Договор пользования ЖД путями необщего пользования

Специальная литература

1. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. -Л.,1974 г.;

2. Булатов Р. М. Криминологическая характеристика и профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств: учебное пособие / Р. М. Булатов, А. В. Шеслер. — Казань: РИЦ «Школа», 1999г.;

3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М.,1990 г.;

4. Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. — М., 1997 г.;

5. Драган, Калачев. Наркомания и наркобизнес: выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. -М., 1998 г.;

6. Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические проблемы. — Фрунзе, 1989 г.;

7. Мирошниченко Н.А., Музыка А.А. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. — Одесса ,1988 г.;

8. Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек, 1996 г.;

9. Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с наркотизмом.

ДОГОВОРЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОГОВОРЫ НА ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ

ГРЕЧУХА В.Н.,

дюн, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской федерации

В главе 4 Устава железнодорожного транспорта РФ , посвященной железнодорожным путям необщего пользования, регулируются договоры, связанные с использованием данных путей. В соответствии со ст.55 отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. А ст. 56 закрепляет положение, согласно которому подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцам инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемых перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Вопрос о правовой природе указанных договоров является спорным и имеет давнюю историю. В свое время М.К.Александров-Дольник и М.К.Лучинский приравнивали их к навигационным договорам и договорам на централизованные автомобильные перевозки. Другие цивилисты относили их к особым видам хозяйственного договора об условиях рационального использования

вагонов при погрузочно-разгрузочных операциях на подъездных путях предприятий .

На современном этапе развития гражданско-правовой науки спорный вопрос о характере договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов представлен двумя основными точками зрения. По мнению В.В.Витрянсого и С.Ю.Морозова указанные договоры относятся к числу организационных .Ему противопоставляется утверждение о том, что их нельзя причислить к организационным договорам. Это самостоятельные транспортные договоры, предназначенные для обеспечения выполнения договоров перевозок грузов . Как указывает В.А.Егиазаров данные договоры являются самостоятельными видами договоров, заключаемых на железнодорожном транспорте . Близка к этому мнению и позиция О.Н.Садикова, согласно которой это иные виды договоров на транспорте, тесно связанные с процессом транспортировки грузов, но не относящиеся к договорам перевозки .

Исходя из принятого в цивилистике деления гражданско-правовых договоров на имущественные и организационные , рассматриваемые нами договоры относятся к имущественным, так как в отличие от организационных они порожда-

ют обязательства имущественно-стоимостного характера. В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ эти договоры устанавливают плату за использование железнодорожного транспорта необщего пользования (ст.63) и за пользование вагонами (ст. 56, 60). Таким образом, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов являются договорами, используемые только при использовании железнодорожного транспорта, которые обеспечивают выполнение договоров перевозок грузов .

Закон не проводит четкой границы между содержанием указанных договоров . Это проявляется в следующем. Во-первых, ст.55 УЖТ, указывающая на договор по поводу эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, содержит оговорку о том, что при отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляется локомотивом, принадлежащим перевозчику. Понятно, что маневровая работа -это часть содержания договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Что же касается подачи и уборки вагонов, то эти виды деятельности регулируются договором на подачу и уборку вагонов, закрепленного в ст. 56 УЖТ. Но эта статья, в свою очередь, включает, как уже отмечалось, в договор не только подачу и уборку вагонов, но и маневровую работу, что присуще договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Приведенные положения находят конкретизацию в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования — утв. приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 28 (в ред. приказов Минтранса РФ от 15.02.2008 № 28, от 04.05.2009 № 72). Они закреплены в п.п. 1.2., 1.3., 2.1., а также в прилагаемых к Правилам эксплуатации образцах договоров.

Во-вторых, на отсутствие разграничения между данными договорами указывает закрепление в ст. 58 УЖТ общих требований, которые должны учитываться в каждом из них. К таким требованиям относятся технология функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользовании, и технология функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях также единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, в этой же статье закрепляется положение, согласно которому в обоих договорах устанавливается одинаковый перечень технологических параметров, касающихся порядка и времени подачи и уборки вагонов, времени выполнения указанных операций, норм выполнения погрузочно-разгрузочных работ, сроков оборота вагонов и некоторых других. Порядок разработки и опреде-

ления технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и их выгрузки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Указанная статья закрепляет также положения, относящиеся к обоим договорам, о правовых последствиях выполнения грузоотправителями, грузополучателями или обслуживающим грузоотправителей, грузополучателей владельцем железнодорожного пути необщего пользования своими средствами технологических операций, осуществление которых является обязанностью перевозчика. Отмечается, что продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

В-третьих, УЖТ допускает регулирование одних и тех же действий в указанной сфере либо договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования либо договорами на подачу и уборку вагонов. Например, в соответствии со ст. 62 порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращение обратно, а также место такой передачи устанавливаются договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

Устав железнодорожного транспорта РФ (ст. 58), а также Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования содержат положение, согласно которому договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов устанавливаются следующие параметры:

— порядок подачи и уборки вагонов;

— технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования;

— технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест;

— технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;

— максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим каждое из приведенных положений.

Порядок подачи и уборки вагонов. Он зависит от того, чьим локомотивом обслуживается железнодорожный путь необщего пользования. Так, при его обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются на выставочные железнодорожные пути локомотивом, принадлежащим перевозчику. Дальнейшее их продвижение, расстановка по местам погрузки, выгрузки, а также возврат на выставочные железнодорожные пути осуществляются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

В случае же, когда обслуживание железнодорожного пути необщего пользования осуществляется локомотивом перевозчиком, вагоны подаются и убираются перевозчиком на железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.

Важное значение для сторон имеет вопрос о количестве одновременно подаваемых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Такое количество определяется по полезной длине путей, на которых расположены места погрузки, выгрузки грузов. Что касается вопроса о количестве подаваемых вагонов для одновременного начала проведения грузовых операций на местах погрузки, выгрузки без перестановки их локомотивом перевозчика, то их количество определяется по полезной длине складского, погрузочно-разгрузочного железнодорожного пути.

В тех случаях, когда вместимость железнодорожных путей необщего пользования позволяет производить подачу вагонов локомотивом перевозчика в количестве, превышающем вместимость мест погрузки и выгрузки грузов, в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договоре на подачу и уборку вагонов устанавливается размер одновременно подаваемой партии вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.

Возможна ситуация, когда размер одновременной подачи партии вагонов к месту погрузки, выгрузки превышает вместимость мест погрузки и выгрузки и вагоны могут быть погружены или выгружены без перестановки локомотивом перевозчика. В этом случае передается уведомление о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов к месту погрузки и выгрузки. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.

Подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.

О времени подачи вагонов перевозчик направляет уведомление не позднее чем за два часа до подачи. Порядок передачи уведомления о времени подачи вагонов устанавливается сторонами договоров. Наряду с другими действиями, этот порядок включает действия перевозчика по фиксации факта уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

Уведомление о времени подачи порожних вагонов под погрузку не требуется при выполнении сдвоенной операции, когда погрузка производится в вагоны, освобождающиеся из-под выгрузки на этом железнодорожном пути необщего пользования.

Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не при-

надлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком с одной стороны и владельцем или пользователем такого железнодорожного пути необщего пользования с другой (п. 2.15. Правил эксплуатации). В указанном договоре закрепляется порядок подачи и уборки вагонов, плата за пользование вагонами и взаимная ответственность сторон.

Правилами эксплуатации урегулирован вопрос о сдаче и приеме вагонов. Согласно п. 3.2. сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении, в том числе с грузами при обслуживании локомотивом перевозчика, производятся на местах погрузки, выгрузки. Если же обслуживание осуществляется локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, сдача и прием вагонов осуществляются на выставочных железнодорожных путях. При обслуживании грузоотправителей, грузополучателей (контрагентов) локомотивами, принадлежащими владельцам или пользователям железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов осуществляются между перевозчиками и владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования. Причем, последние вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 2.14.). Оформляется передача полномочий владельцам или пользователям железнодорожного пути необщего пользования доверенностью, которая выдается грузоотправителем, грузополучателем (контрагентом).

Сама процедура передачи и приема вагонов устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования осуществляется после уведомления о времени завершения грузовой операции. Данная информация передается владельцем, пользователем или контрагентом. Порядок передачи такого уведомления устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов. Уведомление регистрируется перевозчиком в книге уведомлений о времени завершения грузовых операций

Технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Эти сроки определяются договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов на основании нормативов о порядке разработки и определении сроков оборота вагонов, контейнеров. Как уже отмечалось, указанные нормативы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузи, выгрузки грузов и уборки вагонов с этих мест. Время, в течение которого осуществляются указанные операции, определяется сторонами договоров. Что касается сроков на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования, то, как указано в п. 3.7. Правил эксплуатации, они устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Эти сроки исчисляются с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не позднее чем через 2 часа после приема уведомления владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.

Технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Как указано в п. 6.2. Правил эксплуатации, технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов на местах необщего пользования включают время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.

Порядок разработки и определения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что роль технологических норм в сфере организации и осуществления эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования весьма заметна. Установленные технологические нормы используются, во-первых, при разработке технологического процесса работы грузовой станции, во-вторых, при разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, в-третьих, при расчете срока оборота вагонов и, в-четвертых, при определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия размеров погрузки возможностям грузополучателей по выгрузке этого груза.

Правилами эксплуатации закреплено положение, согласно которому порядок разработки и определения технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. 6.1.). А в пункте 6.4. этих Правил указывается, что технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов устанавливаются Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти

в области железнодорожного транспорта. Данный нормативный документ служит основой для расчета и закрепления таких норм в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и в договоре на подачу и уборку вагонов.

Максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов. Этим положением Правила эксплуатации дополнили ст. 58 УЖТ, в которой содержатся рассмотренные четыре позиции содержания договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов. Дополнительная пятая позиция включена в общий перечень с оговоркой, согласно которой договорами должна устанавливаться максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов. И хотя Правила эксплуатации выделяют указанное положение, подлежащее закреплению в договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов, однако не раскрывают его. В них отсутствуют сведения о порядке определения максимальной перерабатывающей способности погрузки и выгрузки грузов. Нет в Правилах эксплуатации и примерного перечня основных родов грузов, по которым должна быть установлена максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки. Вполне очевидно, что указанные пробелы в Правилах эксплуатации должны быть устранены.

Таковы основные характеристики положений, которые должны содержать договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.

Литература:

1. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ.

2. Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф.М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. М., 1971. С. 104.

3. Комментарий к Уставу железных дорог СССР/ Под ред. Г.Б. Астановского. М. 1986. С. 73.

5. Морозов С.Ю. Транспортное право. М., 2010. С. 182.

6. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М. 2004. С.158-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гражданское право России. Обязательственное право/ Отв. ред. О.Н.Садиков. М. 2004. С. 476.

9. Гречуха В.Н. Транспортное право России : учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2015. С.81-82.

10. Гречуха В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта. М., 2016. С. 72-73.

Оставьте комментарий