Административно территориальных границ соответствующего населенного пункта

3 апреля 2000 года N21-ЗСО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Саратовской областной Думой

22 марта 2000 года

(в ред. Законов Саратовской области

от 28.03.2002 N 22-ЗСО, от 06.02.2004 N 5-ЗСО,

от 09.10.2006 N 99-ЗСО, от 07.02.2008 N 26-ЗСО,

от 29.03.2010 N 45-ЗСО, от 28.01.2011 N 9-ЗСО,

от 25.12.2012 N 207-ЗСО, от 04.02.2014 N 15-ЗСО)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство области как субъекта Российской Федерации, а также систему административно-территориальных единиц, порядок преобразований в административно-территориальном устройстве области.

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяемые понятия используются в следующих значениях:

административно-территориальная единица — часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления;

населенный пункт — часть территории области, на которой постоянно или преимущественно проживают жители области и которая имеет сосредоточенную застройку;

городской населенный пункт — город областного значения, город районного значения, поселок городского типа (рабочий, курортный, дачный поселок);

город областного значения — населенный пункт, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического роста и роста численности населения;

город районного значения — населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов;

поселок городского типа — рабочий поселок, курортный поселок, дачный поселок;

рабочий поселок — населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенный пункт, на территории которого расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

курортный поселок — населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее 50 процентов постоянного населения;

дачный поселок — населенный пункт, основным назначением которого является обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них;

сельский населенный пункт — населенный пункт (деревня, село, хутор, поселок и другие), не отнесенный к городским населенным пунктам;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

район — административно-территориальная единица, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и административно связанные друг с другом населенные пункты, имеющая наименование и административный центр;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

закрытое административно-территориальное образование — административно-территориальная единица, статус которого определяется законодательством Российской Федерации;

абзац исключен. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО;

городской район — часть территории города;

абзац исключен. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО;

административный центр — место постоянного нахождения органов государственной власти, представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Статья 3. Принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

обеспечения целостности территории области;

абзац исключен. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО;

соответствия исторически сложившейся системе расселения, тенденциям ее развития;

разграничения и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

Статья 4. Понятие и содержание административно-территориального устройства области

Административно-территориальное устройство области является ее территориальной организацией и представляет собой систему исторически сложившихся административно-территориальных единиц и населенных пунктов в границах территории Саратовской области как субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальные единицы являются пространственной основой деятельности федеральных и областных органов государственной власти и формируемых населением органов местного самоуправления.

Территорию соответствующих административно-территориальных единиц составляют муниципальные земли населенных пунктов в пределах городской черты (границ земель поселка, села) и земли других собственников, землепользователей в границах соответствующих земельных участков по отводным землеустроительным актам.

Статья 5. Система административно-территориального устройства

Саратовская область включает административно-территориальные единицы — районы, г. Саратов и его районы, населенные пункты — города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, закрытые административно-территориальные образования.

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

часть вторая исключена. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО;

Глава II. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЛАСТИ

Статья 6. Виды преобразований в административно-территориальном устройстве области

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Преобразованиями в административно-территориальном устройстве области являются: образование, упразднение, объединение, присоединение, выделение, разделение административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ, установление и перенесение административных центров районов, изменение статуса административно-территориальных единиц.

(в ред. Закона Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО)

Создание (преобразование), реорганизация закрытого административно-территориального образования и изменение его границ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

(часть вторая введена Законом Саратовской области от 07.02.2008 N 26-ЗСО)

Статья 7. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве

Преобразования в системе административно-территориального устройства производятся с учетом мнения населения соответствующих населенных пунктов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.

(в ред. Закона Саратовской области от 07.02.2008 N 26-ЗСО)

По решению представительного органа муниципального образования мнение населения учитывается путем опроса граждан, проживающих на соответствующей территории, в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случаях, установленных настоящим Законом, мнение населения выражается представительным органом муниципального образования.

(часть вторая в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Статья 8. Условия решения вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве

Вопросы преобразований в административно-территориальном устройстве области, за исключением вопросов установления или изменения границ населенных пунктов, решаются областной Думой по представлению Правительства области в соответствии с инициативой органов местного самоуправления.

(в ред. Закона Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО)

В областную Думу должны быть представлены следующие документы:

заключение комиссии по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области;

(в ред. Закона Саратовской области от 04.02.2014 N 15-ЗСО)

соответствующие правовые акты органов местного самоуправления, обоснование необходимости предполагаемого преобразования;

карта преобразований;

смета расходов, необходимых для проведения предполагаемых преобразований, с указанием источников финансирования;

документы, подтверждающие учет мнения населения, в случаях, установленных настоящим Законом.

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

Статья 9. Порядок образования и упразднения административно-территориальных единиц, установление и перенесение административного центра района

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Соответствующие представительные органы местного самоуправления при образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административного центра района представляют в Правительство области:

1) решение представительных органов местного самоуправления по вносимому предложению;

2) документы, подтверждающие учет мнения населения;

3) пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о размере территории административно-территориальной единицы, количестве городов, рабочих поселков и иных населенных пунктов, численности населения, количестве крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, количестве социально-культурных учреждений, предприятий торговли и бытового обслуживания, сведения об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложением о структуре и штатах органов местного самоуправления источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов местного самоуправления;

4) характеристику населенного пункта, в котором размещается или будет размещаться административный центр, содержащую сведения о его географическом положении по отношению к территории административно-территориальной единицы, численности населения, перечень промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, наличии помещений для размещения организаций и жилья для работников этих организаций, сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра, состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра до центров поселений (от административного центра поселения до населенных пунктов, входящих в его состав), наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;

5) карту в трех экземплярах с указанием на ней границ и административных центров, населенных пунктов и основных путей сообщения, утвержденную главой муниципального образования, заверенную гербовой печатью.

Для перенесения административного центра района требуется согласие граждан большинства населенных пунктов, находящихся на территории административно-территориальной единицы.

При перенесении административного центра района необходимо указать, имеется ли в населенном пункте, в который переносится административный центр района, помещение для размещения представительных органов местного самоуправления и администрации.

Статья 9.1. Порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц

(в ред. Закона Саратовской области от 28.01.2011 N 9-ЗСО)

1. Для установления и изменения границ районов в Правительство области представляются следующие документы:

1) решение соответствующего представительного органа муниципального района по данному вопросу;

2) пояснительная записка, которая содержит общие сведения об административно-территориальной единице, подробное описание ее границ по естественным ориентирам, обоснование дополнительного включения и исключения земельных участков;

3) письменные согласования границ с заинтересованными ведомствами и собственниками;

4) план земель административно-территориальной единицы с экспликацией (далее — план), выполненный в масштабе 1:50000 — 1:100000, на котором нанесены и согласованы существующая и проектная границы.

План подписывается главой соответствующего муниципального района и руководителем органа, уполномоченного осуществлять земельный контроль;

5) документы представительного органа муниципального района, выражающие мнение населения.

2. Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

Статья 10. Порядок изменения статуса населенного пункта, отнесения городов к категории областного или районного значения, образования и упразднения городских районов

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

При изменении статуса населенного пункта в Правительство области представляются:

1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

2) документы, подтверждающие учет мнения населения;

3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о численности работающих на каждом из них, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта с указанием основных землепользователей, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;

4) выкопировка из карты в трех экземплярах с указанными на ней населенными пунктами, утвержденная главой муниципального образования, заверенная гербовой печатью.

При отнесении городов к категории областного или районного значения в Правительство области представляются:

1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о численности работающих на каждом из них, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта с указанием основных землепользователей, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее.

При образовании или упразднении городских районов в Правительство области представляются:

1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

2) сведения о местном бюджете, об имеющихся и о предусмотренных в связи с вносимым предложением структуре и штатах органов местного самоуправления, их отделов и управлений, источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов местного самоуправления, наличии помещения для них;

3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения города и по городским районам, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта и городских районов, предложения о наименовании;

4) план города в трех экземплярах с указанием его городской черты и границ, существующих и образуемых городских районов, утвержденный главой муниципального образования, заверенный гербовой печатью.

Статья 11. Образование населенных пунктов

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Для образования населенного пункта в Правительство области представляются:

1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

2) документы, подтверждающие учет мнения населения;

3) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с нанесением на нее вновь возникшего населенного пункта, утвержденная главой муниципального образования, заверенная гербовой печатью;

4) пояснительная записка, в которой указывается следующая информация:

а) причины возникновения населенного пункта;

б) месторасположение населенного пункта (расстояние до административных центров поселения и района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения);

в) когда и каким органом отведено место для застройки;

г) численность населения и его состав по преобладающему роду занятий;

д) предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования.

Статья 12. Исключена. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО.

Статья 13. Порядок объединения (присоединения) населенных пунктов

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

Для объединения (присоединения) населенных пунктов в Правительство области представляются:

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

2) исключен. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО;

3) документы, подтверждающие учет мнения населения;

(п. 3 в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

4) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с нанесением на нее объединяемых населенных пунктов;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

5) пояснительная записка к решению представительного органа местного самоуправления, в которой указываются:

а) причины объединения населенных пунктов;

б) количество населения в них (в процентах);

в) наличие в населенных пунктах железнодорожных станций и учреждений связи и их наименования;

г) предложения о наименовании объединенного населенного пункта.

Наименование объединенного населенного пункта определяется жителями самостоятельно. При выборе наименования следует учитывать наименование железнодорожной станции или учреждения связи, если таковые имеются в объединенном населенном пункте.

Статья 14. Порядок исключения населенных пунктов из учетных данных

Для исключения населенных пунктов из учетных данных в Правительство области представляются:

1) решение представительного органа муниципального района по вносимому предложению;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

2) решение представительного органа поселения;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

3) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с указанием на ней населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных.

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

На день исключения в населенном пункте не должно проживать ни одного человека. Акт составляется представителями администрации муниципального района, поселения и предприятия, которое имело в данном населенном пункте производственные объекты, и утверждается администрацией муниципального образования.

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

В нем должны быть отражены:

а) затраты при ликвидации производственных объектов и переселении жителей;

б) место переселения;

в) состояние оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений;

г) мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта.

Статья 15. Исключена. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАИМЕНОВАНИЯ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

(в ред. Закона Саратовской области

от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

Статья 16. Присвоение наименований, переименование географических объектов (административно-территориальных единиц)

(в ред. Законов Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, от 25.12.2012 N 207-ЗСО)

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

В соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» предложения о присвоении наименований географическим объектам (за исключением железнодорожных станций, аэропортов и подобных им объектов) или о переименовании таких географических объектов, документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются в областную Думу.

(часть первая в ред. Закона Саратовской области от 25.12.2012 N 207-ЗСО)

Для рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов представляются следующие документы:

1) решение соответствующего представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО)

2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, характеристику административно-территориальной единицы, населенного пункта, сведения о численности и национальном составе населения, о территории, наличии почтово-телеграфных учреждений, железнодорожных станций и их наименованиях;

3) документ, подтверждающий информирование населения по поступившим предложениям о переименовании;

4) документ, подтверждающий учет мнения населения;

5) мнение соответствующего органа управления связи, железной дороги о вносимом предложении;

6) финансовое обоснование затрат, связанных с присвоением наименования, переименованием;

7) исключен. — Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО.

Статьи 16.1, 17. Утратили силу. — Закон Саратовской области от 29.03.2010 N 45-ЗСО.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Учет административно-территориальных единиц области

(в ред. Законов Саратовской области от 09.10.2006 N 99-ЗСО, от 04.02.2014 N 15-ЗСО)

Учет административно-территориальных единиц области осуществляется путем формирования реестра административно-территориального деления Саратовской области (далее — реестр), утверждаемого Правительством области. Положение о реестре утверждается областной Думой.

(часть первая в ред. Закона Саратовской области от 04.02.2014 N 15-ЗСО)

Часть вторая утратила силу. — Закон Саратовской области от 04.02.2014 N 15-ЗСО.

Правовые акты областной Думы по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере наименований географических объектов, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере геодезической и картографической деятельности и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.

(часть третья введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

Статья 19. Передача территорий

Передача территории в связи с образованием административно-территориальной единицы или передачей из одной административно-территориальной единицы в другую оформляется соответствующим актом.

Статья 19.1. Разрешение разногласий по вопросам административно-территориального устройства

(введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 N 5-ЗСО)

Разногласия по вопросам административно-территориального устройства могут регулироваться путем согласительных процедур либо по инициативе органов местного самоуправления рассматриваться на заседаниях комиссии по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Признать утратившим силу Временное положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Саратовской области, принятое постановлением Саратовской областной Думы от 27 марта 1996 г. N 25-336 (с изменением от 9 июля 1997 г. N 43-812) со дня вступления в силу настоящего Закона..

Губернатор

Саратовской области

Д.Ф.АЯЦКОВ

г. Саратов

Кому нужно применять онлайн-кассы в 2017 году, мы рассказывали в . О том, нужно ли применять онлайн-кассы в труднодоступных местностях, расскажем в этом материале.

Труднодоступная местность: нужна ли онлайн-касса?

В соответствии с освобождены от применения ККТ, в т.ч. онлайн-касс, организации и ИП, которые осуществляют расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт расчетов, содержащего наименование документа, его порядковый номер, другие обязательные реквизиты (абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) и подписанного лицом, выдавшим такой документ.

Правила выдачи и учета таких документов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296.

Перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс

Упоминаемый в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ перечень отдаленных или труднодоступных местностей утверждается органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. Этот региональный орган в течение 5 дней должен довести такой перечень до сведения ФНС, а также разместить его на своем официальном сайте в Интернете.

Так, например, перечень отдаленных или труднодоступных местностей Приморского края утвержден Постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2017 № 55-па, а населенные пункты, освобожденные от онлайн-касс в Волгоградской области, приведены в Приказе Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 15.03.2017 № 16-н.

Кроме того, разрешается применять не онлайн-кассы, а обычные ККТ в отдаленных от сетей связи местностях (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Ими признаются отдельные населенные пункты, численность населения которых составляет не более 10 тыс. человек (п. 1 Приказа Минкомсвязи от 05.12.2016 № 616). Перечень таких населенных пунктов утверждается органом государственной власти субъекта РФ.

Так, например, перечень таких местностей в Нижегородской области утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2017 № 176, а в Самарской области — Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2017 № 185.

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ в редакции от 03.07.2016, все предприниматели обязаны перейти с обычных кассовых аппаратов на онлайн кассы . Крайним сроком перехода на новую систему расчетов является дата 01.07.2018, а большинство должно приобрести и установить ККТ нового образца уже к 1 июля 2017 года. Такое требование предъявляется буквально ко всем, однако и здесь не обошлось без исключений.

Кто освобождается от перехода на онлайн кассы

Научиться работать с онлайн кассами и модернизировать старый аппарат придется все-таки не всем бизнесменами. Так, согласно положению №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Федеральному закону от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений…» от введения онлайн кассы освобождаются:

  • предприниматели малого бизнеса по предоставлению таких услуг, как ремонт обуви;
  • продавцы на рынках, не оборудованных контрольно-кассовыми аппаратами;
  • владельцы сезонных палаток (овощи, фрукты, сухофрукты);
  • палатки по продаже газет и журналов;
  • люди, зарабатывающие при помощи сдачи собственной жилой площади в аренду;
  • предприятия, предоставляющие питание в общеобразовательных учреждениях;
  • религиозные предприятия (объединения).

Более того, вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн касс также освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях.

Какая местность считается труднодоступной

Онлайн кассы в труднодоступных местностях установить не всегда возможно. Например, не каждый населенный пункт оснащен сетями связи. Без постоянного интернета внедрение онлайн кассы становится невозможным.

Также, на основании приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 №616, критерием, который является основополагающим для определения отдаленных от сетей связи местностей являются все населенные пункты с численностью человек менее 10 тысяч.

Таким образом, онлайн кассы в труднодоступных местностях, таких как: поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды — не обязательны. Более точный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс и признанных труднодоступными утверждается в каждой отдельной местности, региональным нормативным документом.

Подробный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс уже утвержден: в Амурской (постановление Правительства Амурской области от 27.01.2017 № 38), Астраханской (постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2017 № 14-П), Кировской (постановление Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/52), Курганской (постановление Правительства Курганской области от 31.01.2017 № 20), Липецкой (постановление администрации Липецкой области от 31.01.2017 № 35), Пензенской (постановление Правительства Пензенской области от 01.02.2017 № 43-пП), Ростовской (постановление Правительства Ростовской области от 02.02.2017 № 50), Томской (постановление Администрации Томской области от 30.01.2017 № 26а), Ульяновской и Ярославской (постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2017 № 59-п) областях; в Забайкальском (постановление Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 № 19) и Пермском краях (постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п); в республиках Коми (постановление Правительства Республики Коми от 23.01.2017 № 27), Башкортостан (распоряжение правительства РФ от 07.12.2016) и Саха-Якутия (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 №50), в Чувашской республике (постановление кабинета министров Чувашии от 14.12.2016 №530); в Чукотском автономном округе (постановление правительства Чукотского АО от 11.01.2017 №5). Где-то список исчисляется десятками населенных пунктов (в Амурской, к примеру, области), а, в частности, в Ярославской области, всего 8 городов, где предприниматели обязаны перейти на онлайн ККТ – это, кроме Ярославля, Переславль-Залесский, Рыбинск, Гаврилов-Ям, Данилов, Ростов, Тутаев и Углич. Все остальные поселения местные власти сочли для онлайн касс труднодоступными.

Перечень труднодоступных местностей продолжает пополняться и по настоящее время.

Альтернатива онлайн кассам в труднодоступной местности

Согласно закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», предприниматели, которые ведут бизнес там, где в перечень попали населенные пункты, освобожденные от онлайн касс, обязаны выдавать покупателям документ, подтверждающий факт оплаты товара (услуги). Такой документ, основываясь на абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ должен содержать:

  • дату, время и место, в котором произведена покупка (расчет);
  • ФИО предпринимателя или наименование предприятия (организации);
  • систему налогообложения;
  • приход/расход или возврат прихода/расхода;
  • наименование товара (услуги);
  • форму расчета;
  • фамилию и должность специалиста.

В некоторых труднодоступных местностях позволяется и вовсе обходиться без кассового аппарата, не говоря уже об онлайн кассах, но и в них предприниматель обязан выдавать клиенту расчетные документы с указанием всех реквизитов.

Новый закон о ККТ 54-ФЗ отдельно обговорил правила онлайн регистрации продаж в труднодоступных местах. Если предприятие работает в отдаленной местности, ему предоставлены преференции. Подробнее об учете реализации отдаленных районах расскажем в материале ниже.

Обойтись без кассы вообще может бизнес в отдаленных районах страны. К такому выводу пришли законодатели и закрепили его в новом законе 54-ФЗ об онлайн-кассах. Главное, соблюсти условия, закрепленные актом. К примеру, города, поселки городского типа, а также, районные центры, не признаются труднодоступными местами. По прочим территориям должны выдерживаться следующие правила:

  • предприятие выдает документ о наличных расчетах взамен ККЧ
  • клиенты фирмы никогда не платят через автоматические терминалы оплат
  • точка продаж не торгует подакцизными изделиями
  • местность включена в официальный перечень труднодоступных мест

ВАЖНО: все требования должны соблюдаться одновременно.

Перечень населенных пунктов освобожденных от онлайн касс

Уже есть список сел, которые могут не использовать онлайн кассы в труднодоступных местностях. По некоторым областям это предварительные данные, но на них можно ориентироваться. Главное не забудьте, что никакое освобождение от ККМ не распространяется, если вы торгуете сигаретами, бензином и алкоголем.

В перечне могут быть указаны следующие ориентиры:

  • границы конкретных районов
  • расстояние в км от районных центров
  • наличие угрозы подтопления
  • отсутствие связывающих мостов и переправ
  • отсутствие стационарных торговых точек

Одновременно в список могут попасть села, которые удовлетворяют следующим условиям, в не зависимости от числа жителей:

  • более 60 км от центра
  • дорога не всегда проходима из-за погоды
  • других дорог нет

ВНИМАНИЕ: если вы законно торгуете без ККМ, будьте готовы выдать БСО по первому требованию покупателя.

Правила работы без ККТ

Проект Постановления о работе без ККТ включает следующие законодательные инициативы:

  • документы, выдаваемые вместо ККЧ, должны быть зарегистрированы в специальном журнале по порядку с учетом дачи выдачи
  • журнал учета БСО вместо чеков должен быть прошит и заверен руководителем и печатью
  • документы взамен КЧ могут быть заполнены от руки или традиционным типографским способом
  • одновременно выписывается документ клиенту и составляется его копия для подшивки в журнал

Обратите внимание, хотя такие документы очень схожи с БСО, выдавать их нужно только если покупатель настаивает на этом. Выписывать бланки взамен КЧ всем клиентам фирмы – льготники не обязаны.

Федеральный закон № 54-ФЗ в ред. 03.07.2016 предъявляет разные требования к применению контрольно-кассовой техники в труднодоступных местностях и на территориях, отдаленных от сетей связи.

Местности, отдаленные от сетей связи

К таким местностям относятся населенные пункты, в которых нет стабильного интернет-соединения.

На территориях, отдаленных от сетей связи, Закон № 54-ФЗ обязывает применять контрольно-кассовую технику, но разрешает не передавать фискальные данные с касс в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Обратите внимание, что используемая кассовая техника в таких местностях должна быть модернизирована, то есть содержать фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ. Сроки перехода на ККТ нового образца можно посмотреть в этой таблице , напомним, что для большинства организаций в РФ этой датой является 1 июля 2017 года.

При регистрации новой кассы в местности, отдаленной от сетей связи, необходимо выбрать автономный режим работы ККТ, который не предусматривает передачу данных ОФД. О том, как это сделать, читайте в специальной инструкции . Таким образом, при совершении расчетов фискальный накопитель будет записывать все данные, но не передавать их оператору.

Перечни территорий, отдаленных от сетей связи, утверждаются субъектами РФ в соответствии с определенными критериями. В частности, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ , что к таким местностям могут относиться территории с населением не более 10 000 человек. Например, уже утверждены такие местности, относящиеся к Амурской области , Астраханской области , Забайкальскому краю , Кировской области , республике Коми , Курганской области , Липецкой области , Пермскому краю , Пензенской области , Ростовской области , Томской области , Ярославской области , Чувашской республике и Чукотскому автономному округу ,

Отдаленные и труднодоступные местности

Это особо удаленные малонаселенные территории, часто недоступные для транспорта.

Согласно Закону № 54-ФЗ организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, могут не применять контрольно-кассовую технику (ККТ), но по желанию покупателя обязаны выдавать ему документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Этот документ должен содержать наименование, порядковый номер, а также реквизиты, указанные в абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ:

  • дата, время, место расчета,
  • наименование организации/ФИО предпринимателя,
  • ИНН продавца,
  • система налогообложения,
  • признак расчета (приход/расход, возврат прихода/расхода),
  • наименование товаров, работ, услуг, количество, цена за единицу, стоимость, сумма общая,
  • ставка/сумма НДС,
  • форма расчета (наличные/карта), сумма оплаты,
  • должность и фамилия продавца.

Утвердить перечни таких населенных пунктов должны органы власти субъектов РФ. Обратите внимание, что в перечень не могут входить города, районные центры и поселки городского типа.

В Федеральном законе № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике определены разные правила применения ККТ для отдаленных от сетей связи местностей, а также для отдаленных и труднодоступных местностей.

Расскажем, в чем разница между двумя терминами и как она отражается на обязанности применять ККТ.

Отдаленные от сетей связи местности

Это населенные пункты с численностью населения до 10 000 человек. Данный критерий обозначен Приказом Минкомсвязи № 616 от 5.12.2016, то есть за основу берется именно численность населения, а не удаленность территории от крупных городов. На основании этого критерия власти составили списки населенных пунктов в каждом регионе. Для вашего удобства мы собрали их .

В отдаленных от сетей связи местностях организации и ИП обязаны применять ККТ, но в автономном режиме. В этом режиме касса не отправляет фискальные данные в налоговую, но ФН запоминает все кассовые операции. Налоговая имеет право потребовать считать данные с ФН и предоставить их в инспекцию при замене фискального накопителя или снятии кассы с учета.

Настройте автономный режим во время регистрации кассы по инструкции .

Труднодоступные или отдаленные местности

Это населенные пункты, где разрешено вовсе не применять ККТ. Однако продавец обязан выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий факт расчета. Документ может быть рукописным, но согласно обязательно должен содержать следующие сведения:

  • Наименование и порядковый номер документа;
  • Название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • Применяемая при расчете система налогообложения;
  • Признак расчета: приход, расход или возврат прихода;
  • Наименование товара;
  • Сумма расчета;
  • Форма расчета: наличные деньги или оплата по банковской карте;
  • Должность и ФИО лица, осуществившего расчет;
  • Подпись лица, выдавшего документ, подтверждающий факт расчета.

Списки населенных пунктов, которым можно торговать без ККТ, утверждают органы власти субъектов РФ, в списках не могут значиться города, районные центры, поселки городского типа (). Если населенный пункт не значится в перечне труднодоступных или отдаленных местностей, то применять ККТ нужно на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства.

Исключение! Даже в труднодоступных местностях торговать через онлайн-кассу обязаны организации и ИП, которые используют автоматическое устройство для расчетов или торгуют подакцизными товарами ( от 03.07.2016).

Подакцизные товары — это алкоголь, табак, топливо, моторное масло и другие товары, перечисленные в .

Автоматические устройства для расчетов — это устройство для расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя ( в ред. от 03.07.2016). Например, это платежные терминалы, торговые автоматы и прочие устройства, принимающие деньги без участия человека.

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10. Территории муниципальных образований

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 настоящего Федерального закона.

3. При изменении границ между субъектами Российской Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)

Статья 11. Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ.

3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Статья 13. Преобразование муниципальных образований

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

3.1. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

(часть третья.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

8. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

Статья 13.1. Упразднение поселений

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(часть третья введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Статья 13.2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

1. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Оставьте комментарий