Аттестат аккредитации органа по аттестации

ГОСТ 30488-97. Органы по сертификации персонала. Общие требования. Межгосударственный стандарт

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН Белорусской Ассоциацией неразрушающего контроля и технической диагностики

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 11-97 от 25 апреля 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Азербайджанская Республика

Республика Армения

Республика Беларусь

Грузия

Республика Казахстан

Кыргызская Республика

Республика Молдова

Российская Федерация

Республика Таджикистан

Туркменистан

Республика Узбекистан

Украина

Азгосстандарт

Армгосстандарт

Госстандарт Республики Беларусь

Грузстандарт

Госстандарт Республики Казахстан Кыргызстандарт

Молдовастандарт

Госстандарт России

Таджикгосстандарт

Главгосинспекция Туркменистана Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ в качестве государственного стандарта Украины приказом Госстандарта Украины от 21 августа 1999 г. № 131 с 01.01.2000

4 Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст Европейского стандарта EN 45013-89 «Общие критерии для органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала» и содержит дополнительные требования, отражающие потребности народного хозяйства

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

2 Определения

3 Общие требования

4 Административная структура

5 Полномочия управляющего совета

6 Организационная структура

7 Ведение документации

8 Процедуры сертификации и надзора

9 Руководство по качеству

10 Конфиденциальность

11 Публикация информации

12 Апелляции

13 Внутренний аудит и периодические проверки

14 Недобросовестное использование сертификатов компетентности

15 Рекламации

16 Аннулирование сертификатов

Приложение А Библиография

ГОСТ 30488-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Органы по сертификации персонала

Общие требования

GENERAL CRITERIA FOR CERTIFICATION BODIES OPERATING CERTIFICATION OF PERSONNEL

Дата введения 1Г99-03-01

Дата введения в Украине 2000-01-01

На тер. Украины заменен ДСТУ ISO /IEC 17024-2005 c 01.10.2006. Основание ИУ ІПС 20005 № 5 — 4

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам по сертификации персонала (далее — орган по сертификации).

Положения стандарта обязательны для применения органами, претендующими на признание их на национальном и европейском уровне в качестве компетентных и надежных в вопросе функционирования системы сертификации персонала независимо от предполагаемого производственного сектора, в том числе органами, заинтересованными в признании компетентности органов по сертификации.

2 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определе-ниями по :

Сертификация — процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Система сертификации — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию.

Контролирующий орган (в области сертификации) — орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации деятельность по контролю.

Сертификат компетентности — документ, выдаваемый в соответствии с правилами системы сертификации, подтверждающий, что названное лицо является компетентным в осуществлении конкретной деятельности.

Соискатель (в области сертификации) — лицо, добивающееся получения сертификата компетентности от органа по сертификации.

3 Общие требования

3.1 Все соискатели на сертификацию должны иметь доступ к услугам органа по сертификации. При этом не должно быть чрезмерных финансовых или иных препятствий.

3.2 Орган по сертификации имеет право при проведении сертификации персонала поставить условие, чтобы лица, прошедшие сертификацию, регулярно занимались деятельностью, для осуществления которой они были сертифицированы, а также постоянно повышали свою квалификацию.

3.3 Правила процедуры, в соответствии с которыми действует орган, не должны ограничивать права соискателя.

4 Административная структура

4.1 Орган по сертификации должен быть беспристрастным. Члены управляющего совета по сертификации не должны иметь прямой заинтересованности в результатах сертификации.

Административная структура органа по сертификации должна обеспечивать возможность всем заинтересованным сторонам участвовать в функционировании системы сертификации.

4.2 Постоянный персонал органа по сертификации должен выполнять текущую работу так, чтобы отсутствовал контроль со стороны лиц, прямо заинтересованных в результатах сертификации.

Ответственность за работу персонала перед управляющим советом несет высшее должностное лицо.

5 Полномочия управляющего совета

Управляющий совет несет ответственность за проведение сертификации. Функции управляющего совета включают:

а) формулирование вопросов политики, которые касаются функционирования органа по сертификации;

б) надзор за проведением в жизнь политики органа по сертификации;

в) надзор за финансовым состоянием дел органа по сертификации;

г) создание, при необходимости, комиссий, которым делегируется конкретная деятельность.

6 Организационная структура

6.1 По требованию соответствующих компетентных организаций орган по сертификации должен представлять:

а) организационную схему, которая четко отражает структуру органа и распределение обязанностей между его подразделениями, в особенности между подразделениями, которые проводят оценку соответствия и сертификацию;

б) описание средств и способов финансового обеспечения органа;

в) документально оформленную систему сертификации, которая включает правила процедуры сертификации;

г) документацию, которая четко определяет юридический статус органа.

6.2 Персонал органа по сертификации должен быть компетентным в выполнении предписанных ему функций.

Персонал органа должен располагать точными инструкциями по выполнению поставленных перед ним задач и распределению ответственности. Эти инструкции должны периодически пересматриваться.

6.3 В органе по сертификации должна быть информация о квалификации и стаже каждого сотрудника, а также журнал регистрации подготовки кадров. Записи о текущем стаже должны производиться периодически в соответствии с существующими законодательными материалами. Записи о подготовке производят по мере поступления информации.

6.4 Если работы выполняются по субподряду сторонней организацией, орган по сертификации должен обеспечить, чтобы персонал привлекаемой к субподрядной работе организации соответствовал требованиям настоящего стандарта.

7 Ведение документации

7.1 Система ведения документации относится к системе сертификации и должна гарантировать:

а) поступление текущих номеров соответствующей документации на соответствующие рабочие места;

б) быстрое утверждение и введение в действие всех изменений или дополнений, внесенных в документы, непосредственно там, где это необходимо;

в) своевременное прекращение использования отмененных документов в организации и ее подразделениях;

г) информирование сертифицированных специалистов и других пользователей системы сертификации о вносимых изменениях путем рассылки их по почте или публикации в периодическом издании.

7.2 Орган по сертификации должен иметь систему регистрации документации, которая удовлетворяет его условиям и соответствует существующим законодательным нормам. Регистрация должна наглядно показывать путь применения каждой процедуры сертификации.

7.3 Документация должна храниться в безопасном месте в течение установленного периода времени, оставаясь конфиденциальной, если иное не предусматривается законом.

Примечание — Сроки хранения документации зависят от существующих законодательных положений и международных соглашений о признании.

8 Процедуры сертификации и надзора

8.1 Условия сертификации и процедуры должны соответствовать требованиям, предъявляемым к данной деятельности.

8.2 В соответствии с правилами процедуры орган по сертификации должен периодически осуществлять надзор за сертифицированными специалистами.

8.3 Орган по сертификации должен располагать компетентным персоналом, который осуществляет сертификацию, и оборудованием для проведения сертификации соискателей, а также обеспечивать постоянное соответствие сертифицированных специалистов правилам своей процедуры.

Это не исключает использования сторонних специалистов и средств, когда необходимо.

8.4 Если сертификацию или надзор осуществляет от лица органа по сертификации сторонний орган, он должен соответствовать 8.3. Между органом по сертификации и сторонним органом должно быть заключено соответствующим образом оформленное соглашение, в котором излагаются эти положения, включая конфиденциальность.

9 Руководство по качеству

9.1 Орган по сертификации должен иметь руководство по качеству и документально оформленные правила процедуры, которые излагают пути и способы обеспечения соответствия органа установленным требованиям.

9.2 Руководство по качеству и правила процедуры должны включать:

а) изложение политики в области качества;

б) краткое описание юридического статуса органа по сертификации;

в) сведения об организации органа по сертификации, которые включают подробную информацию об управляющем совете, его составе, полномочиях и правилах процедуры;

г) фамилию, квалификацию, стаж и полномочия высшего должностного лица и другого персонала, как внутреннего, так и привлекаемого, который занимается вопросами сертификации;

д) подробное изложение механизма подготовки персонала, осуществляющего сертификацию;

е) организационную схему, которая представляет распределение полномочий, ответственности и функций, начиная с высшего должностного лица;

ж) подробное изложение документально оформленных процедур, которые применяются для надзора за сертифицированными специалистами;

з) перечень субподрядчиков и подробное изложение документально оформленных процедур, которые применяются для оценки и проверки их компетентности;

и) подробное изложение процедуры обжалования.

10 Конфиденциальность

Орган по сертификации должен иметь соответствующие механизмы обеспечения конфиденциальности информации, которая накапливается за время его деятельности в области сертификации на всех уровнях его организации, включая комитеты.

11 Публикация информации

11.1 Орган по сертификации должен составлять и пересматривать, когда необходимо, перечень сертифицированных специалистов с указанием области сертификации каждого лица. Перечень должен быть доступен общественности.

11.2 Описание системы (систем) сертификации должно быть опубликовано.

12 Апелляции

Орган по сертификации должен иметь процедуры рассмотрения апелляций на принятые им решения.

13 Внутренний аудит и периодические проверки

Орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические проверки на соответствие требованиям настоящего стандарта. Такие проверки должны быть отражены в отчетах и доступны лицам, имеющим право пользования этой информацией.

14 Недобросовестное использование сертификатов компетентности

14.1 Орган по сертификации должен осуществлять соответствующий контроль за использованием выданных им сертификатов компетентности.

14.2 Любая неправильная ссылка на системы сертификации или недобросовестное использование сертификатов, отмеченные в рекламе, каталогах и т.д., должны повлечь за собой применение соответствующих мер воздействия.

Примечание — Такими мерами могут быть корректирующие действия, опубликование сведений о нарушении или, в случае необходимости, юридическое действие.

15 Рекламации

Орган по сертификации должен обязать каждого сертифицированного специалиста сохранять записи о всех рекламациях, связанных с областью сертификата компетентности.

16 Аннулирование сертификатов

Орган по сертификации должен располагать процедурами по аннулированию сертификатов компетентности.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(информационное)

БИБЛИОГРАФИЯ

Руководство ИСО/МЭК 2:1996 Стандартизация и смежные виды деятельности. Словарь

Ключевые слова: сертификация персонала, орган по сертификации, соискатели на сертификацию

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 октября 2017 г.

Чтобы стать экспертом по аккредитации, необходимо пройти специальную процедуру аттестации в Федеральной службе по аккредитации. Лицо, имеющее аттестат аккредитации, может выполнять функции органа по сертификации или инспекционной службы, осуществлять деятельность в качестве испытательной лаборатории, а также иные виды деятельности в сфере аккредитации.

Аккредитация

Основные положения об аккредитации закреплены в Законе от 28.12.2013 N 412-ФЗ.

Осуществлять деятельность по сертификации или проводить лабораторные испытания может только лицо, получившее аккредитацию в национальном органе по аккредитации – Росаккредитации, который действует с 2011 года.

Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 291 закрепляет области, в которых эксперты по аккредитации проходят аттестацию. Приведем некоторые примеры:

  • производство пищевых продуктов;
  • металлопроизводство;
  • строительство;
  • сертификация услуг и др.

Испытательные лаборатории получают аккредитацию в областях:

  • добычи полезных ископаемых;
  • медико-биологических испытаний;
  • радиационного контроля и др.

Аттестация

Аттестацию проводит Росаккредитация. Претендент на получение аттестата аккредитации представляет в данный орган документы и сведения, подтверждающие его соответствие установленным требованиям.

Для того, чтобы быть допущенным к аттестации, претендент должен иметь:

  • высшее образование;
  • опыт работы в соответствующей области аккредитации;
  • опыт участия в деятельности по аккредитации в качестве эксперта или стажера;
  • для отдельных областей – опыт работы в качестве эксперта по аккредитации не менее двух лет.

Данные требования закреплены Приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 N 289. Этим же документом утверждены и Правила аттестации.

Процедура аттестации занимает 4 месяца с момента подачи претендентом заявления об аттестации. Не позднее чем через два месяца после принятия решения о соответствии претендента установленным требованиям проводится квалификационный экзамен, призванный определить компетентность претендента проводить экспертизы соответствия заявителей критериям аккредитации в заявленной области. Экзамен проводится на безвозмездной основе. В ходе экзамена претендент отвечает на вопросы теста и экзаменационного билета, а также должен продемонстрировать успешную работу с государственной информационной системой. В случае успешной сдачи экзамена сведения об аттестованном лице в течение 10 рабочих дней вносятся в реестр экспертов по аккредитации.

Эксперты должны проходить аттестацию раз в пять лет.

Аттестат аккредитации

Данный документ выдается Росаккредитацией на основании заявления аккредитованного лица в течение пяти рабочих дней на бумажном носителе.

Форма аттестата утверждена Приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 295 и содержит:

  • знак национальной системы аккредитации;
  • наименование органа по аккредитации – Федеральной службы по аккредитации;
  • учетный номер бланка (бланк аттестата является документом строгой отчетности);
  • номер и дату выдачи аттестата;
  • сведения о лице, которому выдан аттестат (наименование, ИНН (СНИЛС), место нахождения (жительства);
  • сведения о месте осуществления деятельности лица, получившего аттестат;
  • сведения об аккредитации (в каком качестве аккредитовано лицо, например в качестве органа по сертификации);
  • подпись и ФИО руководителя Росаккредитации (либо его заместителя).

К аттестату оформляется приложение, в котором указываются область аккредитации и адрес места осуществления деятельности. Для каждого адреса оформляется отдельная область аккредитации.

Аттестат не имеет срока действия.

Вчера, 20 июня 2018 года, опубликовано распоряжение Коллегии ЕЭК «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения».

Данное распоряжение № 109 было утверждено членами Коллегии Комиссии 13 июня текущего года. Действовать оно начнет через 10 дней после опубликования.

Этим распоряжением одобрен указанный проект решения с целью его рассмотрения Советом ЕЭК.

Положениями документа предусмотрено, что единый реестр содержит информацию о таких органах, работающих в сфере оценки соответствия, как:

— испытательные лаборатории;

— органы инспекции

— и, конечно же, органы по сертификации.

Согласно Порядку, критериями, по которым органы по сертификации будут вноситься в единый реестр, являются:

— наличие регистрации органа по сертификации. Как вариант – организации, частью которой он является;

— действующая аккредитация;

— наличие в области аккредитации тех видов продукции, которые подлежат оценке соответствия требованиям союзных техрегламентов или внесены в единый перечень по сертификации ГОСТ Р;

— присутствие в штате ОС экспертов в области оценки соответствия по всем направлениям деятельности;

— чистая история – отсутствие совершенных за прошедший год нарушений, повлекших выпуск в обращение товаров, несоответствующих положениям ТР ЕАЭС или других нормативных документов.

Что касается информации, вносимой в единый реестр, то она включает в себя уникальный идентификационный номер, наименование и адрес, статус аккредитации и в реестре, дату внесения и др.

Формирование и дальнейшее ведение единого реестра осуществляется Евразийской экономической комиссией. Данные процедуры подразумевают под собой представление в Комиссию требуемой информации, включение органов в единый реестр, необходимую актуализацию и хранение сведений о них, опубликование информации, а также предоставление доступа к сведениям и исключение органов из реестра.

Для того чтобы сертификаты, выдаваемые органом по сертификации, были признаваемы участниками рынка, орган по сертификации должен пройти аккредитацию. Аккредитация – это общий термин, применяемый для подтверждения технической компетентности органа по сертификации в вопросах выполнения работ по оценке соответствия установленным требованиям.

Аккредитация органа по сертификации выполняется в различных системах аккредитации. Чем выше «уровень» системы аккредитации, тем больше доверия вызывают сертификаты, выдаваемые органом по сертификации. Основная цель аккредитации заключается в повышении доверия к работам, проводимым органом по сертификации. Такое доверие создается за счет независимости, беспристрастности и компетентности всех сторон, участвующих в аккредитации и сертификации.

Аккредитация органа по сертификации в зависимости от объекта сертификации

Органы по сертификации различаются по видам выполняемых работ. Виды работ напрямую связаны с объектами сертификации. Как правило, объектами сертификации могут выступать: процессы, продукция, услуги, системы менеджмента и персонал. Аккредитация органа по сертификации в зависимости от объекта сертификации выполняется по разным стандартам.

Орган по сертификации продукции выполняет мероприятия по оценке соответствия продукции, процессов или услуг установленным требованиям. В большинстве случаев, аккредитация органа по сертификации продукции, процессов и услуг осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 17065 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг». Для аккредитации в Российской национальной системе аккредитации соблюдение требований данного стандарта обеспечивает соответствие критериям аккредитации.

Орган по сертификации систем менеджмента выполняет оценку соответствия систем управления заявителя требованиям различных стандартов. На сегодняшний день существует довольно большое количество систем менеджмента, которые могут быть сертифицированы. К таким системам относятся системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы охраны здоровья и промышленной безопасности, системы безопасности продуктов питания и пр. Аккредитация органа по сертификации систем менеджмента осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 17021 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента». Для аккредитации в Российской национальной системе аккредитации соблюдение требований данного стандарта обеспечивает соответствие критериям аккредитации.

Орган по сертификации персонала выполняет работы по оценке соответствия уровня подготовки персонала установленным требованиям. Сертификация персонала необходима для официального признания компетентности персонала. Она применяется в различных сферах деятельности: сертификация аудиторов, сертификация персонала лабораторий, сертификация персонала строительных профессий (сварщиков, электромонтеров) и пр. Аккредитация органа по сертификации персонала осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO/IEC 17024 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала». Если орган по сертификации соблюдает требования данного стандарта, то он может быть аккредитован в Российской национальной системе аккредитации.

В каждой системе аккредитации существуют единые правила аккредитации для всех органов по сертификации. Эти правила устанавливаются на основе критериев аккредитации. Различия требований по аккредитации органа по сертификации могут быть связаны только с видом деятельности.

Системы аккредитации органа по сертификации

Аккредитация органа по сертификации может осуществляться в одной или нескольких системах аккредитации. Выбор системы в большинстве случаев зависит от объектов сертификации (продукция, системы менеджмента или персонал) и региона работы заказчиков органа по сертификации.

Системы аккредитации органа по сертификации имеют несколько уровней: международный, национальный, региональный, отраслевой и корпоративный.

Международная аккредитация органа по сертификации необходима в том случае, если заказчики работают на международном рынке или орган по сертификации предполагает работу во многих станах мира.

Наиболее известной организацией международного уровня, которая связана с аккредитацией органов по сертификации, является IAF (International Accreditation Forum) – международный форум по аккредитации. Это ассоциация национальных органов по аккредитации, которые выполняют оценку соответствия сертифицирующих организаций в области систем менеджмента, продукции, услуг, персонала и других подобных объектов оценки соответствия. Международное значение данной ассоциации достигается за счет взаимного признания результатов аккредитации в национальных системах аккредитации.

Национальная аккредитация органа по сертификации необходима в том случае, если орган по сертификации выполняет работы в пределах страны нахождения. В каждой стране существует своя национальная система аккредитации органов по сертификации. Если страна является членом IAF, то аккредитация в национальной системе будет признаваться на международном уровне.

Региональная аккредитация органа по сертификации применяется для выполнения работ по сертификации в определенном регионе. Регион может охватывать как отдельные области страны, так и несколько стран.

Наиболее известными региональными организациями по аккредитации органов по сертификации являются:

  • EA (European co-operation for Accreditation) – Европейская ассоциация по аккредитации. Данная организация действует в пределах Европейского региона. Аккредитация органа по сертификации в национальной системе страны-участницы соглашения EA MLA признается на всей территории Европейского сообщества;
  • PAC (Pacific Accreditation Co — operation for certification) – Ассоциация по аккредитации органов по сертификации стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Данная организация обеспечивает признание аккредитации органов по сертификации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • ANAB (ANSI — ASQ National Accreditation Board) — является некоммерческой, неправительственной организацией, которая предоставляет услуги аккредитации для испытательных, аналитических и калибровочных лабораторий, органов по сертификации продукции, процессов, услуг, систем менеджмента, персонала, а также органов инспекции. Данная организация располагается в США.

Отраслевая аккредитация органа по сертификации необходима в том случае, если орган по сертификации предполагает выполнять работы в узко специализированном сегменте рынка. Во многих отраслях промышленности существуют свои системы аккредитации, которые созданы наиболее известными и крупными участниками данного сегмента рынка. Примером такой системы может являться IATF (International Automotive Task Force) – международная группа автомобильной промышленности. Она создана автомобильными концернами : BMW Group, Chrysler Group, Daimler AG, Fiat Group Automobile, Ford Motor Company, General Motors Company, PSA Peugeot Citroen, Renault SA, Volkswagen AG.

Корпоративная аккредитация органа по сертификации может осуществляться в том случае, если орган по сертификации предполагает работать с определенной компанией и проводить сертификацию поставщиков товаров и услуг для этой компании.

Оставьте комментарий