Договор публичный

Ответ лица, по­лучившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор, имеет решающее значение в оформлении договорных отношений.

Акцепт, т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о при­нятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК).

Акцепт может быть выражен в форме

  • письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи);
  • фактических действий покупателя по оплате товара (при публичной оферте);
  • совер­шения действий по выполнению условий договора, указанных в офер­те (конклюдентные действия);
  • другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получе­ние квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совер­шение действий по выполнению условий договора, указанных в офер­те (конклюдентные действия). Для этого требуется, чтобы такие дейст­вия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по вы­полнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, вы­полнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулиро­вано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендо­дателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на не­определенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свиде­тельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним от­казом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одно­временно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Большое значение в практике заключения договоров имеет срок для акцепта, поскольку именно своевременный акцепт может при­знаваться свидетельством заключения договора. Правила о сроке для акцепта сформулированы в ГК применительно к двум различным си­туациям:

  • когда срок для акцепта указан в самой оферте;
  • когда офер­та не содержит срока для ее акцепта.

Если срок для акцепта определен в оферте, обязательным услови­ем, при котором договор будет считаться заключенным, является по­лучение лицом, направившим оферту, извещения о ее акцепте в срок, установленный офертой (ст. 440 ГК). Необходимо обратить внимание на то, что правовое значение придается дате получения этого извеще­ния адресатом. Поэтому лицо, получившее оферту и желающее заклю­чить договор, должно позаботиться о том, чтобы извещение об акцеп­те было направлено заблаговременно с таким расчетом, чтобы оно по­ступило адресату в пределах срока, указанного в оферте.

Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта, производится с учетом того, что срок для него помимо самой оферты может быть установлен в законе или ином правовом акте. В этом случае договор будет считаться заключенным при усло­вии, что ответ получен лицом, направившим оферту, в пределах ука­занного срока (ст. 441 ГК). Если же срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иным правовым актом, то обязатель­ным условием, при котором договор будет считаться заключенным, является получение извещения об акцепте оферты в течение нормаль­но необходимого для этого времени, определяемого конкретными об­стоятельствами дела. Немедленное заявление об акцепте как условие, обязательное для признания договора заключенным, требуется лишь в ситуации, когда оферта, не содержащая срок для ее акцепта, сдела­на в устной форме. Речь идет только о тех договорах, в отношении ко­торых допускается устная форма (ст. 159 ГК).

Акцепт, полученный с опозданием, по общему правилу не влечет за со­бой заключения договора. Но данное положение могло бы привести к не­гативным последствиям в отношении лица, получившего оферту и свое­временно направившего извещение о ее акцепте, которое, однако, по вине органов связи доставлено адресату несвоевременно. Поэтому в соот­ветствии со ст. 442 ГК своевременно направленное извещение об акцеп­те, которое получено адресатом с опозданием, в порядке исключения не считается опоздавшим, а следовательно, не является препятствием для признания договора заключенным, кроме случаев, когда сторона, полу­чившая извещение об акцепте оферты с опозданием, немедленно уведомит об этом сторону, направившую указанное извещение об акцепте.

Извещение об акцепте, полученное с опозданием, может быть призна­но надлежащим акцептом, свидетельствующим о заключении договора, даже в тех случаях, когда не будет представлено доказательств, подтвер­ждающих своевременность его направления. Однако для этого требует­ся, чтобы лицо, получившее извещение об акцепте его оферты с опозда­нием, немедленно сообщило другой стороне о принятии ее акцепта. При отсутствии такого сообщения опоздавший акцепт не порождает право­вых последствий, а договор не может быть признан заключенным.

Для того чтобы договор был признан заключенным, необходим пол­ный и безоговорочный акцепт, т.е. согласие лица, получившего оферту, на заключение договора на предложенных в оферте условиях. Акцепт на иных условиях, т.е. ответ о согласии заключить договор, но на условиях (всех или части), отличающихся от тех, которые содержались в оферте, не может быть признан надлежащим акцептом, получение которого офе­рентом свидетельствует о заключении договора (ст. 443 ГК). Для пред­принимательских отношений наиболее типична ситуация, когда сторона, получившая проект договора (оферту), составляет протокол разногласий по одному или нескольким условиям договора и возвращает подписан­ный экземпляр договора вместе с протоколом разногласий. В этом случае договор не считается заключенным до урегулирования сторонами раз­ногласий. В то же время ответ о согласии заключить договор на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты. Это означает, что лицо, направившее такой ответ, признается им связанным на весь пе­риод, пока в соответствии с законом или иными правовыми актами должна осуществляться процедура урегулирования разногласий.

Подробнее о протоколе разногласий и его оформлении можно почитать по ссылке http://www.delo-press.ru/articles.php?n=4953

Не на всех бумагах допустимо ставить клише вместо подписи, поэтому в некоторых случаях использование факсимиле не облегчает работу, а приводит к негативным последствиям. Давайте попробуем разобраться, какие документы допускается подписывать факсимильной подписью, а когда этого делать не стоит.

Статья опубликована в журнале «Бухгалтерские вести» №32 за август 2012 года

Редко в какой организации не используют факсимиле. С одной стороны, это облегчает и ускоряет работу – руководитель может быстрее справиться с горой накопившихся бумаг или вообще освободить себя от утомительного занятия ставить резолюции, вручив факсимиле своему заместителю. С другой стороны, не на всех бумагах допустимо ставить клише вместо подписи и поэтому в некоторых случаях использование факсимиле не облегчает работу, а приводит к негативным последствиям. Давайте попробуем разобраться, какие документы допускается подписывать факсимильной подписью, а когда этого делать не стоит, и что по этому поводу думают в Министерстве финансов и арбитражных судах.

Упоминание о факсимиле можно найти в п. 2 ст. 160 Гражданского Кодекса РФ, где сказано, что использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования при совершении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. То есть использование факсимильного воспроизведения личной подписи допускается при наличии между контрагентами соответствующей договоренности — письменного соглашения.

Представительство в арбитражном суде

Взыскание задолженности, оспаривание решений государственных органов, защита интересов бизнеса в судах всех инстанций

Такого же мнения придерживаются и налоговые органы, но подчеркивают, что на платежных документах и документах, имеющих финансовые последствия, использовать факсимиле недопустимо:

«В соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования при совершении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Учитывая, что данный порядок не установлен действующим законодательством, использование факсимиле допускается только при взаимном соглашении сторон.

Кроме того, факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия» (Письмо ФНС от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@ «Об использовании факсимиле подписи»).

«Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности использования факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения.

В связи с изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, заверенного факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации» (Письмо ФНС от 07.04.2005 N 03-1-03/557/11)

Минфин также против использования факсимиле на налоговых декларациях, первичных документах и счетах-фактурах (Письмо Минфина РФ от 1 июня 2010 г. N 03-07-09/33).

Позиция Минфина и налоговых органов, по нашему мнению, вполне обоснована, так как к вопросам налогового учета не могут применяться положения гражданского законодательства, в частности ст. 160 ГК РФ, а Налоговый Кодекс РФ использование факсимиле подписи не предусматривает.

Cудебная практика относительно факсимильной подписи

Что же касается судебной практики, то следует отметить, что она далека от единообразия. До 27.09.2011 г. существовало две прямо противоположных позиции.

Позиция первая: использование факсимиле не является нарушением, так как факсимильная подпись является аналогом собственноручной.

Суд отклонил довод инспекции о неправомерном применении вычета в том числе на основании подписания первичных документов посредством факсимиле. При этом суд указал, что такая подпись не является копией подписи, а представляет собой способ выполнения оригинальной личной подписи. При этом суд отметил, что налоговое законодательство и законодательство о бухгалтерском учете не содержат норм, предусматривающих запрет на совершение подписи руководителя путем проставления штампа — факсимиле (Постановление ФАС Центрального округа от 12.08.2011 по делу N А48-3632/2010)

Суд указал, что законодательство о бухгалтерском учете, равно как и законодательство о налогах и сборах не указывают на то, какая подпись считается личной. При этом личная подпись может быть собственноручной, факсимильной и цифровой. Так как Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит требования заверять документы собственноручной подписью, факсимильная подпись может рассматриваться в качестве надлежащей подписи на документе бухгалтерского учета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2007 по делу N А42-4217/2006)

Позиция вторая: применение факсимиле на счете-фактуре является нарушением п. 6 ст. 169 НК РФ, т.к. воспроизведение подписи посредством факсимиле предусмотрено только в гражданском законодательстве, нормы налогового законодательства такую возможность оформления подписи не предусматривают. Эта позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2011 г. N 4134/11, которое обязательно к применению всеми нижестоящими арбитражными судами.

Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2012 по делу N А56-69600/2010 (налоговая инспекция отказала в вычете, в частности, потому, что товарные накладные подписаны факсимиле) дело было направлено на новое рассмотрение со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11.

Существовали и другие судебные решения с аналогичной позицией. Например, суд указал, что законодательство о бухгалтерском учете, равно как и законодательство о налогах и сборах, не предусматривает использование факсимильного воспроизведения подписи руководителя при оформлении первичных документов и счетов-фактур (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2007 по делу N А65-3666/2006).

Итак, подведем итоги. Факсимиле можно без опасений применять в текущей деловой переписке; при заключении, изменении, расторжении гражданско-правовых договоров, но только при наличии между сторонами письменного соглашения.

Не следует применять факсимиле при выдаче доверенностей и, во избежание осложнений с налоговыми органами, а также чтобы обезопасить себя в суде, не использовать при подписании бухгалтерских и иных документов, имеющих финансовые последствия.

Обратите внимание, что должностным лицам территориальных налоговых органов также запрещается использовать факсимиле подписи в основной деятельности. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа собственноручно. Ненормативный акт налогового органа, подписанный путем проставления факсимиле, считается недействительным. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2010 по делу N А58-9855/09).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публичный договор как институт гражданского права»

Предваряя проведенное исследование правового регулирования публичного договора в России, нужно отметить, что данная работа — это взгляд на проблемы в вопросах применения норм публичного договора в гражданском законодательстве.

Актуальность темы исследования связана с тем, что понятие «публичный договор» для российского гражданского законодательства является новым, и его содержание отражено в статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), Публичный договор как институт гражданского права возник в отрасли гражданского права только в 1994 году. При этом признаки публичного договора и основные правила о нем имеют наиболее существенное значение, так как представляют собой исключение из общего принципа частного права. Режим публичных договоров не опирается на принцип «свободы договора», а представляет собой один из примеров действия публичного начала в гражданском праве.

Статья 426 ГК РФ называет публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Любой гражданин, являясь потребителем указанных услуг или покупателем товаров в розничной торговле, практически ежедневно вступает в гражданско-правовые отношения, регулируемые нормами публичного договора, зачастую не обладая при этом достаточными знаниями об особенностях данного института гражданского права.

Пользуясь услугами связи, транспортными услугами, услугами бытового подряда и др., мы вряд ли серьезно задумывается над природой этих правоотношений, возможно потому, что они кажутся нам простыми и легко доступными.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признаваемой более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако, в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

По мнению автора, позицию государства при регулировании публичных договоров наиболее точно выразил М.И. Брагинский1. Известный правовед, член рабочей группы по разработке Гражданского кодекса РФ указал на то, что в публичном договоре вмешательство государства является многоцелевым. На первый план при таком вмешательстве выступает цель — защита слабой стороны. Имеется в виду, что в нормально насыщенном рынке обычно более сильны позиции заказчика (покупателя, потребителя). В случае же, когда потребитель как экономически более слабая сторона нуждается в услугах (товарах, работах), он обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, то есть к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может, только создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК РФ.

Практическая реализация таких гарантий государства для потребителей была связана с правовым регулированием на уровне Правительства РФ условий договоров, отвечающих признакам публичного договора (ст.426 ГК РФ). Однако, несмотря на утверждение в разное время Правительством РФ Правил предоставления некоторых видов таких услуг (услуг телефонной связи, проводного вещания, платных медицинских услуг, бытового обслуживания населения и других), потребитель не стал более защищенной стороной в рамках публичного договора.

Учитывая, что современные рыночные отношения требуют дальнейшего развития экономики России с целью расширения массового потребления товаров, работ и услуг, особый интерес в этой связи представляет дальнейшее развитие института публичного договора. Совершенствование законодательства в области публичного регулирования в договорном праве позволит государству обеспечивать баланс интересов между «коммерческой организацией» и «потребителем».

Для решения указанной проблемы на уровне закона необходимо придать особое значение публичному договору как институту гражданского права, способному в упрощенной форме на основании публичной оферты заключать на единых условиях договоры, отвечающие признакам, определенным в статье 426 ГК РФ.

Кроме того, применение в гражданских правоотношениях общих норм публичного договора к отдельным видам обязательств, в настоящее время вызывает многочисленные судебные споры, что также актуализирует задачи научного поиска в данной области знаний.

В диссертации рассматриваются особенности публичного договора, который с точки зрения его заключения, субъектного состава и формирования его содержания, представляет собой исключение из общего принципа частного права и требует дальнейшего совершенствования, поскольку содержит в себе реальный механизм правового регулирования государством развития рыночных отношений.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением, изменениями, прекращением гражданских прав и обязанностей, возникающих из условий публичного договора.

Предметом исследования в работе является правовое регулирование публичного договора как института гражданского права.

Цель настоящей работы состоит в комплексном анализе на основе норм гражданского законодательства РФ и судебной практики провести исследование публичного договора как института гражданского права; проанализировать проблемы, связанные с применением норм публичного договора и в процессе последовательного развития правовых норм о публичном договоре раскрыть его сущность.

Для достижения цели ставятся следующие задачи, с учетом перечня вопросов, подлежащих рассмотрению в рамках настоящей работы:

1. раскрыть понятие и условия публичного договора;

2. охарактеризовать основные признаки публичного договора в системе общих положений о договоре;

3. определить виды договоров в гражданском праве, отвечающие условиям публичного договора;

4. исследовать основные теоретические и практические правовые проблемы, связанные с применением норм публичного договора;

5. рассмотреть проблему соотношения норм публичного договора и договора присоединения;

6. провести общий анализ судебной практики по видам публичных договоров;

7. определить основные направления совершенствования законодательства о публичном договоре через генезис правовых норм о публичном договоре.

Степень научной разработанности темы. Исследование проблемы применения норм российского законодательства о публичном договоре показало, что, несмотря на широкую распространенность публичного договора в гражданских правоотношениях, в настоящее время опубликовано небольшое количество работ по проблемам правового регулирования публичного договора.

Среди трудов, непосредственно посвященных проблемам публичного договора как института гражданского права в целом, следует выделить работы таких авторов, как М.И. Брагинский, В.В.Витрянский, С.Абрамова, Т.Ларина, С.Дедиков, С.Денисов и др. Кроме того, в работе использованы труды известных отечественных и зарубежных цивилистов в области договорного права таких, как С.К.Май, В.Ансон, Самонд и Вильяме и др.

Методологической основой исследования являются совокупность методов научного познания: формально-логического, исторического, комплексного, сравнительно-правового, диалектического, системного анализа, статистического. Исторический метод позволяет проследить становление норм о публичном договоре, развитие и содержание института публичного регулирования в международном договорном праве, способствовавшее становлению норм о публичном договоре в российском гражданском праве. Посредством комплексного метода анализируются исследуемые вопросы во всем многообразии их связей и отношений; сравнительно-правовой метод используется при анализе российского и международного законодательства в области содержания норм о публичном договоре; статистический метод позволяет использовать большой объем статистических данных, связанных с правоприменительной практикой. При этом в исследовании с помощью статистического метода дан анализ абсолютному большинству судебных актов, связанных с применением норм публичного договора за последнее десятилетие, т.е. за весь период существования этого института в гражданском праве РФ.

Нормативная база и судебная практика в рамках настоящей работы изучена с помощью основных общенаучных методов, используемых в ряде областей научного знания. Посредством анализа исследованы нормы права, регулирующие публичный договор как институт гражданского права. Отдельно рассмотрены основные принципы публичного договора, каждый из которых рассматривается самостоятельно и в деталях. Затем с помощью синтеза как одного из методов общенаучного познания эти принципы соединяются для получения обобщенного знания, позволяющего толковать нормы публичного договора с научной позиции. Объект исследования рассматривается с помощью системного подхода как одного из основных общенаучных методов познания социальных явлений. Системный подход позволяет раскрыть целостность объекта исследования и выявить типы связей элементов в объекте исследования. Так же использован и функциональный подход для выяснения основных функций публичного договора в общей системе действующих в гражданско-правовом обществе договорных отношений.

В ходе обзора судебной практики, при рассмотрении споров, вытекающих из правоотношений, регулируемых публичным договором (ст.426 ГК РФ), в рамках настоящей работы использован такой частнонаучный метод исследования как статистический метод, позволивший сделать выводы об имеющихся проблемах в правоотношениях, вытекающих из условий публичного договора энергоснабжения, договоров на услуги связи, договоров банковского вклада с гражданами и др.

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов по предмету исследования. Исследование поставленных задач возможно при изучении литературы и судебной практики по вопросам применения норм о публичном договоре, а также специальных норм о видах публичных договоров. Положения диссертации соотносятся с мнениями и суждениями известных ученых, специалистов в области договорного права, подкрепляются ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, примеры судебной практики.

Для достижения цели исследования рассматриваются точки зрения по предмету исследования известных правоведов, членов рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса РФ, докторов юридических наук М.И.Брагинского и В.В.Витрянского, использован анализ системного принципа договорного права, исследованный в монографической работе Ю.В. Романец л

Система договоров в гражданском праве России» , использованы материалы публикаций юристов-правоведов в юридических печатных изданиях С.

Абрамова3, Т. Лариной4, адвокатов С. Дедикова5, С.Денисова6 и др., а также судей и практикующих юристов — судьи Высшего Арбитражного Суда РФ Б.М.Сейнароева7, заместителя председателя Арбитражного суда Ивановской о области Н.П. Басовой и др. Разработку настоящей темы в литературе отличает в большинстве своем либо общая теоретическая оценка норм ст.426 ГК РФ, либо детальный анализ отдельных видов публичных договоров, как, например, в публикациях Б.М.Сейнароева о договоре энергоснабжения. Та же особенность характерна и для обобщения судебной практики. Информационные письма Президиума ВАС РФ по обобщению споров, вытекающих из публичных договоров отсутствуют, имеются лишь рекомендации Президиума ВАС РФ по вопросу заключения публичного договора. В рамках настоящей работы сделана попытка проанализировать имеющуюся судебную практику в общей системе публичных договоров по категории споров. Такой обзор в юридической литературе по настоящей теме также отсутствует.

Библиография по данной теме исследована в работе полностью, степень изученности вопроса крайне низкая, что обуславливает необходимость его изучения в дальнейшем.

Нормативная база исследования. При подготовке диссертационного исследования автор опирался на основные положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые акты, действующее гражданское законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты,

3 Абрамов С., Ларина Т. Несколько заметок о публичном договоре в России / С. Абрамов, Т. Ларина// Юридический мир.2004.№6.С.80-81

4 Ларина Т.В. Особенности правового регулирования публичного договора в России / Т.В. Ларина // Юрист.2004.№4.С. 18-19

5 Дедиков С. Публичный договор/С. Дедиков//Хозяйство и право. 1997.№11. С.118

7 Сейнароев Б. Соотношение публичного договора с договором присоединения/ Б. Сейнароев // Вестник ВАС

РФ.1999.№10.С.108-112 регулирующие отношения в сфере общественных отношений, регулируемых нормами публичного договора.

Основными источниками явились следующие правовые акты: Гражданский кодекс РФ9, отраслевые федеральные законы, регулирующие разные виды публичных договоров, а также Закон РСФСР от 22.03.1991г. N948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»10, Закон РФ от 07.02.1992г. N2300-1 «О защите прав потребителей»11; подзаконные акты: Постановления Правительства РФ, принятые в пределах его компетенции по вопросам регулирования публичных договоров, определяющие правила и условия предоставления отдельных видов услуг. В работе широко исследуются судебные акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Федеральных арбитражных судов РФ по десяти округам, разъясняющие применение норм публичного договора в ряде споров между потребителями и коммерческими организациями.

В работе также дан сравнительный анализ некоторым источникам зарубежного и торгового договорного права, имеющим большое значение для

10 Закон РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 №3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от

11 Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней представлена концепция комплексного изучения публичного договора как института гражданского права. В результате данного исследования выявлены направления совершенствования законодательства о публичном договоре, с учетом актуальности этой темы и необходимости дальнейшего правового регулирования стремительно развивающегося потребительского спроса на товары, работы и услуги, подпадающие под признаки публичного договора (ст.426 ГК РФ).

Особенностью современного законодательства является то, что, казалось бы, изученные общие положения о договоре, тем не менее, содержат правовые нормы — новеллы Гражданского кодекса РФ 1994г., не ставшие предметом комплексного анализа со стороны ученых и специалистов в области договорного права. Несмотря на более чем десятилетнее существование правовых норм о публичном договоре, остается до конца неисследованным вопрос их значения в договорном праве и, соответственно, дальнейшего развития как института гражданского права.

Наряду с рекомендациями по совершенствованию действующего гражданского законодательства автором предложено расширить систему нормативно-правовых актов, внести изменения в действующую статью 426 ГК РФ и в подзаконные акты, принимаемые во исполнение правовых норм о публичном договоре. В частности, обоснован новый подход к способу заключения публичного договора путем направления публичной оферты в адрес неопределенного круга лиц — потребителей, а также способ присоединения к условиям публичного договора в определенных случаях в порядке ст.428 ГК РФ.

Внесены конкретные предложения по развитию законодательства о публичном договоре, способствующие упорядочиванию договорных отношений между потребителем и естественными монополиями на рынке предоставления отдельных видов услуг, путем выполнения сторонами единых условий публичных договоров, регламентированных на уровне Правительства Российской Федерации.

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1. Выявлена проблема определения субъектного состава участников публичных правоотношений. Путь ее решения, по мнению автора, — это конкретизация субъектного состава: «потребитель — любое физическое или юридическое лицо» и «коммерческая организация или иное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью». Кроме того, диссертантом предложено внести изменения в абзац 1 пункта 1 статьи 426 ГК РФ, изложив его в следующей редакции:

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией или иным лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью, и устанавливающий обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, по характеру своей деятельности, в соответствии с законом или иными правовыми актами или выданными лицензиями, уставными документами должны осуществлять в отношении каждого физического или юридического лица, кто к ней обратится».

2. В связи с наличием проблемы заключения публичного договора предлагается следующий путь ее решения.

В целях конкретизации способа заключения публичных договоров в соответствии с нормами ст. 437 ГК РФ автор предлагает внести изменения в абзац 2 пункта 1 статьи 426 ГК РФ, изложив его в следующей редакции:

При этом такое лицо, предложившее условия публичной оферты, в устной или письменной форме, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами».

3. Соотношение общих норм о публичном договоре и специальных норм публичного договора, содержащихся в части второй ГК РФ, является еще одной проблемой практической реализации условий публичного договора. Предлагаемый путь ее решения — это конкретизация перечня договоров, относящихся к публичным в рамках ГК РФ. Соотношение общих норм статьи 426 ГК РФ и ряда специальных норм по главам части второй ГК определяют в установленных рамках правовой режим договоров, имеющих признаки публичных договоров.

В связи с выявленным в процессе анализа судебной практики отсутствием в правоприменительной практике понимания необходимости применения к отдельным видам обязательств общих норм о публичном договоре, предложено с целью систематизации видов публичных договоров дополнить текст статьи 426 ГК РФ пунктом 2, изложив его в новой редакции и внеся соответствующие изменения в порядковую нумерацию последующих действующих пунктов:

2. К публичным договорам относятся договоры:

— энергоснабжения (п. 4 ст. 539 ГК РФ);

— розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК РФ);

— бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК РФ);

— перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК РФ);

— проката (п. 3 ст. 626 ГК РФ);

— личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ);

— возмездного оказания услуг связи, медицинских, гостиничных, туристических и других видов услуг (работ) (п. 2 ст. 779 ГК РФ), отвечающих признакам публичного договора в соответствии с законом и иными правовыми актами».

4. В связи с законодательными изменениями, связанными с отменой льгот, в том числе, относящихся и к условиям отдельных видов публичных договоров, услуги связи, коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и др.) и предоставлением льготным категориям граждан компенсационных выплат, применение данного термина к особым условиям публичного договора целесообразно исключить. Диссертантом предложено внести следующие изменения в пункт 2 действующей редакции статьи 426 ГК РФ и читать его пунктом 3 в следующей редакции:

3. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление особых условий его заключения, исполнения или расторжения для отдельных категорий потребителей».

5. С учетом предложенных выше изменений по субъектному составу и условиям заключения публичного договора автор также предлагает внести юридико-технические правки в пункт 3 действующей редакции статьи 426 ГК РФ и читать его пунктом 4 в следующей редакции:

4. Отказ лица, предложившего публичную оферту, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, предложившего публичную оферту, от заключения публичного договора, другая сторона вправе в судебном порядке обязать заключить публичный договор на единых условиях, определенных в публичной оферте, для всех потребителей».

6. В ходе проведенного исследования автором выявлена проблема применения норм подзаконных актов при заключении, исполнении и расторжении публичных договоров в соответствии с требованиями статьи 426 ГК РФ.

Диссертантом предложено в качестве пути решения данной проблемы -приведение подзаконных нормативных актов уполномоченных органов в соответствие со статьями 426, 428 ГК РФ. Кроме того, отмечена необходимость внесения в текст соответствующих подзаконных актов прямых норм о реализации статьи 426 ГК РФ при заключении, исполнении и расторжении отдельных видов договоров.

Кроме того, проблема применения норм подзаконных актов при исполнении публичных договоров тесно связана с коллизией норм статей 426, 428 и 445 ГК РФ. При этом законодателю необходимо пересмотреть важный для теории и практики вопрос о том, условия каких видов договоров могут быть определены в стандартных формах и какова процедура их принятия.

Безусловно, должен сохраняться публичный характер договора присоединения, на который могут применяться нормы ст.445 ГК РФ, но только при отказе исполнителя публичной услуги в ее предоставлении каждому, кто к нему обратится, на единых условиях устной или письменной публичной оферты, а не в случаях согласования разногласий по условиям публичного договора.

Дополнительным признаком публичных правоотношений должен стать их объединяющий признак с правоотношениями в рамках договора присоединения. Присоединение контрагентов к уже разработанным положениям публичного договора должно быть без права требования их изменения через суд на стадии заключения договоров. Данное предложение связано с целью сохранения публичного характера оказания услуги на единых условиях для всех лиц, обратившихся за получением тех или иных услуг. Суды при рассмотрении данных споров в большинстве своем идут по пути применения только норм статей 426 и 445 ГК РФ, не применяя нормы договора присоединения — статьи 428 ГК РФ. При этом способом заключения публичного договора в правоприменительной практике признается путь подписания договора присоединения.

С учетом изложенного по данному вопросу автором настоящей работы предложено внести следующие изменения в пункт 4 и пункт 5 статьи 426 ГК РФ, и читать их соответственно пунктами 5 и 6 в следующей редакции:

5. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении, исполнении и расторжении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) со ссылкой на нормы настоящей статьи. В таких случаях, потребители обязаны присоединиться к предложенному договору в целом в силу п. 1 ст. 428 ГК РФ.

6. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным в настоящей статье, ничтожны».

7. В целях решения проблемы заключения, исполнения и расторжения публичного договора также необходимо обобщить правоприменительную практику на уровне официального толкования норм права.

Разъяснения Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 года №1412, данные в информационном письме о заключении публичного договора, являются в настоящее время очень важными, но недостаточными, так как охватывают лишь три проблемы, связанные только с заключением публичного договора, а именно:

— По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны.

— Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.

— В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»/ Вестник ВАС РФ. 1997. №7/ ИПС «КонсультантПлюс». Судебная Практика.

В настоящее время требуется дальнейшее обобщение судебной практики, в том числе на уровне высших судебных органов по видам публичных договоров, с учетом норм подзаконных актов, определяющих условия публичного договора в порядке п.4 ст.426 ГК РФ.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности раскрытия особенностей правового регулирования публичного договора в РФ с целью дальнейшего развития данного института гражданского права. В условиях формирования свободного экономического пространства и развития рынка конкурентно способных товаров и услуг необходимо дальнейшее совершенствование закрепленных в ГК РФ принципов публичного договора. Необходимость государственной защиты общественных интересов и прав потребителей, особенно в сферах экономики, отнесенных к естественным монополиям, связана с дальнейшим государственным регулированием указанных правоотношений в рамках гражданского законодательства. Для того, чтобы оценить значение данного института гражданского права и рассмотреть возможные перспективы для его развития необходимо исследовать имеющиеся теоретические и практические знания известных ученых- правоведов, а также проанализировать обширную судебную практику по вопросам применения норм публичного договора, созданную за последнее десятилетие в РФ. Попытка раскрытия наиболее актуальных проблем в ходе такого исследования отражает практическое значение настоящей работы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется новизной и достаточно специфической предметной направленностью рассмотренных в ней вопросов и освещенных проблем. Положения, касающиеся изменения редакций отдельных норм Гражданского кодекса РФ, дополнения действующего российского законодательства могут представлять интерес в законотворческой деятельности по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок применения норм о публичном договоре в договорном праве РФ; в правоприменительной деятельности коммерческих и иных организаций, предоставляющих услуги или выполняющих работы, отвечающие признакам публичного договора (предприятия связи, энергоснабжающие, транспортные и другие организации в сфере бытового обслуживания и т.д.), а также всем потребителям соответствующих услуг в рамках публичных договоров; в судебной практике при разрешении дел, связанных с условиями заключения, исполнения или расторжения отдельных видов публичных договоров; при разработке учебно-методических материалов, чтении курсов лекций, проведении практических занятий по гражданскому законодательству в области договорного права.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в практической деятельности автора (более 10 лет) в области применения норм публичного договора на базе предприятия связи, оказывающего услуги общедоступной электрической связи на территории Тульской области.

Результаты диссертационного исследования использовались автором в судебной практике при разрешении дел, связанных с условиями заключения, исполнения или расторжения публичных договоров на услуги связи, некоторые материалы которой приведены в настоящей работе в качестве варианта апробации результатов исследования.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, которые поставил перед собой автор. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов и заключения, списка источников и литературы, а также приложения. Структурное построение настоящей работы обосновывается также указанными методами исследования. Для достижения поставленной цели необходимо в Главе I установить общие положения о публичном договоре путем определения понятия и условий публичного договора, его признаков в системе общих положений о договоре, а также установления видов публичных договоров в гражданском праве; в Главе II определить теоретические и практические проблемы применения норм публичного договора в гражданских правоотношениях, раскрыть проблемы соотношения норм публичного договора и договора присоединения, провести анализ судебной практики по

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
    • Глава 27. Понятие и условия договора

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 05.12.2017 N 379-ФЗ)

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к статье.

1. Публичный договор — договор, характеризующийся следующими особенностями:

1) одной из сторон договора является лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);

2) договор должен быть заключен с любым желающим. В п. 3 комментируемой статьи прямо закреплено, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (см. комментарий к п. 4 ст. 445 ГК РФ);

3) по общему правилу лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения договора. Однако из этого правила законом или иными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения (см., например, п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»; ч. 1 ст. 15 ФЗ от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»; п. 3 ст. 96 ВзК РФ; ст. 47 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»; ст. ст. 32, 33 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.);

4) цена товаров, работ или услуг в таком договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (см., например, п. 2 ст. 106 ВзК РФ; ст. 21 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; ст. 83 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и др.).

2. В предусмотренных законом случаях Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Приведем ряд следующих примеров:

1) в п. 2 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (см., например, Правила продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612), Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2001 N 444), Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569), Правила продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55), Правила продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918), Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085), Правила оказания услуг автостоянок (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795) и др.);

2) в ст. 45 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» закреплено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи (см., например, Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи», Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания», Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных», Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 N 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания», Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи» и др.);

3) в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» указанное в ч. 1 этой же статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);

4) согласно ч. 6 ст. 17 ФЗ от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 573 «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра»). При этом в силу ст. 7 указанного Закона Правительство РФ устанавливает правила проведения технического осмотра (см. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»).

3. Условия публичного договора признаются ничтожными (см. комментарий к ст. 166 ГК РФ), если они не соответствуют требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 4 комментируемой статьи.

В п. 76 Постановления от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Пленум ВС РФ указал, что ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, п. п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 29 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

4. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 29.03.2016 N 522-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Валерия Леонидовича на нарушение его конституционных прав статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 55);

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 73, 76);

— Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (см. п. 13);

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре» (см. п. 1);

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (см. п. 2);

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2016 N Ф01-1142/2016 по делу N А38-952/2015 (о понуждении к заключению договоров на транспортировку воды и сточных вод);

— Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1968/2016 по делу N А33-19578/2014 (о понуждении заключить договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения);

— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2016 N Ф03-3288/2016 по делу N А51-12678/2015 (об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения, касающиеся вопроса разграничения границ эксплуатационной ответственности по границам балансовой принадлежности);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.2016 N Ф04-2932/2016 по делу N А46-10433/2015 (о взыскании убытков, причиненных установлением ответчиком монопольно высокой цены на газ по договору поставки);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2016 N Ф04-2540/2016 по делу N А45-18346/2014 (об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения на условиях, изложенных в договоре в предложенной редакции);

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2016 N Ф06-9595/2016 по делу N А12-36973/2015 (об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 N Ф08-3247/2016 по делу N А20-5717/2013 (о признании подпункта договора энергоснабжения ничтожным и посягающим на публичные интересы, взыскании неосновательного обогащения в связи с неверным применением тарифа на услуги по передаче электрической энергии);

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2016 N Ф09-7108/16 по делу N А76-991/2014 (об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора электроснабжения);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.04.2016 N Ф08-1973/2016 по делу N А32-47099/2014 (об урегулировании разногласий при заключении договоров поставки газа);

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2177/2016 по делу N А54-2634/2015 (о понуждении заключить договор на оказание услуг по очистке сточных вод);

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2018/2016 по делу N А64-1289/2015 (о понуждении заключить государственный контракт на отпуск питьевой воды и прием сточных вод).

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 424. Цена 1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т… 326 3-11-2019 Статья 425. Действие договора 1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. 2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора п… 902 3-11-2019 Статья 420. Понятие договора 1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 2. К договорам применяют… 464 3-11-2019 Статья 421. Свобода договора 1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заклю… 421 3-11-2019

Если стороны договора решили заключить сделку удаленно, без обмена договорами на бумажных носителях, подписанными собственноручно, они могут прибегнуть к электронной форме договора и подписать его «аналогом собственноручной подписью»

В реквизитах договора следует указать свои электронные адреса.

Лицо, предлагающее заключить договор в электронной форме, направляет полностью заполненный файл с договором (в формате PDF или в теле электронного письма) по электронной почте.

Если договор отправляется в виде файла во вложении не лишним будет продублировать текст в теле самого электронного письма (в практических целях).

Из письма должно явно следовать, что это подписанная оферта, а не побуждение к обсуждению условий. Указываем в электронном письме, что следует сделать получателю, чтобы его согласие имело юридическую силу.

В ответном письме, конечно, должен содержаться полный текст договора (либо в самом теле письма, либо в качестве все того же приложенного файла), а также из текста должно следовать согласие на полное принятие условий договора.

Оставьте комментарий