Содержание
Позади два года интенсивной эксплуатации. На счетчике километража Duster – 51 900 км. И все бы ничего: автомобиль, собственно, только прикатался, как следует, но не давали покоя мысли о машине нового поколения, которую, к слову, уже год как продают в Украине и не только. В общем, решил заехать к минскому дилеру и поинтересоваться, что и как.
«Увы, новинка не доедет до нас и в 2019-м», – ответили мне. И только я собрался уехать, как один из менеджеров задал вопрос: «А свой автомобиль обновить с помощью Trade-in не желаете?»
Не то чтобы я сильно сего желал, но сочетание новогодних акционных предложений с возможностью без особых хлопот по продаже прежней машины стать обладателем нового авто сделали свое дело. В том, что мой еще гарантийный турбодизельный Duster интересен дилеру, я не сомневался. Основной вопрос заключался в следующем: сколько за него предложат и сколько нужно будет доплатить за новое авто?
Какую цену предложит рынок машин с пробегом, я догадывался из опыта одного из моих коллег, который, в силу субъективных причин, продал аналогичный моему автомобиль за 28 500 рублей, потеряв за два года эксплуатации и 22 000 км пробега лишь 800 рублей от той цены, которую он в 2016-м заплатил за свое новое авто дилеру.
Пробег моей машины на 30 000 км больше, но существенной разницы, по логике, не должно быть. Так, по сути, и вышло. Специалисты дилера после тщательного осмотра автомобиля предложили за мое авто 27 900 рублей с учетом наличия на нем подкрылков в задних арках, оклейки уязвимых мест кузова бронепленкой, подлокотника, ковриков и защитных сеток в бампере.
Разница в 600 рублей с суммой, которую получил мой знакомый, продав машину самостоятельно, я воспринял вполне нормально. Однако не преминул поторговаться, т.к. сдача автомобиля, купленного в этом же салоне, в Trade-in обычно предполагает дополнительную скидку на новый автомобиль.
В итоге после недолгих дискуссий, представитель дилера озвучил мне величину скидки, которую я получу в дополнение к акционной цене на выбранный у него новый автомобиль. Она составила еще 1 000 рублей. Итого уже 28 900, что естественно, показалось интересным. Оставалось выбрать, на что же пересесть исходя из собственных финансовых возможностей.
Проездив более 2-х лет с реальным средним расходом топлива в 6,8 л/100 км, альтернативу экономичному турбодизельному Duster в модельном ряду Renault найти очень непросто.
По сути, единственный реальный претендент – Kaptur со 114-сильным бензиновым мотором 1,6 л. Акционный ценник на машины в комплектации Life стартует от 29 200 рублей. Следовательно, доплатить в случае его выбора нужно будет лишь 300 рублей.
Второй вариант – опять же дизельный Duster, но лимитированной серии Dakar, которая предлагается в эксклюзивном для модели оранжевом цвете. Ее ценник стартует с 33 800 рублей. Соответственно и доплата выше – 4 900 рублей.
Детальное изучение комплектаций обоих автомобилей лишь добавило сомнений. Kaptur был моноприводным, а Duster не предлагал в числе своих опций систему ESP. Будь на дворе лето, я бы наверняка закрыл глаза на отсутствие полного привода и предпочел Kaptur. Но обильные снегопады сделали свое дело, и значимость 4х4 сохранила свой вес.
С другой стороны, все попытки дилера найти на складах дизельный Duster Dakar в цвете «Оранжевая Аризона» с ESP оказались безрезультатными. В какой-то момент я уже готов был отказаться от смены автомобиля, т.к. к собственному Duster претензий не было «совсем», но дилер аргументированно продолжал нажимать на «болевые» точки.
– Вот у вас за 2 года – 52 000 км пробега. Еще год – и будет 80–90 тысяч. Плюс гарантия завода подойдет к концу как по времени (3 года), так и по пробегу (100 000 км). Следовательно, рыночная стоимость автомобиля снизится. В итоге когда появится новый Duster, о котором вы спрашивали, дельта в цене станет больше.
Не поспоришь, но хотелось бы и полный привод, и ESP, и экономичный турбодизель. Выбор прежнего Duster 1,5 dCi в комплектации Luxe фактически был оптимальным. И его низкая потеря стоимости – яркое тому подтверждение.
– Цена аналогичной машины на акции – 34 200 рублей. Учитывая лояльность к марке Renault, мы готовы пойти навстречу, предложив вам Duster в комплектации Luxe с ESP по стоимости версии Dakar, – продолжал продавец.
Итого опять 4 900 рублей доплаты, при этом машина, по сути, такая же, но снова с 3-мя годами заводской гарантии и нулевым пробегом. Ночь на размышления. Полдня на снятие прежней машины с учета в ГАИ (обязательная процедура при сдаче автомобиля в зачет новой машины у дилера). Еще один визит – в МРЭО, для заверения договора купли-продажи между мной и дилерским центром (с недавних пор это тоже обязательная процедура). И вот мой прежний автомобиль уже на площадке авто с пробегом у дилера.
Ну а меня ждут ключи от нового Duster, на счетчике километража которого лишь пару километров технологического пробега. Разницу в цене в 4 900 рублей незаметной для кошелька не назовешь, но времена, когда в РБ машины с пробегом оказывались еще и с наваром от прежней цены, увы, миновали.
С учетом же того, что мой прежний Duster верой и правдой два года подряд отрабатывал потраченные на него деньги, не требуя серьезных затрат на эксплуатацию, не раздражая поломками и демонстрируя весьма умеренный аппетит, сомневаться, что новый Duster оправдает эти деньги, не приходится.
Что касается процедуры покупки нового автомобиля со сдачей прежней машины в зачет, то количество рисков здесь сведено на нет. Покупателем автомобиля выступает дилер, предлагаемая им цена вполне аргументирована.
Главное, сам процесс смены прежнего авто на новую машину занимает максимум 2–3 дня. Не нужно месяцами ждать покупателя, не нужно то и дело показывать свой автомобиль потенциальным клиентам, наконец, в сделке с дилером никакому криминалу места просто нет. Ну а становиться обладателем нового авто приятно всегда!
Михаил ВЛАДИМИРОВ
Запасные части автотранспортного средства подлежат регулярной замене и ремонтным мероприятиям. Нередко случаются ситуации, когда они приходят в негодность. Многие автомобилисты просто накапливают их в гараже, а потом не знают, куда девать испорченные детали. Оптимальной услугой для таких людей станет утилизация запчастей. Наша фирма как раз специализируется на выбросе отходов и окажет вам помощь на выгодных условиях.
Почему стоит обратиться за услугами к специалистам
Компания по утилизации запасных частей автотранспортных средств – решение для людей, у которых есть какие-то детали, которые, грубо говоря, «собирают пыль», и никоим образом не используются, потому что они не пригодные для эксплуатирования. Обратившись к специалистам по утилизации, вы сможете:
- освободить место у себя на участке, в гараже, в кладовом помещении, квартире (мы заберем любые элементы техники, железа и увезем их, позволяя вам избавиться от ненужного мусора в рекордно короткий промежуток времени);
- сэкономить ресурсы нашей планеты (мы осуществляем утилизацию запасных частей вашего автотранспортного средства в целях проведения дальнейшей переработки);
- сберечь окружающую среду и экологическую ситуацию (выбрасывая запчасти автомобиля после ремонта в мусорную яму или в леса, вы рискуете загрязнить окружающую среду, поэтому необходимо отдать их на вторичную переработку);
- заработать деньги (отдавая элементы, которые пришли в негодность, вы получаете отличную возможность заработать денежные средства и сделать это без особых проблем);
Если ваша цель – защитить планету от грязи и сберечь ее ресурсы, обратитесь к профессионалам нашей компании! Мы приедем к вам на территорию, составим соответствующий акт и проведем работы под ключ, предложив выгодные условия. Наше кредо – произвести мероприятия быстро, сделать это качественно и на максимально выгодных для клиента условиях. Практика показывает, что с данной задачей мы справляемся идеально. В фирме работают высококлассные профессионалы, которые используют прогрессивное оборудование и многолетний рабочий опыт.
от 26 сентября 2020 г.
Вид лома |
Примечание |
Цена за одну тонну, руб. |
3А |
Габаритный кусковой стальной лом и отходы. Размеры куска должны быть не более 800х500х500 мм. Толщина металла – не менее 6 мм. Без примесей чугуна, стружки, доменного присада. |
16600 |
5А |
Негабаритный стальной кусковой лом и отходы проката. Толщина металла — не менее 4 мм. Размеры не лимитированы. |
16400 |
12А |
Стальные листовые, полосовые, сортовые отходы, кровля, легковесный производственный лом. |
16200 |
12АС |
Оцинкованный лом . Линейные размеры не лимитированы. |
16000 |
17А-19А |
Негабаритный и габаритный чугунный лом . Размеры не лимитированы. |
16200 |
16А |
Вьюнообразная стальная стружка. |
10000 |
24А |
Стружка чугуна. |
9000 |
Сдача автомобиля в утилизацию — несложная процедура, и пройти ее вполне возможно самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних субъектов.
Важно: Данная инструкция поможет вам определить порядок и пройти все этапы.
Порядок утилизации авто пошагово
Чтобы сдать автомобиль в утилизацию, вам нужно выполнить всего три действия:
- Выбрать компанию и заключить с ней договор;
- Передать машину;
- Получить свидетельство об утилизации;
- Снять авто с учета в ГИБДД.
Остановимся подробно на каждом шаге.
Выбор компании
Утилизацией автомобилей занимаются компании, имеющие на это соответствующую лицензию. При обращении к утилизатору уточните наличие у него лицензии и срок ее действия. Он должен быть продлен на 2018 год. Также утилизационные компании могут предоставлять дополнительные услуги: транспортировку авто, помощь в снятии его с учета в ГИБДД. Некоторые из них предлагают бесплатный эвакуатор, который поможет забрать вашу машину с любого нужного вам места.
Передача авто
Это второй шаг. Договоритесь с компанией о времени, когда вы передадите ей автомобиль. Для заключении договора о передаче вам необходимо будет предоставить паспорт транспортного средства.
После заключения договора и фактической передачи машины компания выдаст владельцу свидетельство об утилизации, на основании которого можно произвести снятие ее с учета в органах ГИБДД.
Безвозмездное предоставление услуги утилизации производится в отношении автомобилей, за которые был уплачен утилизационный сбор. Начиная с 2012 года, он стал обязательным для всех автопроизводителей. Об его уплате должна свидетельствовать специальная отметка в паспорте транспортного средства. Если она у вас есть, процедура утилизации будет бесплатной. Если же сбор не оплачен и в ПТС стоит отметка с обоснованием неуплаты, тогда за него необходимо будет заплатить самостоятельно в налоговую службу (ФНС). После оплаты сбора можно будет сдать машину компании-утилизатору бесплатно. В случае если ПТС выдан до 2012 года, утилизационный сбор самостоятельно оплачивать не понадобится, но бесплатная утилизация автовладельцу уже не светит. За процедуру придется заплатить из своего кармана. При этом каждая компания устанавливает свои расценки.
Снятие автомобиля с учета в ГИБДД
Это последний шаг. Последним он стал в 2017 году. Раньше, наоборот, сначала необходимо было снять авто с учета в МРЭО, а затем сдавать в утиль. Сейчас снятие производится после непосредственной утилизации авто. Для осуществления этой процедуры в органы необходимо предоставить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства — паспорт РФ;
- Паспорт ТС;
- Свидетельство о регистрации авто
- Акт об утилизации
- Заявление о снятии автомобиля с учета
Помимо этого необходимо предъявить государственные номерные знаки.
Более подробно о снятии учета в ГИБДД можете прочитать в нашем материале.
Итак, утилизация автомобилей не представляет ничего сложного. Если вы не хотите тратить время на сбор документов и беготню по кабинетам, можно воспользоваться услугами посредников. Все хлопоты на себя может взять дилер или иное лицо-посредник. Он поможет в сборе документов и выборе компании-утилизатора. При этом понадобится нотариальная доверенность
Если же вы не хотите тратить деньги на услуги посредников, вы вполне сможете справиться сами, зная, как оформить утилизацию.
Насколько удобно и выгодно обменять старый автомобиль на новый в Украине
Когда время не ждет
Дилеры предрекают существенное оживление на рынке б/у авто и рост популярности системы Trade-in, в частности на фоне падения продаж новых автомобилей. Сегодня для многих автовладельцев воспользоваться услугой Trade-in – единственная реальная возможность успеть поменять свой автомобиль, пока на складах еще остались запасы машин, растаможенных до вступления в силу нового закона.
Наиболее удобный вариант – обратиться к дилеру, который предлагает выбор из нескольких интересных вам брендов и имеет большую комиссионную площадку. В этом случае продавец больше заинтересован продать вам новое авто и заработать на нем, а вашу машину он стремится оценить ближе к рыночной стоимости, оставляя автосалону лишь небольшой процент, а то и вовсе зарабатывая только на продаже новой машины.
Что потребуется для обмена
Следующий вопрос, который интересует клиента — время, которое придется потратить на всю процедуру обмена. Представители автосалонов говорят, что это больше зависит от клиента. Первое, что ему нужно сделать – определится с автомобилем, который он желает приобрести.
Далее все идет по «накатанной»: оценка машины клиента (процедура бесплатна), составление договора купли продажи и снятие машины с учета в ГАИ. Впрочем, последнее может взять на себя автосалон, включив стоимость услуги в счет доплаты за новое авто.
Новый автомобиль можно оформить и в кредит. Так что можно практически не иметь наличных денег, а обменять автомобиль с пробегом на новый и постепенно выплачивать разницу несколько лет. Сегодня это особенно актуально для тех, кто хочет успеть поменять свою машину на новую, привезенную до повышения налоговых пошлин.
В случае, если клиент определился с машиной, она есть у дилера, а процедуру снятия авто с учета владелец делегирует автосалону, совершить сделку Trade-in можно всего за пару часов. Но, это при условии наличия всех необходимых документов. Перечень их невелик, так что подготовить пакет документов можно заранее.
Какие документы нужны:
- паспорт;
- идентификационный код;
- технический паспорт на автомобиль;
- справка ГАИ о снятии автомобиля с учета для дальнейшей реализации (можно заменить генеральной доверенностью, заверенной нотариусом);
- транзитные номера;
- нотариальное заявление от супруга (супруги) владельца автомобиля о согласии на отчуждение автомобиля.
Если новый автомобиль планируете покупать в кредит, то документов будет больше и за пару часов уж никак не уложиться.
Воспользоваться услугой Trade-in могут и юридические лица, для этого им понадобятся следующие документы:
- свидетельство о регистрации предприятия;
- справка из ЕГРПОУ;
- свидетельство плательщика НДС (либо свидетельство об уплате единого налога);
- приказ о назначении директора (либо доверенность на сотрудника, имеющего право подписи договоров);
- технический паспорт на автомобиль;
- справка ГАИ о снятии автомобиля с учета для дальнейшей реализации.
Есть еще один нюанс, который следует учитывать. Если ваш автомобиль старше 10 лет (многие автосалоны устанавливают возраст еще меньше) или он находится в плачевном техническом состоянии, в услуге обмена машины вам, скорее всего, откажут.
Когда торг уместен
Могут также возникнуть серьезные разногласия с представителями автосалона в отношении конечной цены вашего автомобиля. Вначале менеджер автосалона определяет среднюю рыночную стоимость данной модели и этого года выпуска, используя для этого объявления с сайтов автопродажи. Далее вас отправляют на линию инструментального контроля, по результатам которого цена за авто может как вырасти (если машина в хорошем техническом состоянии), так и уменьшится (прибавляется или отнимается коэффициент, полученный в результате технического осмотра).
Соглашаться с результатом оценки или нет — дело ваше. В некоторых случаях, менеджер автосалона может предложить интересные скидки на новый автомобиль, может согласиться с вашими доводами относительно некоторых моментов оценки и т.д. В общем, определенный торг очень даже возможен. В этом случае важен человеческий фактор, ведь хороший менеджер в большинстве случаев найдет дорогу к сердцу (и кошельку) клиента. В этом плане большой выбор брендов и моделей, предлагаемых одним дилером вам на руку. Больше выбор – больше вариантов.
Обменять свою машину можно не только на новую, но и на любую другую, какая есть на комиссионной площадке. В случае, если ваша машина окажется дороже выбранной вами, можно даже получить деньги за обмен от автосалона. Например, вы пригнали Volkswagen Tuareg жены, который она хочет обменять на машинку поменьше. Взамен выбрали ей Cross Polo того же года и с небольшим пробегом. Вам важен обмен без волокиты, пускай и с некоторой потерей в деньгах, а для менеджера — это проведенная им сделка Trade-in и комиссионные.
ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ
М.Н. Миронова, Н.И. Липовская
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена оценке эффективности программ утилизации автомобилей в Германии и Франции в 2009—2010 гг. Обобщены основные меры ЕС по утилизации автомобилей: определены три группы механизмов по стимулированию потребительского спроса на автомобили в годы кризиса. На основе анализа статистических данных выявлены три группы стран ЕС по объемам продаж автомобилей и их динамике в 2008—2015 гг. В странах—лидерах по продажам автомобилей (Германии и Франции) прослежена тесная связь по росту продаж в кризисные годы с реализацией программ утилизации автомобилей. В результате сравнительной оценки особенностей и проблем реализации программ в данных странах определено, что опыт Франции в целом более успешен, чем в ФРГ.
Ключевые слова: Германия, Франция, продажи автомобилей, программы утилизации автомобилей, государственные меры по стимулированию спроса на автомобили, эффективность реализации программ
В соответствии с международными нормами срок эксплуатации легкового автомобиля составляет 10 лет, после чего его следует соответствующим образом утилизировать, не оказывая отрицательного влияния на окружающую среду. Ежегодно в ЕС производится свыше 11 млн автомобилей, а утилизации подвергаются 6—7 млн автомобилей . Процесс производства, продаж и утилизации автомобилей требует взаимодействия всех его участников. При этом государственное стимулирование потребительского спроса на новые автомобили, как правило, мотивировано экологическим императивом и поддержкой производителей.
Исследованию данной темы посвящены труды российских и зарубежных исследователей. Вопросом утилизации автомобилей в странах мира, в частности, занимался Р.Л. Петров, в своих трудах рассматривая экономические и экологические аспекты . Проблемы специфики утилизации автомобилестроительных отходов и зарубежный опыт регулирования продаж автомобилей рассматри-
вались в научных статьях Б.Д. Ефремова, А.В. Боровикова, А.И. Афоничкина, В.Х. Зиннурова, А.П. Шмелева . Актуальность темы среди экономистов и специалистов подтверждается тем, что она часто обсуждается на международных конгрессах, таких как International Car Recycling Workshop, International Automobile Recycling Congress, по результатам которых публикуются аналитические доклады. Например, Р. Кохльмеер, представитель Федерального агентства ФРГ по вопросам окружающей среды в своем докладе вносила предложения по внедрению эффективного механизма сдачи на утилизацию автомобиля и получения компенсации последним владельцем, рассматривая вопрос раздельной переработки отходов, мониторинга выполнения нормативов .
В данной статье делается акцент на оценке эффективности государственных программ утилизации автомобилей. Сравнивается опыт двух стран ЕС (Германии и Франции) с наиболее успешной их реализацией, в результате которой удалось достичь роста продаж легковых автомобилей в пик мирового финансово-экономического кризиса. На основе статистико-экономического анализа динамики объема продаж автомобилей и числа утилизированных автомобилей проводится оценка эффективности реализации программ в этих странах. В результате сопоставления особенностей и проблем функционирования программ выявлено, каким образом Франции удалось достичь большего эффекта в регулировании внутреннего автомобильного рынка.
Государственные меры по утилизации автомобилей в ЕС
В ряде стран Евросоюза в период с 2008 по 2010 гг. действовали программы по поддержке государством автопроизводителей, позволяющие обменять подержанный автомобиль на новый. Данные программы были созданы для стимулирования внутреннего потребительского спроса на легковые автомобили, что являлось одной из мер по его поддержке в годы финансово-экономического кризиса и способствовало сохранению рабочих мест и более мягкому протеканию кризисных явлений в экономике.
Механизм программ заключался в том, что последний владелец при сдаче своего старого автомобиля на рециклинг получал за это бонус, который мог потратить на покупку нового. Выплата бонусов осуществлялась за счет средств государственного бюджета, выделенного на реализацию программы в каждой конкретной стране. Такая схема действовала в Германии (размер бонуса составлял 2,5 тыс. евро), Франции (1 тыс. евро, и плюс 700 евро за покупку автомобиля с низким уровнем экологически вредных выбросов), Великобритании (2 тыс. фунтов), Италии (1,5— 6,5 тыс. евро в зависимости от соответствия автомобиля количеству экологических стандартов), Словакии (2 тыс. евро) .
Есть и другие варианты стимулирования потребительского спроса на рынке автомобилей в ЕС: процедура переработки отслуживших свой срок автомобилей и различные налоги и сборы, связанные с рециклингом.
Процедура переработки отслуживших свой срок автомобилей стандартна для всех стран ЕС. Владелец автомобиля получает соответствующий сертификат и возможность продать часть его комплектующих. Эффективность системы авто-рециклинга в стране и ее доступности для автовладельцев можно оценить по ко-
личеству шредерных заводов и пунктов приема. Например, система утилизации автомобилей в Нидерландах, по мнению экспертов, считается эффективной: в стране работает около 300 пунктов приема старых авто, а также 12 шредерных заводов; владелец автомобиля уплачивает утилизационный сбор в размере 45 евро при регистрации автомобиля, за дальнейшую утилизацию сбор взимается, при этом средствами распоряжается Центр экспертизы и утилизации ARN . Наибольшее количество шредерных заводов среди стран ЕС находится в Италии, на втором месте Франция, третьем — Великобритания . Поэтому в целях государственных учреждений ЕС, занимающихся вопросами экологии и проблемами окружающей среды, на будущие периоды ставятся цели по увеличению количества этих специализированных компаний.
Система налогов и сборов, где объектом обложения выступает автомобиль, варьирует в странах ЕС. Это налог на утилизацию, который уплачивается новым владельцем непосредственно при регистрации автомобиля либо при сдаче автомобиля; периодическая уплата налога на утилизацию в дополнение к транспортному налогу; плата за утилизацию, перечисляемая импортером или производителем при первой продаже; комбинация различных механизмов, формирующая в стране систему авторециклинга. Поступления от уплаты данных налогов и сборов поступают в национальные фонды охраны окружающей среды и водного хозяйства (Польша) либо в специальные фонды, откуда выплачиваются обратно автовладельцу в момент сдачи автомобиля в утиль (Норвегия), также утилизационный сбор может составлять долю транспортного налога (Бельгия, Австрия) .
Динамика продаж автомобилей в странах ЕС
На основе объемов продаж автомобилей в 2015 г. страны ЕС разделены на три группы (табл. 1).
Таблица 1
Группы стран ЕС по объемам продаж автомобилей в 2015 г.
1-я группа: 7 стран-лидеров 2-я группа: 8 стран со средними показателями 3-я группа: 13 стран с низкими показателями
Более 500 тыс. автомобилей в год От 100 тыс. до 499 тыс. автомобилей в год Менее 99 тыс. автомобилей в год
* Показатель составил 449 тыс. шт., однако страна отнесена к 1-й группе, так как в типологии учитывались и данные предыдущего периода.
Источник: составлено авторами по .
Германия является лидером по продажам автомобилей в Евросоюзе (по количеству проданных и зарегистрированных автомобилей на территории Германии) в 2008—2015 гг. Среди семерки стран-лидеров, в которых продажи составляют более 500 тыс. автомобилей в год, спад продаж в пик первой волны кризиса в 2009 г. не произошел только в Германии и Франции, а наименьший спад продаж
был в Италии и Великобритании: снизился на 10 и 6% соответственно . Автомобильный рынок Франции сильно «просел» после 2009 г. — на 3% в 2010 г., на 14% в 2011 г., на 6% в 2012 г., рост возобновился в 2014 г. Схожий тренд наблюдался в Италии: продажи легковых автомобилей снижались в период с 2008 по 2013 гг., достигнув к концу 2015 г. абсолютного показателя 1574 тыс. автомобилей, что почти на треть меньше показателя 2008 г. (рис. 1).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В ФРГ рост объема продаж за 2008—2009 гг. составил 23% — рекорд среди всех стран Евросоюза. Мало кому удалось избежать спада в первой волне мирового финансово-экономического кризиса, а в Германии в пик кризиса в 2009 г. было зарегистрировано продаж автомобилей на четверть больше, чем в 2008 г. — 3 807 тыс. шт. (см. рис. 1). Из стран первой группы удалось устоять в 2009 г. и Франции, в которой продажи автомобилей возросли на 10%, при этом их рост был зафиксирован во все месяцы года. Даже к 2015 г. ФРГ и Франции так и не удалось достичь значения показателя 2009 г. .
Во второй группе стран ЕС (со средним показателем продаж от 100 до 499 тыс. автомобилей в год) рост по итогам 2009 г. был отмечен лишь в Австрии (9% по отношению к 2008 г.). Больше всего кризис сказался на продажах автомобилей в Португалии и Нидерландах: спад составил 25 и 22% соответственно; значительные снижения наблюдались также в Греции (18%), Швеции (16%) и Бельгии — 11% (рис. 2).
В третьей группе стран ЕС (с низкими объемами продаж автомобилей) в 2009 г. продажи снизились во всех странах, кроме Словакии и Мальты. Особенно резким относительно предыдущего года был спад в Литве (—73%), Латвии (—66%), Эстонии (—60%), Румынии (—59%), Венгрии (—61%). После 2011 года среди данных стран объем продаж автомобилей составлял в среднем 450 тыс. шт. в год, по сравнению с 1 128 тыс. ед. в 2008 г., поскольку Румыния, Греция и Венгрия оказались уже в группе стран с низкими объемами продаж автомобилей, не восстановив свои позиции после резкого спада в 2009 г. (см. рис. 2). В группе произошло максимальное снижение продаж автомобилей в кризисный 2009 г. и в последующий период: более всего снизились продажи автомобилей в странах Балтии из-за высоких налогов на приобретение и содержание транспортных средств .
В целом же, во всех странах Евросоюза, кроме Германии, Франции, Австрии, Мальты и Словакии, продажи автомобилей в 2009 г. снизились по сравнению с предыдущим годом. Вернуться к растущему тренду в 2010 г. не удалось Италии, Венгрии, Чехии, Греции, Болгарии. Самый стремительный спад в 2010 г. среди стран-лидеров отмечается в Германии — 23% (величина, равная приросту показателя годом ранее): в январе сокращение продаж составило лишь 4,3%, а в феврале они рухнули почти на 30% (рис. 3).
Наибольший рост продаж наблюдался с 2010 г. во второй группе стран, в которую входят «новые рынки», такие как Швеция, Дания, Финляндия (более +35% в 2009—2010 гг. к 2008 г.). Затем стабильная положительная динамика наблюдалась почти во всех странах этой группы (продажи в 2015 г. превысили уровень докризисного периода более чем на 10%), в то время как среди лидеров первой группы докризисный уровень удалось превысить только Германии (+4%) и Великобритании (+19%) (см. рис. 2).
Румыния Греция Венгрия Хорватия Словения ^^ Словакия
Люксембург Болгария Эстония Кипр Латвия Литва Мальта
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рис. 3. Динамика продаж автомобилей в третьей группе стран ЕС в период 2008—2015 гг. (тыс. шт.)
Источник: составлено авторами по .
Особенности реализации программ утилизации автомобилей в Германии и Франции в 2009—2010 гг.
Активизация продаж автомобилей в наиболее кризисный 2009 г. в ФРГ и Франции объясняется во многом действием госпрограмм по поддержке покупательского спроса, в том числе программ утилизации подержанных автомобилей.
Программа авторециклинга в ФРГ стартовала в начале 2009 г. Выплата владельцу от государства составляла 2500 евро (скидка на приобретение нового автомобиля, действовавшая в течение полугода) при условии, что автомобиль находился в его собственности не менее года. За два года проведения программы удалось добиться его роста рынка: около 9 млн человек воспользовались программой (табл. 2). Несмотря на то, что спрос на новые машины был высоким, это были в основном марки, произведенные за пределами Германии.
Таблица 2
Сравнение основных параметров программ утилизации автомобилей в Германии и Франции
Страна Размер бонуса, евро Объем госвложений Дополнительные меры стимулирования спроса Дополнительные меры поддержки автопроизводителей
Германия 2 500 5 млрд евро Корректировка ежегодного налога на легковые автомобили в зависимости от уровня выбросов СО2 Стимулирование потребительского спроса на автомобили отечественного производства (+2000 евро)
Франция 300 (с декабря 2007 г.), 1 000 (с декабря 2008 г), 750 (с января 2010 г.), 500 (с июля 2010 г.), 300 (в 2011 г.) 380 млн евро в 2009 г., 240 млн евро в 2010 г. Гособеспечение кредитов на преобретение автомобилей (6,5 млн евро) Распределение бюджетных средств от уплаты дополнительного налога в размере 4 евро, взимавшегося с покупателя в момент регистрации автомобиля. Сниженный НДС для производства экологичных автомобилей
Источник: составлено авторами по . 12
Среди противников программы в Германии были те, кто по достоинству мог оценить качество и раритетность немецкого автопрома XX в. По мнению экспертов в этой области, автомобили того времени отличались высоким качеством и были не просто средством передвижения из-за их связи с историей, нацией и т.д. И в настоящее время многие автолюбители желали бы приобрести за большие деньги один из автомобилей, который был сдан на утилизацию. С целью поддержки отечественных производителей в Германии государством была введена стимулирующая мера: при покупке автомобиля марок Volkswagen AG, BMW и Mercedes-Benz автовладельцу доплачивали еще 2 тыс. евро .
Во Франции стимулирование спроса на более экологичные автомобили началось в 2007 г. и продолжалось до конца 2010 г. Программа по утилизации автомобилей предусматривала штраф за не сданный на переработку автомобиль, что имело положительный общественный резонанс и стимулировало владельцев соблюдать правила. Размер бонуса был меньше, чем в ФРГ, менялся от 300 евро до 1000 евро, тем самым удерживая интерес автовладельцев на протяжении почти трех лет. В отличие от Германии, где для участия в программе нужно было строго соблюдать размер выбросов СО2 в атмосферу при выборе нового автомобиля, во Франции к приобретаемому транспортному средству не было предъявлено подобных требований, а также автомобиль мог быть подержанным, но не старше одного года .
Помимо выплаты бонуса за сдачу в утиль автомобиля, в обеих странах действовали и другие меры. Так, налог, уплачиваемый дополнительно автовладельцами, распределялся в пользу автопроизводителей (Франция). В ФРГ ставки налога за содержание транспортных средств были снижены для автомобилей, соответствующих лучшим экологическим стандартам, а во Франции были введены выгодные условия по автокредитованию .
Специальный координирующий орган национальной системы организации приема автомобилей и процесса утилизации в Германии и Франции отсутствовал, поэтому отдельные автокомпании брали инициативу в этой работе на себя. Так, специальная проектная группа компании BMW разработала масштабную концепцию вторичного использования деталей автомобилей, которая учитывает необходимость утилизации уже на стадии проектирования транспортного средства. Все детали автомобиля маркируются и имеют кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья и способ переработки . Во Франции совместное предприятие Renault-Nissan и компании, работающие в сфере переработки отходов, создали развитую сеть станций демонтажа транспортных средств и предприятий по переработке отходов, образующихся в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. Основная функция — осуществление координации между всеми участниками системы авторецик-линга — государственными структурами, автопроизводителями, дилерами, автовладельцами, страховыми компаниями, магазинами запчастей, разборщиками, переработчиками и др. .
Проблемой реализации госпрограмм было то, что значительная доля автомобилей, сданных на утилизацию, попадала на черный рынок. Например, в ФРГ их доля составила 15—20%; часть автомобилей оказалась в Польше (согласно ана-
лизу внешней торговли, за шесть месяцев 2009 г. в Польше было куплено 314 тыс. подержанных автомобилей, 44% из которых были старше 10 лет) . В Россию не поступали автомобили, участвующие в программе утилизации в Германии, из-за введения в ней высоких импортных пошлин.
Динамика утилизации автомобилей при их рециклинге в Германии и Франции
Оценка эффективности действия программам утилизации автомобилей 2009— 2010 гг. проведена путем сопоставления данных по количеству утилизированных автомобилей и их продажам в 2008—2013 гг. Число утилизированных автомобилей в странах коррелирует с продажами автомобилей: коэффициент линейной корреляции равен для Германии — 0,94, для Франции — 0,85 в эти годы, что позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи данных показателей.
Лишь в 2009 г. в этих странах регистрировалось максимальное количество переработанных автомобилей, что позволяет говорить о влиянии рассмотренных выше программ на динамику показателя. За период действия программы в Германии (в 2009 г.) было утилизировано в три раза больше автомобилей, чем в среднем за 2008—2013 гг., а во Франции за 2008—2010 гг. показатель утилизации вырос на 30% (рис. 4) . В 2009 году в ФРГ было отправлено на рециклинг рекордное среди всех стран ЕС за период 2005—2013 гг. количество транспортных средств: 1778 тыс. шт. (почти четверть всех утилизированных автомобилей в ЕС). К завершению программы в 2010 г. количество автомобилей, сданных на утилизацию, сократилось более чем в 3 раза, что сказалось, в свою очередь, на спаде продаж, при этом производство автомобилей к 2010 г. выросло на 12% (рис. 4) .
ШШ Утилизация автомобилей в Германии
■Ш Утилизация автомобилей во Фракции
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Производство автомобилей в Германии
Продажи автомобилей в Германии
Продажи автомобилей во Фракции
^^Производство автомобилей во Фракции
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 4. Количество проданных и утилизированных автомобилей в Германии и Франции в 2008—2013 гг. (тыс. шт.)
Источник: составлено авторами по .
Во Франции после начала программы количество утилизированных и переработанных автомобилей увеличилось на 40% к 2010 г., затем снизилось до 1209 тыс. автомобилей по итогам 2012 г., что превышало начальный показатель (до введения государственных мер), так как действие программ утилизации продол-
жалось до конца 2011 г. Наибольшее количество продаж автомобилей было совершено в период 2009—2010 гг., они возросли в кризисный 2009 год на 10%, затем снизившись лишь на 2%. Производство автомобилей увеличилось в 2010 году на 6% (рис. 4).
Реализация программ утилизации автомобилей в обеих странах имела высокий экономический эффект в период действия программ, смягчила падение автомобильного производства в 2009 г. и обеспечила его рост в 2010 г., но характеризовалась снижением показателей продаж и утилизации автомобилей после отмены стимулирующих мер. В ФРГ 2010 г. фиксировался более значительный спад продаж (—23%) и утилизации (—72%) после окончания программы, чего удалось избежать Франции (спад продаж составил 3%, утилизация увеличилась на 1% в 2010 г. и снизилась всего на 4% в 2011 г.). Данная ситуация вызвана коротким периодом действия условий программы в Германии по сравнению с Францией, где сроки ее проведения были втрое дольше и применялась дифференциация размеров бонуса на разных этапах ее действия (см. табл. 2, рис. 4).
Выводы
Сравнение программ утилизации старых автомобилей в Германии и Франции показало, что они положительно сказались на национальных рынках производства, продаж и переработки автомобилей в кризисные годы. Экономические меры данных программ в общем были схожи по механизму реализации, но имели и различия, определившие их эффективность. Утилизационную программу Германии можно признать в целом успешной, она была внедрена одной из первых в мире, а ее схема послужила примером для многих европейских стран. Функционирование программы сказалось на резком росте утилизированных и продаваемых автомобилей в стране: в 2009 г. было отправлено на рециклинг в 3 раза больше автомобилей, чем ежегодно в среднем за 2008—2015 гг., объем продаж составил 3,8 млн шт. при среднем объеме 3 млн . Кроме этого, расходы бюджетных средств в Германии оказались высоки в связи с большими размером бонуса и количеством сданных на утилизацию автосредств в пик кризиса. Поэтому сравнительно большая эффективность программы во Франции связана и с меньшими затратами государственных денег при относительно незначительных изменениях рассмотренных показателей.
ЛИТЕРАТУРА
BBC news. Car scrapping incentive announced. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/ business/8012492.stm
The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www. oecd.org/eco/outlook/44089863.pdf
Recycling Today Media Group. URL: http://www.recyclingtoday.com/article/rtge0914-European-auto-shredders-map
Waste Management World, the official magazine of ISWA. URL: https://waste-management-world.com/a/dutch-successes
Экономика Польши. URL: http://www.warsawvoice.pl/WVpage/pages/article.php/24787/ article
Статистическая служба Норвегии. URL: https://www.ssb.no/forside/_attachment/115044
The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA), Sales statistics 20082014. URL: www.oica.net
Статистический отчет Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA, Consolidated Registrations — By Country, 2015.
Сайт базы данных Евростата. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/
Петров Р.Л. О мировом опыте организации национальных систем Авторециклинга // Рециклинг отходов. 2008. № 5. С. 2—11.
Петров Р.Л. Утилизация транспортных средств / Международный опыт, проблемы и решения. Тольятти: Автостат, 2009. С. 45.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Базовая Директива 2000/53/ЕС, Постановления Европейской комиссии, содержащие регулирующие положения в сфере переработки вышедших из эксплуатации транспортных средств
The automobile industry in and beyond the crisis, OECD, 2009.
THE EFFECTIVENESS OF CAR RECYCLING PROGRAMS IN GERMANY AND FRANCE
M.N. Mironova, N.I. Lipovskaia
Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
BBC news. Car scrapping incentive announced. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/ business/8012492.stm
The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www. oecd.org/eco/outlook/44089863.pdf
Recycling Today Media Group. URL: http://www.recyclingtoday.com/article/rtge0914-European-auto-shredders-map
Waste Management World, the official magazine of ISWA. URL: https://waste-management-world.com/a/dutch-successes
Jekonomika Pol’shi . URL: http://www.warsawvoice.pl/WVpage/pages/ article.php/24787/article
Statisticheskaja sluzhba Norvegii. URL: https://www.ssb.no/forside/_attachment/115044
The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA), Sales statistics 20082014. URL: www.oica.net
Sajt bazy dannyh Evrostata . URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/