Чтобы определиться с призванием, найти трудолюбивого сотрудника или выбрать пару, достаточно изучить почерк, уверяет специалист-графолог Центра научной графологии Наталия БЫКОВСКАЯ.
Доказано, что почерк человека – не просто механическое движение руки, а отражение его психики. Об этом свидетельствуют результаты исследования почерка тысяч людей, которые по каким-то причинам больше не могли писать рукой и использовали для письма другие части тела. Спустя какое-то время они начинали писать тем же почерком, что и с помощью руки.
Штрих почерка человека уникален. Его можно сравнить с отпечатками пальцев. Двух идентичных почерков в природе не существует. Даже если они визуально похожи, при более детальном изучении все равно найдутся различия.
В течение жизни почерк меняется, «взрослеет» вместе с его обладателем. На нем также может сказаться самочувствие или настроение человека – это так называемая «живая вариативность». Такое изменение почерка допустимо. А вот кардинальные перемены могут свидетельствовать о нерешенных проблемах или нарушении эмоционального фона человека.
Чем графолог отличается от почерковеда?
Графология – это наука о почерке. Графологический анализ позволяет составить психологический портрет по почерку человека. Умозаключения графолога не являются гаданием: анализ закономерностей в почерке опирается на научные исследования в этой области. В Беларуси изучением почерка с 2013 года занимается Центр научной графологии – филиал Израильского института графоанализа Инессы Гольдберг.
Многие путают графологов и почерковедов. Задача почерковеда – определить, кому принадлежит почерк, род деятельности человека, восстановление части или определение подлинности документов. Этим занимаются, к примеру, эксперты-криминалисты. Графологи же, исходя из параметров почерка, изучают психологический аспект личности. Научная графология не основывается на поверхностных выводах: «Буквы такие-то, значит, человек такой-то». Чтобы прийти к какому-либо заключению, графолог досконально изучает параметры почерка.
За помощью к специалистам-графологам обращаются люди, которые не могут определиться со своим призванием; работодатели – для подбора кадров, а также желающие узнать о себе больше.
Как анализируется почерк?
Человек приезжает в центр, где получает специальный тест. Школьники выполняют еще и дополнительный графический. Ни ошибки, ни смысловая нагрузка текста не важны. Графологи – не учителя, которые проверяют сочинение на оценку. Им важны сами буквы, их наполнение. Единственное условие – текст не должен быть заученным или написанным под диктовку. Человек должен написать его сам. Зачастую, чтобы облегчить задание, предлагаются темы – на выбор.
Графоанализ написанного предполагает работу с микроскопом и занимает три дня.
Исходя из полученных данных, определяются тип мышления человека и его социальные характеристики: будет ли ему комфортно работать в коллективе или лучше самостоятельно, насколько он общителен, вынослив, стрессоустойчив. На основании этого множества характеристик делается заключение.
Какие характеристики почерка важны для графолога?
Графолог работает с глубинными параметрами почерка, изучает штрихи, нажимы, особенности линий, характер чередования расслабления и напряжения во время письма. Эти показатели – самые важные. На основании их интерпретируются другие признаки. Ведь один и тот же признак может иметь массу характеристик. Так, отсутствие наклона в почерке может говорить как об осторожности человека, так и о его скромности или упрямстве.
ReeadMoreBlock
Кроме того, анализируются поверхностные параметры: скорость почерка, его движение (размеренное, спонтанное, статичное, вялое), форма и зоны букв (каждая буква имеет верхний, средний и нижний регистр), расстояние между буквами, словами, строками. Изучаем свободу (расслабление) и контроль (напряжение) почерка. Как правило, люди с чрезмерным контролем почерка обычно в жизни зажаты, всего боятся. Важное значение для графолога играет организация текста на листе. Она указывает на то, как человек распределяет свое время. Если мы видим, что он предпочитает продолжить писать с новой строчки, хотя на предыдущей выполне поместится еще слово-полтора, это может говорить о том, что он не доводит начатое до конца, откладывает все на потом. Само собой, каждый признак трактуется в соответствии с «графическими условиями».
Почерк поможет в выборе профессии
За помощью в профориентации к нам обращаются как школьники, так и взрослые люди. Бывает, что человек, проработав в какой-то сфере долгое время, вдруг осознает, что хотел бы заниматься другим делом. Однажды в центр пришел мужчина, который 5 лет проработал юристом. Графологи проанализировали его почерк и выяснили, что ему больше подойдет работа в иной сфере. В итоге он стал массажистом.
ReeadMoreBlock
В выборе профессии важно отличать «хочу» от «могу». В центре определяется максимально подходящая сфера деятельности в соответствии с потенциалом человека, профессия, в которой он смог бы в полной мере проявить свои способности.
Нужно ли переучивать ребенка, который некрасиво пишет?
В графологии существуют свои понятия красивого почерка, и они абсолютно не совпадают с правилами каллиграфии. В школе нас учат писать по прописям. В дальнейшем по мере развития ребенка его почерк видоизменяется, отклоняется от стандартов, приобретая свои, индивидуальные характеристики.
Соответственно, если мы будем заставлять ребенка писать каллиграфически, то можем его «сломать», загнать в шаблон, что недопустимо.
Важное значение имеет читабельность текста. Если у ребенка просто неразборчивый почерк – это одно. Если он некрасивый, по мнению родителей, – это другое. Читабельность текста может отвечать за коммуникацию с внешним миром, насколько человек хочет, чтобы его понимали. Нужно рассматривать каждый почерк в отдельности и руководствоваться правилом «не навреди».
При этом с помощью определенных упражнений, которые называются графотерапией, ребенку можно привить ряд качеств. Но в любом случае интроверта нельзя наделить качествами экстраверта, а из химика не сделаешь театрального актера. Нужно учитывать характер человека.
Разработку автографа можно доверить профессионалам
Наша подпись – визитная карточка, то, как мы хотим, чтобы нас воспринимали. Автограф можно разработать. К этому зачастую прибегают публичные люди.
Главное правило, которым руководствуются графологи при разработке подписи, – она должна отражать качества, присутствующие в почерке человека, чтобы не возникло внутреннего конфликта. При этом автограф должен быть аутентичным и сложным для подделывания.
По подписи можно сделать о человеке интересные выводы. К примеру, тот, кто ставит росчерк сверху, задал себе высокую планку.
А если в автографе присутствует точка, значит, его обладатель упрям и идет к своей цели. Мужчинам на заметку: если подпись девушки начинается с фамилии, то вам нужно произвести хорошее впечатление на ее семью, чье мнение для нее очень важно.
Кому полезна графология?
Графология применима в работе психологов, юристов, социальных педагогов. По почерку можно определить, лжет ли человек, выявить его благонадежность, глубинную мотивацию. Родители, которые выбирают для своего ребенка няню, обращаются к услугам графолога, чтобы проверить, насколько можно ей доверять.
С белорусскими графологами сотрудничают российские консалтинговые компании. Кроме того, эти специалисты помогают в подборе кандидатов на руководящие должности. Порой бывает, что у человека есть образование, но нет опыта. При этом мы выявляем у него огромный потенциал. Если такого человека руководитель начнет обучать – он проявит себя сполна.
Центр проводит курсы и семинары, в том числе по введению в графологию. Проходят они примерно 6 раз в год, вход свободный. Советуем посетить их людям, которые хотят узнать о возможностях графологии больше.
Фото автора
Графоанализ – один из современных инструментов при подборе персонала, широко распространенный в странах Европы. Графологический метод основан на исследовании взаимосвязей между тонкой моторикой пишущей руки и особенностями психофизического состояния человека, его когнитивных, психических и физиологически обусловленных функций, поведения и личностного уровня.
Установленные и экспериментально проверенные закономерности позволяют определять врожденные и приобретенные черты характера, склонности, слабые и сильные стороны личности, физические и психологические проблемы.
Во многих странах анализ почерка является одним из популярных средств в психодиагностике личности. Графологическое тестирование давно применяется в странах Европы, Израиле и США, где многие фирмы сотрудничают с графологами при проверке кандидатов на работу. Кроме подбора кадров, графологической экспертизой пользуются и для нужд полиции, армии, спец.служб.
Графология позволяет с высокой степенью вероятности определять интеллектуальные способности человека, адаптируемость в коллективе, организованность, лидерские качества. Анализ почерка обнаруживает личностные проблемы, которые могут повлиять на честность и благонадежность проверяемого.
Также можно легко определить уровень мотивации, энергии, трудоспособности и устойчивости в условиях стресса. Уровень IQ, EQ, харизмы, моральных, материальных или интеллектуальных, либо социальных ценностей, склад мышления или барьер возбудимости – далеко не полный перечень компетенций и качеств, определяемых графоанализом.
Каким же образом это работает?
Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр — мозг. Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.
Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», — человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Более того, наша сознательная воля, желание также как и различные внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это — только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей. Графологический анализ позволяет идентифицировать как сознательное, так и подсознательное «содержание» конкретной личности.
Психодиагностика по почерку хороша тем, что:
-
cистемна и позволяет применять привычные для классический психологии и психоанализа, типологический подход. Однако дополнительно к определению психотипа человека дает и специфическую, конкретную информацию об индивидууме, выходя за рамки психотипов.
-
решает извечную проблему любого метода психодиагностики — фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон). К анализу почерка невозможно подготовиться или представлять, как примерно дОлжно «отвечать». Также, диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».
Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования. С точки зрения исльзуемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.
Важно отметить, что графология не претендует на предсказание будущего автора почерка, а всего лишь предполагает наиболее вероятные варианты его поведения, реакций или жизненных сценариев — на основе полученного психологического портрета. Человек – не программа, где все предсказуемо. Также невозможно совершенно достоверно определить события прошлого человека, хотя, безусловно, и могут быть идентифицированы признаки характерных психологических травм, происшедших в детстве или в более поздние периоды.
G. A. Vardanyan
Vardanyan Galina Akopovna, competitor, аvardanyan@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 340.6
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПО ПОЧЕРКУ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
С.И. Петрова
Рассмотрены криминалистические, физиологические и психологические аспекты развития и современного состояния диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку. Отмечены исторические предпосылки возникновения данной области знаний. Проанализированы современные достижения судебного почерковедения в области диагностики психологических свойств личности по почерку. Рассмотрены положения теории построения движений, имеющие отношение к предмету статьи, а также положения общей теории личности и индивидуальности, общепсихологический теории деятельности, проективной психологии и психодиагностики, связанные с диагностикой психологических свойств исполнителя рукописи.
Ключевые слова: диагностика, психологические свойства, почерк, рукопись, судебно-почерковедческая экспертиза, криминалистика, физиология, психология.
Знания в области диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку первоначально получили свое развитие в трудах графологов, а также представителей естественных наук, являющихся сторонниками данного учения. Прямо или косвенно связаны с изучением закономерностей отображения психологических свойств личности в почерке изыскания, проводимые в области судебного почерковедения, физиологии, психологии, а также медицине. Вышеназванные обстоятельства определяют интегративный характер рассматриваемой сферы познания. В связи с этим
формирование и развитие теоретических основ диагностики психологических свойств личности по почерку требует рассмотрения и учета:
— возникновения и развития знаний о почерковедческой диагностике психологических свойств исполнителя рукописи в историческом аспекте;
— достижений в области теории судебного почерковедения;
-положений теории построения движений, разработанных в
физиологии;
— положений общей теории личности и индивидуальности, общепсихологический теории деятельности, проективной психологии и психодиагностики, разработанных в психологии;
— прочих междисциплинарных достижений.
В данной статье постараемся осветить те сегменты указанных направлений научного знания, которые так или иначе имеют значение для построения теоретических основ диагностики психологических свойств личности по почерку.
Исторически предопределила современные исследования в области почерковедческой диагностики такая сфера познания как графология. Именно в рамках графологических и медицинских исследований формировались представления о связях почерка и свойств личности, а также о качествах почерка, лежащих в основе возможностей использования почерка как объекта судебно-экспертных диагностических исследований. Несмотря на зачастую спекулятивный и псевдонаучный характер работ графологов, следует признать, — именно они впервые обратили внимание на то, что между психологическими свойствами личности с одной стороны и почерком — с другой существуют определенные зависимости.
С познавательной точки зрения, важным моментом (независимо от школ и концепций) всех изысканий в рассматриваемой сфере является попытка теоретического обоснования связи почерка с психологическими свойствами личности. Примерно в том же духе высказывается относительно данного предмета и В.Ф. Орлова: «Несомненно положительное в графологии — это стремление опереться на типологические структуры человека, разработанные в физиологии, психологии, а также создать свою типизацию личности и искать в почерке ее проекцию » и далее: «…как графологи, так и естественники много сделали в раскрытии механизма, описания анатомии и биомеханики письма, формировании и функционировании письменного навыка… Конечно, нельзя говорить о признании графологии в том виде, в котором она существовала. Только судебное почерковедение может занимать на данный момент прочную нишу в науке криминалистики. Графологии до такого уровня в области наук о человеке еще далеко .»
О потребности графологии в научном обосновании писал и отец русской криминалистики Е.Ф. Буринский. Данный ученый справедливо полагал, что современная ему «наука о почерках» находится еще в зачатке и «.не получила до настоящего времени официального признания. Представитель этой отрасли знания лишен возможности ссылаться на положения,
выработанные и установленные наукой, или опираться на мнения авторитетных ученых, как делают это, например, судебные медики «.
Не исключая некоторой пользы графологических исследований, Е.Ф. Буринский обобщил идеи своих предшественников в области судебно-почерковедческой диагностики. Кроме того, он изучил большое количество литературы по графологии, антропологии, истории письма и искусств, психиатрии, медицине, извлекая из них все, что имеет отношение к процессу письма и почерку, полученные сведения он систематизировал и на их основе создал концепцию относительно этой отрасли научных знаний.
Идеи Е.Ф. Буринского были восприняты и развиты советскими криминалистами. Важным в его исследованиях было то, что он рассматривал почерк не только как объект идентификационного, но и как объект диагностического исследования. Его слова: «В почерке — весь человек, со всеми его физическими и духовными свойствами» .
Позднее, уже в 50-е годы прошлого века А.Р. Лурия писал: «Сама мысль о том, что почерк находится в известном соответствии с индивидуальными особенностями пишущего и его наличным психофизиологическим состоянием, несомненно, является совершенно правильной…».
Высказывания вышеназванных ученых были частично подтверждены дальнейшими исследованиями в области почерковедческой диагностики, осуществленными в рамках советской криминалистики. Данные изыскания проводились в трех направлениях, которые так или иначе соприкасались с вопросами криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку:
Первое направление: — изучение вопросов типологии почерка и исследование ее связи с типологическими свойствами личности — тесно связано с имеющимися на тот момент достижениями в области физиологии и психологии. В рамках этого направления существенными для решения рассматриваемого вопроса представляются исследования, проведенные психологом и криминалистом Г.И. Борягиным. Данный ученый придавал большое значение изучению типов высшей нервной деятельности человека с целью решения задач почерковедческой диагностики. Г. И. Борягин высказывал мнение, что «для теории графической экспертизы учение И. П. Павлова об общих типах высшей нервной деятельности имеет огромное значение, поскольку оно помогает объяснить индивидуальный характер человека» . Тип высшей нервной деятельности, как и внешние условия формирования письменно-двигательного комплекса навыков, он считал главным фактором, определяющим индивидуальность почерка.
Свойства нервной системы как одну из детерминант формирования почерка рассматривал и советский ученый Е.В. Гурьянов. Силу нервных процессов он связывал с устойчивостью формирующегося почерка перед воздействием ускорения и других усложнений письменного процесса. Кроме того, он прослеживал связь между скоростью усвоения письменно-
двигательных навыков и подвижностью нервных процессов, что, по его мнению, обуславливало темп письма .
Последующее изучение влияния на почерк типологических свойств личности (в особенности темперамента) через деятельность двигательного анализатора способствовало созданию классификации почерков на простые, упрощенные и усложненные. Для рассматриваемого диагностического направления эта работа была интересна тем, что она «связала одну из интегральных характеристик почерка с конкретными личностными данными пишущего, влияющими на него в процессе формирования» .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Помимо перечисленного, криминалисты советского периода изучали зависимости между силой, подвижностью, уравновешенностью протекания нервных процессов — возбуждения и торможения — с одной стороны, и двигательными возможностями и способностями пишущего в процессе формирования и функционирования ПД ФДК навыков, отображающимися в общесистемных признаках — с другой. Для решения указанных вопросов криминалистами, совместно с физиологами и математиками был проведен ряд экспериментов , в результате которых выяснилось, что уравновешенность (как баланс процессов возбуждения и торможения) пишущего способствует формированию прописных, четких, необходимо быстрых почерков, а в ряде случаев, почерков усложненных.
Второе направление — исследование проблемы установления по почерку определенных характерологических свойств личности. В рамках данного направления большим коллективом под руководством Ю.Н. Погибко была начата работа над созданием комплекса методов криминалистической диагностики пола, возраста, а также психофизиологических характеристик исполнителя рукописи, которая получила свое завершение уже в постсоветский период.
Данное исследование проводилось на экспериментальной и статистической основе. Его результаты нашли свое отражение в ряде работ , где авторы высказали соображения, объясняющие связь ряда признаков почерка со свойствами личности.
Беря в основу психологическое тестирование с одной стороны и исследование статистических показателей зависимостей признаков почерка от свойств личности — с другой, авторы смогли разработать поэтапную методику криминалистической диагностики психологических свойств личности по почерку. Прохождение упомянутых этапов подразумевало:
во-первых — установление пола;
во-вторых — установление возраста;
в-третьих — установление некоторых биполярных психологических характеристик.
Теоретическое значение этой работы заключалась в том, что она отражала зависимости проявления признаков почерка от структурной организации свойств личности в целом. Возрастные зависимости трактовались с учетом пола, психологические — с учетом пола и возраста.
Помимо исследований, проведенных коллективом под руководством Ю.Н. Погибко, в рассматриваемом направлении трудились и другие ученые. Так, Е.Р. Россинской и другими авторами проводились изыскания, направленные на изучение зависимостей между почерком и свойствами личности в целях решения задач профессиональной пригодности исполнителя рукописи . Однако работы означенных авторов, к сожалению, не содержат количественных данных, подтверждающих наличие выявленных ими зависимостей, а так же описания информативных диагностических признаков почерка. В.Ф. Орлова так отзывается об упомянутых исследованиях: «авторы не видят различия между криминалистическими и графологическими исследованиями почерка. Отсутствие данных о статистических зависимостях в количественном выражении, о надежности результатов исследований, декларативность суждений и смешение с графологией не позволяют поставить в один ряд эти исследования с разработкой авторской группы под руководством Ю.Н. Погибко». Замечание о смешении графологических и почерковедческих признаков почерка также можно отнести и к исследованиям, проведенным С.Ю. Алексовским и Я.В. Комиссаровой .
Свое видение решения вопросов по рассматриваемой проблематике на уровне диссертаций предложили также Е.С. Симакова и О.А. Попова , однако уровень разработки заявленных в данных работах гипотез не позволяет говорить об их подтверждении, в связи с чем интерес к ним сохраняется пока только как к предположениям.
Третье направление — изучение избирательной и временной изменчивости почерка. В его рамках проводятся специальные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам судебно-почерковедческой диагностики. Полученные результаты позволяют говорить о существовании фундаментального свойства почерка — его избирательной изменчивости как способности избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия (сбивающие факторы). Без учета данного свойства невозможно какое бы то ни было диагностическое исследование в области почерковедческой диагностики, в том числе криминалистическое исследование психологических свойств исполнителя рукописи.
Помимо криминалистических исследований, проведенных в рамках диагностики психологических свойств личности, изыскания, посвященных установлению связи между графическими элементами письма и свойствами личности, проводились также в психологии. Научное обоснование данных исследований следует искать в следующих ее отраслях (разделах):
— общей теории личности и индивидуальности ;
— общепсихологический теории деятельности ;
— проективной психологии и психодиагностики .
Исследования, проводимые в рамках двух последних из указанных
отраслей, опираются на существующие в психологии концепции личности (первую отрасль). Наибольший же интерес представляет вопрос, по каким причинам (с точки зрения психологии) психологические свойства личности
могут трансформироваться в деятельности человека, в том числе, в приобретенных им навыках, в рассматриваемом же контексте, в навыках письма.
Отвечая на поставленный вопрос, психологи традиционно делают ссылку на общепсихологическую теорию деятельности. Она была создана в советской психологии и обязана работам Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина других исследователей. Данная теория рассматривает человека как активное существо, а не реактивное (в отличие от подходов, разработанных в рамках рефлексологии и бихевиоризма, где человек рассматривался как реагирующее существо, целиком зависимое от внешних посылов). Через призму этой теории всякую деятельность следует рассматривать как активную, то есть идущую изнутри личности.
В рамках упомянутой теории существует две трактовки деятельностного подхода: С.Л. Рубинштейна, сформулировавшего принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева, разработавшего проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Причем А.Н. Леонтьев развивает положение С.Л. Рубинштейна, считая, что сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
Вышесказанное относится не только к деятельности в целом и действиям в частности, но и к «операциям» (так в теории деятельности принято называть навыки и их комплексы). Следовательно, исходя из общепсихологической теории деятельности, формирование функционально -динамического комплекса навыков письма также опосредовано сознанием, в том числе его ценностно -мотивационным (смысловым) компонентом, который (помимо прочего) определяют психологические свойства личности.
Говоря об общепсихологической теории деятельности, стоит все же отметить слабую сторону данной концепции: в ней учитывается лишь сознательная сторона, в то время как деятельность в целом предполагает наличие инстинктивных форм поведения и участие бессознательных компонентов. Последние довольно широко освещены в теории психоанализа, а он, в свою очередь, повлиял на возникновение проективной психологии. Представляется необходимым более подробно остановиться на упомянутой отрасли, поскольку попытки психологов рассматривать почерк в качестве проекции психологических свойств исполнителя рукописи отчасти находят в ней свое теоретическое обоснование.
Проекция в психологии — это любое проявление психической реальности индивида в его деятельности, а проективная психология, соответственно, -направление по работе с человеком в контексте взаимодействия с создаваемыми им образами, имеющими наибольшее количество косвенных опосредованных связей с его личностью.
Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк, объединив уже такие известные к тому времени методические приемы, как
ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест) и других. Указанные проективные методики направлены на установление особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу .
Ранее мы отметили, что проективная психология изначально формировалась под влиянием психоанализа. Напомним, что в психоаналитических теориях сущность личности рассматривается как продукт преобразований инстинктивных влечений под воздействием социальных и культурных требований среды, одна из задач проективного метода — выявление подобных неосознаваемых тенденций и их всевозможных трансформаций.
Помимо психоанализа, на формирование проективной психологии повлияла холистическая психология, которая рассматривает проективный метод как средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта, субъективных представлений о себе и своем социальном окружении.
Однако, не смотря на относительную завершенность указанных выше исходных концепций, проблемы теоретического обоснования проективного экспериментирования все еще существуют. Данная ситуация прослеживается и в истории развития проективной техники. Проективные методики создавались, начиная с 30-ых г. XX в., одни — чисто эмпирическим путем, другие — на основе общепсихологических или частных концепций. Их возникновение изначально было связано сугубо с потребностями клинической психологии, — проективные методики решали задачи диагностики дезадаптированной личности. Однако со временем они начинают использоваться более широко — как средство установления индивидуальных особенностей личности.
На современном этапе проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта обусловленных, в числе прочего, психологическими свойствами личности. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, Тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Некоторые методики последней группы решают задачи, по своей природе наиболее схожие с задачами установления психологических свойств исполнителя рукописи по его почерку, в связи с чем мы бы хотели рассмотреть их более детально.
Первой из таких методик является миокинетическая методика. Ее концепцию сформулировал Е. Мира — и — Лопес в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве . Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов, названных по типу геометрических фигур, которые должны выполняться испытуемым: «линеограмма», «параллели», «цепи», «UL1», «кружки», «зигзаги», «лестница».
Произвольность теоретических построений психолога очевидна. Однако в зарубежных исследованиях отмечается перспективность дальнейшей работы над данной методикой. Как бы то ни было, в настоящее время данные о ее валидности и надежности нуждаются в уточнении. В работах советских психологов результаты, полученные с помощью методики Е. Мира — и — Лопеса были сопоставлены с объективными показателями интеллекта, нейродинамики и личности (Н. А. Розе-Грищенко и Л. А. Головей, 1976 и др.). Это позволило сделать вывод о том, что психомоторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности.
Вторая из интересующих нас методик так и называется «анализ почерка». Ее концепция основана на положениях, разработанных в области экспериментальной графологии и вбирает в себя ее достижения. Таким образом, рассматривать ее как собственно «психодиагностическую» вряд ли представляется возможным, хотя некоторые психологи придерживаются другого мнения и относят данную методику к группе проективных психодиагностических методик. Существует несколько работ, в которых указанный подход нашел свое выражение .
Как бы то ни было, данные «анализа почерка» как психодиагностической методики (по крайней мере, учитывая современный уровень ее разработки) представляется возможным использовать в криминалистической диагностике психологических свойств личности по почерку с той же долей доверия, с какой могут быть использованы результаты изысканий в области графологии.
В целом же анализ исследований в области диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку делает очевидным тот факт, что рассматриваемое направление почерковедческой диагностики нуждается в теоретическом и экспериментальном научном обосновании, а так же практическом освоении. Познание закономерностей, существенных для установления по почерку психологических свойств личности, представляет собой чрезвычайно сложную самостоятельную задачу.
Полагаем, именно этими проблемами обусловлено отсутствие фундаментальных исследований в данной области почерковедческой диагностики. Помимо прочего, указанную задачу усложняет синтетический характер рассматриваемой сферы познания, в связи с чем в данной статье мы попытались рассмотреть не только исторические особенности формирования данной отрасли знаний в криминалистическом аспекте, но и проанализировать прочие междисциплинарные достижения в области диагностики психологических свойств личности по почерку. Данный анализ позволил сделать вывод, что роль исследований, проводимых в рамках физиологии, психологии и других отраслей научного знания в рассматриваемой области весьма значительна.
Список литературы
1. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. М., 2006.
2. Володина Н., Орлова В. Графология и судебное почерковедение // Российская юстиция, 2000. №12.
3. Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. С -Пб.,1903.
5. Гурьянов Е.В. Индивидуальные различия в графических навыках письма // Известия АПН РСФСР. М., 1952. Вып. 42.
7. Герасимов А.Н. Погибко Ю.Н. и др. О зависимости психологических параметров личности исполнителя рукописного текста от половой принадлежности // Актуальные проблемы судебной экспертизы и криминалистики: Тез. Научн.-практич. Конф. Киев, 1993.
8. Герасимов А.Н. Погибко Ю.Н. Установление пола исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Метод письмо. М., 1993.
9. Сидельникова Л.В., Герасимов А.Н. Установление пола, возраста и психологических характеристик исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности. Метод письмо. М., 1993.
11. Россинская Е.Р., Черенков А.М., Бородин А.Л. Графология: вчера, сегодня, завтра // Записки криминалистов. 1994. Вып. 3.
12. Алексовский С.Ю. Комиссарова Я.В. Основы графологии. М., 2006.
15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
16.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
17. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
18. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание второе. М.,
20. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
23. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
24. Беллак Л., Абт Л.Э., Оллпорт Г.У. и др. Проективная психология. М.,2000.
25. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф Бурлачук. Киев, 1997.
27. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
28. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. СПб., 2002.
Петрова Светлана Игоревна, адъюнкт, Lana.sip@,mail.ru, Россия, Москва, Академия управления МВД России.
УДК 343
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНСТИТУТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
Р.В. Полтарыгин
Уголовный кодекс РФ является одним из средств уголовной политики. На основе теоретического анализа научных источников раскрывается сущность институтов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Предпринята попытка осмысления данных институтов уголовного права как принципов, в одном случае, и как методов в другом.
Ключевые слова: институты уголовного права, дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности и наказания как принципы и как методы уголовного права, применение права.
Уголовному кодексу понятия «дифференциация» и «индивидуализация» не известны (формально), поскольку анализ норм указанного юридического источника позволяет сделать такой вывод. Однако следует обратить внимание на тот факт, что на современном этапе развития уголовного права институты дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания формируются в рамках доктрины сквозь призму принципа справедливости.
Уголовный закон устанавливает одинаковые для всех граждан наказания за совершение того или иного преступления, но: — обстоятельства, при которых они совершаются; — лица, их совершающие, в каждом конкретном случае существенно различаются по самым разнообразным параметрам. Именно для того, чтобы наказание было справедливым и соответствовало тяжести
5 / 5 ( 2 голоса ) На вопрос, как называется экспертиза по почерку или подписи, ответ прост — это почерковедческое исследование. Она нужна для идентификации человека, который написал текст или подписал документ, а также для определения состояния лица в момент данного деяния, был ли человек в состоянии шока, аффекта или под воздействием препаратов. Выполнять подобную экспертизу может только эксперт, имеющий обширный опыт и знания в разрешении подобных дел. Фальсификация результатов проверки преследуется по закону.
Когда нужна почерковедческая проверка
В случае если имеются сомнения, что документ был подписан не тем лицом, которому предположительно должна принадлежать подпись, а также подозрения в том, что в момент подписания человек не отдавал себе отчет в собственных действиях, может назначаться проведение экспертизы. В качестве материалов для исследования могут быть использованы подписи, записи в дневниках и блокнотах, расписки, завещания и др., в редких случаях — копии текста. Существует несколько видов экспертной проверки почерка:
- проверка текстов, имеющих большой объем;
- проверка коротких записей;
- проверка текстов, выполненных специальным шрифтом и в виде цифр;
- проверка подписи.
Таким образом, благодаря экспертизе можно решить множество вопросов, от ответов на которые зависит исход дела.
Сроки проведения проверки
Сроки проведения проверки во многом зависят от сложности расследования. В некоторых случаях может понадобиться проведение дополнительного исследования с взятием новых материалов, что может замедлить ход исследования. Длительность также зависит от состояния материалов, которые были предоставлены, а также количество вопросов, которые заданы эксперту. В среднем, проведение проверки подписи составляет около десяти дней, определение даты написания текста может длиться дольше, около полумесяца.
Хотелось бы в это верить, потому что у меня просто омерзительный почерк, но увы, нет.Когда в быту говорят о связи почерка и интеллекта, часто апеллируют к следующей предпосылке: «Если движения рук человека при письме не аккуратны, то они не успевают угнаться за скоростью его мысли, следовательно, он думает много быстрее, чем пишет, а если он ещё и пишет быстро, то он наверняка очень умён», — предпосылке, очевидно, надуманной и даже ложной. Подобное можно сказать и о том, кто пишет медленно, красиво и аккуратно: «Если движения рук человека при письме точно выверены, то он явно достаточно интеллектуален, чтобы достичь такого уровня самодисциплины, а если результат ещё и красив, то это говорит о нём как о человеке с глубоким чувством эстетики, которое свойственно лишь умным». Одно исключает другое, но часто может быть услышано из одних уст. Поэтому я предлагаю эту логику даже не обсуждать, не говоря уже о явных логических ошибках в подобной риторике.Когда не в быту, но профессиональной среде говорят о связи почерка и интеллекта или, что происходит чаще, характера (из которого благодаря эффекту ореола человеку приписываются ещё и интеллектуальные свойства), апеллируют к графологии. Графология — это учение, согласно которому между почерком и чертами личности существует устойчивая связь. Но увы, графология — лженаука. Как астрология. Две сестры. То есть не получено подтверждений ни одной из них, а полученные достигнуты методами недостаточного уровня доказательности или не выдерживают научного принципа фальсификационизма. Кстати, если при приёме на работу кадровик отдаёт вас графологу, смело шлите эту работу на нефритовый лингам, ибо она пропитана самодурством.Так что нет, неправда.