Благотворительная помощь

Содержание

Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств.

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется (Конституция Статья Конституцией Российской Федерации), (Гражданский кодекс Статья Гражданским кодексом Российской Федерации), Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Понятие благотворительной деятельности

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки, по которым осуществлляется налогообложение благотворительного фонда. Такое право им дает статья 284 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков.

Льготы по НДС

А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.

В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.

Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

Отказ от льготы по НДС

Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

«Входной» НДС

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Счет-фактура

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Бухгалтерский учет благотворительной помощи

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Заполняем налоговую декларацию

Согласно Порядку заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражаются коды операций, установленные в приложении 1 к данному Порядку. Для безвозмездной передачи товаров и/или имущественных прав (при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности предусмотрен код 1010288.

Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

Налоговое законодательство РФ также поддерживает благотворителей – физических лиц. Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что граждане — благотворители имеют право на социальный налоговый вычет. Это означает, что налогоплательщику вернут часть средств, потраченных им на благотворительность: налоги уменьшат на размер социального налогового вычета в сумме, равной этой помощи. То есть он получит из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13 % от суммы его расходов на благотворительность.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

В какой форме оказывать помощь

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.

Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.

Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).

Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.

Как перечислить деньги на благотворительные цели

Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  • через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  • с банковского счета или наличными через банк;
  • через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Перечисление через организацию

Организация — источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.

В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.

Перечисление через банк

Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».

Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.

Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ, и затраты на благотворительность в него не входят.

Куда обращаться и какие документы необходимы для получения вычета

Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ «налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования». Это является обязательным условием для уменьшения налога.

К заявлению, как правило, прилагаются:

  1. справка о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2020 году можно еще подать декларацию за 2016–2018 годы.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены. То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.

Уважаемые руководители компаний и собственники бизнеса!

Будем Вам чрезмерно благодарны за ваше благотворительное пожертвование на расчётный счёт благотворительного фонда «Соверши добро».

Карта партнёра Благотворительного Фонда «Соверши добро»

Полное наименование Благотворительный фонд «Соверши добро»
Сокращённое наименование БФ «Соверши добро»
ИНН /КПП 1659163908/771901001
ОГРН 1151690091156
Реквизиты расчётного счёта

Расч.сч. 40703810838000008607

Дополнительный офис №9038/01848

ПАО Сбербанк, ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО

Корр.счет 30101810400000000225

БИК 044525225

Назначение платежа:

Благотворительное пожертвование без НДС

Директор

окарева Екатерина Александровна,

действующая на основании Устава

Юридический адрес 107023, г. Москва, пл. Журавлёва, д. 2, стр. 2, пом. 53
Фактический и почтовый адрес 107023, г. Москва, пл. Журавлёва, д. 2, стр. 2, офис 523
Телефон 8 (952) 039-77-44
e-mail
сайт
социальные сети

Твиттер: https://twitter.com/sovershidobro
Инстаграмм: https://www.instagram.com/sovershidobro/
Вконтакте: https://vk.com/club107087596
Одноклассники: http://ok.ru/group/53975703486697
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCb7PxxcL9nr8cK84tmT3v0g

В назначении платежа, пожалуйста, указывайте «Благотворительное пожертвование без НДС», «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность без НДС». Если в документе не будет слов «благотворительное пожертвование», то фонд обязан будет выплатить государству налог на прибыль из тех денег, что вы перечислили, и деньги не дойдут целиком до благополучателя.

Если указано в назначении платежа, «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность без НДС», то фонд имеет возможность направить средства на «горячую» операцию (лечение) или программу фонда, где необходимо срочное вливание денежных средств.

Если Вы хотите перечислить средства на определённого ребёнка, то просим Вас в назначении платежа указывать программу, по которой проходит помощь для ребёнка (Например, «Благотворительное пожертвование на программу для детей с ДЦП «Преодолеем вместе» без НДС»). В этом случае, если поступление превысят необходимое количество денег для определённого ребёнка, то остаток можно будет использовать на других больных детей, нуждающихся в лечении по данной программе. В противном случае остаток средств может быть не использован, так как необходимо письменное разрешение жертвователя, что не всегда удаётся сделать, ввиду недоступности жертвователя, и денежные средства будут находиться без движения, не принося пользы детям.

Уважаемые благотворители руководители предприятий!

Будем Вам признательны, если Ваши сотрудники под Вашим руководством примут участие в работе благотворительного фонда «Соверши добро» по направлению коммерческая благотворительность.

В рамках данного направления Вы с Вашими сотрудниками можете оказать благотворительное пожертвование, как от юридического лица, так и от физических лиц любым удобным способом оплаты.

Будем очень Вам благодарны, если вы разместите баннер нашего фонда на вашем сайте или страничке в социальной сети.

Мы со своей стороны готовы разместить информацию о вашем предприятии на нашем сайте.

Более подробно уточнить возможные способы сотрудничества и оказания благотворительной помощи детям с тяжёлыми заболеваниями и детям, оставшимся без попечения родителей можно на странице нашего сайта «Партнёрам» в разделе «О фонде».

Карта партнёра для юридических лиц (скачать)

Договор благотворительного пожертвования (скачать)

Договор-оферты (скачать)

Благотворительность и гуманитарная помощь в бюджетных учреждениях

Получение благотворительной помощи разных видов в последние годы стало достаточно распространенным явлением в бюджетной сфере. Благодаря дополнительным поступлениям средств (товаров, работ или услуг) от благотворителей бюджетные учреждения имеют возможность поддерживать свою деятельность на надлежащем уровне. Порядок предоставления благотворительной помощи и использования ее бюджетными учреждениями четко урегулирован действующим законодательством. Рассмотрим его подробнее.

Правовая основа благотворительности

Сфера благотворительности регулируется в Украине рядом нормативно-правовых актов, основным из которых является Закон от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 5073 благотворительная деятельность – это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных данным Законом целей, которая не предусматривает получения благотворителем прибыли, а также уплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени либо по поручению бенефициара.

Бенефициаром (приобретателем) благотворительной помощи может быть, в частности, неприбыльная организация или территориальная громада (т. е. субъекты госсектора), которая получает помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом № 5073. Бенефициарами благотворительных организаций также могут быть любые юридические лица, которые получают помощь для достижения целей, определенных Законом № 5073.

Благотворитель – это дееспособное физическое или юридическое лицо частного права (в частности, благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/58534-0

К благотворителям не относятся субъекты госсектора, поскольку они не являются юрлицами частного права.

Кроме Закона № 5073, вопросы предоставления и получения благотворительной помощи определяют следующие нормативно-правовые акты:

  • Бюджетный кодекс;
  • Порядок передачи подарков, полученных как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям либо организациям, утвержденный постановлением КМУ от 16.11.11 г. № 1195;
  • Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания, для нужд их финансирования, утвержденный постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222 (далее – Порядок № 1222);
  • Порядок распределения товаров, полученных как благотворительная помощь, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, утвержденный постановлением КМУ от 17.08.98 г. № 1295 (далее – Порядок № 1295).

Направления и виды благотворительности

Закон № 5073 четко регламентирует цели благотворительной деятельности, виды благотворительных организаций, сферы и порядок управления ими. Так, согласно ст. 3 Закона № 5073 целями благотворительной деятельности являются предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, определенных данным Законом, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах. Указанная статья содержит также полный перечень сфер благотворительной деятельности, в частности:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • экология, охрана окружающей среды и защита животных;
  • предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, помощь пострадавшим в результате катастроф, вооруженных конфликтов и несчастных случаев, а также беженцам и лицам, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах;
  • опека и попечительство, законное представительство и правовая помощь;
  • социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги и преодоление бедности;
  • культура и искусство, охрана культурного наследия;
  • наука и научные исследования;
  • спорт и физическая культура;
  • права человека и гражданина и основополагающие свободы;
  • развитие территориальных громад;
  • развитие международного сотрудничества Украины;
  • стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов и повышение конкурентоспособности Украины;
  • содействие осуществлению государственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в Украине;
  • содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения.

Согласно ст. 5 Закона № 5073 благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять благотворительную деятельность на основании добровольного выбора одного или нескольких следующих ее видов:

  • безвозмездная передача в собственность бенефициаров денежных средств, другого имущества, а также безвозмездная уступка бенефициарам имущественных прав;
  • безвозмездная передача бенефициарам права пользования и других вещных прав на имущество и имущественных прав;
  • безвозмездная передача бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;
  • безвозмездное предоставление услуг и выполнение работ в пользу бенефициаров;
  • благотворительная совместная деятельность и выполнение других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;
  • публичный сбор благотворительных пожертвований;
  • управление благотворительными эндаументами (денежными фондами);
  • исполнение завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;
  • проведение благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

Законы Украины могут определять дополнительные виды благотворительной деятельности и особенности регулирования определенных видов благотворительной деятельности. Однако получение бенефициарами благотворительной помощи от благотворителей не может быть основанием для ограничения или прекращения каких-либо иных видов помощи, выплат или льгот, определенных законами Украины.

Перечень бюджетных учреждений – получателей благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц приведен в Порядке № 1222. Это заведения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания.

Закон № 5073 не предусматривает предоставления благотворительной помощи органам исполнительной власти, органам местного самоуправления (далее – ОМС), органам и подразделениям внутренних дел и гражданской защиты или другим военизированным формированиям. В этом контексте уместно напомнить, что в соответствии с ч. 1. ст. 54 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» государственным органам и ОМС запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.

Незаконное получение от физических, юридических лиц безвозмездно денежных средств или другого имущества, нематериальных активов, имущественных преимуществ, льгот или услуг при наличии оснований влечет за собой ответственность соответствующих должностных лиц государственных органов и ОМС.

Порядок предоставления и оформления

Порядком № 1222 урегулированы вопросы получения, использования и учета благотворительных взносов (пожертвований) от благотворителей – юридических и физических лиц резидентов и нерезидентов бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания. В частности, благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями приобретателям в денежной форме для потребностей их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги в натуральной форме.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/58534-1

Благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным в установленном порядке.

Если конкретные цели использования благотворительных средств благотворителем не определены, то пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения-бенефициара в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с их основной деятельностью. Поэтому часть средств, полученных как благотворительные взносы, может быть направлена на выплату зарплаты работникам указанных учреждений при условии соблюдения требований Закона № 5073, но только в случае, если такое направление расходов определено благотворителем.

На сегодня благотворительные взносы могут поступать к приобретателям несколькими путями. Это может быть, например, оформление договора по предоставлению благотворительной помощи.

Гражданское законодательство рассматривает благотворительную помощь как пожертвование. Согласно ст. 729 Гражданского кодекса (далее – ГК) во время заключения договоров о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом. Такие договоры могут заключаться как в устной, так и в письменной форме. Это согласуется со ст. 6 Закона № 5073, которая определяет безвозмездную передачу благотворителем денежных средств, другого имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров (приобретателей) для достижения определенных, заранее обусловленных целей благотворительной деятельности, как благотворительное пожертвование.

Однако в случае заключения договора о пожертвовании нужно соблюдать требования ст. 719 ГК относительно письменной формы договора. В частности, это касается недвижимой вещи (с нотариальным удостоверением), имущественного права, движимых вещей, которые имеют особую ценность. В отличие от договора дарения, договор о благотворительном пожертвовании валютных ценностей не подлежит нотариальному удостоверению. Это вытекает из содержания ч. 5 ст. 719, ч. 3 ст. 729 ГК и ч. 1 ст. 6 Закона № 5073.

Благотворитель – физическое лицо также может написать заявление руководителю учреждения с просьбой принять благотворительные взносы в денежном виде. Направления их использования могут указываться им как в этом заявлении, так и в реквизите «Назначение платежа» в соответствующем заявлении на перевод средств установленной формы. Факт осуществления благотворительного взноса (внесения средств) на специальный регистрационный счет подтверждается выданной банком квитанцией.

Еще одним, едва ли не самым распространенным способом, является внесение благотворительной помощи непосредственно в кассу учреждения (при ее наличии) с оформлением соответствующего приходного кассового ордера установленной формы. Далее такие средства оприходуются и зачисляются на спецсчет, открытый в органах Госказначейства.

Желание благотворителя оказать помощь в виде материальных ценностей (услуг, работ) может быть в письменном виде подтверждено заявлением произвольной формы с указанием цели и что именно планируется передать (предоставить, выполнить). Также может быть заключен договор пожертвования в порядке ст. 719 ГК. Основанием для зачисления материальных ценностей (услуг, работ) на учет будет накладная, акт оприходования благотворительной помощи. И хотя форма такого акта не утверждена, он должен содержать реквизиты и соответствовать требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. В акте указывают состав комиссии, которая принимает материальную ценность, благотворителя, количество, стоимость объектов (или определяют справедливую стоимость, если актив передан без подтверждающих документов).

Однако до конца соответствующего отчетного месяца в Госказначейство обязательно следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме в соответствии с требованиями п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, и п. 11.17 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407.

Полученная помощь из-за ее незапланированности предопределяет внесение изменений в спецфонд сметы учреждения. В соответствии со ст. 13 БК благотворительную помощь (как денежную, так и натуральную) зачисляют в подгруппу 1 второй группы как собственные поступления бюджетного учреждения.

Оформление бухгалтерской и финансовой отчетности в сфере предоставления благотворительной помощи осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно Порядку № 1295 юридические лица – приобретатели благотворительной помощи ведут бухгалтерский и оперативный учет поступления, хранения, распределения и использования благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг, а также отчетность по установленным Госкомстатом формам. Для бухучета операций, связанных с благотворительной помощью, приобретатели благотворительной помощи пользуются соответствующими планами счетов и инструкциями об их использовании, действующими в Украине.

И в завершение стоит отметить, что контроль за получением, хранением, распределением благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг осуществляют местные органы исполнительной власти, а за их целевым использованием – местные органы исполнительной власти и органы фискальной службы.

Данная статья не раскрывает весь наш опыт по открытию, оформлению, развитию и управлению благотворительным фондом, но мы расскажем самое важное и ценное, то что накоплено нами с 2002 года.

Как открыть фонд открыть и какой

Вам необходимо определиться, в чьих интересах будет действовать будущий фонд, так как закон однозначно определяет цели благотворительности и пути деятельности будущего фонда:

  1. в интересах общества в целом;
  2. или отдельных категорий лиц (п. 1 ст. 6 Закона о благотворительности).

Под отдельными категориями понимаются группы лиц объединенных по жизненным ситуациям: многодетные семьи, инвалиды, инвалиды детства, дети-сироты, дети инвалиды, дети по направлениям заболевания (дети бабочки, дцп …) и т.д.

Желательно, чтобы группировка была законодательно закреплена (ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.1995), в том числе в медицинском направлении (признанно заболеванием).

Поэтому название фонда должно отражать ключевую цель, к примеру:

  1. Благотворительный фонд «Фонд помощи детям имени Примакова Е.М.”.
  2. Благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд”.
  3. Общероссийский Общественный Благотворительный фонд «Российский детский фонд”.
  4. Благотворительный фонд помощи детям, страдающим заболеванием буллезный эпидермолиз «”БЭЛА. Дети-бабочки”.

Что такое фонд

  • это некоммерческая организация;
  • не является членской организацией;
  • учредителями могут быть как физические, так и юридические лица;
  • создается на основе добровольных имущественных взносов;
  • преследует общественно полезные цели. Например, социальные, благотворительные, культурные или иные.

Ст. 118 ГК РФ не содержит определенного ограничения к составу учредителей. Так, учредителем фонда может стать и физическое, и юридическое лицо, также коммерческая либо некоммерческая организация.

Форма благотворительной организации

Благотворительные организации согласно ст. 7 Закона о благотворительности могут создаваться в следующих формах:

  1. фондов (вариант рассматриваемый в данной статье – благотворительный фонд);
  2. общественных организаций (объединений);
  3. учреждений при условии, что учредителем является другая благотворительная организация (п. 2 ст. 7 Закона о благотворительности);
  4. в иных формах, предусмотренных федеральными законами.

В отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения ГК РФ о фондах с учетом особенностей, установленных Законом о благотворительности и Законом об НКО.

Формы сбора средств – важно учитывать

В Законе о благотворительности не раскрывается такое понятие, как «благотворительный взнос”, более того, зачастую «благотворительный взнос” поглощается понятием «благотворительное пожертвование”. И все же анализ положений Закона о благотворительности, в частности ст. ст. 2, 5, 15, позволяет сделать вывод, что благотворительный взнос – это особый вид благотворительного пожертвования в форме:

  1. бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  2. бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности.

Благотворительный взнос в отличие от пожертвования может вноситься только в благотворительную организацию и только на цели, указанные в ст. 2 Закона о благотворительности, – в частности,

  • на социальную поддержку и защиту малообеспеченных граждан, безработных, инвалидов и других лиц;
  • оказание помощи пострадавшим лицам; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан;
  • охрану окружающей среды и защиту животных и др.

В этом существенное отличие благотворительного взноса от пожертвования, которое может делаться не только на благотворительные цели, но и на иные общеполезные цели и не только благотворительным организациям. Использование (расходование) благотворительного взноса, таким образом, допускается только на благотворительные цели.

Порядок оформления документов на фонд – пошагово

Фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” с учетом установленного Законом №7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Подготовка и подача документов на регистрацию

Все некоммерческие организации включая благотворительные фонды регистрируются в Министерстве юстиции. В какое именно ведомство вашего региона России подавать документы смотрите на сайте ведомства.

В Москве документы подаются по адресу:

  • Москва, ул. Кржижановского, 13, корп. 1 (метро Новые Черемушки).

С 2020 года подавать можно только лично или через представителя по доверенности. При подачи есть очередь по талонам, время ожидания 30 – 40 минут.

Срок регистрации

Срок регистрации фондов, в том числе и благотворительных, составляет от 1 месяца до 1,5 месяцев. Срок регистрации общественных фондов составляет от 1,5 до 2 месяцев.

Варианты учреждения

  1. Учредителей несколько – проводится собрание учредителей, на котором принимается решение об учреждении фонда, а также утверждается устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).
  2. Учредитель один – решение об учреждении фонда и утверждении устава принимается единолично учредителем (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Варианты управления

Для управления фондом создаются:

  1. высший коллегиальный орган фонда, полномочия которого определены п. 1 ст. 123.19 ГК РФ;
  2. единоличный исполнительный орган, а также может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление);
  3. попечительский совет фонда в соответствии с п. 4 ст. 123.19 ГК РФ создается в обязательном порядке и осуществляет надзор за деятельностью фонда и других органов фонда и действует на общественных началах.

Список документов для подачи в Минюст

Список обязательных документов закреплен в ФЗ № 7 от 12.01.96 в статье 13.1 пункт 5. В него входят:

  • Заявление о регистрации по форме Р11001 в 2-х экземплярах. Все графы заявления заполняются в соответствии с документами о создании благотворительного фонда, паспортами учредителей. Никаких расхождений быть не должно. Подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена.
    Программу позволяющую заполнить форму можно скачать с сайта налоговой инспекции.
  • Три экземпляра Устава пронумерованного, прошитого и заверенного.
  • Два экземпляра решения о создании или протокола, если несколько учредителей (пронумерованного, прошитого и заверенного). По факту возьмут один.
  • Могут (возьмите с собой) потребоваться сведения об учредителях. Для граждан – копии паспортов. Для юрлиц – ИНН, ОГРН, полное наименование, адрес регистрации, телефон.
  • Документ об уплате госпошлины в 2-х экземплярах, один оригинал и одна копия. В документе об оплате госпошлины должны быть указаны реквизиты того органа Минюста России, куда подается заявление о регистрации фонда.
  • Сведения об адресе фонда (свидетельство о праве собственности на адрес и гарантийное письмо собственника).
  • Нотариальная доверенность на предъявителя документов на регистрацию, если документы предоставляет представитель учредителей.

Регистрация осуществляется в срок около 30 дней. Минюст России решает вопрос о госрегистрации благотворительного фонда в течение 14 рабочих дней с даты получения пакета документов. Далее документы отправляются в регистрирующий орган (налоговое ведомство), который в течение 5 рабочих дней вносит сведения о зарегистрированном фонде в реестр. Затем в течение 1 рабочего дня передает данную информацию обратно в уполномоченный орган. После этого в срок 3 рабочих дня заявителю выдается свидетельство ОГРН.

Затраты на открытие фонда в 2020 году

  • Адрес помещения на 12 мес. от 17 000 руб.
  • Госпошлина 4 000 руб.
  • Нотариус до 2 000 руб.
  • Юридические услуги оформления документов от 20 000 руб. (если не можете подготовить самостоятельно).
  • Печать от 600 руб. (после регистрации).

После того как процесс регистрации будет завершен, вам останется открыть расчетный счет. Во внебюджетных фондах постановка на учет теперь идет автоматически.

Развитие и управление благотворительным фондом

Создать благотворительный фонд не слишком сложно, а вот сделать фонд успешным и регулировать его деятельность – дело непростое, и потребует от вас много усилий.

Для достижения своих целей благотворительная организация вправе согласно ст. ст. 12 – 14 Закона о благотворительности:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям создания благотворительной организации;
  2. учреждать хозяйственные общества для создания материальных условий реализации благотворительных целей, но при этом не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами;
  3. заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  4. создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ;
  5. объединяться в ассоциации и союзы.

Доходы и имущество благотворительной организации не распределяются между ее членами (учредителями), при превышении доходов над расходами суммы превышения направляются на реализацию целей, ради достижения которых создана благотворительная организация (п. 2 ст. 6 Закона о благотворительности).

Как и что вам делать зависит только от вас, но есть хорошие бесплатные помощники Теплица социальных технологий – представляет собой просветительский проект, миссия которого сделать некоммерческий сектор России сильным и независимым с помощью информационных технологий.

Логотип и бренд бук

Оставьте заявку на «IT-волонтёр” – это онлайн-платформа обмена знаниями и навыками в сфере информационных технологий, созданная для помощи некоммерческим проектам.

Сайт бесплатно или своими руками

Запустить сайт фонда можно самостоятельно по курсам (низкая цена, до 1000 руб. за весь курс, а также обучение SEO), или с помощью абсолютно бесплатного сайта для НКО «Констурктор Кондинского” (устанавливается, настраивается очень просто).

Реклама проекта

Самое удобное что есть сейчас, это сервис Елама, переходите и регистрируйтесь как друзья фонда, чем раньше тем лучше. Сервис позволяет одновременно работать со всеми соц сетями (VK, FB, OK, Instagramm и Telegram) и поисковыми системами (google, yandex). Единые закрывающие документы и другие «плюшки”.

Программы и софт бесплатно

Программа помощи НКО TeploDigital, предлагающая доступ к программам пожертвований программного и аппаратного обеспечения от ряда партнеров-доноров, таких как Microsoft (легальный Windows и Office за 4 процента стоимости), доступ Google-грантам (10 тыс.долларов на рекламу), льготным предложениям Adobe, Zoom (вебинары до 500 человек с серьезной скидкой).

Персонал

Сложно дать совет, все зависит от задач. Скажем только, убирайте все, что давно автоматизировано: Бухгалтерия, Документооборот и т.д.

Правовая поддержка по всему миру

Долгие годы все желающие помочь юристы и адвокаты могут зарегистрироваться на специализированном сайте и начать помогать различным НКО.

К примеру в сообществе юристов PILnet (жми «Россия” в правом углу сверху).

Центры координации юридической помощи pro bono, созданные PILnet, помогают найти друг друга юристам, которые могут помочь, и тем НКО, кто в такой помощи нуждается.

«Pro bono поддержку вам окажут по абсолютно разным юридическим вопросам от регистрации организации в России до проведения исследований и тренингов на различные темы». Анастасия Миллер, сотрудник PILnet по правовым вопросам по России и Азии.

Ликвидация фонда

Фонд согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона об НКО может быть ликвидирован только по решению суда, т.е. самоликвидация фонда (в добровольном порядке) не допускается. Ликвидация фонда возможна в случаях, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом. Например, в случае, указанном в п. 10 ст. 32 Закона об НКО, при неоднократном непредставлении сведений о деятельности фонда.
    Ликвидация фонда осуществляется с особенностями, установленными в ст. ст. 18 – 19 Закона об НКО.

Ликвидация фонда осуществляется с особенностями, установленными в ст. ст. 18 – 19 Закона об НКО.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть подано согласно п. 2 ст. 18 Закона об НКО заинтересованными лицами, т.е. с учетом положений п. 1.1 названной статьи, с заявлением о ликвидации благотворительного фонда могут обратиться:

  1. прокурор соответствующего субъекта РФ;
  2. регистрационный орган – ФНС России и территориальные органы ФНС;
  3. учредители фонда (см. Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2009 №18-Г09-18);
  4. иные заинтересованные лица.

Справочно

  • Крупнейшие благотворительные страны мир
  • Технологии сбора денег и благотворительных пожертвований.
  • Что такое благотворительность в России.
  • Фудшеринг – благотворительность 21 век.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Статья 1

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

5) в статье 5:

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 71 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

8) в статье 15:

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III1 следующего содержания:

«РАЗДЕЛ III1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 171. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 172. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 173. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 174. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 175. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 2

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 121 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 3

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2013, № 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеро

Оставьте комментарий