Агентство по страхованию вкладов в СПб

Страхование вкладов

Система обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом:

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
(pdf-документ, 422.63 Kb)

Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих разрешение (лицензию) Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов, возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 тысяч рублей.

Указанная норма закона распространяется на вклады в банках, в отношении которых наступил страховой случай после 29 декабря 2014 года.

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке и суммарный размер обязательств банка перед ним превышает сумму страховых выплат, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 рублей в совокупности.

В случае если вклад размещен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в рублях.

Если банк выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора (выдал вкладчику кредит, ссуду и т.п.), то размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований этого банка к вкладчику.

По вопросам, возникающим у вкладчиков в связи с действием системы страхования вкладов, обращайтесь в Агентство по страхованию вкладов по телефону «горячей линии»: (8 800) 200-08-05 (бесплатный звонок по России).

По всем вопросам, касающимся системы страхования вкладов, обращайтесь в Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов»:
Заполните форму:

Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ)

УКАЗАНИЕ
от 13 января 2005 года N 1542-У
Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

Банк России по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) устанавливает особенности проверок банков, проводимых в соответствии со статьями 27 и 32 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст.5029) (далее — Федеральный закон), порядок участия служащих Агентства в проверках банков, а также их права и обязанности.

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящее Указание распространяется на проверки банков, внесенных в реестр банков, формируемый в соответствии с Федеральным законом (далее — банк).

1.2. Проверки банков проводятся в соответствии с Инструкцией Банка России от 5 декабря 2013 года N 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2014 года N 31391 («Вестник Банка России» от 13 марта 2014 года N 23-24) (далее — Инструкция Банка России N 147-И), нормативным актом Банка России об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

1.3. Целью проведения проверки банка является оценка соблюдения банком требований, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России, принятыми в соответствии с Федеральным законом.

Глава 2. Порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков

2.1. Проверки банков уполномоченными представителями Банка России с участием в проверке служащих Агентства могут проводиться по следующим вопросам:
объем и структура обязательств банка перед вкладчиками;
своевременность и полнота уплаты банком страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов;
ведение учета обязательств банка перед вкладчиками;
представление банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
размещение банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок.

2.2. Вопросы, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего Указания, могут включаться в задание на проведение комплексной или тематической проверки банка.

2.3. Основанием для привлечения служащих Агентства к участию в проверке банка являются:
проведение Банком России проверки банка по предложению Агентства по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания;
выявление нарушений требований Федерального закона и нормативных актов Банка России по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, при проверке банка, проводимой Банком России без участия служащих Агентства.

2.4. При обращении Агентства в Банк России в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона с предложением о проведении проверки банка Банком России может быть принято решение о проведении плановой проверки банка, о проведении внеплановой проверки банка либо об отказе в проведении проверки банка.

2.5. Предложение Агентства о проведении проверки банка, представляемое в Банк России, должно содержать:
полное фирменное наименование или сокращенное фирменное наименование (при наличии) банка, его регистрационный номер, присвоенный Банком России и содержащийся в Книге государственной регистрации кредитных организаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
обоснование необходимости проведения проверки;

перечень вопросов, подлежащих проверке;
проверяемый период;
месяц начала проверки (для плановой проверки) или дату начала проверки (для внеплановой проверки);
предложение об участии в проверке банка служащих Агентства.

2.6. Агентство направляет в Банк России предложения о проведении проверок банков для включения в Сводный план проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемый на очередное полугодие:
на первое полугодие текущего года — не позднее 1 ноября предыдущего года;
на второе полугодие текущего года — не позднее 30 апреля текущего года.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня утверждения Сводного плана проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемого на очередное полугодие, направляет Агентству информацию о проверках банков по перечню вопросов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Указания, которые планируется провести в следующем полугодии, с указанием месяца начала каждой из проверок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2017 года указанием Банка России от 18 сентября 2017 года N 4532-У.

2.7. В случае выявления Агентством фактов неисполнения банком обязанностей, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России, Агентство вправе направить в Банк России предложение о проведении внеплановой проверки банка.
Предложение Агентства о проведении внеплановой проверки банка направляется в Банк России в срок не позднее 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов неисполнения банком обязанностей, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2.8. Банк России в течение 15 календарных дней со дня получения предложения о проведении внеплановой проверки банка рассматривает предложение и направляет сообщение Агентству о принятии решения о проведении проверки либо об отказе в проведении проверки (с указанием мотивов отказа). Указанное сообщение должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

2.9. Банк России сообщает Агентству примерную дату начала плановых и внеплановых проверок, проводимых по предложению Агентства, и направляет в Агентство запрос о привлекаемых к участию в проверке банка служащих Агентства:
за 25 рабочих дней до примерной даты начала плановой проверки;
не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении внеплановой проверки.

2.10. В случае выявления нарушений требований Федерального закона и нормативных актов Банка России по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, при проверке банка, проводимой Банком России без участия служащих Агентства, Банк России не позднее 15 рабочих дней до даты завершения проверки направляет в Агентство запрос с предложением о привлечении к участию в проверке банка служащих Агентства.

2.11. Агентство не позднее 10 рабочих дней со дня получения запросов, указанных в пунктах 2.9 и 2.10 настоящего Указания, или в иной установленный в запросах срок направляет в Банк России:
сведения о служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверке банка (фамилия, имя и отчество, должность), включая имеющуюся у Агентства информацию, указанную в пункте 3.5 настоящего Указания, либо мотивированный отказ от участия в проверке банка;
перечень вопросов для включения в задание на проведение проверки.

2.12. Банк России на основании полученной от Агентства информации и в течение 5 рабочих дней со дня ее получения подготавливает поручение на проведение проверки или дополнение к поручению на проведение проверки, если привлечение служащих Агентства к участию в проверке проводится в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Указания.
Банк России составляет поручение на проведение проверки или дополнение к поручению на проведение проверки в двух экземплярах &nbspпо формам, предусмотренным приложением 1 к Инструкции Банка России N 147-И, с указанием отдельной строкой — «члену рабочей группы — служащему государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и его фамилии, имени и отчества.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

2.13. Служащим Агентства не может быть поручено проведение проверки иных вопросов, кроме предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Указания.

2.14. Для информирования о привлечении служащих Агентства к участию в проверке банка Банк России в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проверки направляет в Агентство уведомление, составляемое в произвольной форме, с приложением копии поручения на проведение проверки банка или копии дополнения к поручению на проведение проверки.

Глава 3. Права и обязанности служащих Агентства, привлекаемых к участию в проверках банков

3.1. Служащие Агентства участвуют в проведении проверок банков в качестве членов рабочей группы, пользуются правами и несут обязанности членов рабочей группы с учетом особенностей, определенных настоящей главой.

3.2. Служащий Агентства — член рабочей группы имеет право беспрепятственного доступа в здания и другие служебные помещения банка при предъявлении поручения на проведение проверки банка (дополнения к поручению на проведение проверки банка) и удостоверения, выданного Агентством (иного документа, удостоверяющего личность, и документа, свидетельствующего о том, что указанное лицо является служащим Агентства).

3.3. При проведении проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, служащий Агентства вправе:
пользоваться техническими средствами, необходимыми для проведения проверки, включая компьютеры, телекоммуникационное оборудование, электронные носители информации (в том числе жесткие диски компьютеров (серверов и рабочих станций), удаленные запоминающие устройства и отчуждаемые (съемные) машинные носители информации), калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи) и иные технические средства (далее — технические средства), вносить в помещения проверяемого банка и выносить из них технические средства, принадлежащие Агентству;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
получать доступ к автоматизированным банковским и (или) информационным системам банка, автономным компьютерным системам, отдельным компьютерам, системам видеонаблюдения и иным техническим средствам, электронным базам данных банка в режиме просмотра и (или) выборки необходимой информации, а также получать (на собственные отчуждаемые (съемные) машинные носители информации) электронные документы (информацию) банка, выборки информации (наборы записей), регистры бухгалтерского учета и иную информацию, хранящуюся в автоматизированных банковских и (или) информационных системах, автономных компьютерных системах, отдельных компьютерах и иных технических средствах, электронных базах данных, а также (при необходимости) расшифровки (описания форматов) их представления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

3.4. Документы и иная информация (далее — документы (информация) банка&nbsp предоставляются служащему Агентства на основании заявки на предоставление документов (информации), составленной &nbspпо форме 1, предусмотренной приложением 5 к Инструкции Банка России N 147-И&nbsp, и подписанной служащим Агентства и руководителем рабочей группы, в срок, устанавливаемый в заявке на предоставление документов (информации).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

3.5. Служащие Агентства, привлекаемые Банком России к участию в проведении проверки банка, должны сообщить Агентству следующие сведения о себе (при их наличии, в том числе при их возникновении в ходе проверки банка):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
состоит ли он в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с акционерами (участниками) банка, с членами совета директоров (наблюдательного совета) банка, а также с единоличным исполнительным органом банка либо его заместителем, членами коллегиального исполнительного органа банка (далее — руководитель банка), с главным бухгалтером банка либо его заместителем, с руководителями и главными бухгалтерами (при их наличии) обособленных или внутренних структурных подразделений банка, а также с руководителем службы внутреннего контроля или с руководителем иного подразделения банка, на которое возложены функции внутреннего контроля, если перечисленные лица могут оказывать значительное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
владеет ли он ценными бумагами, акциями (долями) в уставном капитале проверяемого банка и (или) входит ли в состав органов управления проверяемого банка;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
имеются ли у него либо у лиц, по отношению к которым он является аффилированным лицом, договорные отношения с проверяемым банком (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 2009 года указанием Банка России от 30 июля 2009 года N 2266-У;
размещены ли лицами, состоящими с ним в родственных отношениях, денежные средства в проверяемом банке и получались ли ими в проверяемом банке денежные средства и иное имущество (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 2009 года указанием Банка России от 30 июля 2009 года N 2266-У;
является ли он представителем по делам третьих лиц, в том числе проверяемого банка, в Банке России или Агентстве.
(Абзац дополнительно включен с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У)

3.6. Служащие Агентства, участвовавшие в проверке банка в качестве члена рабочей группы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение ими сведений, полученных при подготовке к проведению проверки и в ходе проверки банка, повлекшее нарушение банковской, коммерческой, служебной и иной тайны.

Глава 4. Обязанности банка в ходе проверки с участием служащих Агентства

4.1. Руководители и работники проверяемого банка в ходе проверки с участием служащих Агентства несут обязанности, определенные Инструкцией Банка России N 147-И, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

4.2 Руководители и работники проверяемого банка, а также работники иных организаций, осуществляющих охрану проверяемого банка на основании договоров, с даты начала проверки до даты завершения проверки обязаны обеспечивать служащим Агентства беспрепятственный доступ в здания и другие служебные помещения проверяемого банка при предъявлении служащим Агентства удостоверения, выданного Агентством (иного документа, удостоверяющего личность, и документа, свидетельствующего о том, что указанное лицо является служащим Агентства), руководителям, работникам проверяемого банка или работникам иной организации, осуществляющей на основании договоров контроль за соблюдением пропускного режима или охрану банка.

4.3. Руководители и работники проверяемого банка с даты начала проверки до даты завершения проверки обязаны:
предоставлять служащим Агентства (по согласованию с руководителем рабочей группы) отдельные рабочие места в выделенном для рабочей группы служебном помещении банка в соответствии с Инструкцией Банка России N 147-И, оборудованном техническими средствами, необходимыми для проведения проверки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
обеспечивать служащим Агентства доступ к документам (информации), необходимым для проведения проверки, доступ к автоматизированным банковским и (или) информационным системам, автономным компьютерным системам, отдельным компьютерам и иным техническим средствам, электронным базам данных банка в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получение копий документов (информации) банка на бумажном носителе, электронных документов (информации), выборок информации (наборов записей) на основании заявки на предоставление документов (информации), подписанной служащим Агентства и руководителем рабочей группы, в срок, устанавливаемый в заявке на предоставление документов (информации).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

4.4. Руководители и работники проверяемого банка, а также работники иных организаций, осуществляющих охрану проверяемого банка на основании договоров, не вправе проверять технические средства, принадлежащие Агентству и (или) находящиеся в пользовании служащих Агентства, изымать и досматривать служебные и иные документы, вещи или лишать возможности использовать их при проведении проверки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

Глава 5. Особенности подготовки к проведению проверки банка

5.1. Подготовка к проведению проверки банка (далее — предпроверочная подготовка) осуществляется в соответствии с главой 4 Инструкция Банка России N 147-И, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

5.2. Для уточнения вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода и определения объема выборки документов (информации), необходимых для проведения проверки банка, уполномоченные представители Банка России и служащие Агентства, привлекаемые к участию в проверке банка, могут совместно использовать информацию, имеющуюся в Банке России и (или) в Агентстве, в том числе:
информацию, предоставленную банком в Банк России в ходе предпроверочной подготовки;
разъяснения, представленные банком Агентству на основании письменного мотивированного запроса Агентства, касающиеся информации об уплате банком страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Глава 6. Особенности оформления акта о противодействии проведению проверки банка

6.1. В случае противодействия проведению проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, проводимой с участием служащих Агентства, если указанное противодействие было оказано служащему Агентства, руководителем рабочей группы и служащим Агентства составляется и подписывается акт о противодействии проведению проверки банка.

6.2. Акт о противодействии проведению проверки банка составляется в двух экземплярах по форме, предусмотренной приложением 10 к Инструкции Банка России N 147-И.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.
Первый экземпляр акта о противодействии проведению проверки банка направляется должностному лицу Банка России, подписавшему поручение на проведение проверки, второй экземпляр вручается руководителю банка.
Копия акта о противодействии проведению проверки банка направляется Агентству.

6.3. По решению должностного лица Банка России, подписавшего поручение на проведение проверки, руководителю банка, совету директоров (наблюдательному совету) банка может быть направлен, в том числе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, экземпляр акта о противодействии проведению проверки (его копия).
(Пункт дополнительно включен с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У)

Глава 7. Особенности оформления акта проверки банка

7.1. При проведении проверки по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, составляется:
при проведении с участием служащих Агентства тематической проверки банка исключительно по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, — акт проверки банка, подписываемый руководителем и всеми членами рабочей группы;
в случае привлечения служащих Агентства к участию в проверке банка в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Указания — промежуточный акт проверки банка, подписываемый руководителем и членами рабочей группы, участвовавшими в проверке вопросов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Указания (при выявлении нарушений Федерального закона и нормативных актов Банка России, принятых в соответствии с Федеральным законом, требующих незамедлительного применения к кредитной организации мер в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России), или акт проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, составляемый до завершения проверки банка и подписываемый руководителем и членами рабочей группы, участвовавшими в проверке указанных вопросов.
Промежуточный акт проверки банка или акт проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, составляемый до завершения проверки банка, предусмотренный абзацем третьим настоящего пункта, включается составной частью в акт проверки банка, оформляемый в соответствии с пунктами 7.4-7.7 Инструкции Банка России N 147-И.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2014 года указанием Банка России от 23 июля 2014 года N 3339-У.

7.2. При составлении до завершения проверки банка промежуточного акта проверки или акта проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, акт комплексной или тематической проверки банка служащими Агентства не подписывается.

7.3. Акт проверки банка по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Указания, составляется в трех экземплярах: первый экземпляр — для Банка России; второй экземпляр — для банка; третий экземпляр — для Агентства.

7.4. Факт ознакомления с актом проверки банка удостоверяется на трех экземплярах акта проверки подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка либо их заместителей, кандидатуры которых в установленном порядке согласованы с Банком России и подписи которых занесены в карточку образцов подписей и оттиска печати, хранящуюся в территориальном учреждении Банка России, с указанием даты ознакомления с актом проверки.

7.5. В случае выявления нарушения банком обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов в акте проверки банка должен быть указан размер неуплаченной либо несвоевременно уплаченной суммы страховых взносов и (или) пени.

7.6. Банк России вправе направить Агентству предложение о совместном проведении совещания с представителями банка для совместного обсуждения акта проверки банка.

Глава 8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Указание утверждено решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 17 декабря 2004 года N 31) и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев

СОГЛАСОВАНО
Генеральный директор
государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов»
А.В.Турбанов
31.12.2004
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2005 года,
регистрационный N 6285
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

  • Клиенты, на чьих счетах были деньги от продажи или обмена жилья и/или земельного участка с жилым домом. Чтобы в этом случае претендовать на повышенное возмещение, страховой случай должен наступить не позднее трех месяцев с зачисления средств на счет, если к этому дню зарегистрирован переход права собственности на недвижимость, либо в течение трех месяцев со дня регистрации перехода права собственности, если деньги поступили на счет до регистрации.

  • Наследники или наследственный фонд – в отношении денег на счете наследодателя или на счете наследника, но поступивших со счета наследодателя в безналичном виде. Для этого страховой случай должен наступить в период со дня открытия наследства до истечения трех месяцев с даты получения наследником документа, подтверждающего право на него.

  • Клиенты, на чьи счета в течение трех месяцев до страхового случая безналичным способом поступили деньги в исполнение судебного решения. Вкладчику, обратившемуся в этом случае за возмещением, нужно будет среди документов предоставить оригинал или копию судебного акта, заверенную выдавшим его судом.

  • Клиенты, которым в течение трех месяцев до страхового случая безналичным способом поступили деньги в счет возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью или личному имуществу, социальные выплаты, пособия и т. д. Например, это страховые выплаты по договору обязательного имущественного (например, ОСАГО) или личного страхования, а также пособия и компенсации, предусмотренные законодательством, коллективным или трудовым договором, служебным контрактом, контрактом о прохождении военной службы и проч. Сюда же включены доходы, на которые не может быть обращено взыскание согласно законодательству об исполнительном производстве.

  • Клиенты, на чьи счета в течение трех месяцев до страхового случая в безналичном порядке были зачислены гранты в форме субсидий в соответствии с решениями президента или правительства, высшего должностного лица или исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации. В таком случае нужно будет предоставить нотариально заверенную копию договора о предоставлении соответствующего гранта.

  • На средства, поступившие по этим особым основаниям на счет до 1 октября, повышенный лимит страховой защиты при наступлении страхового случая в период с 1 октября 2020 г. будет распространяться, если указанные средства остались на счете и не истек трехмесячный период со дня их зачисления до дня страхового случая, уточнил представитель АСВ.

    Страховое возмещение во всех этих случаях выплачивается в размере 100% суммы, находящейся на счете на день наступления страхового случая, но не более 10 млн руб. в совокупности. Причем в эту сумму включается и стандартное возмещение по вкладам до 1,4 млн руб., если у клиента был еще и обычный вклад в рухнувшем банке.

    Кроме того, выплата страхового возмещения в размере до 10 млн руб. будет распространяться на счета и депозиты для капитального ремонта многоквартирных домов. Владельцем такого счета обычно является региональный оператор.

    До этого повышенное возмещение размером до 10 млн руб. могли получить только владельцы счетов эскроу, открытых для расчетов по сделке купли-продажи недвижимости или для расчетов по договору участия в долевом строительстве. Его можно будет получить и теперь, оно будет рассчитываться и выплачиваться отдельно от других.

    нет автора цитаты

    При этом для владельцев счетов эскроу, открытых для расчетов по сделке купли-продажи недвижимости, продлевается период, когда они могут претендовать на возмещение. Ранее средства на таком счете подлежали страхованию в период с регистрации документов, представленных для государственной регистрации прав, до истечения трех дней с даты регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.Теперь – до истечения трех месяцев с этой даты.

    Доплата за валюту

    Снижается порог дорогих валютных депозитов, за которые банки уплачивают повышенные взносы в Фонд страхования вкладов (ФСВ). Эта часть поправок также вступит в силу с 1 октября 2020 г.

    Все банки, работающие с деньгами населения, ежеквартально платят в страховой фонд по базовой ставке (сейчас 0,15% от привлеченных средств в квартал). Те, кто привлекает вклады по ставкам выше базового уровня доходности (ежемесячно рассчитывается ЦБ), платят больше: при превышении на 2–3 процентных пункта (п. п.) – по дополнительной ставке в 0,075%, если превышение более 3 п. п. – по повышенной дополнительной ставке (0,75%). Суммарные выплаты в таком случае составляют 0,225%, или 0,9% от привлеченных средств, но с III квартала совет директоров АСВ решил снизить их – в частности, базовую ставку до 0,1%.

    Но теперь валютный вклад будет считаться дорогим при превышении базового уровня доходности не на 2–3 п. п., а на 1–1,5 п. п. Банк должен будет платить взносы в ФСВ по дополнительной ставке, если за квартал привлек хотя бы один валютный вклад по ставке на 1–1,5 п. п. выше базового уровня доходности, и по повышенной дополнительной – если превышение более 1,5 п. п. По рублевым вкладам порог отчислений сохраняется на прежнем уровне.

    Впрочем, даже с учетом изменений банки вряд ли будут платить повышенные взносы – их ставки их валютных вкладов практически не превышают базовый уровень доходности. К примеру, в мае базовый уровень доходности долларовых вкладов установлен ЦБ на уровне 0,544–1,675% в зависимости от срока. Диапазон ставок в крупных банках, по данным Frank RG, к середине мая составлял 0,01–1,8%. На крупных игроках рынка изменение размера повышенных взносов в АСВ никак не отразится, подтверждает начальник управления развития депозитных и комиссионных продуктов МКБ Юлия Алексеева.

    В обновленном законе также вводятся отдельные критерии для сберегательных сертификатов без права получения вклада по требованию. Здесь ставки, наоборот, могут быть выше, чем в обычных вкладах: порог превышения составит по валютным сертификатам 2–3 п. п. для дополнительной и более 3 п. п. для повышенной дополнительной ставок, по рублевым – 3–4 п. п. для дополнительной и более 4 п. п. для повышенной дополнительной ставок.

    Речь о безотзывных вкладах, которые пока могут существовать в форме таких сберегательных сертификатов, говорит управляющий директор управления сберегательного и инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Дмитрий Амиров. Согласно ГК, банк обязан выдать обычный вклад по первому требованию вкладчика за исключением вкладов, удостоверенных указанными сертификатами, напоминает он. Предполагается, что ставки безотзывных вкладов априори выше, чем у обычных, так как вкладчик отказывается от права забрать средства по первому требованию и за это хочет получить определенную плату в виде надбавки к доходности, а банк гипотетически готов доплатить за дополнительное благо в управлении ликвидностью и процентными рисками, рассказывает он. Поэтому и планка для повышенных взносов в ФСВ здесь выше, говорит Амиров.

    Экономия задним числом

    Для банков меняется порядок отчислений в ФСВ – они смогут оперативнее переходить на выплаты по сниженным ставкам. Теперь, если совет директоров АСВ решает снизить ставки страховых взносов, новые вводятся в срок, указанный в решении совета директоров (до этого – не ранее 45 дней со дня решения). Совет директоров АСВ может в том числе предусмотреть снижение ставок задним числом – начиная с расчетного периода, предшествующего кварталу, в котором принято решение о снижении ставок. В таком случае сумма страховых взносов за текущий квартал для банка уменьшается на сумму переплаченных взносов за предыдущий.

    Если же совет директоров АСВ решит ставки повысить, то они по-прежнему начинают действовать не ранее 45 дней после решения.

    Это положение вступает в силу с момента публикации закона.

    НКО застрахованы

    Поправки также расширяют список юрлиц, чьи средства в банках подлежат страхованию. Теперь к ним будет относиться не только малый бизнес, но и такие некоммерческие организации, как товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы (кроме относящихся к некредитным финансовым организациям), казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозные организации, благотворительные фонды, а также НКО –исполнители общественно полезных услуг, включенные в соответствующий реестр.

    Максимальное возмещение по их счетам не будет превышать стандартные 1,4 млн руб.

    Изменение их статуса – к примеру, смена организационно-правовой формы или вида деятельности, или исключение из реестра юрлиц после дня наступления страхового случая не лишает их права на возмещение по вкладу.

    Это положение вступит в силу с 1октября.

    Топ-менеджеры подождут

    Топ-менеджеры банка, согласно поправкам, теперь смогут претендовать на страховое возмещение только по прошествии года с наступления страхового случая и только в случае, если к этому времени в их отношении не будет идти суд о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам банка или возмещении убытков. К таким лица относятся руководитель банка, главный бухгалтер и их заместители, члены совета директоров, руководители службы управления рисками, службы внутреннего аудита и внутреннего контроля банка, другие лица, под контролем или значительным влиянием которых банк находился в течение 12 месяцев до страхового случая.

    Такое ограничение вводится намеренно, чтобы не было ситуации, когда топ-менеджер довел банк до банкротства и потом получает сумму возмещения с вклада, который находился в этой кредитной организации, пояснял председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков (цитата по ТАСС).

    Это положение вступит в силу с 1 октября.

    • РусТендер
    • Статьи
    • Как оценить надежность банка
    • Надежные банки. «Белый список»

    Отдельным постом хочу вынести список надежных банков. В одном из предыдущих материалов я вскользь затронул эту тему, и сейчас изложу более аргументированно.

    В конце прошлого года, на фоне нескольких громких отзывов лицензий, очень популярными стали различные списки «черных» (кандидатов на закрытие) и «белых» (обладающих иммунитетом) банков. В большинстве своем они не заслуживают внимания, степень доверия к ним может быть установлена Вами индивидуально в зависимости от степени доверия к автору. Сколь-нибудь значимыми могут быть лишь официальные документы регулятора или правительства, которые мы и рассмотрим ниже.

    Первым документом, получившим нарицательное название «белый список банков» было распоряжение правительства № 1999-р от 30.10.2013 об утверждении перечня банков, в которых операторам электронных торговых площадок (операторы аукционов государственных закупок) разрешено иметь счета. Список составлен «не мудрствуя лукаво» — все банки с капиталом от 35 млрд. и входящие в АСВ. Получился 51 банк. Понятно, что ни о каком анализе фин. состояния банков в этом случае речи не идет, но можно надеяться, что ЦБ не будет подводить соратников из правительства. Лично мне, по методологическим характеристикам, этот список не нравится, но не стану отрицать, вероятность отзыва у любого из этих банков стремится к 0.

    Вскоре после этого ЦБ представил на общественное обсуждение проект указания «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций». Грубо говоря, в этот список попадут банки, на которые приходится не менее 80 процентов совокупных активов банковского сектора России. Таким образом, системно значимыми могут стать более 50 российских банков. Что за этим последует? Особый контроль со стороны регулятора, и невозможность отзыва лицензии. Этот список пока только начал формироваться и первыми в него вошли «Промсвязьбанк», «Газпромбанк» и «Райффайзенбанк». Этот перечень мне так же не очень нравится, т.к. несет в себе дополнительные риски – лицензию то у них не отзовут, а вот вероятность попасть на санацию в случае проблем равна 100%, при этом, обязательства перед клиентами будут гаситься по усмотрению регулятора и своих денег могут долго не увидеть даже те, кто в случае отзыва получил бы их по страховке.

    На мой взгляд, наиболее надежным может быть список, формируемый самим регулятором и используемый им для размещения собственных средств. Речь идет о перечне ценных бумаг, входящих в «ломбардный список» и перечень кредитных организаций, поручительство которых принимается как обеспечение по кредитам Банка России.

    Реестровая банковская гарантия от банков из «белого» списка МинФина

    Надежный документ с резервом денежных средств на счету банка-гаранта

    Получить

    Формирование рейтинга банков для включения в этот список осуществляется на основании указания 2005-у от 30.04.2008 по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, обязательных нормативов, качества управления и прозрачности структуры собственности, в общем, всесторонняя проверка, в том числе на основании внутренней информации. К слову, результаты анализа являются сведениями ограниченного доступа и не подлежат разглашению третьим лицам. Требованиям ЦБ удовлетворяют кредитные организации.

    Таким образом, мы имеем ежеквартально-обновляемый перечень банков, под поручительство которых ЦБ выдает кредиты. Куда уж надежнее.

    Оставьте комментарий