Содержание
- Справка о валютных операциях 2019
- Валютный контроль в 2019 году
- Справка о подтверждающих документах (образец заполнения)
- Справка о валютных операциях: понятие, назначение, реквизиты
- Корректировка данных
- Признак корректировки в справке о валютных операциях и сроки ее предоставления
- Корректировка справки, заполненной банком
- Ответственность за нарушения
Добавить в «Нужное»
Обновление: 16 мая 2019 г.
Валютные операции российскими организациями и предпринимателями осуществляются с учетом определенных требований – приобретать (продавать) иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках и только по документам, оформленным в соответствии с указаниями ЦБ РФ (ст. 6, ст. 11 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Порядок представления российскими компаниями (ИП) подтверждающих документов и информации при ведении валютных операций уполномоченным банкам определен в Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И. Одним из обязательных к представлению документов для валютного контроля до 1 марта 2018 года являлась справка о валютных операциях.
Справка о валютных операциях 2019
С 1 марта 2018 года справку о валютных операциях отменили. Справка о валютных операциях, инструкция по ее заполнению были утверждены инструкцией Центробанка РФ от 04.06.2012 № 138-И, но в связи с изданием Банком России Инструкции от 16.08.2017 № 181-И, отменяющей инструкцию ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И, данный документ утратил силу.
В 2019 году оформлять справку о валютных операциях не нужно. Соответственно, вопросы о справке о валютных операциях (когда представляется в 2019 г., образец заполнения 2019, скачать бланк, сроки подачи справки о валютных операциях, корректировка справки о валютных операциях, непредоставление справки о валютных операциях – штраф) более не актуальны.
Банк России не только отменил справку о валютных операциях, но и внес ряд изменений в валютный контроль для организаций и предпринимателей.
Валютный контроль в 2019 году
Основные изменения с 1 марта 2018 года в валютном контроле приведем в виде таблицы:
Объект изменений | Изменения с 1 марта 2018 года |
---|---|
Влияние суммы контракта на валютный контроль |
|
Учет контрактов |
|
Справка о валютных операциях |
|
Справка о подтверждающих документах |
|
Ведение ведомости банковского контроля |
|
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию |
|
Справка о подтверждающих документах (образец заполнения)
В 2019 году справка о подтверждающих документах является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов и подается компанией (ИП) в уполномоченный банк в срок, не позднее 15-ти рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (или на документах были проставлены отметки представителями таможни) (п. 1.3, п. 8.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
Скачать справку о подтверждающих документах можно .
Образец заполнения справки о подтверждающих документах можно скачать по ссылке.
(Пояснения к сокращенным обозначениям организанионно-правовых форм и видов предпринимательской деятельности)
В повседневной жизни, средствах массовой информации, в частности – в сети Интернет, можно встретить разнообразные сокращения (аббревиатуры) для обозначения определенных организационно-правовых форм и видов хозяйствующих субъектов, которые действуют в Украине. Очень часто такие сокращения (СПД, ЧП, ООО, ЗАО, ОАО и т.д.) используются некорректно, что приводит к путанице и затрудняет поиск необходимой информации о конкретных формах осуществления предпринимательской деятельности в Украине.
По этой причине были подготовлены настоящие пояснения к наиболее распространенным сокращениям организационно-правовых форм предпринимательства, которые часто встречаются в информационном пространстве Украины. Приведенные пояснения, в частности, включают полные наименования соответствующих организационных форм предпринимательства, а также их определения, приведенные в законодательных актах.
Также приведены некорректные, на мой взгляд, сокращения, которые по определенным причинам получили распространение и до сих пор используются для обозначения отдельных организационных форм предпринимательской деятельности.
СПД (субъект предпринимательской деятельности), или на укр. языке – СПД (суб’єкт підприємницької діяльності) – это любое лицо, в том числе физическое лицо–предприниматель, или юридическое лицо любой организационно-правовой формы надлежащим образом зарегистрированное и осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке. Иногда аббревиатуру СПД ошибочно отождествляют с физическим лицом–предпринимателем (ФЛП), который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. Это объясняется тем обстоятельством, что по Закону Украины «О предпринимательстве» от 26.02.91 г., который утратил силу с 1 января 2004 г., физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность от собственного имени без создания юридического лица, именовалось — субъект предпринимательской деятельности–физическое лицо (СПД–ФЛ). По этой причине у многих предпринимателей сложилось ошибочное мнение о том, что субъектами предпринимательской деятельности (СПД) можно называть только физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Однако, на самом деле, как было отмечено выше, субъектом предпринимательской деятельности (СПД) следует считать любое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, в том числе физическое лицо–предпринимателя, предприятие, хозяйственное общество и т.д.
ФЛП (физическое лицо–предприниматель), на укр. языке – ФОП (фізична особа – підприємець) – это физическое лицо (гражданин Украины, лицо без гражданства, иностранец) с полной гражданской дееспособностью, которое зарегистрировано в порядке, предусмотренном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», и осуществляет предпринимательскую деятельность от собственного имени, то есть без создания юридического лица. Физических лиц–предпринимателей (ФЛП) иногда также называют «СПД», «СПД–ФЛ», «частными предпринимателями», «ЧП», «ЧП-шниками», «физиками». Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что в главе 5 действующего Гражданского кодекса и в большинстве других действующих законодательных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность физических лиц, используется понятие «физическое лицо – предприниматель», наиболее корректным сокращенным обозначением для данного субъекта предпринимательской деятельности следует считать аббревиатуру «ФЛП».
ЧП (частное предприятие), на укр. языке – ПП (приватне підприємство) – это юридическое лицо, действующее на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда или с использованием наемного труда (ст. 113 Хозяйственного кодекса Украины). Частным также является предприятие, действующее на основе частной собственности субъекта хозяйствования – юридического лица. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство частных предприятий, зарегистрированных в Украине, создавались на частной собственности одного физического лица, то есть единственным учредителем предприятия является физическое лицо (гражданин Украины, иностранец либо лицо без гражданства). Это объясняется тем, что в соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 27.03.1991 г., который утратил силу 1 января 2004 г., частными предприятиями являлись предприятия, основанные на собственности физического лица.
В настоящее время есть основания считать, что определение частного предприятия, приведенное в Хозяйственном кодексе Украины, не следует считать определением отдельной организационно-правовой формы. Частное предприятие, на мой взгляд, является родовым понятием, объединяющим группу предприятий различных организационных форм, созданных на основе частной собственности одного или нескольких граждан либо юридического лица. Но на практике частные предприятия и по настоящее время регистрируются как отдельная организационно-правовая форма и в большинстве случаев имеют единственного учредителя — физическое лицо. Для сокращенного обозначения этого вида предприятий целесообразно использовать аббревиатуру ЧП. При этом следует помнить, что иногда это сокращение используют для обозначения физических лиц – предпринимателей, которых иногда называют «Частными предпринимателями».
ООО (общество с ограниченной ответственностью), на укр. языке – ТОВ або ТзОВ (товариство з обмеженою відповідальністю) – это хозяйственное общество, основанное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых определяется уставом. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью в Украине урегулирована Гражданским кодексом Украины и специальным законом «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. Следует подчеркнуть, что общество с ограниченной ответственностью является одной из наиболее распространенных организационных форм осуществления предпринимательской деятельности в Украине. Иногда для сокращенного обозначения этой организационно-правовой формы используют аббревиатуру «ЛТД», которая происходит от английского слова «limited» или сокращенно «ltd», что означает «ограниченный».
АО (акционерное общество), на укр. языке – АТ (акціонерне товариство) – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, корпоративные права по которым удостоверяются акциями (п.1 ст.3 действующего Закона «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г.). Акционерные общества в зависимости от способа размещения акций делятся на публичные акционерные общества (ПАО) и частные акционерные общества (ЧАО). До вступления в действие Закона Украины «Об акционерных обществах» акционерные общества делились на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).
ЧАО (частное акционерное общество), на укр. языке – ПрАТ (приватне акціонерне товариство) – акционерное общество, осуществляющее только частное размещение акций среди определенного круга лиц. До вступления в силу Закона Украины «Об акционерных обществах» аналогом частного акционерного общества было закрытое акционерное общество (ЗАО). При этом следует заметить, что правовое регулирование закрытых и открытых акционерных обществ имеет некоторые отличия. Например, количество акционеров ЧАО не может превышать 100 человек, в то же время максимальное количество акционеров для ЗАО не ограничивалось законом.
ПАО (публичное акционерное общество), на укр. языке – ПАТ (публічне акціонерне товариство) – это акционерное общество, осуществляющее как частное, так и публичное размещение акций. Аналогом публичных акционерных обществ до вступления в действие Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. были открытые акционерные общества (ОАО).
ПО (полное общество), на укр. языке – ПТ (повне товариство) – это хозяйственное общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом. По понятным причинам такой вид хозяйственных обществ, является не очень распространенным. Однако ломбарды действующее законодательство обязывает создавать именно в форме полных обществ (ПО).
ГП (государственное предприятие), на укр. языке – ДП (державне підприємство) – так обозначается государственное унитарное предприятие, которое создается компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления. В соответствии с законом наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие». Поэтому в сокращенных наименованиях применяют обозначения ГП.
КП (коммунальное предприятие), на укр. языке – КП (комунальне підприємство) – так обозначают коммунальное унитарное предприятие, которое образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. В соответствии с законом наименование коммунального унитарного предприятия должно содержать слова «коммунальное предприятие». В сокращенных наименованиях таких предприятий используют обозначение КП. Следует заметить, что сокращением КП ранее также обозначались коллективные предприятия, созданные по Закону «О предприятиях в Украине» 1991 г., который утратил силу. По этому закону коллективными предприятиями (КП), на укр. языке – колективними підприємствами назывались предприятия, созданные на основе собственности трудового коллектива соответствующих предприятий.
ПИИ или ПсИИ (предприятие с иностранными инвестициями), на укр. языке – ПІІ или ПзІІ (підприємство з іноземними інвестиціями) – это предприятие, в уставном капитале которого не менее 10% составляет иностранная инвестиция.
ИП (иностранное предприятие), на укр. языке – ІП (іноземне підприємство) – унитарное или корпоративное предприятие, созданное по законодательству Украины, которое действует исключительно на основе собственности иностранцев или иностранных юридических лиц. 100% уставного капитала такого предприятия принадлежит иностранному инвестору (инвесторам).
Продолжение следует.
Постановлением Правительства РФ скорректирован порядок учета лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействию легализации преступных доходов. Теперь этот порядок распространяется не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей — для постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга им нужно подавать только карточку по форме 2-КПУ.
Уже более полугода действует «антиотмывочный» Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ, внесший существенные изменения в законодательство, в частности в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). С 31 июля 2013 г. индивидуальные предприниматели, осуществляющие подконтрольные в соответствии с Законом № 115-ФЗ сделки, например посреднические сделки для купли-продажи недвижимости, наряду с организациями должны вставать на учет в территориальных органах Росфинмониторинга и сообщать информацию о таких сделках (подп. «д» п. 2 ст. 13, п. 6 ст. 24 «антиотмывочного» закона).
Пока порядок предоставления указанных сообщений регулируется Положением о постановке на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих указанные операции (утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 № 364). Но этот документ вскоре утратит силу. Вместо него по истечении семи дней после дня официального опубликования1 начнет действовать постановление Правительства РФ от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее — постановление № 58 и Положение соответственно).
А пока Положение не применяется, индивидуальные предприниматели могут сообщать о подконтрольных сделках при заполнении формы 4-СПД (утв. приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уже состоящих на учете в территориальном органе Росфинмониторинга к моменту вступления в силу постановления № 58, повторно вставать на учет будет не нужно.
Новое положение во многом схоже с действующим, хотя имеет некоторые различия.
Предприниматели присоединяются к лицам, обязанным сообщать о сделках
Напомним, что к организациям, на которые возложена обязанность вставать на учет в органах Росфинмониторинга и сообщать о подконтрольных сделках, сейчас относятся: лизинговые организации, ломбарды, операторы по приему платежей, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Со дня вступления в силу постановления № 58 и нового Положения, как видно из названия, их нормы будут распространяться не только на вышеуказанные организации, но и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Постановка на учет юридических лиц и предпринимателей будет осуществляться, как и сейчас, в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации или с даты внесения изменений в сведения о таких лицах, содержащиеся в Единых государственных реестрах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первой сделки, квалифицируемой как подконтрольная.
Порядок постановки на учет и представления сведений станет попроще
Сейчас для постановки на учет в Росфинмониторинге в его территориальные органы необходимо подавать заявление и карту по формам, утвержденным приказами Росфинмониторинга от 14.02.2012 № 44 и от 30.11.2005 № 164. Со дня вступления в силу постановления № 58 для постановки на учет потребуется только указанная карта по форме 2-КПУ.
Территориальный орган Росфинмониторинга примет решение о постановке на учет организации или предпринимателя максимум через 15 дней со дня получения карты.
Отказ в постановке на учет возможен в трех случаях:
■ при представлении карты, оформленной не по вышеуказанной форме;
■ при представлении карты в территориальный орган не по месту госрегистрации организации или не месту жительства предпринимателя;
■ при представлении карты организацией или предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы (это основание новое, сейчас такой причины для отказа нет).
И если в первых двух случаях есть возможность подать карту еще раз, устранив причины отказа, то в последнем случае такая возможность отсутствует, поскольку обратное противоречило бы цели принятия постановления № 58.
1 На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.
Справка о валютных операциях: понятие, назначение, реквизиты
Понятие справки о валютных операциях (далее — СВО) раскрывалось в инструкции Банка России «О порядке представления…» от 04.06.2012 № 138-И.
Важно! Новая инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И такого понятия уже не содержит.
Назначение этой формы состояло в предоставлении ее резидентом в обслуживающий банк после совершения им или его контрагентом действий по зачислению или списанию со счета денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ. Посмотрим, как применялась корректирующая справка, отмененная в 2018 г. СВО содержала следующие сведения:
- наименование обслуживающего банка и клиента, подающего форму;
- номер счета клиента;
- код страны банка-нерезидента;
- признак корректировки;
- информацию о документе (распоряжении, уведомлении или др.);
- дату совершения валютной операции, ее код;
- признак платежа;
- проведенную сумму, в том числе в валюте, установленной договором (с указанием кода валюты);
- сведения о паспорте сделки или контракте;
- срок возвращения авансового платежа;
- ожидаемый срок исполнения обязательств контрагентом-нерезидентом.
Обратите внимание! Помимо перечисленных реквизитов она содержала графу для указания каких-либо дополнительных сведений по проведенной валютной операции. Также в ней должна была быть графа, в которой указана информация банка: дата поступления в финансовое учреждение, возврата и принятия.
Корректировка данных
В тех случаях, когда перечисленные выше сведения менялись, требовалась корректировка справки о валютных операциях. Данное требование не относится к информации о резиденте-клиенте и самом уполномоченном банке.
Из пп. 2.9, 3.15 инструкции № 138-И следовало, что при изменении таких сведений клиент банка обязан был представить в финансовую организацию новую СВО. В ней должны были быть отражены уже измененные сведения. То есть под корректирующей справкой о валютных операциях подразумевалась та же самая СВО, но с иными, измененными сведениями. Чтобы корректирующая форма была таковой, необходимы:
- предварительное представление резидентом в банк СВО;
- ее принятие банком.
Заполнялась она полностью так же, как и первоначально представленная форма. Сведения, которые изменились, указываются в новом виде, а прежние оставались неизменными.
К корректирующей форме прилагались необходимые документы, свидетельствующие о происшедших изменениях.
Признак корректировки в справке о валютных операциях и сроки ее предоставления
Как было отмечено выше, в реквизитах данного документа была графа «Признак корректировки». Заполнялся этот пункт только в случае, если имели место изменения сведений в ранее поданной справке, которая принята банком. Если же поданная СВО была не принята, а возвращена банком с указанием соответствующих причин, то она считалась не корректирующей, а первоначальной. В этом случае в названном поле никакие данные не указывались.
Когда изменения все-таки вносились в первоначально представленный документ, корректирующая СВО в указанном поле должна была содержать знак «*» и номер исправления (1 — если исправляющий сведения документ подается впервые, 2 — подается во второй раз и т. д.).
Общие сроки, в рамках которых первоначальный документ должен был быть подан клиентом в обслуживающий банк, следующие:
- Если валюта зачисляется на счет, резиденту дается 15 банковских дней с соответствующей даты зачисления.
- Если валюта списывается со счета резидента, ему необходимо подать справку вместе с соответствующим распоряжением о переводе.
При внесении изменений в ранее поданную форму участнику денежной операции следовало подать в банк корректирующую СВО в течение 15 банковских дней. Отсчет времени начинался с момента окончательного оформления документов, свидетельствующих о внесенных изменениях.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Этот момент мог быть определен датами:
- подписания;
- вступления в силу;
- составления.
Корректировка справки, заполненной банком
Обратите внимание! СВО могла быть заполнена сотрудником обслуживающего банка. То же относится и к корректирующей форме. Это правомочие должно было быть закреплено в соответствующем договоре между финансовой организацией и ее клиентом.
При этом в случае делегирования таких полномочий банку с резидента снималась обязанность не только по оформлению справок, но и по контролю за их содержанием. Неоформление и непередача банком корректирующего документа клиенту освобождала его от установленной за нарушение сроков ответственности (см. решение Арбитражного суда Амурской области от 20.08.2015 по делу № А04-5190/2015).
Экземпляр заполненной сотрудником банка СВО передавался клиенту, который при обнаружении несоответствия или несогласии с указанными данными в 15-дневный срок должен был подать справку с исправлениями. Дополнительно к этому документу резидент должен был приложить:
- написанное в произвольной форме заявление, в котором указаны причины несогласия с информацией, отраженной в справке банком;
- дополнительные документы, которые не были ранее представлены в банк.
Ответственность за нарушения
Нарушение указанных сроков подачи корректирующей формы грозило административной ответственностью по ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действующей в актуальный на момент редакции (см. таблицу ниже).
Вид нарушения и часть ст. 15.25 КоАП |
Размер штрафа (руб.) |
|||
Для граждан |
Для должностных лиц |
Для организаций |
||
Нарушение сроков подачи на 10 и менее дней — подп. 6.1 (возможно только предупреждение) |
300–500 |
500–1 000 |
5 000–15 000 |
|
Нарушение сроков на 11–30 дней — подп. 6.2 |
1 000–1 500 |
2 000–3 000 |
20 000–30 000 |
|
Нарушение сроков более чем на 30 дней — подп. 6.3 |
2 500–3 000 |
4 000–5 000 |
40 000–50 000 |
|
Следует иметь в виду, что несвоевременная отправка контрагентом-нерезидентом документов, которые подтверждают внесение изменений во внешнеторговый контракт, не являлась уважительной причиной для резидента, позволяющей нарушать сроки представления корректирующей СВО (см. постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу № А60-36423/2013).
***
Таким образом, корректирующая справка — один из документов, позволявших государству контролировать денежные операции с валютой в стране, применяемый в РФ до 01.03.2018. С указанного момента СВО для целей валютного контроля не используются.