6 КоАП

Новая редакция Ст. 6.9.1 КоАП РФ

Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

Примечание. Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.

Информация — шестеренный насос НМШ 2-40-1,6/16
Шестеренные насосы типа НМШ 2-40-1,6/16 — масляные «объемные насосы», с шестернями в качестве основного рабочего органа.
Требования к перекачиваемым насосом НМШ 2-40 средам:
— насосы перекачивают нефтепродукты, масла, мазут, дизельное топливо и др. среды, не содержащие примеси, обладающие смазывающей способностью и не вызывающие коррозию рабочих деталей;
— температура сред: не выше +70°С (нефтепродукты, масла, мазут), не более +40°С (дизельное топливо). По заказу насос НМШ 2-40 может быть выполнен для перекачивания сред температурой до 150°С (423 К);
— вязкость, перекачиваемых сред: в интервале 0,018х10-4 … 15×10-4 м²/с (1,08 … 200°ВУ).
Насосы НМШ 2-40 оснащают приводом, в качестве которых используются электродвигатели в общепромышленном (взрывозащищенном) исполнениях. Соединение насоса и двигателя в насосном агрегате НМШ 2-40 при помощи упругой муфты.
Устройство шестеренного насоса НМШ 2-40-1,6/16
Насос НМШ 2-40-1,6/16 — объемный шестеренный насос, состоящий из рабочего органа (прямозубые шестерни), корпуса с крышкой задней и стойкой, предохранительного, разгрузочного клапанов. Предохранительный клапан, при увеличения давления в напорном трубопроводе, должен осуществить кратковременный перепуск перекачиваемой среды из полости нагнетания в полость всасывания.
Проточные детали насоса НМШ 2-40-1,6/16 выполняют из чугуна (не обозначается) или бронзы («Б» — в обозначении).
Шестерни насоса стальные, а подшипники скольжения бронзовые.
Насосы производятся по ГОСТ 15150-69 в климатическом исполнении У, категории размещения 3 или в климатическом исполнении Т2(Т5).
По желанию потребителя шестеренные насосы НМШ 2-40 могут быть изготовлены с сальниковым уплотнением вала.
Для комплектации насосного агрегата НМШ 2-40-1,6/16 должен использоваться только сертифицированный электродвигатель.
По заказу потребителя шестеренный насос может поставляться в сборе с муфтой, без муфты, без электродвигателя и плиты (рамы).
Параметры и показатели насоса НМШ 2-40-1,6/16:
— подача: не меньше 1,6 м³/час (0,40 л/с);
— давление насоса на выходе: 16 кг/см² (1,6 МПа);
— допустимая вакуумметрическая высота всасывания, м: 5;
— внешняя утечка: не больше 0,01 л/час;
— давление полного перепуска, МПа: не более 2,4;
— КПД в агрегате, %: не меньше 60;
— патрубки: всасывающий: Ду-25, напорный: Ду-20.
Привод насосного агрегата НМШ 2-40-1,6/16 — асинхронный двигатель на 1,5 кВт (A80B4), 2,2 кВт(A90L4), 3 кВт (A100S4).
Дополнительно в компании центробежные насосы для воды ЦНСГ 13-70 … 350, ЦНСГ 38-44 … 220, дренажный насос АНС-60, фекальный центробежный насос массный СМ 100-65-200. Все насосы производства ОАО «ВМЗ».
Габаритные размеры

Начали действовать санкции за нарушение карантина, режима самоизоляции и распространение в интернете и СМИ фейков, связанных с эпидемией коронавируса. Но сразу возникли вопросы. Во-первых, одновременно с поправками в КоАП РФ некоторые регионы тоже внесли правки в свои местные законы, и санкции за одни и те же нарушения в федеральном и региональных кодексах нередко разнятся. В результате по некоторым нарушениям неясно, какие нормы должны применяться: КоАП РФ или регионального кодекса. Во-вторых, для компаний ввели на федеральном уровне сразу две статьи: за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания (ст. 6.3 КоАП РФ), а также за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ). В каких случаях и по каким статьям уже штрафуют компании и граждан, разбираемся в этой статье.

С 01.04.2020 вступили в силу два закона, в которых предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение карантина, режима самоизоляции и распространение фейков, связанных с эпидемией коронавируса.

Один из них вводит штрафы в КоАП РФ. Это Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Во втором предусмотрена уголовная ответственность. Это Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Протоколы об административных правонарушениях по новым статьям будут составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ. Перечень этих органов утвердит высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Власти субъектов РФ тоже начали вводить штрафы за аналогичные правонарушения в региональные кодексы. В субъектах РФ, в которых были приняты свои поправки, будут применяться региональные штрафы. При этом регионы не вправе вводить штрафы в размере выше, чем в КоАП РФ. В тех субъектах РФ, где наказания за нарушение карантина или режима самоизоляции не ввели, будут применяться федеральные штрафы.

Нарушение карантина

Штрафовать за нарушение карантина в связи с распространением коронавируса будут по новым частям ст. 6.3 КоАП РФ (если иной штраф не предусмотрен региональным КоАП). В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Максимальная санкция — 500 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ в прежней редакции).

Теперь же введена отдельная ответственность за эти же действия, но совершенные при чрезвычайных обстоятельствах.

Цитируем до­кумен­т

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ

В этом случае предусмотрены следующие наказания:

  • для граждан — штраф от 15 000 до 40 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 50 000 до 150 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 50 000 до 150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • для юридических лиц — штраф от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такие штрафы будут грозить тем, кто нарушил карантин, то есть предписание Роспотребнадзора находиться в самоизоляции (допустим, две недели после прилета из другой страны) или в больнице либо другом учреждении (например, в связи с тем, что лицо имеет положительный результат на коронавирус или имело контакт с заразившимся).

Если такие действия повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то наказывать будут еще строже. В этом случае штраф для граждан составит от 150 000 до 300 000 руб., для должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб., или назначат дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от 500 000 до 1 млн руб., или приостановят деятельность на срок до 90 суток. Например, это могут быть случаи, если из-за нарушения карантина произойдет заражение вирусом других лиц.

Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлечет по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создаст угрозу наступления таких последствий, то нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ). Максимальное наказание — до двух лет лишения свободы. А если это повлечет по неосторожности смерть человека, то до пяти лет. Если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил погибнут двое и более лиц, то накажут принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет. Нужно обратить внимание, что для привлечения к уголовной ответственности достаточно только угрозы распространения массового заболевания. А значит, если зараженный человек сбежал из больницы и поехал, допустим, на метро, то такие действия теоретически можно подвести под ст. 236 УК РФ.

Нарушение режима самоизоляции

Отдельно предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ). Под эту норму будут подпадать, например, те, кто должен находиться дома в самоизоляции согласно акту соответствующего органа власти. Например, в Москве это Указ мэра Москвы от 29.03.2020 № 34-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

Так, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации повлечет:

  • для граждан — предупреждение или штраф в размере от 1000 до 30 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 50 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 руб.;

  • для юридических лиц — штраф от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Если такие действия повлекут причинение вреда здоровью человека или имуществу, а также за повторное нарушение ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрены такие наказания:

  • для граждан — штраф от 15 000 до 50 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — штраф от 500 000 до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

При этом в Москве за нарушение режима самоизоляции установлен штраф в размере 4000 руб. По сути, он ниже, чем на федеральном уровне (от 1000 до 30 000 руб.). А если нарушителя остановят на автомобиле, то ему будет грозить штраф в 5000 руб. и эвакуация на штрафстоянку (Закон г. Москвы от 01.04.2020 № 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»»).

Распространение фейков

За распространение фейков в СМИ или в интернете, в том числе о ситуации с коронавирусом, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, в КоАП РФ появилась статья, в которой установлена административная ответственность за распространение в СМИ, а также в интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. За такое нарушение юридических лиц будут штрафовать на сумму от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой (ст. 10.1 КоАП РФ).

А если распространение такой информации повлечет смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит для юридических лиц от 3 млн до 5 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой (ст. 10.2 КоАП РФ).

Повторное незаконное распространение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 300 000 до 400 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц — от 600 000 до 900 000 руб., на юридических лиц — от 5 млн до 10 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Также за распространение фейков будет грозить уголовная ответственность. Штраф — до 700 000 руб., либо ограничение свободы до трех лет, либо другие наказания (ст. 207.1 УК РФ). Также уголовное наказание будет грозить за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека (до трех лет лишения свободы) либо повлекшее смерть (до пяти лет лишения свободы).

Ответственность аптек

Введена ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ с наказаниями для аптек, которые продают лекарства с наценкой. Так, реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, повлечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 250 000 до 500 000 руб.;

  • на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Комментарий эксперта

Андрей Кузьмин, к.ю.н., старший партнер, адвокат Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин
и партнеры»

«ЭЖ-Юрист»: Сейчас ответственность для компаний ввели в ч. 2, 3 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение санитарных норм при чрезвычайных ситуациях и т.д.) и ст. 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). В них предусмотрены разные штрафы. В каких случаях будут штрафовать нарушителей по этим статьям?

Андрей Кузьмин: За нарушение санитарно-эпидемиологических норм (то есть за нарушение СанПиНов, актов Роспотребнадзора) штраф накладывается по ст. 6.3 КоАП РФ. Например, за неназначение ответственного лица за принятие мер по противодействию ОРВИ и коронавирусу. А за нарушения региональных актов о введении режима повышенной готовности организации будут привлекать к ответственности по новой ст. 20.6.1 КоАП РФ.

«ЭЖЮ»: Когда будут применяться региональные штрафы, а когда — федеральные?

А.К.: В региональных КоАП могут устанавливаться специальные составы за нарушение регионального акта о введении режима повышенной готовности. Например, в Москве введена ответственность за нарушение требований о приостановлении деятельности организациями. За это нарушение компания будет оштрафована по региональному КоАП, а за иные отклонения — по федеральному КоАП. Например, если зал ресторана продолжает работу, то это московский КоАП, а если организация не вынесла приказ о режиме работы, то федеральный.

Статья 1.3.1 КоАП РФ устанавливает предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Таким образом, если совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Законом Москвы, то это прямо будет указано в этом Законе и ответственность по федеральному закону (КоАП РФ) установлена не будет. И наоборот.

Как ранее писала «АГ», Министерство юстиции опубликовало пакет из трех законопроектов, предусматривающих введение нового КоАП, а также специального Процессуального кодекса об административных правонарушениях.

Авторы законопроекта предлагают поделить новый «материальный» Кодекс на три раздела: общую и особенную части, а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.

Общая часть нового КоАП

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что проектом предусмотрено более четкое определение предметов ведения РФ в области установления административной ответственности.

Она пояснила, что действующий КоАП РФ предусматривает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В проекте же предлагается конкретизировать эти вопросы и, например, к ведению РФ в области установления административной ответственности отнести установление ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, и за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, о котором сейчас нет упоминаний в ст. 1.3 КоАП РФ.

Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, а согласно ст. 71 Конституции регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также процессуальное законодательство относятся исключительно к ведению Российской Федерации. «Очевидно, что проектируемая ст. 1.3 КоАП РФ наделяет субъектов РФ пусть и ограниченным, но правом принимать законы об административных правонарушениях вопреки упомянутым конституционным положениям. Отсюда КоАП должен стать единственным законодательным актом в стране, регулирующим все материально- и процедурно-правовые (относящиеся к деятельности органов исполнительной власти) вопросы административной ответственности», – посчитала адвокат.

В пояснительной записке отмечается, что к числу принципов законодательства об административных правонарушениях отнесены принципы законности, равенства перед законом, вины, недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, справедливости и соразмерности, гуманизма.

Как заметила Ольга Рогачёва, в дефиницию административного правонарушения добавлен, помимо виновности и противоправности, новый признак административного правонарушения – причинение вреда охраняемым законом отношениям. «Надо отметить, что в доктрине административного права данный признак выделялся давно», – указала она. Адвокат добавила, что, говоря о классификации административных правонарушений, законопроект предусматривает грубые административные правонарушения, предполагая, что за них будет предусмотрено более жесткое административное наказание.

Положительным, по мнению Ольги Рогачёвой, является то, что проект предусматривает определения административной ответственности длящихся, продолжаемых, однородных, повторных правонарушений и малозначительности. Адвокат отметила, что в настоящее время административным законодательством не сформулировано дефиниций данных видов административных правонарушений, они содержатся лишь в Постановлении Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Кроме того, указала она, до сих пор нет официальных разъяснений относительно того, какие административные правонарушения считать продолжаемыми. «Следовательно, предложенная в Концепции нового КоАП РФ классификация административных правонарушений имеет положительные тенденции», – заключила она.

Адвокат посчитала положительным моментом выделение индивидуальных предпринимателей как самостоятельных субъектов административной ответственности.

Также эксперт отметила, что проектом кодекса вводятся дополнительные критерии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, связанные с реформой контрольно-надзорной деятельности. Вина юридического лица будет определяться в том числе в зависимости от наличия сведений о нарушении им обязательных требований, которые влекут низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, только по результатам проведения в соответствии с федеральным законом контрольно-надзорного мероприятия.

«Здесь мы видим взаимодействие реформы контрольно-надзорной деятельности, «регуляторной гильотины” и законодательства об административных правонарушениях. По сути, как показывает правоприменительная практика, в отношении юрлиц существует объективное вменение, и в связи с этим в современных экономических и политических условиях жизни российского общества представляется нецелесообразным сохранение института административной ответственности юридических лиц, выступающего во многом неправовым и несоразмерным средством давления на бизнес и преследующего цель не столько обеспечения правопорядка, сколько пополнения бюджетов всех уровней», – указала Ольга Рогачёва. По ее мнению, в то же время следовало существенно усилить в целом административную ответственность должностных лиц.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян позитивно отнеслась к введению запрета одновременного привлечения юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же правонарушение, а также к введению запрета на назначение нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.

Ольга Рогачёва заметила, что проектом предусмотрен прежний перечень административных наказаний, однако вместо такого наказания, как «административное приостановление деятельности», вводится «административный запрет деятельности». Предусмотрено назначение штрафа в размере «ниже низшего» для физических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц. Тогда как действующее законодательство предусматривает это только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нарине Айрапетян назвала кратное увеличение общего срока давности привлечения к административной ответственности до одного года примером антинародного характера проекта нового КоАП. «Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до одного года, по общему правилу, говорит об ужесточении административно-деликтной политики в области административной ответственности, но в какой-то степени уменьшает законотворческую деятельность, которая возросла путем внесения многочисленных поправок в ст. 4.5 КоАП РФ», – согласилась с коллегой Ольга Рогачёва.

По мнению адвоката, приветствуется и заслуживает отдельного внимания гл. 5, которая регулирует административную ответственность несовершеннолетних, в части установления видов административных наказаний и мер воспитательного воздействия. Так, в ст. 5.2 указывается, что несовершеннолетним могут быть назначены предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований и обязательные работы. В качестве мер меры воспитательного воздействия (ст. 5.5) предлагается установить передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа, определенного правительством, возложение обязанности загладить причиненный вред либо ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Особенная часть и субъекты административной юрисдикции

Ольга Рогачёва обратила внимание на то, что в особенной части проектируемого КоАП сохраняется тенденция гуманизации уголовной и ужесточения административно-деликтной политики: «Взять хотя бы то, что особенная часть начинается с побоев».

По мнению адвоката, более детализированной стала структура особенной части, в связи с чем появилось больше глав, в том числе за счет выделения административных правонарушений против конституционных прав. Она также заметила, что в проекте более конкретизирован объект. Так, например, административные правонарушения в сфере оборота оружия, взрывчатых веществ, частной детективной или охранной деятельности выделены в отдельную главу, что для правоприменителя очень удобно.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров назвал важной новеллой проекта нового КоАП введение в гл. 6 ст. 6.10 «Воспрепятствование адвокатской деятельности». «Впервые в законопроекте, разработанном Министерством юстиции, прозвучало, что вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению адвокатом его профессиональных полномочий наказуемо. И если такое вмешательство не содержит уголовно наказуемого деяния, то виновные граждане могут подвергнуться административному штрафу в размере от 2 до 5 тыс. руб. или предупреждению, а должностные лица – штрафу от 5 до 10 тыс. руб. И хотя размер штрафа не превышает меру наказания за несвоевременное предоставление информации гражданину, тем не менее начало положено, и порочная практика в отношении адвокатов стала наказуема», – отметил Геннадий Шаров.

Юрист юридической группы «Гречкин и Партнеры» Яна Любимова обратила внимание на гл. 12 «Административные правонарушения, посягающие на права потребителей». Она отметила, что в действующей редакции КоАП большинство положений этой главы отсутствуют – предусмотрены лишь наказания за введение потребителя в заблуждение и включение в договор условий, нарушающих потребительские права.

По ее мнению, в случае принятия проекта в таком виде у предпринимателей, которые занимаются реализацией товаров и услуг, появится повод для беспокойства, поскольку существенно расширится перечень составов правонарушений. Так, появятся отдельные санкции за отказ от заключения договора с покупателем в письменном виде, продажу товара по завышенным ценам и некачественный товар, который причинил вред здоровью и жизни покупателей.

Яна Любимова заметила, что в новом кодексе законодатель планирует выделить нового субъекта административного правонарушения – индивидуального предпринимателя. «В действующем кодексе законодатель не отделяет ИП от юридических лиц и не устанавливает для них отдельных санкций. Вопрос о наказании для ИП решается на усмотрение контролирующего органа», – указала юрист. В связи с этим, считает она, отделение ИП от других субъектов административной ответственности может существенно ухудшить их положение, поскольку к денежной компенсации вреда, причиненного покупателю, прибавится и фиксированная сумма штрафа, размер которой будет сложно оспорить.

Нарине Айрапетян назвала особенную часть проекта КоАП «сырой» и указала, что некоторые положения кодекса выглядят антинародными, нацеленными на ужесточение мер ответственности. При этом представляется, что основные задачи законодательства в этой части сводятся не к превенции нарушений, а к обогащению казны. Так, например, в ст. 21.9 за превышение скорости свыше 60 км в час штраф предлагается увеличить до 5 тыс. руб. (сейчас превышение более 60, но не более 80 км в час – влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб., а свыше 80 км в час – 5 тыс. руб. – Прим. ред.).

Адвокат полагает, что нарушителя, особенно злостного, возможно, и остановит осознание того, что его ждет «недешевая расплата». «Однако «злостники” отличаются еще и своим нежеланием платить штрафы. Независимо от того, с чем связано это нежелание – присутствием в поведении элементов девиантного поведения или банальным отсутствием средств, необходимо трезво и разумно оценивать ситуацию, связанную с платежеспособностью среднестатистического гражданина, для которого 5 тыс. руб. если и не вся зарплата, то ее «добрая” часть», – заметила она.

Адвокат полагает, что сохранившаяся возможность оплаты штрафа со скидкой вряд ли спасет ситуацию – первым результатом вступивших в этой части изменений законодательства будет именно рост неплательщиков. «Накопительная же система нарушений и предлагаемые санкции для водителя, которого уже наказали ранее за нарушение ПДД и в последующем в отношении которого возбуждено дело по ст. 264 УК РФ в виде конфискации транспортного средства, слишком радикальны и не соответствуют заявленным направлениям развития в сфере экономического благосостояния страны в целом и благосостояния отдельного гражданина в частности», – посчитала Нарине Айрапетян.

Геннадий Шаров заметил, что требования, устанавливаемые ст. 30.3 «Неисполнение требований законодательства в сфере организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», существуют и в действующем КоАП, однако в п. 6 предлагается прямо установить ответственность адвокатов за нарушение требований в виде штрафа от 50 до 100 тыс. руб. Мера наказания устанавливается равной как для адвокатов, так и для нотариусов, предпринимателей и аудиторов. При этом вице-президент ФПА указал, что размер предлагаемых санкций в отношении адвокатов настораживает. «Но напомним, что в Законе о противодействии легализации (отмыванию) доходов содержится норма, учитывающая приоритетное значение адвокатской тайны», – подчеркнул он.

Ольга Рогачёва отметила, что в соответствии с Разделом III, посвященным субъектам административной юрисдикции, большинство дел об административных правонарушениях по-прежнему будут рассматриваться судьями.

Анализ экспертов «АГ» по проекту Процессуального кодекса об административных нарушениях будет опубликован позднее.

Новая редакция Ст. 6.8 КоАП РФ

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Комментарий к Статье 6.8 КоАП РФ

1. Базовые аспекты относительно наркотических средств и психотропных веществ урегулированы ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Необходимо разграничивать состав административных правонарушений и преступлений, предусмотренных статьей 188 и главой 25 УК, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В рамках действующего законодательства Российской Федерации соответствующие виды деятельности подлежат лицензированию на основании положений ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 14.06.2002 N 423 (ред. от 06.02.2004) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ».

Необходимо обратить внимание и на обязательную государственную регистрацию наркотических средств и психотропных веществ, применяемых в медицине в качестве лекарственных средств и подлежащих государственному контролю в соответствии с ФЗ от 22.06.1998 N 86-ФЗ (ред. от 16.10.2006) «О лекарственных средствах».

Вопросы контрольной, надзорной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов находятся в рамках компетенции Федеральной службы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 28.07.2004 N 976 (ред. от 31.08.2006) «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»).

Сотрудники милиции обязаны осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества (Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 27.07.2006) «О милиции»).

Вопросы изъятия из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ регламентируются статьей 27.10 КоАП (см. комментарий). А в тех случаях, когда передача наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ (в ред. от 02.12.2005) «Об оперативно-розыскной деятельности», содеянное следует квалифицировать по части 3 статьи 30 и соответствующей части статьи 228.1 УК, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства или психотропного вещества из незаконного оборота (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными на то органами на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.3 и 28.3 КоАП).

3. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, а также установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выраженные в незаконном приобретении наркотических средств или психотропных веществ или их хранении.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Наркотические средства — это вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию. Психотропные вещества — это вещества, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяющиеся обычно при лечении психически больных. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, и оказывающие такое же психоактивное действие.

Перечень наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством РФ в соответствии с действующим законодательством РФ и международными договорами. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится по рецепту, выписанному на специальном бланке, и только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.

2. Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье граждан, а также установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих противоправных действиях:

приобретение наркотических средств или психотропных веществ в нарушение действующего порядка, определенного нормами права. Способом незаконного приобретения наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» следует считать покупку, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы или в дар, в уплату долга, присвоение найденного, сбор дикорастущих конопли и мака или их частей, а также остатков неохраняемых посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.;

хранение — любые умышленные действия, связанные с нахождением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов во владении виновного: при себе, в помещении, в тайнике и других местах. При этом ответственность наступает независимо от продолжительности хранения. При квалификации данного противоправного деяния следует учитывать, что комментируемый состав предполагает совершение вышеуказанных противоправных деяний без цели сбыта.

4. Субъектом правонарушения признается физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

5. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умыслом.

6. В примечании к статье предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности (несмотря на наличие состава правонарушения) лица, добровольно сдавшего приобретенные без цели сбыта наркотические средства и психотропные вещества, а также их аналоги.

Оставьте комментарий