32 закон

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ)

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ)

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Новая редакция СТ 35 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

Исполнитель обязан:

предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи);

представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

2. Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

3. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

Комментарий к Статье 35 ЗоЗПП РФ

1. В новой редакции Закона статья претерпела незначительные редакционные изменения.

2. Ст. 713 ГК конкретизирует понятие правильного использования материала потребителя: подрядчик обязан использовать материал экономно и расчетливо. Вместо возвращения остатка материала с согласия потребителя подрядчик может уменьшить цену работы.

3. Под непригодностью материала следует понимать доброкачественный материал, который по своему характеру или качеству не соответствует и не может обеспечить необходимое качество результата работы.

Недоброкачественный материал — материал, не соответствующий установленным требованиям к его качеству.

4. В случае утраты (повреждения) материала исполнитель не вправе самостоятельно решать вопрос об изготовлении заказанной вещи из материала аналогичного качества. На это должно быть получено согласие потребителя. Срок для изготовления вещи из нового материала должен быть разумным, т.е. к сроку, определенному договором, должны быть добавлены 3 дня, предоставляемые исполнителю для замены материала (в старой редакции Закона этот срок определялся как технически возможный, что менее точно).

5. В статью включен новый пункт (2) о порядке определения цены утраченного материала: она определяется в месте и на день, когда требование потребителя должно было быть удовлетворено в добровольном порядке или в день вынесения решения суда в случае спора.

6. По вопросу о порядке определения цены передаваемого исполнителю материала между Законом, устанавливающим, что цена определяется потребителем, и ст. 734 ГК, устанавливающей, что она определяется соглашением сторон при заключении договора, очевидное противоречие.

Несмотря на то, что правило ГК ухудшает положение потребителя, в силу приоритетности ГК перед другими законами (ст. 3 ГК РФ) следует руководствоваться правилом ст. 734. В случае спора в дальнейшем документально зафиксированная оценка материала может быть оспорена потребителем в суде.

7. Помимо общего основания освобождения от ответственности (действие непреодолимой силы), исполнитель не несет ответственности за утрату (повреждение) материала, если предупредил потребителя о такой возможности в силу особых свойств материала (вещи). Отсутствие такого предупреждения по любым причинам влечет ответственность исполнителя.

18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят
Государственной Думой
6 марта 2019 года

Одобрен
Советом Федерации
13 марта 2019 года

Статья 1

1) в статье 3:

а) абзац девятый изложить в следующей редакции:

«организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;»;

в) дополнить частью второй следующего содержания:

«Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;

2) в статье 7:

а) дополнить пунктами 1.5-4 и 1.5-5 следующего содержания:

«1.5-4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, обновления информации о них и установления сведений в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 настоящего Федерального закона вправе осуществлять обмен полученными ими в указанных целях в соответствии с настоящим Федеральным законом информацией и документами и их использование в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и участвует в обмене информацией и документами, предусмотренном настоящим пунктом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

2) в отношении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, не установлен запрет на обмен информацией и документами и их использование, предусмотренный частью второй статьи 13 настоящего Федерального закона;

3) в отношении информации и документов, обмен которыми осуществляется в соответствии с настоящим пунктом, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, выполнены требования, установленные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи и подпунктом 4 пункта 1 статьи 7.3 настоящего Федерального закона;

4) при отсутствии сомнений в достоверности и точности информации и документов, обмен которыми и их использование допускаются в соответствии с настоящим пунктом;

5) при наличии согласия в письменной форме клиента — физического лица организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, на передачу и использование информации и документов о таком физическом лице другим организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются с указанной организацией участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга;

6) при присоединении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, к утвержденным целевым правилам внутреннего контроля.

1.5-5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, не вправе предоставлять информацию и документы в рамках обмена информацией и документами, предусмотренного пунктом 1.5-4 настоящей статьи, другим организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, являющимся участниками этой же банковской группы или этого же банковского холдинга и зарегистрированным за пределами Российской Федерации.»;

б) в пункте 2:

абзац первый после слов «разрабатывать правила внутреннего контроля,» дополнить словами «а в случаях, установленных пунктом 21 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля,», после слов «за реализацию правил внутреннего контроля» дополнить словами «и целевых правил внутреннего контроля», дополнить предложением следующего содержания: «Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.»;

абзац двенадцатый после слов «правил внутреннего контроля,» дополнить словами «целевых правил внутреннего контроля,»;

абзац тринадцатый после слов «правил внутреннего контроля,» дополнить словами «целевых правил внутреннего контроля,»;

абзац четырнадцатый после слов «правил внутреннего контроля» дополнить словами «, целевых правил внутреннего контроля»;

в) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1.Целевые правила внутреннего контроля, включающие в себя требования в том числе к порядку хранения информации и документов, указанных в абзаце первом пункта 1.5-4 настоящей статьи, к порядку обмена (использования) указанными информацией и документами между организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющимися организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля. Об указанном в настоящем абзаце решении организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, информирует соответствующую головную кредитную организацию банковской группы или головную организацию банковского холдинга, являющиеся организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях применения к ней целевых правил внутреннего контроля.

Целевые правила внутреннего контроля подлежат соблюдению головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющимися организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также всеми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (включая их филиалы), которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, присоединившимися к целевым правилам внутреннего контроля.

Требования к целевым правилам внутреннего контроля и порядок информирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками банковской группы или банковского холдинга, о введении запрета, указанного в части второй статьи 13 настоящего Федерального закона, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.»;

г) абзац третий пункта 5 после слов «за исключением случаев» дополнить словами «использования информации и документов в соответствии с правилами, установленными пунктом 1.5-4 настоящей статьи, при которых клиент либо представитель клиента был идентифицирован при личном присутствии организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и в которую входит соответствующая кредитная организация, а также в иных случаях»;

3) в части пятой статьи 8 слова «Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет» заменить словами «Уполномоченным органом совместно с соответствующими надзорными органами на основании заключенных между ними соглашений определяются»;

4) в части третьей статьи 9 слова «по запросу уполномоченного органа» заменить словами «уполномоченному органу»;

5) в статье 13:

а) дополнить новой частью второй следующего содержания:

«В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего надзорного органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия надзорного органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.»;

б) часть вторую считать частью третьей.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов, являющиеся организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывают и утверждают целевые правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции настоящего Федерального закона) в течение 180 дней со дня принятия нормативного акта Центрального банка Российской Федерации, устанавливающего требования к целевым правилам внутреннего контроля.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

Последняя редакция Ст. 25 Закона о ЗПП

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Комментарий к Статье 25 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Потребитель имеет право на обмен или возврат не только некачественного товара, но и приобретения соответствующего качества. Это право дано ему на законодательном уровне и не может быть ограничено продавцом или изготовителем в одностороннем порядке. Однако существуют определенные правила, по которым должен действовать покупатель.

Сфера регулирования

Статья 25 ЗоЗПП РФ регулирует правила и порядок обмена приобретения, которое оказалось качественным, но не подошло по иным причинам. Часто покупатель делает неправильный выбор из-за отсутствия времени или из-за других обстоятельств. После того как покупка покидает пределы магазина, потребитель часто меняет мнение или лучше примеряет (рассматривает, оценивает) приобретение. В результате у него есть право на обмен неподошедшей вещи, если она не попадает в список исключений.

Содержание и структура

Статья 25 ЗоЗПП РФ включает два пункта:

  • первый определяет возможность обмена даже качественного товара на аналогичный или продукцию той же марки, если изначально приобретенный не подошел по цвету или форме, а также фасону или габаритам. Срок, в который приобретатель сохраняет такое право, равен 14 суткам с момента приобретения. Обязательным условием является отсутствие покупки в употреблении, а также сохранение всех ярлыков, товарного вида и т.д. Законодательством зафиксирован также перечень товаров, на которые указанное правило не распространяется;
  • пункт 2 определяет право приобретателя потребовать возврата стоимости товара, которую он уплатил, если заменить его в момент обращения невозможно. Такое требование продавец обязан исполнить не позднее, чем в течение 3 суток с момента обращения покупателя. Однако стороны вправе договорить о замене при появлении аналогичного товара у продавца.

Некоторые нюансы

Закон, защищающий права потребителя, в статье 25 устанавливает определенный перечень причин, по которым потребитель имеет право заявить о желании поменять покупку. Если ни одна из них не имеет место, то по другим основаниям сделать этого невозможно.

Кроме того, срок, который установлен на реализацию права о замене товара хорошего качества, не может прерываться или сдвигаться. При покупке товара несоответствующего качества срок требований покупателя может сдвигаться из-за сезонности использования приобретения и по другим причинам. В случае же с качественной покупкой такого не может быть.

Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает также невозможность требовать возврата денег за качественный, но неподошедший товар сразу же. Такое право возникает только у покупателя, которому продавец не может выполнить обмен в момент обращения.

Таким образом, ст. 25 ЗоЗПП РФ устанавливает правила замены покупки, которая соответствовала заявленному качеству, но не подошла приобретателю по какому-либо из определенных законом критериев.

Закон о защите прав потребителей – один из важных документов, который касается каждого казахстанца. Его с 2010 года меняли около 15 раз. Разработчики изменений каждый раз пытались соблюсти разумный баланс, чтобы в итоге не было диктата потребителя или продавца. Однако каждый раз ситуация с защитой прав потребителей не становилась лучше. Это подтверждает соцопрос, проведённый в 2018 году по заказу правительства.

Согласно исследованию, 64% потребителей утверждают, что никак не защищают свои нарушенные права и интересы, потому что:

  • просто не знают, как это делать – как написать жалобу, где найти себе квалифицированного защитника, куда обратиться и на что рассчитывать;
  • не верят в справедливое наказание бизнеса, не соблюдающего элементарные права потребителей.

Среди опрошенных большинство не знают о наличии специального закона о защите прав потребителей, 23% слышали о нём, 8% знают и только 5% используют на практике. Исследования также показали, что и в суды люди обращаются крайне редко, только если речь идёт о дорогостоящем товаре. Помимо этого наблюдается ежегодный рост недоверия населения к государственным органам, обеспечивающим защиту прав потребителей, есть безразличие к отстаиванию своих прав из-за безнаказанности продавцов. 48% респондентов отметили, что утратили веру в правосудие.

Вся эта ситуация вызывает недовольство со стороны граждан, НПО и международных организаций. Уполномоченный орган разработал пакет изменений законодательства о защите прав потребителей.

«За концептуальную основу взята смешанная модель института защиты прав потребителей, эффективно используемая странами ОЭСР. Её суть заключается в минимальном государственном администрировании, где восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного урегулирования», – проинформировала зампредседателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Айжан Бижанова.

В новом проекте предлагают ввести административную ответственность недобросовестных предпринимателей за нарушения прав потребителей, трёхступенчатое рассмотрение жалоб, взыскание морального ущерба без обращения в суд. Но уже сейчас есть много вопросов по изменениям. Президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская считает, что Министерство торговли и интеграции РК поторопилось с окончанием внесения изменений в законопроект.

«Нет ответственности предпринимателей за неисполнение разных статей. Например, в статье 4 сказано, что мы имеем право обменять товар в течение 14 дней, но ответственности за то, что не меняют – нет. Статья 15 – мы имеем право расторгнуть либо поменять договор – за это нет ответственности. В статье 190 сказано, что за введение в заблуждение по поводу потребительских свойств – тоже нет ответственности», – сказала она.

Эксперты Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» отметили, что в проекте есть некоторые изменения, которые создают юридическое поле для корыстных действий недобросовестных покупателей.

«Законопроектом предусматривается увеличение штрафов в целях ужесточения ответственности. Однако разработчиком не представлены обоснования соразмерности предлагаемого размера взыскания, не определён какой-либо подход в определении предлагаемого размера взыскания», – считают эксперты «Атамекена». Они полагают, что ужесточение ответственности не должно рассматриваться как единственная мера профилактики правонарушений, а необоснованное увеличение штрафов может стать фактором нежелательного экономического давления на граждан и бизнес. «Высокие штрафы являются также предпосылкой для коррупционных проявлений. Зачастую размеры штрафов устанавливаются и увеличиваются без должного анализа их соразмерности и эффективности», – резюмируют эксперты «Атамекена».

Тем не менее надо отчетливо понимать, что предлагаемые новации в сфере защиты прав потребителей – это важные изменения для каждого казахстанца. Все мы что-то покупаем, пользуемся услугами и не всегда их получаем качественно. Сейчас законопроект находится на согласовании в Правительстве, и, хотя он уже прошёл публичное обсуждение на портале «Открытые НПА», в него можно ещё внести какие-либо изменения. Informburo.kz отобрал основные изменения в законодательство о защите прав потребителей.

Запрет на навязывание покупки дополнительной гарантии

Во многих магазинах до сих пор имеет место нарушение прав потребителей – в случаях, когда продавцы отказывают в продаже товаров, если потребитель не приобретёт дополнительно гарантийный талон за определённую сумму. Например, вы хотите купить смартфон, но вам продавец предлагает ещё сверху приобрести дополнительную гарантию и подчёркивает, что без неё не продаст товар. В новом законопроекте так делать запретят.

Если потребитель обнаружил некачественный товар, по действующему закону можно вернуть всю сумму, потраченную на покупку, либо поменять на новый товар. Но продавец не всегда это делал в установленные сроки. В таком случае он должен платить за каждый день просрочки 1% от стоимости товара (работы, услуги). Разработчики закона предлагают ограничить сумму пени и предлагают норму, согласно которой сумма выплат неустойки за просрочку была бы не более 30% от стоимости товара (работы, услуги).

При расчётах по банковской карте некоторые продавцы продают товар выше той цены, которая была бы при оплате наличкой. Это и понятно, при безналичной оплате в расходы предпринимателя входит комиссия банка за POS-терминал. В проекте предлагается норма, по которой стоимость товара, услуги или работы при оплате безналичным способом не должна превышать цену, установленную при оплате наличными.

Увеличивают сроки привлечения к административной ответственности продавца

За некоторые нарушения прав потребителей предусмотрена административная ответственность. Например, когда продавец обманывает потребителя, то есть обвешивает, обсчитывает или вводит в заблуждение относительно свойств или качеств товара (услуг), он получает штраф до 505 тысяч тенге и может даже лишиться лицензии и временно закрыться. Но такие нарушения нужно выявлять в течение двух месяцев, иначе истекает срок наказания.

Разработчики констатируют, что два месяца – очень маленький срок, потребители за это время не успевают доказывать нарушения. В итоге недобросовестный предприниматель избегает ответственности. Это решили исправить: в новом проекте наказать продавца за нарушение прав потребителей можно в течение года со дня его совершения.

«К сожалению, уровень правовой грамотности большинства населения в вопросах защиты своих прав и законных интересов достаточно низок, обманутому потребителю сложно сориентироваться в процессуальных сложностях возврата некачественного товара. Наблюдается долгая и сложная процедура поиска квалифицированного защитника, который сможет правильно сформулировать жалобу и направить компетентному органу для привлечения предпринимателя к ответственности», – пояснили разработчики изменения срока исковой давности.

Эксперты НПП «Атамекен» считают, что эта норма может спровоцировать рост корыстных действий со стороны недобросовестных потребителей, подвергающих приобретённые товары физическому и моральному износу в течение года, а потом решивших их вернуть. Это приведёт к издержкам предпринимателей. Но разработчики считают, что здесь речь идёт не о возврате товара, а о возможности привлечения к административной ответственности продавцов, реализующих некачественные и небезопасные товары, работы и услуги.

Продавца хотят штрафовать за игнорирование претензий потребителей

В рамках действующего законодательства на претензию потребителя продавцы могут не отвечать. Разработчики предложили обязать их реагировать на жалобы и установить административную ответственность.

«Жалоба может быть связана не только с качеством и безопасностью товаров, работ и услуг, требующих обмена или возврата денег, но и с процессом продажи. Например, по грубому отношению или обслуживанию, по предоставлению неполной информации. Такого характера жалобы не подкреплены санкциями, но требуют немедленной реакции со стороны продавца. Продавец, согласно концепции законопроекта, должен быть потребителеориентированным, быстро и оперативно реагировать на его жалобы. Добиться этого невозможно без соответствующей санкции», – считают разработчики.

Продавец сейчас обязан размещать информацию, куда может потребитель пожаловаться: свои номера телефонов, адреса, контакты уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования потребительских споров.

«Все вышеперечисленные требования не исполняются уже 20 лет, так как нет санкции. Доказывать нет необходимости, все мы потребители, достаточно зайти в ближайший магазин. Поэтому в целях обеспечения эффективной защиты прав потребителей предложено конкретное требование и ответственность за её нарушение – за отсутствие информации в наиболее выгодном для потребителя месте (где он оплачивает покупку) о продавце, уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования. Отсутствие данной санкции снизит эффективность защиты прав потребителей», – отметили разработчики.

В новом варианте закона вводятся штрафы для предпринимателей за отсутствие такой информации.

Регулируется продажа б/у товаров

Сейчас оборот бывших в употреблении товаров ничем не ограничен. Из-за отсутствия регулирования в Казахстане воруют мобильные телефоны, автозапчасти, а затем их сбывают в торговых точках. После смерти фигуриста Дениса Тена власти страны поняли, что необходимо в законодательстве регламентировать продажу б/у товаров.

В КоАП РК вводится новая статья «Нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности РК при приёме и реализации непродовольственных товаров, бывших в употреблении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния». К примеру, административная ответственность в виде предупреждения, а затем штрафа, устанавливается за продажу б/у товаров в неразрешённых местах (например, в Алматы возле Зелёного базара на улице ходят люди и продают телефоны); без документов, подтверждающих право собственности на товары или право реализации продавцом, согласно договору комиссии.

Администрацию рынка заставят следить за порядочностью продавцов

Сегодня работа администрации рынков ограничивается сбором арендных платежей и сохранением сложившейся стабильности в вопросе количества арендаторов. Они ничего не предпринимают по отношению к недобросовестным арендаторам, которые обманывают, обвешивают потребителей, нарушают санитарные нормы и продолжают «взаимовыгодные денежные» отношения, считают разработчики.

В новых изменениях предусмотрели норму, по которой администрация рынка несёт ответственность за товары своих арендаторов. В КоАП РК появляется новая статья «Нарушение законодательства РК по организации деятельности торговых рынков», которая позволит штрафовать руководство рынков.

Трёхступенчатая система рассмотрения жалоб

Первая ступень. Обязательное рассмотрение жалобы непосредственно продавцом/услугодателем в течение 10 дней. За игнорирование – сначала предупреждение, а затем штраф. Продавец, согласно концепции законопроекта, должен быть клиентоориентированным, быстро и оперативно реагировать на его жалобы.

Вторая ступень. Потребители могут жаловаться в институты досудебного рассмотрения споров или уполномоченный орган. Для этого предусмотрены нормы, усиливающие статус неправительственных организаций, выступающих в роли институтов досудебного рассмотрения споров. К ним отнесены институты медиации и арбитража, а также саморегулируемые организации.

Третья ступень. Подача иска в суд.

«При рассмотрении потребительского спора в институтах досудебного регулирования ключевым нововведением является приоритет инициативы потребителя, а также возможность субъектам досудебного регулирования оценивать моральный ущерб. Это позволит недобросовестному предпринимателю участвовать в рассмотрении спора, даже если он этого не желает, и тем самым вынуждает его уделять внимание жалобам потребителей. Это также позволяет формировать качественную практику по оценке компенсации морального вреда», – пояснила Айжан Бижанова.

Создаётся Единая информационная система приёма жалоб

В рамках законопроекта предлагается создание Единой информационной системы (ЕИС) приёма жалоб в сфере защиты прав потребителей по принципу «одного окна». Она будет создана на базе текущего сайта Комитета по защите прав потребителей.

Через ЕИС потребитель сможет подать жалобу через сайт или мобильное приложение. В ЕИС будет предусмотрено размещение ряда типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора. При необходимости можно выбрать из перечня своего представителя, один из действующих институтов досудебного регулирования, либо направить жалобу непосредственно в уполномоченный орган. При этом в системе будут указан перечень всех государственных органов и сферы их регулирования, благодаря чему потребитель сразу будет знать, куда направлять жалобу.

Продавцы, услугодатели или производители могут добровольно зарегистрироваться в ЕИС. Это позволит им получать жалобы от потребителей напрямую, а также отвечать на претензии.

«Создание такой системы позволит сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте, упростить и удешевить процедуру подготовки жалобы и её направления в компетентные органы, а также оцифровать все обращения и результаты их рассмотрения. Мы сейчас думаем над тем, чтобы жалобы автоматически направлялись к компетентному уполномоченному органу, если такой выбор будет принят потребителем. Это исключит «отфутболивание», которое мы сегодня наблюдаем, когда госорганы месяцами гоняют жалобы между собой, а результата никакого нет», – пояснила Айжан Бижанова.

Результаты рассмотрения жалоб будут возвращаться в ЕИС для формирования статистики и аналитики. Однако представители бизнеса считают эту норму проекта излишней.

«В законопроекте не уточняется, какие сведения о продавцах предполагается включить в Единую информационную систему. Кроме того, существуют специализированные госорганы в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг по защите прав потребителей в данных сферах. Законами, регулирующими данные виды деятельности, предусмотрен особый порядок разрешения споров с данными потребителями. В связи с чем для разрешения споров в указанных сферах считаем наличие ЕИС лишним, потребитель должен иметь возможность напрямую общаться с государственными органами», – считают эксперты НПП «Атамекен».

Общественные объединения смогут отправлять товары на экспертизу

Общественные объединения потребителей, ассоциации и союзы наделяют полномочиями направлять товары, работы и услуги на экспертизу качества и безопасности, публиковать перечень некачественной продукции и её производителей.

Также им разрешат осуществлять общественный контроль путём:

  • посещения мест реализации товара (работы, услуги), доступных для потребителей;
  • осуществления контрольной закупки товара (работы, услуги);
  • применения фото-, аудио-, видеофиксации действий, совершаемых при посещении мест реализации товара (работы, услуги), доступного для потребителей, с учётом норм действующего законодательства Республики Казахстан;
  • проведения мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности и уровня информированности потребителей о возможностях защиты своих прав и законных интересов.

Результаты проведённого общественного контроля размещаются в Единой информационной системе защиты прав потребителей, а также в средствах массовой информации. При выявлении нарушений информация об этом направляется в соответствующие государственные органы.

Эксперты «Атамекена» обеспокоились новыми функциями общественных объединений по защите прав потребителей. Они считают, что предлагаемые положения требуют проведения анализа регуляторного воздействия.

«Законопроектом не урегулирован порядок проведения общественного контроля, не уточняются предмет, периодичность, длительность, границы проверок субъектов бизнеса, не предусмотрен механизм проведения контрольных закупок, а также не урегулированы вопросы финансирования, связанные с закупкой товаров. Отсутствие в законопроекте чёткой регламентированности механизмов осуществления проверок может повлечь злоупотребление расширенными полномочиями общественных объединений потребителей, незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность добросовестного предприятия, а также негативно отразиться на производственных процессах», – подчеркнули эксперты.

При Правительстве создаётся Межведомственный совет по защите прав потребителей

Межведомственный совет по защите прав потребителей создаётся для координации деятельности по защите прав потребителей и разработке предложений. Это будет коллегиальный орган при Правительстве РК. Заседать будет не менее одного раза в год.

«Ежегодное заседание такого совета усилит важность и значимость поднимаемых вопросов и обеспечит должный контроль за эффективностью принимаемых госорганами решений в сфере защиты прав потребителей», – считают разработчики.

Председателем совета будет заместитель премьер-министра РК. Членами – депутаты Парламента РК, представители госорганов, общественные объединения, гражданское общество, бизнесмены.

Оставьте комментарий