Ансан алабуга

УДК 338.40

H.H. Шмонов, аспирант, 8-917-896-59-19, 8-927-466-02-51, n.shmonov@gmail.com, (Россия, Елабуга, ЕГПУ)

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «АЛАБУГА»:

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Рассматривается республиканская инфраструктура для развития

инноваций, роль особой экономической зоны в комплексной программе по

стимулированиюразвития высокотехнологичных отраслей экономики.

Ключевые слова: особые экономические зоны, инновационная структура

региона, резидент особой экономической зоны.

Татарстан является одним из ведущих индустриальных регионов Российской Федерации.

Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли, крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию развитое электро- и радиоприборостроение.

Вместе с тем в Татарстане существует ряд общефедеральных негативных тенденций в рамках инновационной деятельности.

Это в первую очередь

— исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР;

— утечка прогрессивных технологий за рубеж из-за неразвитости рынка инноваций в Татарстане;

— преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты;

— все большее отставание Татарстана от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства .

Анализ инновационного потенциала республики показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса.

Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций предусматривает решение законодательных и финансовых проблем, обеспечивает финансовую поддержку со стороны государственных органов республики; венчурное финансирование; поддержку взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов.

В целях активизации инновационной деятельности в Республике Татарстан используется Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг. .

Субъектный состав республиканской инновационной системы включает:

— инфраструктурные элементы республиканской инновационной системы (Правительственная комиссия Республики Татарстан по научнотехнической и инновационной политике, Правительство Республики Татарстан, Департамент инноваций Минэкономпрома Республики Татарстан, инновационные технопарки, промышленные округа и т. д.);

— инфраструктуру производства знаний, фундаментальных и прикладных исследований (институты КНЦ РАН, вузы и учебные организации, Академия наук Республики Татарстан, отраслевые НИИ и КБ, их подразделения идр.);

— сеть республиканских предприятий, учреждений, организаций, физических лиц в лице органов государственной и муниципальной власти, Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, предприятий, технопарков, технополисов, центров управления инновациями, центров передачи технологий, фондов венчурного финансирования, кредитных, страховых организаций, консультантов и других .

Для развития инновационной экономики в республике создана и развивается инновационная инфраструктура.

Это сеть технопарков, в республике их 14. Они осуществляют научно-техническую деятельность, т. е. идея изучается на стадии старта, реализации и промышленного производства.

Типичным технопарком является ОАО «КИП «Мастер» — предприятие, возникшее в результате аутсорсинга основного производства ОАО «КамАЗ». Оно объединяет малые предприятия, которые производят компоненты для автомобилей «КамАЗ». Уже к концу года объем его производства составил более 1 млрд руб. .

Открыт инновационный технопарк «Идея», призванный создать льготные «инкубационные» условия на начальных стадиях развития новых предприятий, в обучении сотрудников и предоставлении ресурсов для ускоренной реализации инновационных проектов. Решение о создании технопарка было принято правительством республики в сентябре 2002 г. Учредителями стали ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» и Министерство земельных и имущественных отношений РТ. Общий размер комплекса около 30 тыс. кв. м. Под «бизнес-инкубатор» выделено 2,3 тыс. кв. м, остальную площадь занимают предприятия малого и среднего бизнеса. Первоначально «бизнес-инкубатор» принял около 40 инновационных групп, каждая из которых состояла из 3-5 человек. Здесь за ними на полтора года были закреплены менеджеры и предоставлен ряд льгот: бесплатные офисные помещения, оргтехника, услуги коммуникации и связи, консультационные услуги и оплата коммунальных услуг. Для того чтобы снизить риски еще на начальном этапе, проекты проходят процедуру оценки экспертным советом, созданным из ученых ведущих вузов Казани и профессиональных экономистов. Экспертиза проводится по трем направлениям: техническая, экономическая (по бизнес-плану), маркетинговая.

Приоритетными направлениями работы технопарка являются отрасли нефтепереработки, химии, машиностроения, вертолетостроения, тепло-электроэнергетики, радиоэлектроники, сельского хозяйства, животноводства, медицины, строительства и архитектуры. Кроме инновационного технопарка «Идея» в Казани, технопарки созданы в Набережных Челнах, Лениногорске, Бугульме, Камских Полянах, Чистополе и Заинске .

И создание особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа (ОЭЗ ППТ) в г. Елабуга стало закономерным итогом многолетней и целенаправленной работы по активизации инновационной деятельности Татарстана.

Особая экономическая зона являетя частью региональной экономики. Она непосредственно вовлечена в процесс инновационного развития Республики Татарстан. Таким образом, наряду с другими элементами инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, инвестиционные фонда, венчурные копании и т. д.) особая экономическая зона является самостоятельным эффективным инструментом экономического развития Татарстана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном случае особую экономическую зону можно рассматривать как инструмент предоставления льгот для развития на своей территории перспективных высокотехнологичных направлений бизнеса.

На сегодняшний день ОЭЗ «Алабуга» занимает территорию в 20 кв. км, которая разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Уже функционируют железнодорожная ветка протяженностью свыше 5 км и контейнерная площадка на 1500 сорокафутовых контейнеров. На территории построена сеть автомобильных дорог длиной свыше 30 км. К каждому участку подведены электричество, газ, тепло другие необходимые инженерные коммуникации общей протяжен -ностью более 200 км .

Всего за 2006-2008 гг. были созданы объекты инфраструктуры на сумму свыше 5 млрд руб. С апреля 2008 г. начал работать Елабужский таможенный пост. В Административно-деловом центре расположены офисы 16 государственных регулирующих органов, которые работают в режиме «одно окно». Так что созданы практически все необходимые условия для работы резидентов.

Следует сказать, что создаваемые ОЭЗ — это стык госуправления и серьезных инновационных проектов, в особых экономических зонах в полной мере можно реализовать комплексную программу по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и транспортной инфраструктуры.

Выбор Федеральным Правительством Республики Татарстан в качестве одной из двух первых площадок для создания ОЭЗ ППТ обусловлен

объективными факторами: успешным опытом стимулирования инвестиционной деятельности в республике, выгодным географическим расположением, развитым промышленным производством и транспортной инфраструктурой . В 20 км от Особой экономической зоны расположен международный грузопассажирский аэропорт «Бегишево», имеется выход на федеральную автодорогу Москва — Уфа — Казань — Челябинск, в близлежащих городах — Набережные Челны и Нижнекамск — действуют речные грузовые порты с выходом к Единой глубоководной транспортной системе европейской части России и Черному и Балтийскому морям .

Для успешного размещения иностранными компаниями своих высокотехнологических производств на территории ОЭЗ ППТ изначально имеются следующие существенные предпосылки.

Во-первых, это уникальные условия для создания экспортноориентированных и импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары.

Республика Татарстан производит фактически полную гамму полимеров, необходимых для производства пластмасс. Все эти полимеры можно будет приобрести по конкурентоспособным ценам, значительно ниже мировых .

Во-вторых, очень выгодно использовать ОЭЗ ППТ для размещения производств автокомплектующих и полноцикловых автосборочных производств. Прежде всего, данная ориентация ОЭЗ ППТ продиктована тем, что российский рынок автомобилей растет значительными темпами. По экспертным оценкам рынок автокомплектующих превышает 3 млрд долл. США в год. Кроме того, если рассмотреть географическое положение основных российских автопроизводителей: ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и других, то ОЭЗ ППТ располагается в самом центре условного круга радиусом 400 км, что обеспечивает значительные логистические преимущества.

Есть существенный потенциал и для других отраслей промышленности — приборостроения, электроники, деревообработки и так далее.

Одним из главных преимуществ ОЭЗ ППТ является гарантия резидентам значительных налоговых льгот и неизменных правил игры на все время существования ОЭЗ ППТ — 20 лет .

Зарегистрированные на территории Особой экономической зоны предприятия получат ряд преференций. В частности, режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ ППТ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также на отмену экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции. Организации-резиденты ОЭЗ ППТ будут освобождены от налога на имущество и от земельного налога . Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы — ставка налога на прибыль организации снижена до 20 % и полное освобождение от уплаты

транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики .

Первым резидентом ОЭЗ стала «Северсталь-авто», теперь она называется «Sollers».

По объему инвестиций с компанией «Sollers» сравнить кого-то пока трудно: только производство в ОЭЗ коммерческих автомобилей «Фиат Ду-като» и грузовиков «Исузу» (совместный с японцами проект) они уже вложили почти 170 млн долл. и планируют вложить еще 70 млн. Компания намерена выйти на годовой объем выпуска названных автомобилей в 125 тыс. шт. в год: 75 тыс. «Дукатов» и 50 тыс. «Исузу». В рамках прошедшего в начале июня 2008 г. в Санкт-Петербурге экономического форума было подписано соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия компании «Sollers» и итальянского гиганта «Fiat Group». Это предприятие по производству и дистрибуции легковых автомобилей «Фиат» будет построено на территории особой экономической зоны «Алабу-га». В первое время мощность производства составит ежегодно около 50 тыс. автомобилей типа седан «Fiat Linea» с перспективой выхода на уровень объемом в 150 тыс. машин .

Понятно, что автомобильное производство тянет за собой выпуск автокомпонентов. А это более чем устойчивый и прибыльный бизнес при правильной постановке дела. Например, если рассматривать всю продукцию нефтехимии, то она достигает 30 % от стоимости автомобиля. В будущем в компоновке машин будет применяться еще больше полимерных материалов .

Это так называемый «кумулятивный эффект» автостроения: изготовление деталей, узлов и агрегатов в ОЭЗ означает вовлечение в процесс малого и среднего бизнеса не только из числа резидентов особой зоны, но и новых фирм, что предполагает новые поступления в местные, республиканский и федеральный бюджеты. К слову: по программе «Sollers» локализация производства в ОЭЗ через 3-4 года должна достичь 90 и более процентов. Что касается других резидентов ОЭЗ (а в перспективе до 2011 г. их количество увеличится до сорока), то в первую очередь необходимо отметить приход в ОЭЗ всемирно известной датской, а по существу транснациональной, компании «Rockwool». Это по оценке специалистов лучшее в мире по технологиям производство теплоизоляционных материалов. Первая очередь рассчитана на 100 тыс. т в год, а с вводом в строй второй очереди выпуск вырастет более чем в два раза.

Излишне говорить, что в этих материалах очень нуждается строительный комплекс, но дело не ограничивается Татарстаном: «Rockwool» рассчитывает на сбыт своей продукции (по планам выпуск начнется в 2010 г.) на Урале и в Сибири, а также и в Казахстане. Инвестиции в первую производственную линию составят 125 млн евро .

Резиденты помимо налаженного выпуска автомобилей, автокомпонентов, различных материалов и оборудования для строительного и жилищно-коммунального комплекса будут заниматься производством высокотехнологического электронного оборудования, фармации, бытовой химии, компонентов для авиастроения и другой инновационной продукцией.

Организация и успешное функционирование в Республике Татарстан инновационной структуры позволяет говорить о создании благоприятной инновационной среды; повышении инновационного уровня экономики, повышении конкурентоспособности отраслей промышленности Татарстана за счет инновационной составляющей; интенсивном пути развития республиканской экономической системы, эффекте синергии (синергетическом эффекте) за счет интеграции организационных, финансовых и прочих ресурсов государственного и частного сектора; вовлечении в производство научно-технического потенциала республики, уменьшении зависимости от иностранных инноваций в промышленности за счет развития собственной отраслевой технико-технологической и кадровой базы инноваций; снижении трансакционных издержек, связанных с реализацией инновационных процессов в регионе.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что в республике создана полноценная инновационная инфраструктура, которая станет одним из главных условий развития промышленности и науки, важным средством реализации инновационых проектов.

По словам премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, в республике взят курс на позиционирование Татарстана как инновационного лидера Российской Федерации . Особая экономическая зона должна стать тем локомотивом, который ускорит развитие инновационной системы республики, позволит серьезно увеличить эффективность региональной инновационной структуры.

Библиографический список

1. Об утверждении республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 г. № 121.

2. Республиканская Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.

3. Павлов Б. Механизмы реализации инновационного развития на

примере Республики Татарстан. Режим доступа:

http ://www.tppf.ru/img/uploaded/20071214140805710 .doc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.

6. Транспортная инфраструктура на территории ОЭЗ. Режим доступа: http://www.alabuga.rosoez.ru.

7. О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 784.

9. Рустам Минниханов. Нефтехимическая отрасль республики. Инновационные перспективы // Технополис XXI. 2006. № 8.

10. О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан: Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2006 г. № 38.

11. Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для ор-ганизаций-резидентов Особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10 февраля 2006 г. № 5-ЗРТ.

12. Мишустин М. К 2012 году окупятся затраты государства на создание инфраструктуры ОЭЗ // Российская газета — Федеральный выпуск. 20 ноября 2007 г. № 4522.

13. Реестр резидентов. Сведения об ОЭЗ «Алабуга». Режим доступа: http://www.rosoez.ru.

14. Новости торгово-промышленной палаты. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Большой бизнес. 2007. № 6.

N.N. Shmonov

The Special Economic Zone «Alabuga”: condition and ways of development

Оставьте комментарий