Аттестация государственных гражданских служащих

Журнал Педагог

Санчат Д.С.

Магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации – филиал Сибирский

институт управления

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Статья

посвящена

исследованию

проблемных

вопросов

атте ст ации

государственных гражданских служащих. Автором приведен анализ различных подходов

многих авторов к изучению некоторых проблем аттестации государственных гражданских

служащих.

Предлагается

авторская

дефиниция

решения

проблемы,

аргументируется

вывод о необходимости поправок в действующем законодательстве.

Ключевые

слова:

государственная

гражданская

служба,

атте стация,

аттестационная комиссия, закон, указ.

Проблема обеспечения надлежащей эффективности функционирования

государственной гражданской службы в условиях крупных политических и

социально-экономических преобразований в России является сегодня одной

из

самых

острых.

Как

показывают

многочисленные

выборы,

избранный

руководитель

чаще

всего

ведет

за

собой

во

власть

людей,

для

государственной службы не подготовленных. Они остаются специалистами

разных

областей

управления,

но

в

меньшей

степени

органов

государственной власти.

Ус п е х

ж е

р е ф о р м

в о

м н о го м

о п р е д е л я е т с я

н а л и ч и е м

высокопрофессиональных

кадров

в

органах

государственной

власти

и

управления, нахождением более эффективных подходов к решению кадровых

проблем. И одним из существенных элементов реформы в данной области

является

своевременное

и

качественное

проведение

атте стации

государственных

гражданских

служащих,

определение

уровня

их

профессиональных знаний, соответствия замещаемой должности.

Так,

в

Указе

Президента

Российской

Федерации

«О

проведении

аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

№ 110-ФЗ от 01.02.2005г. (далее-Указ), аттестация проводится в присутствии

гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии. Комиссия

рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения самого

аттестуемого

и

его

руководителя,

обсуждает

профессиональные

и

личностные

качества

гражданского

служащего

применительно

к

его

профессиональной служебной деятельности. Профессиональная служебная

деятельность

служащего

оценивается

на

основе

определения

его

соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности,

его

участия

в

решении

поставленных

перед

соответствующим

подразделением государственного органа задач, сложности выполняемой им

работы, ее эффективности и результативности

Однако

критериев

оценки

сложно сти,

эффективно сти

и

результативности

службы

на

сегодняшний

день

не

существует.

Данные

понятия являются оценочными.

В

связи

с

тем,

что

в

Указе

содержится

ряд

оценочных

понятий,

некоторые

авторы

предлагают

использовать

различные

методы

оценки

профессионального уровня служащих.

Так,

в

частности,

Ю.В.

Ростовцева

предлагает

использовать

такой

комбинированный

метод,

как

тестирование.

Она

считает,

что

следует

разработать

экзаменационные

билеты,

которые

должны

содержать

следующие вопросы: знание Конституции Российской Федерации, трудового

законодательства

Российской

Федерации,

а

также

нормативные

правовые

акты о государственной службе, владение русским языком и культурой речи,

знание

отечественной

истории,

проблем

экономической

географии,

общественно-политической

ситуации

в

Российской

Федерации,

а

также

профессиональные

знания,

необходимые

для

исполнения

должностных

О

проведении

аттестации

государственных

гражданских

служащих

Российской

Федерации:

указ

Президента РФ от 01.02.2005 № 110-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 6. – Ст. 437.

обязанностей. Гражданский служащий должен быть заранее ознакомлен с

ними,

чтобы

иметь

достаточно

времени

для

подготовки.

Но

так

как,

используя

данный

метод,

сложно

проследить

развитие

способностей

служащего

в

дальнейшем

на

практике,

его

следует

применять

в

совокупности, например, с методом «критических событий». В этом случае

появляется возможность оценить не только текущую деятельность служащего

и ее результат, но и выявить его способности справляться с трудностями,

участвовать в решении сложных проблем. Использование данных методов

позволит реализовать поставленные перед аттестацией задачи

А.Н. Митин утверждает, что выбор персонала должен осуществляться,

как

правило,

на

основе

комплексной

оценки

личности,

в

том

числе,

с

применением тестирования. Но эти результаты вряд ли могут дать полную

картину

Ю.Н. Старилов также говорит о важности оценки государственного

служащего, отмечая, что оценка является показателем степени соответствия

аттестуемого

государственной

должности

государственной

службы,

посредством которой, т.е. при помощи выбранных критериев и методов,

выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Автор полагает,

что механизм оценки, обеспечивающий ее эффективные результаты, должен

обязательно включать в себя следующие элементы:

1) субъект оценки;

2) объект оценки;

3)

научно

разработанные

критерии

оценки

д е я т е льн о с т и

государственных служащих, т.е. конкретные требования, которым должна

соответствовать

деятельность

служащего,

его

личностные

качества

и

результаты труда; учет других факторов, раскрывающих содержание работы;

4) методы оценки;

Ростовцева, Ю.В. Государственная служба России: учеб. Пособие / Ю.В. Ростовцева – Москва: Проспект,

2014. – С. 150

Митин, Н.А. Организация государственной служб: учеб. / Н.А. Митин. – Москва: Инфра-М, 2015. – С. 367

5)

процедуру

оценки

(создание

рациональной

системы

учета

показателей

работы

служащих,

позволяющей

анализировать

собранную

информацию;

выделение

служащих,

занимающихся

проведением

оценки;

компьютерное обеспечение процесса оценки; проведение оценки как таковой

и т.д.)

Ученый отмечает, что в литературе можно встретить различные точки

зрения

по

вопросу

о

критериях

оценки

служащих.

Однако

на

практике

надежных критериев, гарантирующих качественное проведение аттестации, а

следовательно,

и

успешность

государственной

деятельности,

пока

не

разработано.

Важной

практической

проблемой

является

также

отсутствие

у

независимых

экспертов,

которые

включаются

в

состав

аттестационной

комиссии, специальных профессиональных знаний в той или иной области,

ведь оценка государственных служащих производится в различных сферах

деятельности государственных органов (рыбная промышленность, добыча

полезных ископаемых, образование и т.д.). Действующие нормативные акты

указывают

лишь

на

то,

что

независимые

эксперты

должны

быть

специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Однако на

практике часто недостаточно знаний лишь в области гражданской службы, и

аттестация,

фактически,

проводится

иными

членами

аттестационной

комиссии

при

формальном

участии

независимых

экспертов.

В

связи

с

вышеизложенным,

полагаем

необходимым

внести

в

Указ

уточнение,

указывающее

на

то,

что

независимые

эксперты

должны

обладать

необходимыми

знаниями

в

той

сфере,

в

которой

производится

оценка

гражданских служащих. Данное положение, конечно, усложнит процедуру

формирования аттестационной комиссии, так как будет достаточно сложно

найти специалистов в области гражданской службы, обладающих, при этом,

необходимыми специальными знания в той или иной сфере.

Старилов, Ю.Н.. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации:

учеб. Пособие / Ю.Н. Старилов – Москва: Инфра-М, 2010. – С. 456

Таким образом, для решения данной проблемы, на мой взгляд, можно

обязать

орган,

занимающийся

подготовкой

к

проведению

аттестации,

заблаговременно

уведомить

независимых

экспертов

о

предстоящей

аттестации

(скажем,

не

менее

чем

за

месяц)

и

предложить

перечень

нормативных

актов,

касающихся

сферы

деятельности

государственного

органа, с которыми им надлежит ознакомиться до проведения аттестации.

Библиографический список

О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер.

закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.

– 2016. – № 78. – Ст. 134.

О

системе

государственной

службе

Российской

Федерации:

федер.

закон

от

58-ФЗ

Собр.

законодательства

Рос.

Федерации. – 2015. – № 34. – Ст. 2064.

О

проведении

аттестации

государственных

гражданских

служащих

Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110-ФЗ //

Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 6. – Ст. 437.

Митин, Н.А. Организация государственной служб: учеб. / Н.А. Митин.

– Москва: Инфра-М, 2015. – 367 с.

Ростовцева,

Ю.В.

Государственная

служба

России:

учеб. Пособие /

Ю.В. Ростовцева – Москва: Проспект, 2014. – 150 с.

ОТЗЫВ об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период

1. Профессиональные знания и опыт аттестуемого гражданского служащего

образование — высшее, Красноярский сельскохозяйственный институт, 1988 г.

специальность «Экономика и организация сельского хозяйства»

общий стаж работы – 21 год

стаж государственной гражданской службы – 20 лет

стаж работы в должности консультанта — с 01.03.2007 года

2. Деловые качества аттестуемого гражданского служащего

Профессионализм, инициативность, ответственность, умение планировать работу, ориентация на конечный результат.

3. Стиль и методы работы аттестуемого гражданского служащего

Четкость представления о содержании профессиональной деятельности, коллегиальность, гибкость и оперативность в решении проблем.

4. Личные качества аттестуемого гражданского служащего

Коммуникабельность, адаптивность, вежливость, умение работать в коллективе.

5. Повышение квалификации

Сибирская академия государственной службы г.*** «Бюджетный учет и отчетность в государственных учреждениях» 84 час. октябрь 2008г. ООО НПФ «Интеллект» г.*** семинар «Изменение в бюджетном и налоговом законодательстве» 16 час. ноябрь 2009г.

6. Перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых аттестуемый гражданский служащий принимал участие

Оказание консультационной помощи и методическое обеспечение по вопросам ведения бухгалтерского учета. Разработка Положения по учетной политике для целей бухгалтерского учета департамента. Участие в составлении годовой, квартальной и консолидированной бюджетной отчетности. Ведение аналитического учета расходов департамента, учета сумм принятых бюджетных обязательств, учета операций расчетов с подотчетными лицами. Работа с письмами и жалобами в пределах своей компетенции.

7. Результативность работы аттестуемого гражданского служащего

Достоверность и своевременность представляемой отчетности. Четкое выполнение указаний и поручений. Уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности по суммам выданным в подотчет.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1036);

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1499 «О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст. 5542).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее — государственный орган).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

5. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

II. Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9-12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

24. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

приложение

Оставьте комментарий