70 приказ

Дело № 5-16/5М-2014 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 января 2014г. г. Курск И.о. мирового судьи судебного участка № 5 судебного района Сеймского округа г. Курска — мировой судья судебного участка № 1 судебного района Сеймского округа г.Курска Глебова Е.А., с участием лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Туркова Г.С., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Горбулина В.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:

Заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Геннадия Сергеевича, <ДАТА2> рождения, уроженца д. Адоево Октябрьского района Курской области, зарегистрирован по адресу: <АДРЕС>, проживает по адресу: г. <АДРЕС>,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Турков Г.С. не выполнил установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно: в ОАО «<АДРЕС> расположенном по адресу: <АДРЕС>, средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются не отдельно от материальных ценностей текущего довольствия; не определен порядок выдачи средств радиационной и химической защиты для использования по предназначению в установленные сроки, отсутствует документация по хранению средств радиационной и химической защиты: план размещения средств радиационной и химической защиты, функциональные обязанности заведующего складом, руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты, схемы эвакуации средств радиационной и химической защиты, накладные на выдачу средств радиационной и химической защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний, проверки средств радиационной и химической защиты, сопроводительные документы и накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкция по требованиям безопасности при работе на складе.

В ходе рассмотрения дела в суде, заместитель генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Турков Г.С. виновным себя в совершении правонарушения признал полностью, раскаялся в содеянном, пояснив, что, нарушения, выявленные в ходе плановой (выездной) проверки в период с 06.11.2013г. по 09.12.2013г. в ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> в настоящее время устранены в полном объеме: средства индивидуальной, радиационной и химической защиты отделены от материальных ценностей текущего довольствия и хранятся в специально оборудованном месте с соблюдением всех правил и норм, определен порядок выдачи средств радиационной и химической защиты; заведена документация по хранению средств радиационной и химической защиты, функциональные обязанности заведующего склада, руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты, а именно: схема эвакуации средств радиационной и химической защиты и оповещении персонала склада, накладные на выдачу средств защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний, проверки средств радиационной и химической защиты, накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкция по мерам безопасности при работе на складе. Просил освободить его от ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения.

При рассмотрении дела в суде должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Горбулин В.И. пояснил, что в ходе проведения плановой выездной проверки ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> в период с 06.11.2013г. по 03.12.2013г. были выявлены нарушения правил содержания средств индивидуальной защиты (противогазы). В настоящее время выявленные нарушения заместителем генерального директора ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Турковым Г.С. устранены. Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Трукова Г.С., должностное лицо, составившее протокол об административных правонарушениях, Горбулина В.И., исследовавписьменные материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4>, распоряжение о проведении плановой выездной проверки <НОМЕР> от <ДАТА6>, акт проверки юридического лица от <ДАТА5> <НОМЕР>, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, приказ ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> <НОМЕР> от <ДАТА7> «О создании, содержании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с приложением, справкой о наличии на балансе ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> объектов гражданской обороны по состоянию на <ДАТА8>

Исследовав в судебном заседании представленные материалы в их совокупности, оценив их с точки зрения относимости и допустимости, мировой судья установил, что виновность заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Г.С. в совершении административного правонарушения доказана.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне», гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ст. 9 п.1 ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В соответствии с п. 1.2 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285, исполнение требованиянастоящих Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее — средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны.

В силу п. 2.1 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля основной задачей хранения средств радиационной и химической защиты является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по предназначению в установленные сроки.

В соответствии с п. 2.3 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.

В силу п. 2.8.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля на рабочем месте заведующего складом должно быть следующее имущество и документация: специальный стол для картотеки; металлический шкаф (ящик) для хранения служебной документации и справочной литературы; средства связи; паспорт хранилища; план размещения средств радиационной и химической защиты; функциональные обязанности заведующего складом; руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты; схемы эвакуации средств радиационной и химической защиты и оповещения персонала склада; журналы учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления списанных средств радиационной и химической защиты, карточек учета и стеллажных ярлыков; накладные на выдачу средств радиационной и химической защиты, график выдачи средств радиационной и химической защиты; план работы склада на год (квартал, месяц), график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты, план противопожарной защиты склада (хранилища); техническая документация, сопроводительные документы и накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкции по требованиям безопасности при работе на складе, накладные на выдачу списанных средств радиационной и химической защиты, копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты, акты проверки склада органами пожарного надзора и другие документы

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О гражданской обороне», неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> <НОМЕР> от 04.07.2013г. «О создании, содержании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ответственным за контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резерва материальных и финансовых средств назначен заместитель генерального директора по производству Турков Г.С.

В связи с нарушениями действующего законодательства в области гражданской обороны, выявленными в ходе проверки, в отношении генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Г.С. 09.12.2013 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с тем, в ОАО «<АДРЕС> расположенном по адресу: <АДРЕС>, средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются не отдельно от материальных ценностей текущего довольствия; не определен порядок выдачи средств радиационной и химической защиты для использования по предназначению в установленные сроки, отсутствует документация по хранению средств радиационной и химической защиты: план размещения средств радиационной и химической защиты, функциональные обязанности заведующего складом, руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты, схемы эвакуации средств радиационной и химической защиты, накладные на выдачу средств радиационной и химической защиты, график осмотра и проведения лабораторных испытаний, проверки средств радиационной и химической защиты, сопроводительные документы и накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкция по требованиям безопасности при работе на складе.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в действиях заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Г.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 (в ред. от 09.02.2012 г. № 3), «О некоторыхвопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер административного правонарушения, роль правонарушителя в его совершении, то, что в настоящее время выявленные в ходе проверки нарушения заместителем генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Турковым Г.С. устранены, что подтверждается, в том числе и объяснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судья признает совершенное Турковым Г.С.правонарушение малозначительным вследствие отсутствия существенной угрозы охраняемым законом отношениям, не наступления негативных последствий, и считает возможным в силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, освободить заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Г.С. от административной ответственности, объявив устное замечание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Геннадия Сергеевича освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч. 1 КодексаРФ об административных правонарушениях в виду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Объявить Заместителю генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркову Геннадию Сергеевичу устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Заместителя генерального директора по производству ОАО <ОБЕЗЛИЧЕНО> Туркова Геннадия Сергеевича прекратить.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД МУРМАНСК (с изменениями на: 13.10.2016)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2015 года N 3558

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД МУРМАНСК

(в редакции постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», постановлением Правительства Мурманской области от 29.10.2008 N 522-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Мурманской области» постановляю:
1. Утвердить Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск согласно приложению.
2. Рекомендовать руководителям организаций, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, отнесенных в установленном порядке к категории по гражданской обороне и (или) продолжающих работу в военное время на территории города Мурманска, утвердить порядок подготовки к ведению гражданской обороны в соответствующей организации.
3. Отменить постановления администрации города Мурманска:
— от 12.08.2011 N 1428 «Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск», за исключением пункта 2;
— от 26.07.2013 N 1911 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города Мурманска от 12.08.2011 N 1428 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск»;
— от 07.08.2014 N 2505 «О внесении изменений в постановление администрации города Мурманска от 12.08.2011 N 1428 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск» (в ред. постановления от 26.07.2013 N 1911)»;
— от 15.06.2015 N 1568 «О внесении изменений в Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск, утвержденный постановлением администрации города Мурманска от 12.08.2011 N 1428″ (в ред. постановлений от 26.07.2013 N 1911, от 07.08.2014 N 2505)»;
— от 27.08.2015 N 2362 «О внесении изменений в Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск, утвержденный постановлением администрации города Мурманска от 12.08.2011 N 1428″ (в ред. постановлений от 26.07.2013 N 1911, от 07.08.2014 N 2505, от 15.06.2015 N 1568)».
4. Отделу информационно-технического обеспечения и защиты информации администрации города Мурманска (Кузьмин А.Н.) разместить настоящее постановление с приложением на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет.
5. Редакции газеты «Вечерний Мурманск» (Гимодеева О.С.) опубликовать настоящее постановление с приложением.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Мурманска Лыженкова А.Г.

Глава
администрации города Мурманска
А.И.СЫСОЕВ

Приложение. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД МУРМАНСК

Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 23 декабря 2015 года N 3558

(в ред. постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)

Общие положения

Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», постановлением Правительства Мурманской области от 29.10.2008 N 522-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Мурманской области» и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальном образовании город Мурманск.

Организация и подготовка к ведению гражданской обороны

2.1. Мероприятия по гражданской обороне в муниципальном образовании город Мурманск организуются в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.
2.2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — план основных мероприятий) муниципального образования город Мурманск.
2.3. План основных мероприятий муниципального образования город Мурманск на год разрабатывается отделом по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации города Мурманска (далее — отдел по ГО и предупреждению ЧС) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по Мурманской области.
Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования город Мурманск в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
2.4. Подготовка к ведению гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск и заключается в планировании мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории города от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения города Мурманска и заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории города от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.5. План гражданской обороны и защиты населения определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(п. 2.5 в ред. постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)
2.6. Администрация города Мурманска в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создает и содержит силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне.
2.7. По решению главы администрации города Мурманска могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются в соответствующих положениях о спасательных службах.
(в ред. постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)
В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения задач.
Положение о спасательной службе муниципального образования город Мурманск разрабатывается отделом по ГО и предупреждению ЧС, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы Мурманской области и утверждается главой администрации города Мурманска.
Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в муниципальном образовании город Мурманск, а также контроль в этой области осуществляется Главным управлением МЧС России по Мурманской области.
2.8. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий главой администрации города Мурманска заблаговременно в мирное время создается эвакуационная комиссия. Эвакуационная комиссия возглавляется главой администрации города Мурманска или его заместителем. Деятельность эвакуационной комиссии регламентируется положением об эвакуационной комиссии, утверждаемым главой администрации города Мурманска.
2.9. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера принимает руководитель гражданской обороны города Мурманска.

Руководство гражданской обороной

3.1. Руководство гражданской обороной на территории муниципального образования город Мурманск осуществляет глава администрации города Мурманска.
Глава администрации города Мурманска несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»).
3.2. Органом, осуществляющим управление гражданской обороной, является отдел по ГО и предупреждению ЧС, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
3.3. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории муниципального образования город Мурманск организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее — информация) и обмен ею.
Сбор и обмен информации осуществляется отделом по ГО и предупреждению ЧС, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
(в ред. постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)
Администрация города Мурманска представляет информацию в Правительство Мурманской области через ГОКУ «Управление по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области».
3.4. Мероприятия по гражданской обороне в муниципальном образовании город Мурманск осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, нормативными правовыми актами Мурманской области, Уставом муниципального образования город Мурманск и нормативными правовыми актами муниципального образования город Мурманск, а также настоящим Порядком.

Мероприятия в области гражданской обороны

Администрация города Мурманска в целях решения задач в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий планирует и осуществляет следующие основные мероприятия:
4.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
— разработка с учетом особенностей муниципального образования город Мурманск и на основе примерных программ, утвержденных Губернатором Мурманской области, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб;
— организация и подготовка неработающего населения муниципального образования город Мурманск способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
— проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
— организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников предприятий и учреждений, подведомственных администрации города Мурманска, а также личного состава формирований и служб, созданных на базе муниципальных предприятий и учреждений;
— создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны администрации города Мурманска в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;
— пропаганда знаний в области гражданской обороны.
4.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
— поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
— установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
— комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
— сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
4.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
— организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей;
(в ред. постановления администрации города Мурманска от 13.10.2016 N 3085)
— создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
4.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
— поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности, и их технических систем;
— разработка плана наращивания инженерной защиты территории муниципального образования город Мурманск;
— обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
4.5. По световой и другим видам маскировки:
— определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
— разработка плана по светомаскировке города Мурманска в военное время;
— создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;
— проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территории муниципального образования город Мурманск
4.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
— создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны на базе предприятий и учреждений, подведомственных администрации города Мурманска, для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;
— создание резерва финансовых ресурсов для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
— планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;
— создание резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
— предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;
— проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
— оказание населению первой помощи;
— определение численности населения, оставшегося без жилья;
— инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
— размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
— предоставление населению информационно-психологической поддержки.
4.8. По срочному захоронению трупов в военное время:
— заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
— создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
— оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
— организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
— организация санитарно-эпидемиологического надзора.
4.9. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
— создание сил гражданской обороны на базе предприятий и учреждений, подведомственных администрации города Мурманска, и оснащение их современными техникой и оборудованием;
— подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
— разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
— определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

Вопрос от Татьяны:

Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС? И при какой численности вводится данная должность?

Быть или не быть, специалисту по ГО и ЧС…

Ответ для Татьяны:

Здравствуйте.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

а) отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
  • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;

б) не отнесенных к категориям по гражданской обороне:

  • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
  • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

  • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»

Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённое Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440 (Внимание! Документ утратил силу. Смотрите новое положение о гражданской обороне)

На этом всё. Если ответ понравился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку со своими коллегами в социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!

На вопрос ответила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также виды обучения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

2. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются — формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

3. Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются — руководители);

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются — должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются — обучающиеся);
(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

е) неработающее население.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

4. Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по видам согласно приложению.

Обучение является обязательным и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются — учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются — курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — не реже одного раза в 3 года. Для данных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы является обязательным.

Обучение групп населения, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

5. В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны:

а) федеральные органы исполнительной власти:

планируют и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2008 N 770)

организуют обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

планируют обучение населения в области гражданской обороны;

организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.04.2015 N 332;

организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны;

в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.04.2015 N 332;

организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;
проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области гражданской обороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны для обучения лиц, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, а также определяет перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны и в других организациях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;
устанавливает правила аттестации руководителей по вопросам гражданской обороны.
(пп. «д» введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ПО ГРУППАМ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ)

1. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

2. Главы местных администраций, руководители организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

б) дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны и в других организациях;
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

в) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

3. Личный состав формирований и служб:

а) курсовое обучение руководителей формирований и служб в организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, а также в других организациях;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

б) проведение занятий с личным составом формирований и служб по месту работы;

в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

4. Работающее население:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

а) проведение занятий по месту работы;

б) участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

5. Обучающиеся:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

а) обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

6. Неработающее население (по месту жительства):

а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);

б) участие в учениях по гражданской обороне;

в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Оставьте комментарий