Банкротство в Беларуси

Банкротство – признанная экономическим судом устойчивая неплатежеспособность должника (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Подсудность

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются экономическим судом.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц о банкротстве должников, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь, относится к исключительной компетенции судов в Республике Беларусь.

Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в суд по месту нахождения должника.

Дела о банкротстве, связанные с государственными секретами, подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь имеет право определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело о банкротстве.

Кто может быть признан банкротом

  • неплатежеспособные индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица – коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления);
  • юридические лица – некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды).

Не могут быть признаны банкротами:

  • субъекты естественных монополий;
  • юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами;
  • юридические лица, имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные или международные заказы, ликвидационное производство не применяется (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь).

В отношении банков мировое соглашение, защитный период и санация не применяются.

В отношении ликвидируемого должника – юридического лица защитный период не применяется.

В отношении отсутствующего должника защитный период, санация и мировое соглашение не применяются.

Госпошлина

Форма и содержание заявления о банкротстве, а также перечень прилагаемых к нему документов, установлены в статьях 27 — 31 Закона о банкротстве.

Рассмотрение заявления о банкротстве, подаваемого кредитором, облагается государственной пошлиной.

Размер ставки государственной пошлины установлен в приложении 15 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Должники освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением о своем банкротстве.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства)

защитный период

статья 39 Закона о банкротстве

конкурсное производство

раздел IV Закона о банкротстве

мировое соглашение

глава 10 Закона о банкротстве

Процедуры конкурсного производства

завершение подготовки дела к судебному разбирательству

статья 124 Закона о банкротстве

санация

глава 8 Закона о банкротстве

ликвидационное производство

глава 9 Закона о банкротстве

Сроки

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено судом в срок, не превышающий восьми месяцев.

Рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев, но в пределах общего срока рассмотрения дела.

При проведении процедур банкротства в упрощенном порядке (раздел VI Закона о банкротстве) решение об открытии ликвидационного производства принимается судом в отношении:

  • ликвидируемого должника – в течение четырех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее шести месяцев с момента открытия конкурсного производства;
  • отсутствующего должника – в течение трех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее пяти месяцев с момента открытия конкурсного производства.

Антикризисный управляющий

Антикризисного управляющего назначает суд из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление о банкротстве.

Полномочия управляющего могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным в статье 74 Закона о банкротстве. Новый управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Если такие кандидатуры не представлены, суд запрашивает информацию у органа государственного управления по делам о банкротстве.

Банкротство должника

Материал подготовил адвокат Минской областной коллегии адвокатов, партнер ООО «МК-Консалтинг» Михаил Кирилюк

Долгое время законодатель избегал регулирования вопросов несостоятельности и банкротства. Официальная советская доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности, что привело к исключению норм о банкротстве из союзного законодательства в начале 60-х годов ХХ в. (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / С.А. Карелина. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 360 с.).

В законодательство суверенной Беларуси понятия экономической несостоятельности и банкротства были введены Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 № 826-XII «Об экономической несостоятельности и банкротстве».

Законодатель под понятием «экономическая несостоятельность» понимал удостоверенную судом неспособность субъекта хозяйствования оплатить предъявленные финансовые документы, а «банкротство» определял как удостоверенную судом полную неплатежеспособность субъекта хозяйствования.

Действующий Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) конкретизировал эти понятия и указал на существенное различие между ними.

Справочно
Экономической несостоятельностью считается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, а банкротством – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

Признаки банкротства и определение их наличия

При определении признаков экономической несостоятельности и банкротства необходимо установить неплатежеспособность должника, то есть неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Определяющим фактором при этом будет являться характер такой неплатежеспособности: устойчивый или приобретающий устойчивость.

Для оценки платежеспособности и проведения анализа финансового состояния субъекта хозяйствования используются следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (К1), характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств (определяется как отношение итога раздела II к итогу раздела IV бухгалтерского баланса);
  2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2), характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости (определяется как отношение суммы итогов разделов III и IV за вычетом итога раздела I к итогу раздела II бухгалтерского баланса);
  3. Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3), характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам (определяется как отношение суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса к итогу бухгалтерского баланса).

Расчет значений коэффициентов платежеспособности осуществляется в порядке, определенном Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206, на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

После расчета коэффициентов платежеспособности для анализа финансового состояния предприятия полученные значения сравнивают с нормативными, дифференцированными по видам экономической деятельности.

Субъект хозяйствования признается платежеспособным, если К1 и (или) К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения более нормативных или равные им, а К3 менее или равен 1, для лизинговых организаций – менее или равен 1,2.

В случае, когда одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение менее или равное 1, для лизинговых организаций – менее или равное 1,2, субъект хозяйствования признается неплатежеспособным.

Для признания неплатежеспособности субъекта хозяйствования, приобретающей устойчивый характер, необходимо наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и К3, имеющего значение менее нормативного или равное ему.

Устойчивый характер неплатежеспособности констатируется при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • наличие одновременно К1 и К2 на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, имеющего значение более нормативного;
  • наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента К3, значение которого более 1, для лизинговых организаций – более 1,2.

Справочно
Экспертиза как средство доказывания криминального банкротства.

Кто может возбудить дело об экономической несостоятельности (банкротстве)

Данное производство возбуждается экономическим судом на основании заявления должника или кредитора. Законом определен круг лиц, имеющих право подачи соответствующего заявления.

Основание: Неисполнение должником денежных обязательств Неисполнение обязанности по уплате должником обязательных платежей Неисполнение обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений
Уполномоченное лицо:
Должник + +
Кредитор +
Прокурор + +
Представитель работников должника + +
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и другие уполномоченные государственные органы +
Иные лица, которым в соответствии с Законом предоставлено право на подачу заявления в связи с неисполнением денежных обязательств +
Налоговые органы +
Таможенные органы +
Органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь +
Другие государственные органы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления) о взыскании (уплате) обязательных платежей +

Как возбуждается производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Производство осуществляется по правилам, установленным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Экономический суд обязан принять к производству заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (далее – заявление о банкротстве), поданное с соблюдением требований, установленных ХПК и Законом. Вопрос о принятии заявления о банкротстве должника решается не позднее 30 дней со дня поступления заявления в суд. В случае, если заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным Законом, экономический суд возвращает такое заявление.

С момента вынесения экономическим судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается по ходатайству уполномоченных лиц в общем или хозяйственном суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу, а также иных исполнительных документов по имущественным взысканиям;
  • запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника – юридического лица.

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) предусмотрены следующие процедуры:

1. Защитный период.

2. Конкурсное производство, которое включает в себя:

  • санацию;
  • ликвидационное производство.

3. Мировое соглашение.

Справочно
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя защитный период вводится только в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Защитный период

Если заявление о банкротстве, поданное кредитором, должником, иным уполномоченным лицом, признано экономическим судом обоснованным и нет оснований для введения сокращенной процедуры банкротства, то по решению суда вводится защитный период. Защитный период вводится в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника экономическим судом. Его продолжительность не может превышать трех месяцев, за исключением случая, когда по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

В процедуре защитного периода могут применяться меры по обеспечению требований кредиторов, проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему.

По окончании защитного периода суд рассматривает заявление о банкротстве должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника суд при наличии оснований, установленных Законом, выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника.

Конкурсное производство

Основаниями для открытия конкурсного производства являются:

  • устойчивый характер неплатежеспособности должника;
  • невозможность должника исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
  • иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, при проведении санации – 22 месяца.

Последствия открытия конкурсного производства перечислены в ст. 86 Закона. Отметим лишь некоторые, с нашей точки зрения наиболее существенные. Так, со дня вынесения определения об открытии конкурсного производства:

  • полномочия руководителя должника – юридического лица и иных органов управления должника – юридического лица, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия переходят к управляющему;
  • срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
  • приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;
  • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, имеющих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются иные ограничения по распоряжению имуществом должника;
  • все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом.

В конкурсном производстве осуществляется комплекс мер по установлению и соразмерному удовлетворению требований кредиторов банкрота. Так, антикризисный управляющий:

  • устанавливает размер требований кредиторов;
  • составляет и ведет реестр требований кредиторов;
  • принимает меры по поиску и возврату имущества должника (в том числе выбывшего из его законного владения, находящегося на момент открытия производства под арестом и пр.);

Справочно
Как быть кредитору, если нельзя установить местонахождение должника?
Читайте в статьеюрисконсульта ЗАО «Бобруйскмебель» Н. Мочаловой.

  • заявляет (при наличии оснований) требования о признании сделок должника недействительными;
  • принимает меры по защите интересов работников должника.

Одной из обязанностей управляющего является разработка плана санации или плана ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее – план ликвидации).

План санации разрабатывается на основании анализа хозяйственной деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника и представляется на утверждение собранию кредиторов. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Управляющий может разработать альтернативные план санации должника или план ликвидации.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое может принять одно из следующих решений:

  • об утверждении плана санации и заявлении ходатайства о введении санации или утверждении плана ликвидации и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • о внесении изменений и (или) дополнений в план санации или план ликвидации;
  • об отклонении плана санации и заявлении в экономический суд ходатайства об открытии ликвидационного производства;
  • об отклонении плана санации и (или) ликвидации, заявлении в экономический суд соответствующего ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего;
  • об утверждении мирового соглашения.

Экономический суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение. В случае, если собранием кредиторов не принято ни одно из указанных выше решений или если ни одно из таких решений не представлено в суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства, экономический суд вправе утвердить план санации, подготовленный и представленный управляющим, и принять решение о санации или об открытии ликвидационного производства.

Санация

Под санацией понимается процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника. Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов или по собственной инициативе на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Срок санации может быть продлен:

  • на основании ходатайства собрания кредиторов и (или) управляющего – не более чем на 12 месяцев;
  • по ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, – не более чем на 5 лет.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;
  • предоставление должнику финансовой помощи;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка требования должника;
  • предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;
  • продажа предприятия должника как имущественного комплекса;
  • размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;
  • иные меры.

Не реже одного раза в месяц управляющий обязан представлять комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности. Не позднее 15 дней до истечения срока санации управляющий обязан представить конкурсным кредиторам отчет управляющего по итогам санации. Одновременно с представлением отчета по итогам санации управляющий вносит на собрание кредиторов предложение:

  • о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
  • заключении мирового соглашения;
  • продлении установленного срока санации;
  • прекращении санации и заявлении в суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

Рассмотренный на собрании кредиторов отчет и протокол этого собрания направляются для утверждения в экономический суд. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов суд выносит определение об (о):

  • утверждении отчета управляющего по итогам санации;
  • отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации; продлении срока санации;
  • утверждении мирового соглашения.

Утверждение судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности.

Ликвидационное производство

Ликвидационное производство открывается со дня принятия экономическим судом соответствующего решения. Срок такого производства по общему правилу не может превышать одного года. При этом экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на 6 месяцев и более (при необходимости).

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации, утвержденным собранием (комитетом) кредиторов. С момента принятия решения об открытии ликвидационного производства управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

Расчеты по требованиям кредиторов, возникшим до момента открытия конкурсного производства, осуществляются в очередности, установленной Законом, на основании реестра требований кредиторов. При этом выплаты кредиторам каждой последующей очереди осуществляются только после полного погашения долга перед кредиторами предыдущей очереди.

Справочно
Существуют ли способы противодействия вхождению конкурсного кредитора, являющегося бенефициарным собственником должника, в комитет кредиторов в процедуре банкротства?
Читайте в статье адвоката АБ «Ревера» А. Толочко.

При недостаточности денежных средств должника имеющиеся денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства.

Справочно
Должнику выдан кредит, например, на 100 рублей, который обеспечен в том числе залогом на 20 рублей. Какая сумма подлежит включению в четвертую очередь — вся или в части, обеспеченной залогом?
Читайте в статьепартнера ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ»» В. Галича.

Управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов (собранию кредиторов) и в экономический суд отчет о своей деятельности и хозяйственной (экономической) деятельности должника. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в экономический суд отчет по итогам ликвидационного производства.

После рассмотрения отчета и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 15 дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу представляет его и документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Определение о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения записи об исключении должника из ЕГР полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник – юридическое лицо – ликвидированным, должник – индивидуальный предприниматель – прекратившим свою деятельность и свободным от долгов, связанных с его деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Мировое соглашение

Мировое соглашение в производстве по делу об экономической несостоятельности – это процедура экономической несостоятельности в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п., применяемого на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности и утверждаемого судом, рассматривающим дело.

Важно помнить, что соглашение не может быть заключено до проведения первого собрания кредиторов и до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Следует понимать, что сам факт открытия процедуры банкротства говорит о том, что средств от реализации всех активов должника совершенно точно не хватит для удовлетворения всех требований кредиторов. Ликвидационное производство не дает права должнику осуществлять хозяйственную деятельность. Мировое соглашение же дает шанс должнику за счет ведения хозяйственной деятельности вне рамок процедуры банкротства погасить требования кредиторов. Да, это займет более длительный период времени, чем распродажа активов по ликвидационной стоимости, но и процент удовлетворенных требований будет выше.

Справочно
Мировое соглашение, заключенное по делу о банкротстве, расторгнуто. Каким в очереди должен оказаться кредитор, который до заключения мирового соглашения находился вне очереди?
Читайте в статье адвоката А. Толочко и помощника адвоката АБ «Ревера» В. Аникина.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, от имени должника – юридического лица –управляющим, от имени должника – индивидуального предпринимателя – должником – индивидуальным предпринимателем и управляющим. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, установленные мировым соглашением.

Заключенное и утвержденное экономическим судом мировое соглашение является основанием для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности.

Требования к форме и содержанию мирового соглашения установлены Законом. Так, соглашение заключается в письменной форме, его условия не могут противоречить положениям законодательства Республики Беларусь, оно должно быть реально исполнимым, содержать положения, исключающие их неоднозначные понимание и толкование, содержать одобренные конкурсными кредиторами способы исполнения должником обязательств, а также объем, порядок и сроки их исполнения. Условия мирового соглашения должны быть четко определены в отношении каждого конкурсного кредитора и его требований.

Антикризисный управляющий

Временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности.

Справочно:
Временный управляющий назначается в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве.

Управляющим может быть физическое лицо, отвечающее установленным Законом требованиям:

  • иметь высшее, преимущественно экономическое или юридическое образование;
  • иметь необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  • не иметь судимости;
  • быть аттестованным на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получить аттестат управляющего.

В случае если функции управляющего осуществляет юридическое лицо, то его руководитель должен соответствовать перечисленным выше требованиям.

Справочно
Должник подал заявление о банкротстве, в котором указал кандидатуры антикризисных управляющих. Как кредитору добиться назначения своей кандидатуры управляющего?
Читайте в статье адвоката АБ «Вердикт» Н. Плохотской.

Назначение управляющего производится экономическим судом.

При этом кандидатуры управляющих в делах об экономической несостоятельности в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, представляются хозяйственному суду следующими государственными органами:

  • в подчинении (составе) которых находится должник – государственное юридическое лицо (его учредитель);
  • осуществляющими управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника – юридического лица;
  • разместившими государственные и (или) международные заказы у должника;
  • местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник – градообразующая или приравненная к ней организация.

В отношении иных должников кандидатуры управляющих в количестве не менее 3 предоставляются лицом, подавшим в суд заявление об экономической несостоятельности.

Процедуры банкротства в РБ

К числу реорганизационных (направленных на сохранение кризисного предприятия) процедур банкротства, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, по формальным признакам относятся:

досудебная финансовая помощь, которая может быть оказана должнику учредителями или кредиторами должника, а также за счет средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов или других заинтересованных лиц

Защитный период — это реорганизационная процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Продолжительность защитного периода устанавливается хозяйственным судом и, как правило, не превышает 3-х месяцев. В случае применения к должнику процедуры защитного периода хозяйственный суд назначает временного управляющего. При этом руководитель кризисной организации и органы ее управления не отстраняются от выполнения ими своих функций и продолжают осуществлять свои полномочия.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. После его утверждения суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

К числу ликвидационных (направленных на продажу имущества кризисного предприятия) процедур банкротства, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, относятся (см. п. 2.4.3):

конкурсное производство с санацией должника;

конкурсное производство с ликвидацией должника.

Конкурсное производство — это процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процессе ликвидации должника. При открытии конкурсного производства антикризисный управляющий разрабатывает план санации или план ликвидации, который утверждается комитетом кредиторов и представляется в хозяйственный суд. Срок санации, как правило, составляет 18 месяцев и может быть сокращен или продлен решением хозяйственного суда на 12 месяцев. Срок осуществления ликвидационного производства, как правило, не превышает 12 месяцев и также может быть продлен хозяйственным судом еще на 6 месяцев.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1. Возбуждение процедуры банкротства (срок не более 1-го месяца).

2. Рассмотрение дела о банкротстве и назначение управляющего (срок не более 7 месяцев).

В соответствии с п. 2 ст. 162 ХПК Республики Беларусь решение о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

3. Защитный период (срок не более 3-х месяцев).

С момента принятия заявления о банкротстве судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий. Под защитным периодом понимается процедура проверки хозяйственным судом наличия оснований возбуждения конкурсного производства по делу о банкротстве, продолжительность которой не может превышать трех месяцев. Установление защитного периода влечет правовые последствия:

— имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном этим законом;

— по ходатайству кредитора приостанавливается производство в общих и хозяйственных судах, а также иных государственных органах по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного его имущества;

— приостанавливается исполнение ранее принятых в отношении должника решений судов, связанных с имущественными взысканиями, за исключением судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда;

— запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Кроме того, законом ограничиваются права должника на совершение ряда сделок. В частности, должник может совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки, связанные с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов должника. В определенных законом случаях руководитель должника может быть отстранен от своей должности судом, а исполнение его обязанностей возложено на временного управляющего.

В течение защитного периода временный управляющий принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводит анализ его финансово — хозяйственной деятельности, устанавливает кредиторов должника и совершает другие действия. По окончании данного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего.

4. Конкурсное производство (срок не более 16-ти месяцев с ликвидацией, 22-х месяцев с санацией).

При наличии оснований суд возбуждает конкурсное производство и производит подготовку дела к судебному разбирательству в соответствии с ХПК Республики Беларусь. На первом собрании кредиторов последние принимают предварительное решение о санации или ликвидации должника. В результате рассмотрения дела суд либо выносит решение о банкротстве с санацией должника или его ликвидацией, либо прекращает производство по делу.

5. Санация (срок не более 22-х месяцев).

Процедура санации вводится судом на основании решения собрания кредиторов. При проведении санации в рамках конкурсного производства сохраняются все последствия его открытия. Если санация вводится до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, то в законе особо устанавливаются последствия ее введения.

Процесс санации банкрота можно разделить на четыре стадии:

— подготовка плана санации управляющим;

— утверждение плана санации кредиторами;

— утверждение плана санации судом;

— реализация плана санации.

План санации готовится управляющим в течение срока, установленного законом (1 — 2 месяца), и должен содержать меры по восстановлению платежеспособности должника.

В срок, установленный законом о банкротстве, план санации должен быть рассмотрен собранием кредиторов.

С учетом решения собрания кредиторов суд либо утверждает отчет управляющего о проведении санации, либо удовлетворяет ходатайство кредиторов, либо утверждает мировое соглашение. Таким образом, санация может закончиться прекращением производства по делу, возбуждением ликвидационного (конкурсного) производства или может быть продлена.

6. Ликвидация имущества должника и прекращение правосубъектности банкрота (срок не более 16-ти месяцев).

Процедуру ликвидации имущества банкрота можно разделить на следующие этапы:

1А. Формирование имущества банкрота;

1Б. Продажа имущества банкрота;

1В. Выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из имущества банкрота;

2. Раздел имущества банкрота между кредиторами.

Этапы 1А, 1Б и 1В обозначены таким образом в связи с тем, что они проходят параллельно.

Важным этапом ликвидационного процесса при производстве по делу о банкротстве является продажа имущества банкрота. Продажа имущества осуществляется после утверждения плана ликвидации кредиторами и производится посредством публичных торгов, всегда гласно и по экономически обоснованным ценам. Порядок организации и проведения публичных торгов регулируется ст. 287 — 292 ХПК Республики Беларусь. ГК Республики Беларусь также содержит нормы о проведении торгов (ст. 417 — 419), но эти правила применяются к публичным торгам, которые проводятся в порядке исполнения решений суда, если иное не предусмотрено гражданским процессуальным законодательством (п. 6 ст. 417), то есть, вероятно, к публичным торгам по продаже имущества банкрота применяться не будут.

Выплаты кредиторам производятся по мере продажи имущества должника. Окончательная выплата осуществляется после продажи всего имущества в соответствии с планом ликвидации. О последней выплате должна быть сделана публикация.

После вышеуказанных платежей управляющий организует выплату кредиторам их долей разделенного имущества, то есть подлежащих удовлетворению признанных требований или их частей, в соответствии с установленной законом очередностью.

По завершении процедуры ликвидационного производства, суд предоставляет данные о ликвидации для исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает об их ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики.

Предприятие считается ликвидированным, а требования кредиторов погашенными, с даты внесения записи об этом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Минимальный срок банкротства, минуя процедуры защитного периода и санации, составляет около 9 месяцев, с указанными процедурами около 2 лет.

Полная база нормативно-правовых документов Республики Беларусь приведена на сайте http://bankrot.gov.by/Documents.aspx и отвечает международным стандартам правового регулирования института несостоятельности (банкротства) других стран мира.

На интернет-портале http://www.court.by/, Вы можете ознакомиться с информацией о датах и времени судебных заседаний по делам о банкротствах, а так же с объявлениями об открытии процедур и порядке приема кредиторских требований по делам о банкротстве, рассматриваемым экономическими судами в печатном издании Верховного Суда – журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие».

На интернет-портале http://bankrot.gov.by/, Вы можете ознакомиться со всеми сведениями по делу о банкротстве (наименование судов, номера дел, полная информация об антикризисных управляющих, контактная информация).

На интернет-порталах http://pravo.by/, http://etalonline.by/, Вы можете ознакомиться с законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Беларусь о банкротстве.

Инна Васильевна Шашок

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

Член Белорусского республиканского Союза юристов

Оставьте комментарий