Акт на списание медикаментов, образец

Загрузка документа «Акт о списании медикаментов, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения»

Подождите: 19 сек

Имя файла документа: 766

Доступные форматы скачивания: .doc, .pdf

Размер текстовой версии файла: 4,3 кб

Договор-образец.ру — это база из более чем 5 тысяч типовых образцов договоров и документов, ежедневное обновление и большое сообщество, объединяющее специалистов в юриспруденции. На сайте собраны самые различные договоры, контракты, соглашения, заявления, акты, бухгалтерские и финансовые документы, анкеты, доверенности и многие другие образцы, которые могут потребоваться в жизни каждого человека. Спасибо за ваше участие.
Пожалуйста, обратите внимение, что представленный образец документа является типовым, в нем отражены существенные условия, но без учета конкретной ситуации. Если вам нужен индивидуальный документ под вас, то лучше обратиться к квалифицированным специалистам.
Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Акт о списании и уничтожении бланков именных разовых лицензий и документов по их движению согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
  • Акт о списании образцов обращенного в собственность государства имущества, отобранных для проведения лабораторных испытаний (примерная форма)
  • Акт о списании материальных запасов в учреждениях Росавиации
  • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета
  • Акт о списании исключенной из библиотеки литературы
  • Акт о списании материальных запасов учреждения бюджетного учета
  • Акт о списании бланков строгой отчетности учреждения бюджетного учета
  • Акт о страховом случае
  • Акт о суммах, не принятых к оплате по счетам, выставленным фонду ОМС
  • Акт о техническом (качественном) состоянии имущества гражданской обороны, подлежащего изъятию из эксплуатации
  • Акт о техническом состоянии вагона, контейнера при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Форма N ГУ-106
  • Акт о технической неисправности спидометра автомашины автотранспортного подразделения органов внутренних дел
  • Акт о факте недостачи (недовложения) документов в письме гражданина, адресованном главе Луховицкого муниципального района Московской области
  • Акт о факте недостачи (недовложения) документов в письме гражданина, адресованном Совету депутатов Луховицкого муниципального района Московской области
  • Акт о фактических расходах денежных средств на прием иностранной делегации или отдельных лиц

Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях

Для учета медикаментов в бюджетных учреждениях предназначен счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».

На этом счете отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара и тому подобное.

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года №747 (далее – Инструкция №747).

Согласно пункту 1 Инструкции №747, в лечебно — профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете, учитываются:

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и тому подобное;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и тому подобное;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и тому подобное;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может осуществляться непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения либо через аптечные склады поставщика.

Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки).

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена, в соответствии с пунктом 9 Инструкции №747, на заведующего аптекой или его заместителя. С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пункт 8 Инструкции №747).

Пунктом 6 Инструкции №747 установлено, что в учреждениях здравоохранения ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов:

«- ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года №523;

— наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1982 года №1311;

— этилового спирта;

— новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

— дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;

— тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами».

Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера.

Материально-ответственные лица ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге учета материальных ценностей (форма 0504042) или в Карточке учета материальных ценностей (форма 0504043). Формы этих регистров утверждены Приказом №123н.

Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

· ядовитые — из расчета пятидневной нормы;

· наркотические – трехдневной нормы;

· остальные – десятидневной нормы.

В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности.

Отпуск медикаментов осуществляется на основании Требования-накладной (форма 0315006).

Для того, чтобы можно было определить общую стоимость отпущенных медикаментов, заведующий аптечным складом или лицо, на то уполномоченное, производит таксировку каждого Требования-накладной. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Напоминаем, что согласно Инструкции №25н списание медикаментов может осуществляться:

— по средней фактической стоимости,

— по фактической стоимости каждой единицы.

В соответствии с требованиями пункта 21 Приказа №747, протаксированные Требования-накладные ежедневно регистрируются по порядку номеров в Книге учета протаксированных Требований-накладных (форма 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Пунктами 24, 25 и 26 Приказа №747 определен порядок учета вспомогательных материалов и тары.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку.

Тара для целей учета подразделяется на возвратную (обменную) и не подлежащую возврату.

Возвратная (обменная) тара включается в отчет заведующего аптекой, по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации. Денежные средства, ранее уплаченные поставщикам за возвратную (обменную) тару, возвращаются учреждению и относятся на восстановление кассовых расходов.

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) учреждения в обменной посуде — таре, а в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости тары.

Если в учреждении обнаружена порча лекарственных средств, то составляется Акт на списание материальных запасов (форма 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность, а также выясняются виновные в этом лица.

Пришедшие в негодность лекарственные средства подлежат уничтожению с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способы уничтожения за подписями всех членов комиссии.

Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств утверждена Приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №382 (далее – Инструкция №382).

В соответствии с положениями Инструкции №382, лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и лекарственные средства, являющиеся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Продажа указанных лекарственных средств запрещается.

Уничтожение лекарственных средств проводится специально созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации комиссией по уничтожению лекарственных средств. Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению.

При уничтожении лекарственных средств комиссией по уничтожению лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:

· дата и место уничтожения;

· место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

· основание для уничтожения;

· сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

· наименование производителя лекарственного средства;

· наименование владельца или собственника лекарственного средства;

· способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Письме от 30 декабря 2005 года №01И-838/05 «О порядке уничтожения лекарственных средств» дает следующие разъяснения:

«…порядок уничтожения лекарственных средств определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002 года №382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств».

В соответствии с Инструкцией, утвержденной данным приказом, лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и лекарственные средства, являющиеся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, подлежат уничтожению полностью. Ответственность за уничтожение лекарственных средств несут субъекты обращения лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача лекарственных средств для уничтожения на предприятия, имеющие соответствующую лицензию, осуществляется собственниками или владельцами данных препаратов. Уничтожение лекарственных средств осуществляется комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.»

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении форма 11-МЗ по группам медикаментов.

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям.

Срок действия доверенности для этих целей устанавливается не более, чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок не более одного месяца.

Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности.

Запрещается выписывать лекарственные средства из аптечного склада по одной накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую и замену этикеток.

В соответствии с пунктом 40 Приказа №747, учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки.

Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

Следует несколько слов сказать об особенностях учета спирта, используемого в лечебных и фармацевтических организациях.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» с 1 января 2006 года из видов деятельности, подлежащих лицензированию, исключены:

— закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;

— экспорт алкогольной продукции;

— импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Из этого следует, что не подлежит лицензированию деятельность аптечных складов и аптек, осуществляющих закупку, хранение, фасовку и реализацию спирта этилового и фармакопейного.

В отношении фармакопейного спирта следует сказать что, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон №171-ФЗ), под действие данного закона не подпадает:

«…деятельность организаций, связанная с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти».

Так как фармакопейный этиловый спирт крепостью 70 и 40% включен в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, закупка, хранение, фасовка и реализация фармакопейного спирта не лицензируются.

Аптечные и медицинские учреждения не обязаны так же представлять в налоговые органы декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Но при этом ими должны быть выполнены определенные условия, предусмотренные подпунктом 3 статьи 1 Закона №171-ФЗ:

— деятельность аптечных и медицинских учреждений должна быть связана с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических или диагностических средств, содержащих этиловый спирт, при условии регистрации таких средств уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесения их в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

— деятельность аптечных учреждений должна быть связана с изготовлением спиртосодержащих средств по индивидуальным рецептам, в том числе изготовлением гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, при условии государственной регистрации таких средств в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Если деятельность аптечного или медицинского учреждения не подпадает под соответствующее освобождение от декларирования, но при этом объем используемого этилового спирта составляет менее 200 долларов в год, то декларация в налоговые органы также не представляется.

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией №25н.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Пример 1.

В аптеку областной клинической больницы за отчетный месяц получено медикаментов на сумму 590 000 рублей ( в том числе НДС -90 000 рублей).

Медикаменты приняты к учету заведующей аптекой Селезневой В.Н.

В течение месяца из аптеки выданы медикаменты в подотчет старшей медицинской сестре хирургического отделения Болдыревой Л.Р. на сумму 236 000 рублей.

Учреждение финансируется за счет госбюджета и предпринимательской деятельности не ведет.

На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

где:

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Какие медикаменты нужно учитывать

Перечень лекарственных средств, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, содержится в Приказе Минздрава 183н от 22.04.2014 года. В нем выделены следующие группы медикаментов:

  • содержащие наркотические и психотропные вещества;
  • содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества;
  • комбинированные, состоящие из малых частей наркотических или психотропных компонентов в сочетании с другими фармакологически активными веществами;
  • иные.

Поскольку в сфере фармакологии происходит непрерывное движение, появляются новые препараты, снимаются с производства старые, утвержденный Минздравом перечень должен регулярно корректироваться. Порядок включения в список новых препаратов прописан в Приказе Минздрава 30н от 20.01.2014 года.

Сложность заключается в том, что учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году ведется в соответствии с Инструкцией 157н, а также с новым федеральным стандартом «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Лекарственные и перевязочные средства (счет 0 105 31) тоже относятся к МЗ, поэтому на них распространяются общие правила.

Но существует еще Инструкция от 02.06.1987 года № 747, в которой, например, говорится, что в отношении всех остальных лекарственных средств (не входящих в перечень) применяется суммовой учет. Это противоречит требованиям п.119 Инструкции 157н о том, что аналитический учет МЗ ведется по группам, видам, наименованиям, сортам и количеству. К тому же, суммовой учет делает невозможным получение достоверной информации о движении МЗ по отдельным наименованиям, а в некоторых случаях приводит к нарушениям.

В письме Минфина от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 учреждениям разрешается вести суммовой учет в том случае, если количественный ведется в месте хранения – аптеке. Для медучреждений, не имеющих аптек, количественно-суммовой учет обязателен. Остальные вправе принимать решение самостоятельно. Важное разъяснение в письме: по разным видам МЗ (продукты, лекарства, ГСМ) могут быть разные способы учета. Порядок учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения нужно закрепить в Учетной политике. В соответствии с п. 100 Инструкции157н следует выбрать учетную единицу: номенклатурный номер, партия, однородная группа.

Как вести количественный учет

Для препаратов из перечня Минфина учет ведется по каждому наименованию, дозировке, форме выпуска и т.д. Все операции, приводящие к изменению их количества, регистрируются в специальных журналах.

Правила ведения учета для наркотических, психотропных и комбинированных средств определены ПП от 04.11.2006 года № 644. Заполнять журнал обязаны должностные лица, уполномоченные приказом руководителя. Запись должна вноситься в день совершения операции. Подробнее про учет и хранение наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих препаратов читайте в инструкции

Для остальных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, предназначены другие журналы, форма которых утверждена приказом Минздрава от 17.06.2013 года №378:

  • для аптек – в приложении №1;
  • для медучреждений – в приложении №2.

Для каждого наименования (с учетом формы и дозировки) ведется отдельный лист (разворот) в журнале. Все операции, которые в него заносятся, должны быть подтверждены документами. Допускается электронная форма журнала с ежемесячной распечаткой и брошюровкой по каждому наименованию. Нельзя суммировать приход по нескольким документам даже при единовременном поступлении. В журнал вносятся сведения по каждому приходному документу. Для некоторых препаратов есть возможность упрощенного учета. Например, разрешено вносить записи о расходе диэтилового эфира раз в месяц при условии, что его оборот в учреждении не превышает за этот период 10 кг.

Внутренний контроль достоверности учета осуществляется ежемесячно. Уполномоченный сотрудник (чаще всего бухгалтер) сверяет остаток препарата по журналу, по бухучету и фактическое наличие. Отметка о проведенной инвентаризации должна быть в журнале. В ПП 644 и приказе 378 подробно расписаны условия и сроки хранения журналов, порядок их уничтожения.

Бухучет и налогообложение

Все обязательные журналы по медикаментам, входящим в перечень, ведутся параллельно со стандартным документооборотом, установленным для отражения поступления, перемещения и выбытия лекарственных средств в учреждении. Порядок организации бухучета при наличии аптеки представлен в таблице.

Документ-основание

Учетные регистры

Кто ведет учет

Поступление медикаментов, не подлежащих предметно-количественному учету

Счет-фактура и товарная накладная или универсальный передаточный документ поставщика

форма 6-МЗ – книга регистрации счетов, поступивших в аптеку;

отчет о расходе и приходе аптекарских запасов в денежном выражении 11-МЗ;

карточка учета материальных ценностей (0504043)

аптека

Выдача в отделения

Требование-накладная (0504204)

форма 7-МЗ– книга регистрации требований-накладных;

отчет 11-МЗ.

аптека

Поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету

Счет-фактура и товарная накладная или универсальный передаточный документ поставщика

форма 8-МЗ – книга предметно-количественного учета аптекарских запасов;

аптека

Расход медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету

Требование-накладная (0504204) со штампом и печатью, а также с указанием ФИО больных, которым выписаны препараты.

форма 1-МЗ – ведомость выборки израсходованных лекарственных средств;

форма 8-МЗ.

аптека

Бухгалтерские проводки по указанным операциям:

  1. Поступление медикаментов от поставщика:

Д-т 0 105 31 341 К-т 0 302 34 734.

  1. Поступление от вышестоящей организации:

Д-т 0 105 31 341 К-т 0 304 04 341.

  1. Списание медикаментов в казенном учреждении на текущую деятельность:

Д-т 0 401 20 272 К-т 0 105 31 441.

  1. Списание медикаментов в бюджетном и автономном учреждении на себестоимость медицинских услуг:

Д-т 0 109 60 272 К-т 0 105 31 441.

Медуслуги казенных учреждений НДС не облагаются, поэтому входной НДС не принимается к вычету, а учитывается в стоимости медикаментов. Для бюджетных и автономных учреждений первая проводка будет выглядеть таким образом:

  • Д-т 0 105 31 341 К-т 0 302 34 734 – сумма без НДС;
  • Д-т 0 210 12 560 К-т 0 302 34 734 – сумма НДС;
  • Д-т 0 303 04 830 К-т 0 210 12 660 – принят к зачету входной НДС.

В случае, если часть услуг автономных и бюджетных учреждений освобождены от НДС на основании ст.149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет.

При определении облагаемой базы по налогу на прибыль расходы на медикаменты казенных учреждений не учитываются на основании ст.270 п.48.11 НК РФ. Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) могут учесть затраты на лекарственные средства только по КФО 2.

Списание медикаментов

Если в учреждении ведется суммовой учет, списание медикаментов производится бухгалтером на основании отчета 11-МЗ или выборки 1-МЗ. Для тех, кто ведет количественно-суммовой учет, возможны два варианта списания:

  1. По фактической стоимости предмета, указанной в товарной накладной при поступлении.
  2. По средней фактической стоимости, рассчитываемой по объекту учета.

Выбранный вариант закрепляется в учетной политике и должен применяться непрерывно в течение года.

Для списания используются два унифицированных документа:

  • ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Использование формы зависит от порядка учета. Если медикаменты списываются в момент выдачи старшей медсестрой на пост или в кабинет, подойдет ведомость выдачи. Если постовая медсестра тоже подотчетное лицо, то она может списать медикаменты на основании акта.

Перед тем, как списать просроченные медикаменты в бюджетной организации, нужно заключить договор со специальной компанией, утилизирующей медицинские отходы. Списание производится на основании полученной справки. Чтобы без нарушений списать лекарства с истекшим сроком годности, воспользуйтесь рекомендацией

Контроль и ответственность

Отсутствие предметно-количественного учета медикаментов, содержащихся в перечне Минздрава, квалифицируется как нарушение лицензионных требований. В КоАП РФ за это предусмотрены санкции в ч.3 ст. 14.1:

  • для юридических лиц штраф 30000-40000 руб.;
  • для физических – 3000-4000 руб.

Проверка полноты и достоверности ведения предметно-количественного учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения выполняется в рамках лицензионного контроля.

Ответ от 11.06.2015:

Это неправильно. Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее Инструкция № 157н) не содержит никаких облегченных норм специально для учета «лекарственных препаратов при отсутствии аптеки». Для всех видов материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции для продажи) установлены единые нормы ведения учета.

В соответствии с п. 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), не приходится говорить ни о каком «надлежащем контроле за их наличием и движением».

Согласно п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Выполнить требования этого пункта Инструкции № 157н невозможно без количественно-суммового учета материальных запасов.

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), – нарушено требование об «аналитическом учете по наименованиям и количеству».

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), значит, материально ответственные лица не ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Согласно п. 36 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) выбытие материальных запасов производится на основании следующих первичных учетных документов:

  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Оставьте комментарий