Банкротство стратегических предприятий

Целый ряд важных особенностей имеет банкротство стратегических предприятий и организаций. Перечень таких предприятий и организаций утвержден Распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. № 22 «Перечень стратегических предприятий и организаций» и Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

За прошедшее время эти перечни многократно пересматривались – как в сторону включения в них целого ряда предприятий, так и в сторону исключения.

Стратегические предприятия и организации – это федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции, работ или услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Основаниями для подачи заявления о банкротстве стратегического предприятия или организации является неспособность данного предприятия удовлетворять требования кредиторов и исполнять обязанность по уплате обязательных платежей в сумме не менее чем 500 тыс. руб. в течение шести месяцев с даты, когда наступил срок их исполнения.

Правительство РФ в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций должно принимать следующие меры:

  • • организовать учет и анализ их финансового состояния и платежеспособности;
  • • провести их реорганизацию;
  • • погасить задолженность федерального бюджета за выполненные по государственному оборонному заказу работы;
  • • обеспечить проведение реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • • содействовать достижению соглашений с кредиторами о реструктуризации задолженности, в том числе предоставляя государственные гарантии;
  • • провести их досудебную санацию.

При этом лицом, участвующем в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

Требования к кандидатуре арбитражного управляющего имеют свои особенности. Они установлены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации». К таким требованиям относятся:

  • • наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;
  • • участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • • наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Процедура финансового оздоровления стратегических предприятий и организаций вводится арбитражным судом, если имеется ходатайство учредителей, собственника имущества должника – унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, или третьих лиц при условии предоставления ими обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе предоставления государственных гарантий.

При введении процедуры внешнего управления внешний управляющий стратегического предприятия за 15 дней до рассмотрения собранием кредиторов плана внешнего управления обязан направить его в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли, для подготовки на основе анализа мер, предусмотренных планом, заключения о плане внешнего управления, которое представляется собранию кредиторов.

План внешнего управления может предусматривать сделки, связанные с продажей предприятия, отчуждением или обременением недвижимого имущества, распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом, отчуждением и приобретением акций, долей, заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не может отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также не вправе отчуждать отдельные виды имущества, которые входят в состав имущественного комплекса, предназначенного для таких целей.

Продажа предприятия осуществляется на открытых торгах в форме конкурса. Условиями конкурса являются обязательства:

  • • обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса;
  • • выполнять договоры, связанные с реализацией работ по государственному оборонному заказу и обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности страны. Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения такого предприятия. В этом случае Россия в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене предприятия.

действует Редакция от 02.07.2013 Подробная информация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 03.08.2013) «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

5. Банкротство стратегических предприятий и организаций

Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

организации оборонно — промышленного комплекса — производственные, научно — производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

3. Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

4. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

Статья 191. Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.

Статья 192. Лица, участвующие в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

В числе лиц, предусмотренных статьей 34 настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Статья 193. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации

Правительство Российской Федерации кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 20-2 настоящего Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 429-ФЗ)

Статья 194. Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций

1. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия или организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия или организации в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника — стратегических предприятия или организации банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии представления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до даты проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

Абзац второй — Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

Статья 195. Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями

1. Внешний управляющий обязан направить разработанный им план внешнего управления не менее чем за пятнадцать дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация.

2. Указанный в пункте 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти направляет собранию кредиторов и в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления, содержащее анализ результатов предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

3. Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. К указанному ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

4. План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

продажей предприятия;

отчуждением или обременением недвижимого имущества;

распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника;

отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;

заключением договоров простого товарищества.

5. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

6. Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

7. Продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное.

В случае, если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

8. При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия.

В случае продажи на торгах предприятия должника — стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.

В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

9. В случае продажи на торгах предприятия должника — стратегического предприятия, являющегося федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

В случае, если Российская Федерация в течение указанного срока не предоставила должнику в соответствии с настоящей статьей денежные средства, договор купли-продажи заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах, в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и который не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.

При продаже предприятия должника — стратегических предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 196. Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций

1. Продажа предприятия должника — стратегических предприятия или организации осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7 — 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 111 настоящего Федерального закона.

2. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

4.12. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БАНКРОТСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Хасанов Ринат Максутович, аспирант, кафедра гражданского права юридического факультета Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации Контакты автора:

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей механизма правового регулирования банкротства хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, выработке рекомендаций по его совершенствованию.

Ключевые слова: хозяйственные общества,

имеющие стратегическое значение, стратегические предприятия (организации), несостоятельность (банкротство), арбитражный управляющий

SPECIFICITY OF BANKRUPTCY OF THE ECONOMIC SOCIETIES HAVING STRATEGIC VALUE

Если кратко охарактеризовать действующий Закон о банкротстве1, необходимо отметить, что его принятие в Российской Федерации (в третьей по счету редакции) явилось важным событием в экономической жизни страны, как бы в ответ на усиление критического отношения в публично-властных структурах к предшествующему законодательству в этой сфере, обусловившему рейдерские захваты предприятий, «поточное банкротство»2, иные негативы, связанные с так называемым «переделом собственности» В период 20022010 годов в Закон банкротстве было внесено значительное число позитивных изменений и дополнений. Например, конкретизированы полномочия арбитражных управляющих, порядок их материального стимулирования, уточнены права кредитора и средства его защиты от недобросовестных должников, учтен ино-

2По словам Главы нашего государства, «поточное банкротство успело стать доходным бизнесом» (/Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» /(Российская газета. — 2002. — 19 апреля.

странный опыт (в частности, унификации соответствующего законодательства США и стран-членов ЕС). К несомненным достоинствам Закона о банкротстве относится попытка законодателя сократить сферу так называемых «заказных банкротств» Ограничена возможность продажи имущества должника по заведомо заниженной стоимости и т.п.3

По смыслу действующего законодательства, содержание понятий «хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение»4 и «стратегические предприятия и организации»5 во многом совпадает. Закон о банкротстве подробно регламентирует процедуру их банкротства («§5. гл.ІХ Банкротство стратегических предприятий и организаций». Они отнесены к отдельной «категории» должников, которая «является наиболее сложной, как с теоретической, так и с практической точек зрения» а специфика банкротства этих субъектов определяется повышенной значимостью для государства их деятельности6.

В литературе обоснована позиция, что выделение «стратегических предприятий и организаций» в особую категорию должников является оправданным, исходя из специфики правового положения данной категории субъектов7. Кроме того, нельзя не учитывать, что мно-

3Подробнее см.: Эпштейн С. Основные тенденции развития современного законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) //Бизнес в законе. — 2009. — №3.

4На основании Федерального закона Российской Федерации 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (д ействующая редакция //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта), под хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, понимается хозяйственное общество, созданное на территории России и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Указу Президента России от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта), под стратегическими предприятиями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а под стратегическими акционерными обществами — открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности и участие России в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

5В соответствии с Законом о банкротстве, под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: ФГУПы и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации ОПК — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

6Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. — М., 2008. — С.19.

гие из них являются градообразующими8. С другой стороны, обращает на себя внимание аргументация рядом ученых критических замечаний к законодательной регламентации банкротства «стратегических должников» Так, П.А.Марков полагает, что особенности этого банкротства слишком незначительны, что позволяет по-прежнему использовать процедуру банкротства стратегических предприятий и организаций как инструмент «передела собственности»9. С точки зрения юридической техники не вполне приемлемым и логичным представляется В.В.Витрянскому использование самой дефиниции «стратегические предприятия и организации» «Используемый в Законе термин для обозначения соответствующей категории должников нельзя признать удачным. В одном понятии объединены совершенно различные гражданско-правовые категории: в гражданском законодательстве термин «предприятие» служит для обозначения особого объекта гражданских прав — имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст.132 ГК РФ), в то же время словом «организация» обозначается субъект гражданских прав, действующий как юридическое лицо (см., например, «Коммерческие и некоммерческие организации» -ст.50 ГК РФ)»10.

На наш взгляд, особый правовой статус хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, обусловлен не столько специальной процедурой их банкротства, сколько имеющим юридические основания участием государства (Российской Федерации) в управлении данными субъектами и осуществлением ими производства продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение.

Стратегические предприятия и организации считаются несостоятельными, неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены в течение 6-ти месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятий и организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (пп.3 и 4 ст.190 Закона о банкротстве).

На практике нередки ситуации, когда у предприятий и организаций отечественного оборонно-

промышленного комплекса (ОПК), иных хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, нет денег на оплату судебных издержек11, а их долг кредиторам, установленный законодателем в относительно скромном, по нынешним временам, размере (пятьсот тысяч рублей) в большинстве случаев получается не

9Марков П.А. Особенности банкротства стратегических предприятий: Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 2004. — С.5.

10Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». -М., 2003. — С.766.

11Так, постановлением ФАС Северо-Западного округа от

12.08.2010 по делу №А56-64006/2009 арбитражный суд снизил

размер исполнительского сбора, взыскиваемого с ФГУП на осно-

вании постановления судебного пристава-исполнителя, установив, что ввиду сложного финансового положения ФГУП, включенное в перечень стратегических предприятий, обеспечивающих оборону страны и безопасность государства, было лишено возможности исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

умышленно, а непреднамеренно, так как не отлажен должным образом механизм государственных гарантий для привлечения кредитов коммерческих банков под выполнение государственного оборонного заказа и пр. В связи с этим некоторыми авторами справедливо подчеркивается, что, исходя из сути правоотношений, складывающихся в случае возбуждения производства по делу о несостоятельности «стратегического должника» необходимо на всех стадиях банкротства, начиная с наблюдения , особым образом анализировать и учитывать интересы государства12, а В.В.Витрянский считает, что увеличить необходимо как общую сумму задолженности, так и продолжительность просрочки в уплате долга в несколько раз13.

На основании ст.191 Закона о банкротстве, в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры14. Данные меры, по смыслу Закона, должны применяться в рамках судебной процедуры внешнего управления, однако, похоже, ничто не мешает их самостоятельному применения заинтересованными лицами без возбуждения арбитражносудебного дела и назначения внешнего управляющего.

14См. постановления Правительства Российской Федерации от: 22 мая 2006 г. №301 (ред. от 15.06.2010) «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса», (4 февраля 2009 г. №104 (ред. от 31.12.2009) «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса» 7 мая 2008 №368 (ред. от 31.12.2009) «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства», 21 декабря 2005 г. №792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» (/КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

На наш взгляд, предотвращению банкротств действующих предприятий и организаций могло бы служить широкое применение предусмотренных Законом о банкротстве положений о мировом соглашении, заключаемом должником (арбитражным управляющим) и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Однако в настоящее время отсутствуют необходимые условия, которые стимулировали бы участников дела о банкротстве к заключению мирового соглашения. В соответствии со ст.120 Закона о банкротстве, требования о взыскании задолженности должника по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не являются предметом мирового соглашения и могут быть предъявлены в полном объеме непосредственно после заключения такого соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве. Предъявление же таких требований государством в лице налоговых и иных уполномоченных органов в ряде случаев приводит к тому, что заключение мирового соглашения теряет практический смысл. Выход из создавшегося положения в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, может быть найден путем оптимизации действующих порядка и условий реструктуризации их задолженности по обязательным платежам в отношении должников, заключивших мировое соглашение с кредиторами. Имеется в виду предоставление должнику права на отсрочку или рассрочку уплаты соответствующей задолженности на условиях, близких к мировому соглашению, но не свыше определенных сроков. В то же время регулирующие соответствующие отношения акты Правительства Российской Федерации15 оставляют решение данного вопроса в компетенции налоговых органов, однако те, в свою очередь, другими подзаконными (ведомственными) актами в большей степени сориентированы на инициирование дел о банкротстве должников в арбитражном суде16. Следует обратить внимание и на то, что налоговое законодательство не предусматривает «налоговых каникул» для организаций, находящихся в кризисном положении, или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

15См.: постановления Правительства Российской Федерации от: 10 декабря 2009 г. №995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций обороннопромышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов», » июня 2004 г. №259 «О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» /»КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

16См.: Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2006 №7953); Приказ Минфина России от 21 октября 2004 г. №91 н «Об утверждении Правил списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» «Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2004 №6106) //КонсультантПлюс. -2011. — 20 марта.

Резюмируя сказанное, было бы разумным рекомендовать законодателю оптимизировать критерии банкротства стратегических предприятий и организаций путем увеличения суммы их задолженности перед кредиторами с 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. и срока неисполнения обязанностей по уплате соответствующих платежей с 6 месяцев до 1 года, а также расширить перечень оснований досудебного предупреждения несостоятельности «стратегических должников».

Список литературы:

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

3. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (действующая редакция) //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. №995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций обороннопромышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов» //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №259 «О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» //КонсультантПлюс. -2011. — 20 марта.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №104 (ред. от 31.12.2009) «О предоставлении в 2009-2010 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса» //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. №301 (ред. от 15.06.2010) «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций обороннопромышленного комплекса» «/КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. №792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» /»КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

9. Приказ Минфина России от 21 октября 2004 г. №91 н «Об утверждении Правил списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социальноэкономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации» «Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2004 №6106) //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

10. Приказ Минэкономразвития России от 21 апреля 2006 г. №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и органи-

заций» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2006 №7953) //КонсультантПлюс. — 2011. — 20 марта.

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2010 по делу №А56-64006/2009 //КонсультантПлюс. -2011. — 20 февраля.

12. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» (/Российская газета. — 2002. — 19 апреля.

15. Витрянский В. В. Банкротство и ликвидация в сфере судебной практики //Закон. — 2007. — Июль.

16. Витрянский В.В. Постатейный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — М., 2003.

18. Говоров Б. Г. Практика и проблемы банкротства стратегических предприятий //Арбитражный управляющий. — 2006. -№4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Марков П.А. Особенности банкротства стратегических предприятий: Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М., 2004.

21. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. — М., 2008.

22. Эпштейн С. Основные тенденции развития современного законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) //Бизнес в законе. — 2009. — №3.

РЕЦЕНЗИЯ

Судя по многочисленным литературным и иным источникам, которые использовал Хасанов Р.М. при подготовке рецензируемой статьи, она посвящена одному из достаточно изученных юридической наукой феноменов (особенно в теоретико-методологическом и нормативно-правом аспектах), а именно — механизму правового регулирования банкротства предприятий (организаций). Однако, с учетом того, что указанный механизм был непосредственно рассмотрен применительно к хозяйственным обществам, имеющих стратегическое значение, и то, что Хасанов Р.М. сумел предложить заслуживающие внимания рекомендации по его совершенствованию, все это, несомненно, привлекает внимание к данной статье, делает ее актуальной и познавательной. Следует отметить и акцентирование внимания автора на предусмотренных Законом о банкротстве положениях о мировом соглашении, заключаемом должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, а также на иных мерах, призванных оградить стратегические предприятия и организации от банкротства. Статья содержательна, логически выстроена, написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов нетрадиционного взгляда на привычные явления и процессы правовой действительности.

Таким образом, автор обладает необходимыми качествами исследователя, а его работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научно-юридических журналах страны.

Заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ,

д.ю.н., профессор Г.Ф. Ручкина

New university

Economics & Law 2016. № 7 (65)

ISSN 2221-7347

УДК 347.736

А.В. Бойкова , И.В. Нестерчук

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье предпринята попытка выделить основные особенности государственного урегулирования долговых отношений предприятий оборонно-промышленного комплекса. Обобщены нормативно-правовые акты, а также практика применения отдельных их положений в отношении указанных предприятий. Выявлены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, оборонная промышленность, стратегические предприятия, неплатежеспособность, антикризисное управление.

Показатели, которые в последнее время демонстрируют предприятия оборонно-промышленного комплекса (здесь и далее ОПК), создают почву для всесторонней дискуссии. С одной стороны, государство выделяет на отрасль, в простонародье получившее название «оборонка», значительные финансовые ресурсы. Так, по официальным данным, только в 2015 году из бюджета Российской Федерации, для выполнения государственного оборонного заказа, было выделено более 2 трлн.рублей . С другой стороны, несмотря на то, что банкротство предприятий ОПК является скорее исключением из правила, заявления о банкротстве указанной категории должников с завидной регулярностью поступают в арбитражные суды. Так, в феврале 2016 года очередное заявлении о признании несостоятельным (банкротом) «Курганмашзавод» (крупнейшего производителя боевых машин пехоты) поступило в Арбитражный суд Курганской области .

Это еще раз подтверждает необходимость пересмотра принципов антикризисного управления в отношении предприятий ОПК.

В соответствии со ст. 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2012 года организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа относятся к стратегическим предприятиям .

Следует отметить, что законодатель не в полной мере учел и в этой третьей по счету редакции закона о банкротстве специфику должника-предприятия ОПК. Справедливо отметить, что при разработке положений закона в 1998 году была предпринята соответствующая попытка, и законопроект даже был принят в третьем чтении Государственной думой РФ, но не прошел одобрение Совета Федерации.

Перечень предприятий ОПК, в отношении которых применяются положения главы IX, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию. В отношении указанной категории предприятий законодатель сохранил критерий неплатёжеспособности и установил размер требований, достаточный для возбуждения производства

© Бойкова А.В., Нестерчук И.В., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.7

Бойкова Анна Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, Тверской государственный технический университет, Россия.

Нестерчук Иван Васильевич — адъюнкт, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 7 (65)

ISSN 2221-7347

по делу о банкротстве на уровне один миллион рублей. Кроме того, помимо общеустановленных требований к кандидатуре арбитражного управляющего Правительство Российской Федерации вправе установить перечень дополнительных требований.

Практика применения положений законодательства о несостоятельности (банкротства) в отношении предприятий ОПК отмечает, что сложности возникают уже на стадии инициирования процедуры. Справедливо заметить, что в основном эта практика затрагивает категорию так называемых «отсутствующих» должников, давно прекративших свою финансово -хозяйственную деятельность, имеющих признаки вывода активов и преднамеренного банкротства.

Требования действующего законодательства, предъявляемые к заявлениям о банкротстве предприятий ОПК, не имеют принципиального отличия от прочих.

В тоже время, различия между предприятиями коммерческого и оборонного сектор определяют особенности процедуры публичного урегулирования долговых отношений.

Принимая во внимание нерыночной характер ОПК, в ряде исследований была предложена альтернативная экономическая модель, учитывающая свойственные ему отличительные черты. Kaitz E.M. (1984) и Peterson B.A. (1987) предположили, что особенности деятельность производителей систем вооружения подходит больше регулируемой экономике, чем рыночной. Peck M.J., Scherer F.M. (2001) не только прямо указывают на нерыночной характер функционирования оборонной промышленности, но и отмечают, что это в принципе не возможно.

Среди прочих выделим следующие отличительные черты предприятий ОПК:

1) менее чувствительны к цикличности развития;

2) многолетний характер моделей жизненного цикла образцов продукции ОПК;

3) использование активов, фактически, принадлежащих на праве собственности государству;

4) убыточность предприятий ОПК и дотационный характер их финансирования;

5) продолжительность прогнозирования банкротств для предприятий оборонной сферы существенно отличается от коммерческих. Так если в среднем в моделях интервал прогнозирования составляет 7 лет, модели со сроком релевантным сроку проектирования и производства систем безопасности отсутствуют;

6) деятельность предприятий ОПК в каждом случае уникальна и предъявляет повышенные требования к обеспечению сохранности и конфиденциальности внутренней информации. В связи с этим, возникают определенные трудности с формированием массива исходных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в целях сохранения стратегически важных хозяйствующих субъектов осуществляющих производство продукции, оказывающих услуги, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства необходима корректировка норм и правил государственного регулирования несостоятельности (банкротства) данной категории предприятий.

Библиографический список

New university

Economics & Law 2016. № 7 (65)

ISSN 2221-7347

UDC 347.736

A. V. Boykova, I. V. Nesterchuk

GOVERNMENT REGULATION OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY) DEFENSE COMPANIES

Оставьте комментарий