Благотворительный фонд регистрация

Содержание

Создание некоммерческой организации может происходить путём её учреждения, а так же в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Принятие решения о государственной регистрации для некоммерческих организаций осуществляет Управление Федеральной регистрационной службы РФ.

Государственная регистрация некоммерческих организаций регулируется следующими нормами:
• ст. 13.1, ст. 13.2, ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
• ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях»;
• ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
• Административный регламент по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц.
• Методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в ФРС и её территориальные органы для гос. регистрации некоммерческих организаций (ссылка на файл recommend.doc)
Для регистрации некоммерческой организации необходимо подготовить следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации. Форма РН-0001, утверждённая Правительством РФ 15 апреля 2006 г. № 212;
Заявление подаётся в двух экземплярах, подписывается главой Организации, а подпись на одном из экземпляров заверяется у нотариуса.
2. Учредительные документы — в трёх экземплярах; (пример устава)
Учредительные документы организации — это её Устав, а при регистрации ассоциаций и союзов так же Учредительный договор. Устав заверяется подписью руководителя Организации.
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер её деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения (можно указать только город), порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё, источники формирования имущества организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации организации.
Устав Фонда так же должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
3. Решение о создании и об утверждении учредительных документов — в трёх экземплярах;
Решение о создании предоставляется в виде Учредительного протокола или Учредительного договора (для ассоциаций и союзов). В протоколе должны содержаться: номер протокола; орган, принявший решение; дата и место; присутствующие, указание на наличие кворума; повестка дня; Ф.И.О. выступавшего и кратко, суть выступления; результаты голосования; решение, после голосования; Ф.И.О. и подписи Председательствующего и Секретаря (которые избираются в самом начале собрания).
4. Сведения об учредителях — в двух экземплярах;
Сведения подаются в свободной форме. Там должны содержаться полностью Ф.И.О., дата рожденья, паспортные данные, адрес.
5. Документ об оплате государственной пошлины;
В двух экземплярах — оригинал и копия.
6. Сведения об адресе постоянно действующего руководящего органа; (пример)
Так же подаётся в свободной форме. Адрес постоянно действующего руководящего органа может быть оформлен на частную квартиру (например, на квартиру одного из учредителей организации). Как правило, предоставляют Гарантийное письмо о предоставлении адреса и документ, подтверждающий право на это помещение («зелёнка» или договор аренды). Отказ в регистрации, по причине предоставления адреса для связи с организацией, который находиться в жилом помещении, не законен.
7. Для международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединений требуются протоколы учредительных конференций структурных подразделений этой организации.

Регистрация отделения организации
При регистрации отделения общественного объединения, документы заверяются (сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа отделения) центральным руководящим органом общественного объединения и предоставляется копия свидетельства о государственной регистрации центральной организации.
Если регистрируемое отделение не принимает свой устав и действует на основании устава организации, то центральный руководящий орган организации уведомляет орган регистрации (ФРС), где находится отделение организации, о наличии указанного отделения, месте его нахождения и сведения о его руководящих органах. Уведомление подаётся в свободной форме.

Особенности подачи документов
Все документы, содержащие два и более листов, подаются в прошитом и пронумерованном виде. Документ необходимо сшить прочной ниткой, вывести кончики нитки на заднюю часть документа и наклеить поверх узла и кончиков ниток небольшую бумажку. На бумажке должно быть написано: «Сшито и пронумеровано 6 (шесть) листов. Должность, подпись и дата». Здесь расписывается тот же, кто и подписывал сшиваемый документ, все страницы должны быть пронумерованы.
Документы могут подаваться, как на приёме у специалиста, так и заказным письмом с уведомлением о доставке и описью вложения.
Датой подачи заявления считается дата получения документов регистрирующим органом. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если вы регистрируете международную или общероссийскую некоммерческую организацию, представительство иностранной некоммерческой организации то документы для регистрации следует подавать в Управление Федеральной регистрационной службы РФ — 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а.
В остальных случаях, документы подаются в Управление Федеральной регистрационной службы по тому субъекту, где будет регистрироваться организация. Список адресов региональных управлений можно найти на официальном сайте ФРС.
Получить бесплатную юридическую консультацию по вопросам регистрации некоммерческой организации можно написав по адресу: cons-ngo@hrworld.ru

Фонд как юридическое лицо

В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В такой организационно-правовой форме, как фонд, создаются, в частности, благотворительные фонды (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») и общественные фонды (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Благотворительный фонд наряду с характерными для организационно-правовой формы любого фонда признаками обладает рядом особенностей, установленных Законом о благотворительной деятельности. В частности, основными целями деятельности благотворительного фонда является достаточно узкий круг общеполезных целей, перечисленных в ст. 2 Закона о благотворительной деятельности (социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и др.).

При этом на финансирование реализуемых благотворительным фондом благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов фонда (ст. 17 указанного Закона).

Общественный фонд является организационно-правовой формой общественного объединения и на него наряду с положениями ГК и Закона о некоммерческих организациях распространяются также нормы Закона об общественных объединениях. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в силу норм Закона об общественных объединениях могут быть не менее трех физических лиц, отвечающих требованиям ст. 19 указанного Закона. Наряду с гражданами учредителями общественного фонда могут быть и юридические лица, но только созданные в организационно-правовых формах, установленных ст. 7 Закона об общественных объединениях.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Так, учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Возможно создание фонда единственным учредителем. Фонд считается созданным с момента государственной регистрации. Фонды могут обладать только теми гражданскими правами и теми обязанностями, которые предусмотрены уставом и соответствуют целям создания данного юридического лица.

Основной источник имущества фонда — добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и ответственность по долгам фонда его учредителей.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Фонд может совершать любые не противоречащие закону сделки. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Согласно п. 4 ст. 118 ГК устав фонда помимо сведений, которые должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Допускается возможность изменения устава фонда его органами, если в самом уставе предусмотрен такой порядок. В противном случае, а также при уклонении компетентного органа фонда от внесения необходимых изменений устав изменяется в судебном порядке.

Определенные особенности имеет процедура прекращения фондов как юридических лиц. Фонд не вправе самоликвидироваться. Решение о ликвидации принимается в судебном порядке по иску заинтересованных лиц. Принятие такого решения согласно п. 2 ст. 119 ГК возможно:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

Например, фонд может быть ликвидирован в случае допущенных при создании фонда грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или нарушения фондом законодательства РФ (ст. 44 Закона об общественных объединениях).

После ликвидации имущество фонда направляется на цели, предусмотренные в уставе. Если такое использование имущества невозможно, оно обращается в доход государства.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Фонд представляет распространенную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, которая учреждена посредством объединения имущественных взносов. В сравнении с другими формами НКО фонд имеет большое количество особенностей:

  1. Основание происходит на членстве, так что за участниками не закрепляется обязательство по принятию участия в деятельности фонда, но право на управление его делами также отсутствует.
  2. Данная организация выступает в качестве полноправного собственника входящего в состав имущества, а учредители не несут ответственность по долговым обязательствам.
  3. Если фонд будет ликвидирован, имущество, сохранившееся вследствие погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и членами.
  4. Данная НКО имеет ограниченную правоспособность. В связи с этим имеется право на осуществление только той деятельности, которая соответствует целям ее формирования. Они прописываются в уставе.
  5. За фондом не закреплено право на принятие участия в товариществах, а его создатели не могут быть органами государственной власти и местного самоуправления.
  6. Имущественная работа фонда должна производиться публично. Чтобы обеспечить надзор за соответствием нормам и положениям, формируется соответствующий попечительский совет, а также контрольно-ревизионный отдел.
  7. Члены организации занимаются исполнением своих непосредственных обязанностей на общественных началах, добровольно и не получают за это вознаграждение.

Изменить устав данной НКО, а также ликвидировать ее можно исключительно в судебном порядке.

Виды и особенности

На практике существует несколько разновидностей фондов. Стоит рассмотреть их особенности и характеристики по отдельности.

Благотворительный

Благотворительный фонд – это НКО. Он учрежден за счет объединения нескольких взносов имущественного характера. Цель его создания и существования – ведение благотворительной деятельности.

В качестве регламента по порядку регистрации и ведения деятельности выступает устав. Существует два варианта получения средств на деятельности организации:

  • поиск спонсора в лице мецената (государства или организации);
  • самостоятельный заработок.

Нельзя принимать участие в благотворительных фондах структурам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям государственного и муниципального значения. Благотворительные фонды не вправе принимать участие в хозяйственных обществах наряду с иными юридическими лицами.

В структуре благотворительного фонда членство не предусмотрено, поэтому законодательство позволяет принимать в них участие непосредственно или через хозяйственные общества.

В качестве регламента в отношении деятельности этой организации выступает ФЗ №135 от 11 августа 1995 года. Обязательным является формирование попечительского совета в лице контролирующей структуры.

Цель ее формирования – надзор за деятельностью организации и использованием ее средств. Попечительский совет, созданный в рамках фонда, имеет право на обращение в судебные инстанции, заявив о необходимости ликвидации предприятия.

Как устроен типичный благотворительный фонд? Ответ на вопрос — ниже на видео.

Общественный

Это одна из разновидностей НКО, не предусматривающих членство. Цель создания состоит в формировании имущества и его последующего применения для общественных целей.

  1. Обеспечение социальной поддержки граждан и их защиты, а также совершенствование имеющегося материального положения малообеспеченных слоев населения.
  2. Проведение социальной реабилитации безработных лиц и граждан с инвалидностью, которые в силу обстоятельств не в состоянии действовать самостоятельно.
  3. Подготовка граждан к преодолению результатов бедствий стихийного характера, катастроф экологического, промышленного типа.
  4. Оказание всесторонней помощи и поддержки лицам, пострадавшим по причине репрессий, терактов, природных факторов.
  5. Содействие совершенствованию мира и дружбе между различными народностями.
  6. Трактовка понятия института семьи и его укрепление в обществе.
  7. Содействие в ходе получения образования и просвещения граждан в научной, культурной, социальной сфере.
  8. Поддержание стандартов и принципов здравоохранения, агитация по здоровому образу жизни.
  9. Пропаганда спорта.
  10. Защита окружающей среды и исторических объектов.

Фонд имеет право на ведение предпринимательской деятельности, которая соответствует этим целям.

Некоммерческая организация

Это НКО, и она не предполагает членства и учреждается физическими, юридическими лицами на базе взносов, совершенных в добровольном порядке. Создание может производиться в целях оказания всесторонних услуг, связанных с образованием, культурой, здравоохранением, наукой, спортом.

В качестве регламента в данном направлении выступает ФЗ №7 от 12 января 1996 года. В соответствии с ним некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и достигать целей, для которых она формировалась. Однако распределение прибыли между учредителями не происходит.

Право на имущество у учредителей не сохраняется, как и ответственность по обязательствам. Организаторы не имеют никаких привилегий по сравнению с участниками НКО и могут применять ее услуги равноправно с другими лицами на аналогичных условиях.

Надзор и контроль деятельности осуществляется в порядке, который прописан в учредительной документации. В качестве высшего коллегиального управленческого органа выступает общее учредительское собрание, совет или правление.

Учреждение

Под учреждением принято понимать НКО, которая была сформирована собственниками в целях решения управленческих и социальных задач. Она может спонсироваться организатором полностью или частично.

Собственником может быть юридическое или физическое лицо, а также образование муниципального значения, государственное учреждение. Есть вероятность участия нескольких собственников. В качестве базового учредительного документа выступает устав, утверждением которого занимается собственник.

Учреждение несет прямую и непосредственную ответственность по обязательствам, которые пребывают в его распоряжении. Если денежных средств в наличии для решения задач недостаточно, и погасить ими долги невозможно, они взыскиваются с участием собственника организации.

Наряду с этим учредитель имеет право наделить учреждение правом осуществления коммерческой деятельности. Полученные от нее доходы подлежат обязательному учету на балансе и являются средствами хозяйственной деятельности.

Нежилой

Нежилой фонд представляет комплекс помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное понятие приведено в ст. 7.24 КоАП РФ.

В законе сказано, что нежилой фонд включает здания, постройки, сооружения и отдельные помещения, включая встроено-пристроенные территории, которые не признаны жилыми и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому фонду.

К учету нежилого фонда принято относить первичную техническую инвентаризацию, которая проводится силами органа технического учета и БТИ.

Пошаговая инструкция регистрации

Пошаговая инструкция прохождения регистрационной процедуры включает следующее:

  1. Подготовка требуемого набора документов.
  2. Уплата государственной пошлины.
  3. Нотариальное подтверждение заявления.
  4. Подача документации в Министерство юстиции по месту жительства и регистрации.
  5. Ожидание принятия решения регистрирующим органом.
  6. Выдача бумаг, выступающих в качестве официального подтверждения прохождения процедуры официального оформления.

Средняя продолжительность регистрации составляет месяц. Размер пошлины, которая взимается за его прохождение, равен 4000 руб. Документы, обязательные к подаче, следующие:

  • заявление, составленное в соответствии с формой РН0001, включающее сведения о ФИО, адресе, коде деятельности, составленное в двух экземплярах;
  • учредительные документы (устав), подаваемые в количестве трех штук, с наименованием фонда, целями его организации и деятельности, адресе, сведениями об управляющих структурах;
  • протокол о создании организации, он необходим в случае, если количество учредителей – два и более, если учредитель один, оформляется единоличное решение;
  • копия свидетельства о праве собственности / гарантийного письма;
  • сведения о лицах, являющихся учредителями фирмы, в частности, об ИНН, ОГРН, названиях, адресах, контактных данных;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в оригинальном и отксерокопированном варианте.

Все документы должны быть тщательно прошиты и пронумерованы, а также подписаны лицом, выступающим в качестве заявителя. Документы может подавать, в том числе, доверенное лицо. Общая длительность процедуры регистрации равна 30 дням.

По истечении срока происходит внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, а также выдача свидетельства. Это говорит о том, что фонд прошел официальную процедуру регистрации. После этого нужно будет встать на учет во внебюджетные фонды и получить печать, коды статистики.

Регистрация фонда: пошаговая инструкция в 2018 году

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей. Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие уставного капитала;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей:

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в ценные бумаги и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец заполнения формы №РН0001
  • Форма №PH0001

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд, в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса регистрации юридического лица).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка, заполнение и подписание требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Нотариальная заверка заявления о регистрации.
  4. Подача пакета документов в местный уполномоченный орган Министерства юстиции.
  5. Принятие решения органом регистрации.
  6. Выдача документов, являющихся официальным подтверждением о государственной регистрации.

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, код ОКВЭД в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Список документов для регистрации НКО

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1. заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; форма Р11001, утверждена Приказом ФНС РФ от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.».
Подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть заверена нотариально. Всего предоставляется 2 экземпляра.
2. учредительные документы некоммерческой организации — устав;
Устав предоставляется в трех экземплярах – два экземпляра прошиваются. Третий экземпляр не прошивается, но в нем обязательно должны быть проставлены номера страниц.
На прошивке документа необходимо указать, какое количество страниц было прошито. Подпись заявителя ставится на каждом штампе о прошивке.
3. решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. Решением является протокол учредительного собрания или решение единственного учредителя.
В соответствии с п.3 ст. 50.1. ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.
В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1 ГК РФ) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.
Обращаем внимание, что вышеуказанные сведения обязательно должны быть внесены в решение о создании НКО.
4. сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
5. документ об уплате государственной пошлины. Реквизиты для оплаты государственной пошлины можно взять на веб-сайтах территориальных управлений Министерства Юстиции РФ по региону, где будет проходить регистрация НКО. В настоящее время размер государственной пошлины для регистрации НКО составляет 4000 рублей. Государственная пошлина оплачивается через любой банк.
6. сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
7. при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
9. копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации).
Перечень документов, предоставляемых при регистрации является единым для всех организаций. Документы на регистрацию должны быть поданы не позднее трех месяцев с даты принятия решения о ее создании.
Для некоторых видов НКО установлены требования по предоставлению дополнительных документов, а также наличию сведений содержащихся в уставе организации (религиозные организации, общественные организации, политические партии).

Перечень документов, предоставляемых при регистрации является единым для всех НКО. Документы на регистрацию должны быть поданы не позднее трех месяцев с даты принятия решения о ее создании.

Приказ ФНС РФ от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

ПЕРЕЧНИ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

<*> Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные документы, необходимые для государственной регистрации отдельных видов некоммерческих организаций. Для государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации и изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, представляются документы, предусмотренные статьями 17 и 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если иное не установлено федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций. 1. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации некоммерческой организации представляются:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

2. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»: 1) для государственной регистрации общественного объединения представляются:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав общественного объединения;
  • выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
  • сведения об учредителях;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  • при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

2) для государственной регистрации отделения общественного объединения представляются:

  • документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящего Перечня, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения;
  • копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (общественного объединения).
  • В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

3. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» для государственной регистрации национально-культурной автономии представляются:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны
  • происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • документ, подтверждающий, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции, съезда) и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.

4. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» для государственной регистрации торгово-промышленной палаты представляются:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
  • решение (протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей) о создании торгово-промышленной палаты и об утверждении ее устава с указанием состава избранных руководящих органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты.

5. Согласно статье 16 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии представляются:

  • заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
  • устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
  • программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
  • заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
  • экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
  • заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

6. Согласно статье 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии представляются:

  • копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;
  • заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
  • заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
  • заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии;
  • список членов регионального отделения политической партии.

7. Для государственной регистрации профессионального союза, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичной профсоюзной организации представляются:

  • заявление;
  • подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
  • заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников — соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);
  • документ об уплате государственной пошлины.

8. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются:

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • решение о реорганизации юридического лица;
  • договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.

9. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

10. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются:

  • заявление о государственной регистрации ликвидации;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства).

ПЕРЕЧНИ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГИСТРАЦИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для государственной регистрации местной религиозной организации заявителями представляются:

  • заявление о регистрации;
  • список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
  • устав религиозной организации;
  • протокол учредительного собрания;
  • документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного
  • самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
  • сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • документ об уплате государственной пошлины.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к указанным документам в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации. 2. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для государственной регистрации централизованной религиозной организации, а также религиозной организации, образуемой централизованной религиозной организацией, заявителями представляются:

  • заявление о регистрации;
  • список учредителей религиозной организации;
  • устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
  • нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
  • соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
  • документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации представляются также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях. 3. В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г . N 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций», для регистрации представительства лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства, представляет в регистрирующий орган:

  • заявление об открытии представительства, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации, цель и основные формы предполагаемой деятельности, местонахождение (адрес) представительства и район его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;
  • в случае открытия представительства при российской религиозной организации — соответствующее ходатайство этой организации;
  • решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.

Регистрирующий орган вправе запросить дополнительные сведения, а также произвести проверку достоверности содержащейся в представленных документах информации. 4. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

5. В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляются:

  • заявление о государственной регистрации ликвидации;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

Оставьте комментарий