Бухгалтерский стандарт

Л. В. Сологубова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

С первого января 2020 г. вступают в действие новые федеральные стандарты бухгалтерского учета. Но не всем учреждениям нужно будет применять новые стандарты и корректировать учетную политику.

  • Запасы

(Приказ от 7 декабря 2018 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы»).

  • Долгосрочные договоры

(Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры»).

  • Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах

(Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»).

  • Концессионные соглашения

(Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения»).

  • Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности

(Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 37н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Стандарт «Запасы»

С 1 января 2020 г. вводится в действие ФСБУ «Запасы».

Согласно данному стандарту в состав НФА войдут материальные запасы и незавершенное производство (п.7 Стандарта «Запасы»).

Незавершенное производство до этого стандарта учитывалось, как известно, на счете 109 (п.137 Инструкции 157н).

Согласно данному стандарту (п.7 Стандарта «Запасы») запасы должны соответствовать критериям актива — принадлежать, приносить выгоду и контролироваться.

При подготовке к внедрению этого стандарта обратите также внимание на Методические рекомендации по его применению — письмо Минфина РФ от 1 августа 2019 г. № 02-07-07/ 58075.

Если в учреждении есть биологическая продукция (полученная от биологических активов), то это будет регулировать стандарт «Запасы».

Биологические активы регулируются другим стандартом.

С нового года необходимо выделить 4 группы матзапасов :

  • материалы;
  • готовая и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные матзапасы.

Согласно п.117 Инструкции №157н их 9 групп.

Стандарт позволяет использовать матзапасы сроком более 12 месяцев (п.7 и 10 Стандарта «Запасы»).

Обобщающей группой будут иные матзапасы (п.7 Стандарта «Запасы»).

«Незавершенка» — теперь будет самостоятельной группой.

По Инструкции 157н «незавершенка» — матзапасы на изготовление (п.137).

Целесообразно сгруппировать, очевидно, матзапасы в соответствии с требованиями нового стандарта и отразить в учетной политике.

По новому стандарту «запасы» — это не только незавершенная продукция, но и работы, услуги.

В вузах, колледжах, институтах финансовый год не совпадает с учебным годом и, соответственно, услугу следует рассматривать как незавершенное производство.

Также следует отметить, что есть вероятность проведения реклассификации запасов — перенос из одной группы в другую.

Если перевод осуществляется для нужд учреждения, то учет ведется по фактической стоимости, которая признается первоначальной

Обратите также внимание, что стандарт не применяется к библиотечному фонду, биологическим активам, незавершенному строительству, культурному наследию и финансовым инструментам.

Остатки на начало года необходимо будет переносить в межотчетном периоде с использованием счета 401 30 000.

Чтобы использовать данные стандарты, необходимо учреждению скорректировать учетную политику 2020 года.

Стандарт «Долгосрочные договоры»

Стандарт «Долгосрочные договоры» будет актуален, например, для вузов, колледжей, техникумов, так как срок оказания услуги данными учреждениями может быть больше года, а учреждение является исполнителем (п.3 Стандарта «Долгосрочные договоры», утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2018 N 145н). Сумму доходов и расходов по долгосрочным договорам необходимо будет отражать на балансовых счетах, но и вводить также забалансовые счета.

Данный стандарт можно будет применять, если договор начинается в одном году, а завершается в другом.

Если у организации будут договоры долгосрочного строительства, то в учетной политике также необходимо будет прописать, как и кем определяется процент исполнения организацией обязательств, а также состав документооборота по этим вопросам.

Обратите также внимание на перечень договоров, к которым нельзя применить данный стандарт (договоры НИР, НИОКР и т.д.).

Сейчас уже при проведении годовой инвентаризации целесообразно составить перечень долгосрочных договоров учреждения.

При первом применении данного стандарта необходимо будет отразить доходы будущих периодов (счет 401 40 000) и ранее не учтенные доходы от реализации (использовать счет 205, который будет корреспондировать со счетом 40110).

Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»

Стандартом » Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах» утверждено 5 новых видов резервов:

  • резервы под гарантийный ремонт,
  • реструктуризация,
  • претензии,
  • убыточные договорные обязательства,
  • демонтаж (вывод) с эксплуатации основных средств.

Следует учитывать, что данный стандарт не регулирует резерв на оплату отпусков. Сейчас это вопрос регулируется Инструкцией №157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).

С 2021 года данный вопрос будет регулировать ФСБУ «Выплаты персоналу».

Стандарт «Концессионные соглашения»

Концессионное соглашение — взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.

Концедент — тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.

Концессионер — тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.

В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт «Концессионные соглашения» надо провести инвентаризацию.

При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.

В соответствии со стандартом «Концессионные соглашения» передача по данному соглашению имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, отражается по 101 счету и по забалансовому счету 24.

Амортизацию будет начислять организация госсектора как балансодержатель.

На забалансовом счете необходимо будет формировать стоимость создаваемого объекта.

Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Использование стандарта «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» предполагает раскрытие информации в отчете по формам 0503737,0503738,0503766 и 0503767. Это связано с показателями ПФХД.

Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с инструкциями N 191н и N 33н в нем немного, и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.

В учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.

В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

Чтобы использовать данные стандарты, учреждению необходимо скорректировать учетную политику 2020 года.

Изучив материалы главы 21, студент должен:

знать

  • • перечень и содержание основных форм бухгалтерской отчетности;
  • • качественные характеристики, предъявляемые нормативными документами к информации, представленной в бухгалтерской отчетности фирмы;
  • • элементы метода бухгалтерского учета;

уметь

  • • сравнивать преимущества и недостатки общей и упрощенной системы налогообложения;
  • • анализировать требования международных стандартов финансовой отчетности для российской учетной практики;

владеть

  • • представлением о современных направлениях реформирования бухгалтерского учета;
  • • навыками выявления основных проблем при составлении консолидированной отчетности группы компаний.

Принципы организации учетной деятельности фирмы

Учетная деятельность является неотъемлемым элементом системы управления фирмой. Учетная информация обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение принятия управленческих решений руководства фирмой как тактического, так и стратегического характера.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в нашей стране регламентируется документами, изданными властными органами различного уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде системы, состоящей из четырех уровней.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 06.12.2012 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Учетный стандарт (второй уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (Положения по бухгалтерскому учету – ПБУ) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Отечественные ПБУ носят обязательный характер. Как правило, они посвящены проблемам учета различных групп объектов. Например, ПБУ «Учет основных средств», «Учет МПЗ», «Учет нематериальных активов», «Учет финансовых вложений», «Учет расходов по займам и кредитам» и др.

Методические рекомендации и инструкции (третий уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином России и различными ведомствами.

Индивидуальные и отраслевые особенности предприятий, различные формы собственности, физическая удаленность от центра огромной страны многих предприятий, принцип свободы предпринимательства приводят к тому, что бухгалтерский учет не может быть регламентирован в полной мере. ПБУ 1/2008 «Учетная политика» предусматривает необходимость формирования учетной политики, которая должна быть закреплена распорядительным документом организации.

Основные разделы приказа об учетной политике – организационно-технический и методический.

В основе организационных вопросов бухгалтерского учета лежит избранная в организации совокупность принятых и используемых способов ведения бухгалтерского учета. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете ответственность за выбор учетной политики, за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организационная структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать качественное и своевременное выполнение управленческих и учетных задач.

Руководитель фирмы обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. В общественно значимых компаниях к специалисту, занимающему должность главного бухгалтера, предъявляются определенные требования. Данный сотрудник должен иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет. Кроме того, обязательным является отсутствие у главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Методические аспекты формирования учетной политики предприятия включают в себя выбор одного из разрешенных методов: начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядка учета, оценки и списания в производство материальных запасов, учета финансовых вложений организации, порядка формирования резервов и т.д.

Рассмотрим основные элементы системы бухгалтерского учета, которые представлены в табл. 21.1.

Таблица 21.1. Основные элементы системы бухгалтерского учета

Способы бухгалтерского учета

Элементы

Первичное наблюдение

Первичный учет и документооборот Инвентаризация

Вторичная группировка фактов

План счетов бухгалтерского учета

Двойная запись

Стоимостное измерение

Оценка имущества и обязательств Калькуляция

Итоговое обобщение

Баланс

Бухгалтерская отчетность

Документирование является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Первичные учетные документы составляются в момент совершения операции. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными учетными документами, содержащими обязательные реквизиты.

Еще одним элементом системы бухгалтерского учета является инвентаризация, под которой понимается проверка соответствия фактического наличия объектов учета данным бухгалтерского учета. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции документированы и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Несмотря на свое многообразие, хозяйственные факты поддаются группировке и классификации. Для учета каждой группы объектов открывается бухгалтерский счет – основной элемент системы бухгалтерского учета. Счет имеет наименование и номер, например: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 99 «Прибыли и убытки» т.д. Счета объединяются в группы, совокупность которых представляет план счетов организации.

С 01.01.2001 в России действуют План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. В настоящее время План счетов состоит из восьми групп, объединяющих основные виды объектов бухгалтерского учета.

Другим основным элементом бухгалтерского учета является принцип двойной записи. Суть двойной записи предполагает отражение каждой хозяйственной операции как минимум по двум счетам бухгалтерского учета. Например, операция отпуска материалов со склада в производство означает увеличение затрат на производство и одновременное уменьшение стоимости материальных ценностей на складе. Говорят, что счет «Основное производство» дебетуется, а счет «Материалы» кредитуется. Запись хозяйственной операции обозначается термином «проводка», «корреспонденция счетов». Таким образом, операция отпуска материалов со склада в производство будет оформлена проводкой: дебет «Основное производство» – кредит «Материалы». Контрольная функция двойной записи заключается в том, что дебетовые обороты по всем счетам за определенный период равны всем кредитовым оборотам.

Оценка имущества и обязательств фирмы необходима для отражения в учете их стоимостного измерения. В учетной деятельности используются различные виды оценки: первоначальная (историческая), восстановительная (переоцененная), дисконтированная, справедливая (рыночная), фактическая и нормативная.

Процесс определения и стоимостной оценки затрат предприятия на производство отдельных видов продукции называется калькулированием себестоимости, которое позволяет рассчитать расходы фирмы на производство отдельного заказа, осуществления вида деятельности, организации сегмента бизнеса.

Элементы системы бухгалтерского учета тесно связаны между собой и только во взаимодействии позволяют представить внешним и внутренним пользователям информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.

В начале XX в. произошло формирование двух самостоятельных подсистем бухгалтерского учета – финансового и управленческого, имеющих различные цели и задачи. С недавних пор в российскую практику вошло понятие налогового учета, предполагающего регистрацию фактов хозяйственной деятельности предприятия для целей налогообложения. Различия в учете доходов и расходов предприятия, определяемых для целей управления предприятием и для целей налогообложения, объективны, они существуют в учетной практике большинства государств.

Виды учета различаются по характеру обработки информации, степени детальности, периодичности составления, составу пользователей. Но характеризуют они одни и те же процессы на предприятии – снабжение, производство, реализацию продукции, работ, услуг. Поэтому финансовый, управленческий и налоговый учет не существуют независимо друг от друга.

Методика построения западных учетных систем предусматривает организационное выделение различных видов учета в отдельные подсистемы: финансовая бухгалтерия, калькуляционная бухгалтерия, налоговый департамент. На российских предприятиях чаще всего встречается единая финансовая служба, в обязанности которой входит организация ведения всех видов учета. При любом варианте организационного построения перед бухгалтерской службой возникает проблема формирования механизма взаимодействия управленческого, финансового и налогового учета.

Корпоративные стандарты бухгалтерского учёта

Н.Н. Суханова, бухгалтер, Оренбургские тепловые сети ОАО «Оренбургская ТГК»

В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учёта, соответствия организации бухгалтерского учёта в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учёта и отчётности, требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учёта. В настоящее время в России сформирована четырёхуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта:

первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учёта;

второй уровень — положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту;

третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

четвёртый уровень — внутренние рабочие документы организации, в которых формируются свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчётах, представляемых заинтересованным пользователям. При этом состав и содержание рабочих документов зависят от особенностей деятельности организации. К документам данного уровня относят: учётную политику, рабочий план счетов, отдельные формы первичных документов, график документооборота, формы внутренней отчётности, учётные регистры .

В настоящее время крупные организации в дополнение к учётной политике разрабатывают корпоративные стандарты учёта.

Корпоративные стандарты учёта — это внутренние нормативные документы организаций, закрепляющие принципы и правила, регулирующие учёт хозяйственной деятельности данной организации.

Корпоративные стандарты позволяют воспроизводить заданную технологию учётных

КОРПОРАТИВНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЁТА

Основные разделы КС: цель и сфера действия стандарта, понятие объекта или группы объектов учёта, организация учёта, признание объекта учёта, оценка, методология учёта, раскрытие информации в бухгалтерской отчётности

Рис. — Схема классификации корпоративных стандартов учёта Энергетического Холдинга

Структура содержания корпоративного стандарта по учёту материальных

внеоборотных активов

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела Сфера регулирования

Введение Раскрывает цель и сферу действия стандарта

1. Классификация МВА Классификация внеоборотных активов по направлениям вложений; классификация основных средств по группам и видам, степени использования, характеру приобретения Принципы классификации объектов МВА

2. Требования к организации учёта и к документальному оформлению Раскрываются утверждённый руководителем организации перечень первичных документов по учёту основных средств и прочих материальных внеоборотных активов, основные принципы учёта, синтетический и аналитический учёт Организация учёта МВА

3. Признание МВА Рассматриваются критерии: — признания актива в качестве объекта основных средств, — отнесения основного средства к одному инвентарному объекту, — признания актива в качестве оборудования к установке Признание в качестве объекта основных средств

4. Первоначальная оценка МВА Учёт затрат на оборудование к установке, первоначальная оценка объектов основных средств, приобретённых за плату, внесённых в качестве вклада в уставный капитал, полученных безвозмездно, по договору мены, построенных хозяйственным или подрядным способом Первоначальная оценка при различных вариантах поступления

5. Амортизация основных средств Рассматриваются порядок начисления амортизации, влияние начисления амортизационной премии на отражённые налоговые активы и обязательства, прекращение начисления амортизации Метод и порядок начисления амортизации

6. Последующие расходы и изменение оценки основных средств Учёт затрат на ремонт, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств. Документальное оформление Способы восстановления объекта основных средств

7. Учёт движения МВА Рассматривает перемещение основных средств по договору ответственного хранения и между обособленными подразделениями Внутрихозяйственные расчёты организации

8. Переоценка основных средств Рассматриваются значение, периодичность, методика проведения и отражения операций по переоценке Порядок проведения переоценки

9. Выбытие МВА Бухгалтерский учёт выбытия ВМА при списании, продаже, передаче, частичной ликвидации Порядок выбытия ВМА

10. Инвентаризация Понятие и задачи инвентаризации; причины, сроки, этапы проведения; документальное оформление и отражение в учёте результатов инвентаризации Прядок проведения инвентаризации

11. Различия в практике применения положений РСБУ и МСФО по МВА Рассмотрение методологических различий между учётной политикой по российским стандартам учёта и международным стандартам учёта Устранение возникающих различий между учётом по РСБУ и МСФО

12. Раскрытие информации в бухгалтерской отчётности Информация о наличии и движении основных средств и других материальных внеоборотных активов раскрывается в бухгалтерском балансе и пояснениях к балансу Принципы формирования бухгалтерской отчётности

работ, помогают выявлять типичные ошибки, формировать необходимую учётную информацию, чётко определять результаты хозяйственной деятельности .

Наметившаяся тенденция усиления самостоятельности организаций в определении подходов к ведению бухгалтерского учёта будет законодательно закреплена после вступления в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Регулирование бухгалтерского учёта в РФ смогут осуществлять не только уполномоченные государственные органы, но и профессиональные объединения бухгалтеров, аудиторов и предпринимателей, в функции которых будет входить разработка и экспертиза национальных и отраслевых стандартов. Для упорядочения органи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зации и ведения бухгалтерского учёта предприятия также смогут разрабатывать и утверждать собственные стандарты учёта, не противоречащие национальным и отраслевым стандартам .

Разработка собственных стандартов учёта (корпоративных стандартов) особенно необходима и актуальна для холдингов, корпораций, транснациональных компаний, монополий и других крупных организаций, имеющих дочерние общества, филиалы, обособленные подразделения. Применение данными организациями корпоративных стандартов позволяет сохранить единые принципы и правила учёта во всех филиалах и обособленных подразделениях организации, находящихся в разных городах страны и за её пределами .

Рассмотрим применение корпоративных стандартов по бухгалтерскому учёту организациями Энергетического Холдинга.

Корпоративные стандарты Энергетического Холдинга разработаны в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учёту с целью упорядочивания ведения бухгалтерского учёта и обеспечения единства методологии и формирования финансовой отчётности всеми организациями, входящими в холдинг. Корпоративные стандарты (КС) разработаны по основным разделам бухгалтерского учёта (рис.).

Корпоративные стандарты учёта утверждаются единоличным исполнительным органом холдинга. Требования корпоративных стандартов обязательны для выполнения всеми организациями, входящими в холдинг.

Корпоративные стандарты учёта сформированы в соответствии с требованиями, установленными российскими стандартами бухгалтерского учёта (ПБУ), исходя из допущений, предусмотренных Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО). Каждый корпоративный стандарт состоит из следующих разделов: цели и сферы действия стандарта; понятия объекта или группы объектов учёта; организации учёта; признания объекта учёта; оценки; методологии учёта; раскрытия информации в бухгалтерской отчётности.

Рассмотрим подробнее содержание корпоративных стандартов на примере корпоративного стандарта по учёту основных средств и других внеоборотных материальных активов.

Целью стандарта по учёту материальных внеоборотных активов (МВА) является определение методики учёта основных средств, доходных вложений в материальные ценности, оборудования к установке, незавершённых капитальных вложений. Стандартом рассматриваются основные вопросы учёта материальных внеоборотных активов: порядок осуществления капитальных вложений по их созданию (приобретению), порядок признания актива, первоначальная оценка, амортизация, восстановление, выбы-

тие, раскрытие информации в бухгалтерской отчётности. Корпоративный стандарт состоит из введения, двенадцати разделов, приложений в виде схем учёта бухгалтерских операций и перечня нормативных документов, в рамках которых составлен данный стандарт. Структура содержания стандарта по учёту материальных внеоборотных активов представлена в таблице.

Применение организациями корпоративных стандартов учёта позволит минимизировать информационные риски посредством построения эффективной системы учёта и отчётности в следующих аспектах:

— достоверность информации — количество методологических ошибок снижается благодаря чёткой методологии системы учёта и отчётности, стандартизации учётных принципов для всех участников холдинга;

— надёжность отчётной информации определяется её достоверностью; вместе с увеличением уровня достоверности информации возрастает и уровень её надёжности, гарантирующий пользователям отсутствие существенных искажений, а также полноту отражения всех показателей;

— своевременность информации обеспечивается сокращением сроков подготовки отчётности в общей системе учёта;

— сопоставимость данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности, возрастает с применением корпоративных стандартов учёта, которые способствуют систематизации операций и фактов хозяйственной деятельности, а также способов их обобщения и представления.

Литература

1. О бухгалтерском учёте: федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96. (в редакции от 03.1l.2006 г.).

2. Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств: .

3. Учёт основных средств: положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 6/01 от 30.03.2001г. № 26н. (в редакции от 27.11.2006).

4. Антонова М. Оцениваем риски корпоративных стандартов учёта // Новая бухгалтерия. 2009. № 5.

5. О бухгалтерском учёте: федеральный закон. Проект. URL: http://www.consultant.ru

6. Фрезоргер Н.С., Юцковская И.Д. Стандартизация учётных принципов для группы компаний: опыт реализации проекта // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. № 10.

На основании законодательных актов и нормативных актов Банка России кредитные организации обязаны обеспечить зачисление по назначению на банковские счета клиентов — получателей поступивших на корреспондентский счет денежных средств для выплаты им пенсий, пособий и иных социальных выплат без применения каких-либо транзитных счетов, в том числе балансового счета № 47422 «Обязательства по прочим операциям».

Использование балансового счета № 47422 «Обязательства по прочим операциям» возможно только в ситуации, когда условиями уже заключенного договора между кредитной организацией и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено указание данного счета для отражения кредитной организацией поступивших на корреспондентский счет денежных средств для выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат и их дальнейшего зачисления на счета клиентов — получателей.

Для вновь заключаемых кредитными организациями договоров с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в тех случаях, когда в уже заключенных договорах данный счет не указан в качестве транзитного, его использование неправомерно.

В соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение № 383-П) плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение о переводе денежных средств на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком, при этом в реестре указываются в том числе информация о получателях средств, назначение платежа, дополнительная информация по согласованию с банком. При этом Положение № 383-П не содержит требований об обязательном указании в распоряжении номера балансового счета, используемого кредитной организацией в целях учета денежных средств, поступивших на корреспондентский счета для выплаты пенсий, пособий и иных выплат клиентам-получателям средств.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

Примеры

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Оставьте комментарий