Дефицит федерального бюджета

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

курсовая разница по средствам федерального бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;

разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:

в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;

в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;

в объеме остатков средств организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;

в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения направляются на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований на указанные цели.

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

сокращение заимствований.

5. В состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета включаются:

размещение средств на депозитах и их возврат в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса;

предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета и их возврат в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса;

привлечение и возврат средств организаций, учредителем которых является Российская Федерация и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

другие операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме 13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублей направляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определения параметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх. = Дох. собст. + Дох. фин. пом. + Деф. =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определенную выше сумму местному самоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах:

— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

— поступления от продажи муниципального имущества;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

Исполнение консолидированного бюджета Калининградской области за 2018 год

Кассовое исполнение основных показателей консолидированного бюджета Калининградской области за 2018 год составило:

по доходам – 126 339,7 млн рублей или 100,2% к уточненному объему доходов консолидированного бюджета;

по расходам – 123 973,2 млн рублей или 97,4% к уточненным назначениям по расходам.

По результатам 2018 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом 2 366,5 млн рублей.

За 2018 год в консолидированный бюджет Калининградской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 50 486,0 млн рублей, что больше поступлений за аналогичный период прошлого года на 6 272 млн рублей (114%). Из общей суммы поступлений в областной бюджет поступило 36 897,7 млн рублей, в местные бюджеты 13 626,5 млн рублей.

Годовой бюджетный план по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета на 2018 год принят в объеме 49 360,3 млн рублей, исполнение по итогам года составило 102,3%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета наибольший удельный вес составляют налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (56,56%), налоги на имущество (15,25%), налоги
на совокупный доход (13,84%), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории РФ (7,38%).

Мобилизация налога на прибыль организаций за отчетный период составила 9 248 млн рублей, что больше поступлений за 2017 год (7 971 млн рублей) на 1 277 млн. рублей или на 16%. Одним из факторов, влияющих на поступление налога является увеличение налогооблагаемой базы.

Расходы консолидированного бюджета за 2018 год исполнены в сумме 123 973,2 млн рублей или 97,4% годовых назначений. Динамика к аналогичному периоду 2017 года 108,9%.

Основными направлениями расходов консолидированного бюджета области в отчетном периоде 2018 года, как и планировалось, являлись расходы на национальную экономику, социальную политику, образование, здравоохранение.

По результатам 2018 года на расходы социально-культурной сферы направлено 37 241,2 млн рублей или 30% расходов консолидированного бюджета. Исполнение составило 98,7 % уточненных назначений. В бюджете субъекта данные расходы (с учетом межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований) исполнены также на 99,2% утвержденных назначений или в абсолютном выражении 31 114,0 млн рублей.

Значительная доля произведенных за 2018 год расходов консолидированного бюджета приходится на раздел «Образование» – 12,4% от общего объема расходов консолидированного бюджета. В абсолютном выражении расходы за рассматриваемый период составили 15 320,2 млн рублей, из них по подразделу «Дошкольное образование» – 4 658,3 млн рублей (99,3% назначений), на общее образование – 7721,3 млн рублей (99% назначений), «Среднее профессиональное образование» – 761,6 млн рублей (99,9% назначений).

На отрасль «Здравоохранение» направлено 5,2% расходов консолидированного бюджета или 6 495,3 млн рублей. Исполнение расходов составило 98,6% годовых назначений. Значительная доля средств по данному разделу передана фонду обязательного медицинского страхования – 1 549,9 млн рублей или 23,9% расходов раздела (100% утвержденных назначений). Начиная с 2017 года финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования неработающего населения Калининградской области отражено в разделе «Социальное обеспечение населения», на данные цели по этому разделу направлено 4 097,1 млн рублей.

Расходы по разделу «Социальная политика» составили 9,3% расходов консолидированного бюджета. На цели данного раздела направлено 44 545,8 млн рублей или 99,4% годовых назначений. В областном бюджете с учетом того, что расходы в области социальной защиты населения относятся к полномочиям субъекта, доля расходов на социальную политику составила 10%, в бюджетах муниципальных образований – 4% произведенных расходов.

Всего автономным и бюджетным учреждениям в рассматриваемом периоде направлено финансирование в виде субсидий на государственное и муниципальное задание, субсидий на иные цели в сумме 20 551,0 млн рублей или 16,6% расходов консолидированного бюджета, в том числе по учреждениям социальной сферы – 18 055,6 млн рублей..

По разделу «Национальная экономика» в целом расходы исполнены на 98% утвержденных назначений с ростом к аналогичному периоду 2017 года 110,1%. По подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» расходы исполнены в сумме 13 377,1 млн рублей (92,6% годовых назначений) с динамикой в аналогичному периоду прошлого года 123,8%. Сложившаяся динамика связана с завершением строительства объектов дорожной инфраструктуры к чемпионата мира по футболу 2018. На поддержку отрасли сельское хозяйство и рыболовство направлено 2 982,8 млн рублей (99,6% годовых назначений), по подразделу «Транспорт» кассовое исполнение составило 1 063,1 млн рублей (96,9% годовых назначений), значительную долю по подразделу составляют субсидии юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с перевозками пассажиров (ж/д и авт/т).

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство за отчетный период исполнены на 88,2% годовых назначений и составили 5 506,5 млн рублей. Сложившийся процент исполнения обусловлен в основном длительностью проведения конкурсных процедур, непредставлением документов, предоставляющим право расходования средств, экономией по результатам конкурсных процедур.

В отчетном периоде 2018 года не допускалась задолженность областного бюджета по публичным обязательствам: социальным выплатам и пособиям, единовременным денежным выплатам ветеранам труда, труженикам тыла, многодетным семьям и другим льготным категориям граждан.

В 2018 году на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности направлено в рамках консолидированного бюджета области 15 781,7 млн рублей или 90,3% уточненных годовых назначений (в том числе по объектам дорожного хозяйства 8 692,1 млн рублей, жилищно-коммунального – 1 496,3 млн рублей, образования – 1 640,7 млн рублей (осуществлялось строительство объектов в рамках мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях), здравоохранения – 2 692 млн рублей (осуществлялось финансирование расходов по реконструкции и развитию областного противотуберкулезного диспансера, разработку ПСД на строительство объекта: «Областной онкологический центр», развитию ГБУ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи»).

Объем собственных доходов, поступивших в консолидированный бюджет области за 2018 год, составил 40,7% объема произведенных расходов консолидированного бюджета.

За отчетный период консолидированный бюджет области исполнен с профицитом 2 336,5 млн рублей.

Источники финансирования дефицита консолидированного бюджета обеспечены за счет привлечения бюджетного кредита на временный кассовый разрыв и кредитов коммерческих банков, привлечения остатков средств государственных и муниципальных учреждений, счета которым открыты в органах Федерального казначейства, изменения остатков на счетах бюджетов Калининградской области.

МОСКВА, 2 июл — ПРАЙМ. Дефицит бюджета РФ в текущем году будет около 5% ВВП, если антикризисный пакет правительства будет реализован полностью, а цена нефти сохранится на нынешнем уровне – то есть около 39 долларов за баррель, при этом из ФНБ Минфин планирует потратить только 250-300 миллиардов рублей, а основную часть будет покрывать за счет заимствований, заявил журналистам замминистра финансов России Владимир Колычев.

«В целом по бюджетным цифрам, если будет полностью исполнен антикризисный пакет (то есть обращаемость по всем мерам, которые предусмотрены, будет 100%-ной – некоторые меры более популярны, некоторые менее, поэтому в среднем по больнице так не будет, наверное), то есть если будут полностью задействованы утвержденные расходы при текущем уровне цен на нефть — 39 долларов баррель в среднем по году, то общий объем дефицита может составить порядка 5%. Возможно будет поменьше», — сказал Колычев.

Минфин видит, что, судя по фактической динамике поступления ненефтегазовых доходов и по тому, как развивается экономика в целом, ситуация складывается лучше, чем ожидалось. «Поэтому 5% ВВП – это скорее верхняя граница оценочного диапазона дефицита федерального бюджета», — уточнил он.

Основным источником финансирования дефицита бюджета в текущем году, по словам Колычева, должны стать заимствования, использование ФНБ будет небольшим. «В целом за год при таком прогнозе цен на нефть получается порядка 250-300 миллиардов (рублей – ред.) использования ФНБ. Остальные источники – это привлечение займов», — сказал он. «Общий дефицита бюджета — около 5% ВВП. Примерно на такой объём заимствований в валовом выражении мы и ориентируемся», — сказал замминистра. Он уточнил, что в абсолютных цифрах это будет около 5 триллионов рублей.

В действующем законе о бюджете валовый объем заимствований Минфина на внутреннем рынке в 2020 году был запланировал на уроне 2,3 триллиона рублей, а чистая сумма привлечения составляет 1,7 триллиона рублей. Принимая решение об источниках финансирования дефицита, Минфин, по словам Колычева, исходил из того, что в период циклического спада, независимо от его причины, спрос на кредитование со стороны частного сектора снижается. Кроме того, банкам также комфортнее принимать на себя суверенный, а не корпоративный риск. В таких условиях, по его словам, стоимость займов не увеличится. Так, во втором квартале, несмотря на значительное увеличение предложения ОФЗ, процентные ставки в среднем по экономике не выросли, а даже немного снизились.

Альтернативным вариантом, по словам Колычева, является использование средств ФНБ, однако это привело бы к нарушению бюджетного правила и дисбалансу в экономике. «Если тратить ФНБ – курс валюты будет зависеть от таких решений. А сейчас механизм операций на открытом рынке жёстко привязан к динамике цен не нефть, и этим компенсируется виляние цен на нефть и на курсовые соотношения, и на инфляцию, и на процентные ставки в экономике», — пояснил он.

По его словам, расходы бюджета РФ в 2020 году с учетом всех мер по противодействию распространению коронавируса и поддержке экономики и населения могут превысить 23 триллиона рублей против утвержденных 19,7 триллиона рублей.

В действующем законе о бюджете предельный объем расходов составляет 19,7 триллиона рублей. Часть расходов бюджета была перенесена с прошлого года — это еще порядка 960 миллиардов. А объем всех связанных с коронавирусом мер, по его словам, оценивается еще в порядка 4 триллиона рублей.

«Если мы все вместе почитаем, с перенесенными расходами и антикризисными расходами – то выходит больше 23 триллионов. Наверное, как обычно ситуация складывается, часть расходов будет недоисполнена утверждённая, и возможно, цифра будет поменьше. Насколько – сложно сказать», — заявил Колычев. Он напомнил, что в прошлом году объем неисполненных расходов превысил триллион рублей. При этом замминистра признал, что в текущем году эта сумма будет меньше.

«Как мы знаем, не всегда все утвержденные расходы используются, какая-то часть из них по объективным причинам переносится — контрактуемые обязательства. Но мы, естественно, настраиваем все ведомства на то, что именно в этот год, когда частный спрос проседает, спрос со стороны государства, особенно то, что утверждено бюджетом, лучше использовать по полной, чтобы поддержать экономику», — подчеркнул он.

Потери федерального бюджета РФ от ограничений, введенных в связи с коронавирусом, превысили 1 триллион рублей, сообщил замминистра.

«Больше триллиона», — сказал он журналистам, отвечая на вопрос об эффекте карантина на доходы бюджета.

Замминистра пояснил, что речь идет о потерях именно от снижения активности в экономике, не учитывая предоставленные бизнесу отсрочки по уплате налоговых платежей.

«Нет, не включая отсрочки. У нас отсрочки на самом деле предусмотрены в основном не в части доходов федерального бюджета. Естественно, они влияют на федеральный бюджет, но не на доходные параметры, а на расходные, когда мы компенсируем эти выпадающие доходы из-за отсрочек субъектам и бюджетам внебюджетных фондов. Но непосредственно на доходы федерального бюджета они не так сильно влияют. Поэтому, когда я говорю больше триллиона, – это имеется в виду из-за снижения экономической активности», — сказал Колычев.

Он также рассказал, что Минфин намерен увеличить планируемый объем заимствований на 2021 год, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета, но эти займы будут существенно меньше, чем в текущем году.

«В следующем году было изначально заложено – это из бюджетного правила следует — порядка 1,7-1,8 триллиона нетто заимствований, или 2,7 триллиона на валовой основе», — напомнил Колычев.

«Вероятно, объем ненефтегазовых доходов (в 2021 году — ред.) будет ниже, чем мы изначально планировали. И сейчас обсуждается вопрос того, что частично этот гэп будет покрываться заимствованиями. Какой это объем, я пока не готов сказать. Ближе к сентябрю, когда финализируются параметры макропрогноза и, соответственно, их влияния на доходы, мы поймем этот объем. Но он точно будет намного меньше, чем 5 триллионов (рублей – ред.)», — добавил он.

В текущем году, по его словам, Минфин планирует увеличить валовый объем заимствований почти вдвое — с предусмотренных в действующем законе о бюджете 2,3 триллиона рублей до порядка 5 триллионов рублей, чтобы за счет привлеченных средств финансировать возросший дефицит бюджета. Чистая сумма привлечения (размещение минус расходы на обслуживание долга) в бюджете на 2020 год закладывалась в 1,7 триллиона рублей.

Оставьте комментарий