в автомобильном транспорте, но по разным причинам это откладывалось, и вот теперь это может быть осуществлено. Это позволит повысить качество и надежность оборудования, убрав с рынка некачественных производителей, которые не могут гарантировать точность навигации, качество связного оборудования и защиту данных от изменения или подмены в процессе передачи данных в навигационно-информационные системы для осуществления контроля за работой транспорта. Кроме защиты данных в самом бортовом устройстве законом прописана криптографическая защита при передаче данных по сетям связи, что так же позволит защитить данные от подмены или модификации перед их поступлением в надзорные органы. Эта инициатива может встретить серьезное сопротивление со стороны недобросовестных производителей и эксплуатантов, которые сейчас имеют возможность имитировать работу устройства для скрытия реальных данных об использовании автомобиля.

Операторам информационно-навигационных систем и интеграторам для выполнения требований по сертификации придется доработать свои внутренние процедуры для прохождения каждым устанавливаемым комплектом оборудования первичной поверки перед его поставкой потребителю и проработать механизмы временной замены оборудования для проведения периодических поверок.

Так же в проекте закона прописывается, что многофункциональное бортовое устройство, кроме функций навигации, должно осуществлять информационный обмен с дополнительными бортовыми устройствами. Это означает, что многофункциональное бортовое устройство может использоваться для сбора данных о техническом состоянии автомобиля, например, с CAN-шины, с дополнительных датчиков, таких как датчик уровня топлива, автосигнализация, электронных пломб и других устройств, установленных на автомобиле.

В части интеграции навигационных систем в законе вводится интеграция данных между навигационными системами и системами взимания платы за использование автодорог грузовыми машинами весом более 12 тонн. Это позволит унифицировать бортовую аппаратуру и объединить телематические терминалы различных государственных систем, например, с терминалом системы «Платон». Это позволит снизить стоимость оборудования и повысит ее надежность, т.к. не придется устанавливать несколько устройств, заменив их одним универсальным терминалом.

В части организации контроля за работой автомобильного транспорта, в законе вводится понятие региональных навигационно-информационных систем (РНИС), которые на протяжении нескольких лет уже создаются и успешно эксплуатируются в различных регионах страны. РНИС создаются для возможности исполнения региональными органами исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий и оказания государственных услуг в сферах транспорта, а также для контроля за использованием автомобильных дорог. Сейчас РНИС используются для контроля за автомобильными перевозками общественным транспортом, школьными автобусами, техники ЖКХ, мусоровозами и для осуществления дополнительных сервисов, такими как создание и эксплуатация сетей высокоточной навигации и точного времени. Эти сервисы могут использоваться в автомобильном транспорте, например, в страховой телематике, а также при строительстве, ремонте и контроле за сооружениями транспортной инфраструктуры, например, мостов, придорожных зданий и сооружений, оползнеопасных геомассивов и др., а в перспективе высокоточные навигационные данные могут использоваться при управлении в беспилотных транспортных средствах. Сигналы точного времени сейчас применяются при синхронизации базовых станций сотовой связи, так же они могут применяться при синхронизации бортовых часов всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного.

Москва, 20 февраля 2019, 18:40 — REGNUM В Министерстве транспорта РФ не согласились с мнением общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», изложенном в письме главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву, о том, что принятие изменений в федеральный закон от 14 февраля 2009 г. №22-ФЗ «О навигационной деятельности» может повлечь за собой негативные последствия.

«Информация о негативном влиянии указанных поправок не соответствует действительности, — подчеркнули в пресс-службе министерства. — Проект федерального закона не обязывает автоперевозчиков устанавливать какую-либо новую аппаратуру спутниковой навигации. Изменения направлены на устранение выявленных в ходе реализации закона проблем и неопределенностей. За счет это будут созданы условия для повышения безопасности миллионов пассажиров автобусов и для исключения деятельности нелегальных автоперевозчиков. Также поправки не предполагают введения новых платежей, они позволят оптимизировать расходы автоперевозчиков путем точного конфигурирования функций многофункционального бортового устройства под конкретные задачи, повысят эффективность государственного контроля для создания равных условий для легальных автоперевозчиков».»Сегодня на рынке навигационной деятельности сложилась ситуация, когда устанавливаемая аппаратура спутниковой навигации не решает возложенных задач в части повышения безопасности автоперевозок, — отметили в Минтрансе РФ. — Применяются разнородные технические средства для обеспечения мониторинга и контроля, не имеющие средств защиты информации и сертификации средств измерения. Ространснадзор оказался в положении, что данные формально поступают, но на их основе невозможно выявлять нарушителей в автоматическом режиме. Соответственно, такое оборудование не исключает нарушителей и не создает равных условий для законопослушных автоперевозчиков».

Как пояснили в пресс-службе Министерства транспорта РФ, «изменения предполагают постепенную замену, по мере выработки ресурса, разнородных видов аппаратуры спутниковой навигации многофункциональными бортовыми устройствами. Использование таких устройств позволит обеспечить подключение, в частности, уже установленных на транспортных средствах тахографов без необходимости их замены. Таким образом, указанное техническое решение исключит дублирование расходов владельцев автотранспортных средств и позволит обеспечить централизованный сбор, хранение и передачу в онлайн режиме в контрольно-надзорные органы информации об их движении в период работы на маршруте и режимах труда и отдыха водителя через сеть подвижной радиотелефонной связи ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и государственную систему «Платон».

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» обратилось с письмом к главе ФАС Игорю Артемьеву. Авторы обращения полагают, что принятие изменений в закон «О навигационной деятельности» повлекут за собой «подрыв базовых принципов цивилизованной конкуренции, нарушение антимонопольного законодательства, существенный рост неналоговых платежей, которые в совокупности приведут к разгону инфляции, ухудшению делового климата и жизни граждан».

Читайте ранее в этом сюжете: «Платон»: Система защищает данные пользователей в соответствии с законом

Оставьте комментарий