Аудит налога на прибыль

Аудит расчетов по налогу на прибыль.

В ходе проверки расчетов по налогу на прибыль аудитор должен проанализировать следующие вопросы.

  • 1. Какой порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль определен в учетной политике организации (ст. 286 НК РФ).
  • 2. Наличие у налогоплательщика уведомления налоговому органу о переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли (уведомление подается не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей) (ст. 286 НК РФ).
  • 3. Соблюдение налогоплательщиком сроков уплаты налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей (п. 1 ст. 287 НК РФ и ст. 289 НК РФ).
  • 4. Установлен ли налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя, порядок ведения налогового учета для исчисления налоговой базы по итогам каждого отчетного (налогового) периода (формы регистров налогового учета доходов, расходов, налоговой базы) (ст. 313 НК РФ).
  • 5. Соблюдение налогоплательщиком порядка, изложенного в ст. 315 НК РФ, при расчете налоговой базы за отчетный (налоговый) период.
  • 6. Наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков (ст. 283 НК РФ).
  • 7. Соблюдается ли при исчислении и уплате налога на прибыль величина налоговых ставок при получении различных видов доходов (ст. 284 НК РФ).
  • 8. Закреплен ли в учетной политике налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения, показатель «среднесписочная численность работников» или «сумма расходов на оплату труда», применяемый для определения и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 288 НК РФ).

На практике возникает много вопросов при закрытии организацией своего обособленного подразделения.

По данной ситуации возникает несколько вопросов:

  • • что считать датой закрытия обособленного подразделения: дату принятия решения налогоплательщиком либо дату снятия с учета налоговыми органами;
  • • определить порядок возврата (зачета) ранее уплаченных авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению.
  • 1. Определение даты закрытия обособленного подразделения. В случае ликвидации обособленных подразделений в текущем налоговом периоде налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором ликвидированы обособленные подразделения, о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет данного субъекта РФ. Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Порядок закрытия обособленного подразделения регулируется ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ. При этом из положений данных статей не представляется возможным однозначно установить, какую дату считать датой закрытия обособленного подразделения: либо дату принятия решения о закрытии обособленного подразделения, заявленную налогоплательщиком в заявлении, либо дату снятия с учета обособленного подразделения налоговыми органами.

В соответствии с п. 5 ст. 84 НК РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если вышеуказанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений производится налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики- организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение.

Таким образом, постановка на учет (снятие с учета) организации в связи с созданием (закрытием) обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по месту его нахождения на основании заявления организации о постановке на учет (снятии с учета), представляемого в этот налоговый орган. В заявлении (сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации) в строке «дата создания (закрытия) обособленного подразделения» указывается дата принятия налогоплательщиком решения о закрытии обособленного подразделения.

Вместе с тем аудитор обращает внимание на письмо Минфина от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168, в котором высказано противоположное мнение по данному вопросу.

Согласно тексту письма в целях налогообложения датой закрытия филиала будет считаться дата снятия с учета филиала в налоговом органе.

Однако, по мнению аудитора, дата закрытия обособленного подразделения может быть установлена исключительно налогоплательщиком, снятие обособленного подразделения с учета является реализацией принятого руководством организации решения о закрытии обособленного подразделения.

2. Порядок возврата (зачета) ранее уплаченных авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. 288 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.

Сумма ежемесячного авансового платежа в целом по организации (строка 310 листа 02) распределяется между организацией без обособленных подразделений и каждым действующим обособленным подразделением (группой обособленных подразделений) исходя из долей налоговой базы в процентах, приведенных по строке 040 Приложения № 5 (суммы ежемесячных авансовых платежей за II квартал исходя из долей налоговой базы за I квартал текущего налогового периода).

Налоговый кодекс РФ не регулирует порядок действий налогоплательщика при расчете налога (авансовых платежей) в бюджет субъекта РФ после ликвидации обособленного подразделения (ни в отчетный период, когда подразделение ликвидируется, ни в последующие периоды). Поэтому в данном случае можно руководствоваться только разъяснениями Минфина и налоговиков, которые они давали на частные запросы налогоплательщиков.

Например, Минфин считает (письмо от 5 марта 2007 г. № 03- 03-06/2/43), что прекращение обязанности по уплате налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению и представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения.

Раннее Минфин предлагал переводить на головное предприятие все суммы ежемесячных авансовых платежей (по 1-му, 2-му и 3-му срокам) (см. письмо от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).

Однако такая методика приводила к тому, что у обособленного подразделения возникала переплата, а у головного — недоимка и соответственно пени.

По мнению аудиторов, в настоящее время следует руководствоваться письмом Минфина от 24 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/82. Данное письмо представлено в Приложении 4.

Согласно тексту письма при закрытии обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится. В связи с этим налогоплательщик вправе представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций (далее — налоговые декларации) за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период. В этих уточненных налоговых декларациях могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, исчисленные на квартал, в котором произошло закрытие обособленного подразделения, и одновременно увеличены платежи в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения» утверждены форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения.

Начисление ежемесячных авансовых платежей по наступившим срокам уплаты в данном случае снимается в налоговой декларации по ликвидированному обособленному подразделению за следующий после его закрытия отчетный (налоговый) период по строке 110 Приложения № 5 к листу 02 с кодом 3 по реквизиту «Расчет составлен» по закрытым обособленным подразделениям.

Одновременно с указанными выше изменениями должны быть внесены соответствующие поправки и в раздел 1 уточненных налоговых деклараций.

Указанные изменения должны быть учтены при формировании показателей строк 080 и 110 Приложения № 5 к листу 02 по ликвидированному обособленному подразделению и строк 080, 100 (или 110) Приложения № 5 к листу 02 по организации без входящих в нее обособленных подразделений в налоговых декларациях за 9 месяцев 2008 г.

В случае подтверждения излишней уплаты суммы авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, зачисленной в бюджет субъекта Российской Федерации, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

  • 9. Соблюдается ли неизменно указанный выше показатель в течение всего налогового периода при определении доли прибыли по обособленным подразделениям.
  • 10. Соответствуют ли расходы, осуществленные аудируемым лицом, требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ (документально подтвержденными, экономически обоснованными и направленными на получение дохода).
  • 11. Выполняет ли аудируемое лицо обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Доходы иностранной организации, не связанные с ее деятельностью в России, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, относятся к доходам от источников в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Главной особенностью в порядке уплаты налогов с рассматриваемых доходов является тот факт, что обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена не на налогоплательщика — иностранную организацию, получающую доход, а на лицо, выплачивающее этот доход. Исключение составляют доходы, перечисленные в п. 2 ст. 309 НК РФ, которые не подлежат обложению налогом у источника выплат. В статье 310 НК РФ определено, что налоговым агентом по налогу с доходов иностранных организаций могут быть признаны только две категории лиц:
    • • российские организации;
    • • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство. Налог с доходов, полученных иностранной компанией от источников в РФ, исчисляется в валюте выплаты доходов, в которой иностранная компания получает такие доходы. Обязанность по квалификации дохода, определению налоговой базы и исчислению суммы налога, подлежащего удержанию из средств, перечисляемых иностранной компании, возлагается законодательством на налогового агента.

Уплата налога в бюджет производится в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. Налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной компании или иного получения доходов иностранной компанией (ст. 287 и п. 1 ст. 310 НК РФ).

Положения международных договоров (соглашений) приоритетны по отношению к положениям национального налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). В целях применения положений международных договоров иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. Орган, являющийся компетентным в целях конкретного соглашения, назван в самом этом соглашении. Обычно это налоговый или финансовый орган соответствующего иностранного государства.

Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме.

Иностранной организации не нужно направлять заполненные формы в налоговые органы России. Легализации или апостилирования таких форм также не требуется. Предоставление налоговому агенту документов допускается не в оригинале, а в нотариально заверенных копиях.

Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

Справочно!

Справка. Пример формулировки подтверждающего документа

Справка, подтверждающая постоянное местонахождение иностранного партнера, должна содержать следующую или аналогичную по смыслу формулировку:

«Подтверждается, что организация… (указывается наименование организации) является (являлась) в течение… (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в… (указывается государство) в смысле Соглашения… (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией и… (указывается иностранное государство)».

Законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает ответственность за неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.

Так, неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, которую следовало уплатить (ст. 123 НК РФ). Аналогичная санкция применяется и в том случае, когда агент удержал сумму налога с налогоплательщика, но не перечислил ее в бюджет.

За непредставление налоговому органу информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов с налогового агента может быть взыскан штраф в соответствии со ст. 126 НК РФ.

При неисполнении налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению в бюджет сумм налогов с доходов иностранных организаций суммы налога и пени взыскиваются с налогового агента в том же порядке, что и с налогоплательщика, в соответствии со ст. 46 НК РФ.

12. Соблюдена ли формула исходя из данных ф. № 2 «Отчет о прибылях убытках» и налоговой декларации по налогу на прибыль налогоплательщика ± Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) = ± Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль + + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив — Отложенное налоговое обязательство (ПБУ 18/02) и др.

>Выездная проверка по налогу на прибыль

Организация выездной проверки по налогу на прибыль

Самой эффективной формой налогового контроля является выездная проверка по конкретному налогу или комплексная выездная проверка.

Для проверки правильности исчисления налога на прибыль выездная проверка использует углубленный анализ документов на территории налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный этап – на этом этапе отбираются организации, у которых будут проводиться проверки.
  • Проведение выездной налоговой проверки – на этом этапе проводится документальный контроль.
  • Оформление материалов проверки – на этом этапе оформляются результаты проверки и рассчитываются санкции за нарушение налогового законодательства.
  • Реализация материалов проверки – на этом этапе выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Этап проведения выездной проверки начинается с вручения решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов. Решение принимается руководством организации, или его представителем.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ход проверки

В ходе выездной проверки проверяющие прежде всего проверяют правильность начисления выручки, формирование себестоимости, правильность прихода и списания имущества, правильность ведения кассовых операций и ведения расчетного счета.

Проверяется правильность оформления первичных документов выборочным способом. Главная цель данной проверки – подтверждение подлинности подписей руководящих лиц и полноценное отражение всех хозяйственных операций.

Замечание 2

Очень часто проверяющие проводят встречные проверки с контрагентами, которые вызывают сомнение у проверяющих. Это нужно для проверки правильного исчисления себестоимости продукции, т.к. существуют схемы завышения себестоимости с помощью фирм-однодневок, реализующие «несуществующие» товары и услуги.

Также налоговики проверяют ценообразование сделок, чтобы избежать завышения или занижения цен в угоду налогоплательщику. Существует критерий проверки ценообразования в 20% в сторону занижения или завышения от рыночных цен аналогичных товаров и услуг.

После проведения выездной проверки налогоплательщик получает акт выездной проверки с подробным описанием всех налоговых правонарушений и расчетом санкций, т.е. пеней и штрафов.

Налогоплательщик имеет право предоставить возражения на акт проверки, в срок до вынесения решения по итогам выездной проверки.

Если налоговые органы примут во внимание аргументы налогоплательщика, решение может быть вынесено с учетом данных возражений. Если же аргументы окажутся неубедительными, решение принимается на основании акта проверки.

Далее налогоплательщик может подавать апелляционную жалобу в вышестоящие налоговые органы, где она будет рассмотрена в течение месяца.

Дальнейшие действия будут зависеть от хода и результатов общения с налоговыми органами. Но решение по проверке уже вступит в силу и санкции будут применены в отношении налогоплательщика.

Оставьте комментарий