Акт священного союза

1809 год, 26 сентября (14 сентября ст.ст.)
«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:
I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.
II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.
III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».
Цитируется по: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830 Теги: Севастополь и Российский флот, Период от Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг. до начала Крымской войны 1853 – 1856 гг., Государственные документы

26 сентября 1815 года в Париже императором Александром I, австрийским императором Францем I и прусским королём Фридрихом Вильгельмом III в подтверждение итогов конгресса был заключен Священный союз и подписан Акт, подтверждающий это.

Этот консервативный союз России, Пруссии и Австрии был создан с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы (включая Францию, где была восстановлена королевская власть Бурбонов). К Акту не присоединились Англия, Ватикан и Османская империя.

Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись».

Идейным вдохновителем Союза был российский император Александр I, который посредством такого соглашения намеревался устранить возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами.

В основных положениях Акта говорилось, что монархи намерены руководствоваться «заповедями сей святой веры, любви, правды и мира»; они «пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства»; что, «почитая себя как бы иноземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».

Формой действия Союза стали общеевропейские встречи на уровне монархов, менее важные — на уровне министров иностранных дел. А практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов, на которых выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств для насильственного подавления всех национальных и революционных движений.

Союз сохранялся довольно долго и сыграл немалую роль в подавлении революции 1848 года в ряде стран Европы, что фактически спасло от развала империю Габсбургов. Формально он существовал вплоть до Крымcкой войны (1853−1856), в которой европейские государства выступили против России в союзе с Турцией.

14 (26) сентября 1815 г. император России Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже «Акт Священного союза».

Акт об образовании Священного союза был составлен в религиозном духе со ссылками на учение Иисуса Христа, «благовествующего людям жить аки братиями, не во вражде и злобе, но в мире и любви». Подписавшие его монархи обязывались «во всяком случае и во всяком месте… подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Основная цель Союза состояла в поддержании незыблемости послевоенных границ в Европе и ведении борьбы всеми средствами против революционных выступлений.

В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился король Франции Людовик XVIII, а затем и руководители большинства стран Западной Европы. Отказались подписать договор лишь принц-регент Великобритании, турецкий султан и папа римский, но представители Англии постоянно присутствовали на конгрессах Союза и влияли на принятие их решений. В деятельности Священного союза ведущую роль играли русский император Александр I — идейный вдохновитель объединительного процесса — и австрийский канцлер Меттерних.

За время существования Священного союза состоялось четыре конгресса, на которых был выработан принцип вмешательства во внутренние дела европейских стран. На практике этот принцип был реализован при введении австрийских войск в Италию для подавления восстаний в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французских войск с аналогичной целью — в Испанию (1820-1823). Исходя из основных задач Священного союза, его члены сугубо отрицательно отнеслись к освободительной войне греков против турецкого ига.

Веронский конгресс 1822 г. и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами Священного союза, после этого он фактически перестал существовать. В 1825 и в 1826 гг., на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих «мятежников». Начали обостряться противоречия между Священным союзом и Великобританией, которая, будучи заинтересована в рынках американских колоний Испании, демонстративно признала их независимость. Вскрылись противоречия и между другими участниками Священного союза.

Революционное и освободительное движение продолжало развиваться, вопреки всем усилиям европейских монархов. В 1825 г. в России произошло восстание декабристов, в 1830 г. вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание против царизма в Польше (1830-1831). Это нанесло тяжёлый удар не только по принципам, но и по самому существованию Священного союза. Противоречия между участниками оказались настолько велики, что привели к его распаду в конце 20-х — начале 30-х гг. XIX в.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 33. № 25943.

В начале XIX в. обстановка на международной арене была довольно напряженной. Ведущие государства мира – Британия, Франция, Россия, Пруссия – старались сохранить свои позиции на континенте и в колониях, что было довольно не просто. Ведь от Британии откололись североамериканские владения, Россия старалась не допустить конфликта между европейскими государствами. Францию штормило между республикой, Наполеоном и диктатурой. Выходом стало создание в Париже особой коалиции трех государств, которая получила названия «Священный союз».

Инициаторы и участники

Российский, австрийский и прусский правители старались удержать Европу от волны демонстраций и протестов, которые угрожали перекинуться на страны после наполеоновских войн. Многие историки сходятся во мнении, что внешнеполитический союз между Россией, Австрией и Пруссией был выгоден, в первую очередь, Александру Первому. Российский император не хотел новой войны, тем более, что его государство восстанавливалось после нашествия Наполеона и русско-турецких войн.

Пруссия и Австрия стремились контролировать европейскую политику и другие страны, чтобы сдерживать их территориальные притязания и обеспечивать реализацию решений Венского конгресса 1815 г.

Поддерживала Священный союз и Британия, но так и не стала участником этого альянса. Но все равно продолжала принимать активное участие в деятельности этой европейской коалиции.

Создание союза

В конце сентября 1815 г. во французской столице собрались три великих монарха Европы – Фридрих Вильгельм Третий (Пруссия), Франц Первый (Австрия), Александр Первый (Российская империя).

Встреча трех императоров закончилась заключением Священного союза и Акта, который подтверждал его существование. Главными целями работы коалиции данных государств Европы были:

  • Борьба против революций и национальных движений на континенте.
  • Сохранить границы государств нетронутыми, чтобы не начались новые территориальные деления между разными странами.
  • Поддерживать решения конгресса, прошедшего в Вене.

Через время к союзу присоединился Людовик Восемнадцатый, правитель Франции. Следом за ним большинство европейских государств стали активными участниками Священного союза. Только Британия и Ватикан с Папой Римским не подписали Акт. Не приняли в ряды коалиции Турцию, хотя султан стремился быть в этом внешнеполитическом объединении Европы. Причина была проста – Порта была мусульманским государством.

Принципы деятельности

Акт о Священном союзе был построен на принципах христианской веры, изложенных в Библии. Страны обязывались в братстве, вере, любви и правде действовать вместе против угроз, предоставлять друг другу помощь. Именно на этом условии настаивали создатели Священного союза, даже, если государства испытывали друг к другу неприязнь и определенные претензии. Это не должно было мешать предоставлению помощи и нарушать мирный порядок на континенте. Таким образом, государи должны были за свои ошибки и проступки отвечать перед Богом, а не перед конкретными лицами или странами. Получалось, что вершить судьбу Европы будут правители, получившие свою власть от Божьего промысла.

Военные обязательства в Акте о Священном союзе не были прописаны. Зато их монархи закрепили в другом договоре – о Четверном союзе, ставший квартетом наций. К нему присоединились Британия, Пруссия, Россия и Австрия, желающие проводить совместные военные компании.

Формы работы

В день подписания Акта Россия, Пруссия и Австрия договорились о том, что решать важные вопросы будут на официальных встречах. Острые и проблемные моменты оговаривались монархами, а не очень важные – министрами иностранных дел.

На практике все оказалось немного не так. Участники коалиции постоянно созывали конгрессы, которые привели к созданию механизма вмешательства во внутренние дела «проблемных» стран.

Выработка такой стратегии была очень выгодна императорам – основателям союза, ведь они получили легальное право говорить другим государствам, где у них сложности, как их решить. Таким образом, конгрессы инициировали насильственное подавление движений, ведущих к национальной идентичности и революциям.

Конгрессы и их результаты

Встречи стран проходили в разных городах и созывались от имени конкретной страны, которой надо было устранить угрозу для своей территории. Первый конгресс состоялся в Ахене с конца сентября до конца ноября 1818 г. Созвала встречу Австрия, чтобы решить вопрос о деокупации Франции.

За два месяца состоялось 47 заседаний, рассматривающие следующие вопросы:

  • Возвращение территориальной целостности Франции и возвращение ее в ряды европейских держав. Участники конгресса поддержали это решение, сделав Францию полноправным членом Священного союза.
  • Отвод войск с французской территории и выплата контрибуции.
  • Создание общеевропейской коалиции, чтобы более эффективно отстаивать национальные интересы государств.
  • Нерушимость границ – отложили проект на потом, но к нему больше никогда не возвращались.
  • Участие Испании в конгрессе и оказание стране посреднических услуг с национальными движениями в южноамериканскими колониях. Но ведущие государства отказались, а Россия только морально посочувствовала.

Поднимался и ряд территориальных вопросов, безопасности на морях и морских путях, разногласий в Нидерландах, работорговле. Итоговые документы, которые были подписаны в 1818 г., гарантировали нерушимость Священного союза, следование основам международного права, снятие с Франции блокады и претензий.

Следующий конгресс снова созвала Австрия, поскольку в Неаполе в 1820 г. вспыхнула революция. Участники Священного союза встретились в этот раз в Троппау (сейчас это город Опава в Чехии). Заседания по разным вопросам проходились также два месяца – с 20 октября по 20 декабря.

Австрия требовала, что Священный союз оказал давление на страны, где начинались революции или существовала угроза их возникновения. Император Австрии хотел, чтобы войска коалиции вошли в Сицилию, Испанию и Португалию, где из-за Наполеона поднялись революционные движения.

В окончательном протоколе страны-участницы союза подтвердили, что вмешательство необходимо для сохранения статуса-кво. Против выступила Британия, из-за чего решение не было принято. Так возникла необходимость созвать новый конгресс, который начался в конце января 1821 г. в Лайбахе.

Эта встреча участников Священного союза длилась пять месяцев. Пригласили правителя Королевства Двух Сицилий Фердинанда Первого, поскольку проблема касалась его страны. Он просил об интервенции, поскольку ситуация внутри Италии была критичной. Фердинанд получил гарантии того, что австрийские войска наведут порядок в Королевстве, но за это он должен был отменить конституцию. Фердинанд Первый пообещал выполнить требование, но так свое слово и не сдержал. Франция и Британия покинули конгресс, а Австрия ввела армию в Сицилию.

В течение работы конгресса в Лайбахе французская делегация получила рекомендации о том, что должна отреагировать на революции в Испании и Греции. Франция искала поддержку у России, но Александр Первый колебался. Вопрос перенесли на новый конгресс.

Проходил он в Вероне и, по сути, стал последней встречей стран Священного союза. Собрались государства в этом знаменитом шекспировском городе по настоянию Австрии в октябре 1822 г. и оставались в Вероне до середины декабря того же года.

Испанская революция волновала Европу, но бороться с ней Франция в одиночку не хотела. Поэтому искала поддержку, как военную, так и моральную, материальную, дипломатическую на стороне.

Российская империя, Пруссия и Австрия были готовы разорвать с испанским правительством отношения. Британия выступила за размещение французской армии вдоль границы с Испанией, без открытой войны. Чтобы больше не тянуть с решением испанского вопроса, основатели Священного союза подписали секретный протокол о том, когда надо вводить войска в Испанию. Британия не подписала, считая, что документ ставит под угрозу испанскую монархию.

Интервенция должна была начаться, если Испания нападет на французскую землю, испанский король потеряет свой трон или членам его семьи будут угрожать, нарушаться права королевской династии. В 1823 г. испанская революция стала угрожать Франции, поэтому король отдал приказ начать войну. Угроза была устранена.

Закат европейского сотрудничества

1823 г. выдался довольно бурным для континента, ведь революционные и национальные движения возникали повсеместно в разных колониях. Особое беспокойство вызывали восстания в Южной Америки, которой владела Испания. Ее правитель Фердинанд Седьмой настаивал на созыве очередного конгресса. Идею не поддержали Британия и Франция, из-за чего встреча в верхах не состоялась.

В 1825 г. российский император Александр Первый умер, что ослабило союз изнутри. Этот монарх держал коалицию, определял ее развитие и формат работы. Но после его смерти не нашлось монарха, который сумел бы так умело сглаживать противоречия между странами.

Внутренние распри в каждом государстве, революция в Латинской Америке, борьба России и Австрии на Балканах фактически развалили союз. «Контрольным выстрелом» в Священный союз стало обострение противоречий Пруссии и Австрии в Германском союзе. Страны не могли договориться, кто же из них будет лидером, кто определить единую линию внешней политики. О сотрудничестве речь не шла.

Еще несколько лет коалиция, которая в 1815 г. казалась такой стабильной и надежной, просуществовала. Но это была лишь формальность. Каждый монарх уже строил свою политику, искал на стороне союзников. По сути, в середине XIX в. Священный союз перестал существовать.

Оставьте комментарий