Депутаты на постоянной и непостоянной основе

Федеральный Закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Положения абзаца третьего части 5 статьи 40 в отношении депутатов представительных органов муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, назначенных до официального опубликования настоящего Федерального закона, применяются по истечении срока полномочий, на который они были избраны в соответствии с уставами муниципальных образований (часть 7 статьи 84 данного документа).
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.
Положение абзаца первого части 6 статьи 40, предусматривающее запрет выборным должностным лицам местного самоуправления быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года (часть 7 статьи 83 данного документа).
Положения второго предложения абзаца первого части 6 статьи 40 не распространяются на депутата представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года (часть 7 статьи 83 данного документа).
6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ)
Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 15.02.2006 N 24-ФЗ.
Положения абзаца четвертого части 6 статьи 40 не распространяются на депутата представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года (часть 7 статьи 83 данного документа).
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ)
7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
9. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
Положения пункта 7 части 10 статьи 40 в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 октября 2009 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года.

Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:

Федеральный закон направлен на уточнение положений избирательного законодательства в части, касающейся возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации могут быть избраны в органы местного самоуправления.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации реализация пассивного избирательного права на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления связывается с достижением гражданином 21 года.

Федеральным законом предусматривается изменить сложившуюся практику и чётко установить, что депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. В отношении возраста, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран выборным должностным лицом местного самоуправления, сохраняется действующее в настоящее время регулирование: этот возраст определяется законодательством субъектов Российской Федерации, при этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год.

В целях согласования положений федерального законодательства, касающихся избирательных прав граждан, статья 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изложена в новой редакции с учётом изменений, которые были внесены в последние годы в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Проект вносит
депутат
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
И.С.Риммер
(22-й округ)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О статусе депутата представительного органа местного самоуправления

Принят
Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга
«____» _________ 1999 года

Настоящий закон определяет права, обязанности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления

Депутатом представительного органа местного самоуправления (далее — депутат) является представитель населения, избранный населением соответствующего избирательного округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченный представлять интересы населения и участвовать в принятии от его имени решений, действующих на территории муниципального образования, осуществлять народовластие в выборном органе местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством о статусе депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 2. Законодательство о статусе депутата

1. Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Санкт-Петербурга, настоящим законом, уставами муниципальных образований.
2. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Санкт-Петербурга, Уставом муниципального образования, регламентом заседаний представительного органа местного самоуправления, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Срок полномочий депутата

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге устанавливается уставом муниципального образования.
2. Указанный срок полномочий не может быть менее двух лет и не более пяти лет.
3. Указанный срок полномочий не может быть продлен или сокращен в течение текущего срока полномочий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.
4. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;
г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
д) объявления гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим либо объявления его умершим в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу;
е) смерти депутата;
ж) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменное заявление о сложении полномочий депутата такого органа);
з) отзыва депутата;
и) досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
к) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2. Решение о прекращении полномочий депутата принимается представительным органом местного самоуправления, а в случае, предусмотренном подпунктом «и» пункта 1 настоящей статьи, осуществляется законом Санкт-Петербурга. Основание и порядок отзыва депутата определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

1. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет депутатское удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия и нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока полномочий.
2. Удостоверение депутата является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий посещать на территории соответствующего муниципального образования все органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления, воинские части, коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности и их объединения, по согласованию с руководителями указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности и их объединений, командирами воинских частей.
3. Депутаты представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся в границах Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, имеют удостоверения и нагрудные знаки единого образца.
4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описания утверждаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
5. Удостоверение и нагрудный знак выдается гражданину, избранному депутатом представительного органа местного самоуправления, избирательной комиссией соответствующего муниципального образования в срок не позднее 30 дней со дня официального опубликования итогов голосования.

Статья 6. Условия осуществления депутатской деятельности

1. Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства, установленные настоящим законом, законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
2. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе либо без отрыва от основной работы или рода занятий.
3. Число депутатов, работающих в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, порядок замещения соответствующих должностей определяются уставом муниципального образования.

Статья 7. Формы депутатской деятельности

1. Формами депутатской деятельности являются:
а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;
б) участие в заседаниях рабочих органов представительного органа местного самоуправления, членом которых является депутат;
в) подготовка и внесение проектов решений и поправок к ним на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
г) выполнение поручений представительного органа местного самоуправления;
д) направление депутатского запроса, обращения;
е) прием избирателей;
ж) работа с письмами, обращениями, просьбами избирателей;
з) обращение к должностным лицам государственной власти Санкт-Петербурга, местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений, организаций, командирам воинских частей.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 8. Взаимоотношения депутата с избирателями

1. Депутат регулярно поддерживает связь с избирателями своего избирательного округа, ответственен перед ними и им подотчетен.
2. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение; вносит предложения в представительный орган местного самоуправления, взаимодействует при необходимости с государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями (общественными объединениями).
3. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
4. Депутат обязан не менее одного раза в год письменно или устно отчитываться о своей работе перед избирателями своего избирательного округа. Для проведения отчетов и встреч с избирателями по согласованию с местной администрацией или с территориальным органом Администрации Санкт-Петербурга депутату предоставляются помещения на безвозмездной основе.

Статья 9. Депутатская этика

Депутат обязан соблюдать правила депутатской этики. Нормы депутатской этики и ответственность за их нарушение устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Статья 10. Ограничения, связанные с исполнением обязанностей депутата

Депутат, работающий в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, не вправе:
а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
б) состоять членом органов управления коммерческой организации, кроме как по поручению представительного органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
в) получать от предприятий, организаций (коммерческих и некоммерческих), учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, и физических лиц вознаграждение, в том числе подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения, связанные с исполнением депутатских обязанностей.

Глава II. Основные гарантии депутатской деятельности, права и обязанности депутата

Статья 11. Участие депутата в заседаниях, работе комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления

1. Депутат обязан участвовать в заседаниях представительного органа местного самоуправления.
2. Депутат обязан лично участвовать в заседаниях рабочих органов представительного органа местного самоуправления, членом которых он является.
3. Депутат обязан выполнять поручения представительного органа местного самоуправления, данные ему в пределах их компетенции. О результатах выполнения поручения (поручений) депутат информирует соответственно представительный орган, комитет или комиссию, давшие ему поручение.
4. Депутат пользуется правом решающего голоса при решении всех вопросов, рассматриваемых представительным органом местного самоуправления и рабочим органом представительного органа местного самоуправления, членом которых он является, и правом совещательного голоса на заседаниях рабочих органов соответствующего представительного органа местного самоуправления, членом которых он не является.
5. Депутат в сроки, установленные регламентом заседаний представительного органа местного самоуправления, информируется о времени и месте проведения заседания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по этим вопросам.

Статья 12. Реализация прав депутата на заседаниях представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий

1. Депутат имеет право:
а) избирать и быть избранным в рабочие органы представительного органа местного самоуправления и на соответствующую должность в представительном органе местного самоуправления в соответствии с уставом и иными нормативными актами представительного органа местного самоуправления;
б) высказывать мнение по персональному составу создаваемых органов и кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых представительным органом местного самоуправления;
в) предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов;
г) вносить предложения и замечания по повестке заседания представительного органа местного самоуправления и заседаний его рабочих органов, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
д) ставить вопросы о необходимости разработки новых решений, проектов решений об изменении действующих решений;
е) участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, давать оценку выступлениям или требовать ответа;
ж) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
з) вносить поправки к проектам решений представительного органа местного самоуправления;
и) оглашать на заседаниях представительного органа местного самоуправления обращения граждан, касающиеся представительного органа местного самоуправления или направленные в представительный орган местного самоуправления;
к) знакомиться с текстами стенограмм и протоколов заседаний представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий.
2. Депутат, не выступивший на заседании представительного органа местного самоуправления в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
3. Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом заседаний представительного органа местного самоуправления.

Статья 13. Депутатский запрос

1. Депутат или группа депутатов имеют право на обращение в любой орган и к любому должностному лицу расположенных на территории соответствующего муниципального образования государственных и общественных органов, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций (коммерческих и некоммерческих) по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования. Обращение вносится в письменной форме для рассмотрения на заседании представительного органа местного самоуправления.
2. Обращение признается депутатским запросом, если оно касается нарушения норм действующего законодательства, нормативных правовых актов Администрации Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления либо затрагивают вопросы, имеющие общественное значение, или напрямую затрагивают интересы населения соответствующего муниципального образования.
3. Для признания обращения депутатским запросом необходимо, чтобы за это проголосовало не менее половины от числа избранных депутатов.
4. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны рассмотреть направленный ему запрос и по результатам рассмотрения дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа местного самоуправления) или в письменной форме не позднее чем через 14 дней со дня получения запроса или в иной установленный представительным органом местного самоуправления срок.
5. Письменный ответ на запрос или обращение оглашается председательствующим на заседании представительного органа местного самоуправления или доводится до сведения депутатов иным путем.

Статья 14. Право депутата на безотлагательный прием

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом приема руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, должностными лицами органов государственной власти Санкт-Петербурга и местного самоуправления, а также лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, расположенных на территории муниципального образования, по согласованию с указанными руководителями и лицами начальствующего состава.

Статья 15. Право депутатов на объединение в депутатские группы и иные депутатские объединения

1. Депутаты имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы и иные депутатские объединения.
2. Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются уставом, регламентом заседаний, другими нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Статья 16. Право депутата на участие в работе других представительных органов местного самоуправления

1. Депутат вправе участвовать в работе других представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся в границах Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, с правом совещательного голоса.
2. Во время проведения заседаний представительного органа местного самоуправления депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам. Депутат также имеет право вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления предложения, обращения и иные документы.

Статья 17. Право депутата на получение и распространение информации

1. Депутат в установленном представительным органом местного самоуправления порядке обеспечивается документами, принятыми представительным органом местного самоуправления, а также документами, иными справочными и информационными материалами, официально распространяемыми соответствующим представительным органом местного самоуправления, другими представительными органами местного самоуправления и органами государственной власти Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
2. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в муниципальных средствах массовой информации по согласованию с редакциями указанных средств массовой информации. При этом материалы, представленные депутатом по поручению соответствующего комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления, подлежат обязательному опубликованию или распространению через муниципальные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее 14 дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Статья 18. Депутатская неприкосновенность

1. Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. На территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Санкт-Петербурга.
2. При даче согласия на задержание, арест или обыск депутата представительного органа местного самоуправления прокурор Санкт-Петербурга информирует об этом соответствующий представительный орган местного самоуправления.
3. Указанные в пункте первом настоящей статьи ограничения не распространяются на случаи привлечения депутата к ответственности за деяния, имевшие место до приобретения депутатом его депутатских полномочий или после истечения срока указанных полномочий.
4. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
5. О вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата суд информирует представительный орган местного самоуправления.

Статья 19. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

1. Должностные лица органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, к которым депутат обратился по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны рассмотреть его обращение и сообщить депутату результаты рассмотрения.
2. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов сообщение об этом должно быть представлено депутату в трехдневный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения.
З. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. Депутат извещается о дне рассмотрения заблаговременно, но не позднее чем за 3 дня.
4. Вмешательство депутата представительного органа местного самоуправления в деятельность органов дознания, следствия и суда не допускается.

Статья 20. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности

1. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании уведомления представительного органа местного самоуправления о вызове в представительный орган местного самоуправления.

Статья 21. Освобождение депутата от военной службы и военных сборов

Депутат в течение всего срока своих полномочий не может быть призван на военную службу, военные сборы.

Статья 22. Гарантии трудовых прав депутата

1. На основании постановления представительного органа местного самоуправления при наличии личного заявления депутат принимается на работу в представительный орган местного самоуправления на постоянной основе.
2. Депутат, осуществляющий в период своих полномочий депутатскую деятельность без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, не может по инициативе администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия представительного органа местного самоуправления. Администрация предприятия, учреждения, организации, где работает депутат, может вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления соответствующее представление.
3. За депутатом из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к представительному органу местного самоуправления для осуществления депутатской деятельности на постоянной основе, сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями.
4. Срок полномочий депутата, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной и муниципальной службе. За депутатом сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Статья 23. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий

1. Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой и средствами связи.
2. Депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых представительным органом местного самоуправления.
3. Депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления или его органах, выплачивается средний заработок по основному месту работы.

Статья 24. Помощники депутата

1. Депутаты в соответствии с Уставом муниципального образования и иными правовыми актами для организации работы в избирательном округе могут иметь помощников, работающих как на общественных началах, так и на штатной основе.
2. Порядок и условия работы помощников депутатов определяется представительным органом местного самоуправления.

Статья 25. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата, работающего на постоянной основе

1. Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. Решением представительного органа местного самоуправления депутату может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, но не более 15 календарных дней.

Статья 26. Ежегодный дополнительный отпуск депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной работы

1. Депутату, осуществляющему свои полномочия без отрыва от основной работы, решением представительного органа местного самоуправления может предоставляться ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью не более 15 календарных дней.
2. Ежедневный дополнительный отпуск оплачивается за счет средств местного бюджета по представлении депутатом соответствующих документов с основного места работы (службы) депутата.

Статья 27. Право депутата на бесплатный проезд

1. Депутат пользуется на территории муниципального образования правом бесплатного проезда на транспорте общего пользования, кроме такси.
2. При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, за пределы муниципального образования на территории Санкт-Петербурга депутат пользуется правом внеочередного приобретения проездных документов.
3. Депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, могут возмещаться связанные с этим расходы в порядке и размерах, устанавливаемых представительным органом местного самоуправления.

Статья 28. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий

Расходы предприятий, организаций, учреждений, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, возмещаются за счет средств местных бюджетов путем перечисления их на счета соответствующих предприятий, организаций, учреждений.

Глава III. Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

Статья 29. Ответственность за невыполнение законных требований депутата

Невыполнение должностными лицами государственных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований депутата, создание препятствий в его работе, несоблюдение установленных настоящим законом сроков предоставления информации, представление ложной (недостоверной) информации влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Статья 30. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и родственников

Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и родственников, оказанное с целью повлиять на его голосование по каким-либо вопросам, а также с целью принуждения его к прекращению депутатской деятельности при отсутствии состава уголовного преступления, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата

Оскорбление депутата, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном либо недостоверном виде, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Глава IV. Заключительные и переходные положения

Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

1. Законы Санкт-Петербурга, нормативные правовые акты органов государственной власти Санкт-Петербурга, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим законом не позднее четырех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 33. Действие настоящего закона в отношении депутатов, избранных до его вступления в силу

Действие настоящего закона не распространяется на депутатов представительных органов местного самоуправления, избранных до вступления в силу настоящего закона.

Статья 34. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

Санкт-Петербург
«____» __________
N ________
Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Гарантии осуществления деятельности депутата представительного органа муниципального образования

Специфика деятельности депутата представительного органа муниципального образования, что на ее регламентацию не распространяется действие законодательства о труде. В условиях отсутствия федерального закона о статусе депутата представительного органа муниципального образования это означает, что лишь на уровне каждого отдельно взятого муниципалитета возможно правовое регулирование депутатской деятельности, в том числе депутатской гарантии.

Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулирует вопросы обеспечения деятельности депутата представительного органа местного самоуправления. Федерального закона о статусе представительного органа местного самоуправления, регламентирующего гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, на сегодняшний день так же нет. Вместе с тем во многих субъектах РФ в данной сфере уже разработаны и приняты региональные законы, регулирующие вопросы, касающиеся гарантий осуществления деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления.

Согласно пункту 5.1. ст.40 Федерального закона №131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами субъектов РФ. При этом в Уставе целесообразно упомянуть лишь об основных гарантиях, посвятив им одну статью, после чего сделать в данной статье ссылку на специальный муниципальный правовой акт, в котором гарантии и порядок и предоставления будут прописаны уже более детально. На основании указанной статьи представительный орган местного самоуправления вправе принять специальное решение, посвященное исключительно гарантиям осуществления деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.

Гарантии депутатской деятельности депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе

1. Депутат, осуществляющий депутатские полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, на время осуществления депутатской деятельности освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей.

2. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности и освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы, за дни участия в заседаниях Собрания Представителей и работе комитета выплачивается средний заработок по основному месту работы.

Собрание Представителей возмещает организации по основному месту работы депутата соответствующие расходы из средств, предусмотренных на функционирование Собрания Представителей (при представлении справки о среднемесячной заработной плате).

3. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления полномочий депутата с сохранением среднего заработка по основному месту работы производится в соответствии с планом работы Собрания Представителей на основании его письменного уведомления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

Оставьте комментарий