Бюджет прибылей и убытков

Чтобы различить «плохие» и «хорошие» отклонения в стандартной форме план-фактного анализа Бюджета Доходов и Расходов (БДР), вашему мозгу приходится на ходу «конвертировать» цифры в зависимости от статьи и знака. Например, отклонение со знаком «плюс» по статье «выручка» – это «хорошо». А отклонение со знаком «плюс» по статье «себестоимость» – это уже «плохо».

Оставьте лучше мозгу работу по быстрому принятию верных управленческих решений, а для БДР сделайте «магическое» превращение план-фактного анализа в факторный.

А как за несколько минуть настроить такое решение в среде PlanDesigner – смотрите в следующем видео:

Схема превращения стандартного «план-фактного» анализа БДР (Бюджета Доходов и Расходов) в факторный достаточно проста:

Как видно, нам надо последовательно выполнить следующие шаги:

  • использовать (или создать своё) измерение «Статьи БДР» с формулами, содержащими только «+»;
  • использовать (или создать своё) измерение «ПФО/модуль», в котором «относительное отклонение» считается» путём деления «абсолютного отклонения» на модуль «плана»;
  • создать отдельный многомерный куб для расчёта и хранения результатов «факторного анализа бюджета доходов и расходов»;
  • сделать 2 связи по передаче данных в куб «факторного анализа» (одна для «положительных», вторая — для «отрицательных» значений);
  • добавить 2 условия для визуального форматирования значений как самих статей «плана» и «факта», так и «абсолютного отклонения» (в своём решении вы можете добавить больше условий — например, что бы разными оттенками выделять значения в зависимости от размера отклонения);
  • собрать алгоритм расчёта факторного анализа отклонения показателей БДР в единый макрос;
  • протестировать получившийся алгоритм факторного анализа отклонения показателей БДР на реальных данных;

Если вы владеете навыками визуального моделирования в среде PlanDesigner — без труда сделаете эти настройки за несколько минут, адаптировав их к вашей модели. Если у вас в момент моделирования не будет возможности посмотреть видео выше с примером — c пошаговым описанием настройки в среде PlanDesigner алгоритма факторного анализа на примере Бюджета Доходов и Расходов.

Другие варианты многомерного факторного анализа показателей бизнеса

Бюджет прибылей и убытков отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления – управление экономическими результатами деятельности предприятия, т. е. прибылью и рентабельностью. Он показывает суммарные и детализированные доходы компании; суммарные и детализированные расходы компании. Структура Бюджета прибылей и убытков позволяет качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности компании.
Формат бюджета прибылей и убытков является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающий соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов бюджета доходов и расходов может выступать форма №2.
Основная структура бюджета прибылей и убытков определяет основные принципы бюджетного процесса:

  • соответствие операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;
  • выделение приоритетных и определение лимитирующих статей для последующего контроля;
  • установление обоснованных ориентиров и целевых показателей.

При разработке бюджетного формата необходимо чётко определить все его основные статьи: и доходов и затрат. Прежде всего необходимо разделить все виды издержек на две основные категории, определить какие виды издержек относятся к прямым (условно-переменным) затратам, а какие – к постоянным (условно-постоянным) расходам. Также распределение затрат на две категории необходимо для расчёта маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль- это разница между чистыми продажами и переменными (прямыми) затратами.
При составлении бюджета прибылей и убытков необходимо включить в него прежде всего те статьи расходов, которые соответствуют наиболее важным для данного бизнеса ресурсам.
Прямые затраты, или себестоимость реализации товаров, работ и услуг, отражают в бюджете те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объёмов продаж и доля которых в чистой выручке от реализации остаётся почти неизменной в течение 1-3 лет.
Постоянные расходы — это расходы, косвенно связанные с основной деятельностью. Они являются условием существования компании. Эти расходы нельзя отнести на стоимость отдельного продукта, контракта, клиента. Они включают все виды затрат, величина которых не зависит прямо пропорционально от объёма реализации.
Балансовая прибыль образуется после вычета из маржинальной прибыли всех накладных расходов и прибавления к ней внереализационных доходов. Эта прибыль является объектом налогообложения, поэтому она также называется прибылью до уплаты налогов.
Выделение балансовой прибыли в бюджете прибылей и убытков необходимо для определения резервов налога на прибыль, а также для расчёта точки безубыточности бизнеса.
Читая прибыль образуется после вычитания из балансовой прибыли налога на прибыль, а также других платежей, которые рассчитываются от прибыли компании. Чистая прибыль остаётся в распоряжении компании и из неё формируется собственный капитал бизнеса в части увеличения или уменьшения нераспределённой прибыли.
Чистая прибыль является главным целевым показателем бюджета прибылей и убытков, вокруг которого строится весь процесс оптимизации отдельных статей бюджета. Она же является единственным источником возврата (погашения) инвестиционного кредита, долгосрочных займов или ссуды и выплаты дивидендов.

Оставьте комментарий