303 ФЗ от 03 08

Федеральный закон

С 1 января 2019 года повышается размер ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. При этом группы товаров и услуг социального назначения будут облагаться по действующей в настоящее время ставке равной 10%.

Также устанавливается на бессрочный период действие тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с суммы выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и в размере 10% — свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Установлена ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа.

Федеральный закон вступает в силу 3 августа 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Последствия повышения ставки по НДС

(ключевые разъяснения Минфина России)

Письмо от 9 января 2019 г. № 03-07-08/7

Оплата акцизных марок, отгруженных АО «Гознак» таможенным органам с 1 января 2019 года, должна осуществляться с учетом ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Письмо от 17 января 2019 г. № 03-07-11/1728

Применение ставки НДС в размере 18 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных до 1 января 2019 года, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Письмо от 17 января 2019 г. № 03-07-11/1831

В отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года налогоплательщиками — резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиками — резидентами свободного порта Владивосток, применяется ставка НДС в размере 20 процентов в соответствии с положениями Федерального закона.

Письмо от 22 января 2019 г. № 03-07-11/3067

В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года налогоплательщиками — участниками специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта, применяется ставка НДС в размере 20 процентов в соответствии с положениями Федерального закона.

Письмо от 4 февраля 2019 г. № 03-07-13/1/6294

В случае если импортируемые в Российскую Федерацию с территории государства — члена ЕАЭС товары были приняты российским импортером на учет после 1 января 2019 года, то в отношении таких товаров налог на добавленную стоимость подлежит уплате налоговому органу по ставке в размере 20 процентов

Письмо от 26 декабря 2018 г. № 03-07-11/95013

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 303-ФЗ) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 до 20 процентов. При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 года, в том числе государственных и муниципальных контрактов, Федеральным законом N 303-ФЗ не предусмотрено.

Размер процентной ставки НДС не является условием договора, относительно которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также условием, существенным или необходимым для договора поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (в том числе приобретения недвижимого имущества или аренды имущества). Ставка НДС может быть изменена путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта.

Письмо от 26 декабря 2018 г. № 03-07-08/95033

Согласно пункту 4 статьи 5 данного Федерального закона ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года. При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 января 2019 года на основании договоров, заключенных до этой даты, не предусмотрено.

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется на следующие услуги, оказанные начиная с 1 января 2019 г.:

— услуги по управлению проектом, выполняемые подрядчиком (ООО) в соответствии с Контрактом на увеличение мощности тепловых электростанций 4 генерирующих блоков единичной мощности 200 МВт, использующих в качестве топлива сырую нефть и подлежащих размещению на ТЭС;

— предпроектные и проектные услуги, оказываемые подрядчику (ООО) субподрядной российской организацией с целью выполнения подрядчиком работ по вышеуказанному Контракту.

Письмо от 28 декабря 2018 г. № 03-07-05/95961

В случае если указанные банки после 1 января 2019 года осуществляют списание задолженности по оплате реализованных до 1 января 2019 года товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то исчисление НДС для уплаты в бюджет следует производить исходя из налоговой ставки в размере 18 процентов, действующей на дату поставки (выполнения, оказания) товаров (работ, услуг).

Письмо от 22 октября 2018 г. № 03-07-09/75650

В корректировочных счетах-фактурах, выставляемых с 1 января 2019 года, в случае изменения стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до 1 января 2019 года, указывается ставка НДС в размере 18 процентов, действующая на дату отгрузки (выполнения, оказания) товаров (работ, услуг).

Письмо от 23 октября 2018 г. N 03-13-07/76037

В случае реализации в 2019 году приобретенных сигарет, произведенных и отгруженных их производителем до 1 января 2019 года, оснований для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов не имеется.

Письмо от 10 сентября 2018 г. № 03-07-11/64576

Ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты.

Письмо от 18 сентября 2018 г. № 03-07-11/66752

Указание ставки НДС в размере 20 процентов в проездных документах (билетах), оформленных в 2018 году, в отношении дополнительных услуг, оказываемых начиная с 1 января 2019 года, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Письмо от 1 августа 2018 г. № 03-07-11/53970

В отношении товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым ценам после 1 января 2019 года, вместо 18-процентной ставки НДС должна применяться ставка НДС в размере 20 процентов.

Письмо от 23 июля 2018 г. № 03-07-14/51479

В соответствии с пунктом 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Однако внесенный 16 июня 2018 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 489169-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект N 489169-7), предусматривающий в том числе повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 до 20 процентов, к вышеперечисленным законопроектам не относится.

19 марта 2019 г. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс) в качестве одной из мер поддержки авиаперевозчиков представило в Министерство финансов Российской Федерации (Минфин) предложение об обнулении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на все внутренние перевозки, включая Москву. Минфин пока не дал комментарии по данному предложению, но в целом подобная инициатива не нова. Идеи освобождения от обложения НДС тех или иных операций в сфере гражданской авиации озвучиваются периодически. В этой связи представляется интересным систематизировать указанные идеи и кратко рассмотреть ход их реализации.

В настоящее время российскими транспортными и финансовыми ведомствами прорабатываются предложения об освобождении от обложения НДС следующих операций в сфере авиации:
• реализация услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа;
• реализация услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
• ввоз воздушных судов на территорию Российской Федерации;
• реализация на территории Российской Федерации воздушных судов, а также услуг по их строительству и передаче в аренду (лизинг).

Внутренние авиаперевозки пассажиров и багажа

Обнуление НДС на внутренние воздушные перевозки – одна из мер государственной поддержки авиакомпаний. Предложенное 19 марта Минтрансом решение было подготовлено в рамках выполнения поручений Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. о формулировании мер, обеспечивающих стабильное функционирование отрасли пассажирских авиаперевозок и недопущение роста тарифов .

Примет ли данное предложение форму законодательного акта, пока сказать сложно, но оно уже получило положительную оценку специалистов. По мнению представителей Федерального агентства по туризму (Ростуризм), данная мера будет способствовать стимулированию роста туристского потока на внутреннем рынке . Эксперты Финам.ru отметили, что обнуление НДС окажет позитивное влияние на экономику внутренних перевозок, поскольку выведет их из убытка в прибыль с операционной рентабельностью на уровне 2%, с повышением до 5% в 2020 г. .

Частично идея обнуления НДС на воздушные перевозки пассажиров и багажа уже реализована. Нулевая ставка НДС применяется в отношении авиаперевозок, пункт отправления или пункт назначения которых расположен на следующих территориях:
• Республика Крым или город федерального значения Севастополь (пп. 4.1 п. 4 ч. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введен Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ );
• Калининградская область (пп. 4.2 п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ, введен Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 353-ФЗ );
• Дальневосточный федеральный округ (пп. 4.2 п. 4 ч. 1 ст. 164 НК РФ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ ).

Указанная мера, однако, является временной и действует до 1 января 2025 г.

Кроме этого, на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа по остальным направлениям до 1 января 2021 г. установлена льготная ставка НДС в размере 10% (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Отметим, что в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации (международные авиаперевозки), налоговая ставка НДС 0% установлена на бессрочной основе (пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Обслуживание воздушных судов

Услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от обложения НДС (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Федеральным законом от 30 октября 2017 г. № 305-ФЗ в данное положение было внесено дополнение, согласно которому перечень освобожденных от НДС услуг по обслуживанию воздушных судов утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень был утвержден Постановлением от 23 мая 2018 г. № 588 .

Однако данный порядок обложения НДС аэропортовых услуг не является оптимальным для авиакомпаний, поскольку в конечном итоге повышается себестоимость оказываемых аэропортами услуг на суммы невозмещаемого НДС. Практика включения «входящего» НДС в себестоимость у одного субъекта производственной цепочки (аэропорт) с последующим отсутствием «входящего» НДС у следующего за ним хозяйствующего субъекта (авиакомпания) приводит к тому, что суммарно по всей производственной цепочке налогооблагаемая база по НДС оказывается выше, чем собственно добавленная стоимость, создаваемая производственной цепочкой .

В связи с этим пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ был скорректирован. 25 декабря 2018 г. был официально опубликован Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» , предусматривающий освобождение от обложения НДС лишь услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов (абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона), а также применение ставки НДС 0% в отношении услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации. Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации (введен пп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ – см. п. 2 ст. 2 Закона). Пока соответствующий перечень не будет утвержден, применению подлежат положения пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ в действующей в настоящее время редакции (ст. 5 Закона).

Данные изменения направлены на дальнейшее стимулирование развития перевозок и вступят в силу 1 июля 2019 г.

Ввоз воздушных судов на территорию Российской Федерации; реализация воздушных судов; услуг по их строительству и передаче в аренду (лизинг)

Освобождение от НДС ввоза воздушных судов – инициатива Минфина, пока не имеющая законодательного закрепления. Министерство предлагает освободить от НДС ввоз не всех самолетов, а только тех, которые будут зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и получат, таким образом, национальную принадлежность Российской Федерации. Минфином подготовлен соответствующий законопроект .

Законопроектом (п. 1 ст. 1) предусмотрено дополнение НК РФ (ст. 150) положениями об освобождении от налогообложения ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:
• гражданских воздушных судов, которые зарегистрированы либо подлежат регистрации в российском реестре;
• авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей.

Законопроектом предусмотрено предоставление российским организациям переходного периода, в течение которого от обложения НДС освобождается также ввоз воздушных судов, зарегистрированных в реестре иностранного государства, которому в соответствии с международным договором Российской Федерацией переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации. Переходный период будет длиться до 31 декабря 2022 г. включительно.

Законопроектом (п. 3 ст. 1) предусмотрена еще одна важная мера – обложение по ставке НДС 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ) операций по реализации:
• гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в российском реестре, а также работ (услуг) по их строительству;
• авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов;
• услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в российском реестре, по договорам аренды (лизинга).

Рассмотренная инициатива направлена на стимулирование расширения парка российских гражданских воздушных судов путем обеспечения благоприятных экономических условий для регистрации ввозимых воздушных судов в российском реестре, а также для создания российских самолетов.

Перевод в российский реестр воздушных судов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями, – одна из важнейших задач в сфере гражданской авиации. В настоящее время существует устойчивая практика регистрации самолетов иностранного производства не в Российской Федерации, а в иностранных, в основном офшорных, юрисдикциях. В результате около 80% флота крупнейших российских перевозчиков, включая «Аэрофлот», не имеет национальной принадлежности Российской Федерации. Это приводит к неблагоприятным последствиям не только для экономики страны, но и для безопасности воздушного транспорта, поскольку затрудняет установление ответственных за воздушные суда государств и лиц. Необходимо приветствовать инициативы, направленные на стимулирование регистрации авиакомпаниями самолетов в Российской Федерации.

См. также: Утвержден перечень освобожденных от НДС услуг по обслуживанию воздушных судов;

С 1 октября ставка НДС для внутренних воздушных перевозок в ДФО составляет 0%;

В отношении реализации услуг по внутренним пассажирским воздушным перевозкам в обход Москвы установлена нулевая ставка НДС

Принят закон о налоговом стимулировании регистрации воздушных судов в РФ.

Литература

1. Минтранс РФ предложил обнулить НДС на все внутренние авиаперевозки, включая Москву . URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/1216 (дата обращения: 24.03.2019).
2. О ситуации на рынке авиационного топлива и системных мерах поддержки авиаперевозчиков . URL: http://government.ru/orders/selection/401/35863/ (дата обращения: 24.03.2019).
3. Ростуризм поддержал предложение обнулить НДС на внутренние авиаперевозки . URL: https://ria.ru/20190319/1551940470.html (дата обращения: 30.03.2019)
4. Обнуление НДС для авиакомпаний позитивно скажется на внутренних перевозках . URL: https://www.finam.ru/analysis/marketnews/obnulenie-nds-dlya-aviakompanii… (дата обращения: 30.03.2019).
5. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 23. – Ст. 2936.
6. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 49. – Ст. 7325.
7. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5096.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. № 588 «Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 23. – Ст. 3277.
9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации». – Законопроект № 511610-7 . URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/511610-7 (дата обращения: 26.03.2019).
10. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 53 (часть I). – Ст. 8419.
11. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации в Российской Федерации)» . URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=86758 (дата обращения: 26.03.2019).

Оставьте комментарий