Что относится к медикаментам

Медикаменты под контролем

01.03.2017 Отраслевые особенности № 3 март 2017 Версия для печати

Учет медикаментов, одноразовых медицинских расходных материалов и перевязочных средств имеет много особенностей. О них расскажет
Наталья Николаевна ГОРНАЯ — главный бухгалтер ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России, город Пенза.

Для начала перечислим нормативные правовые документы, которые используются при данном учете:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н);
  • Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747 (далее — Инструкция № 747);
  • приказ Минздрава России от 22 апреля 2014 г. № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» (далее — Приказ № 183н);
  • Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н);
  • постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;
  • приказ Минздрава России от 20 июля 2001 г. № 284 «Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности»;
  • приказ Министерства здравоохранения России от 17 декабря 2012 г. № 1059н «О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями».

Также мы будем обращаться к сформированной учетной политике учреждения.

Правила бухгалтерского учета

По общему правилу в бухучете медикаменты и перевязочные средства учитываются в составе материальных запасов (п. 117, 118 Инструкции № 157н).

В казенных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на счете 1 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).

В бюджетных и автономных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на следующих счетах:

  • 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета медикаментов и перевязочных средств возможно:

  • по общим правилам для всех материальных запасов: по группам (видам), наименованиям, сортам, стоимости и количеству (п. 119 Инструкции № 157н);
  • только в суммовом (денежном) выражении. Такой вариант возможен, только если количественный учет медикаментов и перевязочных средств ведут в аптеке, подразделениях, ответственных за их сохранность (стационаре и т. д.).

Если медучреждение выбирает второй вариант, то это обязательно нужно закрепить в учетной политике. Такие разъяснения даны в пункте 1 письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036 (далее — письмо № 02-07-10/17036).

Как следует из пунктов 117, 118 Инструкции № 157н, к учетной группе 1 «Медикаменты и перевязочные средства» относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства и иные аналогичные по своему функциональному назначению материальные запасы.

Минфин России в письмах от 12 февраля 2016 г. № 02-07-10/8036, от 10 сентября 2014 г. № 02-07-05/45503 отметил: Инструкцией № 157н предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета. Таким образом, более конкретизированный перечень нефинансовых активов, включаемых в данную группу и учитываемых на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства», определяется положениями учетной политики медучреждения.

Операции по поступлению медикаментов и перевязочных средств в учреждение необходимо оформить первичными учетными документами и сделать бухгалтерские записи в обычном порядке, предусмотренном для оформления операций по поступлению материальных запасов.

Письмом Минфина России от 7 декабря 2016 г. № 02-07-10/72795 дано разъяснение о применении формы Приходный ордер (ф. 0504207). В соответствии с Приказом № 52н Приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов), включая сторонние организации (учреждения), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом № 52н. Учитывая изложенное, наличие первичных учетных документов (отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом), предусмотренных условиями договора (контракта) при поступлении в учреждение материальных ценностей, является достаточным основанием для принятия их к учету. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется.

Таким образом, оформление Приходного ордера (ф. 0504207) необходимо только при отсутствии первичных учетных документов, а именно в момент разукомплектации товара на складе либо при выявлении излишков во время проведения инвентаризации.

Медучреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, в рамках выполнения государственного задания приобретают особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей. Такие материальные запасы необходимо учитывать на счетах:

  • 0 105 21 000″Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» и производить списание на основании решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов по каждой единице особо ценного движимого имущества (материальных запасов) по фактической стоимости с оформлением Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
  • 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».

Справочно

Особо ценное движимое имущество — движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением будет затруднено.

Часто у медучреждения возникает вопрос о согласовании с вышестоящей организацией списания особо ценного движимого имущества — материальных запасов. В соответствии со статьей 37 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в стандарт медицинской помощи включаются медицинские изделия, имплантируемые в организм человека.

Учитывая, что стоимость медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, как правило, превышает балансовую стоимость в 200 тыс. рублей, то в соответствии с приказом Минздрава России от 2 июня 2015 г. № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации» распоряжение особо ценным имуществом требует согласования с учредителем.

Доведение до медучреждений государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего конкретные объемы и виды, а также плановое количество пациентов и иные показатели, по своей сути является согласованием на распоряжение медицинскими изделиями (в том числе и особо ценным движимым имуществом (материальными запасами)) и дополнительного согласования с учредителем не требует.

Пунктом 108 Инструкции № 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Эти правила также разъяснены в пункте 2 письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036. При наличии медицинской информационной системы в медицинском учреждении списание медикаментов и перевязочных средств осуществляется по персонифицированному учету. Для этого на складе (в аптеке) в момент принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету данных материальных запасов происходит разукомплектация товара. Медицинская организация может выбрать один из указанных способов самостоятельно, что должно быть отражено в сформированной учетной политике учреждения.

Учет в аптеке

В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, ведется суммовой учет медикаментов и перевязочных средств, а количественный учет ведется в аптеке. С каждым сотрудником аптечного подразделения должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (основание: постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

Ответственный сотрудник аптеки должен отражать полную и достоверную информацию о поступивших объектах — их наименование, количество, стоимость и т. д. Указанная норма закреплена в пункте 14 Инструкции № 747 и подтверждена Минфином России в пункте 1 письма № 02-07-10/17036.

При этом всегда подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты, а также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный Приказом № 183н. Также предметно-количественному учету подлежит особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей.

В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства.

При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2015 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускаются из аптеки в размере текущей потребности, а именно десятидневной нормы (п. 19 Инструкции № 747).

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Таким образом, особенности организации учета медикаментов устанавливаются локальными актами учреждения, например, в рамках сформированной учетной политики.

Отпуск медикаментов и медицинских расходных материалов в отделения производится на основании Требования-накладной (ф. 0504204) старшей медицинской сестре, которая является материально ответственным лицом. Она передает необходимое количество медикаментов на пост на основании листков назначения (постовые медицинские сестры несут коллективную материальную ответственность). Списание израсходованных медикаментов производится постовой медицинской сестрой в конце смены.

Аналогичное списание происходит в процедурных кабинетах, в лаборатории и т. д.

По окончании месяца старшая медицинская сестра формирует отчет о движении медикаментов и медицинских расходных материалов, который сдает в бухгалтерию датой, указанной в графике документооборота.

Аптечки экстренной помощи списываются сразу при выдаче их на пост.

Бухгалтером на основании отчета о движении медикаментов составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Учет в производственных аптеках. Применение норм естественной убыли

В соответствии с пунктом 104 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим медучреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

В формировании фактической стоимости лекарственного средства, изготавливаемого в производственной аптеке медучреждения, участвуют входящие в его состав зарегистрированные лекарственные препараты. Для контроля качества при производстве лекарственных препаратов следует руководствоваться приказом Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214.

Все перечисленные составляющие, а именно фармацевтические производные микстуры и упаковка (тара в виде стеклопосуды), относятся к расходам, которые полностью включаются в фактическую стоимость изготавливаемых лекарственных препаратов.

Что касается расходов на заработную плату фармацевтических работников, непосредственно участвующих в изготовлении лекарственных препаратов, и начислений на оплату труда, можно отметить следующее. Поскольку этот процесс является очень трудоемким, в сформированной учетной политике медицинского учреждения необходимо закрепить, что фактическая стоимость лекарственного препарата (конкретной лекарственной формы) формируется только исходя из стоимости фармацевтических субстанций, идущих на его изготовление, и отражается на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 104, 127, 133 Инструкции № 157н).

При применении норм естественной убыли в производственных аптеках медучреждений следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения».

Необходимо учитывать, что к нормам естественной убыли не относятся:

  • технологические потери (потери при изготовлении лекарственных средств, внутриаптечной заготовке и фасовке, отмеривании и отвешивании лекарственных средств);
  • потери от брака лекарственных средств;
  • потери лекарственных средств при их хранении, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери при ремонте или профилактике применяемого для хранения технологического оборудования;
  • потери при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

К технологическим потерям, возникающим при розливе этилового спирта по емкостям меньшего объема, не может быть применена норма естественной убыли.

Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи лекарственных средств (ангро).

Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе к этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке.

Нормы естественной убыли применяют при выявлении недостачи лекарственных форм во время проведения инвентаризации. При этом инвентаризацию в производственных аптеках рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. При выявлении недостачи лекарственных форм, необходимых для производства лекарственных препаратов, применяются нормы естественной убыли, которые относятся на счет 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг».

Если фактическая недостача лекарственных форм превышает предельно допустимые нормы, то разница относится на счет 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов», с одновременным отражением на счете 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Сумму недостачи, превышающую предельно допустимые нормы, виновное лицо обязано внести в кассу медучреждения.

Вопросы временного заимствования

Часто в медучреждении возникает ситуация, когда по одному из видов финансового обеспечения отсутствуют медикаменты и медицинские расходные материалы, а по другому виду финансового обеспечения они есть, и данные материальные запасы экстренно нужны пациентам. Причем совершение закупки по решению врачебной комиссии займет время, или необходимые препараты отсутствуют на территории региона, или даже на территории Российской Федерации. В таком случае нужные медикаменты или расходные материалы возможно временно позаимствовать. Процедуру заимствования необходимо проводить в рамках одного отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).

Отметим, что основной целью бюджетного медицинского учреждения является оказание медицинской помощи населению. Исходя из изложенного все операции внутри учреждения относятся к необменным. Соответственно временное заимствование медикаментов и одноразовых медицинских изделий также относится к необменным операциям.

Следует отметить, что цена заимствованного товара является неизменной.

Отражение бухгалтерских операций по заимствованию медикаментов и медицинских изделий по иному источнику финансового обеспечения производится следующими записями.

1) Если цена заимствованного товара совпадает с ценой, по которой ее приобрели по иному источнику финансового обеспечения, для возмещения:

В зависимости от того, на какой источник заимствуем:

Дебет 0 105 00 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 0 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»;

Дебет 2 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 2 105 000 00
«Материальные запасы».

В зависимости от того, из какого источника заимствовали:

Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 000 00
«Материальные запасы»;

Дебет 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 7 105 00 000
«Материальные запасы».

Возврат товара производится аналогичными проводками со сменой КФО на обратный.

2) Если цена приобретенного товара выше или ниже цены заимствованного товара.

ПРИМЕР

Медучреждение произвело заимствование одноразовых расходных материалов — катетера стоимостью 115 000 рублей — с КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на КФО 7 «Средства ОМС» ввиду острой необходимости для спасения жизни пациента.

В целях соблюдения статьи 38 Бюджетного кодекса и недопущения нецелевого использования средств по источнику финансового обеспечения, по которому медикаменты и одноразовые изделия медицинского назначения были заимствованы, на имя руководителя медучреждения составляется служебная записка на приобретение заимствованных товаров.

После внесения изменения в план закупок с соответствующим отражением в плане-графике учреждение проводит торги и приобретает данный товар по цене 112 000 рублей за штуку. При возврате заимствованного товара в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражено поступление товара на сумму 115 000 рублей;

Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражено выбытие товара на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— отражено поступление заимствованного товара на склад на сумму 112 000 рублей;

Дебет 7 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 7 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— оплата полученного товара на сумму 112 000 рублей;

Дебет 4 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— отражен возврат товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражено выбытие товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;

Дебет 7 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 7 105 31 000
«Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
— отражена сумма стоимостной разницы в размере 3000 рублей методом «красное сторно».

Внимание!

В связи с отсутствием разъяснений, связанных с временным заимствованием материальных запасов между источниками финансового обеспечения и использовании счета 0 401 101 72 «Доходы от операций с активами» для отражения стоимостной разницы возвращаемых по заимствованию товаров, данные бухгалтерские записи необходимо отразить в сформированной учетной политике учреждения с последующим отражением расшифровки счета 0 401 101 72 «Доходы от операций с активами» в Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760). Корреспонденцию счетов, отсутствующую в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету, необходимо согласовать с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции учредителя.

Как правильно вести учет медикаментов

Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Киреева:

Рассмотрев вопрос мы пришли к выводу, что учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н;

— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н;

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н.

Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 г. № 747, которая не утратила силу. Например, опираясь на положения инструкции № 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медназначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медучреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II инструкции № 747.

П. 45 инструкции № 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства – 5-дневной, наркотические – 3-дневной, все остальные – 10-дневной (п. 19 инструкции
№ 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 инструкции № 747).

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

При этом важен вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения и закрепляется в учетной политике учреждения. При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость особого учета наркотических средств.

При этом следует понимать, что действующие нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами; а также имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги. Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медсестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 инструкции № 174н.

Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н). Таким актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.

Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета на счете 105 01 медикаментов, переданных старшей медсестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица – старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медсестрой.

Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается медорганизацией и закрепляется в рамках формирования ее учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

  1. Дебет 0 105 01 340 (медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (медикаменты у старшей медсестры) – отражены выданные на пост медикаменты.
  2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (медикаменты, выданные на пост) – отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Наши предложения:

  1. Инструкция о порядке списания с баланса предприятий и организаций системы Министерства рыбного хозяйства СССР судов и технических плавучих средств
  2. Постановление Совмина СССР от 16.02.1966 N 119
  3. Письмо Минфина СССР от 31.01.1966 N 46
  4. Постановление Совмина СССР от 06.11.1964 N 923
  5. Распоряжение Совмина СССР от 12.05.1964 N 856
  6. Приказ Минторга РСФСР от 28.12.1963 N 774
  7. Письмо Минфина СССР от 14.11.1963 N 336
  8. Инструкция Минфина СССР N 289, Госбанка СССР N 49, ЦСУ СССР N 10-80 от 10.10.1962
  9. Письмо Минфина РСФСР от 06.09.1962 N 01/626
  10. Постановление Совмина РСФСР от 28.06.1962 N 880
  11. Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)
  12. Постановление Совмина СССР от 30.01.1962 N 85
  13. Письмо Минфина СССР N 419, ЦСУ СССР N 17-10 от 20.12.1961
  14. Письмо Минфина СССР от 18.10.1961 N 343
  15. Постановление Совмина СССР от 01.09.1961 N 802
  16. Постановление Совмина РСФСР от 05.06.1961 N 727
  17. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.05.1961 N 440
  18. Приказ Минфина СССР от 17.09.1960 N 323
  19. Инструкция о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами по форме N М-29
  20. Приказ ЦСУ СССР от 22.03.1960 N 200
  21. Письмо Минфина СССР от 28.09.1959 N 295
  22. Распоряжение Совмина СССР от 21.11.1958 N 3702р
  23. Письмо Госбанка СССР от 11.06.1958 N 624
  24. Постановление Совмина РСФСР от 10.04.1958 N 329
  25. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции крахмало-паточной промышленности
  26. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции сахарной промышленности
  27. Постановление Совмина СССР от 24.08.1955 N 1552
  28. Инструкция Минфина СССР от 09.04.1952 N 489
  29. Постановление Совмина СССР от 12.09.1951 N 3447
  30. Приказ Минфина СССР от 08.09.1948 N 791
  31. Положение Наркомфина СССР от 25.01.1946 N 60
  32. Постановление СНК СССР от 02.03.1938 N 248
  33. Постановление СНК СССР от 27.04.1934 N 980
  34. Постановление СНК СССР от 26.01.1934 N 185
  35. Постановление СТО СССР от 23.07.1931 N 317
  36. Декрет СНК РСФСР от 06.10.1926
  37. Постановление СНК СССР от 18.08.1925
  38. Постановление СТО СССР от 10.03.1924
  39. Постановление СТО СССР от 28.12.1923
  40. Постановление СТО РСФСР от 08.06.1923
  41. Декрет СНК РСФСР от 16.09.1921
  42. Декрет СНК РСФСР от 27.07.1918
  43. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.02.2011 N 118
  44. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2010 N 1251
  45. Приказ Росстата от 31.12.2010 N 483
  46. Приказ Росстата от 31.12.2010 N 482
  47. Приказ Росстата от 30.11.2009 N 278
  48. Приказ Росстата от 29.07.2009 N 154
  49. Приказ Росстата от 13.08.2009 N 171
  50. Приказ Росстата от 28.01.2009 N 12
  51. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2010 N 1228
  52. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 20-6/10/12-21637
  53. Вопрос: ГУП Фармация имеет 58 структурных подразделений в городах и районах (розничная торговля) и аптечную базу (оптовая торговля). В процессе работы возникает необходимость внутренней переброски товара между аптеками. Как документально оформлять переброску товара (по розничной цене или по себестоимости), в т.ч. лекарственные
  54. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1128
  55. Статья. Розница наляжет на налог
  56. Приказ Роспотребнадзора от 10.12.2010 N 454
  57. Письмо Росздравнадзора от 03.12.2010 N 04И-1247/10
  58. Вопрос: В настоящее время МУП Фармация является плательщиком ЕНВД в части розничной торговли лекарственными препаратами в торговых залах и местах менее 100 кв. м, по остальным видам деятельности применяется общий режим налогообложения. Среднесписочная численность на предприятии за 10 месяцев 2010 года составляет 107
  59. Приказ Росстата от 22.11.2010 N 409
  60. Вопрос: Мы заключили контракт с Представительством в РФ германской фирмы на поставку оборудования для медицинской промышленности, которое на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 372, при ввозе на территорию РФ не подлежит обложению НДС (Код ТН ВЭД ТС 8419 89 981 0). Отдельным пунктом контракта
  61. Статья. Снижение эффективности фармацевтической розницы после изменения режима налогообложения
  62. Статья. Налоговые каникулы
  63. Вопрос: Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД. Каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?
  64. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.10.2010 N 1987
  65. Статья. Налогообложение стоимости медуслуг, оказываемых сотрудникам учреждения
  66. Приказ Росстата от 07.08.2009 N 163
  67. Статья. Ввозная грамота
  68. Вопрос: Проверяющие органы требуют от нас ведение фасовочного журнала, хотя мы являемся аптекой готовых лекарственных форм и фасовкой не занимаемся, тем не менее от нас требуют ведение данного журнала на случай нарушения вторичной упаковки (хотя в определении фасовочных работ сказано: Фасовочные работы — это дозирование
  69. Вопрос: Работаю в Москве в сетевой аптеке провизором. Прописана в Калужской области. Имею Чернобыльское удостоверение (зона отселения проживавшей в зоне отселения с 1986 по 1990 гг.). Какое заявление нужно написать в бухгалтерию для снижения налоговых вычетов? Ксерокопию удостоверения в отделе кадров взяли. Кто оплачивает
  70. Статья. Порядок проведения инвентаризации основных средств, медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения
  71. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.10.2010 N 13-18-263
  72. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.03.2010 N 13-18-76
  73. Вопрос: По результатам ревизии отдела КРУ РОФОМС установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Данные средства были восстановлены на основании Указания исполнительного директора РОФОМС путем перечисления с лицевого счета, открытого больнице для учета средств по приносящей
  74. Статья. Правила проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете
  75. Статья. Возмещение и уплата НДС бюджетными учреждениями
  76. Вопрос: В нашей стране проводится Всероссийский конкурс на звание Лучший врач, победителям которого выплачиваются единовременные денежные поощрения. В каком порядке осуществляется выплата данных поощрений и как с них исчисляется НДФЛ?
  77. Вопрос: Пожалуйста, разъясните нам момент определения расходов в бухгалтерском и налоговом учете при списании лекарственных средств с истекшим сроком годности. На какую из дат мы должны отразить списание со счетов бухгалтерского учета стоимость ЛС с истекшим сроком годности: на дату инвентаризации и решения руководителя (в
  78. Вопрос: На время ремонта оборудования у нашего предприятия есть намерение заключить договор на контрактное производство лекарственного средства (услуги по производству ЛС), т.е. Исполнитель выполняет по нашему заданию ниже перечисленные работы производственного характера, необходимые для производства лекарственного средства:
  79. Статья. Медучреждениям на заметку: изменение норм Налогового кодекса
  80. Приказ ФМБА РФ от 31.08.2010 N 486
  81. Приказ Росстата от 31.08.2010 N 299
  82. Постановление Росстата от 11.10.2006 N 59
  83. Постановление Росстата от 06.07.2004 N 23
  84. Статья. Учреждения здравоохранения: арбитражная практика. Часть 1 (начало)
  85. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.08.2010 N 1394
  86. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.08.2010 N 699
  87. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 348
  88. Статья: Новое в налогообложении аптечных организаций
  89. Вопрос: В нашем ЛПУ работает военный пенсионер, возраст 53 года, мы платим взносы и налог на доходы физических лиц с заработной платы военного пенсионера как у всех работающих. Вопрос — надо ли платить взносы с зарплаты работающего военного пенсионера, в особенности в пенсионный фонд?
  90. Статья. Доведение бюджетных данных до участников бюджетного процесса
  91. Статья. Платные услуги: формирование и использование финансового результата
  92. Статья. НДФЛ-2010: новшества, мнения, проблемы, комментарии
  93. Статья. Особенности исчисления НДС учреждениями здравоохранения в 2010 году
  94. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2010 N 522н
  95. Вопрос: Имеет ли право аптечное учреждение раздавать покупателям дисконтные карты бесплатно? Если да, то начисляется ли организацией при этом НДС?
  96. Статья. Вопросы налогообложения государственных (муниципальных) учреждений в свете Федерального закона N 83-ФЗ
  97. Статья. Закон о страховых взносах в действии: мнения и комментарии чиновников
  98. Вопрос: Подлежат ли налогообложению налогом НДС: 1. Вознаграждение за предоставленное нам право допуска лекарственных средств к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации, на основании соглашения между нашей организацией и владельцем регистрационного удостоверения на лекарственное
  99. Статья. Новое типовое соглашение РФ. Об избежании двойного налогообложения — возможные последствия для участников фармрынка
  100. Вопрос: В ходе хранения на складе готовой продукции, обнаружен бой произведенных и переданных на склад готовых лекарственных препаратов. Виновные лица не установлены. Как правильно оформить и отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Является ли бой внереализационным расходом для целей исчисления налога на
  101. Приказ Минздрава МО от 10.06.2010 N 463
  102. Приказ Минздрава МО от 25.12.2009 N 886
  103. Письмо Росздравнадзора от 07.06.2010 N 04И-541/10
  104. Статья. Порядок проведения реорганизационных мероприятий в бюджетной сфере
  105. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 3 (окончание)
  106. Вопрос: Облагается ли страховыми взносами компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении?
  107. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2010 N 31/143-инф.
  108. Вопрос: Наше предприятие — это фармацевтическое предприятие, имеющее лицензию на осуществление деятельности по производству ЛС. Между нами и владельцем регистрационного удостоверения Лекарственного средства (ЛС), в котором мы указаны как единственный производитель, заключено соглашение о передаче нам права на производство
  109. Приказ ФМБА РФ от 30.04.2010 N 248
  110. Статья. Учетная политика медицинского учреждения
  111. Статья. Переход на новые положения инструкции по бюджетному учету
  112. Статья. Учет бланков строгой отчетности
  113. Вопрос: В 2009 г. был произведен кассовый расход по статье 310 Увеличение стоимости основных средств КОСГУ. В 2010 г. была выявлена ошибка — отнесение этих средств к основным. Данные предметы должны учитываться как материальные запасы, то есть по статье 340 Увеличение стоимости материальных запасов. Можно ли
  114. Вопрос: С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения, внесенные в Инструкцию N 148н Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н, которые затронули, в частности, бюджетный учет основных средств по причине их разделения на движимое и недвижимое имущество. Какие объекты основных средств относятся к движимому и недвижимому
  115. Вопрос: Что нового в учете объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. с 1 января 2010 г.?
  116. Вопрос: Четырехэтажное кирпичное здание больницы с бетонными перекрытиями относится к 10-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет (то есть он может составлять и 31 год, и 100 лет). Возможно ли более точное определение срока полезного использования для начисления амортизации и на какие
  117. Статья. ЕНВД может подкосить розницу
  118. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.04.2010 N 20-14/4/042697@
  119. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.04.2010 N 16-15/040656@
  120. Вопрос: Какие документы нужны для подтверждения представительских расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
  121. Вопрос: Вправе ли бюджетные учреждения сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в их распоряжении?
  122. Вопрос: Мы — федеральное учреждение здравоохранения. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности установлен новый порядок выдачи генеральных разрешений на
  123. Статья. Баланс для розницы
  124. Приказ ФМБА РФ от 01.04.2010 N 174
  125. Статья. Уточнение кассовых расходов и невыясненных поступлений
  126. Статья. Правила ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах
  127. Статья. Обеспечение сохранности основных средств (окончание)
  128. Статья. Материальная помощь: бухгалтерский учет и налогообложение
  129. Статья. Что изменилось в бюджетном учете с 1 января 2010 года? (окончание)
  130. Статья. НДС при аренде недвижимости у учреждений здравоохранения
  131. Вопрос: Подлежат ли обложению НДФЛ суммы единовременного денежного поощрения, выплачиваемые врачам по результатам Всероссийского конкурса на звание Лучший врач? Начисляются ли на указанные выплаты страховые взносы?
  132. Вопрос: В каком случае учреждение здравоохранения вправе принять к вычету НДС со стоимости авиа- и (или) железнодорожных билетов, приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС?
  133. Вопрос: Может ли учреждение здравоохранения, заключившее договор с научно-исследовательским институтом на разработку новых методов лечения заболеваний, учесть данные расходы в уменьшение поступлений от приносящей доходы деятельности? Как зависит порядок налогообложения произведенных расходов от результатов научных
  134. Приказ Минздрава МО от 25.03.2010 N 208
  135. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 2 (продолжение)
  136. Вопрос: Аптека является плательщиком ЕНВД и имеет право исчислять розничную наценку от фактической цены производителя с НДС. Но при этом поставщики отказываются указывать в Протоколах согласования цен цену производителя с НДС, объясняя это тем, что в утвержденном Постановлением Правительства РФ N 654 от 8 августа 2009
  137. Вопрос: Может ли аптека (ЕНВД) после снятия кассового аппарата с учета в налоговом органе, пользоваться им для выдачи чеков покупателям по их требованию?
  138. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 N 156
  139. Письмо ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824
  140. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 N 154
  141. Вопрос: Существует ли практика решения споров с налоговыми органами об обязательной регистрации ККТ аптекой, применяющей ЕНВД?
  142. Статья. Что изменилось в бюджетном учете с 1 января 2010 года? (начало)
  143. Статья. Формирование отчетности по страховым взносам перед ФСС
  144. Статья. Заполняем Расчет по форме РСВ-1 ПФР
  145. Статья. Сложности налогового учета в бюджетных учреждениях
  146. Статья. Обеспечение сохранности основных средств
  147. Письмо ФТС РФ от 26.02.2010 N 05-17/8688
  148. Статья. Аптечная вмененка — 2010. Часть 1 (начало)
  149. Статья. Расходы на медосмотры и иммунизацию персонала учреждений здравоохранения
  150. Письмо Росздравнадзора от 09.02.2010 N 04И-99/10
  151. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.02.2010 N 13-18-11
  152. Вопрос: Существует Постановление N 90 от 21.11.2007 года об утверждении формы статистической отчетности N 62. В данной форме предлагается заполнить графы с подсчетом конкретно затраченных и полученных сумм в рублях которые проходили в течении отчетного года, что для частных медицинских организаций без сомнения является
  153. Вопрос: Компьютерная программа, которой мы пользуемся в лечебном учреждении, позволяет отделениям подготавливать требования в аптеку. Можно ли отпускать лекарственные средства и расходный материал из аптеки ЛПУ в отделения по требованиям, изготовленным с помощью компьютерных технологий?
  154. Статья. Налог на прибыль: спорные ситуации при формировании налоговой базы
  155. Поручение Росздравнадзора от 01.02.2010 N 8
  156. Вопрос: Требуется ли применение ККМ у юридического лица на вмененке, если осуществляется розничная торговля лекарствами (аптека)?
  157. Статья. PR-мероприятия: оптимизация налогообложения (окончание)
  158. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.01.2010 N 62-18-13
  159. Статья. Порядок отражения операций по централизованному снабжению
  160. Статья. Учет средств дополнительного бюджетного финансирования
  161. Статья. Годовая отчетность — 2009. Что нового?
  162. Статья. Предстоящие изменения в налоговом законодательстве
  163. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2009 N 1132
  164. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2009 N 1128
  165. Приказ ФМБА РФ от 30.12.2009 N 975
  166. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2009 N 1861
  167. Статья. Особенности учета и налогообложения расчетов с донорами
  168. Статья. PR-мероприятия: оптимизация налогообложения (начало)
  169. Вопрос: В каком нормативном документе прописаны требования к комиссии по приемке лекарственных средств в аптеке: обязательность комиссии, состав комиссии. Если в аптечном пункте работают 2 сотрудника через день, как будет выглядеть комиссия?
  170. Вопрос: Необходимо бесплатно раздать посетителям аптек лекарственное средство безрецептурного отпуска. Средство предназначено для детей, содержит спирт. Для распространения предназначен продукт в обычной упаковке и дозировке (как и на полках аптек), срок годности большой. На основании каких законодательных норм такая акция
  171. Вопрос: Может ли наша муниципальная аптека осуществлять деятельность по приему, хранению, отпуску и учету лекарственных препаратов на безвозмездной основе? По областной программе Сахарный диабет не предусмотрено средств на вознаграждение аптеки.
  172. Статья: Правила хранения и учета драгметаллов в виде лома и отходов
  173. Статья: Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам
  174. Статья: Правила хранения и особенности учета наркотических средств и психотропных веществ (окончание)
  175. Вопрос: Вправе ли аптечные учреждения отказаться от применения ККТ в связи с принятием изменений в ФЗ-54, предоставляющих организациям, находящимся на ЕНВД осуществлять наличные расчеты с потребителями без обязательного применения ККТ. Сомнение обусловлено требованием ст. 6.14 ОСТа (Приказ Минздрава N 80), согласно
  176. Вопрос: Наша аптека, плательщик ЕНВД, после внесения изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ, освобождающих плательщиков ЕНВД от применения кассовых аппаратов, продолжает применять кассовый аппарат для удобства внутреннего учета и по требованию покупателей выдает товарный чек со всеми необходимыми
  177. Статья. Изменения в исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  178. Статья. Правила эксплуатации лазерной техники
  179. Статья. Расчет налога на имущество
  180. Вопрос: Учреждение здравоохранения получает имущество и денежные средства в рамках целевого финансирования. Следует ли отражать указанные средства в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций?
  181. Вопрос: Наша аптека закупает спирт этиловый 96%, потом доводит его до концентрации 70%, разливает в бутылки 200 и 400 мл для дальнейшей реализации. Является ли аптека плательщиком акциза? В консультациях найдено упоминание: Таким образом, при розливе спирта этилового в индивидуальную упаковку и отпуске его бесплатно по
  182. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы ОТ 05.10.2009 N 62-18-218
  183. Статья. Учет драгметаллов и изделий из них стоматологическими учреждениями
  184. Статья. Особенности учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения
  185. Вопрос: В медицинском учреждении имеются в наличии несколько автомобилей скорой помощи марки ГАЗ и УАЗ, по отдельным из них с налоговиками возникли разногласия в применении ставок транспортного налога. Какую ставку применять к автомобилям скорой помощи: как к автобусам или как к легковым автомобилям?
  186. Статья. Бюджетный учет и порядок инвентаризации в учреждениях здравоохранения
  187. Статья. Денежные средства от арендной платы — не целевое финансирование
  188. Вопрос: В Перечне кодов медицинских товаров, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, отсутствуют такие лекарства, как Арбидол (капсулы 100 мг) и Бактисубтил. Наш поставщик предъявил по счету-фактуре за отгруженные нам медицинские товары ставку НДС 10%, указанную в сертификатах на эти товары, и
  189. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.09.2009 N 62-18-199
  190. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.06.2009 N 62-18-11186
  191. Статья. Погашение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности
  192. Статья. Заполняем декларацию по налогу на прибыль
  193. Статья. Переходим с ЕСН на страховые внебюджетные взносы
  194. Вопрос: Как в настоящий момент учитывается фторотан?
  195. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.08.2009 N 1000
  196. Вопрос: Просим пояснить, как необходимо подтверждать расход лекарственных средств, подлежащих ПКУ, если этот расход произошел не вследствие отпуска по рецепту? Например, возврат поставщику, списание, либо утеря? Какие документы необходимо подкладывать к журналу АП-10 и как они должны быть оформлены?
  197. Вопрос: Может ли аптека осуществлять расчеты с поставщиками наличными деньгами?
  198. Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 07.08.2009 N 72-18-566

Части:

Общие положения

Порядок учета в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) лекарственных средств установлен Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747). В соответствии с п. 1 данной Инструкции учету подлежат следующие лекарственные средства:

  • медикаменты (лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и тому подобное);
  • перевязочные средства (марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и тому подобное);
  • вспомогательные материалы (бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и тому подобное);
  • тара (склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно).

За сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) ЛПУ, отвечают материально ответственные лица, с которыми заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (далее — договор о материальной ответственности) (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеке ЛПУ полная индивидуальная материальная ответственность за сохранность лекарственных средств возлагается на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми также заключается договор о материальной ответственности. Однако по решению руководителя ЛПУ в аптеке может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность. В этом случае оформляется договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности (п. 9 Инструкции N 747). На сегодняшний день типовые формы указанных договоров утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (Приложения 2 и 4). Кроме того, данным Постановлением утверждены:

  • Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение 1);
  • Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (Приложение 3).

В свою очередь, руководитель медицинского учреждения несет персональную ответственность за рациональное применение и учет лекарственных средств, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально ответственных лиц мерной тарой (п. 10 Инструкции N 747). При этом контрольные функции возлагаются на заведующего отделением (кабинетом). Он обязан контролировать (п. 11 Инструкции N 747):

  • обоснованность назначения лекарственных средств;
  • строгое выполнение назначений в соответствии с историей болезни;
  • количество фактического наличия лекарственных средств в отделении (кабинете), а также принимать решительные меры по недопущению создания их запасов сверх текущей потребности.

Учитывая требования Инструкции N 747, Минздравсоцразвития России 09.06.2007 утверждены Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации. В частности, в разд. 20 данного документа определены особенности учета лекарственных средств. Далее рассмотрим учет лекарственных средств в ЛПУ, как имеющих аптеку, так и не имеющих ее, в свете этих документов. Однако сначала скажем несколько слов об организации учета и документальном оформлении операций с лекарственными средствами.

Организация учета и документальное оформление лекарственных средств

Хранение и учет лекарственных средств осуществляются по группам. Хранение групп лекарственных средств организуется в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377.

Для отражения операций с лекарственными средствами применяются учетные регистры бюджетного учета, формы которых утверждены следующими законодательными актами:

  • Инструкцией N 747;
  • Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Приказом Минздрава СССР от 30.12.1987 N 1337 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР»;
  • Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений».

Учет лекарственных средств в ЛПУ, имеющих аптеку

Поступление лекарственных средств. При поступлении в аптеку лекарственных средств заведующий аптекой или уполномоченное лицо проверяет соответствие количества и качества их данным, указанным в документах, правильность цен на единицу согласно действующим прейскурантам. После этого делает на счете поставщика надпись «Цены проверены, материальные ценности мною приняты» и ставит свою подпись.

В случае обнаружения недостачи, излишков, порчи или боя приемку лекарственных средств осуществляет созданная по поручению руководителя учреждения комиссия в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке.

Полученные и проверенные счета поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации счетов, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), и передает их в бухгалтерию ЛПУ для оплаты.

Внимание! Поступившие лекарственные средства учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении (п. 14 Инструкции N 747).

Выдача лекарственных средств. Отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) ЛПУ производится заведующим аптекой или его заместителем по требованиям-накладным (ф. М-11, 0315006), утвержденным руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным. Материально ответственные лица в свою очередь расписываются в требовании-накладной в получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — в их выдаче.

Требование-накладная выписывается в двух экземплярах чернилами или шариковой ручкой с указанием полного наименования лекарственных средств, их размера, фасовки, лекарственной формы, дозировки, упаковки и количества, необходимого для определения их розничной цены и стоимости. Если в форме какие-то из перечисленных данных отсутствуют, то на выписанные лекарственные средства заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать в обоих экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления. Однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

При этом первый экземпляр выписанного требования-накладной остается в аптеке, второй — передастся материально ответственному лицу при отпуске ему лекарственных средств.

Сразу отметим, что п. 18 Инструкции N 747 предусмотрено, что отпуск из аптеки лекарственных средств осуществляется на основании Накладной (требования) (ф. 434). Данная форма применялась медицинскими учреждениями до февраля 2006 г. В настоящее время при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений необходимо руководствоваться Требованием-накладной (ф. 0315006), утвержденным Инструкцией N 148н <1>, и типовой межотраслевой формой Требования-накладной (ф. М-11) (Письмо Минздравсоцразвития России от 24.05.2007 N 4185-ВС).

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Списание лекарственных средств. В процессе деятельности в аптеке могут образоваться потери от порчи лекарственных средств. В этом случае комиссией, назначенной руководителем ЛПУ, с участием главного бухгалтера ЛПУ, заведующего аптекой и представителя общественности составляется Акт о порче товарно-материальных ценностей (ф. АП-20) в двух экземплярах (первый экземпляр акта передается в бухгалтерию ЛПУ, второй — остается в аптеке). Кроме этого, выясняются причины порчи и устанавливаются виновные в этом лица. Если в ходе разбирательств выяснится, что недостача и потери от порчи лекарственных средств явились следствием злоупотреблений, то соответствующие материалы подлежат передаче в следственные органы в течение 5 дней после их установления. При этом на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск.

Если лекарственные средства пришли в негодность, то они уничтожаются в присутствии составившей акт комиссии с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии.

Вместе с тем п. п. 24 — 26 Инструкции N 747 установлены следующие особенности списания лекарственных средств:

  • вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку;
  • стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании лекарственных средств. При этом если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных лекарственных средств, а показана в счете поставщика отдельно, то такая тара списывается с подотчета заведующего аптекой в расход по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств;
  • обменная (возвратная) тара включается в отчет заведующего аптекой по мере сдачи ее поставщику или тарособирающей организации. Возвращенные ЛПУ за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов;
  • лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) ЛПУ в обменной посуде-таре, а в требованиях-накладных ее стоимость указывается без стоимости посуды-тары.

Составление месячной отчетности. В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) (далее — Отчет по форме 11-МЗ) с выделением в нем групп лекарственных средств. Отчет составляется в двух экземплярах, первый из которых подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию ЛПУ. После утверждения руководителем ЛПУ он служит основанием для списания израсходованных за месяц лекарственных средств.

Составление Отчета по форме 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости лекарственных средств по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного Отчета по форме 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость лекарственных средств, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, в расход — стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) ЛПУ по требованиям-накладным. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

При этом для учета лабораторно-фасовочных работ в аптеке ведется Журнал учета лабораторных и фасовочных работ (ф. АП-11), страницы которого должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

Внимание! Если аптека получает и отпускает лекарственные средства, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в Отчете по форме 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах (п. 28 Инструкции N 148н).

Отчет по форме 11-МЗ составляется в двух экземплярах. В конце отчета указывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы (счета поставщиков, требования-накладные и другие). Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию ЛПУ не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца (в условиях механизации учета — в сроки, утвержденные графиком документооборота), а второй — остается у заведующего аптекой. После проверки бухгалтерией и утверждения руководителем ЛПУ Отчет по форме 11-МЗ служит основанием для списания бухгалтерией ЛПУ израсходованных лекарственных средств.

Учет лекарственных средств в ЛПУ, не имеющих аптек

Получение лекарственных средств ЛПУ. Не имеющие своих аптек ЛПУ получают лекарственные средства из хозрасчетных аптек в размере 10-дневной текущей потребности в них в соответствии с графиком, утвержденным руководителем ЛПУ и заведующим аптекой. Основанием для их отпуска служат требования-накладные (ф. 0315006), которые выписываются старшей медицинской сестрой каждого отделения (кабинета) ЛПУ по группам лекарственных средств в 4 экземплярах, 2 из которых поступают в ЛПУ и 2 — остаются в аптеке.

Право на получение из аптеки лекарственных средств по доверенности (ф. М-2, М-2а) имеют:

  • материально ответственные лица;
  • старшие медицинские сестры отделений (кабинетов);
  • главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений.

Срок действия выданной доверенности, как правило, устанавливается не более чем на текущий квартал.

Факт получения из хозрасчетной аптеки лекарственных средств материально ответственные лица подтверждают распиской на всех экземплярах требования-накладной, однако на руки им передастся только один экземпляр. Работник аптеки расписывается в выдаче лекарственных средств. Полученные из хозрасчетной аптеки лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах) ЛПУ.

Внимание! Запрещается получать и хранить лекарственные средства в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и так далее (п. 38 Инструкции N 747).

Списание лекарственных средств бухгалтерией ЛПУ. Отпуск лекарственных средств в отделения (кабинеты) ЛПУ производится в размере 10-дневной текущей потребности в них по требованиям-накладным, утвержденным руководителем ЛПУ. На отпущенные лекарственные средства хозрасчетная аптека на основании выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца) требований-накладных предъявляет ЛПУ счет с приложенными к нему требованиями-накладными с указанием в них даты, номера, суммы по каждому требованию-накладной и общей суммы по счету. Данные счета проверяются бухгалтерией ЛПУ согласно приложенным к ним документам, подписанным материально ответственными лицами отделений (кабинетов) в их получении, и служат основанием для списания бухгалтерией израсходованных лекарственных средств по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Оценка и бюджетный учет движения медикаментов и перевязочных средств

В соответствии с п. 52 Инструкции N 148н медикаменты и перевязочные средства принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). При этом фактической стоимостью приобретенных за плату медикаментов и перевязочных средств признаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость медикаментов и перевязочных средств определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц в случае, когда они оплачиваются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения (п. 53 Инструкции N 148н).

Если стоимость приобретенных медикаментов и перевязочных средств определена в иностранной валюте, то их оценка производится в валюте РФ путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия этих ценностей к бюджетному учету (п. 57 Инструкции N 148н).

Списание (отпуск) медикаментов и перевязочных средств производится либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости. При этом оценка медикаментов и перевязочных средств по средней фактической стоимости осуществляется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, а также поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска) (п. 58 Инструкции N 148н).

Метод, который ЛПУ будет применять, определяя размер материальных расходов при списании медикаментов и перевязочных средств, используемых на нужды учреждения при выполнении работ и оказании услуг, следует закрепить в учетной политике.

Медикаменты и перевязочные средства, изготовленные в аптеке ЛПУ в рамках бюджетной деятельности либо за счет целевых средств в рамках реализации программ ОМС, приоритетного национального проекта, учитываются на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» с указанием соответствующего кода вида деятельности в 18-м разряде кода номера бюджетного счета, то есть 1 105 01 340 или 2 105 01 340.

Медикаменты и перевязочные средства, изготовленные в аптеке ЛПУ для последующей реализации на сторону, учитываются на счете 2 105 07 000 «Готовая продукция».

Записи по отражению в бюджетном учете движения медикаментов и перевязочных средств приведем в таблице.

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения по вопросу отражения в бухгалтерском учете медикаментов и сообщает.

1. Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 100 Инструкции N 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями, в том числе бухгалтерией и аптекой, распределять функции по учету материальных запасов (медикаментов), например в суммовом выражении и (или) в номенклатурном (детализированном).

Пунктом 119 Инструкции N 157н, пунктом 31 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, установлено, что медикаменты учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

В то же время согласно пункту 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих предметно-количественному учету) ведется в суммовом выражении по группам ценностей:

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Учитывая изложенное, лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете, по мнению Департамента, возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) — аптеке учреждения.

При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

2. Пунктом 108 Инструкции N 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов может определяться субъектом учета самостоятельно, отразив указанный способ в рамках формирования своей учетной политики (пункт 6 Инструкции N 157н).

При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Таким образом, по мнению Департамента, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например: медикаментов, продуктов питания и т.д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции N 157н.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С.В. Сивец

Оставьте комментарий