Аналог и эквивалент разница

Содержание

Ольга Латышева,
Директор ITCOM Consult

  1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  2. Не упомянута страна-производитель
  3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  6. Неполный пакет документов
  7. Не проверять проект контракта
  8. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  10. Нарушение сроков

В 2019 году на территории Российской Федерации по 44-ФЗ было проведено закупок на сумму 7 761,6 млрд. рублей и заключено контрактов на 5 885,06 млрд. рублей, по данным официального сайта ЕИС. И с каждым годом эти цифры растут, ведь госзакупки – отличный способ увеличить оборот компании. Поэтому самой главной и основной ошибкой, мы считаем, игнорировать этот рынок сбыта и канал продаж.

На обучающих семинарах и вебинарах ITCOM Consult нас часто спрашивают, какие самые распространенные ошибки допускают начинающие участники торгов. Один тендерный специалист ITCOM Consult проводит более 40 закупок по 44-ФЗ в месяц, а средний опыт работы составляет 7 лет.

Мы провели опрос среди наших коллег и составили список из 10 распространенных ошибок, которые допускают не только начинающие поставщики, но и те, кто уже участвовал в госзакупках.

Ошибки на этапе заполнения заявки

Не прописан товарный знак или характеристики товара

В 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» сказано, что заказчик вправе указывать товарный знак, вместе со словами «или эквивалент». Когда исполнитель готов поставлять товар с указанным товарным знаком, перечислять характеристики не требуется. А если исполнитель планирует поставлять эквивалент, или же не указывал, что согласен поставлять продукцию требуемого товарного знака, он обязан прописать все характеристики. Если поставщик изъявил согласие на выполнение заказа и не упомянул товарный знак или характеристики товара, заявка будет отклонена.

Не упомянута страна-производитель

Забывая прописать страну-производителя продукции, вы не выполняете условие для закупок с утвержденным «национальным режимом», и заказчик посчитает товар иностранным. Есть риск получить отказ в участии, либо снижения на 15% вашей цены при заключении контракта, в соответствии в соответствии с ст. 14 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Если поставщик прописал перечень стран, то заявку по этой причине не отклонят, потому что по решению Верховного суда, страна-производитель товара – та, в которой его полностью создали или частично приняли в этом участие. Но иметь отношение к созданию продукции может группа стран.

Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС

Когда ценовое предложение указано без НДС, впоследствии, исполнитель потеряет в деньгах. Это обусловлено тем, что затраты на страхование, налоги, пошлины, которые исполнитель обязан оплатить по условиям контракта, и прочие сборы вносятся в общую цену заявки. Если с учетом НДС предложение участника больше начальной (максимальной) стоимости контракта – 100 % заявку отклонят.

Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника

Зачастую, нарушения такого плана допускаются при перечислении характеристик продукта. Не те единицы измерения, как требуются в инструкции, или вообще не прописаны единицы измерения, орфографические ошибки, неверное наименование. Даже «от», «до», «более», «менее», «должно быть» или «допускается» нельзя использовать, если это не допускается по техническому заданию или идет вразрез с ГОСТом. Нужно тщательно проверять информацию). Как правило, инструкция по заполнению Формы 2 (техническое предложение) находится в документации по закупкам.

Не делать запрос разъяснений к заказчику

При нахождении неточности в закупочной документации, имеет смысл задать возникший вопрос заказчику. Запрос разъяснений подаётся анонимно на электронной торговой площадке, организующей госзакупки. Заказчику нужно дать ответ в течение трех дней. Запрашиваются разъяснения не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок.

Неполный пакет документов

Во второй части заявки следует прикладывать полный пакет документов, требуемых для участия. Список предоставлен заказчиком (например, декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.). Также поводом для отказа поставщику могут стать недостоверные данные в документах. Учитывается достоверность до конца приема заявок. К примеру, если участник предоставил данные об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и их действительно не было, а до дня окончания подачи заявок они появились, заказчик может отказать вам.

Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта

Перед заключением контракта, исполнитель переводит заказчику денежные средства, либо предоставляет банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Это обязательно при наличии данного требования. Не предоставив своевременно обеспечение, или переведя сумму меньше запрашиваемой, поставщика признают уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (потеря контракта, занесение в РНП).

Сумма обеспечения внесена в документацию по закупкам в соответствии с 44-ФЗ. Банк-гарант должен быть в соответствующем списке Министерства финансов и подходить по размеру капитала и уровню кредитного рейтинга. В постановлении Правительства России установлены требования к форме банковской гарантии, а также правила прописаны в закупочной документации.

Ошибки на этапе подписания контракта

Не проверять проект контракта

Заключая контракт, исполнитель беспрекословно соглашается с условиями и не сможет в дальнейшем от них отказаться без последствий для компании. Поэтому, не проверив детально положения контракта, можно оказаться в ситуации, когда надо исполнять условия, идущие вразрез с вашими планами и накладывающие на вас обременительные и невыгодные обязательства. Нужно сверить извещение, техзадание и проект контракта, так как в них бывают противоречия. Перед подписанием контракта проверьте такие позиции как цена, сроки и объемы поставки, порядок и условия оплаты, размер штрафа.

Ошибки на этапе исполнения контракта

Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта

Предугадать заранее, что исполнение заказа пойдет строго, как прописано в условиях сотрудничества, не всегда возможно. Бывают ситуации, когда осуществить поставку заявленного заказчиком продукта крайне сложно или невозможно: например, закупочная цена значительно увеличилась, вследствие чего поставщику стало невыгодно его поставлять, либо товар временно недоступен, либо его вовсе сняли с производства.

Исполнитель ошибочно может попытаться решить проблему, начав поставлять аналогичный товар, максимально похожий по характеристикам на тот, что прописан в контракте. Но это будет нарушением договоренности и заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Поставщик будет внесен на 2 года в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для решение этой проблемы, можно договориться с заказчиком путем заключения дополнительного соглашения о поставке аналогичного товара, но с лучшими характеристиками. Если же заказчика не устраивает такой вариант, стоит предложить ему расторгнуть контракт по соглашению сторон, чтобы не потерпеть убытков, не попасть в реестр и не повредить репутации.

Нарушение сроков

44-ФЗ определяет сроки подписания контракта. И несоблюдение сроков также является грубой ошибкой, которая влечет за собой неприятные последствия в виде передачи исполнения контракта другому исполнителю и риск внесение нарушителя в РНП. Просрочка бывает из-за несвоевременного перевода обеспечения заявки, проблем с электронной подписью или с интернетом и доступом к электронной площадке. Но несмотря на объективность причины просрочки, подписывать контракт с нарушившим сроки поставщиком нельзя по закону.

При знакомстве с госзакупками у новичков бывает много ошибок, трудно без подготовки разобраться и не упустить множество важных нюансов. Чтобы избежать траты времени, потери выгодных контрактов, а то и штрафных санкций, имеет смысл обратиться к специалистам по тендерному сопровождению, а также получить бесплатную подборку тендеров для вашей сферы бизнеса.

Если по какой-то причине, вы не хотите передавать эти работы на аутсорсинг, вы также можете обучиться самостоятельно, либо повысить квалификацию своего сотрудника по программе обучения участию в торгах. Среди наших тарифов вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас. Обучение тендерам будет полезно не только начинающему специалисту, но и сотрудникам тендерного отдела, так как в законодательстве о закупках постоянно происходят изменения. Конечно, обучаться можно и самостоятельно, но во-первых, это трата времени на поиски нужной информации, а во-вторых, ошибки, допускаемые некомпетентными специалистами могут стоить гораздо дороже стоимости курса по обучению тендерам.

ФАС России в связи с поступающими вопросами и на основании пункта 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденного Приказом ФАС России от 30.03.2016 № 379/16, пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок — установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее — Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение — 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

И.Ю. Артемьев

Эквивалент товара по 44 ФЗ — это продукция, которая соответствует параметрам технического задания, но чей товарный знак отличается от того, который предполагает закупить заказчик.

Как 44-ФЗ регулирует товарные знаки

В законе о контрактной системе нет такого определения. Оно содержится в ст. 1477 Гражданского кодекса. Под ним понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. Т. к. контрактное законодательство базируется на гражданском, закрепим, что товарный знак по 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самой продукции, которое идентифицирует предмет госзакупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», но есть исключения.

Как 44-ФЗ регулирует эквивалентность товарному знаку

В ст. 33 указано, что, по 44-ФЗ, или эквивалент — это значит, что поставщик ориентируется на товарные знаки, которые прописал заказчик в техническом задании, но не обязан поставить продукцию с этим знаком.

Поставщики вправе подобрать и другую марку, если ТРУ полностью соответствует параметрам, которые прописал заказчик, — так называемые «эквивалентные показатели».

Фразу «или эквивалент» используют, чтобы максимально точно описать продукцию, которую хочет госзаказчик. Но обеспечивая конкуренцию на торгах, заказчики не ограничивают количество участников, прописывая конкретный товарный знак без возможности поставить аналог. Из этого правила есть исключения.

В контрактном законодательстве не написано, в чем разница аналога и эквивалента по 44 ФЗ. В статье 33 говорится только об эквиваленте и ни слова про аналог. Получается, что разница только в названии, а в контексте госзакупок эти понятия используют как синонимы.

Помимо производителя или марки, в документации прописывают:

  1. Знак обслуживания.
  2. Фирменное наименование.
  3. Патенты.
  4. Полезные модели.
  5. Промышленные образцы.

Готовим заявку с поставкой эквивалентов: наглядные примеры

Если заказчик использует понятие эквивалента в 44 ФЗ, то следуйте правилам:

  1. Если собираетесь поставить товарную марку, которую требует госзаказчик, то не заполняйте конкретные показатели. Достаточно простого согласия (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ).
  2. Планируете поставить аналог — заполняйте конкретные показатели. Товарный знак указывайте, если знаете его. Подробнее об этом — в статье «Инструкция по заполнению конкретных показателей товара».
  3. Не указывайте улучшенные показатели, которые выходят за рамки диапазона параметров заказчика. Замена продукции на улучшенную производится на этапе исполнения через дополнительное соглашение (ч. 7 ст. 95 закона о контрактной системе).

Например, в закупке на поставку шин пишут следующее: «шины Matador MP 92 235/70 R16 106T ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ (в количестве 16 штук)». Вот пример указания товарного знака в аукционной документации по 44-ФЗ.

А контракт заключают на поставку шин Foman (Goform) W705 235/70 R 16 106T — это эквивалент оборудования.

Готовим заявку с неэквивалентными товарами

Из правила про аналоги есть два исключения, они прописаны п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:

  1. Приобретаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует госзаказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, по правилам его эксплуатации, подходят только «родные» картриджи НР, а Epson не подойдет.
  2. Подписываете контракт на поставку (использование) товаров, которые совместимы с продукцией покупателя. Например, заказчик покупает лицензию и дистрибутив исключительно софта Kaspersky, т. к. программы других разработчиков вступают в конфликт с корпоративной схемой безопасности.

Вот примеры, что такое товарный знак по 44 ФЗ без возможности поставить эквивалент.

Указывают ли аналог в закупках по 223-ФЗ

В 223-ФЗ не написано, чем отличается аналог от эквивалента. В п. 3 ч. 6.1 ст. 3 этого закона указано, что если заказчик описывает объект закупки с указанием бренда, то он сопровождает его фразой про возможность поставить эквивалентный товар. Получается, что это синонимы в контексте закупок отдельными видами юридических лиц.

Из этого правила есть исключения. Не прописывайте возможность поставить аналог, если закупаете:

  • товары, которые взаимодействуют с продукцией, которой пользуетесь, а другие несовместимы с ней;
  • запасные части и расходники к машинам и оборудованию, которыми пользуетесь. Основывайтесь на технической документации и правилах эксплуатации этих машин и оборудования;
  • товары, которые требуются, чтобы выполнить условия госконтракта по 44-ФЗ;
  • продукцию с конкретными товарными марками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения товара, изготовителем товара, если это прописано условиями международных договоров России или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ для выполнения этими компаниями обязательств по совершенным сделкам с юридическими лицами, в т. ч. зарубежными фирмами.

Форма 2 – документ, где указаны конкретные показатели материалов или товаров, соответствующие требованиям аукционной документации. Обязательна для направления в составе первой части заявки на электронный аукцион, при наличии таких требований в Информационной карте.

Инструкция по заполнению первой части заявки на электронный аукцион – раздел аукционной документации, где четко и понятно обозначены все смысловые понятия и токования знаков препинания, союзов, математических символов и других.

При указании конкретных показателей товара участник должен руководствоваться требованиями п.3 статьи 66 ФЗ-44 «О контрактной системе………».

«…. первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, …………, наименование места происхождения товара».

Предоставление неполных или недостоверных сведений в составе первой части будет являться причиной отклонения аукционной заявки.

При заполнении формы 2 должны быть использованы стандартные показатели технических и качественных характеристик товаров, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (необходимо использовать стандартные исполнения товаров и материалов).

При предоставлении требований к материалам необходимо пользоваться инструкцией по заполнению и учитывать следующее:

Для качественного исполнения работ, применяемые материалы должны соответствовать требованиям к материалам, указанным в техническом задании и его приложениях. При наличии в настоящем задании ссылок на конкретные торговые марки, наименования от производителя и т.п., возможно применение эквивалента, который может превосходить по качеству и техническим характеристикам материалы, указанные в настоящем требованиях. Качество товаров, предлагаемых Участником к применению должно соответствовать или превосходить технические и качественные характеристики, приводимые в настоящем ТЗ. В заявке претендент должен отразить материалы, с показателями (характеристиками) равными или превосходящими характеристики материалов, указанных в ТЗ и его приложениях.

При подготовке заявки участник размещения заказа должен исходить из того, что он готовит своё предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме после полного изучения содержания вышеназванной документации и всех приложений к ней.

Показатели свойств физико-механических, а так же иные качественные и количественные характеристики всех товаров (материалов) в рамках одной характеристики, должны быть точно индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих и не должны противоречить документации об аукционе в электронной форме, а так же нормативным актам Российской Федерации, строительным нормам и правилам, требованиям ГОСТ, санитарным нормам и правилам, нормам по безопасности.

Инструкция по заполнению заявки на участие:

Все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, должны иметь четко читаемый текст.

Сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак перечисления «;» или союз «и», то необходимо перечислить все возможные вариации конкретных значений.

Если в графе «Требуемое значение» стоит союз «или», то участник выбирает из предложенного перечня одно конкретное значение.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак «-» тире, то необходимо указать одно конкретное значение показателя из указанного диапазона. Крайние значения входят в перечень возможных вариаций.

Если в графе «Требуемое значение» стоит знак «…», то необходимо указать диапазонное значение.

Если в графе «Требуемое значение» прописано «может быть:», то участник может выбрать одно или несколько значений.

Знак «>» означает «больше».

Знак «<» означает «меньше».

Знак «≥» означает «больше или равно».

Знак «≤» означает «меньше или равно».

Показатели, заключенные скобками » » являются » неизменными показателями «

Предельные отклонения необходимо указывать конкретными значениями, в большую сторону, или в меньшую сторону, причем с обязательным наличием соответствующего знака, обозначающего большую (плюс, » + «) и меньшую сторону (минус, » — «), либо в одну строну при условии, что в соответствующем ГОСТе так и заявлено.

Знак «±» означает необходимость указания конкретного значения в рамках заданного диапазона не включая исходное значение, например 1±0,5 можно указать значения от 0,5 до 1,5, не включая значение 1, или ±25 — можно указать значения от -24 до +24, не включая значение 25.

При указании в документации об аукционе неконкретных значений показателей, участнику в своей заявке необходимо указывать конкретное значение показателя из требуемых заказчиком, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данный показатель не может быть конкретизирован (например, фракция щебня 20-40), либо показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ, а также за исключением случаев, когда производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое. При этом такие показатели товаров могут быть указаны в заявке как в диапазонном (неконкретном) значении, так и в конкретном значении.

В случае указания диапазонов значений с использованием слов «от» и «до» минимальным значением такого диапазона является значение, указанное после слова «от», максимальным — значение, указанное после слова «до».

В случае применения заказчиком словосочетания «может быть», союзов «или», «либо», во всех склонениях при перечислении показателей (значений показателей), в том числе через точку, указывающих на варианты исполнения товара, означает, что заказчику требуется только товар с одним из указанных показателей.

При заполнении требований к материалам – формы 2 участнику необходимо руководствоваться значениями параметров конкретных нормативных документов и значениями параметров производителей товаров (материалов). В случае, если в Техническом задании отсутствует ссылка на конкретный нормативный документ, участнику необходимо руководствоваться только значениями параметров, указанными производителем конкретного товара (материала).

ВАЖНО!

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ИЗ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВАШЕГО ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА.

Наши аукционные специалисты имеют огромный опыт по заполнению самых сложных и запутанных заявок для участия в аукционе.

Доверьте нам подготовку первой части для Вашего аукциона и мы обеспечим ДОПУСК!

Обратится к нам по телефонам компании или пишите на электронную почту.

Оставьте комментарий