Аудит бухгалтерской отчетности

Цели бухгалтерского аудита

Если в случае проведения обязательного аудита его цель прозрачна и предопределена Международным стандартом аудита МСА 200, применяемым с 1 января 2017 года, а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1, то при инициативном аудите бухгалтерской отчетности компании могут преследовать различные цели в зависимости от потребностей бизнеса:

  • проверка состояния учета и его достоверности при смене бухгалтера;
  • привлечение инвесторов;
  • банковское кредитование;
  • участие в тендерах;
  • минимизация налоговых рисков.

Когда проводится аудит

Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.

Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.

Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.

Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:

  1. 57 случаев — в 2013 году;
  2. 56 случаев — в 2014 году;
  3. 60 случаев — в 2015 году;
  4. 69 случаев — в 2016 году.

На заметку!
Список обязательно аудируемых лиц за 2016 год пополнили микрофинансовые компании и в отдельных случаях — политические партии. Об этом напоминает информационное сообщение Минфина России от 11 января 2017 года № ИС-аудит-13.

На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для:

  1. Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:
    • с балансовым объемом выручки 400 млн рублей или со стоимостью активов за предшествующий период — 60 млн рублей;
    • представляющих и раскрывающих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  2. Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:
    • компаний (помимо АО), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    • профессиональных участников РЦБ или организаторов торговли на товарном (финансовом) рынке (вне зависимости от ОПФ — для бирж, торговых систем, брокерских, дилерских, депозитарных, управляющих компаний или ведущих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
    • кредитных организаций (в том числе, для головных кредитных организаций банковской группы (холдингов) и бюро кредитных историй);
    • клиринговых (процессинговых) организаций;
    • микрофинансовых компаний;
    • страховых компаний (в том числе, для обществ взаимного страхования и профессиональных объединений страховщиков);
    • организаторов азартных игр (операторов лотерей);
    • кооперативов (кредитных — с численностью свыше 2тыс. человек или кооперативов второго уровня, а также жилищных накопительных кооперативов и девелоперов, привлекающих средства долевого участия);
    • саморегулируемых организаций (СРО);
    • некоммерческих организаций (с целевым капиталом свыше 20 млн рублей; организаций — получателей дохода от целевого капитала в размере более 5 млн рублей за отчетный период или УК по доверительному управлению целевым капиталом балансовой стоимостью свыше 45 млн рублей; иностранных агентов; политических партий с объемом пожертвований или расходов свыше 60 млн рублей или с государственным финансированием).
  3. Организационно-правовых форм организаций:
    • акционерных обществ;
    • государственных корпораций и компаний;
    • ФГУП, состоящих в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2176-р (в последней редакции от 30 января 2017 года);
    • фондов (включая управляющие компании и депозитарии фондов);
    • публично-правовых компаний.
  4. Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).

Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.

Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.

Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.

Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?

В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.

Обратите внимание!
Начиная с 1 октября 2016 года на организации, подлежащие в соответствии с требованиями действующего законодательства обязательному аудиту, возложена обязанность по внесению сведений о результатах аудиторской проверки в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — в течение 3 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения.

Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».

Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:

  • отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);
  • непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);
  • неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).
  • невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.

На заметку
Срок давности для привлечения к административной ответственности с момента совершения правонарушения составляет:

  • за отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения — 2 года;
  • за непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата — 3 месяца.

Кто проводит бухгалтерский аудит

Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:

  • Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.
  • Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.

Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:

  • аудиторы не должны являться сотрудниками или собственниками аудируемого лица;
  • не должны являться близкими родственниками собственников или сотрудников;
  • аудитор или аудиторская компания не должны проводить восстановление бухгалтерского учета в проверяемой компании.

Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.

Какие документы проверяют аудиторы

Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.

Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.

Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.

По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание!
С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Рассмотрим этапы проведения аудиторской проверки:

  1. Подготовка к аудиту (этап планирования). Этот этап условно можно разделить на два. Вначале аудитор формирует план проверки, определяет необходимое для нее время, аудиторскую группу и направляет письма-запросы. Далее, при «выходе на проект», составляются план работы по участкам бухгалтерского учета и участникам аудиторской группы, программа аудита, запрашиваются документы.
  2. Сбор и анализ данных (проведение аудита). На этом этапе проверяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, соответствие отражения операций в регистрах требованиям законодательства, уставные документы, учетная политика компании, достоверность расчетов и прочие существенные разделы, а также осуществляется сбор аудиторских доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Формирование и выдача аудиторского заключения. На основании произведенной на втором этапе проверки и собранных доказательств анализируются все существенные факты хозяйственной деятельности, формируется мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и выдается аудиторское заключение.

Получение аудиторского заключения, безусловно, главная цель проверки. Выдаваемые по результатам аудиторской проверки заключения можно разделить на два типа:

  1. Немодифицированное аудиторское заключение — выдается в случае, если бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях достоверно отражает факты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица;
  2. Модифицированное аудиторское заключение — представляется заказчику, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения или аудитор вовсе не может подтвердить данные отчетности.

Стоит отметить, что информация, полученная в ходе аудиторской проверки, является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Многие аудиторские организации вместе с аудиторским заключением выдают аудиторский отчет, в котором содержится подробная информация о проведенной проверке, выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению. Данный документ имеет особую ценность именно для самой компании, так как приносит реальную пользу: улучшение качества учета, устранение ошибок и их дальнейшее недопущение.

Где можно заказать услуги бухгалтерского аудита?

С этим вопросом мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Важность аудиторской проверки трудно переоценить, поскольку, помимо соблюдения требований законодательства, компания получает реальную пользу от рекомендаций, данных аудиторской организацией, и в ряде случаев — значительно сокращает свои издержки по налоговым доначислениям, штрафам и пеням. При наличии бухгалтерской отчетности, подтвержденной аудиторской организацией, у компании появляется больше шансов выиграть желаемый тендер и, как следствие, реализовать интересный прибыльный проект. Также в случае затрудненного финансового положения, банки кредитуют на более выгодных условиях те компании, которые готовы предоставить достоверную бухгалтерскую отчетность, составленную по всем правилам.

Что касается конкретных рекомендаций по поводу того, где можно заказать услуги бухгалтерского аудита, то можно посоветовать следующее. При выборе аудиторской компании запросите у организации следующую информацию:

  • дата создания компании;
  • наличие свидетельств о членстве аудиторов в СРО;
  • численность постоянно работающих в штате аудиторов, имеющих аттестаты;
  • количество дополнительных аттестованных сотрудников, которые могут быть оперативно привлечены в «горячий сезон» аудиторских проверок, при реализации срочных или масштабных заказов;
  • опыт отраслевой работы с указанием конкретных компаний;
  • наличие рекомендательных писем от клиентов;
  • место компании в независимых рейтингах аудиторских компаний;
  • стоимость услуг по заданию на выполнение работ.

Прежде всего, обращайте внимание на опыт аудиторской компании. Чем дольше она присутствует на рынке, тем больше практических навыков накоплено в сфере аудита и сопутствующих ему услуг, тем больше собственных наработок имеется у специалистов, тем качественнее сам аудит. Узнайте, сколько проектов выполнено аудиторской компанией и в каких отраслях, по возможности свяжитесь с ее клиентами и обсудите качество услуг.

Отмечу, что подходить к выбору аудиторской организации необходимо ответственно, ну и, конечно, экономить на аудите не стоит, ведь он принесет вам в разы больше пользы, чем затраченные на него средства.

Что касается КСК групп, то мы работаем на рынке аудита уже более 20 лет, среди клиентов — крупнейшие московские компании, наши аудиторы постоянно совершенствуют свои навыки и методы работы».

P.S. КСК групп входит в число лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг. По итогам 2016 года «Эксперт РА» поставило КСК групп в списке крупнейших аудиторских групп и сетей России на 12-е место. Компания оказывает широкий перечень услуг, необходимых в развитии предприятия, включая построение СВК, разработку эффективных маркетинговых стратегий, помощь в привлечении инвестиций и многое другое.

Аудиторский отчет 

Аудиторский отчет — это письменная информация, составленная аудитором по результатам проведения аудита и адресованная руководителям и (или) собственникам экономического субъекта.

Аудиторский отчет содержит подробные сведения о:

  • ходе аудиторской проверки,
  • отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета,
  • существенных нарушениях подготовки бухгалтерской отчетности,
  • другие данные, полученные в процессе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита.

В отличие от аудиторского заключения аудиторский отчет представляется руководителю или собственнику экономического субъекта не только на завершающей стадии проверки, но и в процессе ее проведения, причем отдельные вопросы могут обсуждаться в устной форме.

Возможно также представление предварительного варианта аудиторского отчета с целью доведения до руководителей клиента данных об обнаруженных недостатках в бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности. Такого рода информация предварительно знакомит клиента с результатами проверки, что позволяет руководителю своевременно устранить нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности, соблюдении законодательства РФ и тем самым обеспечивает аудитору возможность подготовить положительное аудиторское заключение.

Аудиторский отчет — конфиденциальный документ. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой и ее сотрудниками. При подготовке аудиторского заключения информация аудитора включается в аналитическую часть.

Далее: аудиторское заключение

Страница была полезной?

Еще найдено про аудиторский отчет

  1. Особенности аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО
    Кроме того стандарт уточняет также что целью аудита кроме выражения мнения является подготовка и представление аудитором отчета аудиторского заключения Поскольку разумная уверенность в отсутствии или наличии существенных искажений в отчетности может
  2. Методологические подходы к оценке кредитоспособности геологоразведочных организаций — корпоративных эмитентов
    Источниками информации для качественного анализа финансового состояния эмитента являются правоустанавливающие документы учредительные документы лицензии и др годовой отчет аудиторское заключение материалы рейтинговых агентств материалы средств массовой информации ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг
  3. Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности
    Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности Энциклопедия с 429 443 Условно положительное нестандартное аудиторское заключение qualified
  4. Методика экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности строительной организации в целя подтверждения непрерывности развития
    Если в ходе проверки обнаружено что имущественное и финансовое положение клиента таково что существует серьезная возможность того что предприятие не сможет продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев следующих за окончанием отчетного года то аудитор в аудиторском отчете указывает что отчетность клиента не была подготовлена исходя из допущения непрерывности деятельности организации
  5. Аудит нематериальных активов
    Индуктивный подход предполагает расчет существенности для статей отчетности а затем для отчетности в целом дедуктивный — определение уровня материальности для отчетности в целом с последующим распределением между статьями отчетности Аудиторский риск представляет собой субъективно определяемую аудитором вероятность признания того что по итогам аудиторской
  6. Как определить ценность нематериального
    Могут возникнуть сомнения по поводу принятия крупными аудиторскими компаниями отчетов российских оценщиков Конечно отношение аудиторов к сетевым оценочным компаниям гораздо лучше В
  7. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций — часть 8
    Финансовый анализ проводится на основании а статистической отчетности бухгалтерской и налоговой отчетности регистров бухгалтерского и налогового учета а также при наличии материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков б учредительных документов протоколов общих собраний участников организации заседаний совета
  8. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа
    Финансовый анализ проводится на основании а статистической отчетности бухгалтерской и налоговой отчетности регистров бухгалтерского и налогового учета а также при наличии материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков б учредительных документов протоколов общих собраний участников организации заседаний совета
  9. Особенности финансового анализа в несостоятельных организациях
    В отличие от традиционного финансового анализа в формационную базу для него включаются материалы аудиторской проверки и отчеты оценщиков учредительные документы протоколы общих собраний участников организации заседаний совета директоров
  10. Полнота и достоверность финансового анализа должника в процедурах банкротства
    Правилами проведения финансового анализа 4 арбитражным управляющим в качестве источников информации выступают статистическая бухгалтерская и налоговая отчетность регистры бухгалтерского и налогового учета материалы аудиторской проверки и отчетов оценщиков учредительные документы протоколы общих собраний акционеров заседаний совета директоров реестр
  11. Особенности применения матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе в стратегическом финансовом анализе компании
    МСФО за период 2005 — 2010 гг из которого 2005 — 2007гг — отчетные годы т е годы по которым компания имеет в наличии годовые отчеты с соответствующими аудиторскими заключениями 2008 — 2010гг — прогнозные годы по которым составлена прогнозная
  12. Проверка качества составления отчета о движении денежных средств в российских компаниях
    Важнейшей формой бухгалтерской финансовой отчетности подлежащей аудиторской проверке на предмет качества ее составления является отчет о движении денежных средств
  13. Аудиторское заключение по новым стандартам
    В условиях динамично развивающихся экономических процессов несовершенства национальной системы бухгалтерского учета и порядка формирования финансовой отчетности аудиторское заключение с частью привлекающей внимание должно информировать заинтересованных пользователей не только о существующих
  14. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
    При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве а также за период проведения процедур банкротства далее — исследуемый период исследуются а учредительные документы должника б бухгалтерская отчетность должника в договоры на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника изменение структуры активов увеличение или уменьшение кредиторской задолженности и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника г документы содержащие сведения о составе органов управления должника а также о лицах имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия д перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным банкротом а также перечень имущества должника приобретенного или отчужденного в исследуемый период е список дебиторов за исключением организаций размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным банкротом ж справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности штрафов пеней и иных финансовых экономических санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным банкротом и на последнюю отчетную дату предшествующую дате проведения проверки з перечень кредиторов должника за исключением кредиторов размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности с указанием размера основной задолженности штрафов пеней и иных финансовых экономических санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным банкротом а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным банкротом и отчеты по оценке бизнеса имущества должника аудиторские заключения протоколы заключения и отчеты ревизионной комиссии протоколы
  15. Анализ методик оценки кредитоспособности малого бизнеса в российской и зарубежной практике
    ША Франция Россия Источники информации — учредительные документы устав — источники внешней информации бюро — техническая документация — — — аудиторские заключения — — маркетинговая информация — — финансовые отчеты и данные бухгалтерского учета —
  16. Аналитические процедуры в аудиторской деятельности
    N в формуле расчета для граф 4 и 5 означает количество месяцев прошедших с отчетной даты до даты утверждения финансовой отчетности В целом анализ как аудиторская процедура предоставляет широкие возможности для разработки авторских методик исследования
  17. Методика аудита нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
    Сопоставимые данные в финансовой бухгалтерской отчетности в соответствии с которым аудитор должен выполнить надлежащие аудиторские процедуры в отношении остатков по
  18. Организация внутреннего аудита на малых предприятиях
    В результате исследования теоретических основ и практического опыта определился следующий состав функций внутреннего аудитора оценка эффективности системы бухгалтерского учета сверка проведенных операций с плановыми данными проверка правильности расчета сумм платежей сверка данных бухгалтерского учёта с расчетами аудитора анализ рабочей документации первичных документов договоров оценка соблюдения требований законодательства подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок подготовка еженедельного отчета о контроле финансово-хозяйственной деятельности организации горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности анализ динамики проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности выявление слабых мест определение существенности оценка риска составление плана и программы проверки аудиторская выборка анализ точности данных по счетам бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности с главной
  19. Учредители ООО
    Утверждение деятельности юридического лица за год и рассмотрение годового отчета Распределение убытков и прибыли Назначение членов Совета директоров наблюдательный орган в тех случаях когда … Общества Принятие решения о ежегодном аудите и рассмотрение условий договора с аудиторской компанией К факультативным вопросам относятся проблемы хозяйственного характера Согласование больших сделок Принятие локальных нормативных
  20. Об оптимальном подходе к сегментированию бухгалтерской информации при аудите организаций оптовой торговли
    Аудиторские доказательства характер временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки подготовки критерия достоверности бухгалтерской отчетности Поэтому перечень обязательных аудиторских процедур должен обеспечить достаточную уверенность что рассматриваемые показатели не содержат

«Оформление результатов аудита»

Онлайн-тестыТестыБухгалтерский учёт и аудитОсновы аудитавопросы

1-15 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-197
166. Аудиторскими (правилами) стандартами предусмотрены четыре вида аудиторских заключений. Какое из перечисленных заключений утверждает, что отчетность не является достоверной?
• отрицательное аудиторское заключение
167. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности клиента представляет собой:
• мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
168. Аудиторское заключение представляется в обязательном порядке аудиторской фирмой:
• только клиенту
169. Аудиторское заключение признается заведомо ложным:
• решением суда
170. Аудитору отказано в предоставлении дополнительной информации (разъяснений). В этом случае аудитор?
• даст модифицированное заключение
171. В аудиторском заключении аудиторская организация выразила сомнение в возможности аудируемого субъекта продолжать свою деятельность, хотя об этом аудиторов не просили. Возникла конфликтная ситуация, т.к. отчетность была достоверной. Оцените ситуацию:
• аудиторская организация поступила правильно
172. В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудитор должен:
• оценить влияние искажений на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях
173. Входит ли в обязанность аудитора непременно выдавать клиенту аудиторское заключение по результатам проверки?
• в зависимости от текста договора на аудиторскую проверку
174. Выявленных в ходе аудиторской проверки существенные нарушения бухгалтерского учета указываются:
• в части аудиторского заключения, описывающей объем аудита
175. До даты подписания аудиторского заключения должен быть завершен сбор и оценка аудиторских доказательств о событиях, произошедших:
• После даты окончания экономическим субъектом работ по составлению отчетности
176. Должен ли пользователь отчетности принимать мнение аудитора как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем:
• да, только в случае проведения обязательного аудита
177. Должен ли пользователь отчетности принимать мнение аудитора как подтверждение эффективности ведения дел руководством аудируемого лица:
• нет
178. Если аудитор высказал в заключении безоговорочно положительное мнение, означает ли это, что в непрерывности деятельности предприятия нет сомнений?
• нет, не означает
179. Запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта указывается:
• в части аудиторского заключения, содержащей аудиторское мнение
180. Исправления в аудиторском заключении:
• не допускаются

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Оставьте комментарий