Беседа психолога с родителями

«Как вырастить хороших детей в дурных обстоятельствах?» — это старинная проблема. Одни люди решали ее, другие — находили оправдательные причины для объяснения бесчестности и недоброты выросших своих детей: мир виноват. Но в одном и том же мире есть хорошие семьи и дурные, хорошие дети и ужасные»

С. Л. Соловейчик, советский педагог

Каждого родителя волнует вопрос каким вырастет его ребенок, и каждый хочет, чтобы его ребенок был здоровым и успешным. Однако, далеко не все родители в полной мере понимают, что здоровье и, в конечном итоге, счастье ребенка в огромной мере зависит от самих родителей. А что родители могут и должны сделать для своих детей и что они делать ни в коем случае не должны?

Очень непросто бывает родителям добиться от своего ребенка послушания. Иногда проще применить силу, ударить ребенка, чтобы успокоить его. В этом случае ребенок вынужден будет подчиниться, но это оскорбляет, унижает и подавляет его.

Одного ребенка сильно подавили, и он растет трусливым, безвольным. Другого ребенка такое воспитание озлобило, и он постоянно проявляет агрессию, конфликты возникают, как говорится, «на ровном месте». У третьего начались психические отклонения. И часто, выросшие дети, оскорбляя и обижая своих престарелых родителей, всего лишь возвращают то, что они получили в детстве. Не даром старая истина гласит: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».

В связи с этим хочется дать несколько советов родителям:

— не прибегайте к насилию, ребенок усвоит этот метод как способ общения;

— не угрожайте ребенку: вы рискуете потерять веру в вашу любовь;

— не шантажируйте и не подкупайте ребенка: он станет манипулировать вами и другими людьми;

— не отвергайте ребенка, как бы он ни провинился перед вами;

— наказывая ребенка, всегда отдавайте себе отчет за что вы его наказываете;

— будьте последовательны в своих действиях, иначе собьёте ребенка с толку;

— уважайте «я» своего ребенка;

— постарайтесь показать ребенку, что он равноправный член семьи, что его уважают и любят.

— при любых обстоятельствах умейте признать свою неправоту, ведь рано или поздно он узнает, что вы его обманывали и потеряет доверие к вам.

Родителям необходимо помнить, что именно семья играет основную роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. И от того, какие взаимоотношения в семье, нравственная и эмоциональная атмосфера, какие ценности и интересы у самих родителей зависит какими вырастут их дети.

Важнейший вопрос в отношениях между родителями и детьми – общение.

Не забывайте, что родители — самый первый, самый главный образец для ребенка, и очень важно, как мы общаемся в присутствии детей, какие модели поведения им демонстрируем.

Вот типы общения, которые дети не должны наблюдать у нас и, тем более — не применимые к детям:

  1. «Формальное общение», при котором используются привычные маски участливости, вежливости и т.п., когда истинные эмоции и чувства скрыты.
  2. «Примитивное» — человек оценивается с позиции: «нужный – ненужный», «полезный – бесполезный», причем — на данный момент. Если нужен – активно вступают в контакт, не нужен – полное равнодушие в лучшем случае (в худшем – пренебрежение или агрессия). Получено желаемое – потерян и интерес к человеку.
  3. «Манипулятивное» — используются любые способы и приемы (лесть, обман, демонстративная доброта, запугивание и т.п.) чтобы добиться определенной выгоды для себя. Сам же человек, как личность, учитывается лишь на столько, на сколько это необходимо, чтобы добиться своего.

А как общаются близкие, уважающие друг друга люди? Их общение духовное – можно затронуть любую тему; люди, при этом, свободны и доверчивы; они внимательны не только к словам, но и интонациям, выражению лица, жестам.

Настоящее истинное духовное общение возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают друг друга, доверяют, когда людей объединяет подлинное, а не показное уважение.

Очень важно и необходимо научить ребенка искусству общения. Именно общение формирует ребенка, позволяет оценить степень принятия его окружающими, избежать чувства одиночества. Общаясь, ребенок получает знания об окружающем его мире, усваивает нормы и правила жизни в обществе, учится понимать чувства и переживания других людей.

Часто бывает так, что ребенку надо пообщаться с родителями, а у них нет времени выслушать и ребенок остается один на один со своими переживаниями. Нельзя допускать ситуации, когда ребенок видит, что его переживание не важно для родителей.

Вот некоторые правила эффективного общения:

  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Присядьте рядом, возьмите его на колени, слегка прижмите к себе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, отвернувшись, смотря телевизор, лежа. Ваша поза – сигнал о том, насколько вы готовы его слушать. Его с легкостью уловит ребенок любого возраста, не отдавая себе в этом отчета. Поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
  2. Слушая ребенка, обращайте внимание на его мимику и жесты. Иногда дети уверяют нас, что все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Отдавайте предпочтение внешним проявлениям.

Если ребенок чем-то расстроен или огорчен, спросите: «Что-то случилось?» и ему будет легче начать рассказ о произошедшем.

  1. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой своей реплики помолчите: это время необходимо ребенку чтобы разобраться в своем переживании. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть он что-то добавит.
  2. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние и чувства. Выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. В этом случае ребенок убедится, что вы его слышите; может услышать себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; и убедится в том, что вы его правильно поняли.
  3. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правильное общение — это путь установления контакта с ребенком, способ показать, что он вам интересен и вы принимаете его со всеми бедами и переживаниями. Для этого необходим некоторый запас времени, потому что от прерванных попыток слушать ребенка тот может получить только разочарование.

Частой проблемой в детско-родительских отношениях является гипоопека (дефицит внимания к ребенку в семье), когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Причины гипоопеки могут быть разные. Это и постоянные конфликты между родителями, которые в пылу борьбы забывают о своем ребенке; и постоянная занятость родителей, поскольку у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. Часто ли родители беседуют «по душам» со своим ребенком, интересуются, как прошел его день, с кем ребенок дружит, с кем ссорится, что его радует, а что огорчает, не нужна ли ему помощь или поддержка?

А, между тем, внимание и участие родителей – важнейшая потребность ребенка и она нисколько не меньше потребности в пище, сне и одежде.

Другая, не менее опасная проблема — гиперопека, когда родители контролируют с самого раннего детства каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность. Такой ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие – нет. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, он легко подчиняется любому внешнему давлению. А попадая под влияние асоциальной компании, такие дети совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, и делают это просто потому, что не умеют отказываться и отстаивать свою позицию.

Важный момент, на который родителям стоит обратить внимание – поступление ребенка в школу. В это время происходит изменение социальной позиции ребенка.

Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т.д. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой, — школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Теперь для него ситуация в школе – мощный источник положительных или отрицательных эмоций.

К тому же и сам характер эмоций в этом возрасте тоже меняется. Если у дошкольника они носили поверхностный характер, были мимолетными, то теперь ребенок дольше переживает радость или огорчение, успехи или неудачи формируют его самооценку.

Вот почему так важно, чтобы школьная жизнь ребенка складывалась благополучно, чтобы он получал удовольствие от учения. А это возможно лишь в случае, если нагрузка на организм адекватна возможностям ребенка, иначе у ребят будет накапливаться опыт неудач, что приведет к формированию заниженной самооценки, тревожности. В этом случае возникает стереотип «что бы я ни делал, всё равно у меня ничего не получится, можно даже не стараться». Но, и слишком легкой нагрузка быть тоже не должна, иначе ребята лишаются ощущения радости победы.

Для младших школьников одной из характерных поведенческих реакций является подражание, когда копируются черты и поведение человека наиболее авторитетного для него. И тут особое значение имеет отношение взрослого к так называемым вредным привычкам: курению и алкоголю. Не случайно в семьях курильщиков дети раньше приобщаются к курению, а в семьях алкоголиков – к алкоголю.

Задача родителей – помочь ребенку перенять те их черты, которые действительно являются полезными и нужными. Можно научить ребенка приемам мастерства или рукоделия, заинтересовать своими увлечениями, сделать помощником в хозяйственных делах. Именно родители должны убеждать своих детей, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности – великий и бесценный дар. Ведь, если они сами не считают, что жизнь прекрасна и удивительна, не доказывают это детям на своем примере, что же тогда можно противопоставить наркокультуре, утверждающей, что кроме табака, алкоголя, наркотиков, разврата и скотского поведения в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить то без этого не имеет смысла.

Чем больше родители проводят вместе с ребенком время за домашними делами, на даче, на отдыхе, чем больше он получит при этом положительных эмоций, тем лучше, поскольку человек стремится к повтору ситуаций, вызывающих у него положительные эмоции. А родители, которые вслух жалуются на свою жизнь, приговаривая: «Жить не хочется! Хоть в петлю лезь!» — сами убеждают детей, что жизнь хуже смерти.

Хочется напомнить некоторые известные мудрые заповеди для родителей:

— Не допускайте развития у ребенка комплекса неполноценности или, если он возник, постарайтесь избавить ребенка от этого комплекса, дать ему шанс почувствовать себя успешным хоть в каком-то деле. Ребенок, не нашедший себя в школе, дома, чувствующий себя изгоем, найдет способы продемонстрировать свою самостоятельность другим путем.

— Замечайте любые, даже малейшие успехи ребенка. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, поскольку способности у всех разные. Гораздо эффективнее сравнение его вчерашнего с ним сегодняшним, поддерживать стремление ребенка быть лучше, умнее, сильнее.

— Исключите возможность появления «пустого» времени у ребенка, его бездельничанье. Должна быть полная загруженность пусть не легкими, но увлекательными занятиями. Здесь важно раннее развитие интересов и увлечений.

— Не унижайте его, уважайте его мнение и аргументы, даже если и не согласны с ними.

— Не относитесь к проблемам ребенка свысока, ему нисколько не легче, чем вам, а возможно и тяжелее, поскольку у него нет вашего жизненного опыта.

И помните, что среда, в которой подкрепляется позитивное поведение, больше способствует улучшению, чем та среда, в которой основное внимание обращается на негативное поведение.

И еще несколько дополнительных советов для родителей:

  1. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников пьющими алкогольные напитки или курящими.
  2. Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.
  3. Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин – яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.
  4. Покажите ему, что источником радости может быть искусство, спорт, наука, природа, творческое участие в жизни семьи и общества. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной, тогда вашему ребенку не будет нужды искать сомнительные источники «острых» ощущений.
  5. Помогите ребенку найти «свое» увлечение и научите его получать удовольствие от собственных усилий.
  6. Доверяйте ему и принимайте его удачные решения.
  7. Обозначьте ему определенные обязанности и требуйте их выполнения.
  8. Будьте с ним искренним и вежливым. Ребенок очень чувствителен к фальши и оскорблениям.
  9. Разделяйте с ребенком его заботы и тревоги.
  10. Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, помогите найти интересных и верных друзей.

Помните, что от воспитания в семье зависит справится ли ребенок с теми трудностями, которые ждут его в жизни. Судьба вашего ребенка в ваших руках.

И еще. Мало любить своих детей, необходимо показывать им свою любовь. Иначе они видят, что никому не нужны, никто их не ждет. Каждому ребенку надо знать, что, несмотря ни на что, он любим. Поэтому, примем заповедь «Каждый день с ребенком начинай радостью, заканчивай – миром»

Похвалите своего ребенка с утра, и как можно доходчивее, теплее, даже если собственное настроение никакое. Ваше доброе слово, ваше объятие, поцелуй, ласковый взгляд – подпитка душевная на весь долгий и трудный день.

И на ночь не отпускайте без знака своей любви.

Подростковый возраст

Подростковый возраст – кризисный возраст, когда ребята становятся очень ранимыми и болезненно воспринимают отношение к ним окружающих. У ребят этого возраста часто наблюдаются импульсивные, немотивированные поступки. Процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля.

Возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, которое часто встречает со стороны родителей активное противодействие. Часто мы требуем от подростков безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях. Как избежать искушения авторитарностью?

Надо отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мнением) от авторитарности (когда попросту подавляется инициатива ребенка).

Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности.

Очень важно учитывать психологические особенности этого возраста:

Стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

Отказ принимать оценки и жизненный опыт родителей и желание получить свой собственный опыт.

Рост критичности и негативизма. Постулаты взрослых не принимаются на веру.

Самым важным для подростка становится общение со сверстниками. Подростки предпочитают общество себе подобных, т.е. сверстников, а не общество родителей. При этом подростки в группе подчиняются влиянию лидера. (Решающую роль в формировании поведения подростка в группе играет личность лидера группы, а именно, его нравственные качества. Наряду с привлекательными качествами (сила, ловкость), лидер может быть асоциальной личностью.)

Так же, как детям необходимы игры, подросткам необходимы увлечения, которые с ними разделяет их группа.

Формирование «мы-концепции». С одной стороны – сплочение группы (общие цели, интересы, задачи); с другой – мир распадается на «своих» и «чужих». Причем отношения между этими группами порой резко антагонистичны.

Вера в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Стремление следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре.

Огромное влияние на их формирование оказывают СМИ.

Часто возникает кризис самооценки подростка, возникающий в связи с освоением социального пространства.

У взрослых не должна вызывать тревогу частая смена увлечений подростка, если от этого не страдают учеба, отдых, труд. Подросток ищет себя.

Необходимо быть осторожными с запретами. Часто ребенок прибегает к спиртному из протеста, если слышит унизительный для себя запрет. Такая реакция выражена тем сильнее, чем сильнее подросток «зажат» старшими. Стремление выйти из-под опеки может принять крайние формы – отрицание общепринятых норм поведения, духовных ценностей, правил и законов морали и т.д. Когда выражение протеста заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым, появляются вызывающие прически, одежда, пристрастие к странной музыке и т.д.

Кроме того, полезно знать, что демонстративность может быть парадоксальным проявлением застенчивости.

При заниженной самооценке застенчивый человек нередко пребывает в ошибочной уверенности, что на него обращено всеобщее внимание, причем отнюдь не одобрительное: его будто бы обсуждают, презирают, над ним смеются. И он начинает провоцировать у окружающих отрицательные эмоции, которые он, по его убеждению, всё равно непроизвольно вызывает. Т.е. он начинает как бы дирижировать «вселенской неприязнью по отношению к себе», ограждая тем самым свое самолюбие от неожиданных травм.

Особенные дети

Последние годы часто возникают вопросы, касающиеся детей, имеющих определенные отклонения от нормы (избыточно активные, трудно обучаемые, невнимательные и пр.).

Гиперактивные дети.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания (легко отвлекаются), двигательной расторможенностью (возбуждение преобладает над торможением) и импульсивностью поведения.

Вероятно, это связано с определенными видами поражений головного мозга (результат патологий при беременности, родовых травм, курения родителей и употребления ими ПАВ и др.).

Проблема эта комплексная и требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов, т.е. и решаться должна комплексно.

Родителям гиперактивных детей обратить внимание на следующее:

  1. Поведение близких ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения. Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание ребенка. Старайтесь говорить спокойным голосом.

  1. Окружающая среда и обстановка в семье.

Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (т.е. его собственную территорию). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Хорошо вместе с ребенком составить распорядок дня и следовать ему. Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Избегайте большой нагрузки на ребенка. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте физкультминутки. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Используйте тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Давайте четкие, короткие и конкретные инструкции. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  1. Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, эмоциональное сближение.

Здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра (эмоционально окрашенная), поскольку она близка и понятна ребенку. Кроме того, цель игр – приобретение опыта, его накопление и, как следствие – изменение своего поведения.

Агрессивные дети.

Есть три основных вида агрессии:

  1. Физическая агрессия. (Драки, разрушительное отношение к вещам — дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают вещи.).
  2. Словесная агрессия (ссора, крик, угроза, проклятия, ругань).
  3. Косвенная агрессия. Это вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или на кого-то конкретно не направлено (взрыв ярости, проявляющийся в крике, ругани, топанье ногами, битье кулаками по столу).

Агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении вреда себе (обкусывание ногтей, выдирание волос и т.п.).

Часто причиной детской агрессивности является семья.

— Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни гораздо чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, и она стала нормой его жизни (ругань, взаимные унижения, упреки, оскорбления).

— Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

— Безразличие со стороны взрослых, отказ от общения, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.

— На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

Сказывается и обилие видео- и телепрограмм с сюжетами насилия.

Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, не устраняют это качество, а взращивают его, развивая, в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Что такое агрессия? Это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Его поведение часто лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Такие дети часто не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

А, между тем, этот ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, в их понимании и поддержке.

Преодолению агрессивности помогает доброе слово, ласковый взгляд, теплота общения, готовность и умение слушать.

Взрослым не стоит обвинять ребенка во всех смертных грехах. Он и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него и обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты, почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению.

Работа с агрессивными детьми:

  1. Обучение приемлемым способам выражения гнева;
  2. Обучение детей умению владеть собой;
  3. Формирование способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. (Чтение книг доброго содержания, песни, стихи и пр.)

Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден, их, обычно, не волнуют страдания окружающих. Важно, научить такого ребенка сочувствию, тогда и выраженность агрессии будет слабее.

Что делать взрослым в случае проявления детской или подростковой агрессии:

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Агрессивное поведение ребенка вызывает сильные отрицательные эмоции у взрослых (раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность). Но, если взрослый человек управляет своими эмоциями, он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

— повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

— демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

— агрессивные позы и жесты, разговор «сквозь зубы»;

— сарказм, высмеивание и передразнивание;

— негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

— использование физической силы;

— втягивание в конфликт посторонних людей;

— нотации;

— наказания или угрозы наказания;

— сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;

— команды, жесткие требования, давление;

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.

При этом, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

  1. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Родители должны быть примером собранности и спокойствия. И чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого.

Быть последовательным в наказаниях ребенка. (Наказания не должны унижать ребенка.)

Запреты должны быть ясными и справедливыми.

Развивать способность к эмпатии. (Чтение книг доброго содержания, песни, стихи и пр.)

Консультативная беседа с родителями учащегося с ОВЗ

1. Объект беседы: родители учащегося.

2. Тема беседы: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

3. Цель беседы: формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.

4. Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с родителями;

б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника;

в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;

г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

5. План беседы:

1) Приветствие;

2) Основная часть;

а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;

б) Вопросы, заданные родителям;

в) Возникшие вопросы у родителей;

г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

3) Заключение.

(опорные понятия, вопросы, структура беседы).

Приветствие:

Здравствуйте! Меня зовут Морозова Светлана Алексеевна. Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Основная часть:

Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.

Безрадостная картина, не правда ли?

(Ответы родителей)

А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

(Вопросы родителей)

Застенчивость — понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.

Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» — значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

(Вопросы родителей)

Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.

4 причины застенчивости:

1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.

2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.

3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.

4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.

Памятка для родителей.

Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться в взаимодействии со своим застенчивым ребенком.

1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.

2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.

5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

6. Источник темы беседы: тема беседы обусловлена запросом психолога.

7. Используемая литература при подготовке беседы:

1. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Педагогика, 2005. – 284с.

2. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М.: Ось, 2009. – 179 с.

Дополнительные сведения (используемые приемы и средства, привлекаемые к организации беседы, субъективная оценка проведенной беседы).

I.2. Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб

А. Проблемы умственного развития

Если заявлены проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.), то основными направлениями сбора анамнеза будут следующие:

Возможные источники органических поражений мозга:

– патология в протекании беременности: гормональные нарушения, угроза выкидыша; заболевания, из которых наиболее опасны краснуха (рубелла) беременных и грипп (особенно в первой половине беременности); работа на химическом производстве, с химическими реактивами;

– патология в протекании родов: сильная недоношенность; стремительные роды; родовспоможение (щипцы – частый источник локальных органических поражений; вакуум нередко вызывает множественные микропоражения); асфиксия, проявляющаяся в том, что ребенок закричал не сразу после рождения;

– травмы головы, сопровождавшиеся признаками сотрясения мозга: тошнотой, рвотой (при этом диагноз «сотрясение мозга» мог отсутствовать);

– неврологические заболевания (менингит, энцефалит и др.).

Признаки нарушений в раннем психическом развитии:

– замедленное развитие прямостояния и ходьбы; можно ориентироваться на следующие примерные границы нормы: ребенок начинает сидеть к 6—8 месяцам, стоять – к 9—11 месяцам, ходить – к 12—14 месяцам;

– замедленное развитие речи; ориентировочные нормы: лепет (повторение однотипных слогов типа «ба-ба-ба», «на-на-на» и т.п.) – с 6 месяцев, отдельные слова (например, «мама» или «дай») – к 11—14 месяцам, простейшие фразы из двух слов – к 18—24 месяцам;

– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления — активной радостной реакции и смеха при виде взрослого; в норме комплекс оживления появляется к 3 месяцам;

– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (в норме они обычно появляются в 3 года).

История обучения ребенка:

– посещал ли детский сад; если да, то с какого возраста и какого типа (дневной, круглосуточный; массовый, специальный);

– в каком возрасте пошел в школу; если пошел раньше или позже обычного срока, то почему;

– каковы успехи в учебе в настоящее время и в предшествующие годы, какие имеются (имелись) трудности, по каким предметам.

Б. Проблемы поведения

Если заявлены поведенческие проблемы, то вне зависимости от того, на какие именно трудности жалуется клиент, полезно собрать сведения о поведении в разных ситуациях.

Поведение ребенка в школе:

– соблюдение норм поведения на уроке: сидит ли ребенок за столом или может вдруг встать и пойти по классу (выйти из класса); мешает ли вести урок; слушает ли учителя; как реагирует на его замечания;

– поведение на перемене: спокоен или сверхподвижен; общается ли с другими детьми; вступает ли в драки.

Поведение в семье:

– выполняет ли общие требования родителей (выполнение домашних заданий, укладывание спать, соблюдение гигиенических требований);

– как реагирует на отдельные поручения, просьбы и указания;

– особенности поведения по отношению к разным членам семьи;

– поведение с родителями вне дома (в магазине, в гостях).

Поведение в общении с другими детьми:

– играет ли с детьми, участвует ли в коллективных развлечениях;

– часты ли конфликты, ссоры; по каким причинам они возникают; как ведет себя в случае конфликта.

Воспитательные воздействия, применяемые взрослыми:

– поощрения (подарки, развлечения, сладости и т. п.): насколько часты; в каких случаях ребенок их получает; зависят ли от поведения ребенка;

– наказания: какие именно наказания используются, насколько они часты;

– общий стиль общения с ребенком, время, уделяемое ему родителями; совпадают ли у родителей взгляды на воспитание.

Образцы, которые ребенок наблюдает дома (поведение родителей в разных ситуациях, не имеющих прямого отношения к ребенку).

В. Эмоциональные и личностные проблемы

При жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенную возбудимость, частую смену настроений, страхи, раздражительность, безволие и т. п.) можно рекомендовать следующие направления сбора анамнеза:

Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления.

Ситуации, способствующие улучшению состояния.

Реакции ребенка на разные жизненные ситуации: школа (в частности, ответственная контрольная); выполнение домашних заданий; общение с родителями; самостоятельная деятельность; общение с детьми; развлечения; каникулы.

Г. Проблемы общения

Нарушения общения могут проявляться в замкнутости, агрессивности, неадекватных притязаниях на лидерство, повышенной обидчивости, неумении «постоять за себя» и т. п. Они могут относиться к любым ситуациям общения или только к некоторым из них (например, только к общению с детьми или, напротив, со взрослыми; только к общению в школе или, наоборот, в семье). В любом случае рекомендуется собрать достаточно подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях:

Раннее развитие общения:

– имелся ли комплекс оживления (см. 2.А);

– любил ли ребенок в младенческом возрасте быть у родителей на руках, просился ли на руки, часто ли его брали.

Общение со сверстниками:

– есть ли у ребенка друзья (подруги), сколько их, насколько часто они общаются, где (в школе, в кружке, на улице, ходят друг к другу в гости), чем обычно занимаются;

– поведение в общении с другими детьми (см. 2.Б).

Общение со взрослыми:

– общение в семье: проявляет ли ребенок инициативу в общении, старается ли обратить на себя внимание взрослых, делится ли своими проблемами и переживаниями; кто из членов семьи проводит с ребенком больше всего времени;

– общение в школе: любит ли ребенок учительницу (учителя), обращается ли к ней (к нему) по собственной инициативе, как реагирует на обращение к себе;

– общение с посторонними взрослыми: стремится ли ребенок к такому общению или старается его избегать; как ведет себя в гостях, на улице, в транспорте.

Д. Неврологические проявления

Наиболее распространенные неврологические проявления – это тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, энурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна. Если за ними не стоит серьезное нервное заболевание (выходящее за рамки компетенции психолога), то они, как правило, являются следствием эмоциональных проблем. Поэтому в этом случае следует использовать ту же схему сбора анамнеза, что и при жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (см. 2.В).

Оставьте комментарий