Аналог позиции лота 223фз что указывать

Содержание

Прошло более 7-ми месяцев с момента в вступления в силу новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ), которая установила специальные правила описания предмета закупки при осуществлении конкурентных закупок.

Данный доклад посвящён правовому анализу основных проблем, связанных с практикой применения новых требований Закона № 223-ФЗ в части указания товарных знаков при описании предмета конкурентной закупки. В отношении каждой проблемы в докладе указывается её суть, а в конце доклада сформированы выводы (практические последствия) для закупочной деятельности.

Проблема № 1: Требование описать неописуемое.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Большинство специалистов, читая эту норму, акцентируют внимание на последней фразе «(или эквивалент)» и дальше развивают тему о необходимости установления параметров эквивалентности закупаемого товара или отсутствии такой необходимости.

Однако, никто обычно не ставит вопрос о нелепости и неприменимости данной нормы закона с точки зрения действующего гражданского законодательства Российской Федерации, которое имеет следующие особенности.

Понятие товарный знак содержится в пункте 11 приложения № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к Договору о Евразийском экономическом союзе:

«Товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) является обозначение, охраняемое в соответствии с законодательством государства-члена и международными договорами, участниками которых являются государства-члены, и служащее для индивидуализации товаров и (или) услуг одних участников гражданского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота».

Далее, в этом же пункте данного международного договора РФ содержится указание на виды товарных знаков:

«В качестве товарного знака в соответствии с законодательными актами государств-членов могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании».

Аналогичная классификация видов товарных знаков содержится и статье 1482 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, товарные знаки представляют собой охраняемые словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, служащие для индивидуализации товаров производителей.

Далее, для понимания сути проблемы приведём примеры различных видов обозначений товарных знаков из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ с указанием их номера регистрации.

Примеры словесных обозначений товарных знаков:


Примеры товарных знаков в виде изображений:

Примеры комбинированных товарных знаков:

Помимо указанных видов товарных знаков существуют также такие товарные знаки, как звуковые, объёмные, обонятельные и др.

При этом подавляющее большинство товарных знаков, охраняемых на территории Российской Федерации, в настоящее время являются изобразительными или комбинацией словесных и изобразительных обозначений.

Это обусловлено действующими требованиями к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, которые предусматриваются обязательное воспроизведение (изображение) заявляемого на государственную регистрацию обозначения товарного знака.

В переводе с юридического на русский язык: Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации содержит исключительно изображения (воспроизведения) зарегистрированных товарных знаков.

Соответственно, с учётом этих особенностей действующего гражданского законодательства РФ и практики регистрации товарных знаков в РФ, требование пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ выглядит нелепо, поскольку невозможно понять, как его реализовать применительно к товарным знакам, не являющимися словесными:

— писать в закупочной документации слова «(или эквивалент)» напротив изображения (воспроизведения) товарного знака?!

Пример № 1:

Заказчику требуется гипсоглиноземистый расширяющийся цемент согласно ГОСТ 11052-74. Данный вид цемента производится в настоящее время одним производителем – ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод» и защищён товарным знаком (№ 370032) в виде следующего изображения:

Если исходить из буквального толкования действующей редакции Закона № 223-ФЗ в этом случае напротив данного изображения товарного знака заказчику необходимо указать фразу «(или эквивалент)».

Пример 2:

Заказчиком закупается электрооборудование производителя — АО «Курский электроаппаратный завод», продукция которого защищена следующим комбинированным товарным знаком № 609072:

В этом случае напротив этого товарного знака в рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ также требуется указать фразу об эквивалентности.

Представить себе подобную практику реализацию пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, когда заказчики напротив изображения (воспроизведения) товарного знака будут указывать слова «(или эквивалент)», затруднительно с точки зрения логики и здравого смысла.

По всей видимости, сложившаяся ситуация вызвана одной из следующих причин:

— либо в этой норме закона допущена опечатка в виде пропуска фразы «(словесное обозначение)» после слов «товарный знак»;

— либо инициаторы данных поправок в Закон 223-ФЗ элементарно не знакомы с особенностями действующего гражданского законодательства РФ в части классификации товарных знаков (их разновидностей). В этом последнем случае, по мнению автора, указанные лица ошибочно отождествляют понятие «товарный знак» с торговыми наименованиями либо ошибочно полагают, что товарные знаки существуют только в виде словесных обозначений.

Проблема № 2: Требование эквивалентности закупаемой продукции конкретного производителя или зачем делать то, что делать не нужно

Принципиальным отличием норм новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках в части описания предмета закупки от аналогичных норм законодательства РФ о контрактной системе в части описания объекта закупки является возможность установления заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам, которые влекут за собой обоснованное ограничение количества участников закупки.

Так, в силу прямого указания пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Таким образом, новая редакция Закона № 223-ФЗ не запрещает включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, в том числе указание его товарного знака, которые свидетельствуют о его конкретном производителе. При этом такие требования к закупаемому товару должны быть обоснованы (обусловлены) его спецификой.

В пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 (далее по тексту – Обзор Президиума Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г.), приведены конкретные случаи, когда закупка товара конкретного производителя, является обоснованной:

«…указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.».

Данная особенность новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках позволяет осуществлять закупки товаров конкретных производителей при наличии соответствующего обоснования со стороны заказчика.

При этом законом установлены 2-ва варианта закупок товаров конкретных производителей:

Вариант 1: указание производителя товара с использованием его товарного знака;

Вариант 2: указание производителя без использования товарного знака.

Как указывалось выше, в рамках реализации первого варианта от заказчика требуется сопровождать указываемый товарный знак словами «(или эквивалент)», за исключением случаев, прямо перечисленных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках:

1) обеспечение взаимодействия несовместимых с другими товарными знаками товаров;

2) закупки товаров для исполнения государственных и муниципальных контрактов;

3) закупки товаров для исполнения обязательств по договорам, включающими необходимость указания товарного знака;

4) закупок запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию в соответствии с технической документацией.

При этом в новой редакции 223-ФЗ напрямую не указано, что в случае, если заказчиком осуществляется закупка товара с товарным знаком, которая не подпадает под вышеуказанные исключения, то заказчик обязан помимо указания фразы об эквивалентности устанавливать в описании предмета закупки и сами параметры эквивалентности закупаемой продукции.

Однако, такая обязанность следует из требований действующего законодательства РФ о закупках и судебной практики его применения.

В силу прямого указания пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках в документации конкурентной закупки должны быть указаны иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.

В пункте 1 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г. подчёркивается, что целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В связи с этим одно лишь указание товарного знака, сопровождаемое только фразой «(или эквивалент)» без указания самих параметров (характеристик) эквивалентности, представляется ненадлежащим описанием предмета конкурентной закупки с точки зрения действующего законодательства РФ о закупках.

С учётом изложенного, рассмотрим пример закупки заказчиком товара конкретного производителя с использованием и без использования его товарного знака.

Исходные условия: заказчику требуется электрооборудование АО «Курский электроаппаратный завод». Данное оборудование не является совместимым, т.е. не подпадает под исключения 223-ФЗ, когда заказчику разрешается устанавливать товарный знак без указания эквивалентности.

Если заказчик использует 1-й вариант закупки, то он обязан при описании предмета закупки:

1. Указать комбинированный товарный знак данного производителя:

2. Сопроводить указанный им в описании предмета закупки товарный знак фразой «(или эквивалент)».

3. Установить параметры эквивалентности закупаемой продукции в документации о закупке.

Конечный результат закупки неизвестен: возможно, заказчик в итоге получит товар АО «Курский электроаппаратный завод», а, может быть, и эквивалентный товар другого изготовителя.

Если заказчик использует 2-й вариант закупки, то он:

1. Указывает в описании, что ему требуется электрооборудование именно АО «Курский электроаппаратный завод».

2. Описывает характеристики требуемого конкретного товара без использования средства его индивидуализации (товарного знака):

Конечный результат закупки предопределён: заказчик получит требуемое ему электрооборудование конкретного производителя – АО «Курский электроаппаратный завод».

Таким образом, при описании предмета закупки при наличии объективной необходимости закупки товара конкретного производителя, с точки зрения интересов заказчика, всегда является более выгодным 2-й вариант закупки – указание конкретного производителя товара без использования средства его индивидуализации – товарного знака. В этом случае заказчик не обязан прописывать параметры эквивалентности закупаемого товара.

Использование товарного знака, как средства индивидуализации товара, при осуществлении закупки имеет для заказчика смысл лишь в том случае, если закупка подпадает под один из 4-х случаев исключений, когда не требуется указание эквивалентности закупаемого товара.

Завершая настоящий доклад, сформулируем следующие выводы (практические последствия):

1. Существующая редакция пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках является практически нереализуемой в отношении большинства используемых в Российской Федерации товарных знаков, которые являются изображениями или комбинацией словесных и изобразительных обозначений, а также других обозначений товарных знаков, не являющихся словесными.

2. Фактически данная норма закона (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ) предназначена для закупки товаров, которые имеют только словесное обозначение товарного знака.

3. С учётом особенностей действующего законодательства указание товарного знака при описании предмета закупки целесообразно для заказчика лишь в случае, если закупка подпадает под одно из 4-х исключений, при наличии которых не требуется сопровождение товарного знака фразой об эквивалентности.

4. В рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках заказчик вправе осуществлять закупки товаров конкретных производителей, если закупка таких товаров обоснована их спецификой. При этом если заказчиком при описании закупаемых товаров конкретных производителей не используются средства их индивидуализации – товарные знаки, то установление параметров эквивалентности товаров при осуществлении закупки не является обязательным.

Редакция, предусмотренная Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

См. п. 27 Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их формы, утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 482

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Можно ли в заявке не указывать товарный знак, а поставить конкретный бренд?

Что спросили

— Мы не стали указывать в заявке товарный знак, хотя подразумевали конкретный бренд, так как товар должен быть совместим с оборудованием заказчика. Выиграли закупку, наш товар имеет название и соответствует всем техническим характеристикам из извещения, но заказчик предупредил, что не примет его, ведь в заявке был товар без названия. Что делать?

Что ответили

Посмотрим на ситуацию с позиции всех участников.

Позиция заказчика

  1. На этапе рассмотрения заявок заказчик не отклонил заявку с товаром без торговой марки, ведь характеристики были в порядке. Но он считает, что по закону может принять только товар без торговой марки, как и указано в заявке победителя.

  2. Заказчик опирается на п. 15 ст. 95 44-ФЗ, где сказано, что он обязан расторгнуть контракт, если товар не соответствует установленным извещением требованиям к нему.

  3. Победителю предлагают подписать допсоглашение к контракту и поставить товар улучшенного качества, указав конкретную торговую марку.

Позиция победителя закупки

  1. 44-ФЗ так формулирует эту норму: «Товарный знак должен быть указан при его наличии». То есть нужно было его указать.

  2. Поставлять товар «улучшенного качества» невыгодно. Победитель согласен подписать допсоглашение, в котором были бы указаны конкретные модели поставляемого товара, но без «улучшения» технических характеристик из заявки.

Позиция экспертов

  1. Действительно, закон не требует от участников точно указывать, какой бренд он поставит. Он не обязан иметь на складе нужное количество товара. Антимонопольная служба разъясняла свою позицию на сайте.

  2. Если поставщик указал в своей заявке товарный знак, то должен поставить товар именно с этим товарным знаком. Если не указывает товарный знак, а только технические характеристики, то поставляет товар с любым товарным знаком.

  3. Принимая товар, заказчик должен ориентироваться на товарно-технические характеристики.Товарный знак не относится к функциональным, качественным характеристикам товара. Эту позицию ФАС подтверждает в письме.

Наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара.

  1. Указывайте товарный знак, если точно знаете, какой товар будете поставлять. Например, чтобы он был совместим с имеющимся оборудованием или когда наличие товарного знака обязательное условие для соответствия ГОСТу (как в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2019 по делу А27-20949 2018).

Можно ли банкроту начать все с чистого листа в закупках?

Что спросили

— Если человек банкрот, то может ли стать учредителем юрлица и участвовать в госзакупах?

Что ответили

Ответить на этот вопрос поможет ст. 213.30 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». После завершения дела о банкротстве человек:

— Еще 3 года не может занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

— Еще 5 лет должен сообщать о своем банкротстве, если берет кредит или займ.

Формулировка «занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом» довольно расплывчата. То есть прямого запрета на создание ООО нет, но управлять этим ООО нельзя.

Как вариант, человек может открыть ИП или получить статус самозанятого, если он не был ИП или самозанятым, когда началась процедура банкротства. Но нужно помнить, что банкроту будет затруднительно участвовать в закупках из-за отсутствия собственных денег (как правило, все они уходят на погашение долгов) и невозможности взять кредит.

Можно ли участвовать в закупках, пока ждешь исключения из РНП?

Что спросили

— Организация внесена в РНП. Если мы выиграем арбитраж, через какое время нас уберут из РНП? Если арбитраж выигран, но нас не убрали из РНП, можем ли мы участвовать в закупках прикладывая к заявке решение суда? Если мы выигрываем аукцион находясь в РНП, чем нам это грозит?

Что ответили

1. В соответствии с п. 16 ПП РФ № 1062 от 03.10.2015 данные о недобросовестном поставщике исключают из РНП по истечении срока, указанного в конкретном решении суда. Поэтому нужно ориентироваться на то, что решит суд на заседании.

2. Требование в законе звучит так — «отсутствие информации в реестре РНП». То есть для участия необходимо дождаться исключения сведений из РНП. Заказчик вправе не принять справку, так как о возможности использования такого документа в 44-ФЗ не сказано.

3. Заказчик обязан отстранять участников в РНП от заключения и исполнения контракта. Это применяется в закупках, в которых установлено требование об отсутствии в реестрах недобросовестных поставщиков.

И всё-таки какие контракты малый бизнес может предоставить вместо обеспечения?

Что спросили

— Подали заявку на закупку для СМП в январе 2020 года и выиграли закупку. Есть три выполненных контракта в 2019, сумма которых больше чем сумма заключаемого контракта. Хотели не предоставлять обеспечение исполнения контракта, но заказчик не принимает подтверждение добросовестности, так как выполненные контракты относятся только к 2019 году. Правильно ли это? И когда у нас появится возможность не предоставлять обеспечение исполнения контракта?

Что ответили

Предоставляемые контракты должны быть исполнены за последние 3 года до даты подачи заявки. Все контракты могут быть как за 2018 год, так и за 2019 год. Либо часть за 2018 год и часть за 2019 год. Закон не дает заказчику права ограничивать победителя одним годом. Главное, чтобы они были исполнены без штрафов, а сумма цен таких контрактов была равна или выше НМЦ текущей закупки (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Может ли заказчик устанавливать требования к размеру уставного капитала?

Что спросили

— Заказчик по 223-ФЗ установил требование к участникам требование иметь уставной капитал не меньше 3 млн рублей. Вправе ли заказчик указывать подобные требования? Насколько этот пункт отвечает требованиям 223-ФЗ?

Что ответили

ФАС может посчитать, что требование заказчика к размеру уставного капитала и отклонение участника по этому требованию, ограничивает конкуренцию. Эту позицию подтверждает Минэкономразвития России в письме от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8819.

В этом случае рекомендуем подать жалобу в ФАС. Как это сделать, мы писали в отдельной статье. В документацию нельзя включать требования, которые необоснованно ограничивают число участников закупки, за исключением случаев, когда нет другого способа более точно описать характеристики предмета закупки.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Техническое задание по 44 ФЗ

Техническое задание по 44 ФЗ — это документ, который необходим заказчику, особенно на этапе обоснования НМЦК.

Но закон не устанавливает правил, по которым они составляются. Расскажем, как составить образец технического задания по ГОСТу.

В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки

Описание объекта закупки является составной частью техзадания. При этом в Законе о контрактной системе правила описания объекта урегулированы, но требования к техническому заданию по 44 ФЗ не уточняются и вообще о таком документе ничего не говорится.

Напомним, что с 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения: Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.

Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».

Делать это будет не обязательно в случае если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик; если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.

Составлять образец формы технического задания по 44 ФЗ работнику контрактной службы или контрактному управляющему рекомендуем совместно с юридической службой и специалистами, которые знают специфику в конкретной области закупки.

Правила составления ТЗ основаны на комплексе норм государственных и международных стандартов (ГОСТ). При их использовании в какой-либо сфере необходимо соотнести ТЗ со спецификой конкретной области деятельности.

В соответствии с 44-ФЗ, образец технического задания по ГОСТу в обязательном порядке заказчику создавать не нужно. Но практика показывает, что на каждом из этапов закупки (при составлении сопровождающей документации, проекта контракта, приемки и контроля исполнения контракта) заказчик соприкасается с элементами техзадания.

Поэтому полезно такой образец иметь и понимать принципы разработки технического задания.

Правила составления ТЗ по 44 ФЗ

Самый простой и быстрый способ сформировать техническое задание — образец по ФЗ 44 разработать на основе официального издания Единой системы документации национальных стандартов. Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки.

При этом закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23).

Каталог утвержден Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145. При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан: описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ; включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).

Утвержденными ПП от 05.06.2015 № 555 Правилами предусмотрена обязанность заказчика указывать наименование предмета закупки в процессе обоснования.

Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33).

Выделим некоторые обязательные условия:

указание на эквивалент;

обоснованность регламентами или иными нормативными документами;

наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);

новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);

требования в отношении гарантийного срока, предоставлении гарантии.

Что указать в техническом задании

Содержание ТЗ необходимо основывать на положениях 44-ФЗ, также обязательно соблюдать нормы гражданского, бюджетного и антимонопольного законодательств и отраслевых нормативных актов.

В качестве рекомендации, как составить техническое задание по 44 ФЗ, можно предложить разбить документ на основные разделы: общая информация; информация о закупаемом объекте; требования к поставщикам; условия исполнения контракта; приложения (допускается по усмотрению заказчика).

Этапы составления технического задания

1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.

2. Предоставить полную информацию о заказчике: наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы); адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку); режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.

3. Предусмотреть в информации о закупке сведения: совместная закупка или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088); централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 закона № 44-ФЗ); привлечение экспертов, порядок их работы.

Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.

6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, что обслуживать закупаемую технику возможно только в утренние часы.

7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта.

Например, при составлении технического задания на закупку мебели может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.

8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это может потребоваться, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.

9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик) и цели госзакупки (ст. 13 44-ФЗ).

10. Указать источник финансирования.

11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.

12. Определить условия нормирования госзакупки (ч. 1 ст. 19).

Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.

14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).

15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.

16. Уточнить объем закупаемых товаров, а также периодичность и срок поставки.

17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.

18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.

Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.

20. Определить расходы на эксплуатацию.

21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.

22. Установить порядок поставки и приемки.

23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.

Что такое техническое задание на закупку и когда оно необходимо

Техническое задание на закупку – это документ, который разрабатывается заказчиком и содержит подробную информацию по самой покупке, а также условия к потенциальным поставщикам.

По своей сути ТЗ по 44-ФЗ — это расширенная инструкция для будущих поставщиков, на основе которой они определяют для себя, подойдет им конкретный тендер или нет.

Техническое задание — это обязательная неотъемлемая часть государственных закупок. Однако законодательство не содержит каких-либо четких требований к его форме.

При составлении ТЗ 44-ФЗ важно руководствоваться антимонопольными принципами, прописанными в прочих статьях Закона 44-ФЗ, а также общими рекомендациями, данными в других нормативно-правовых актах.

Важно! Техническое задание по 44-ФЗ может быть составлено в свободной форме, однако его пункты не должны противоречить статьям закона о контрактной системе.

Это значит, что заказчик не имеет права вводить в техзадание 44-ФЗ запрет на работу с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так как Закон о КС напрямую говорит о том, что госконтракты должны быть доступны для любых лиц, а не только юридических.

Техническое задание описывает объект закупки, следовательно, согласно статье 33 Закона 44-ФЗ, к нему предъявляются следующие условия:

Описание объекта должно быть максимально конкретным;

Запрещено включать в ТЗ 44-ФЗ наименование брендов, логотипы, имя производителя, место производства и аналогичные сведения (исключение – товары, упомянутые в ТЗ, но не являющиеся предметом покупки); Обязательно включать в ТЗ формулировку «или эквивалент».

Формулировки в вашем техническом задании:

Должны быть идеальные для ФАС и абсолютно понятные поставщикам «Устойчивость к истиранию сиденья автобуса до разрушения не менее 10 000 циклов», — как вам такая фраза в ТЗ?

Она плоха тем, что для ФАС это ограничение конкуренции.

Ведь указать в своей заявке параметры истирания поставщик может только после испытаний.

Мы написали, как исправить такое техзадание.

Для этого взяли четыре ТЗ из тех, что забраковала ФАС, и убрали/дописали некоторые части.

Выделили те, к которым придерется контролер, — уберите их и получите безопасное ТЗ.

А еще дали вариант, который не оставит ТЗ совсем стерильным и невнятным и даст возможность оправдаться, если участник пожалуется.

Специалисты рекомендуют составлять техзадание заранее, перед тем как конкретная покупка будет включена в план.

Это позволит более точно составить план-график на будущий период и определить, что и в каких количествах необходимо будет закупать. Техническое задание по 44-ФЗ, помимо описания объекта закупки, преследует следующие цели:

Позволяет максимально конкретизировать характеристики закупаемого товара;

Исключает вероятность злоупотреблений со стороны поставщика и сокращает вероятность неудачного исхода торгов;

Дает объективную оценку возможностей заказчика и поставщика.

В целом, работа с грамотным ТЗ по 44-ФЗ призвана существенно упростить процесс госзакупок и избежать недопонимания между поставщиком и заказчиком.

Кто готовит техническое задание по 44-ФЗ

Техническое задание на закупку составляет контрактный управляющий. В этом документе заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам, дает конкретные характеристики, условия предоставления гарантии и т.д.

Иными словами, техзадание — это инструкция для участников, которой необходимо пользоваться, чтобы составить грамотную заявку. Требования к ТЗ по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта закупки содержатся в ст. 33 Закона о контрактной системе:

не указывайте товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, а если прописывайте их, обоснуйте это или добавьте фразу «или эквивалент»;

страну происхождения указывайте, только если установлены ограничения или запреты в рамках нацрежима;

используйте показатели, которые предусмотрены общедоступными техрегламентами;

для удобства участников включите в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии;

установите требование о том, чтобы поставщик поставил новый товар, который не был в употреблении до этого;

при необходимости подробно распишите требования к гарантийному обслуживанию товара.

Форма технического задания по 44-ФЗ

Установленной на федеральном уровне формы техзадания не существует.

Многие заказчики используют таблицы для удобства участников.

Главное — соответствие требованиям описания объекта закупки, указанным в Законе о контрактной системе. Образец технического задания

Если вы не можете самостоятельно составить грамотное техническое задание – обратитесь к специалистам по закупкам или посмотреть образцы составления в специализированных журналах по госзаказу.

Заказчики часто готовят техзадания с ошибками.

Это подтверждает практика ФАС России.

Ошибиться легко: неправильно выберете ГОСТ, опишете состав товара и даже поставите не тот знак препинания.

За ошибки ФАС обяжет отменить закупку и накажет штрафом от 3000 до 50 000 руб. по части 4.1 или 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Что нельзя включать в ТЗ по 44-ФЗ

Запрещено включать в текст техзадания следующие сведения:

Товарные наименования (бренды);

Требования: к деловой репутации или имиджу поставщика;

к опыту работы (квалификация специалистов,

выполняющих работы, могут быть предъявлены для ряда процедур);

к поставщику в закупках, которые могут так или иначе создать преимущества для ряда участников (сюда относятся случаи, когда заказчик предъявляет требования к размеру предприятия, наличию у него производственных мощностей и т.д., если такового не требует специфический предмет тендера).

Несоответствие ТЗ и проекта контракта

Если поставщик обнаружил разночтения в техническом задании и проекте контракта или другой документации, целесообразно направить заказчику запрос на разъяснение.

Не исключено, что ошибки были допущены по невнимательности контрактного управляющего.

В таком случае заказчик сам устранит несоответствия Наиболее распространены разночтения в сроках подачи заявок или оплаты, в единицах измерения.

Иногда в инструкции к заполнению заявки заказчики указывают, чем поставщики должны руководствоваться в случае разночтений между разъяснениями и ТЗ.

Однако важно понимать, что это неправильно.

Заказчик обязан устранить такие ошибки, иначе на него нужно жаловаться в ФАС.

Иногда происходит так, что заказчик отправляет на подписание проект контракта, не соответствующий техзаданию.

В этом случае направляйте проект разногласий.

Оставьте комментарий