Акт технического расследования причин аварии, образец

Информация об изменениях:

Приложение 3 изменено с 5 ноября 2017 г. — Приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 г. N 313

См. предыдущую редакцию

Приложение N 3
к Порядку
(с изменениями от 15 августа 2017 г.)

Рекомендуемый образец

1. Реквизиты организации (название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности, адрес, фамилия и инициалы руководителя организации, телефон, факс с указанием кода, адрес электронной почты)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Состав комиссии технического расследования причин аварии

Председатель

(должность, фамилия, инициалы)

Члены комиссии:

(должность, фамилия, инициалы)

3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии.

В этом разделе наряду с данными о времени ввода объекта в эксплуатацию, его местоположении, необходимо указать регистрационный номер объекта и дату его регистрации, наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта, проектные данные и соответствие проекту; указать изменения проекта и их причины; дать заключение о состоянии объекта перед аварией; режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли ранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии; отразить, как соблюдались лицензионные требования и условия, замечания и рекомендации заключений экспертизы, положения декларации промышленной безопасности (при наличии).

4. Квалификация обслуживающего персонала, руководителей и специалистов объекта, ответственных лиц, причастных к аварии (где и когда проходил обучение, инструктажи по промышленной безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии).

5. Обстоятельства аварии, допущенные нарушения требований законодательства.

Описываются обстоятельства аварии и сценарий их развития, информация о пострадавших, указывается, какие факторы привели к аварийной ситуации, ее последствия (допущенные нарушения законодательства, установленных правил и требований к обеспечению безопасности и др.).

Описываются технологические процессы и процесс труда, действия обслуживающего персонала и должностных лиц. Излагается последовательность развития событий.

6. Причины аварии.

6.1. Технические причины аварии.

6.2. Организационные причины аварии.

6.3. Прочие причины аварии.

На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертных заключений, комиссия делает выводы о причинах аварии.

7. Мероприятия по локализации и устранению причин аварии.

Излагаются меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварий.

8. Заключение о лицах, ответственных за допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС.

В этом разделе указываются лица, допустившие нарушения норм и правил безопасности, которые привели к аварии. При этом указывается, какие требования нормативных документов не выполнены или нарушены конкретным лицом, исполнителем работ.

9. Последствия от аварии.

В этом разделе указываются:

— повреждения технических устройств, зданий и сооружений, разрушения объектов инфраструктуры (газоэнерготеплоснабжения и др.);

— расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования;

— прямые потери (указываются производственные фонды, материальные ценности, имущество третьих лиц, пострадавших в результате аварии);

— потери от простоя производства эксплуатирующей организации и третьих лиц.

Техническое расследование причин аварии проведено и акт составлен:

(число, месяц, год)

Приложение: материалы расследования аварии на_____листах.

Подписи

Председатель

(фамилия, инициалы, дата)

Члены комиссии:

(фамилия, инициалы, дата)

_____________________________

* Для опасных производственных объектов указывается регистрационный номер опасного производственного объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов, для гидротехнических сооружений — регистрационный номер в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Вопрос:

Каким нормативным документом регламентируется проведение учебных тревог на опасных производственных объектах II и III классов опасности?

Ответ:

В соответствии со ст. 10 ч. 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно п. 10 «д» Постановления Правительства России от 26.08.2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», план мероприятий предусматривает порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности.

Приказ Ростехнадзора от 26.12.2012 № 781 «Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» устанавливает следующие требования:

  • п. 9.2. «в течение года в структурных подразделениях в каждой смене по возможным авариям, предусмотренным оперативной частью ПЛА уровня «А» предусматривается проведение учебных занятий согласно графику учебных занятий»;
  • п.9.3. «Не реже одного раза в год по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛА уровня «Б» в разные периоды года и в разное время суток в структурных подразделениях предусматривается проведение учебных занятий согласно графику учебных занятий».

См.также Приказ Ростехнадзора от 14.02.2013 №59 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий».

Советуем прочитать:
Скачайте образец Положения о расследовании инцидентов
Надежная работа на ОПО начинается с разработки нужной (и важной!) нормативно-технической документации. Это и Положение о производственном контроле (ППК), и ПМЛА.
Мало просто получить разрешительные документы, зарегистрировать ОПО в госреестре и застраховать его. Нужно регламентировать все процессы на опасном объекте, определить порядок действий в аварийной ситуации и т.д.
Надзорные органы пристально следят за наличием на ОПО всех основополагающих нормативных и технических актов. Одним из ключевых на текущий момент документов, которые нужны для работы на ОПО, является Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на опасном объекте (ПРИ).
Цель разработки документа – не только закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО. Он также определяет формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов.
Кроме того, ПРИ устанавливает порядок создания комиссии по расследованию причин аварий и инцидентов, порядок проведения расследования причин инцидентов и составления Акта расследования, порядок регистрации инцидентов в журнале и передачи сведений об инцидентах в территориальный орган Ростехнадзора.

Зачем разрабатывать Положение о расследовании инцидентов

Цель, с которой разрабатывается Положение о расследовании аварий, инцидентов на ОПО, предельно проста – установить порядок выяснения причин возникновения аварий, инцидентов на конкретном объекте, оценки размера причиненного вреда, выявления ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии и т.д. Также этого требует законодательство в сфере промышленной безопасности.

Так, согласно ст. 9.1 ФЗ №116 «О промышленной безопасности…» каждый владелец ОПО либо обслуживающая объект организация обязаны:

  • Проводить анализ причин инцидента, произошедшего на ОПО.
  • Принимать оперативные меры по устранению и профилактике причин аварий и инцидентов.
  • Вести детальный учет всех инцидентов, случившихся на ОПО.
  • Представлять в органы Ростехнадзора данные по каждому инциденту (причины, принятые меры, планы по профилактике).

Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в ПРИ, закреплен приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011г. №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах…».
Следует отметить, что раньше Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов разрабатывался как отдельная глава Положения о производственном контроле. Теперь ПРИ выделено в самостоятельный документ, который больше не нужно согласовывать с Ростехнадзором.
Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов требуется для оформления Лицензии на эксплуатацию ОПО. За отсутствие и/или несоблюдение норм ПРИ (что может быть выявлено как в ходе проверки Ростехнадзора, так и при возникновении аварии, инцидента) на владельца объекта или эксплуатирующую организацию может быть наложен штраф вплоть до приостановления деятельности ОПО.

Как разработать Положение о расследовании причина аварий на ОПО

Составление такого документа, как Положение о расследовании причин аварий на ОПО, возлагается на собственника ОПО или эксплуатирующую объект организацию. Однако, как и в любом вопросе, который касается документарного обеспечения ОПО, лучше доверить работу по разработке Положения о расследовании инцидентов профессионалам.
Так, специалисты «МТК Эксперт» разработают для вашей организации Положение о расследовании причин аварий за 5-7 рабочих дней. Уточняйте подробности по телефону (495) 796-16-94 или эл. почте: expert@mtk-exp.ru.
Однако вернемся к порядку подготовки указанного выше Положения о расследовании. Согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения…», расследование причин инцидентов на ОПО, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными эксплуатирующей объект организацией.
Положение о техническом расследовании причин инцидентов подписывается сотрудником, ответственным за производственный контроль на предприятии, и утверждается руководителем организации.
Документ включает 3-и части и несколько приложений, а именно:

  1. Общие положения.
  2. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента.
  3. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента.
  4. Приложение 1. Акт технического расследования причин инцидента.
  5. Приложение 2. Протокол осмотра места инцидента.
  6. Приложение 3. Протокол опроса очевидца инцидента.

Приветствую, уважаемые друзья! Немного задержался с публикацией обещанного плана мероприятий по промышленной и пожарной безопасности на 2018 год. Как и в случае с планом мероприятий по охране труда, план мероприятий по промышленной и пожарной безопасности был утверждён протоколом заседания проектного комитета от 5 октября 2017 г. № 69 (12). В исходном названии это план мероприятий («дорожная карта») по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в области промышленной и пожарной безопасности. Итак, всех заинтересованных просим к столу 🙂

Дорожная карта или План мероприятий по промышленной и пожарной безопасности на 2018 год

В сравнении с Планом мероприятий по охране труда, «дорожная карта» Ростехнадзора на 2018 год меньше в три раза 🙂

1. Выпуск и опубликование разъяснений по вопросу применения пункта 4.1 приложения № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, в части идентификации опасного производственного объекта нефтегазодобывающего комплекса.

Срок исполнения: ноябрь 2017 г.

Ожидаемый результат: Подготовлены и направлены в территориальные органы Ростехнадзора разъяснения. Разъяснения размещены на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Регистрация в установленном порядке в Минюсте России приказа о внесении изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённые приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533, предусматривающего возможность доступа (допуска) работников подрядных организаций в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением подъёмных сооружений, принадлежащих эксплуатирующим организациям подъёмным сооружениям.

Срок исполнения: февраль 2018 г.

Ожидаемый результат: Нормативно закреплён доступ (допуск) работников подрядных организаций в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением подъёмных сооружений, принадлежащих эксплуатирующим организациям подъёмных сооружений.

3. Регистрация в установленном порядке в Минюст России приказа, предусматривающего изменения в пункт 4.8 (предусмотреть проведение зачистки резервуаров для авиационного топлива в отдельных случаях менее 2 раз в год) и пункт 5.9 (исключить необходимость установки несгораемого ограждения и систем охранной сигнализации для складов нефти и нефтепродуктов, входящих в состав нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 г. № 461.

Срок исполнения: февраль 2018 г.

Ожидаемый результат: Нормативно закреплена возможность проведения зачистки резервуаров авиационного топлива, а также возможность не устанавливать дополнительное ограждение и не оборудовать системами охранной сигнализации склады нефти и нефтепродуктов, входящие в состав нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов.

4. Регистрация в установленном порядке в Минюсте России приказа о внесении изменения в пункт 4.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 г. № 125, предусматривающего возможность не устанавливать в отдельных случаях в помещении управления (операторной) у щитов (пультов) управления в производственных помещениях технологической схемы технологических установок.

Срок исполнения: февраль 2018 г.

Ожидаемый результат: Нормативно закреплено право не устанавливать в отдельных случаях дополнительные технологические схемы технологических установок в помещении управления (операторной) у щитов (пультов) управления в производственных помещениях.

КонЭц.

Как видите, пожарная безопасность в плане мероприятий рассматривается в контексте Ростехнадзора, а не МЧС России. Существует ли «дорожная карта» МЧС в части пожарной безопасности и ГОЧС не известно.

На этом всё. Надеюсь данная информация будет в пользу. Ставьте рейтинговые звёздочки и подписывайтесь на получение актуальной информации.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Оставьте комментарий