Для минимизации рисков используется

БОЙКО А.П.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО

КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Процесс внедрения системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Первый этап внедрения системы управления рисками — «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России. В указанном Управлении был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от

26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

Второй этап — «Начальный» — 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками — введен в действие План-график первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от

26.03.2004 № 367 ).

I- В Плане — графике для эффективного применения системы управления рисками в процессе

N таможенного контроля значатся организационно-правовые и информационно-технические меропри-□ ятия.

Ги Третий этап внедрения системы управления рисками — «Совершенствование» — в таможен-^ ной службе России начат в конце 2005 года. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности: организационные мероприятия, технологические и методологические мероприятия и мероприятия по информационно-техническому обеспечению.

Четвертый этап внедрения системы управления рисками — «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр сис-| темы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Фран-^ ция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной о торговой организации.

х Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по миними-

^ зации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля

определяется область риска, индикаторы и профиль риска. ^ Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют: о — использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность при-

о меняемых мер по минимизации;

8 — применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно

§ должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

о — использование информационно-технических и программных средств при осуществлении та-

моженного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками; Ц — использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

о Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объек-™ тивным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и 5 программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащении ность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально — географическое Ц положение.

° Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их

2 основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностны-

ми инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит: контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения; контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности; валютный контроль; контроль таможенной стоимости; контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечением уплаты таможенных платежей; контроль таможенного транзита; контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности; формирование таможенной статистики; правоохранительная деятельность.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся базы данных электронных копий: 1) грузовых таможенных деклараций; 2) уведомлений о направлении товаров; 3) деклараций таможенной стоимости (ДТС); 4) корректировки таможенной стоимости (КТС); 4) таможенных приходных ордеров (ТПО); 5) электронных журналов; 6) центральный реестр участников ВЭД; 7) справочники НСИ.

Кроме того, в практической работе активно ипсользуются базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена: 1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF); 2) с ГТС Украины; 3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан; 4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений); 5) с министерствами, федеральными службами и агентствами (по мере заключения соответствующих соглашений).

Наряду с этим, при осуществлении таможенного контроля товаров в рамках СУР таможенные

органы нередко обращаются к специализированным базам данных: 1) паспортов сделок; 2) валют- ^

ного контроля; 3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных орга- ^

нов, используемых для целей валютного контроля; 4) информации об административных правона- ^

рушениях. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К источникам информации, необходимой для осуществления эффективного управления рисковыми товарными поставками, относят также информацию, содержащуюся на бумажных носителях □ грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, актах таможенного осмотра (досмотра), в товаротран- О спортных и товаросопроводительных документах, информацию, полученную в результате оперативно-розыскной деятельности, информацию, содержащуюся в правовых актах, изданных по результа- ^ там инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок, обращения и жало- о бы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешне- £ торговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные о источники. ^ В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также х целевые методики выявления рисков, которые разрабатываются структурными подразделениями ФТС о России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единооб- ° разное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуи- ф тивного человеческого фактора. о

Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным о

^

о о

методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска яв- ^ ляется высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснитель- о

ш

ной записки. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в о установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводится до таможенных органов и дубли- ^ руется в электронном виде. ^ В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов: ф

1. Общероссийский — действует на всей таможенной территории России.

2. Региональный — действует в регионе деятельности одного РТУ. ^

3. Зональный — действует в регионе деятельности одной таможни. ® Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС

России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается: §

— общероссийский — руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное; региональный — о

заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск; зональный — начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:

Конкретный профиль риска исполняется на бланке установленной формы, в электронном виде исполняется в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: «Общие сведения», «Область риска», «Прямые меры по минимизации рисков» и «Контактная информация»

Меры по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные, в графическом виде их можно представить в следующем виде:

И

h и

га j

ш

о ь

N □

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

I—

О

а

X >

о

X X

CD m

I—

О

а

о <

о о

о о

Рисунок 1. Меры по минимизации рисков

В качестве прямых мер используются: формы таможенного контроля; использование средств идентификации товаров и транспортных средств; принятие мер по обеспечению законодательства в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита; сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела; иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, правомерно отнести одну из 10 указанных законодателем в ст.366 Таможенного кодекса России.

Основной составляющей прямых мер по минимизации является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра:

о

х О

— время проведения досмотра (до или после выпуска товаров);

— подразделения, проводящие досмотр;

— цель досмотра (идентификация, выборочная проверка, прочее);

— объём досмотра в % (10, 50, 100, любой из предложенных);

— степень досмотра;

— применение ТСТК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— частота и периодичность проведения досмотра.

Срочные профили риска разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России.

Проект срочного профиля риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения: о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации; о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование); о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств; о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами; о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.); иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.

Срочные профили риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:

— если какая-либо рисковая ситуация не попадает под действие уже имеющегося профиля рис-

ков (например, экспорт); 2

— если какая-либо рисковая ситуация требует скорейшего применения мер по минимизации 5 риска, а ранее разработанный проект обычного профиля риска еще не утвержден; ^

— если какая-либо рисковая ситуация по своему характеру (области действия) должна быть о минимизирована в регионе деятельности нескольких таможенных органов и не может быть оперативно разрешена. □

В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведен- О ных до таможенного органа на бумажном носителе или электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении пря- ^ мых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет при- о ем, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рис- о ков. ®

Внедрение системы управления рисками предполагает введение в действие новых и модифика- х

цию существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля. о

В настоящий момент, в целях выявления профилей рисков, применяется Комплексная автома- °

тизированная система таможенного оформления (КАСТО) и рабочее место «АИСТ — М» в рамках ф

реализации функции «Проверки пользователя» при декларировании товаров с использованием гру- о

зовой таможенной декларации. Остальные программные средства, применяемые при осуществлении о

^

о о

таможенного контроля, (в том числе и при таможенных процедурах, отличных от декларирования товаров) не позволяют выявлять профили риска.

Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России ведет разра- ^ ботку новых (изменение существующих) программных средств, позволяющих выявлять профили о риска при осуществлении таких таможенных процедур, как прибытие товаров на таможенную территорию России, открытие процедуры внутреннего таможенного транзита, ее завершения, оформле- о ние товаров по ТПО и т.д. ^ Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер по минимизации ^ рисков с использованием существующих программных средств в графическом виде можно предста- ф вить следующим образом: >|

о ф

О

л i-

ü со

Ю

Рисунок 2. Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по минимизации рисков

о

ь

N □

ГУ

о i— ф i—

s о а ф

О х х Ф ш

I—

О

а

о <

о о

о о

о

Необходимо отметить, что эффективность таможенного контроля с использованием системы управления рисками может быть достигнута в полном объеме при комплексном внедрении в практику деятельности таможенных органов всех его компонентов, в том числе таких процедур, как электронное декларирование и предварительное информирование.

В настоящее время электронное декларирование постепенно входит в практику деятельности таможенных органов. На 01.03.2007 более 120 таможенных постов в России имели техническую оснащенность, позволяющую использовать таможенную декларацию и другие документы в электронном виде. Внедрение электронного декларирования сопряжено с определенными расходами для участников внешнеторговой деятельности — еще значительны стоимость оборудования и программного обеспечения, сложны процедуры подключения к каналам связи, получение электронно-цифровой подписи и так далее. Дальнейшим направлением развития этой прогрессивной формы декларирования и его упрощения является использование возможности подачи электронной таможенной декларации и других документов, необходимых для целей таможенного контроля в сети Интернет, а не через выделенные каналы связи, что даст участникам внешнеторговой деятельности заметную экономию ресурсов.

В настоящее время в ФТС России разработан проект Концепции о предварительном информировании таможенных органов, а также направлены предложения о внесении в Таможенный кодекс РФ изменений об обязательном применении этой процедуры. Указанная правовая норма позволит осуществлять проверку предварительной информации с использованием СУР до фактического ввоза товаров на территорию Российской Федерации, а также заблаговременно формировать сценарий таможенного контроля в отношении конкретных товарных партий. Указанные подходы используются в практической деятельности таможенных служб США и стран Европейского Союза.

ФТС России активно изучает опыт других стран в целях разумного и рационального его применения в ходе создания национальной системы управления рисками. В этой связи эксперты Европейской комиссии изучив в в ФТС России практику реализации проекта «Система управления рисками для совершенствования таможенных процедур в Российской Федерации» отметили, что ФТС проделала объемную и сложную работу по разработке методологической основы СУР. Были описаны основные бизнес-процессы и соответствующие технологии для таможенного контроля на основе СУР достаточно подробно, до деталей отдельных действий, которые должны осуществлять сотрудники таможни.

Впрочем, еще рано оценивать предварительный успех осуществленных на сегодня шагов по

внедрению системы. Отсутствие современных и прочно интегрированных систем обработки данных наряду с отсутствием столь же современных сетей передачи данных, доступных торговым операторам и персоналу ФТС, является очевидным препятствием на пути эффективного внедрения и применения определенных бизнес-процессов и прикладной централизованной технологии.

При всем этом использование в таможенных органах России системы управления рисками в 2006 году позволило достичь определенных результатов:

— среднее число таможенных досмотров при ввозе товаров сократилось с 80% в начале до 18% конце года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила более 8,5 миллиардов рублей;

— возбуждено 3600 дел об административных правонарушениях, штрафные санкции по которым составили около 150 миллионов рублей.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Приказ ГТК России от 26.09.2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации». ^

2. Приказ ГТК России от 28.11.2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действия должност- ^ ных лиц таможенных органов при осуществлении ТО и ТК товаров».

3. Приказ ГТК России от 26.03.2004 г. № 367 «Об утверждении Плана-графика первоочередных ® мероприятий по внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и ^ таможенного контроля в 2004 году». 2

4. Приказ ГТК России от 28.06.2004 г. № 750 ДСП «Об утверждении инструкции о действиях должно- ^ стных лиц таможенных органов при применении СУР». ^

5. Приказ ФТС России от 11.11.2004 г. № 261 «Об утверждении решению Коллегии ФТС России о о состоянии и мерах по дальнейшей разработке и внедрению СУР в процесс таможенного контроля». □

6. Приказ ФТС России от 03.12.2004 г. № 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов О контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и ^ таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками». о

7. Приказ ФТС России от 30.12.2004 г. № 464 «Об утверждении Положения об экспертной рабочей ¡5 группе по разработке и применению системы управления рисками в таможенной службе Рос- о

сийской Федерации».

8. Приказ ФТС России от 04.05.2005 г. № 409 «Об утверждении Инструкции о действиях должност- х ных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих о товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не ° в полном объёме». ф

ш

9. Приказ ФТС России от 10.05.2005 г. № 180 «Об утверждении Плана-графика первоочередных о

мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного о

^

о о

оформления и таможенного контроля в 2005 году».

10. Приказ ФТС России от 18.07.2005 г. № 652 «О проведении эксперимента в регионе деятельности Центрального таможенного управления».

11. Приказ ФТС России от 20.03.2006 г. № 216 «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного контроля в

о о

ш

О

I—

2006 году». о

12. Приказ ФТС России от 27.10.2006 г. № 1054 «Об утверждении временного регламента функци- ^ онирования отдела координации и применения системы управления рисками Северо-Западного

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таможенного управления при применении отдельных элементов системы управления рисками». ф

13. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ. >|

о ф

О

Важным элементом системы управления рисками является разработка мероприятий по их снижению. Выделяют следующие мероприятия по снижению рисков компании:

  • нормативный метод;
  • создание страховых (резервных) фондов;
  • страхование риска;
  • страхование процентного риска;
  • хеджирование;
  • диверсификация.

Нормативный метод — это установление определенных нормативов, лимитов, ограничений на проведение определенных действий, а именно: установление предельного объема выпуска продукции, предельного объема отгрузки продукции в кредит (с учетом финансового положения потребителей), лимитов на привлечение заемных средств, лимитов на объем инвестиций в определенную сферу деятельности (по конкретным структурным подразделениям, уровням ответственности и т. д.) и др.

Снижение рисков путем страхования

Создание страховых (резервных) фондов включает, в частности, формирование резервных фондов запасов сырья, материалов и готовой продукции, резервного остатка денежных средств на расчетном счете предприятия, резервного фонда для выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям и др. Однако нужно иметь в виду, что создание резервных фондов замедляет оборачиваемость капитала, а следовательно, ведет к снижению эффективности производства.

Основными формами страхования риска является страхование работников от несчастных случаев, имущественное страхование (грузов, транспорта, имущества и т.д.), страхование финансовых рисков, страхование ответственности. Конечно, неплохо бы застраховать все риски, но где найти предприятию свободные финансовые средства.

Для страховании процентного риска, который возникает при выпуске компанией купонных облигаций и связан с возможностью убытков от снижения процентных ставок, используется досрочное погашение облигаций, установление переменного (плавающего) купона и т. п.

Снижение рисков путем хеджирования и диверсификации

Хеджирование связано с возможным изменением цен на сырье, материалы готовую продукцию, колебаниями валютного курса и т. п. Процедуры хеджирования сводятся к заключению срочных контрактов на покупку (продажу) продукции или валютных ценностей по фиксированным иенам в будущем. Основными видами хеджирования являются форвардные контракты, предусматривающие взаимные обязательства сторон по купле-продаже продукции в будущем по ценам, указанным в контракте, а также форвардные контракты на валюту и валютные опционы.

Диверсификация — расширение технологически разнородных сфер деятельности предприятия. Она включает диверсификацию выпускаемой продукции, когда предприятие выпускает разнообразные виды продукции, отдельные из которых не связаны со специализацией производства и требуют часто разработки новой технологии; диверсификацию капитальных вложений по регионам и видам производства; диверсификацию финансовых активов — приобретение различных видов ценных бумаг.

Диверсификация — важный фактор снижения риска и вероятности банкротства предприятий, однако она требует гибкости производства и больших затрат.

На практике компании используют совокупность способов снижения рисков, а менеджеры на основе предыдущего опыта формулируют правила рискового менеджмента:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нужно думать о последствиях риска;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • решение об инвестициях принимается лишь при отсутствии сомнений;
  • при наличии сомнений такое решение не принимается;
  • не следует исходить из того, что всегда присутствует только одно решение. Возможно, есть и другие варианты решений.

Предпринимательство, как следует из его определения, невозможно без риска. Поэтому важно научиться управлять рисками, т. е. анализировать, планировать и оценивать их.

61559 0 Автор статьи: Основатель Projectimo.ru

В компании, которая начала заниматься управлением рисками, на определенном этапе возникает резонный вопрос: какие пути борьбы с угрозами нужно использовать? Это происходит после того, как определенная работа на предприятии уже выполнена. Основные риски выявлены и идентифицированы, оценены и проанализированы, определена вероятность и опасность неблагоприятных последствий. И вот наступает момент, когда инициативная группа менеджеров в рамках разработки плана соответствующих мероприятий должна выбрать методы снижения рисков. Рассмотрим возможные варианты действий.

Виды методов снижения рисков и правила их выбора

Руководство компании для реализации своей стратегии может выбирать методы снижения риска среди пяти типовых групп вариантов реагирования.

  1. Уклониться.
  2. Передать.
  3. Локализовать.
  4. Распределить.
  5. Компенсировать.

У каждого из обозначенных направлений действий есть свое назначение. В определенных случаях, например, когда риски возможных потерь представляются слишком большими, нужно уклониться от таких угроз, приняв отрицательное решение по хозяйственным событиям. В иной ситуации целесообразно не пытаться уменьшать риски, а проще их передать за плату другим организациям.

Есть группа рисков, которые с учетом их природы можно локализовать, лимитировать, особым образом ограничить область их распространения. Когда риск невозможно ни передать, ни локализовать, следует рассмотреть возможность его распределения среди объектов и предметов управленческого решения. Наконец, в результате управленческих мероприятий в финансовой, производственной и стратегических сферах находятся новые эффекты. В поисках возможного пути снижения вероятности последствий за счет компенсации угроз изыскиваются дополнительные меры по минимизации рисков.

Практика управления рисками сравнительно молода. Вместе с тем, методологически наработаны принципы и правила, руководствуясь которыми имеется возможность выбора соответствующих методов. Одной из таких методик является матричная модель приемлемых способов реагирования, исходя из вероятности риска и степени его существенности. Ниже вашему вниманию представлена форма такой вспомогательной матрицы.

Матрица приемлемых методов управления рисками

На предприятии по мере развития риск-менеджмента задействуются все основные способы минимизации риска. Менеджмент, опираясь на предыдущий опыт, формулирует правила работы с рисками и выбора методов реагирования на них. Число ошибок, имеющих место в самом начале внедрения новой системы, постепенно уменьшается. Рассмотрим основные правила выбора.

  1. Нужно соизмерять размер неблагоприятных последствий рисковых событий и сумму собственного капитала.
  2. Исходить при принятии решения из возможного состава его альтернатив, а не из единственного варианта.
  3. Решение об инвестиционных вложениях принимать исключительно при отсутствии сомнений.
  4. При обязательном рассмотрении последствий решения учитывать, что «большим во имя малого не рискуют».

Способы снижения риска перед принятием решения анализируются на предмет их эффективности на основе еще одного правила, использующего визуальную оценку рассматриваемых мероприятий, относящихся к разным методам. Строится точечная диаграмма, на которой размещают все планируемые действия в соизмерении с затратами на их выполнение и возникающих эффектов. Если мы получаем эффект, то он, как минимум, должен быть выше линии эффективности, показанной на диаграмме выбора методов, представленной далее.

Визуальная модель вспомогательной диаграммы выбора метода работы с рисками

Методы уклонения и передачи риска

Уклонение или избежание риска является самым радикальным среди способов нейтрализации риска. Уклониться от принятия решения в пользу события, несущего в себе риск, возможно только на стадии его подготовки и начала рассмотрения к принятию. Далее в ходе осуществления действий избежание становится чревато потерями финансового плана, правовыми последствиями, ущербом репутации лица, принимающего решения. Если опасность последствий риска неоправданно высока, стоит просто отклонить такую возможность, при этом тем или иным способом дать понять заинтересованной стороне, что положительное решение принято не будет.

Применять настоящий метод часто бессмысленно, потому что вместе с риском уходит и потенциальная прибыль. Руководитель должен осознавать, зачем он уклоняется, и как это повлияет на финансовые результаты деятельности. Меры по минимизации рисков путем уклонения включают в свой состав отказы от:

  • осуществления некоторых финансовых операций, например, в наличной форме;
  • чрезмерного закупа низколиквидных оборотных активов, например, дорогого уникального сырья, спрос на которое низок на рынке;
  • превышения предельного уровня заимствований, способных ухудшить финансовое положение компании;
  • взаимодействий с ненадежными контрагентами;
  • проектов, вероятность успеха которых низка.

Модель метода уклонения от риска

Выше представлена визуальная модель уклонения. Условиями ее реализации являются следующие тезисы.

  1. Отсутствие вероятности возникновения альтернативного и более опасного риска.
  2. Компенсировать риск за счет собственных средств дороже последствий избежания.
  3. Возможные потери от риска выше упущенной выгоды.
  4. Статистики успеха аналогичных решений нет, они относятся к нехарактерным действиям.

Зачем нужен метод передачи в деловой практике? Минимизация рисков методом передачи на предприятии выбирается, чтобы максимальную ответственность за них передать различным операторам рынка других услуг, которые за плату способны обеспечить условия лучшего контроля и реагирования на риски. К таким методом относится передача риска:

  • благодаря заключению договора страхования;
  • в результате заключения договора поручительства;
  • принятия ответственности за риски поставщиками товарно-материальных ценностей;
  • другим участникам проекта;
  • через биржевые сделки (фьючерсные, опционные контракты), договоры факторинга и т.п.

Визуальная модель передачи риска

Меры по минимизации рисков в форме перевода реализуемы, если имеют место следующие условия.

  1. Большая вероятность наступления рискового события.
  2. Стоимость страхования или иной формы перевода находится на приемлемом уровне.
  3. Возместить потери по риску из собственных средств полностью невозможно.

Методы локализации и распределения

На предприятии снижение риска в форме его локализации применяется в ситуациях, когда имеется реальная возможность найти и идентифицировать его источники. Если в деятельности, связанной с потенциальными угрозами, удается найти сектор, в котором опасность с позиции вероятности ущерба экономике компании максимальна, то фокусируются на нем. При этом используются особые пути поиска и способы контроля таких опасностей, за счет чего угрозы минимизируются.

Примером локализации могут послужить действия крупных компаний, реализующих сложные инновационные проекты. Воплощая НИОКР, эти фирмы создают специальные венчурные подразделения в форме дочерних обществ. Являясь самостоятельными и ответственными субъектами, «дочки» используют весь потенциал «материнского» общества. Таким образом, риск неудачи новых разработок локализуется, а в случае их успеха прибыль достигает максимальных значений благодаря всесторонней поддержке.

Следующим примером является разработка внутренних нормативов. Для этого требуются значительные усилия менеджмента. Нормативы помогают минимизировать риски за счет системы внутренних норм и ограничений. Они не позволяют проводить операции, выходящие за пределы нормативов. Благодаря локализации достигается сокращение частоты возникновения ущерба либо снижается его абсолютный размер. Условиями реализации метода локализации на предприятии выступают:

  • наличие возможности контролировать и реально управлять риском;
  • наличие факторов риска, легко вычленяемых и идентифицируемых в ходе анализа и оценки;
  • присутствие в корпоративном портфеле проектов, очень важных для бизнеса, но имеющих высокую вероятность неуспеха.

Визуальная модель локализации риска

Если от риска уклоняться невыгодно, а передать его дорого, когда из-за сложности факторов трудно локализовать угрозы, то следует произвести моделирование его распределения. Распределение рисков между разнообразными объектами и видами предпринимательской деятельности также носит название диверсификации. Диверсификация рисков на предприятии может быть реализована по следующим основным направлениям:

  • диверсификация вложений в основной капитал по региональным подразделениям и производственным направлениям;
  • расширение номенклатуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг, товарного ассортимента;
  • диверсификация портфельных инвестиций;
  • расширения работы по рынкам сбыта, состава потребительских целевых аудиторий;
  • распределение заемных средств между кредитными организациями;
  • диверсификация депозитного и валютного портфелей и т.д.

Визуальная модель распределения рисков

Диверсификация рисков дает возможность минимизировать производственно-операционные, инвестиционные и коммерческие риски. Для реализации данного метода необходимо четко вычленить и распределить факторы риска по их видам. На предприятии должна действовать система контроля и мониторинга показателей диверсификации.

Методы компенсации

Компенсация риска относится к самой трудоемкой группе работы с угрозами. В ходе реализации данных методов различные виды управленческих решений, которые подготавливают и обеспечивают компенсацию, упреждение возникновения рисковых событий. Среди компенсационных методов выделяются следующие.

  1. Работа по прогнозированию финансово-экономической обстановки.
  2. Реализация мероприятий по стратегическому планированию.
  3. Регулярный мониторинг рыночной обстановки вокруг деятельности компании.
  4. Резервирование средств в специально создаваемых фондах.
  5. Привлечение финансовых средств из внешних источников.

Разработка стратегического плана позволяет достичь ряда преимуществ, используемых в последующем для компенсации рисков:

  • минимизация риска случайных непроработанных решений;
  • формирование долгосрочной целевой иерархии, контрольных механизмов достижения целей;
  • формирование системы показателей результативности и эффективности, целевых значений, подлежащих достижению в установленные сроки;
  • обеспечение гибкой реакции на возможные изменения рыночной ситуации;
  • обеспечение системности и комплексности управления компанией, согласованной работы подразделений;
  • обеспечение долгосрочного и эффективного ресурсного обеспечения деятельности.

Для снижения негативных последствий рисковых событий хорошо подходит метод резервирования средств. Иногда его именуют самострахованием. Часто расчеты показывают, что выгоднее выполнить процедуру резервирования, чем страховать риски у внешних операторов. Резервные фонды создаются как в денежной форме, так и в натуральном виде. Например, в сельском хозяйстве распространены семенные, фуражные фонды и т.д. Фондирование производится под риски изменения цен, тарифов, выставления санкций и исков, других ситуаций, которые предвидеть заранее невозможно.

Среди целевых резервных фондов можно назвать достаточно распространенный фонд уценки товаров и продуктов в оптово-розничных торговых компаниях, фонд списания безнадежной дебиторской задолженности и т.п. Резервный фонд требуется создавать в некоторых случаях по требованию гражданского законодательства. Резервные фонды в последнее время также формируются и в бюджетной системе управления, особенно это касается гибких текущих бюджетов операционной сферы.

Визуальная модель компенсации рисков

В настоящей статье мы в целом рассмотрели основные средства разрешения риска. Представленные методы широко распространены в бизнесе. Их используют руководители, привыкшие добиваться успеха, действуя наверняка, которые не любят нести неоправданных потерь. Такие менеджеры, внедряя и реализуя систему риск-менеджмента, чувствуют инструментальную природу каждого метода. Применяемые качественные подходы к выбору средств сравнительно просты. И они весьма действенны, помогают не только снизить вероятность рисков в стратегической и операционной деятельности, но и достаточно эффективны в проектной практике.

Оставьте комментарий