Администрирование доходов

Главный администратор доходов бюджета и его полномочия

Главный администратор доходов бюджета – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов имеет следующие функции:

  1. формирует перечень подведомственных ему администраторов;
  2. представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета;
  3. представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
  4. формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора;
  5. осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администратор доходов наделен нижеперечисленными полномочиями:

  1. осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  2. осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  3. принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата;
  4. принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  5. в случае и порядке, установленных главным администратором доходов формирует и представляет ему сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов;
  6. осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администрирование доходов бюджетов

“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 6
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
Источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ являются доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений. В соответствии со ст. 41 БК РФ к указанным доходам относятся налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В частности, неналоговыми доходами признаются доходы, полученные бюджетными учреждениями от использования (продажи) имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от оказываемых платных услуг, после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов. В связи с этим в некоторых регионах для учета указанных средств бюджетные учреждения наделяются полномочиями администраторов доходов бюджета бюджетной системы РФ. Полномочия главных администраторов и администраторов доходов бюджета бюджетной системы РФ, их взаимодействие с органами Федерального казначейства (ОФК), а также особенности отражения операций по администрированию доходов в бюджетном учете рассмотрим в данной статье.
Главные администраторы доходов
Главным администратором доходов бюджета бюджетной системы РФ (далее — главный администратор доходов) признается определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст. 6 БК РФ).
Перечень главных администраторов доходов утверждается законом о бюджете на соответствующий финансовый год. На 2010 г. такой Перечень установлен в Приложении 4 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“. В него, в частности, включены:
— Минздравсоцразвития — код главы 055;
— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — код главы 060;
— Федеральное медико-биологическое агентство — код главы 388.
Согласно п. 1 ст. 160.1 БК РФ главные администраторы доходов обладают следующими бюджетными полномочиями:
— формируют перечень подведомственных им администраторов доходов бюджета;
— представляют сведения для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
— представляют сведения для составления и ведения кассового плана;
— формируют и представляют бюджетную отчетность главного администратора доходов;
— осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ главные администраторы доходов утверждают правовые акты, содержащие перечни источников доходов бюджетов, закрепленных за подведомственными администраторами доходов бюджета, и в отношении этих доходов наделяют их бюджетными полномочиями. Например, Минздравсоцразвития перечень администраторов доходов бюджета утвердило Приказом от 25.01.2010 N 24, закрепив за ними полномочия по главе 055 “Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации“ по определенным кодам бюджетной классификации. В частности, по кодам доходов: 05511303010010000130 — прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета, 05511402013010000440 — доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу, 05511623010010000140 — доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 4 ст. 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также ЦБ РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время соответствующий порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 995. Данным Постановлением утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — Правила осуществления бюджетных полномочий).
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов РФ. Например, соответствующие полномочия возложены на Департамент здравоохранения г. Москвы (по коду главы 054) Законом г. Москвы от 02.12.2009 N 10 “О бюджете города Москвы на 2010 год“.
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.
Администраторы доходов
Администратором доходов бюджета бюджетной системы РФ (далее — администратор доходов) является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст. 6 БК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов обладает следующими бюджетными полномочиями:
— осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
— принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в ОФК для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
— принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в ОФК;
— в случае и порядке, установленных главным администратором доходов, формирует и представляет главному администратору доходов сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов;
— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления бюджетных полномочий администраторами доходов наряду с законодательством РФ устанавливается правовыми актами о наделении их полномочиями, изданными главными администраторами доходов, в ведении которых находятся соответствующие администраторы доходов (п. 3 ст. 160.1 БК РФ). Указанный нормативный правовой акт, в частности, должен содержать следующие положения (п. 2 Правил осуществления бюджетных полномочий):
— закрепление за подведомственными администраторами доходов источников доходов, администрирование которых они осуществляют, с указанием основания для администрирования данного вида платежа (нормативного правового акта РФ). В перечне источников доходов отражаются особенности, связанные с их детализацией;
— определение порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам или указание нормативных правовых актов РФ, регулирующих данные вопросы;
— установление порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов;
— определение порядка действий администраторов доходов при уточнении невыясненных поступлений;
— установление порядка, форм и сроков представления администратором доходов главному администратору доходов сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления последним своих полномочий;
— определение порядка и сроков представления бюджетной отчетности в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета по доходам, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, бюджет территориального государственного внебюджетного фонда и местный бюджет.
Примечание. Нормативный правовой акт главного администратора доходов издается на основании постановления Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с общим порядком закрепления поступлений за федеральными органами государственной власти. В нем содержатся нормы по закреплению полномочий администратора доходов по ведомственной структуре федерального органа государственной власти.
Взаимодействие администраторов доходов с ОФК
Взаимодействие ОФК и администраторов доходов регламентируется:
— Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“ (далее — Порядок N 92н);
— Приказом Казначейства России от 07.10.2008 N 7н “О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами“ (далее — Порядок N 7н).
Так, согласно п. 2 Порядка N 92н учет поступлений в валюте РФ и их распределение между бюджетами осуществляются на счетах, открытых территориальным ОФК. Сведения о реквизитах этих счетов должны быть доведены (п. 3 Порядка N 92н):
— ОФК до администраторов доходов;
— администраторами доходов до получателей средств федерального бюджета.
Кроме этого, в соответствии с п. п. 2.1, 2.2 и 2.4 Порядка N 7н для учета операций, осуществляемых получателями бюджетных средств, главными администраторами и администраторами доходов в рамках их бюджетных полномочий, ОФК открываются и ведутся отдельные лицевые счета по администрированию доходов бюджета. При открытии этим лицевым счетам присваиваются номера, состоящие из 11 разрядов. При этом первый и второй разряды соответствуют коду лицевого счета. Например, код 04 присваивается лицевому счету администратора доходов, 03 — получателя бюджетных средств.
Согласно п. 40 Порядка N 92н взаимодействие ОФК с администраторами доходов осуществляется путем представления ОФК администраторам доходов документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также получения ОФК от администраторов доходов документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий.
Документы, представляемые ОФК администраторам доходов, перечислены в Письме Казначейства России от 22.12.2008 N 42-7.1-15/5.4-591. Приведем их в таблице.
—-T———————-T————————T————————
N ¦Наименование документа¦Основание представления¦ Срок представления
п/п¦ ¦ ¦
—-+———————-+————————+————————
В соответствии с Порядком N 92н
—-T———————-T————————T————————
1 ¦Запрос на выяснение ¦Наличие в расчетных ¦Не позднее рабочего
¦принадлежности платежа¦документах информации ¦дня, следующего
¦(ф. 0531808) ¦о предполагаемом ¦за днем формирования
¦с приложением ¦администраторе доходов ¦запроса
¦первичных документов ¦ ¦
—-+———————-+————————+————————
2 ¦Справка о перечислении¦Наличие совершенных ¦Один раз в месяц по
¦поступлений в бюджеты ¦операций по ¦состоянию на 1-е число
¦(разд. I и III) ¦администрируемым ¦месяца, следующего за
¦(ф. 0531468) ¦доходам ¦отчетным; по обращению
¦ ¦ ¦администратора
¦ ¦ ¦доходов — ежедневно
¦ ¦ ¦на следующий рабочий
¦ ¦ ¦день после
¦ ¦ ¦формирования справки
—-+———————-+————————+————————
3 ¦Выписка из Сводного ¦Обращение ¦На следующий рабочий
¦реестра поступлений ¦администратора доходов ¦день после получения
¦и выбытий (ф. 0531472)¦и наличие электронного ¦из учреждения банка
¦ ¦документооборота ¦выписки и приложенных
¦ ¦ ¦к ней документов
—-+———————-+————————+————————
4 ¦Сводные сведения по ¦Обращение ¦Один раз в месяц, не
¦данным лицевых счетов ¦администратора доходов ¦позднее рабочего дня,
¦подведомственных ¦с полномочиями главного¦следующего за днем
¦администраторов ¦администратора доходов ¦формирования сводных
¦доходов бюджета ¦и наличие электронного ¦сведений
¦главного ¦документооборота ¦
¦администратора ¦ ¦
¦(администратора с ¦ ¦
¦полномочиями главного ¦ ¦
¦администратора) ¦ ¦
¦доходов бюджета ¦ ¦
¦(ф. 0531474) ¦ ¦
—-+———————-+————————+————————
В соответствии с Порядком N 7н
—-T———————-T————————T————————
1 ¦Выписка из лицевого ¦Отражение на лицевом ¦Не позднее рабочего
¦счета администратора ¦счете совершенных ¦дня, следующего
¦доходов бюджета ¦операций ¦за днем формирования
¦(ф. 0531761) с ¦ ¦выписки из лицевого
¦приложением первичных ¦ ¦счета
¦документов ¦ ¦
—-+———————-+————————+————————
2 ¦Приложение к Выписке ¦Обращение ¦Не позднее рабочего
¦из лицевого счета ¦администратора доходов ¦дня, следующего
¦администратора доходов¦ ¦за днем формирования
¦бюджета (ф. 0531779) ¦ ¦приложения к выписке
¦ ¦ ¦из лицевого счета
—-+———————-+————————+————————
3 ¦Отчет о состоянии ¦Один раз в месяц или за¦Не позднее рабочего
¦лицевого счета ¦период по письменному ¦дня, следующего
¦администратора доходов¦запросу администратора ¦за днем формирования
¦бюджета (ф. 0531787) ¦доходов ¦отчета
—-+———————-+————————+————————
Бухгалтерский учет доходов бюджетов администраторами доходов
Администраторы доходов в бухгалтерском учете по администрированию доходов в соответствии с положениями Инструкции N 148н <1> производят операции по начислению доходов (платежей), учету их поступлений, а также осуществляют учет расчетов с ОФК по средствам бюджета, которые находятся на отчетную дату на счете ОФК для их распределения по соответствующим бюджетам и подлежат зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде.
———————————
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Начисление доходов. Согласно п. п. 150, 151 Инструкции N 148н аналитический учет расчетов по платежам в доход бюджета ведется в Журнале операций расчетов по доходам <2> или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Операции по начислению доходов приведем в таблице.
———————————
<2> Обязательные реквизиты и показатели, которые должен содержать данный регистр, перечислены в п. 39 Приложения 3 к Инструкции N 148н.
——————————————-T—————T—————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Начисление доходов, в том числе: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 205 01 560 ¦ 1 401 01 110 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 205 02 560 ¦ 1 401 01 120 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от оказания платных услуг ¦ 1 205 03 560 ¦ 1 401 01 130 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации активов ¦ 1 205 09 560 ¦ 1 401 01 172 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- прочих доходов ¦ 1 205 10 560 ¦ 1 401 01 180 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Начисление сумм возврата плательщикам ¦ ¦ ¦
¦излишне полученных доходов, в том числе: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 401 01 110 ¦ 1 205 01 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 401 01 120 ¦ 1 205 02 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации активов ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 205 09 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- прочих доходов ¦ 1 401 01 180 ¦ 1 205 10 660 ¦
L——————————————+—————+—————
Поступление доходов. Операции по поступлениям в бюджет на лицевом счете администратора доходов учитываются на основании Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761) и оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 179 Инструкции N 148н):
——————————————-T—————T—————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Поступление доходов, в том числе: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 210 02 110 ¦ 1 205 01 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 210 02 120 ¦ 1 205 02 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от оказания платных услуг ¦ 1 210 02 130 ¦ 1 205 03 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от переоценки активов ¦ 1 210 02 171 ¦ 1 205 09 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации нефинансовых ¦ 1 210 02 000 ¦ 1 205 09 660 ¦
¦активов ¦ <*> ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- прочих доходов ¦ 1 210 02 180 ¦ 1 205 10 660 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Возврат (возмещение) плательщикам сумм ¦ ¦ ¦
¦излишне уплаченных: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 205 01 560 ¦ 1 210 02 110 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 205 02 560 ¦ 1 210 02 120 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от оказания платных услуг ¦ 1 205 03 560 ¦ 1 210 02 130 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации активов ¦ 1 205 09 560 ¦ 1 210 02 172 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- прочих доходов ¦ 1 205 10 560 ¦ 1 210 02 180 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Распределение поступивших сумм доходов ¦ ¦ ¦
¦текущего отчетного периода, перечисленных ¦ ¦ ¦
¦ОФК в другие бюджеты, в том числе: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 401 01 110 ¦ 1 210 02 110 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 401 01 120 ¦ 1 210 02 120 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации непроизведенных ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 210 02 430 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации материальных ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 210 02 440 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Зачисление в бюджет администрируемых сумм ¦ 1 210 02 000 ¦ 1 210 04 000 ¦
¦доходов, поступивших к распределению на ¦ <**> ¦ <**> ¦
¦счет ОФК в предыдущем отчетном периоде ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Списание сумм администрируемых ¦ 1 210 02 000 ¦ 1 401 03 000 ¦
¦поступлений, зачисленных в бюджет при ¦ <**> ¦ ¦
¦завершении финансового года ¦ ¦ ¦
L——————————————+—————+————————————————
<*> По кодам КОСГУ: 410 — доходов от выбытия основных средств, 420 — доходов от выбытия нематериальных активов, 430 — доходов от выбытия непроизведенных активов, 440 — доходов от выбытия материальных запасов.
<**> По соответствующим кодам КОСГУ.
Расчеты по поступлениям с ОФК. Суммы поступлений на отчетную дату, зачисляемые в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), представляемой ОФК соответствующим администраторам доходов, на счете 0 210 04 000 “Расчеты по поступлениям с органами казначейства“ (п. 182 Инструкции N 148н). Операции по указанному счету приведем в таблице (п. 183 Инструкции N 148н).
——————————————-T—————T—————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Поступление на счет ОФК в текущем отчетном¦ 1 210 04 000 ¦ 1 210 02 000 ¦
¦периоде сумм администрируемых доходов, ¦ <*> ¦ <*> ¦
¦подлежащих зачислению на счет бюджета ¦ ¦ ¦
¦в следующем отчетном периоде ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Отражение администратором доходов сумм ¦ ¦ ¦
¦распределяемых доходов, перечисленных ОФК ¦ ¦ ¦
¦в другие бюджеты бюджетной системы РФ, ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- налоговых доходов ¦ 1 401 01 110 ¦ 1 210 04 110 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от собственности ¦ 1 401 01 120 ¦ 1 210 04 120 ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации непроизведенных ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 210 04 430 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦- доходов от реализации материальных ¦ 1 401 01 172 ¦ 1 210 04 440 ¦
¦активов ¦ ¦ ¦
+——————————————+—————+—————+
¦Зачисление в доход бюджета ¦ 1 210 02 000 ¦ 1 210 04 000 ¦
¦администрируемых сумм доходов, поступивших¦ <*> ¦ <*> ¦
¦к распределению на счет ОФК в предыдущем ¦ ¦ ¦
¦отчетном периоде ¦ ¦ ¦
L——————————————+—————+————————————————
<*> По соответствующим кодам КОСГУ.
Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 04 000 “Расчеты по поступлениям с органами казначейства“ должны быть нулевыми (п. 183 Инструкции N 148н).
Отчетность администратора доходов
Особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами доходов установлены Инструкцией N 128н <3>. Согласно п. 273 данной Инструкции администратор доходов формирует бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет доходов в объеме форм месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, установленных для получателя бюджетных средств, и представляет ее главному администратору (администратору, осуществляющему отдельные полномочия главного администратора) доходов. Бюджетная отчетность формируется раздельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ, исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации РФ.
———————————
<3> Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
Сроки сдачи отчетности устанавливает главный администратор доходов (п. 10 Инструкции N 128н).
В случае если администратор (администратор, осуществляющий отдельные полномочия главного администратора) доходов не является получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, сроки представления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию между администратором (администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора) доходов и финансовым органом соответствующего бюджета (п. 274 Инструкции N 128н).
О.Заболонкова
Эксперт журнала
“Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
28.05.2010

Что такое администрирование доходов бюджета

Как определено в стат. 6 БК РФ администрирование доходов бюджета – это управление и контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты в бюджет платежей. В контексте рассматриваемого вопроса к таким суммам относятся формируемые в соответствии с бюджетной системой доходы (стат. 39 БК). Это, прежде всего, налоги и сборы, взносы, иные обязательные фискальные суммы.

Зачисление доходов всех уровней в бюджет выполняется на счета Федерального казначейства. После чего, на основании нормативов, средства распределяются между бюджетами федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетными фондами. Контрольный учет поступлений ведется по кодам КБК. Такая кодировка указывается плательщиками в платежных документах. Виды бюджетных доходов обозначены в стат. 41 БК РФ:

  • Налоговые поступления – фискальные платежи, включая штрафы и пени, предусмотренные федеральным законодательством, а также региональным и местным.
  • Неналоговые поступления – доходы от пользования государственным или муниципальным имуществом; от платных услуг казенных структур; от мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности и др.
  • Безвозмездные поступления – различные дотации, субвенции, субсидии, межбюджетные трансферты из иных бюджетов РФ, а также безвозмездная помощь от других лиц.

Порядок администрирования доходов бюджета

На законодательном уровне порядок администрирования доходов бюджета утвержден на федеральном уровне в нескольких нормативно-правовых документах:

  • Бюджетный Кодекс РФ.
  • Постановление Правительства России № 995 от 29.12.07 г.
  • Закон № 204-ФЗ от 24.11.08 г.
  • Приказ Минфина России № 65н от 01.07.13 г.
  • Иные.

Условно всю процедуру администрирования можно разделить на несколько основных этапов:

  • На первом этапе – Правительство РФ утверждает Закон о бюджете на определенный период. Обычно это один или два-три года. Одновременно органы власти принимают соответствующие постановления о реализации этого закона. На 2018 год таким законом является № 362-ФЗ от 05.12.17 г. Здесь утверждены бюджеты федерального уровня на текущий 2018 год, плановые – 2019, 2020 года. Аналогичные нормативные акты принимаются региональными властями и местными. Дополнительно Минфин РФ утверждает Классификатор КБК, Указания по его практическому применению, а также разрабатывает регламент ведения бюджетного учета и подачи отчетности.
  • На втором этапе – главный администратор доходов федерального бюджета выпускает нормативный акт о наделении полномочиями по администрированию территориальных распорядителей средств, а также подведомственных главному администратору федеральных учреждений. При этом наделение полномочий выполняется по уровню власти – субъектов РФ или местных, если такие функции не поручены федеральным исполнительным органам. Закрепление доходов поступлений за администраторами осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России № 65н от 01.07.13 г.
  • На третьем этапе – в течение 2 нед. после информирования главным администратором администраторы заключают с Управлением Казначейства информационное соглашение на ЭДО (электронный документооборот). Этот документ регулирует формат информирования администратором территориального ОФК о текущих поступлениях, об уточнениях вида платежа, о возврате излишне уплаченных сумм и т.д.
  • На четвертом этапе – организуется ведение учета в соответствующих бюджетных учреждениях по осуществляемым хозяйственным и финансовым операциям. В первую очередь, выполняется ведение учета поступлений средств согласно требованиям бюджетного законодательства (Приказ Минфина № 157н от 01.12.10 г.).
  • На последнем, пятом, этапе – по результатам деятельности администраторами формируется и подается отчетность в контрольные органы. Перечень бюджетных форм определен Минфином в Приказе № 191н от 28.12.10 г. Дополнительные финансовые отчеты утверждены в Постановлении Правительства России № 413 от 03.07.06 г. Эти формы подаются не в ФНС, а в Счетную Палату органами власти, которые являются главными администраторами доходов федерального бюджета. Для корректного формирования информации может утверждаться регламент представления данных от подведомственных администраторов, контрольных органов муниципальных образований и российских субъектов.

Администратор доходов бюджета

По нормам стат. 6 БК РФ администратор доходов бюджета – это государственный орган, орган местного самоуправления или местной администрации, Центробанк РФ, орган госуправления внебюджетным фондом или казенное учреждение. Основная функция такой структуры заключается в проведении контроля над законностью и корректностью начисления и оплаты платежей, относимых к видам бюджетных поступлений. К полномочиям администратора относятся:

  • Начисление, учет и последующий контроль за правильностью расчета и уплаты бюджетных платежей.
  • Взыскание долгов в отношении фискальных платежей, включая штрафные санкции и пени.
  • Рассмотрение и принятие решений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов, штрафных санкций и пеней, а также компенсационных процентов за нарушение сроков возврата таких сумм.
  • Рассмотрение и принятие решений об уточнении или зачете фискальных платежей.
  • Формирование и подача главному администратору бюджетной и финансовой отчетности.
  • Информирование лиц об особенностях расчетов за услуги государственного или муниципального типа.
  • Вынесение решения о принятии долгов безнадежными.
  • Иные полномочия в соответствии с законодательными требованиями.

Налоговое администрирование

В общепринятом смысле термин налоговое администрирование означает законодательное управление исполнительными органами налоговой системой РФ. В первую очередь, это обозначение основных понятий; установление обязанностей и прав налогоплательщиков, а также контрольных налоговых органов; утверждение мероприятий налогового контроля, включая ответственность за совершение правонарушений.

Главные принципы налогового администрирования направлены на увеличение собираемости фискальных поступлений, стимулирование бизнеса на добровольное перечисление налогов, использование дифференцированных методик при расчете налогов. В данном контексте на первом месте стоит упрощение существующей налоговой системы. Параллельно необходимо внедрять эффективную кадровую политику для снижения возможных издержек администрирования.

Обратите внимание!

Администрирование неналоговых доходов бюджета – это, прежде всего, контроль за поступлением платежей от использования имущества в государственной или муниципальной собственности. Полные перечни таких доходов по видам бюджетов перечислены в стат. 51, 57, 62 БК РФ.

Оставьте комментарий