АПК РФ приостановление исполнительного производства

1. Комментируемая статья регулирует порядок рассмотрения арбитражным судом вопросов приостановления и прекращения исполнительного производства. Сами основания для применения названных институтов, сроки приостановления исполнительного производства содержатся в законодательстве об исполнительном производстве.

В новом Законе об исполнительном производстве произошло расширение компетенции судебных приставов-исполнителей: им наряду с арбитражным судом предоставлено право решать вопросы приостановления исполнительного производства и его прекращения (ст. 39, 40, 43 Закона).

2. Приостановление исполнительного производства представляет собой форму временной остановки исполнительного производства по причине наступления обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость (возможность) приостановления хода исполнительного производства. По приостановленному исполнительному производству совершение исполнительных действий не производится, в противном случае действия судебного пристава-исполнителя могут быть признаны неправомерными. В то же время в период приостановления исполнительного производства могут совершаться действия, не являющиеся исполнительными по характеру (направление запросов и получение ответов на них).

В части первой комментируемой статьи указывается на возможность приостановления исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем. Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда РФ данное положение закона необходимо толковать шире.

В соответствии с п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» согласно п. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию либо судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

АПК РФ и Закон об исполнительном производстве не исключают возможности приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, при установлении обстоятельств, предусмотренных ст. 20, 21 названного Закона .

Вопрос о приостановлении исполнения исполнительного листа в указанном случае рассматривается арбитражным судом применительно к ст. 24 Закона об исполнительном производстве .

Приостановление исполнительного производства может быть обязательным (ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и факультативным (ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве).

3. Обязательное, т.е. не зависящее от усмотрения суда или судебного пристава-исполнителя, приостановление исполнительного производства регулируется ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с данными статьями основаниями приостановления исполнительного производства выступают следующие обстоятельства.

При приостановлении исполнительного производства судом:

1) предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривание результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) иные случаи, предусмотренные федеральным законом.

При приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:

1) смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утрата должником дееспособности;

3) участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнение должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьба взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыв у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применение арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;

6) принятие судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.

Указанный перечень оснований сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

В новом Законе об исполнительном производстве прямо предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в целом и в определенной части (например, приостановление реализации конкретного имущества должника до рассмотрения жалобы на действия судебного пристава; в таком случае могут совершаться иные исполнительные действия).

4. Факультативное, т.е. применяемое по усмотрению суда или судебного пристава-исполнителя, приостановление исполнительного производства регулируется ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с названными статьями исполнительное производство может быть приостановлено в следующих случаях.

При рассмотрении вопроса судом:

— оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

— нахождения должника в длительной служебной командировке;

— принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

— обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

— в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

При рассмотрении вопроса судебным приставом-исполнителем:

— нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

— розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

— просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Помимо судебного пристава-исполнителя главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Указанный перечень оснований также сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.

5. Сроки приостановления исполнительного производства закреплены в ст. 42 Закона об исполнительном производстве.

В целом исполнительное производство приостанавливается до отпадения обстоятельств, послуживших основанием приостановления. После того как отпали указанные обстоятельства, исполнительное производство не продолжается автоматически, а подлежит возобновлению тем арбитражным судом или приставом, которые принимали решение о приостановлении исполнительного производства. Инициатива в рассмотрении вопроса о возобновлении исполнительного производства может исходить от взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. О возобновлении исполнительного производства судом выносится определение.

6. Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, после которой возобновление исполнительного производства в будущем невозможно (за исключением случаев, когда определение о его прекращении отменено в судебном порядке). Прекращение исполнительного производства может осуществляться как судом, так и судебным приставом-исполнителем. Другой формой завершения исполнительного производства является окончание исполнительного производства, которое производится только судебным приставом-исполнителем и не препятствует новому возбуждению исполнительного производства.

Прекращение исполнительного производства производится только по основаниям, исчерпывающим образом сформулированным в Законе. Согласно ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

— принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

— принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

— утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

— отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

— прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

После прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает арест с имущества должника, отменяет иные наложенные ограничения, возвращает исполнительный документ в арбитражный суд, выдавший его.

7. Разрешение вопросов приостановления или прекращения исполнительного производства относится к компетенции арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист, либо арбитражного суда по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

В судебной практике возникал вопрос: в каких случаях арбитражный суд первой инстанции может рассмотреть заявление о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного судом апелляционной инстанции?

Ответ дан в п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 327 АПК РФ приостановление исполнительного производства осуществляется арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 319 Кодекса исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в 10-дневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в судебном заседании с обязательным извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю. Определения арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства, а также об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства могут быть обжалованы. Определение о возобновлении исполнительного производства не обжалуется, так как не препятствует ходу исполнительного производства.

1. Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава — исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом — исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

2. Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава — исполнителя.

3. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 настоящего Кодекса.

4. Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

5. Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава — исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.

О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

См. все связанные документы >>>

1. Приостановление исполнительного производства — это временный отказ от совершения исполнительных действий в случаях, предусмотренных законом, обусловленный обстоятельствами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя и сторон исполнительного производства, на период действия этих обстоятельств.

В теории арбитражного процесса выделяют обязательные основания приостановления исполнительного производства, при наличии которых арбитражный суд не может его не приостановить, и факультативные, при возникновении которых его приостановление зависит от усмотрения суда.

Часть 1 ст. 39 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», к которой отсылает комментируемая статья, предусматривает следующие случаи полного или частичного обязательного приостановления исполнительного производства арбитражным судом:

— предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

— оспаривание результатов оценки арестованного имущества;

— оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (право на такое оспаривание предусмотрено ч. 3 ст. 115 указанного Федерального закона).

Порядок оценки имущества должника регулируется ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с названным Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Данный срок является процессуальным и в случае его пропуска по причинам, признанным арбитражным судом уважительными, может быть восстановлен по правилам ст. 117 АПК (см. комментарий к этой статье).

Указанный перечень не является исчерпывающим, и суд обязан приостанавливать исполнительное производство в иных случаях, предусмотренных законом. В частности, ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи обязательного приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Если вопрос о приостановлении исполнительного производства по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 40 названного Федерального закона, разрешается судом, то для него эти основания также будут являться обязательными.

2. Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает факультативные основания приостановления судом исполнительного производства, к числу которых относятся:

— оспаривание исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— нахождение должника в длительной служебной командировке;

— принятие к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении исполнительных действий;

— обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

АПК (в отличие от ст. 433 ГПК) не содержит специальной нормы о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, в то время как на практике в этом может возникнуть необходимость. Поскольку выданный арбитражным судом исполнительный лист воспроизводит резолютивную часть подлежащего исполнению судебного акта, его разъяснение может быть осуществлено по правилам ст. 179 АПК применительно к разъяснению решения суда (см. комментарий к данной статье);

— иные случаи, предусмотренные ст. 40 настоящего Федерального закона.

Такими случаями согласно ч. 2 ст. 40 данного Закона являются:

— нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

— розыск должника-гражданина или розыск ребенка;

— просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— направление постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения на территории, на которую полномочия судебного пристава-исполнителя, вынесшего такое постановление, не распространяются.

Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные факультативные основания для приостановления судом исполнительного производства. Примером этого являются ст. ст. 283, 298 АПК, предусматривающие возможность приостановления исполнения судебных актов судами кассационной и надзорной инстанций, осуществляющими их пересмотр по соответствующим жалобам (см. комментарий к ст. ст. 283, 298 АПК).

3. Положение комментируемой статьи о возобновлении исполнительного производства необходимо применять во взаимосвязи с ее положениями о приостановлении исполнительного производства, нормами АПК, регулирующими отсрочку и рассрочку, изменение способа и порядка исполнения, отложение исполнительных действий, а также в нормативно-правовой связи со ст. 42 Федерального закона «Об исполнительном производстве», определяющей сроки приостановления исполнительного производства.

4. Прекращение исполнительного производства в арбитражном процессе характеризуется тем, что совершается судом либо основано на судебном акте; после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, кроме случаев, когда определение о прекращении отменено в установленном порядке; прекращение исполнения может иметь место лишь по основаниям, указанным в законе, и перечень этих оснований является исчерпывающим. По своей правовой природе прекращение исполнительного производства сходно с такими процессуальными действиями, как прекращение производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 150 — 151 АПК).

Комментируемая статья не содержит перечня оснований для прекращения исполнительного производства, а отсылает к Федеральному закону «Об исполнительном производстве», который предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом (ч. 1 ст. 43) и судебным приставом-исполнителем (ч. 2 ст. 43). Основаниями для прекращения исполнительного производства судом являются:

— смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

— утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

— отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

— иные случаи, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Из содержания ч. 2 ст. 43 указанного Федерального закона следует, что прекращению исполнительного производства судебным приставом-исполнителем всегда предшествует отмена судом (иным компетентным органом или должностным лицом) подлежащего принудительному исполнению акта. Это имеет место в случаях:

— принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

— принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

— утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

— отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

— прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

При решении вопроса о прекращении исполнительного производства по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд должен установить: факт смерти гражданина-взыскателя (должника), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим; факт установления судебным актом (постановлением другого органа или должностного лица) требования или обязанности к этому лицу; невозможность перехода установленных требований и обязанностей к правопреемнику или невозможность их реализации доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.

По общему правилу наследники, принявшие имущество и имущественные права, отвечают по долгам наследодателя. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч. 1 ст. 1112, ст. 1175 ГК). Однако как исключение из общего правила в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. В частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В состав наследства не входят личные неимущественные права и другие нематериальные блага, права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается законом (ч. ч. 2 и 3 ст. 1112 ГК).

Способами защиты гражданских прав являются восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК). Следуя материальному законодательству, арбитражное процессуальное законодательство предусматривает принятие судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия (воздержаться от их совершения), не связанные с передачей имущества или денежных сумм (ст. 174 АПК). Например, судебным решением на должника может быть возложена обязанность предоставить взыскателю конкретное помещение. Утрата возможности исполнения такого судебного решения из-за того, что помещение уничтожено пожаром, будет являться основанием для прекращения исполнительного производства. Особенности исполнения требований неимущественного характера регулируются гл. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

При прекращении исполнительного производства из-за отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю, может возникнуть вопрос об отнесении расходов по ее розыску, который должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, имеют значение сохранность полезных свойств вещи, вина сторон исполнительного производства в ухудшении ее качества и другие обстоятельства. Постановление судебного пристава-исполнителя по данному вопросу, утвержденное старшим судебным приставом, может быть обжаловано в суд.

К числу законов, которыми предусматриваются иные основания прекращения исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, относится Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, согласно его ст. 31.7 судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случаях: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

5. Наряду с комментируемой статьей вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства регулируются ст. ст. 39, 40, 41, 43, 44, 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок в судебном заседании арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения службы судебных приставов, исполняющей судебный акт.

О месте и времени судебного заседания извещаются стороны исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к проведению заседания.

Итоговым процессуальным документом, принимаемым судом по результатам рассмотрения вопросов о приостановлении или прекращении исполнительного производства, является определение, которое должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 185 АПК, что способствует проверке его законности и обоснованности. В частности, в нем должны быть указаны: сведения о лицах, участвующих в деле; заявленное требование; вопрос, о котором выносится определение; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми руководствовался суд, принимая акт; порядок его обжалования.

Предусматривая возможность обжалования определения о приостановлении или прекращении исполнительного производства, а также определения об отказе в этом, законодатель в ч. 4 комментируемой статьи тем самым создает сторонам исполнительного производства одинаковые возможности судебной защиты своих прав и законных интересов.

Оставьте комментарий