Чем отличается бюджетная организация от казенной

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Реформирование бюджетной сферы

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, что такая реформа приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

Имущество учреждений

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку — это достаточно серьезная преференция.

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.

В Москве уже четвертый год создают единую систему навигации, меняя таблички на жилых домах и устанавливая на перекрестках указатели. В них вписывают известные памятники, парки, особняки, театры, музеи, спортивные объекты, больницы. Специально для туристов все эти надписи дублируются на английском языке, что помогает иногда не только иностранцам, но и местным жителям.

Но бывают такие казусы, над которыми голову ломают все — и местные, и «понаехавшие». Например, недавно на улице Лесной обнаружился такой указатель: «ИКО ГКУ ЦЗН ЦАО». Те, кто в Москве живет не первый год, часть этой аббревиатуры разгадают быстро. Им понятно, что ЦАО — Центральный административный округ. Более продвинутые догадаются, что ГКУ — это государственное казенное учреждение.

Но как быть с ЦЗН и ИКО? Знающие английский прочитают надпись ниже — Consulting Department of the Central District Employment centre — и, может быть, сообразят, что ЦЗН — это не что иное, как центр занятости населения. Но на ИКО ломаются все! Что это? Какая-то инспекция? Исполнительный комитет? Координационный отдел?

Я нашел эту табличку на Лесной и начал спрашивать прохожих, что она означает. Большинство людей не то что ИКО, а ГКУ с ЦАО расшифровать не смогли.

— Я бы на вашем месте занимался чем-нибудь более стоящим, — укоризненно сказал мне мужчина лет сорока в огромных роговых очках.

Видимо, сам не знает, вот и злится, подумал я. У писателей Ильфа и Петрова был на эту тему смешной фельетон, который называется «КЛООП». Главный герой все пытался выяснить, чем этот самый КЛООП занимается, но ему это так и не удалось. Даже сам председатель странного учреждения не смог ответить, в чем их специализация и что они вообще делают на работе.

Тут поможет только интернет. Путем недолгих поисков я выяснил, что ИКО — это информационно-консультационный отдел.

Рядом с вполне понятными указателями на храм, музыкальную школу и культурный центр притаилось загадочное — ЦЗН ЦАО. Что на поверку оказалось не обществом китайской мудрости, а всего-навсего центром занятости населения Центрального административногоФото: Павел КЛОКОВ

ПОНЯТНЫХ НАДПИСЕЙ ВСЕ-ТАКИ БОЛЬШЕ

Я шел по улицам и пытливым взглядом читал городские указатели. С некоторыми справлялся самостоятельно. Например, догадался, что ГБОУ ЦДТ — государственное бюджетное образовательное учреждение Центр детского творчества. Или ГБОУ ДПО — … учреждение Дополнительного профессионального образования. Или УСЗН Савеловского района (управление социальной защиты населения). Где-то пришел в затруднение и снова полез в интернет. Например, ТЦСО «Алексеевский» принял за торговый центр, хотя это территориальный центр социального обслуживания. Не смог также расшифровать СДР № 5 (оказалось, что это специализированный дом ребенка). И так далее.

При этом встречается и человеческий язык — большинство указателей предельно понятны. «Центр искусств и творчества «Марьина Роща», «Библиотека № 50», «Храм Святого Духа сошествия», «Музей С. Есенина», «Тверской отдел ЗАГС», «Детская музыкальная школа № 42» и другие.

В Департаменте ЖКХ и благоустройства пояснили «КП», что размер информационного поля на городском указателе ограничен (750 на 250 мм), а потому наименования некоторых учреждений приходится писать сокращенно.

УКАЗАТЕЛИ ПРОДОЛЖАТ УСТАНАВЛИВАТЬ

— Вообще единая система навигации включает в себя два раздела — транспортный и адресный, — рассказал первый заместитель руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы Игорь Полевой. — Первый — это аэропорты, ж/д вокзалы, станции метро, остановки общественного транспорта, такси и так далее. Второй, о котором мы говорим, — это научные и образовательные центры, культовые и религиозные здания, дворцы, особняки, усадьбы, музеи, концертные залы, цирки, выставки, скверы, бульвары и так далее. Концепцию единой системы навигации утверждали в разных столичных департаментах (транспорта, культуры, СМИ и рекламы, ЖКХ и благоустройства, культурного наследия), а также в двух комитетах — по градостроительной политике и архитектуре и по туризму и гостиничному хозяйству.

— Сколько уже таких указателей установлено?

— В 2014 году на территории ЦАО появилось 1279 таких табличек, в 2015-м еще 2483 (на территории Северного и Северо-Восточного округов). Всего же на улицах Москвы предполагается установить 10 756 указателей. Работы будут вестись по 2018 год включительно.

Все надписи на указателях оформляют белым шрифтом на темно-синем фоне. Делают так для того, чтобы они были контрастными и чтобы горожане, в том числе слабовидящие, могли лучше различать их.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

СЛОВАРИК СОКРАЩЕНИЙ

Чаще всего встречаются такие аббревиатуры:

ГБУЗ — государственное бюджетное учреждение здравоохранения

ГБОУ — государственное бюджетное образовательное учреждение

ГКУ — государственное казенное учреждение

ЦДТ — центр детского творчества

ДПО — дополнительное профессиональное образование

СДР — специализированный дом ребенка

ГКБ — городская клиническая больница

ФОК — физкультурно-оздоровительный комплекс

ЦФКиС — центр физической культуры и спорта

ЦЗН — центр занятости населения

ВОПРОС ДНЯ

Удобно ли вам ориентироваться в Москве?

Дмитрий ГУБЕРНИЕВ, спортивный комментатор:

— У нас не такие понятные, как в Европе, указатели. Их нужно реформировать. А в преддверии чемпионата мира по футболу я требую, чтобы они были и на русском, и на английском языках.

Сергей ДОРЕНКО, главный редактор радиостанции «Говорит Москва»:

— Знаки нужны ясные. В столице указателей мало — надо больше. Поставьте перед каждым перекрестком знак «Главная» — и будет хорошо. Число указателей нужно увеличить раз в пять.

Антон МАКАРСКИЙ, певец:

— У меня есть редкое для мужчин качество — топографический кретинизм. Мне нелегко в любом городе. Раньше ориентировался по карте, несколько раз проезжал нужный поворот. Всегда восхищался теми, кто создает знаки.

Петр ШКУМАТОВ, координатор общества «Синие ведерки»:

— Знаков явно очень много. Большинство из них установлены не для удобства, а для галочки. Это странно. До того как началась история с организацией дорожного движения в Москве, знаки были лучше.

Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:

— Говорю как пешеход: все хорошо. Всегда знаешь, как добраться до метро. А уж если совсем ничего не спасает, можно и у прохожих дорогу спросить.

Максим САФРОНОВ, таксист:

— Удобно! Всегда выручает навигатор. Глядя в него, живу и работаю. Когда пару лет покатался по столице, уже выучил основные места. Менять ничего не нужно, а то опять осваивать московские дороги придется.

Инна СИРОТКИНА, учитель:

— Я водить не умею, меня возит муж. У нас и работа, и больница, и детсад — все возле дома. Но иногда приходится выбираться в центр города. Там у мужа случается путаница.

Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:

— Людям будет сложно перестроиться на новую систему знаков. Новичкам в вождении справиться будет непросто.

Елена, читательница сайта KP.RU:

— К дорожным знакам претензий нет. Но порой нужно долго искать дом, на котором висит название улицы.

УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ THE ACCOUNT, ANALYSIS AND AUDIT

УДК 657.1 ББК 65.052.205 Ф 35 Е.А. Федченко

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета, Краснодар. Тел.: (960) 494 99 94, e-mail: fedchenkoea@mail.ru.

Классификация признаков кодификации, положенных в основу единого плана счетов государственных (муниципальных) учреждений

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования источника финансового обеспечения казенных, бюджетных и автономных учреждений в свете реформации общественного сектора; отмечены проблемы отражения в бухгалтерском учете источников финансового обеспечения; уточнены понятийные аппараты видов финансового обеспечения в свете изменений нормативного регулирования; проанализирована структура счета бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений на основе единого плана счетов; описан порядок финансового обеспечения на основании государственного задания на основные виды деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Ключевые слова: казенные учреждения, автономные учреждения, бюджетные учреждения, государственное задание, государственная услуга, бюджетные ассигнования.

E.A. Fedchenko

В соответствии со ст. 120 ГК РФ , ст. 9.1 Закона №7-ФЗ учреждение -некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными

(муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений считаются: автономные, бюджетные и казенные.

Данная норма гражданского законодательства определена основой существования у учреждения различных источников финансового обеспечения, за счет которых учреждение выполняет свои функции (исполняет государственные (муниципальные) функции, оказывает услуги, выполняет работы, совершает действия, ради которых учреждение создано).

Инструкция единого плана счетов бухгалтерского учета (на основании проекта приказа Минфина РФ «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению») выделяет восемь видов источников финансового обеспечения, направляемых на содержание учреждения и другие мероприятия:

для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 — бюджетная деятельность;

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — бюджетные инвестиции;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения операций по деятельности бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства, в рамках их кассового обслуживания:

8 — средства бюджетного (автономного) учреждения.

Следует отметить, что на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Министерством финансов РФ разрабатывается и утверждаются:

типовой план счетов бюджетного учета участниками бюджетного процесса; типовые планы счетов бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями.

На основе Типового плана счетов бухгалтерского учета учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Номер счета Рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные). Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 18 разряде — код вида финансового обеспечения;

в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 — 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений -аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансовохозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 — 23 разрядах номера счета рабочего плана счетов.

Таким образом, казенные учреждения формируют рабочий план счетов, состоящий из номера счета с 1 по 26 разряды, бюджетные учреждения с 18 по 26 разряды (с применением КОСГУ), автономные учреждения с 18 по 24 разряды (без применения КОСГУ).

На основании ст. 6 БК РФ казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенные учреждения к 18 разряду счета применяют следующие виды финансового обеспечения: 1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); 3 — средства во временном распоряжении.

При анализе правового положения казенного учреждения в свете Федерального закона 83-Ф3 можно отметить, что виды финансового обеспечения ограничены, поскольку казенное учреждение признается участником бюджетного процесса и несет субсидиарную ответственность со стороны государства.

Таким образом, средства на бюджетную деятельность казенного учреждения — это поступления за счет средств соответствующего бюджета для исполнения государственных (муниципальных) функций казенного учреждения на основании бюджетной сметы, а также источники средств межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ).

Понятие приносящая доход деятельность для некоммерческих организаций дано в ст.24 Федерального закона №7-ФЗ : «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждения. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».

Данное определение, по существу, содержит единственный признак деятельности -получение прибыли от производства товаров и услуг, а также совершение определенных операций (неважно, прибыльных или убыточных).

На основании ст. 41 БК РФ приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) в казенных учреждениях (в бухгалтерском учете отличительный признак «2») относится к неналоговым доходам бюджета на:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

— средства самообложения граждан.

Также к приносящей доход деятельности можно отнести безвозмездные поступления

от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Формулировка «безвозмездные поступления» связана с выделением в гражданском законодательстве из договоров дарения в самостоятельный вид такого договора, как договор пожертвования.

Понятию «Безвозмездные поступления» в ст. 41 БК РФ в целом соответствует договор дарения (ст. 572 ГК РФ), который предполагает безвозмездную передачу учреждению имущества в собственность либо освобождение учреждения от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом. Договор дарения относится к двусторонним сделкам, основанным на взаимном согласии сторон, так как предполагает согласие одаряемого принять дар. Необходимо отметить, что при наличии встречных обязательств одаряемого в отношении дарителя (например, оказать услугу) договор не признается дарением, а будет квалифицирован в качестве договора возмездного оказания услуг или иного договора возмездного характера. При этом гражданское законодательство не предусматривает наличие в договоре дарения целей использования подаренного имущества.

Гражданское законодательство (ст. 582 ГК РФ) относит пожертвование к видам дарения, называя отличительным признаком пожертвования назначение дара (общеполезную цель). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, государству (РФ), субъектам РФ, муниципальным образованиям.

Пожертвование юридическому лицу может быть обусловлено жертвователем использованием имущества по определенному назначению. В остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Если назначение (цель) использования имущества определены жертвователем, то использование имущества в других общеполезных целях возможно лишь при получении согласия жертвователя или по решению суда. Указанное правило не соблюдается, если предложение совершить пожертвование было обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

На основании ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Средства во временном распоряжении казенного учреждения (в бухгалтерском учете отличительный признак «3») можно выделить в следующие группы:

— средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;

— средства, полученные на ответственное хранение;

— денежные средства, уплачиваемые работниками учреждения в частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, полученные от ФССР;

— денежные средства, поступающие во временное распоряжение подразделений службы судебных приставов (Приказ Минюста РФ, Минфина РФ №11/15н от 25.01.2008 г. «Инструкция о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»);

— денежные средства, принадлежащие осужденным, подозреваемым и обвиняемым (приказ Минюста России №356 от 8.12.2006 г. «Инструкция по учету личных денег и других

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний»).

Бюджетные и автономные учреждения к 18 разряду счета могут применять следующие виды финансового обеспечения: 2 — приносящая доход деятельность

(собственные доходы учреждения); 3 — средства во временном распоряжении; 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; 5 — субсидии на иные цели; 6 -бюджетные инвестиции; 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ст. 2 Федерального закона №174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Бюджетное и автономное учреждение осуществляет основные виды деятельности в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (в бухгалтерском учете отличительный признак «4»). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ),

предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности (в бухгалтерском учете отличительный признак «2»), лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

На основании ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (в бухгалтерском учете отличительный признак «5»), в том числе на увеличение стоимости основных средств бюджетного и автономного учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Ст. 79 БК РФ дает понятия предоставления бюджетных инвестиций (в бухгалтерском учете отличительный признак «6») автономному и бюджетному учреждению на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

Раскрывая классификацию источников финансового обеспечения бюджетного учреждения, целесообразно было бы дать характеристику видов поступлений:

— субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания для выполнения основного вида деятельности;

— целевая субсидия;

— бюджетные инвестиции;

— доходы от основного вида деятельности;

— доходы от иной самостоятельно осуществляемой деятельности.

Сгруппируем классификацию видов деятельности государственных учреждений с

определением формируемых и используемых источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета. Классификация хозяйственных операций считается основой для определения характера совершаемых действий, от которого, в свою очередь, зависят документальное оформление, организация бухгалтерского учета, особенности

налогообложения (включая возможность применения налоговых льгот). В связи с этим приоритетным классификационным критерием при разграничении хозяйственных операций государственных учреждений является разделение уставной деятельности (совершение действий оказания услуг, выполнения работ, передачи товаров) на основную уставную деятельность (действия и услуги, соответствующие профилю и функциям учреждения, для совершения и оказания которых учреждение создается) и прочую уставную деятельность.

Таким образом, базовыми элементами классификации будут признаваться: совершение действий, оказание услуг, выполнение работ, передача товаров, предусмотренных уставом (включая профильные действия и услуги в рамках основной уставной деятельности, а также иные услуги, работы, товары).

В таблице 1 содержится примерная классификация видов деятельности

государственных учреждений в разрезе упомянутых выше критериев.

Таблица 1

Классификация источников финансового обеспечения на счетах бухгалтерского учета

Источники финансового обеспечения Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения

1 — бюджетная деятельность 130405000 — —

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) 240110100 240110100 240110100

3 — средства во временном распоряжении 130401000 130401000 130401000

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания — 430406000 430406000

5 — субсидии на иные цели — 530405000 530405000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 — бюджетные инвестиции — 630405000 630405000

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию — 730308000 730308000

В заключение отметим, что государственные (муниципальные) учреждения нуждаются в создании положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для общественного сектора, прежде всего стандартов по учету источников финансового обеспечения. На основе общих методологических подходов, закрепленных в таких стандартах, легче будет разрабатывать технику ведения бухгалтерского учета.

Примечания:

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2010. Загл. с экрана.

На основании ч. 2 ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества учреждения. В соответствии с ГК РФ учреждение приобретает на имущество, закрепленное за ним собственником и приобретенное им по иным основаниям, право оперативного управления.

В каком порядке автономные, бюджетные и казенные учреждения передают в аренду закрепленное за ними недвижимое имущество?

А.И. Бирюков,

к.э.н., профессор Финансового университета

при Правительстве РФ, советник Управления

внутреннего контроля

(аудита) и оценки эффективности деятельности

Федерального казначейства

Журнал «Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 2, март-апрель 2017 г., с. 50-52.

В соответствии с положениями ч. 2-4 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ*(1), ч. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ*(2):

— автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ;

— бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено в ч. 13, 14 ст. 9.2 и ст. 27 Закона N 7-ФЗ;

— казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Исходя из положений ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ*(3) договоры аренды могут заключаться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

По общему правилу в указанном порядке заключаются договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении:

— государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными, бюджетными и казенными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ);

— государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ).

Примечание. Учреждения вправе передавать закрепленное за ними недвижимое имущество в аренду третьим лицам с согласия собственника имущества — учредителя данного учреждения.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды утвержден Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67*(4). Разъяснения по применению ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ даны в Письме ФАС РФ от 24.04.2014 N ЦА/16309/14.

1 марта 2017 г.

————————————————————————

*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

*(3) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

*(4) Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Оставьте комментарий