Денежное содержание

Содержание

Денежное содержание муниципального служащего

Согласно общим принципам, установленным ст. 22 Федерального закона №25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. При этом размер и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Отметим, что главным элементом денежного содержания является должностной оклад. Как устанавливается размер такого оклада? При разработке правовых актов региональные законодатели могут устанавливать размер должностного оклада в зависимости:

  • — от замещаемой должности муниципальной службы;
  • — от численности населения, проживающего на территории муниципального образования;
  • — от уровня среднемесячной начисленной заработной платы по области, образующейся по итогам показателей среднемесячной оплаты труда в отраслях экономики.

Следует отметить, что изменения в системе оплаты труда (денежного содержания) лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы, осуществляются исключительно в форме внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

Какие компенсационные выплаты и надбавки могут производиться муниципальным служащим? Например, в ч. 2 ст. 8 Закона МО №28/97-ОЗ прописано, что к компенсационным выплатам относятся:

  • а) надбавки к должностному окладу за особые условия труда;
  • б) надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу лиц, допущенных к государственной тайне;
  • г) иные выплаты компенсационного характера в соответствии с действующим законодательством.

Отметим, что подходы к определению большинства надбавок в региональном законодательстве одинаковы.

Так, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет определяется в процентах исходя из стажа муниципальной службы: от 1 года до 5 лет — 10%; от 5 до 10 лет — 15%; от 10 до 15 лет — 20%; свыше 15 лет — 30%.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы: от 1 года до 5 лет — 10%; от 5 до 10 лет — 15%; свыше 10 лет — 20%.

В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий, материальной помощи устанавливаются представителем нанимателя (работодателем) на основании муниципального правового акта, принятого представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством, в том числе согласно Федеральному закону №25-ФЗ.

Премия по итогам работы за месяц, квартал, год, иной расчетный период устанавливается служащему за высокие показатели в работе, своевременное и качественное выполнение возложенных на него обязанностей, выплачивается муниципальному служащему, состоящему в трудовых отношениях с представителем нанимателя (работодателем) на дату принятия решения о премировании, и не ограничивается максимальным размером.

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается муниципальному служащему по ходатайству руководителя структурного подразделения и также не ограничивается максимальным размером. При этом премии не выплачиваются муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания. В случае смерти муниципального служащего материальная помощь оказывается члену его семьи, который понес расходы на проведение похорон, по письменному заявлению в размере двух должностных окладов.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда в любых муниципальных образованиях. Однако они обязаны реализовывать данное право с соблюдением требований ч. 2 ст. 136 БК РФ. Органы местного самоуправления муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций) или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% собственных доходов местного бюджета, имеют право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих. Однако при этом они не вправе превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих или на содержание органов местного самоуправления.

Помимо стандартных форм гособеспечения, отдельные группы жителей РФ имеют право на получение специального вида соцподдержки — ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата назначается гражданам и пенсионерам, имеющим дополнительный льготный статус, подтвержденный надлежащим образом.

Что такое ЕДВ и кому она выплачивается

ЕДВ — это компенсационная выплата, который выплачивается гражданам за счет средств федерального бюджета и не зависит от факта установления пенсионного обеспечения.

По состоянию на 2019 год ежемесячная денежная выплата предусмотрена для соцобеспечения следующих групп льготников:

  1. субъекты, имеющие одну из трех групп инвалидности;
  2. граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС;
  3. лица, обладающие статусом ветерана по отдельным категориям;
  4. субъекты, имеющие особые заслуги в виде государственных наград и т.д.;
  5. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
  6. иные группы льготников, прямо указанные в нормативных правовых актах.

Обратите внимание! ЕДВ для пенсионеров по старости может устанавливаться только в случае, если получатели пенсионных выплат могут дополнительно подтвердить наличие специального статуса.

Законодательное регулирование

Поскольку единый закон о ЕДВ отсутствует, ежемесячная денежная выплата в 2019 году будет назначаться и перечисляться по нормам следующих правовых актов:

  1. в отношении отдельных групп ветеранов — Федеральный закон № 5-ФЗ;
  2. для лиц, имеющих подтвержденный статус одной из групп инвалидности — Федеральный закон № 181-ФЗ;
  3. для субъектов, имеющих льготный статус чернобыльцев — Закон РФ № 1244-1;
  4. для граждан, получивших определенные государственные награды или отмеченные за специальные заслуги — Федеральный закон № 5-ФЗ и Закон РФ № 4301-1.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»

Закон Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Условия назначения платежей

ЕДВ в 2019 году, как и в предыдущие годы, начисляется при обращении в территориальные отделы ПФР. Назначение указанной соцвыплаты будет осуществляться вне зависимости от установления пенсионных платежей. Чтобы получить право на платежи, необязательно соответствовать условиям, регламентированным для обращения за пенсией.

Для реализации права на оформление льготы нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • в рамках одного профильного закона, который предусматривает возможность льготника получать ЕДВ одновременно по нескольким основаниям, выплата устанавливается по основанию с более высокой суммой ежемесячного платежа;
  • если у льготника есть право на получение льгот сразу по нескольким законам, он обязан самостоятельно сделать выбор при обращении в отдел ПФР;
  • исключение из указанных выше правил содержится только для чернобыльцев, они имеют право одновременно на установление соцвыплаты по двум основаниям.

Например, установление ЕДВ для инвалидов, которые одновременно обладают статусом ветерана боевых действий, осуществляется должностными лицами ПФР путем сравнения итогового размера выплат, которые будет получать гражданин. В этом случае право выбора отсутствует, ЕДВ будет установлена отделом ПФР по более выгодному варианту.

Порядок выплаты ЕДВ федеральным льготникам

Если гражданин входит в перечень лиц, обладающих правом на получение соцвыплаты указанного характера, ему необходимо обратиться в местный отдел ПФР для назначения выплаты.

При обращении нужно заполнить официальный бланк заявления, а также представить документы, состав которых будет зависеть от категории льготника:

  • ежемесячная денежная выплата будет назначена инвалидам;
  • при представлении гражданином официальной справки органов МСЭК об установлении определенной группы инвалидности;
  • ежемесячная денежная выплата назначается ветеранам боевых действий и иным категориям ветеранов в случае подтверждения льготного статуса официальным удостоверением;
  • соцвыплаты для жителей блокадного Ленинграда устанавливаются на основании соответствующей справки, подтверждающей проживание в осажденном городе;
  • ежемесячная денежная выплата пенсионерам по потере кормильца будет назначена отделом ПФР автоматически при подтверждении права на пенсионную выплату.

Обратите внимание! Если льготный статус заявителя требует периодического подтверждения (например, при инвалидности), в отдел ПФР представляется действующая справка МСЭ об установлении инвалидности..

Например, для инвалидов-чернобыльцев срок переосвидетельствования составляет пять лет, для иных инвалидов указанная процедура может проводиться в ежегодном режиме. Установление ежемесячной денежной выплаты в ПФР также требует представления общегражданского паспорта и свидетельства СНИЛС. Допускается обращение в уполномоченный орган через представителя, для этого нужно иметь нотариальную доверенность.

Назначение ежемесячных выплат пенсионерам будет осуществляться одновременно с установлением гособеспечения. Дальнейшее подтверждение права будет осуществляться по общим правилам.

Индексация и перерасчет ЕДВ

Размер ЕДВ устанавливается нормами федерального законодательства и подлежит индексации по общим правилам государственного социального обеспечения. Это значит, что сумма ЕДВ будет индексирована одновременно с изданием акта об увеличении пенсий.

Перерасчет размера назначенной ЕДВ инвалидам производится, когда устанавливается другая группа инвалидности. При этом он происходит в беззаявительном порядке на основании выписки из акта освидетельствования, поступившей в ТО ПФР от органов МСЭ.

В сторону увеличения — с даты установления группы инвалидности, дающей право на более высокий размер ЕДВ.

В сторону уменьшения — при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер ЕДВ, происходит с 1 числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

Перерасчет размера ЕДВ членам семей умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы производится если изменилось количество членов семьи. Такой перерасчет будет произведен с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.

Размер выплат в 2019 году

Очередная индексация сумм ЕДВ была проведена в феврале 2019 года, исходя из фактического индекса роста потребительских цен по итогам 2018 года.

Размер ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий граждан в 2019 году с полным отказом от набора социальных услуг составил:

  • для инвалидов ВОВ — 5403,22 рублей;
  • для граждан, принимавших участие в ВОВ, узников с группой инвалидности — 4052,40 рублей;
  • для инвалидов 1 группы — 3782,94 рублей;
  • для инвалидов 2 группы — 2701,62 рублей;
  • для инвалидов 3 группы — 2162,67 рублей;
  • для жителей блокадного Ленинграда и ветеранов боевых действий — 2972,82 рублей;
  • инвалиды-чернобыльцы, а также дети-инвалиды — 2972,82 рублей;
  • субъекты, которым присвоено звание Герой СССР или РФ, а также члены их семей в случае гибели героев — 63708,25 рублей.

Необходимо учитывать, что полный состав получателей ЕДВ намного шире указанных категорий. Полный перечень получателей ЕДВ представлен в таблице.

Таблица размеров ЕДВ отдельным категориям граждан Российской Федерации с 01.02.2019

Наименование категории ЕДВ с 01.02.2019, размер индексации 1,043 (Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году»)
с учетом НСУ без учета НСУ
1 Инвалиды войны 5 403,22 4 281,80
2 Участники ВОВ,ставшие инвалидами 5 403,22 4 281,80
3 Военнослуж.и лица рядового и нач.состава,ставшие инвалидами при исполнении 5 403,22 4 281,80
4 Участники ВОВ 4 052,40 2 930,98
5 Ветераны боевых действий 2 972,82 1 851,40
6 Военнослужащие с 22.06.41 по 03.09.45 не вход.в состав действ.армии 1 622,00 500,58
7 Лица,награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» 2 972,82 1 851,40
8 Члены семей погибших (умерших) ИВОВ и УВОВ и ветеранов БД 1 622,00 500,58
9 Члены семей погибших в ВОВ из групп самозащиты и противовозд.обороны 1 622,00 500,58
10 Члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей 1 622,00 500,58
11 Члены семей военнослужащих, погибших в плену 1 622,00 500,58
12 Родители и жены погибших военнослуж., приравн. к участникам ВОВ 4 052,40 2 930,98
13 Лица,работавшие в период ВОВ 1 622,00 500,58
14 Инвалиды ( III группа) 2 162,67 1 041,25
15 Инвалиды ( II группа) 2 701,62 1 580,20
16 Инвалиды ( I группа) 3 782,94 2 661,52
17 Дети-инвалиды 2 701,62 1 580,20
18 Граждане,перенесшие лучевую болезнь вследствии аварии на ЧАЭС 2 162,67 2 162,67
19 Граждане-инвалиды вследствии аварии на ЧАЭС 2 701,62 2 701,62
20 Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-87 гг. 2 701,62 2 701,62
21 Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 гг. 2 162,67 2 162,67
22 Граждане прожив.(работ.) на терр.зоны прожив.с правом на отселение 540,66 540,66
23 Граждане прожив.(работ.) на терр.зоны прожив.с льготн.соц-эк.статусом 540,66 540,66
24 Граждане прожив.(работ.) в зоне отселения до их переселен.в др. р-ны 540,66 540,66
25 Граждане,эвакуированные (в т.ч.выех.добр.) в 1986 г.из зоны отчужден. 2 162,67 2 162,67
26 Дети (подр.) до 18 лет,дети 1 и 2 поколений,проживающие в зоне 1 350,82 1 350,82
27 Дети (подр.) до 18 лет,постоян.прожив.в зоне с льготн.соц-эк.статусом 811,88 811,88
28 Дети (подр.)-инвалиды,страд. болезнями вследствии аварии на ЧАЭС 2 701,62 2 701,62
29 Дети (подр.),страдающие болезнями вследствии аварии на ЧАЭС 2 162,67 2 162,67
30 Граждане-инвалиды,получившие проф.заболевания.связан.с луч.воздейст. 2 701,62 2 701,62
31 Граждане,получ.проф.заболевания связанные с лучевым воздейст. 2 162,67 2 162,67
32 Граждане,получ.суммарную эффект.дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) 2 162,67 2 162,67
33 Граждане,получившие суммарную эффект.дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр) 677,14 677,14
34 Дети до 18 лет 1,2 поколения,получ.эффект. дозу облучения свыше 5 сЗв 677,14 677,14
35 Граждане,получившие лучевую болезнь вследствии аварии на ПО Маяк в 1957 г. 2 162,67 2 162,67
36 Граждане,ставшие инвалидами вследствии аварии на ПО Маяк в 1957 г. 2 701,62 2 701,62
37 Граждане,направл.на ликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1957-58 гг. 2 701,62 2 701,62
38 Граждане,направл.на ликвид.последствий аварии на ПО Маяк 1959-61 гг. 2 162,67 2 162,67
39 Граждане,прожив.в насел.пунктах,где доза облуч.свыше 1 мЗв (0,1 бэр) 540,66 540,66
40 Граждане,эвакуир,пересел, добровольно выехавшие из зоны загр.Маяк и Теча 2 162,67 2 162,67
41 Дети 1,2 поколен,страдающие забол.вследствие воздействия радиации на родит. 1 350,82 1 350,82
42 Граждане,не имеющие инвалидности из подразделений особого риска 2 701,62 2 701,62
43 Граждане-инвалиды из подразделений особого риска 2 701,62 2 701,62
44 Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,гетто — инвалиды 5 403,22 4 281,80
45 Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,гетто 4 052,40 2 930,98
46 Герои СССР,РФ,полные Кавалеры и члены их семей c 01.01.2006г. 63 708,25
47 Герои Социалистического труда, полные Кавалеры с 01.07.2006г. 46 975,44

Помимо этого, размер суммы ЕДВ зависит от множества дополнительных факторов (например, при отказе от НСУ и т.д.).

Совет! Точный размер суммы ЕДВ можно узнать при обращении с заявлением в отдел ПФР и указании, какой состав дополнительный услуг и льгот будет использовать заявитель.

В 2019 г. индексация ЕДВ была проведена в феврале в размере 4,3%. Аналогично увеличен и набор льгот в натуральном виде. После проведенных мероприятий стоимость соцуслуг достигла 1121,42 р., что включает: обеспечение лекарствами — 863,75 р., предоставление путевок в санаторные учреждения — 133,62 р., безвозмездный проезд на общественном транспорте городского, пригородного, междугороднего сообщения (к месту лечения и обратно) — 124,05р.

Скачать для просмотра и печати:

Заявление на получение ЕДВ

Если гражданам назначена пенсия, и они получают ЕДВ , предусмотренная законодательством индексация будет осуществляться одновременно органами ПФР.

Порядок получения

На рассмотрение заявления о назначении указанной меры соцподдержки у должностных лиц ПФР есть 10 рабочих дней. В этот период проверяются основания для обращения, а также соответствие представленных документов требованиям законодательства. После принятия решения по существу заявления, ответ должен быть направлен не позднее пяти дней по адресу заявителя.

Внимание! Установление ежемесячного платежа осуществляется со дня обращения гражданина, однако не ранее возникновения права на данную льготу.

В принятом решении обязательно указывается срок, на который установлен платеж, либо устанавливает бессрочный характер перечислений.

Получение ежемесячного платежа осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • при получении одного из вида государственных пенсий, ежемесячная доплата будет перечисляться одновременно;
  • если субъект не имеет права на получение пенсионного гособеспечения, способ получения ежемесячного платежа выбирает сам заявитель;
  • указанный социальный платеж будет выплачиваться за текущий календарный месяц.

Обратите внимание! Если в период получения указанного социального платежа у гражданина утрачивается льготный статус (например, происходит отмена группы инвалидности), получатель обязан сам уведомить об этом соответствующий отдел ПФР.

Если такое уведомление не будет сделано, будет зафиксирована переплата бюджетных средств, которая будет взыскана в добровольном или судебном порядке. Аналогичное требование установлено при изменении льготного статуса, которое влияет на сумму ежемесячной социальной льготы. Получатель обязан безотлагательно уведомить об этом факте территориальный отдел ПФР во избежание переплаты.

>Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о ЕДВ

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ. ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ— осуществляемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъек­та РФ ежемесячные прямые денежные выплаты государ­ственному

ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ— осуществляемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъек­та РФ ежемесячные прямые денежные выплаты государ­ственному служащему. Состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный разряд (дипломатичес­кий ранг), особые условия государственной службы, вы­слугу лет, премий по результатам работы.

ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ— осуществляе­мые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации ежемесячные прямые денежные выплаты. Устанавливается в виде фиксирован­ной суммы.

Анализ проблем материального обеспечения дипломатичес­кой службе, в том числе денежного содержания служащих, представляет определенные трудности. Они обусловлены суще­ствовавшей долгое время закрытостью вопросов их материаль­ного обеспечения, которая имела место в прошлом. В опреде­ленной мере эта закрытость продолжает сохраняться и сейчас. Выражается она в том, что сведения о материальном обеспече­нии в системе органов внешних сношений относятся к служеб­ной, или даже секретной информации. На этом основании пра­вовые акты, содержащие такую информацию, чаще всего полу­чают соответствующий гриф закрытой информации и официаль­но не публикуются.

Применительно к системе органов внешних сношений эта за­крытость в значительной степени понятна и оправдана. Она обу­словлена спецификой внешнеполитической сферы, статусом и особенностями внешнеполитического ведомства как такового. Тем не менее, это вовсе не означает, что вопросы материального обес­печения и оплаты труда в этом ведомстве не могут быть предме­том научного исследования и учебного рассмотрения.

Российские дипломатические работники являются федераль­ными государственными служащими. На них в полном объеме распространяются положения федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в том числе нормы ст. 17, в которой регламентируется денежное содержание государственного служащего. Кроме того, на дипломатической службе продолжают применяться Правила об условиях оплаты труда советских работников за границей, утвержденные постанов­лением Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 г. № 364 (правовой акт не публиковался). Естественно, что данный право­вой акт действует в части, не противоречащей Конституции Рос­сийской Федерации и российскому законодательству.

В настоящее время денежное содержание государственного служащего в органах внешних сношений состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за дипломатический ранг, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Единственное отличие де­нежного содержания сотрудников органов внешних сношений от денежного содержания других федеральных государственных граж­данских служащих состоит в том, что первые получают надбавку за дипломатический ранг, тогда как те получают надбавку за квали­фикационный разряд.

Система оплаты в органах внешних сношений имеет сущест­венную особенность. Она обусловлена той сферой, где осущест­вляется дипломатическая служба. Дело в том, что аппарат органов внешних сношений состоит из двух частей.

К первой относятся сотрудники, осуществляющие свои полно­мочия на территории России. Это служащие центрального аппара­та Министерства иностранных дел и его территориальных органов. Указом Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 5 марта 2001 года № 260 предельная численность центрального аппарата МИД России установлена в количестве 3288 единиц, в том числе 10 прикомандированных военнослужащих с фондом оплаты 40357 тыс. рублей (в расчете на квартал). Тем же указом предельная численность работников тер­риториальных органов МИД России, а это прежде всего сотрудни­ки представительств министерства и их филиалов в субъектах РФ, установлена в количестве 380 единиц и фондом оплаты в размере 4293, 2 тыс. рублей (в расчете на квартал).

Ко второй части принадлежат сотрудники загранучреждений, действующих за пределами страны. Это аппараты российских по­сольств и консульств, представительств Российской Федерации при международных организациях.

Оплата труда государтвенных гражданских служащих

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты) (ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе составляет при стаже гражданской службы: от 1 года до 5 лет — 10 %, от 5 до 10 лет — 15 %, от 10 до 15 лет — 20 %, свыше 15 лет — 30 %.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов установлен Указом Президента Российской Федерации от 15.11.2007 № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным государственный гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:
— по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200 процентов должностного оклада;
— по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150 процентов должностного оклада;
— по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120 процентов должностного оклада;
— по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90 процентов должностного оклада;
— по младшей группе должностей гражданской службы — до 60 процентов должностного оклада.
Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие четкого определения термина «особые условия государственной гражданской службы», приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях — это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других — наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.
Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 — 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10 процентов.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет — 15 процентов, от 10 лет и выше — 20 процентов.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.
В федеральных органах исполнительной власти установлены различные варианты выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий, они могут выплачиваться единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года.
Но вот что важно — при применении пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ отсутствует точное и единообразное толкование субъектами право применения собственно понятия «премии за выполнение особо важных и сложных заданий». Отсутствие законодательно установленных критериев оценки особо важных и сложных заданий приводит к произвольному их толкованию.
Так, например, один федеральный орган исполнительной власти конкретные размеры премии работников устанавливает на основании представлений начальников соответствующего органа исполнительной власти, которые должны учитывать: своевременное и качественное исполнение работниками своих должностных обязанностей, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в их полномочия, творческий подход к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности агентства, оценку личного вклада в результаты выполнения особо важного и сложного задания.
Другой выплачивает премию конкретному гражданскому служащему, дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности в процентах от оклада денежного содержания и максимальными размерами не ограничивается.
Однако общая сумма премий не должна превышать сумму денежных средств, предусмотренных на их выплату.
Ежемесячное денежное поощрение
К дополнительным выплатам Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ относит ежемесячное денежное поощрение. Согласно части 6 статьи 50 этого закона размеры ежемесячного поощрения устанавливаются указами Президента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственных органов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» установлены ежемесячные денежные поощрения для федеральных гражданских служащих.
Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий федеральных государственных гражданских служащих.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь
В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска одни раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Следовательно, размер данной выплаты не может быть ниже суммы, указанной в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Размер районного коэффициента зависит от региона, в котором располагается государственный орган.
Так, например, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» районный коэффициент в Тюменской области составляет 1,15.
Хочется отметить, что в соответствии с п. 14 ст 50 79 ФЗ для отдельных категорий государственных гражданских служащих могут вводиться особые условия оплаты труда. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает возможность установления для некоторых государственных гражданских служащих единого денежного вознаграждения, в котором учтены все выплаты, кроме ежемесячного денежного поощрения и премии Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Установление особых условий оплаты труда основано на оценке специальных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений должны утверждаться Президентом Российской Федерации.
При применении такового порядка оплаты труда гражданских служащих мы сталкивается с проблемой отсутствия четких критериев, по которым определяется эффективность и результативность деятельности государственного служащего, что в свою очередь приводит к несовершенству данной модели, делая нее применение на практики невозможным.

Оплата труда гражданского служащего

Основные положения по оплате труда гражданского служащего содержит ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ. В соответствии с ней денежное содержание гражданского служащего состоит из:

  • оклада денежного содержания;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин).

К дополнительным выплатам относятся:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (от одного года до пяти лет — 10%, от пяти до десяти лет — 15%, от десяти до 15 лет — 20%, свыше 15 лет — 30%);
  2. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада (порядок выплаты определяется представителем нанимателя). Для федеральных гражданских служащих Указом Президента РФ N 763 <2> ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы установлена в следующих размерах:

а) по высшей группе должностей гражданской службы — от 150 до 200% должностного оклада;

б) по главной группе должностей гражданской службы — от 120 до 150% должностного оклада;

в) по ведущей группе должностей гражданской службы — от 90 до 120% должностного оклада;

г) по старшей группе должностей гражданской службы — от 60 до 90% должностного оклада;

д) по младшей группе должностей гражданской службы — до 60% должностного оклада;

  1. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ. Размер указанной ежемесячной надбавки составляет в процентах к должностному окладу за работу со сведениями:
  • имеющими степень секретности «особой важности», — 50 — 70%;
  • имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30 — 50%;
  • имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, — 10 — 15%;
  • то же без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10%.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений (п. 1 Постановления Правительства РФ N 573 <3>);

  1. ежемесячное денежное поощрение (для федеральных гражданских служащих его размер устанавливается по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ);
  2. премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);
  3. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя;
  4. материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

<2> Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
<3> Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 763. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, особые условия гражданской службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанных выше (оклад денежного содержания, дополнительные выплаты, единое денежное вознаграждение), применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (Постановление Правительства РФ N 562 <4>).

<4> Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта РФ ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом увеличение (индексация) производится в соответствии с законодательством субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в особом порядке, не применяются условия оплаты труда, указанные выше. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения этих решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ (п. 14 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Отпуска гражданского служащего

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из двух частей (ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ):

  1. основного оплачиваемого отпуска для гражданских служащих, замещающих:
  • высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы, — 35 календарных дней;
  • должности федеральной государственной службы иных групп, — 30 календарных дней;
  1. ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, исчисляемого из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При этом продолжительность основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать:

  • для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданских служащих, — 45 календарных дней;
  • для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 6 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, Федеральным законом N 79-ФЗ, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее трех календарных дней. При установлении длительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день учитываются объем выполняемой работы, степень напряженности труда, возможность работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и иные условия. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 119 ТК РФ). В настоящее время на федеральном уровне действуют Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884.

Обратите внимание! При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере:

  • двух месячных окладов денежного содержания федеральному гражданскому служащему;
  • в соответствии с законодательством субъекта РФ — гражданскому служащему субъекта РФ (п. п. 11, 12 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Общие положения порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:

а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;

б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;

г) на период нахождения в служебной командировке;

д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;

е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;

ж) на период проведения служебной проверки;

з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;

и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня, указанного выше.

На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.

При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 — 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.

На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562).

Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.

Денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске

Как указывалось выше, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания на весь период отпуска. Напомним, денежное содержание состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад плюс оклад за классный чин) и дополнительных выплат. При расчете отпускных гражданского служащего не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть она является элементом дополнительных выплат, которая не берется в расчет при исчислении денежного содержания гражданского служащего, причитающегося ему в месяце ухода в отпуск.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь учитываются в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Пример 1. Гражданский служащий уходит в отпуск 17 октября 2011 г. Его ежегодный оплачиваемый отпуск с учетом ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 40 календарных дней.

Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит из:

  • должностного оклада — 6400 руб.;
  • оклада за классный чин — 1560 руб.;
  • надбавки за выслугу лет — 10%, или 640 руб.;
  • надбавки за особые условия гражданской службы — 150%, или 9200 руб.;
  • ежемесячного денежного поощрения — 5000 руб.

Кроме того, гражданскому служащему выплачены:

  • в апреле 2011 г. — материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания — 7960 руб. (6400 + 1560);
  • квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в октябре 2010 г. за III квартал 2010 г. — 4050 руб., в январе 2011 г. за IV квартал 2010 г. — 4800 руб., в апреле 2011 г. за I квартал 2011 г. — 4500 руб., в июле 2011 г. за II квартал 2011 г. — 3800 руб.).

В соответствии с законодательством субъекта РФ, где служит гражданский служащий, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год ему производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, то есть 15 920 руб. (7960 x 2).

Рассчитаем сумму материальной помощи, которую необходимо учесть при расчете ежемесячного денежного содержания. Она равна 655 руб. (7960 / 12).

Теперь вычислим сумму квартальных премий, которую необходимо учесть при расчете денежного содержания за отпуск. Она составит 1429,16 руб. ((4050 + 4800 + 4500 + 3800) / 12).

Таким образом, денежное содержание гражданского служащего в месяце ухода его в отпуск составит 24 884,16 руб. (6400 + 1560 + 640 + 9200 + 5000 + 655 + 1429,16). Денежное содержание гражданского служащего за 40 дней — период нахождения его в отпуске — составит 33 856 руб. (24 884,16 / 29,4 x 40).

Всего гражданский служащий с учетом единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов получит 49 776 руб. (33 856 + 15 920).

Денежное содержание гражданского служащего в период нахождения в командировке

Порядок и условия командирования федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 813 <5>.

<5> Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

В случае нахождения гражданского служащего в командировке за ним сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 — 4 указанного выше перечня (п. 5 Постановления Правительства РФ N 562). То есть денежное содержание гражданского служащего, находящегося в командировке, состоит из оклада денежного содержания или единого денежного вознаграждения и таких дополнительных выплат, как:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Пример 2. Гражданский служащий Самойлов А.В. находился в командировке с 15 по 23 сентября 2011 г. Показатели его денежного содержания следующие:

  • должностной оклад — 5400 руб.;
  • оклад за классный чин — 1500 руб.;
  • надбавка за выслугу лет — 20% должностного оклада, или 1080 руб.;
  • надбавка за особые условия гражданской службы — 110%, или 5940 руб.;
  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — 10%, или 540 руб.;
  • ежемесячное денежное поощрение — 3900 руб.;
  • районный коэффициент — 1,25.

Денежное содержание Самойлова А.В. за сентябрь 2011 г. составит 22 950 руб. ((5400 + 1500 + 1080 + 5940 + 540 + 3900) x 1,25).

Дополнительная компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока

Представитель нанимателя за два месяца до сокращения должностей гражданской службы обязан сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим (п. 5 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ). Федеральным законом N 79-ФЗ не предусмотрена выплата дополнительной компенсации гражданскому служащему в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока. Однако согласно ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в случае увольнения работника в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации до истечения двухмесячного периода без предупреждения ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Отсюда следует, что гарантия, установленная ст. 180 ТК РФ в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на гражданского служащего, если по инициативе представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего он увольняется до истечения двухмесячного срока в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы согласно пп. 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Поскольку Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия «средний заработок» для гражданских служащих, размер дополнительной компенсации рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации (п. 8 Постановления Правительства РФ N 562).

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что денежное содержание рассчитывалось в целях определения компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы. И добавим условие, что гражданский служащий увольняется за 15 календарных дней до окончания двухмесячного срока.

В этом случае ему, помимо четырехмесячного денежного содержания 99 536,64 руб. (24 884,16 x 4), положена компенсация в размере 12 696 руб. (24 884,16 / 29,4 x 15) <6>.

<6> Пример приведен в соответствии с рекомендациями Письма ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.

Л.Салина

Эксперт журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Единовременное поощрение

Единовременное поощрение является разновидностью премии. Оно выплачивается, если удается сэкономить средства фонда оплаты труда, установленного конкретному госоргану на календарный год.
Такая выплата может производиться за безупречную и эффективную гражданскую службу, заслуги в соответствующей области профессиональной деятельности и прочие достижения. Премия выплачивается в связи с юбилейными датами гражданского служащего, выходом на пенсию, присвоением почетных званий, присуждением государственных и ведомственных наград и знаков отличия, а также в связи с государственными и профессиональными праздниками и т. д.
Основания и порядок выплаты единовременного поощрения определяются представителем нанимателя. Размер устанавливается в кратном отношении к должностному окладу гражданского служащего или его окладу месячного денежного содержания.

Единовременное поощрение выплачивается и при награждении их Президентом РФ, Правительством РФ, присвоении им почетных званий Российской Федерации, знаков отличия, орденов и медалей Российской Федерации. В этих случаях размер выплаты составляет от 1 до 10 окладов месячного денежного содержания в зависимости от вида поощрения (награды).
Еще одна часть денежного содержания госслужащего – надбавки и доплаты компенсационного характера

Статья 17. Денежное содержание государственного служащего.

1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
2. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 17
1. Согласно статье денежное содержание государственного служащего состоит из трех составных частей (элементов):
1) должностного оклада;
2) надбавок к должностному окладу, которые устанавливаются по трем основаниям: а) квалификационный разряд, б) особые условия государственной службы (повышенная нагрузка, переработки и т.п.), в) выслуга лет;
3) премии по результатам работы.
2. Первые два элемента (размеры должностных окладов и надбавок) согласно п. 2 устанавливаются только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако эти законы пока не приняты.
Размер премии определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и никаким максимумом не ограничивается.
В органах государственной власти, в их аппаратах устанавливаются условия выплаты ежемесячной надбавки и премии.
Федеральным государственным служащим производятся и иные, предусмотренные законом выплаты. Им также выплачивается материальная помощь.
При утверждении фондов оплаты труда федеральных государственных органов в них, кроме сумм, направляемых для выплаты должностных окладов, включают следующие средства:
на ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг — в размере 4 должностных окладов;
на ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы — в размере 2,5 должностного оклада;
на ежемесячные надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;
премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;
материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.
Кроме того, для федеральных государственных служащих сохраняются следующие выплаты:
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (в процентах) — до установления ежемесячной надбавки за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка за классный чин или дипломатический ранг — до установления им этой надбавки в размерах, предусмотренных Указом Президента РФ.
Расходы на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих финансируются за счет средств федерального бюджета. Запрещено привлекать для этого внебюджетные источники, за исключением случаев, когда эти средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.

Следующая статья «
К тексту закона «

Оставьте комментарий