Бюджетный учет

Содержание

Обязанности бухгалтерии

Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп — финансовая, материальная, расчетов и др.

В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).

Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:

  • организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;

  • контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

  • контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;

  • контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

  • начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;

  • учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

  • проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

  • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

  • составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

  • обеспечение хранения документации.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах — методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов (ПС) – полный перечень используемых при работе с бухгалтерской отчетностью в бюджетной организации счетов.

Перечисленные счета используются для учёта бюджетных и внебюджетных источников финансирования. ПС для государственной компании существенно отличается от аналогичного в коммерческих организациях, на это следует обратить особое внимание.

Правила работы с отчетностью в бюджете описаны в официальном документе: едином Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений №174н и Инструкции к нему.

Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, прописанные в данном приказе, позволяют унифицировать работу всех учреждений и сделать процесс учета государственных денег максимально прозрачным.

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 — код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Важно!

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 № 209н вносит ряд дополнений к Приказу №174н, в частности, расширяет количество счетов. Последние изменения следует учитывать при ведении бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций. Смотрите таблицы типичных проводок в бюджетном учреждении:

  • Учет основных средств
  • Учет субсидий на госзадание, на иные цели
  • Учет расчетов с подотчетниками
  • Санкционирование доходов и расходов
  • Учет материальных запасов, кроме готовой продукции и товаров
  • Учет нематериальных активов
  • Учет непроизведенных активов
  • Резервы предстоящих расходов
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Важно!

Проводки в бухгалтерском учете бюджета должны учитывать главный нюанс: в одной проводке нельзя использовать счета с различными источниками финансирования. В частности, недопустимо смешивать деньги, поступившие от государства и средства от собственной коммерческой деятельности. Данные счета принадлежат к двум различным сметам.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2018

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета. В 2018 году было введено 5 стандартов. C 2019 будут действовать еще 5 новых Федеральных стандартов. Подробнее про них читайте на портале.

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения:

  • Баланс (ф. 0503730)
  • Справка по заключению счетов (ф. 0503710)
  • Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721)
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503723)
  • Справка по косолидируемым расчетам (ф. 0503725)
  • Отчет об исполнении плана ФХД (ф. 0503737)
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
  • Пояснительная записка (ф. 0503760)

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

Скачать ф. 0503730 Баланс

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Управленческий учет в лечебном учреждении

Руководители учреждений здравоохранения хорошо знакомы с бухгалтерским и статистическим учетом, который дает им очень важные для работы сведения и позволяет отчитаться перед вышестоящими инстанциями. Однако этой информации недостаточно для управления лечебно-профилактическим учреждением (далее — ЛПУ) в условиях дефицита ресурсов. По бухгалтерским и статистическим данным, которые относятся к прошедшему периоду, нельзя определить, как эффективнее потратить имеющиеся скудные средства. Для этого, прежде всего, нужна информация об издержках ЛПУ в разрезе всех аспектов деятельности учреждения, динамике затрат во времени в зависимости от самых разных факторов.

Анализ издержек позволит рано или поздно минимизировать их путем принятия того или иного организационного решения. Процесс этот непрерывный, приносящий интересные и полезные результаты.

Главным методом определения издержек является калькуляция оказываемых учреждением услуг. Единицами калькуляции в здравоохранении могут быть различные показатели работы кабинета забора анализа крови, кабинета функциональной диагностики, хозяйственной службы и учреждения в целом. Любой из этих объектов может быть оценен с точки зрения издержек, связанных с их деятельностью. Подсчет таких издержек и анализ полученных результатов с учетом различных условий дают руководителю неоценимую информацию для принятия управленческих решений, которые в дальнейшем помогут ему получить максимальную отдачу от выделенных учреждению финансовых ресурсов.

Чтобы подсчитать издержки, нужны дополнительные данные, сбор которых требует немалых усилий. Иногда этот процесс бывает столь трудоемким и дорогостоящим, что руководители отказываются от таких расчетов. Однако все чаще мы сталкиваемся с практикой введения в делопроизводство того или иного учреждения новых нестандартных учетных форм, которые позволяют получать дополнительную информацию для целей управленческого учета.

На основе внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, организация наряду с финансовым учетом формирует систему управленческого учета.

Пользователями экономической информации медицинского учреждения являются собственники, инвесторы, учредители, кредиторы, менеджеры, налоговые органы, конкуренты и покупатели медицинских услуг.

Всех пользователей можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Соответственно выделяются две области учета: финансовый учет, имеющий целью подготовку информации для внешних пользователей о финансовом положении, результатах деятельности учреждения и его имущественном состоянии; управленческий учет, цель которого обеспечить менеджеров достоверной оперативной информацией, необходимой для контроля за деятельностью учреждения и принятия обоснованных решений (см. рисунок).

Сравнительные характеристики финансового и управленческого учета

Как видно из рисунка, финансовый и управленческий учет различаются по ряду характеристик.

Финансовый учет — это официальный учет, ведение которого обязательно для всех организаций. Документы, представляемые в налоговые органы, являются объектом аудиторской проверки и могут быть опубликованы.

Управленческий учет — это учет, необходимый руководству и специалистам организации для принятия управленческих решений, планирования и контроля. Его данные составляют коммерческую тайну.

Источником информации для финансового учета являются данные бухгалтерского и налогового учета. Исходными данными для управленческого учета служат нормы расхода материальных ресурсов, технологические карты, результаты исследований рынка и т. п.

Результаты финансового учета (финансовая отчетность) представляются по установленным формам, результаты управленческого учета — в произвольной форме, удобной для внутреннего пользования.

Финансовая информация отражается в денежном выражении, а управленческий учет составляют любые показатели — натуральные, трудовые, денежные.

Из приведенного сравнения видно, что управленческий учет по своему характеру является аналитическим. На его основе проводится анализ деятельности медицинского учреждения с медико-экономических позиций. Методики анализа деятельности медицинского учреждения могут быть самыми разнообразными.

Управленческий учет служит внутренним задачам ЛПУ и не подлежит проверкам со стороны контрольно-ревизионных управлений финансовых органов, а также вышестоящих медицинских учреждений. Организация управленческого учета в ЛПУ не обязательна, решение ввести его в учреждении — личное дело главного врача. Например, в МЛПУ «Городская больница № 13» (г. Нижний Новгород) уже более пяти лет ведется мониторинг управления финансами учреждения, являющийся одним из элементов управленческого учета.

Финансовый мониторинг в управленческом учете

С помощью данных управленческого учета учреждение может осуществлять месячное, декадное и недельно-суточное планирование, учет, анализ, контроль и регулирование процесса реализации определенных планов по расходованию материальных и финансовых ресурсов, использованию коечного фонда, количества пролеченных пациентов. Оперативное управление реализацией планов предполагает не только контроль реализации услуг, но и своевременное финансовое обеспечение, которое представлено регламентом управления денежными средствами (финансовыми потоками), используемыми в повседневной деятельности предприятия.

Использование регламента означает необходимость ежедневного анализа денежных потоков, определения приоритетности платежей, покрытия дефицита денежных средств (краткосрочного и долгосрочного) за счет тех или иных источников. Регламент, регулирующий взаимодействие входящих потоков денежных средств, позволяет по возможности избежать привлечения дополнительных внешних средств и минимизировать затраты на управление денежными потоками.

Денежные потоки являются следствием деятельности всего учреждения. В свою очередь, деятельность учреждения необходимо спланировать таким образом, чтобы избежать существенных проблем при управлении этими потоками. Для эффективного управления денежными средствами предлагается проводить в лечебном учреждении ежедневный финансовый мониторинг с помощью таблиц, разработанных в компьютерной программе MS Excel, которые являются инструментом управленческого учета (табл. 1-5).

Финансовый мониторинг позволяет руководителю определить направление первоочередных расходов на содержание учреждения. Проведение мониторинга финансовых средств в крупных учреждениях может быть поручено группе управленческого учета, в прочих — бухгалтеру-аналитику или экономисту-аналитику.

Ежедневно при получении выписок лицевых счетов из казначейства в таблицы заносится информация о поступивших денежных средствах и произведенных расходах. На основе данной информации производится анализ движения денежных средств и планируется оплата расходов на ближайший период, осуществляется анализ кредиторской и дебиторской задолженности.

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат, оплачиваемых за счет средств ОМС до перехода на одноканальное финансирование

В табл. 1 приведен ежедневный мониторинг денежных средств по статьям затрат, по которым оплата осуществлялась за счет средств обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) до введения в области одноканального финансирования через систему ОМС.

Таблица 1

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат, оплачиваемых за счет средств ОМС до перехода на одноканальное финансирование

Особое внимание уделяется наличию и динамике кредиторской задолженности. Данные по кредиторской задолженности поступают из таблицы «Расчеты с организациями за товары и услуги», в которую ежедневно заносится информация из счетов-фактур при получении товаров или услуг (табл. 2).

Таблица 2

Расчеты с организациями за товары и услуги

С 1 января 2009 г. ЛПУ было переведено на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Форма таблицы по мониторингу финансовых средств, заработанных на лечении пациентов, была уточнена и расширена (табл. 3).

Таблица 3

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат при одноканальном финансировании через систему ОМС (руб.)

В колонку «Профинансировано» информация поступает из таблицы, в которой разносятся поступления от страховых компаний на оплату реестров за пролеченных пациентов (табл. 4). Общая сумма, поступившая на статью «Текущее содержание ЛПУ», распределяется на основании планов финансирования за счет средств ОМС в зависимости от муниципального заказа на оказание медицинской помощи.

Таблица 4

Поступление денежных средств за пролеченных пациентов, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в страховых организациях

В табл. 5 приведен мониторинг управления финансами по внебюджетной деятельности.

Таблица 5

Ежедневный финансовый мониторинг по статьям затрат, оплачиваемых по предпринимательской деятельности (руб.)

В табл. 5 показаны не только остатки на счете, но и планируемые расходы учреждения, предлагаемые финансовой службой на следующий день. Также в ней отмечается, сколько средств должно быть зарезервировано на заработную плату с начислениями на нее и, какой суммой надо располагать в учреждении на текущую дату, чтобы выплатить заработную плату по этому виду деятельности в срок (гр. 5 строка 7). Расходы, расшифровка которых в данной таблице показана в строке «План расчетов на завтрашний день» и строках 8-11 суммируются в графе 4 «Отправлено в банк» строка 2. Сумма остатка средств на счете в банке (гр. 5 строка 1) равна разнице суммы всего дохода (гр.5 строка 1) и суммы средств, направленной на расходы учреждения ( гр. 4 строка 1). Руководителю учреждения для принятия решения об оплате первоочередных расходов информация поступает в конце рабочего дня.

Формирование фонда оплаты труда осуществляется умножением поступивших на расчетный счет средств на планируемый процент, установленный Положением об оплате труда по внебюджетной деятельности и утвержденным коллективным договором в учреждении, — 52% (927963,08 (стр. 2, гр. 6) = 1784544,39 (стр. 2, гр. 7) х 52%). Всего на дату, указанную в таблице (например, 10.08.2009), для выплаты зарплаты необходимо иметь на расчетном счете 1089514,6 руб. (стр. 1 гр. 6). После планируемого перечисления задолженности за медикаменты и другие товары на расчетном счете останется лишь 446348,5 руб. (стр. 1 гр. 5). Разница между этими данными составляет 643166,15 руб. В банк сдается выручка, полученная за оказание платных медицинских услуг за предыдущий день 224500 руб. (стр. 6, гр. 5). Из них на оплату труда будет зачислено 116740 руб. (224500 х 52% = 116740). Разница же (224500 — 116740 = 107760) будет направлена на уменьшение недостающей суммы для выплаты заработной платы и составит 535406,15 руб. (643166,15 — 107760 = 535406,15 (стр. 7 гр. 6). Но выдача заработной платы производится 23 и 8 числа, поэтому эта не достающая на 10.08.2009 сумма будет восполнена. Данная таблица позволяет руководителю учреждения в любой день провести мониторинг состояния расчетного счета по внебюджетной деятельности и спланировать выделение необходимых средств на оплату товаров, работ и услуг.

При разработке внутренних документов для финансового мониторинга было предложено несколько вариантов таблиц, которые дают информацию по разным показателям: поступление финансовых средств по страховым компаниям и прочим организациям по договорам за выполненные медицинские и прочие услуги; поступление в разрезе всех доходов и наименований расходов учреждения; использование бюджетных лимитов.

Разработка таблиц для финансового мониторинга позволила руководству ЛПУ эффективно управлять финансами, применяя на практике новые формы документов для управленческого учета.

Эффективное использование существующих условий и ресурсов, мониторинг их расходования, применение аналитических методов управленческого учета позволяет руководству бюджетного учреждения принимать оптимальные решения.

Каждый руководитель выбирает для своего учреждения приемлемые механизмы управленческого учета. Главное, чтобы они способствовали достижению желаемого результата. Поэтому управленческий учет должен быть привязан к существующей структуре бюджетного учреждения, соответствовать организационным технологиям управления, сложившимся в данном учреждении, и должен быть понятен всем работникам коллектива.

Оставьте комментарий