Численность штатного персонала

Содержание

Расчет численности персонала

— не самая сложная задача в практике управления персоналом. Конечно, для того, чтобы хорошо разбираться в теме, полезно почитать литературу по экономике и нормированию труда, но если у вас нет на это времени, вы справитесь с этой задачей, руководствуясь несколькими принципами, основанными на теории нормирования труда и практике решения задач по расчету численности персонала. Чтобы не пугать вас сложными формулами, проиллюстрирую применение принципов наглядными примерами.

Принцип 1. Для расчета численности необходимо определить трудозатраты на выполнение работы

Работа архитектора и художника, дизайнера и программиста, бухгалтера и инженера, токаря и электрика, грузчика и кладовщика измеряется количеством затраченных на ее выполнение рабочих часов или минут. Для определения трудозатрат необходимо подсчитать количество выполняемых в ходе работы однотипных операций и умножить их на усредненное количество времени на выполнение одной операции — норму времени. Процедуру повторить для всех операций, которые будет выполнять работник.

Пример: рабочий должен изготовить 100 изделий типа А и 200 изделий типа B. Норма времени на изготовление изделия А — 0,5 часа, норма времени на изготовление изделия типа B — 1 час. Трудозатраты на изготовление партии изделий А и В рассчитываются следующим образом: 100*0,5+200*1=250 часов.

Принцип 2. Расчет численности персонала предполагает использование усредненных норм

Работники выполняют работу с разной скоростью — кто-то быстрее, кто-то медленнее. Устанавливать норму по лучшему или по худшему работнику некорректно. Оптимальным является определение нормы по «среднеуспешному» сотруднику. При этом неважно, какая норма фигурирует в ваших расчетах — норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности или нормированное задание.

Принцип 3. Количество штатных единиц рассчитывается как отношение трудозатрат к фонду рабочего времени одного работника

Универсальная формула для расчета численности работников выглядит следующим образом — трудозатраты на определенный объем работы/фонд рабочего времени за период, в течение которого эта работа должна быть выполнена.

Пример. Трудозатраты составляют 250 часов, нам нужно рассчитать, сколько работников выполнят ее за неделю при условии, что фонд рабочего времени каждого из них составляет 40 часов/в неделю. Расчет будет выглядеть так — 250/40=6,25. Если мы хотим выполнить указанный объем работы за неделю, нам потребуется 6,25 штатных единиц.

Принцип 4. Если присутствие на рабочем месте важнее объема работы, трудозатраты приравниваем к количеству часов по графику работы

Это просто — рассчитываем количество рабочих часов, которое должно быть отработано и делим его на фонд рабочего времени за период.

Пример. Если нужно рассчитать количество охранников, работающих круглосуточно 365 дней в году, то количество часов, которые должны быть отработаны, рассчитываем по формуле 365*24 =8760 часов. Для расчета численности используем количество рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе за год (1970), взятое из производственного календаря. Расчет численности будет выглядеть следующим образом — 8760/1970=4,4 штатных единиц.

Принцип 5. При расчете численности учитываем перерывы в работе и неоднородность рабочего времени

Рабочее время включает в себя несколько видов рабочего времени — подготовительно-заключительное, время обслуживания рабочего места и оперативное время, а также перерывы, которые входят в рабочее время — перерывы на отдых и личные надобности и технологические перерывы. Из этого следует, что, рассчитывая объем работы, который работник может выполнить в рабочее время, нужно учитывать неоднородность рабочего времени. Рабочее время тратится и на подготовку рабочего места и получение задания, и на выполнение случайной и непроизводительной работы — исправление ошибок, сбор недостающей информации и на предусмотренные режимом работы перерывы. Соответственно, рассчитывать численность персонала нужно с учетом того, каким фондом рабочего времени располагает работник, за вычетом всех плановых и неплановых потерь.

Пример. По вашим расчетам один оператор колл-центра, работающий 8 часов в день, может принять 200 звонков в день. Но при анализе рабочего времени оказалось, что прием звонков (оперативное время) занимает у него лишь 50% рабочего времени — остальное время занимает подготовительно-заключительное время, обслуживание рабочего места и перерывы. В этом случае для приема 200 звонков вам потребуется не одна, а две штатные единицы.

Принцип 6. При расчете численности по необходимости используем коэффициент невыходов

Пример. Если вы решите нанять 12 водителей на 12 автобусов, рассчитывая, что все 12 автобусов будут на линии, это будет ошибкой. Одна машина всегда будет простаивать, потому что на работе в лучшем случае одновременно будут находиться одиннадцать водителей — право на ежегодный отпуск никто не отменял. Для корректного расчета численности имеет смысл применить «коэффициент невыходов», равный 1,12. 12*1,12=13,4 штатных единиц. Вывод — в штате должно быть как минимум 13 водителей.

Использованный в примере коэффициент невыходов мы рассчитали, учитывая, что 28 дней отпуска в год на одного сотрудника — это 1/12 (0,08) от годового фонда рабочего времени, кроме отпуска учли потери из-за временной нетрудоспособности, которые заложили в количестве 2 недель в год — это 1/24 (0,04) годового фонда рабочего времени. По статистике коэффициент невыходов работников вашей компании может оказаться больше или меньше 1,12, или вы можете вообще не использовать его для расчета, если отсутствие вашего сотрудника на работе в период отпуска, болезни или по другим причинам некритично.

Принцип 7. При расчете численности по необходимости используем коэффициент производительности труда

Математическая зависимость численности от производительности труда проста — чем выше производительность труда, тем меньше требуется работников на выполнение определенного объема работы, и наоборот — чем ниже производительность труда, тем больше работников придется нанять.

Пример. Для выполнения определенного объема работы вам необходимо 10 работников. Но вы уверены, что производительность их труда превысит плановую на 115%. В этом случае необходимую численность вы рассчитаете следующим образом: 10/1,15=8,7 штатных единиц.

Принцип 8. Оптимальной считаем загруженность работников в диапазоне от 85% до 115%

Под загруженностью можно понимать отношение объема работы, выполняемого работником, к фонду рабочего времени. Эта же цифра отражает количество штатных единиц на выполнение определенного объема работы.

Пример. Выполнение производственного задания занимает у рабочего 156 часов в месяц при фонде рабочего времени 168 часов в месяц. Его загруженность составляет 156/168=93%

Работы может быть больше или меньше, добиться равномерной 100%-ной загруженности добиться удается не всегда. Логично предположить, что при колебаниях загруженности в диапазоне 85-115% среднемесячная загруженность должна составить 100%. Следуя этой логике, говорить о введении дополнительной штатной единицы можно, если загруженность превышает 115%.

Принцип 9. Численность рассчитываем на определенный объем работы

Если объем работы отличается ввиду сезонности, по сменам (ночная-дневная) или даже по дням недели (пятница — затишье, понедельник — аврал) это должно быть обязательно учтено в расчете. Если это не учитывать работники либо будут перегружены, либо буду простаивать

Принцип 10. Точность расчета численности персонала определяется задачей, которую нужно решить

Если вам нужно рассчитать численность подразделения, в котором трудится несколько сотен работников, возможно, имеет смысл тратить время на разработку норм, используя такие трудоемкие методы нормирования труда, как хронометраж и фотографию рабочего дня. Но это длительная и сложная работа, которая займет несколько месяцев без гарантии того, что ее результат окупится после внедрения норм. Зачастую для того, чтобы обосновать численность подразделения, достаточно представить расчет, в котором будут использоваться нормы, полученные суммарными методами нормирования, в частности, методом экспертной оценки.

Принцип 11. До расчета численности исключаем потери рабочего времени

Потери рабочего времени могу возникать из-за нарушений трудовой дисциплины — опозданий и ранних уходов с работы, неслужебных разговоров, недостатков в организации работы и т. д. Для корректного расчета численности эти потери должны быть исключены из фонда рабочего времени.

Принцип 12. При расчете норм экспертным путем используем специальную формулу

Формула для расчета нормы методом экспертной оценки выглядит следующим образом — H=(3*Тmin + 2Тmax)/5, где Тmin, и Тmax — минимальное и максимальное значение нормы по мнению эксперта или группы экспертов. Полученное значение будет точнее, чем среднее арифметическое. При этом нужно учитывать, что разница между минимальным и максимальным значением не должна превышать 20%.

В заключение

Если вы освоили этот материал, такая задача, как расчет численности персонала, вам уже не страшна. Вы легко научитесь рассчитывать численность персонала калькулятором от HR-ПРАКТИКА, прочитать о котором вы можете в этой статье. О том, как устроен Калькулятор для расчета численности от HR-ПРАКТИКА последней версии 2.0., читайте . Все перечисленные выше инструменты работают на принципах, о которых я рассказал в этой статье.

Всем удачного дня!

Денис Карандашев

Понятие штатного расписания упоминается в ст. 57 Трудового кодекса РФ. Штатное расписание является нормативным документом внутреннего характера, заполняется по форме Т-3, установленной Постановлением Госкомстата №1. Оно может меняться в зависимости от расширения или изменения условий деятельности предприятия. По этому документу рассчитывается количество работников.

Виды численности персонала

Вам нужно знать, что существуют различные типы численности сотрудников, которые по-разному отражаются в налоговой декларации и других отчетах.

Виды численности сотрудников:

1. Нормативная численность.

Определяется нормами труда и объемом необходимых к выполнению работ. Ее значение должно быть идеализировано.

2. Плановая численность.

Она чуть более реалистична относительно текущего времени, чем нормативная, но все же приближена к ней. На такую численность влияют факторы производительности труда, переменчивая специфика самой организации.

3. Штатная численность.

В состав входят лишь те сотрудники, которые установлены штатным расписанием предприятия. К ним не относятся сезонные работники.

4. Фактическая численность работников.

Устанавливается на конкретную дату и включает всех фактически работающих на предприятии сотрудников.

5. Явочная численность.

Включает всех тех сотрудников, которые находятся на своем рабочем месте.

6. Среднесписочная численность.

Такой показатель высчитывается за отчетный период в виде среднего значения количества сотрудников, выполнявших работу полный или неполный день, относительно отработанного ими времени.

Расчет необходимой штатной численности сотрудников

Чтобы грамотно рассчитать необходимую штатную численность, сначала нужно определить, сколько сотрудников нужно для продуктивной работы предприятия.

Для определения необходимой штатной численности нужно учесть:

  1. Планируемый объем работ на рассматриваемый период (например, выручка за год).
  2. Фонд рабочего времени на этот же период (если в часах, то количество часов работы за весь рассматриваемый период).
  3. Предполагаемая выработка (выручка) одного сотрудника в час.
  4. Коэффициент выполнения запланированных норм (плановая выручка за предстоящий год делится на фактическую выручку прошлого года).

Кроме того, что работники предприятия пребывают на рабочем месте в отведенное время, они периодически уходят в отпуск, на больничный, берут отгулы. Поэтому вам необходимо определить коэффициент невыхода на работу своих сотрудников. Этот показатель рассчитывается в часах.

Формула для расчета коэффициента: 1 × % не вышедших на работу сотрудников от общего количества / 100.

Для определения нормативной численности применяется формула: (рабочее время × предполагаемая выработка × предполагаемая выручка × коэффициент выполнения запланированных норм) / плановый объем работ.

(Рабочее время × предполагаемая выработка × предполагаемая выручка × коэффициент выполнения запланированных норм) / плановый объем работ = нормативная численность работников.

В итоге штатная численность в оптимальном размере будет = нормативная численность × коэффициент невыхода на работу сотрудников.

Фактическая численность работников

Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.

Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.

Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени.

Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.

Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.

Приказ Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230
«Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения»

Согласно письму Минюста РФ от 26 июня 2003 г. N 07/6476-ЮД настоящий приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации (информация опубликована в газете АКДИ «Экономика и жизнь», август 2003 г., N 31)

В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1771) приказываю:
1. Утвердить штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение N 1), штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (приложение N 2) и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение N 3).
2. Считать утратившим силу приказ Минздрава России от 22.05.01 N 165 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

Приложение N 1

Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
(утв. приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230)

1. Должности служащих, вводимые по типам учреждений

1.4. Станции переливания крови, центры крови

NN п/п Наименование должности Количество должностей
1 2 3
1.4.1. Руководитель (главный врач, директор) 1 должность в каждом учреждении. В учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей, должность руководителя вводится вместо 0,5 должности врача
1.4.2. Заместитель руководителя по хозяйственным вопросам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.3. Заместитель главного врача по экономическим вопросам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.4. Начальник хозяйственного отдела 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей
1.4.5. Главный бухгалтер 1 должность в каждой бухгалтерии. В учреждении, которому полагается до 3 должностей счетно-бухгалтерских работников, эта должность вводится вместо должности бухгалтера, свыше 3 до 6 — вместо 0,5 должности бухгалтера
1.4.6. Заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, старший кассир По штатным нормативам централизованных бухгалтерий при бюджетных учреждениях здравоохранения, исходя из показателей данного учреждения
1.4.7. Кассир 1 должность в каждом учреждении
1.4.8. Заместитель главного врача по кадрам, начальник отдела кадров, специалист по кадрам, старший инспектор по кадрам, инспектор по кадрам, машинистка По нормативам, предусмотренным соответственно п.п.1.1.10, 1.1.11, 1.1.12, 1.1.31
1.1.10. Заместитель главного врача по кадрам 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей
1.1.11. Начальник отдела кадров 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-II группе по оплате труда руководителей; 1 должность в учреждениях, отнесенных к III-IV группам по оплате труда руководителей — вместо одной из должностей, предусмотренных п.1.1.12
1.1.12. Специалист по кадрам, инспектор по кадрам (старший инспектор) Из расчета 1 должность на 150 должностей, но не менее 1 должности в учреждении
1.1.31. Машинистка Из расчета 1 должность на 8000 машинописных листов служебной документации в год
1.4.9. Заведующий канцелярией 1 должность в учреждениях, отнесенных к I группе по оплате труда руководителей
1.4.10. Делопроизводитель 0,5 должности в учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей. 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей
1.4.11. Секретарь-машинистка 1 должность в каждом учреждении
1.4.12. Экономист 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV-III группам по оплате труда руководителей.2 должности в учреждениях, отнесенных к II-I группам по оплате труда руководителей
1.4.13. Экономист по финансовой работе 0,5 должности, в учреждениях, не обслуживаемых централизованной бухгалтерией и отнесенных к IV группе по оплате труда руководителей.1 должность в учреждениях, не обслуживаемых централизованной бухгалтерией и отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей.
1.4.14. Инженер 1 должность в учреждениях, отнесенных к I-III группам по оплате труда руководителей и не имеющих производств (лабораторий) фракционирования белков плазмы
1.4.15. Техник 1 должность в учреждениях, отнесенных к IV-V группам по оплате труда руководителей и не имеющих производств (лабораторий) фракционирования белков плазмы.
1.4.16. Инженер по охране труда 1 должность в учреждениях, с численностью работников (физических лиц) свыше 100 и дополнительно — по межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях.
1.4.18. Товаровед 1 должность в учреждениях, перерабатывающих не менее 10 тысяч литров плазмы в год на производстве по фракционированию плазмы, и дополнительно 1 должность — при переработке не менее 20 тысяч литров плазмы в год.

2. Должности служащих и профессии рабочих, вводимые в зависимости от организационно-технических условий функционирования учреждений

2.1. Должности служащих

№ п/п Наименование должности Число единиц Количество должностей
2.2.1. Водитель автомобиля 1 На автомобиль любого типа.На санитарный автомобиль — в смену
2.2.2. Водитель мототранспортных средств 1 На мотоцикл, мотороллер, мотонарты или другое мототранспортное средство, относящееся к категории «А», используемое для перевозки грузов
2.2.3. Водитель аэросаней 1 Время, на период которого предусматривается водитель аэросаней, определяется органами управления здравоохранения по подчиненности учреждения
2.2.4. Водитель электро- и автотележки 1 На электро- и автотележку, используемую для перевозки грузов
2.2.5. Возчик 1 На рабочую лошадь
2.2.6. Гардеробщик Из расчета 1 на 150 номеров, но не менее 1 в смену.В штаты участковых больниц с числом коек менее 25, амбулаторий с числом врачебных должностей менее 10 (в том числе входящих в состав участковых больниц), домов ребенка и молочных кухонь гардеробщик не вводится.
2.2.7. Истопник При наличие печей на отопительный сезон
2.2.8. Каменщик 1 Из расчета 1 на:- 30 тыс.кв.м общей площади кирпичных зданий или33700 кв.м общей площади крупноблочных и крупнопанельных зданий, эксплуатирующихся до 10 лет;- 20 тыс.кв.м. или 22500 кв.м. соответственно в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше10 лет.
2.2.9. Кастелянша 0,5 На самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, не имеющее коечного фонда, с числом врачебных должностей 25-75.На амбулаторно-поликлиническое подразделение с числом врачебных должностей от 25 до 75, входящее в состав ЛПУ и находящееся в обособленном помещении.
1 На самостоятельное лечебно-профилактическоу учреждение, не имеющее коечного фонда, с числом врачебных должностей свыше 75.На станцию скорой медицинской помощи с количеством выездов свыше 10 тысяч в год.На станцию переливания крови, отнесенную к V-IV группам по оплате труда руководителей.
2 На станцию переливания крови, отнесенную к II-III группам по оплате труда руководителей.
3 На станцию переливания крови, отнесенную к I группе по оплате труда руководителей.
2.2.11. Кладовщик 0,5 В учреждениях на 75-120 коек, а в центральных районных больницах — на 50-95 коек.На станциях переливания крови с количеством заготавливаемой крови до 3 тысяч литров в год.На станциях скорой медицинской помощи — с числом выездов в год от 20 до 40 тысяч.В бюро судебно-медицинской экспертизы с числом врачебных должностей от 20 до 40.
1 В учреждениях на 125-200 коек (мест), а в центральных районных больницах — на 100-150 коек.В учреждениях свыше 200 (в центральных районных больницах — свыше 150) коек дополнительно из расчета 1 должность на 250 коек.На станциях переливания крови с количеством заготавливаемой крови 3 и более тысяч литров в год.На станциях скорой медицинской помощи с числом выездов в год 40 тысяч и более.
2.2.12. Кровельщик Из расчета 1 на:
— 10300 кв.м.стальной кровли- 9200 кв.м.рулонной кровли (мягкой)
— 11800 кв.м.кровли из шиферных покрытий
— 16500 кв.м.кровли из асбоцементных покрытий
— 12400 кв.м.черепичной кровли
2.2.13. Лифтер 1 На грузовой лифт в смену
2.2.14. Маляр и штукатур Суммарно из расчета 1 на:
— 20000 кв.м.общей площади в каменных строениях, эксплуатирующихся до 10 лет;
— 13500 кв.м.в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше 10 лет;
— 16000 кв.м.общей площади в деревянных строениях
— 1400 кв.м.общей площади в прочих строениях
2.2.16. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.17. Оператор копировальных и множительных машин В учреждениях, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей, при наличие объема работ
2.2.18. Оператор аппаратов микрофильмирования и копирования В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.19. Парикмахер Из расчета 1 на 200 коек
2.2.20. Переплетчик документов По типовым нормам времени на переплетные работы
2.2.21. Печник, рабочий зеленого хозяйства или садовник, уборщик территории и другие рабочие, занятые на работах по санитарному содержанию территорий Все учреждения — по нормам обслуживания на печные работы, по типовым нормам обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений.
2.2.22. Плотник и столяр строительные Суммарно из расчета 1 на:
— 18000 кв.м.общей площади в каменных строениях, эксплуатирующихся до 10 лет;
— 11000 кв.м.в указанных строениях, эксплуатирующихся свыше 10 лет;
— 8000 кв.м.общей площади в деревянных строениях;
— 10000 кв.м.общей площади в прочих строениях
2.2.23. Полотер По типовым нормам времени на полотерные работы
2.2.24. Подсобный рабочий Все учреждения при наличии объема работ, не предусмотренных по другим профессиям рабочих.
В аптеках, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей.
2.2.25. Приемщик золота стоматологических учреждений (подразделений) 0,5
1
— до 15 кг.;
— свыше 15 кг.
2.2.27. Рабочий по комплексному обслуживанию зданий Вводится вместо профессий рабочих (истопника, каменщика, кровельщика, маляра, штукатура, полотера, плотника, столяра, монтажника внутренних санитарно-технических систем и оборудования, стеклопротирщика, электромонтера), когда по нормативам, предусмотренным по каждой профессии, не могут быть установлены рабочие указанных профессий по отдельным наименованиям
2.2.28. Рабочие автотранспортных подразделений (гаражей) Учреждение, имеющие до 50 единиц подвижного состава (автомобилей, тракторов, дорожных и других машин), кроме электро- и автотележек и т.п. транспортных средств — по нормативам для автотранспортных рабочих
2.2.29. Рабочие прачечных (машинист по стирке и ремонту спецодежды, оператор стиральных машин, гладильщик и др.) Профессии рабочих прачечной вводятся по нормативам трудовых затрат работников прачечных в зависимости от объема работы.
2.2.30. Рабочие котельных, насосных станций и других специальных установок, сооружений и производств Все учреждения — по соответствующим межотраслевым нормам и нормативам по труду
2.2.31. Слесарь-сантехник В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.32. Стеклопротирщик По типовым нормам времени на стеклопротирочные работы
2.2.33. Столяр В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом
2.2.34. Сторож (вахтер) В зависимости от объема работы по межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам
2.2.35. Телефонистка местной телефонной связи 1 На коммутатор в смену
2.2.36. Уборщик производственных и служебных помещений Из расчета 1 на:
— 250 кв.м.деревянных полов;
— 350 кв.м.полов, покрытых керамической плиткой;
— 425 кв.м.полов, покрытых линолеумом;
— 550 кв.м.переходов и туннелей, соединяющих здание
2.2.38. Швея Из расчета 1 на 300 коек (мест)
2.2.39. Электромеханик связи Учреждения, имеющие автоматические телефонные станции — по нормативам работников связи
2.2.40. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования В зависимости от объема работ по технически обоснованным нормам, а при их отсутствии — по нормам, разрабатываемым учреждением опытно-статистическим методом

Примечания:
1. Наименование должности руководителя учреждения устанавливается в соответствии с профилем возглавляемого учреждения, например: больница, поликлиника — главный врач; госпиталь — начальник; санаторий, центр — главный врач, директор; аптека — заведующий и т.п.
В штатном расписании учреждения должность руководителя учитывается в общеучрежденческом персонале.
Должность директора, замещаемая специалистами, не имеющими медицинского образования, устанавливается в санаторно-курортных учреждениях, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей. В этом случае, должность директора как заместителя руководителя учреждения не вводится.
2. Руководитель учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности (профессии рабочих) не предусмотренные настоящими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленного учреждению фонда оплаты труда.
Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.
При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, Тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).
В штатном расписании учреждения вакантные должности указываются по их базовому наименованию, например, бухгалтер, экономист, инженер.
Наименования должностей занятых конкретными работниками — определяются исходя из соответствия уровня их квалификации требованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, например, специалист (экономист, бухгалтер, инженер), имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 4 года, в штатном расписании учреждения должность будет именоваться экономист II категории и т.п.
3. В штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до единицы. Если по нескольким наименованиям образуется по 0,25, 0,5 или 0,75 должности (единицы), допускаются их объединение по категориям персонала (служащие, рабочие) по одному из объединяемых наименований с выполнением функций по всем объединяемым должностям (профессиям).

Приложение N 2

Штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
(утв. приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 г. N 230)

1. Должность главного бухгалтера устанавливается в каждой бухгалтерии.
2. Должности заместителей главного бухгалтера устанавливаются в бухгалтерии, которой полагается по п.п. 4-8 настоящих штатных нормативов:
— от 5 до 10 должностей бухгалтеров — 1 должность;
— от 11 и выше должностей бухгалтеров — 2 должности.
2.1. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться за счет одной из должностей руководителей групп в централизованных бухгалтериях с общим числом коек свыше 2100 и числом врачебных должностей свыше 420 в обслуживаемых учреждениях;
2.2. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться в учреждениях, осуществляющих операции по налоговому и статистическому учету.
3. Должность руководителя группы учета устанавливается на каждую функциональную группу, которой по п.п. 4-8 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей бухгалтеров, вместо одной из них.
4. Должности бухгалтеров по учету и калькуляции продуктов питания устанавливается из расчета 1 должность на 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка.
5. Должности бухгалтеров по учету материальных ценностей устанавливаются из расчета 1 должность на:
— 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка;
— 100 врачебных должностей в учреждениях, не имеющих коечного фонда.
6. Должности бухгалтеров по расчетам с рабочими и служащими устанавливаются из расчета 1 должность на 200 штатных должностей в обслуживаемых учреждениях.
7. Должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются из расчета 1 должность на:
— 750 коек;
-150 должностей врачей в обслуживаемых учреждениях. Дополнительно должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются:
7.1. 1 должность при исполнении кассовых операций через казначейскую систему;
7.2. 1 должность для работы с фондами: обязательного медицинского страхования, пенсионным и социального развития;
7.3. из расчета 1 должность на 1000 коек и 200 должностей врачей в обслуживаемых учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
7.4. 1 должность при обслуживании станций переливания крови, отнесенных к III — IV группам и 2 должности — к I-II группам по оплате труда руководителей;
7.5. из расчета 1 должность на 100 тысяч выездов в год в обслуживаемых станциях скорой медицинской помощи;
7.6. 0,5 должности при обслуживании центров госсанэпиднадзора, отнесенных к III — IV группам и 1 должность к I — II группам по оплате труда руководителей;
7.7. из расчета 1 должность на 60 врачебных должностей при обслуживании бюро судмедэкспертизы;
7.8. 0,5 должности при обслуживании молочных кухонь с пропускной способностью в день от 1 до 5 тысяч порций, 1 должность — свыше 5 до 7 тысяч порций и 1,5 должности — свыше 7 тысяч порций.
8. Должности бухгалтеров-ревизоров устанавливаются:
8.1. 1 должность — при обслуживании менее 10 учреждений с числом коек свыше 300 (суммарно) и (или) 60 должностей врачей (суммарно);
2 должности — не менее 15 учреждений с числом коек свыше 750 (суммарно) и (или) 150 должностей врачей (суммарно);
8.2. 1 должность — при обслуживании станций скорой медицинской помощи с числом выездов свыше 100 тысяч в год;
8.3. 1 должность при наличии центров госсанэпиднадзора с численностью обслуживаемого населения свыше 1 млн. человек;
8.4. 1 должность при обслуживании станций переливания крови с количеством заготавливаемой плазмы не менее 10 тысяч литров в год или перерабатывающих не менее 40 тысяч литров плазмы в год;
8.5. 1 должность при обслуживании бюро судебно-медицинской экспертизы с числом врачебных должностей свыше 60.
9. Должность старшего кассира устанавливается в бухгалтерии, обслуживающей свыше 1000 работников (физических лиц) вместо одной должности кассира, полагающейся по п.10 настоящих штатных нормативов.
10. Должность кассира устанавливается в каждой бухгалтерии. При непосредственном проведении бухгалтерией денежных расчетов с населением в ее штате устанавливаются дополнительно должности кассиров:
10.1. 0,5 должности при наличии молочной кухни с пропускной способностью в день до 2 тысяч порций; 1 должность — свыше 2 тыс. порций;
10.2. 0,5 должности при наличии зубопротезного отделения с числом должностей врачей-стоматологов ортопедов 5 и более;
10.3. 0,5 должности при наличии отделения переливания крови с заготовкой не менее 2 тыс. литров крови от платных доноров;
10.4. 0,5 должности при наличии отделения профилактической дезинфекции со штатом 10 и более должностей медицинских дезинфекторов для проведения платных работ по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
10.5. 1 должность при проведении других платных медицинских услуг.
11. Должность экономиста по финансовой работе устанавливается:
11.1. из расчета 1 должность на 200 коек и 50 врачебных должностей при числе коек в обслуживаемых учреждениях свыше 300 (суммарно) и свыше 60 врачебных должностей (суммарно);
11.2. из расчета 1 должность на 100 тысяч выездов в год на станциях скорой медицинской помощи;
11.3. из расчета 1 должность на 60 врачебных должностей в бюро судебно-медицинской экспертизы;
11.4. 1 должность при обслуживании центров госсанэпиднадзора и станций переливания крови, отнесенных к III-IV группам и 2 должности — к I-II группам по оплате труда руководителей.
12. 0,5-1,0 должность машинистки устанавливается в каждой бухгалтерии.

Примечания:
1. Хозяйственное обслуживание централизованной бухгалтерии (уборка и ремонт помещений, текущее наблюдение за оборудованием и аппаратурой и др.) осуществляется персоналом учреждения, при котором организована централизованная бухгалтерия.
Должности служащих и профессии рабочих централизованных бухгалтерий, расположенных в обособленных помещениях, а также занятые в технологическом процессе, устанавливаются по нормативам соответствующих работников, предусмотренных для лечебно-профилактических учреждений.
2. В штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до единицы. Если по нескольким наименованиям образуется по 0,25, 0,5 или 0,75 должности (единицы), допускаются их объединение по категориям персонала (служащие, рабочие) по одному из объединяемых наименований с выполнением функций по всем объединяемым должностям (профессиям).
3. Формирование функциональных групп и определение числа счетно-бухгалтерского персонала в каждой группе определяется главным бухгалтером в пределах численности должностей, полагающейся централизованной бухгалтерии по настоящим типовым штатам.
4. При расчете должностей бухгалтеров-ревизоров, экономистов по финансовой работе в число коек и численность должностей врачей амбулаторного приема включаются указанные показатели лишь по тем учреждениям, которые финансируются через централизованную бухгалтерию.

Приложение N 3

Штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (утв.приказом Минздрава от 9 июня 2003 г. N 230)

№ п/п Число работников в учреждении здравоохранения Наименование должностей
До 500 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне)
От 500 до 2000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);1-2 должности специалистов гражданской обороны
От 2000 до 5000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);2-3 должности специалистов гражданской обороны
Более 5000 человек 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне);4-5 должности специалистов гражданской обороны

В учреждениях, организациях и предприятиях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек, вводится 1 должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по мобилизационной работе и гражданской обороне).

Примечания:
1. При определении числа работников в структурных подразделениях по мобилизационной работе и гражданской обороне (отдельных работников в составе других подразделений) в организациях, имеющих стационары, учитывается число лечащихся больных (по числу сметных коек).
2. В лечебно-профилактических учреждениях, имеющих на особый период отделения для нетранспортабельных больных, вместо должности специалиста гражданской обороны может быть введена должность заведующего отделением.

Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году в рамках реализации Указа № 597. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.

Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.

Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

База для введения системы нормирования труда

Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.

В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).

Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию, разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235 (кстати, согласно п. 17Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).

Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.

Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (см. приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»).

Использование типовых норм труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.

Типовые нормы труда предназначены для:

– формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
– планирования работ;
– выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
– установления соотношений между плановыми и договорными работами;
– определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

– положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
– показатели деятельности по учреждениям;
– результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
– статистические материалы.

Что такое норматив труда?

На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.

Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.

Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.

Типовые отраслевые нормы

В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.

А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.

Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:

– просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
– заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
– ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
– поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.

Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.

После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.

Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.

Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.

Что учитывать при разработке СНТ?

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).

К сведению: профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.

К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников (Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами)).

Нормирование времени встречается реже – автору удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»). Однако работа в данном направлении активно ведется.

Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений, но и Рекомендации по введению нормирования труда. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.

Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.

Как формируется СНТ?

Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

Если нормы труда отсутствуют или устарели

Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).

Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Приказе от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.

В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.

Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ, носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.

Что нужно определить при разработке СНТ?

При создании системы нормирования труда следует определить:

1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).

В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:

– нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
– нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
– нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Как нормировать однородные работы?

Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) изаконченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).

Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?

Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.

Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы:

– анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
– выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
– проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
– определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее:

– должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
– квалификацию, специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
– условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.

Как установить СНТ в учреждении?

Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).

Система нормирования труда в учреждении

Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?

Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.

А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.

Оставьте комментарий