Алишер усманов одноклассники

ООО «Одноклассники» — владелец одноименной социальной сети — до 27 марта нынешнего года (здесь и далее — даты внесения записи в ЕГРЮЛ) принадлежало британской Odnoklassniki Ltd. С 27 марта ее собственником стала кипрская Nessly Holdings Limited. А уже 17 апреля владелец снова сменился — теперь это кипрская Odnoklassniki Holdings Limited. При этом конечный владелец прежний — Mail.Ru Group.

Напомним, что Nessly получила во владение и несколько других активов Mail.Ru Group — украинский почтовый сервис Mail.ua, игровое подразделение ООО «Мэйл.Ру Геймз» (последняя фирма также контролирует товарный знак My.com, который Mail.Ru Group решила сделать базовым для международного бизнеса). В настоящее время Nessly по-прежнему существует — согласно данным ЕГРЮЛ о ее российской «дочке». Эта компания была зарегистрирована на Кипре еще в 2006 году (Odnoklassniki — в ноябре 2011-го).

— Передача этого юрлица (ООО «Одноклассники». — «Известия») осуществлена в рамках юридической реорганизации, целью которой является создание единой холдинговой структуры для российских операционных компаний, которые входят в Mail.Ru Group. Это плановая реорганизация, которая носит технический характер, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Mail.Ru Group.

— Смена британской юрисдикции на кипрскую с огромной вероятностью связана с вопросами налогов, — предполагает заместитель генерального директора инвестиционной компании «Фридом Финанс» Дмитрий Панченко. — Возможно, Mail.Ru Group планирует вывести прибыль «Одноклассников» в виде дивидендов — делать это через Кипр, где дивиденды не облагаются налогом, выгоднее.

Перевод с одной кипрской компании на другую, по мнению Панченко, также мог быть связан с налогами. Чтобы перевести актив из Лондона на Кипр, надо оформить сделку купли-продажи и заплатить в Лондоне налоги с соответствующей суммы. Чтобы много не платить, можно первый раз продать по небольшой цене, а второй раз — по более крупной, предположил Панченко.

Аналитики ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» считают, что все выглядит логично.

— Случился в марте на Кипре кризис — совершили сделку, перебросив актив на Nessly, и вывели таким образом деньги с Кипра. На Nessly Holdings оформлены не только «Одноклассники», а они, по мнению владельцев, должны быть обособлены, поэтому и происходит вторая операция.

Возможно, речь идет о подготовке «Одноклассников» к продаже, отмечает Дмитрий Панченко. Доход от подобной сделки также выгоднее концентрировать в кипрской юрисдикции, напоминает он.

Известно, что у бывшего владельца «Одноклассников» Альберта Попкова неоднозначная история с бывшим британским работодателем, напоминает партнер юридического бюро DS Law Михаил Александров, — эта фирма претендовала на интеллектуальные права на весь сервис. Если верить материалам прессы, конфликт был урегулирован до обращения в суд, но можно предположить, что Mail.Ru, «заходя» в компанию, решила перестраховаться.
Переоформление могло иметь целью дополнительную защиту актива — с помощью «добросовестного приобретателя».

«Одноклассники» — российская социальная сеть, запущенная в марте 2006 года. В августе 2010 года 100% компании принадлежат компании Mail.Ru Group, основные акционеры которой Алишер Усманов, южноафриканский холдинг Naspers и китайская Tencent. Mail.Ru также владеет социальной сетью «Мой мир» и 39,99% соцсети «В Контакте».

«Одноклассники» была лидером российского рынка до начала 2009 года, когда администрация сервиса начала очень активно вводить платные сервисы. «В Контакте» еще с осени 2008 года обгоняла «Одноклассников» по размеру дневной и недельной аудитории, однако преимущество в месячной посещаемости эта социальная сеть получила впервые именно в 2009 году.

По данным Liveinternet, суточная аудитория «Одноклассников» 19 мая в мире составила 35,9 млн человек, в России — 22,2 млн, на Украине — 3,99 млн, в Белоруссии — 1,2 млн. Суточная посещаемость «В Контакте» в России составила в тот же день 45,8 млн человек.

Трое в лодке

Объявляя о сделке, Mail.Ru Group привела финансовые показатели «ВКонтакте»: в 2013 году выручка соцсети достигла 3,8 млрд руб., EBITDA — 1 млрд руб., чистая прибыль — 53 млн руб., по итогам января–июня этого года эти показатели составили соответственно 2 млрд, 694 млн и 248 млн руб.

Минувшей весной в своей финансовой отчетности группа указывала, что в прошлом году операционный убыток «ВКонтакте» равнялся 137 млн руб. Это были данные из отчетности по МСФО, а в пресс-релизе приведены данные из управленческой отчетности, уточняет пресс-секретарь Mail.Ru Group Ксения Чабаненко.

Но даже если ориентироваться на управленческую отчетность, «ВКонтакте» по рентабельности бизнеса уступает другим социальным сетям, уже принадлежащим Mail.Ru Group: «Одноклассникам» и «Моему миру». По итогам прошлого года доходность «ВКонтакте» равнялась только 26%, тогда как у двух других сетей — 73% (в отчетности Mail.Ru Group приводится только общий показатель для этих сетей). В первом полугодии этого года это соотношение равнялось 35 и 71%.

После консолидации «ВКонтакте» рентабельность всей Mail.Ru Group должна снизиться, указывает аналитик Sberbank CIB Анна Лепетухина. Но у «ВКонтакте» высокий потенциал для монетизации, Mail.ru хорошо умеет монетизировать сервисы, добавляет аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Он называет прошлогодний показатель роста выручки «ВКонтакте» (на 14%) несерьезным для такой компании, но предполагает, что в составе Mail.Ru Group соцсеть будет расти быстрее.

В Mail.Ru Group возможное изменение рентабельности всего бизнеса не комментируют. Отчитываясь в августе по итогам первого полугодия, группа прогнозировала рентабельность по EBITDA в 53% за весь год.

Никаких объединений между теперь уже тремя подконтрольными группе социальными сетями не будет. В Mail.Ru Group признают, что их аудиторные пересечения «довольно значительны», однако, как уверяет Чабаненко, все соцсети «очень разные по характеру их использования». Как следует из данных TNS Russia за минувший август, наибольшая доля эксклюзивных пользователей, то есть тех, кто заходит только в эту сеть, сейчас у «ВКонтакте» – 28% при ежемесячной аудитории почти 52 млн человек 12–64 лет. У «Одноклассников» этот показатель равен 10% при ежемесячной аудитории 39,4 млн человек, у «Моего мира» — только 5% при ежемесячной аудитории 22,7 млн человек.

Mail.Ru Group не планирует объединять бэк-офисы и консолидировать рекламные продажи соцсетей. «Перед группой стоит наиважнейший вопрос — позволить продукту и дальше эффективно развиваться без дополнительных излишних потрясений и резких изменений», — говорит Чабаненко. Гендиректор агентства Artics Internet Solutions Юрий Вайсман считает, что объединение рекламных продаж сильно упростило бы работу для рекламодателей и агентств. «С другой стороны, существующая на данный момент конкуренция между платформами позволяет иметь более высокую переговорную силу клиентам», — признает Вайсман.

Доверенный Дурова

Аннулировав все судебные иски, Mail.Ru Group не собирается получать права на Telegram: он останется личным проектом Дурова. Мирное разрешение конфликта при этом не означает, что Дуров может вернуться во «ВКонтакте». Группа, по словам Чабаненко, не планирует привлекать бывшего гендиректора к сотрудничеству в каком-либо качестве.

После ухода Дурова обязанности гендиректора сети исполняли его первый заместитель Борис Добродеев и исполнительный директор Дмитрий Сергеев. Mail.Ru Group обещает «скоро» объявить имя нового гендиректора. По информации Интерфакса и «Ведомостей», им может стать нынешний директор по разработке «ВКонтакте» Андрей Рогозов. Он пришел в компанию в 2007 году и участвовал в создании первых сервисов социальной сети, а также мессенджера Telegram.

По словам источника РБК, близкого к «ВКонтакте», именно Дуров видел своим преемником Андрея Рогозова. «Рогозов согласился и именно с этим расчетом не ушел с Павлом и ребятами из «ВКонтакте», — пояснил он.

Оставьте комментарий