Деятельность таможенных органов основана на принципах

Содержание

ГЛАВА 43. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Статья 335. Таможенные органы и их место в системе безопасности Российской Федерации
1. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Таможенные органы — непосредственно обеспечивают соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
2. Руководство деятельностью таможенных органов осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Статья 336. Законодательство Российской Федерации о таможенных органах
Законодательство Российской Федерации о таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность таможенных органов.
Статья 337. Система таможенных органов
1. Систему таможенных органов составляют:
1) таможенные органы — органы, непосредственно обеспечивающие соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы,
2) организации таможенных органов — организации, которые учреждаются таможенными органами для обеспечения своей деятельности (таможенные лаборатории, образовательные и научно- исследовательские учреждения, учреждения здравоохранения и другие).
2. Таможенными органами являются
1) Федеральная таможенная служба,
2) региональные таможенные управления, в том числе специализированные региональные таможенные управления;
3) таможни, в том числе специализированные таможни.
4) таможенные посты.
3. Назначение на должности начальников региональных таможенных управлений и таможен, в том числе специализированных, а также их освобождение от указанных должностей осуществляется председателем Федеральной таможенной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Создание на территории Российской Федерации таможенных органов, не предусмотренных настоящим Кодексом, не допускается.
5. В таможенных органах и организациях таможенных органов запрещается создание организационных структур политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Статья 338. Принципы деятельности таможенных органов Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности.
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина.
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства.
4) сочетания гласных и негласных методов деятельности.
5) подконтрольности и поднадзорности.
Статья 339. Задачи таможенных органов
Задачами таможенных органов являются:
1) участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и обеспечение ее реализации,
2) защита в пределах компетенции таможенных органов экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации,
3) обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого осуществляют таможенные органы;
4) выявление, предупреждение и пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил,
5) обеспечение безопасности деятельности таможенных органов и организаций, созданных таможенными органами для обеспечения своей деятельности, защита должностных лиц таможенных органов (далее- сотрудники таможенных органов) от противоправных посягательств в связи с исполнением ими должностных обязанностей, членов их семей и близких,
6) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам экономической безопасности Российской Федерации,
7) обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела.
2. На таможенные органы не могут быть возложены задачи, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 340. Флаг и опознавательный знак таможенных органов
Таможенные органы, морские и речные суда таможенных органов имеют флаг. Автотранспортные средства и воздушные суда таможенных органов имеют опознавательный знак. Описание флага и опознавательного знака утверждается Правительством Российской Федерации.

О типовых структурах таможен и таможенных постов и численности должностных лиц и работников таможен и таможенных постов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 24 января 2005 года N 49
О типовых структурах таможен и таможенных постов и численности должностных лиц и работников таможен и таможенных постов

(с изменениями на 27 декабря 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 16 мая 2006 года N 443
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 9.6 Положения о Федеральной таможенной службе и решением коллегии ФТС России от 17.12.2004 «О типовых структурах таможен и таможенных постов» (приложение 1)

приказываю:

1. Осуществлять с 31 января 2005 года организационно-штатные мероприятия в таможнях и на таможенных постах (со статусом юридического лица) в связи с изменением их структуры и численности.

2. Утвердить типовые структуры таможен и таможенных постов (приложения 2-9).

4. Начальникам таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица) обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий.

5. Начальникам региональных таможенных управлений обеспечить представление до 15 февраля 2005 года в Управление кадров ФТС России проектов структур и штатных расписаний подчиненных таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица) в соответствии с утвержденными типовыми структурами.

6. Структурным подразделениям ФТС России разработать и представить до 1 апреля 2005 года на утверждение типовые положения о подразделениях таможен и таможенных постов по направлениям деятельности. *6)

7. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А.Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов

Приложение 1. Решение коллегии Федеральной таможенной службы от 17 декабря 2004 года «О типовых структурах таможен и таможенных постов»

Приложение 1
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

В целях совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации и в соответствии с решением Организационно-структурной комиссии ФТС России от 09.12.2004 N 6/2004 коллегия ФТС России

решила:

1. Согласиться с предложениями Организационно-структурной комиссии ФТС России о типовых структурах таможен и таможенных постов.

2. Установить сроки начала и окончания мероприятий по приведению структур и штатных расписаний таможен и таможенных постов в соответствие типовым структурам — с 1 января по 1 апреля 2005 года.

3. Обязать начальников региональных таможенных управлений представить до 15 февраля 2005 года в Главное организационно-инспекторское управление и Управление кадров проекты структур и штатных расписаний таможен и таможенных постов (со статусом юридического лица), разработанные с учетом утвержденных типовых структур.

4. Поручить Главному организационно-инспекторскому управлению (аппарату руководителя ФТС России) (Р.С.Мухутдинов) до 31 декабря 2004 года подготовить проект приказа ФТС России во исполнение настоящего решения.

Председатель коллегии
руководитель Федеральной таможенной службы
генерал-полковник таможенной службы
А.Е.Жерихов

Приложение 2. Типовая структура таможни

Приложение 2
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49
(в редакции приказа ФТС России
от 27 декабря 2005 года N 1224 —
см. предыдущую редакцию)

Типовая структура таможни

Начальник таможни

Правовой отдел

Отдел защиты государственной тайны и специальной документальной связи

Отдел документа-
ционного обеспечения

Подразделе-
ние собственной безопасности

Организационно-
аналитический отдел

Отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы

Таможен-
ные посты

Первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю

Заместитель начальника таможни по экономической деятельности

Заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности

Замести-
тель начальника таможни по работе с кадрами

Замести-
тель началь-
ника таможни по тылово-
му обес-
печению

Помощ-
ник началь-
ника таможни

Помощник начальника таможни (по мобилиза-
ционной работе)

Отдел таможен-
ных про-
цедур и таможен-
ного контроля

Информа-
ционно-
техни-
ческая служба

Отдел таможен-
ных платежей

Отдел таможен-
ной инспекции

Оператив-
но-разыск-
ное подраз-
деление

Служба силового обеспече-
ния

Отдел кадров

Отдел тылового обеспе-
чения

Отдельная должность по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-секретарь)

Отдел контроля за таможен-
ным транзитом

Отдел эксплуа-
тации функцио-
нальных подсис-
тем и инфор-
мацион-
ного обеспе-
чения

Отдел контроля таможен-
ной стоимости

Подраз-
деление по борьбе с особо опасными видами контра-
банды

Подраз-
деление таможен-
ной охраны

Отдел инспекти-
рования и профилак-
тики правона-
рушений

Авто-
транс-
портный отдел

Отдел таможен-
ных режимов

Отдел телеком-
муника-
ций и системо-
техниче-
ского обеспе-
чения средств вычисли-
тельной техники

Отдел товарной номенкла-
туры и происхож-
дения товаров

Подраз-
деление по борьбе с контра-
бандой наркоти-
ков

Опера-
тивно-
дежурное подразде-
ление

Отдел подготовки кадров

Отдел социаль-
ного развития

Отдел примене-
ния системы управле-
ния рисками

Отдел техниче-
ских средств таможен-
ного контроля и техниче-
ских средств охраны

Отдел торговых ограни-
чений и экспорт-
ного контроля

Подраз-
деление админист-
ративных рассле-
дований

Специаль-
ный отряд быстрого реагиро-
вания

Отдел психологи-
ческой работы

Отдел капита-
льного строи-
тельства и эксплуа-
тации объектов таможен-
ной инфра-
структу-
ры

Отдел подтверж-
дения экспорта товаров

Отдел связи

Отдел валютного контроля

Подраз-
деление дознания

Опера-
тивно-
боевое подраз-
деление

Отдел охраны труда и граждан-
ской обороны

Отдел таможен-
ного контроля за делящи-
мися и радио-
активными материа-
лами

Отдел инфор-
мацион-
ной безопас-
ности и техниче-
ской защиты инфор-
мации

Отдел таможен-
ной статистики

Учетно-
регистра-
ционное подраз-
деление

Авиа-
ционное подраз-
деление

Отдел исполне-
ния постанов-
лений по делам об админист-
ративных правона-
рушениях

Крими-
налисти-
ческое подраз-
деление

Морское подраз-
деление

Оператив-
но-анали-
тическое подраз-
деление

Оператив-
но-техни-
ческое подраз-
деление

Оператив-
но-поис-
ковое подраз-
деление

Кинологи-
ческое подраз-
деление

Приложение 3. Типовая структура оперативной таможни

Приложение 3
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49
(в редакции приказа ФТС России
от 5 августа 2005 года N 711 —
см. предыдущую редакцию)

ТИПОВАЯ СТУКТУРА
оперативной таможни

Помощник

начальника таможни

Отдел бухгалтерского учета

и финансовой экспертизы

Помощник начальника таможни

Заместитель начальника

по мобилизационной работе

регионального

таможенного управления —

Отдел защиты государственной

начальник оперативной

Организационно-инспекторское

тайны и специальной

таможни*

подразделение

документальной связи

Подразделение

оперативных учетов

Правовой

отдел

Оперативно-поисковый

отдел

Оперативно-поисковое

Отдел документационного

отделение

обеспечения

Оперативно-технический

отдел

Отдельная должность по

взаимодействию со средствами

Оперативно-техническое

массовой информации

отделение

(пресс-секретарь)

Первый заместитель начальника таможни

Заместитель начальника таможни

Заместитель начальника таможни

Заместитель начальника таможни

Заместитель начальника таможни по работе с кадрами

Подразделение организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений

Оперативно-аналитическое подразделение

Подразделение организации административных расследований

Отдел тылового обеспечения

Отдел кадров

Подразделение по борьбе с контрабандой товаров на каналах импорта

Подразделение сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран

Подразделение административных расследований

Автотранспортный отдел

Отдел инспектирования и профилактики правонарушений

Подразделение по борьбе с контрабандой товаров на каналах экспорта

Оперативно-дежурное подразделение

Подразделение организации дознания

Подразделение таможенной охраны

Отдел подготовки кадров

Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды

Информационно-технический отдел

Подразделение дознания

Отдельная должность (психолог)

Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков

Криминалистическое подразделение

Подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте

Подразделение исполнения поручений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях

Кинологическое подразделение

Подразделение исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

Оперативно-разыскное подразделение

Учетно-регистрационное подразделение

* Для Дальневосточной, Уральской, Приволжской, Южной и Центральной оперативных таможен. Для Северо-Западной, Калининградской, Сибирской и Восточно-Сибирской оперативных таможен вводится должность начальника оперативной таможни.

Приложение 4. Типовая структура таможенного поста 1-й категории, в регионе деятельности которого отсутствуют пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Приложение 4
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

Начальник таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста по правоохранительной работе

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля

Отдел таможенных платежей

Подразделение административных расследований

Отдел документационного обеспечения

Отдел таможенного досмотра

Отдел контроля таможенной стоимости

Подразделение дознания

Отдел обеспечения деятельности склада временного хранения (таможенного склада)

Отдел таможенных режимов

Отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений

Кинологическое подразделение

Подразделение таможенной охраны и оперативно-дежурной службы

Отдел контроля за таможенным транзитом

Отдел валютного контроля

Отдельная должность (юрисконсульт)

Отдел подтверждения экспорта товаров

Отдел таможенной статистики

Отдел специальных таможенных процедур

Информационно-технический отдел

Отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами

Приложение 5. Типовая структура таможенного поста 1-й категории, в регионе деятельности которого находятся пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Приложение 5
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

Начальник таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста (сменный)

Заместитель начальника таможенного поста по правоохранительной работе

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля

Отдел таможенных платежей

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля

Подразделение административных расследований

Отдел документационного обеспечения

Отдел таможенного досмотра

Отдел контроля таможенной стоимости

Отдел таможенного досмотра

Подразделение дознания

Отдел обеспечения деятельности склада временного хранения (таможенного склада)

Отдел таможенных режимов

Отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений

Отдел специальных таможенных процедур

Кинологическое подразделение

Отдел тылового обеспечения

Отдел контроля за таможенным транзитом

Отдел валютного контроля

Подразделение таможенной охраны и оперативно-дежурной службы

Отдел подтверждения экспорта товаров

Отдел таможенной статистики

Отдельная должность (юрисконсульт)

Отдел специальных таможенных процедур

Информационно-технический отдел

Отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами

Приложение 6. Типовая структура таможенного поста 1-й категории, расположенного в автомобильном (железнодорожном) пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Приложение 6
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

Начальник таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста (сменный)

Заместитель начальника таможенного поста по правоохранительной работе

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля

Отдел таможенных платежей

Подразделение административных расследований

Отдел документационного обеспечения

Отдел таможенного досмотра

Отдел контроля таможенной стоимости

Подразделение дознания

Отдел обеспечения деятельности склада временного хранения (таможенного склада)

Отдел таможенных режимов

Отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений

Кинологическое подразделение

Отдел тылового обеспечения

Отдел контроля за таможенным транзитом

Отдел таможенной статистики

Подразделение таможенной охраны и оперативно-дежурной службы

Отдел подтверждения экспорта товаров

Информационно-технический отдел

Отдел специальных таможенных процедур

Отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами

Приложение 8. Подразделения, которые могут быть дополнительно созданы в структуре таможенного поста (со статусом юридического лица)

Приложение 8
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

1. Отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы.

2. Отдел кадров.

3. Отдел тылового обеспечения.

4. Отдельная должность (по мобилизационной работе).

5. Отдельная должность (по защите государственной тайны).

Приложение 9. Типовая структура тылового таможенного поста (со статусом юридического лица)

Приложение 9
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 49

Начальник тылового таможенного поста

Отдел бухгалтерского учета и контроля

Отдел документацион-
ного обеспечения

Отдел кадров

Правовой отдел

Информационно-
технический отдел

Отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы

Отдел конкурсных торгов

Заместитель начальника таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста

Заместитель начальника таможенного поста

Отдел материально-технического обеспечения

Отдел социального развития

Отдел капитального строительства, эксплуатации и развития объектов таможенной инфраструктуры

Отдел сводного планирования и финансирования

Отдел медицинского обеспечения

Отдел охраны труда и гражданской обороны

Отдел поставок и хранения материально-
технических ресурсов

Здравпункт

Транспортный отдел

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

В науке управления под целью следует понимать такое желаемое, возможное и необходимое состояние или развитие социальной системы, которое достигается в результате управленческих воздействий. Отсюда следует вывод о том, что без установленной цели процесс управления теряет всяческий смысл и значение.

Цель в управлении имеет первостепенное значение, так как неправильные, научно не обоснованные постановки целей и попытка их реализации самым пагубным образом сказывается на его эффективности. Действительно, никакая достоверная и своевременная информация, никакие самые совершенные методы принятия решения, никакие автоматизированные системы управления не в силах предотвратить напрасного расходования имеющихся ресурсов, если управление осуществляется для достижения недостаточно обоснованной либо ошибочной цели.

Вместе с тем, говоря о значении цели в социальном управлении, следует помнить, что подлинная демократия всегда отрицает порочный тезис «цель оправдывает средства» и вытекающие из этого тезиса положения о том, что достижение гуманной цели антигуманными средствами приводит к очело­вечиванию самой цели. Безусловное неприятие и активная борьба с проявлениями подобных взглядов особенно актуальны и в деятельности таможенных органов.

Целью таможенных органов является успешная реализация в части их касающейся таможенного регулирования путем обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участием в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.

Эти цели таможенных органов детализируются до непосредственной цели управленческой деятельности — задачи. Под основными задачами необходимо понимать реальные частные цели.

Основными задачами таможенных органов Российской Федерации являются:

— взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;

— осуществление государственного контроля соблюдения участниками внешнеторговой деятельности запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу;

— контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;

выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере.

Важное значение целей управления обусловливается также тем, что цели определяют функции таможенных органов.

Круг функций и конкретных полномочий таможенных органов широк и многообразен.

Анализ их позволяет сделать вывод о том, что содержанием функций таможенного органа является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.

Так, осуществляя функции таможенной деятельности, ГТК России анализи­рует состояние этой деятельности в целом и на этой основе разрабатывает для Президента и Правительства РФ соответствующие предложения; организует и обеспечивает взаимодействие по этим вопросам с другими центральными органами; в строгом соответствии с законодательством устанавливает и обеспечивает порядок оперативно-служебной деятельности подчиненных ему органов и т.д. Следовательно, функции таможенных органов указывают на то, из чего складывается повседневная деятельность рассматриваемых органов, в них как бы находит свое отражение содержание этой деятельности.

Каждая из функций, возложенная на таможенный орган, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации вплоть до определения функциональных обязанностей отдельных сотрудников.

С позиции науки управления все функции, осуществляемые таможенными органами, можно разделить на два вида: основные и функции управления (общие и специфические).

К основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно учреждена и действует государственная система таможенных органов. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, создают

условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Основные функции реализуются всеми таможенными органами. Однако следует иметь в виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие таможенные органы.

Для реализации основных функций необходимо, чтобы в таможенных органах были созданы надлежащие условия и предпосылки их осуществления.

В свете рассматриваемых задач особая роль в деятельности таможенных органов принадлежит и эффективному осуществлению функций управления, определяющих сущность и содержание управления, о чем будет изложено в следующих главах.

Оставьте комментарий