До какого возраста в запасе

Кто такие военнообязанные

Военнообязанные — лица, которые числятся в запасе Вооруженных сил РФ, имеют военный билет и призываются для прохождения службы, и юноши допризывного и призывного возраста, состоящие на воинском учете. Возраст до скольких военнообязанный в запасе призывается в ряды Вооруженных сил определяет Федеральный Закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

К военнообязанным относятся все отслужившие срочную службу и выпускники военных кафедр вузов, получившие военно-учетную специальность и воинское звание. Список военно-учетных специальностей в РФ утверждается постановлениями правительства.

Сейчас предельный возраст военнообязанного в запасе в России составляет 65 лет, его продлевают до 70 лет только для высшего офицерского состава. В паспорте лиц, имеющих отношение к воинской обязанности, делают специальную отметку на 13 странице.

Обязанности

Пока резервист состоит на учете в военкомате, он соблюдает определенные правила, которые зафиксированы ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ. Следует помнить, что срок воинского учета для офицеров запаса (65 лет) более продолжителен, чем возраст рядового в запасе (55 лет). Военнообязанный должен:

  • беречь военный билет;
  • при увольнении со службы зарегистрироваться в военкомате по месту жительства в течение 2 недель;
  • при изменении места жительства на срок больше 3 месяцев сниматься и вставать на воинский учет;
  • своевременно являться в указанное в повестках место;
  • участвовать в военных сборах. Военные сборы военнослужащих в запасе поддерживают готовность к воинской службе и повышают квалификацию участников;
  • сообщать об изменении личных данных: образование, место жительства, семейное положение, состояние здоровья, место работы и должность, в течение 2 недель с момента изменения;
  • проходить по направлению военкомата медицинский осмотр для определения годности к службе в пределах установленного возраста запаса военнообязанных.

Неисполнение обязанностей по воинскому учету является административным правонарушением и наказывается штрафом в размере от 100 до 500 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ).

Возрастные границы

В зависимости от звания военнослужащего предельный срок нахождения в запасе варьируется от 45 до 65 лет.

В ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ приведена таблица предельных возрастов пребывания в запасе военнослужащих, с помощью которой определяется продолжительность нахождения граждан на воинском учете.

Возрастные границы военнообязанных различаются в зависимости от пола.

Для мужчин

Мужчина становится военнообязанным, как только ему исполняется 18 лет. Дальнейшее его отношение к военной службе зависит от состояния здоровья. Если юноша признается годным к службе, то он остается военнообязанным, пока позволяет здоровье или до достижения им предельных лет в соответствии с законами РФ.

По состоянию здоровья максимальный возраст мужчины в запасе уменьшается. Если проведенная медицинская проверка показывает непригодность к дальнейшей службе, мужчину отправляют в отставку.

Для женщин

Женщины признаются военнообязанными только после получения военно-учетной специальности. Они несут военные обязательства до 45 лет, кроме тех, кто имеет офицерское звание. Для женщин возраст снятия с воинского учета офицеров запаса заканчивается по достижению 50 лет.

Категории запаса

Различают следующие категории резервистов:

  1. Военные, уволенные с зачислением в запас. При этом возраст военных в запасе зависит от причины освобождения от военной службы. Например, действующих офицеров увольняют в запас по состоянию здоровья, не позволяющее нести действующую военную службу даже в 30 лет, но они продолжают оставаться военнообязанными.
  2. Мужчины, обучавшиеся в вузах на военных кафедрах по программе подготовки офицеров.
  3. Те, кто не прошел военную службу в связи:
  • с освобождением от призыва;
  • с предоставленными отсрочками по достижении 27 лет;
  • с другими причинами, по которым они не призывались.
  1. Мужчины, прошедшие альтернативную службу.
  2. Женщины, получившие военно-учетную специальность. Например: работники связи, картографии, полиграфии, радиомеханики, медработники и т. д.

Все категории резервистов, несмотря на возраст уволенных в запас, остаются военнообязанными, только если им позволяет состояние здоровья. Прохождение медицинского освидетельствования является обязанностью резервистов (ст. 52 Федерального закона о воинский службе).

В каком возрасте и как происходит снятие с учета

В зависимости от причины снятия с регистрации различается возраст и порядок снятия. Причины снятия с учета определены ст. 23, 51 Федерального закона о воинской службе. Независимо от количества лет отправляют в отставку по следующим причинам:

Причина снятия с учета

Основание

Состояние здоровья

Результат медицинского освидетельствования

Зачисление на военную службу или службу в ОВД, УФСИН, органы налоговой полиции и т. д.

Приказ о зачислении

Смена места жительства на срок более 3 месяцев

Заявление гражданина, сообщение от ОВД, постановка на учет по другому месту пребывания и иные подтверждающие документы

Смерть резервиста

Сообщение от органов ЗАГСа

Пропавшие без вести

Копии решения судов

Осужденные в местах лишения свободы

Сообщения судов

Отправка в отставку резервистов, достигших предельных лет, производится автоматически военным комиссариатом.

Увольнение с военной службы военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, осуществляется Президентом Республики Беларусь, других военнослужащих – в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Увольнение с военной службы проводится:

в запас, если увольняемые военнослужащие не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями годными к военной службе или годными к военной службе с ограничениями в мирное и военное время;

в отставку, если увольняемые военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе или по состоянию здоровья признаны военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

по возрасту – по достижении предельного возраста состояния на военной службе, в том числе по истечении срока контракта о прохождении военной службы, заключенного в связи с продлением срока военной службы, либо по личной просьбе в течение срока, на который продлена военная служба;

по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта о прохождении военной службы;

по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время);

в связи с лишением воинского звания;

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде ограничения или лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни;

в связи с отчислением из военного учебного заведения, магистратуры, адъюнктуры, докторантуры, клинической ординатуры – при несоответствии требованиям для заключения контракта о прохождении военной службы, отсутствии других оснований для увольнения с военной службы или перевода в другое военное учебное заведение;

при установлении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 31 настоящего Закона. При этом военнослужащий направляется в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников. В случае его повторного призыва на срочную военную службу ему засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с организационно-штатными мероприятиями;

с систематическим (более двух раз в течение года) невыполнением военнослужащим условий контракта;

с отказом военнослужащему в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;

со вступлением в законную силу приговора суда об осуждении военнослужащего, с освобождением военнослужащего, совершившего преступление, от уголовной ответственности или прекращением в отношении его производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям;

с совершением проступка, предусмотренного контрактом о прохождении военной службы, являющегося основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение с военной службы до окончания срока контракта о прохождении военной службы в связи:

с болезнью в случае признания военнослужащего годным к службе вне строя в мирное время;

с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

со снижением штатно-должностной категории, соответствующей занимаемой военнослужащим воинской должности, либо уменьшением должностного оклада по занимаемой им воинской должности;

с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего на новое место военной службы, благоприятное для проживания члена его семьи;

с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой (мужем), родными братом или сестрой, дедом, бабкой или усыновителями, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии в постороннем постоянном уходе, при отсутствии других лиц, обязанных в соответствии с законодательством Республики Беларусь содержать указанных граждан;

с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим 18-летнего возраста, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца), – в связи с ее (его) смертью, лишением родительских прав, а также в случаях, когда мать (отец) не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей осуществлению ухода за ребенком, в соответствии с заключением врачебно-консультационной (медико-реабилитационной экспертной) комиссии;

с осуществлением военнослужащим полномочий депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

с осуществлением военнослужащим на профессиональной основе полномочий члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местного Совета депутатов.

На гражданина, уволенного с военной службы по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым, шестым, восьмым–десятым части пятой настоящей статьи, распространяются права, гарантии и льготы, установленные законодательством Республики Беларусь для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащий, проходящий срочную военную службу, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, четвертым–десятым части шестой статьи 32 настоящего Закона. Граждане призывного возраста, уволенные с военной службы, при возникновении в период прохождения срочной военной службы обстоятельств, предусмотренных частью шестой статьи 32 настоящего Закона, направляются в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников, а граждане, прослужившие на военной службе шесть месяцев и более, – на воинский учет военнообязанных. В случае повторного призыва на срочную военную службу граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете призывников, им засчитывается ранее пройденный срок срочной военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу офицеров по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него обстоятельств, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 31 или абзацами вторым, пятым, шестым и седьмым части шестой, частью девятой статьи 32 настоящего Закона.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии воинской части может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, препятствующих исполнению обязанностей военной службы.

Военнослужащий не может быть уволен с военной службы, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, за исключением случаев, когда военнослужащий увольняется по основаниям, предусмотренным абзацами вторым–четвертым и седьмым части третьей, абзацами третьим и шестым части четвертой, абзацем вторым части пятой настоящей статьи, по согласованию с соответствующим органом предварительного следствия или судом.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста состояния на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия по истечении срока контракта о прохождении военной службы в течение пяти лет, предшествующих дню приобретения им права на пенсию за выслугу лет.

Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации, проводится на основании указа Президента Республики Беларусь о демобилизации.

Эта консультация направлена в помощь работникам кадровых и экономических служб учреждений для обеспечения корректного ведения учета лиц, которые проходили или будут проходить службу в воинских формированиях. Акцентировано внимание на новациях, недавно внедренных согласно правительственным решениям.

В прошлом году мы уже уделяли внимание вопросу ведения воинского учета, детально объясняя, как именно он ведется, кого касается и кто за него отвечает (см. «Защита государства – обязанность граждан», «Обеспечение функционирования системы военного учета граждан», «Ведение военного учета: на кого возлагается и как оплачивается», «Контроль ведения военного учета», «Ответственность за нарушение правил военного учета»).

Постановлением КМУ от 06.02.19 г. № 74 (далее – Постановление № 74), которое вступило в силу с 14.02.19 г., внесены существенные изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921 (далее – Порядок № 921). Рассмотрим их детально.

Какие категории лиц подлежат воинскому учету учреждениями?

Согласно Закону от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 2232) объектами воинского учета являются призывники (лица, приписанные к призывным участкам) и военнообязанные (лица, которые находятся в запасе для комплектования ВСУ и других воинских формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства).

Порядок № 921 конкретизирует эту норму. В частности, в перечень упомянутых лиц относятся призывники в возрасте от 17 до 27 лет (ранее – от 18 до 27 лет), которые:

  • не приписаны к призывным участкам и не находятся в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки;
  • приписаны к призывным участкам;
  • прибыли из других местностей (администра­тивно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам.

Что касается военнообязанных, то на воинский учет должны браться лица, которые:

  • пригодны по состоянию здоровья к прохождению военной службы в мирное или военное время, не достигшие предельного возраста пребывания в запасе ВСУ;
  • уволенные с военной службы в запас ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки, а также те, кто исключен с воинского учета в этих структурах;
  • прекратили альтернативную (нaевоенную) службу в случае окончания срока ее прохождения или досрочно согласно Закону от 12.12.91 г. № 1975-ХІІ «Об альтернативной (невоенной) службе»;
  • уволены со службы из Нацполиции, МВД, из Опе­ративно-спасательной службы гражданской защиты, Государственной уголовно-испол­нительной службы, Гостаможслужбы, ГФС;
  • получили гражданство Украины и подлежат постановке на воинский учет;
  • прибыли из других местностей (администра­тивно-территориальных единиц) или из-за границы на новое место жительства;
  • призывники, освобожденные от призыва на срочную военную службу согласно ст. 18 Закона № 2232 (признаны непригодными по состоянию здоровья, прошли военную службу в других государствах, осуждены за совершение преступления на лишение свободы и т. п.);
  • достигли предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников;
  • женщины со специальностью, родственной с соответствующими военно-учетными специальностями, при условии их пригодности к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению;
  • прибыли с временно оккупированной территории Украины после постановки на воинский учет в районном (городском) военкомате по месту постановки их на учет как внутренне перемещенных лиц.

Представляется важной измененная норма Порядка № 921, согласно которой обо всех случаях назначения, перемещения и увольнения руководящего состава учреждения, организации и лиц, ответственных за ведение воинского учета, в 7-дневный срок необходимо уведомлять военкомат.

Будут ли осуществлять, как ранее, воинский учет местные органы власти?

Прежде всего отметим, что отныне круг структур, на которые возлагается функция относительно ведения воинского учета, стал шире. Порядок № 921 сейчас предусматривает, что учет будут вести не только исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, а еще и исполнительные аппараты районных, областных советов. Поэтому советуем органам местного самоуправления (далее – ОМС) безотлагательно пересмотреть функциональные обязанности своих работников, по необходимости перераспределить выполняемые ими задачи или даже ввести в штат должности работников, которые будут осуществлять воинский учет.

Что касается местных госадминистраций, то они и в дальнейшем будут выполнять определенные законодательством и Порядком № 921 функции и задачи относительно ведения учета призывников и военнообязанных, в частности:

  • осуществление воинского учета и подготовки граждан к военной службе, включая допризывную подготовку молодежи, подготовку призывников по военно-техническим специальностям, обеспечение их призыва и срочную военную службу, учебные (проверочные) и специальные сборы и во время мобилизации, а также бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время с представлением отчетности по вопросам бронирования;
  • выполнение мер по мобилизационной подготовке и проведению мобилизации, включая контроль состояния мобилизационной готовности учреждений, которые принадлежат территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах.

Выполнение таких задач этими органами, а также учреждениями и организациями предусмотрено Законом от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне Украины» (далее – Закон № 1932).

Как будет определяться количество работников, которые ведут воинский учет?

Для учреждений и организаций несколько изменены критерии определения количества работников, к функциям которых относится ведение воинского учета, а именно:

Наличие призывников и военнообязанных, которые находятся на воинском учете (лиц)

Количество лиц, ответственных за ведение воинского учета, штатных единиц

1

2

От 1 до 500

Отдельная штатная единица не вводится (на практике обязанности выполняют работники кадровых служб)

От 501 до 2000

1

От 2 000 до 4 000

2

От 4 000 до 7 000

3

Каждые следующие
от 1 до 3 000

По 1 дополнительно

Подчеркиваем: речь идет не только об учете лиц, которые работают, а и о тех, кто учится.

В госучреждениях количество военных учетчиков определяется по ранее установленным критериям и показателям.

Согласно п. 12 Порядка № 921 определять общее количество лиц, ответственных за ведение учета военных, нужно исходя из количества призывников и военнообязанных, которые находятся на учете по состоянию на 1 января текущего года.

Обращаем внимание: сейчас создается Единый государственный реестр военнообязанных (далее – ЕГРВ), назначением которого являются сбор, хранение, обработка и использование данных о военнообязанных (призывниках). Согласно п. 561 Порядка № 921 областные военкоматы должны обеспечить взаимодействие относительно ведения ЕГРВ. Поэтому работнику, который ведет воинский учет в учреждении, можно обратиться в эту военную структуру для определения алгоритма работы по ЕГРВ.

Работникам, которые согласно приказу руководителя учреждения назначены ответственными за осуществление воинского учета, кроме выполнения уже определенных для них задач и обязанностей придется также работать с ЕГРВ. Это является еще одной из причин для изменения критериев определения количества должностей этих работников.

Есть ли особенности осуществления воинского учета в ОМС?

К полномочиям этих органов относится осуществление воинского учета не только работников соответствующего совета или его исполнительного органа, но и лиц, проживающих на территории этих ОМС.

Как предусмотрено п. 23 Порядка № 921, если в сельской местности нет районных (городских) военкоматов, персонально-первичный учет призывников и военнообязанных по месту их проживания может осуществляться исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов.

Например, если в ОМС работают 26 человек, которые подлежат воинскому учету, а на территории этого органа проживает 480 призывников и военных, которых нужно учитывать, то в штат ОМС надо ввести должность работника, ответственного за ведение воинского учета.

Изменились ли условия ведения воинского учета относительно некоторых категорий лиц?

Во-первых, отныне воинскому учету не подлежат лица, заключившие трудовой договор (контракт, соглашение) сроком менее трех месяцев. То есть работодателю не нужно фиксировать в документах, утвержденных нормативно-правовыми актами относительно учета призывников и военнообязанных, информацию об осуществлении персонального учета указанных лиц.

Во-вторых, измененный Порядок № 921 сейчас предусматривает ведение учета военнообязанных, которые находятся в запасе СБУ и Службы внешней разведки, согласно порядку, установленному этими структурами. То есть к таким лицам нормы Порядка № 921 не применяются.

В-третьих, после внесения изменений в п. 18 Порядка № 921 госорганы, учреждения, организации должны учитывать еще одну категорию лиц, а именно прибывших с временно оккупированной территории Украины, после постановки на воинский учет в районном (городском) военкомате по месту постановки их на учет как внутренне перемещенных лиц.

Как узнают в военкомате о факте оповещения лиц относительно их вызова в комиссариат?

Отныне, получив распоряжение соответствующего военкомата относительно оповещения призывников и военнообязанных об их вызове в военкомат, обязанностью работодателя, а следовательно, лиц, ответственных за ведение воинского учета, является направление в трехдневный срок копии приказа учреждения относительно такого оповещения.

Приказ работодателя о таком оповещении доводится до сведения лиц, которых он касается, для обеспечения их прибытия по вызову военкомата в определенные им сроки. Целью вызова является оформление военно-учетных документов, прохождение медосмотра, приписка к призывному участку или на сборы военнообязанных.

Напомним: обязанностью работодателя является обеспечение контроля по результатам оповещения и прибытию лиц в комиссариат, а также письменное уведомление этих военных структур о лицах, не выполнивших приказ руководителя учреждения и не прибывших по вызову в районный (городской) военкомат.

Форма оповещения содержится в приложении 23 к Порядку № 921.

Изменились ли процедуры сверки данных учета?

Да, поскольку отныне исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета должны утверждать графики сверки учетных данных карточек первичного учета лиц, которые находятся на учете, с их учетными данными согласно личным карточкам призывников и военнообязанных, другими документами по вопросам регистрации местожительства (п. 31 Порядка № 921).

Как сейчас оформляется исключение с воинского учета лиц по возрасту?

Ранее Порядком № 921 предполагалась сверка с соответствующим военкоматом (районным или городским), а потом в личной карточке военнообязанного, который достиг предельного возраста пребывания в запасе, делали отметку следующего содержания: «Исключен с воинского учета по возрасту».

Со вступлением в силу изменений в Порядок № 921 действия должны быть иными. Так, военнообязанный в течение 7 дней со дня достижения такого возраста направляется в рай(гор)комат или же в учетный орган СБУ, подразделение внешней разведки с целью исключения с воинского учета. Направляет его туда лицо, ответственное за ведение воинского учета в учреждении.

После отметки комиссариата (или учетного органа) в военно-учетном документе об исключении лица с воинского учета в его личной карточке делается вышеупомянутая отметка.

Если речь идет о лицах, достигших предельного возраста пребывания в запасе и временно не работающих, то они должны лично прибыть в соответствующий военкомат (учетный орган) для снятия с воинского учета.

Предусмотрены ли какие-то новации относительно работников, которые отвечают за ведение воинского учета?

Новостью является то, что отныне госорганы, ОМС и учреждения будут содержать лиц по ведению учета военных, а также должны обеспечивать повышение их квалификации за счет государственного или местных бюджетов.

Как и ранее, при наличии на учете меньше чем 500 призывников и военнообязанных, ведение воинского учета будет входить в должностные обязанности лиц службы персонала, и за это осуществляется доплата в размере до 50 % должностного оклада работника. Норма относительно установления доплаты не касается госслужащих, то есть ведение ими учета может осуществляться вместе с исполнением функциональных обязанностей в службе персонала без предусмотренной п. 11 Порядка № 921 доплаты.

Заметим, что указанная доплата может устанавливаться не только при вышеупомянутых условиях, а и в случае, если дополнительные обязанности по ведению воинского учета не предусмотрены должностной инструкцией работника, на которого по приказу руководителя возложена работа по ведению этого учета. Работнику, который во время оформления на работу уже был уведомлен, что основными его функциями и задачами является ведение воинского учета, эта доплата не осуществляется.

Есть еще одна новация. Постановлением № 74 внесены изменения в Порядок проведения специальной проверки относительно лиц, претендующих на занятие должностей, которые предусматривают занятие ответственного или особо ответственного положения, и должностей с повышенным коррупционным риском, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.15 г. № 171. Так, претендент на должность, кроме определенных прежде документов и справок для проведения спецпроверки отныне должен подавать копию военно-учетного документа, а именно:

  • призывник – удостоверение о приписке к призывному участку;
  • военнообязанный – военного билета или временного удостоверения военнообязанного;
  • военнослужащий – удостоверение личности военнослужащего.

Выводы

Работодателям следует учесть изменения, внесенные в нормативно-правовые акты по вопросам воинского учета. Ведь за нарушение порядка ведения такого учета руководители учреждений, а также лица, ответственные за его ведение, несут предусмотренную КУоАП и Законом № 2232 административную ответственность в виде штрафов.

Источник: «Баланс-Бюджет» № 11, который вышел из печати 18.03.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Оставьте комментарий