Доходы бюджета 2010

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ РФ 2017-2019: ИЗМЕНЕНИЯ И

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

А.С. Дмитриева, студент

Научный руководитель: Д.Р. Пескова, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11459

Аннотация. Основным и самым главным источником доходов в государственный бюджет страны являются налоговые поступления. Главной задачей для государства является проведение специальных процедур по увеличению данных показателей. В статье рассматривается структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 2017-2019 гг. В процессе исследования были использованы элементы анализа и синтеза, выявлены изменения и перспективы, а также предложены альтернативные инструменты стимулирования налоговых поступлений.

Ключевые слова: налоги, консолидированный бюджет, федеральный бюджет, доходы, стимулирование.

Налоги — основная составляющая бюджета в России. Каждый человек с самого детства уже сталкивается с налоговыми отчислениями: включенным НДС в стоимость продуктов в супермаркете или в заказ еды в сетях быстрого питания. После регистрации фирмы также обязаны платить ряд налогов в зависимости от выбранной системы налогообложения. Все сводится к тому, что налоги поступают в бюджет: федеральный или региональный. В статье 50 БК РФ указаны налоговые доходы федерального бюджета. К некоторым из них относятся:

— налоги на прибыль организаций;

— налоги на прибыль организаций, которые входят в соглашение о разделе продукции, закрепленное федеральным законом;

— налог на добавленную стоимость;

— акциз на табачные изделия;

— акциз на бензин;

— налог на добычу полезных ископаемых, включая газ, нефть;

— водный налог и др. .

Также существует регулирование налоговых поступлений региональных бюджетов согласно статье 56 БК РФ и бюджетов поселений согласно статье 61 БК РФ.

Главной задачей государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет, чтобы сократить его дефицит, а также сокращение числа уклонений от уплаты налогов. Так с 2014 года цифра дефицита бюджета начала увеличиваться. Это было связано с ростом доходов, но в то же время и увеличением расходов. Такая тенденция прослеживалась и в последующие годы впредь до 2017. Динамика налоговых поступлений государственного бюджета РФ представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2019 годах

Согласно данным, сумма налоговых и неналоговых доходов за 2 года увеличилась на 1933 млрд. руб. Структура налоговых поступлений в виде налога на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество организаций также имеют положительную динамику.

Так, самый значительный рост показал налог на прибыль организаций, сбор которого на 1 января 2019 года составил 3104 млрд. руб. Прирост составляет 825 млрд. руб., несмотря на то, что налог так и не был повышен до 30%, так как Минфин РФ посчитал, что такая мера может привести к увеличению издержек ведения бизнеса. Это может иметь последствия в виде затормаживания темпов и объемов производства, что скажется на экономическом развитии страны и, естественно, поступлениях в консолидированный бюджет .

Если говорить о поступлениях налога на доходы физических лиц, то данный показатель за 2 года увеличился примерно на 600 млрд. руб. и на 1 январе 2019 года составлял 3653 млрд. руб. Так в 2018 году обсуждалось повышение НДФЛ с 13 до 15%. Но в марте 2019 было решено разделить НДФЛ на 3 категории граждан и в зависимости от этого начислять определенный процент. В законопроекте Госдумы предлагалось установить пониженную ставку НДФЛ 5% для граждан с доходами

Самая незначительная динамика у налога на имущество организаций в связи с тем, что это региональный налог. Еще одной причиной может послужить явление «минимизация налогов». Это означает уменьшение суммы налога организацией разными способами, в некоторых случаях незаконными.

В целом, налоговые доходы в консолидированный бюджет за 2017 год составили 19277,6 млрд. руб., что на 500 млрд. руб. больше чем в 2016 году, и заняли 62,9% общих доходов в государственный бюджет .

Далее также наблюдалось увеличение налоговых доходов с 19277,6 млрд. руб. в 2017 году до 23602 млрд. руб. в 2018, а также доли в общих поступлениях до 63,9%. Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в конце 2018 г. показали рост на 17,1% с учетом потребительской инфляции, что говорит о положительной динамике и правильном направлении бюджетной политики РФ (табл. 1).

Таблица 1. «Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017-2018 гг.» _

2017 год 2018 год

Млрд. руб. % к итогу Млрд. руб. % к итогу

Доходы бюджета, в т.ч. 30640 100 36916,9 100

Налоговые доходы 19277,6 62,9 23602 63,9

Увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г. в целом обеспечивалось путем увеличения налоговых доходов федерального бюджета. Но все же доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов также возросли, тем самым обогнав и темпы роста ВВП, и инфляцию. Такие благоприятные условия для роста доходов в бюджет не привели к профициту бюджета, но способствовали сокращению его дефицита. По итогам 2017 г. дефицит консолидированного бюджета составил 1349 млрд. руб. (1,5% ВВП) . По сравнению с 2016 годом он сократился более чем в 2 раза. Большая часть дефицита консолидированного бюджета РФ приходилась на федеральный бюджет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благоприятные условия реализация «налогового маневра», который действует еще с 2015 года и заключается в снижении экспортных пошлин на нефть на определенный процент (так в 2017 году пошлина была снижена с 42% до 30%) , позволили в конце 2017 г. значительно увеличить поступления от нефтегазовых доходов. Так по сравнению с 2016 г. произошел рост с 4844 млрд. руб. до 5972 млрд. руб. Более того в конце 2017 г. было замечено увеличение поступлений почти в 2 раза от налога на добычу полезных ископаемых.

В 2018 году структура консолидированного бюджета РФ в 2018 г. снова изменилась за счет увеличения нефтегазовых поступлений. Также за год произошел рост доли налоговых доходов, неналоговых и прочих доходов. В структуре налоговых поступлений также произошло много изменений из-за улучшения ситуации на рынке нефти, что привело к увеличению темпа поступлений в государственный бюджет от налогов на пользование природными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%) . Также, благоприятная ситуация на рынке нефти оказала влияние и на федеральный бюджет. Его доходы увеличились с 15088,9 млрд. руб. до 19 454,9 млрд. руб., 46% которых пришлось на долю нефтегазовых доходов. Их рост составил более 1,5 раз. Основным фактором резкого увеличения стали поступления от налога на добычу полезных ископаемых на 45,2% в сопоставимых ценах 2017 г. Таможенные пошлины на вывоз сырой нефти и товары из нефти показали рост более чем в половину. Главной причиной являлась не только рост цены на нефть, но и увеличение количества добываемой нефти и газа на 1,7%, а также — экспорта данных углеводородов на 2,9% в натурадьном выражении. Данные представлены на рисунке 2.

rî 5000.0

158,4% 136.5°6

154.3° о

14S.2°-o

2017 2018

■ Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные нз нефтн Вывозные таможенные пошлины на газ природный

■ Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

■ Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

В свою очередь увеличение добычи нефти и цены на нее обусловили рост доходов в федеральный бюджет от налога на прибыль организаций на 30%.

Если говорить о консолидированном бюджете субъектов РФ, то его доходы в конце 2018 г. составили 12392,45 млрд. руб. или 12% ВВП. Консолидированный бюджет субъектов РФ продемонстрировал резкий скачок. Рост составил примерно 15% по сравнению с 2017 годом или 1634,29 млдр.руб. в денежном выражении. В 2018 году, как и в 2017 основную долю налоговых доходов составил НДФЛ

(29,5%), который увеличился на 12,4%, и налог на прибыль организаций (25,1%), который также показал рост в 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции. Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ и налог на имущество имеют значимое влияние на сумму всех доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ. Их доля в 2018 году составила 16,8% и 11,3% соответственно, а сумма по сравнению прошлым годом увеличилась на 22,4 % и 11,7%. Все данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. «Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 г.

В 2018 году был замечен непривычно малый рост поступлений от акцизов всего лишь 3%. Поступления акцизов на пиво (24% доля в общей структуре доходов от акцизов) продемонстрировали рост в 1,2%, а на автомобильный бензин в 6,7%.

2019 год также показал положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Так за полгода Федеральная налоговая служба перечислила в консолидированный бюджет на 1 5,7% больше денег, чем за это время в 2018 году. Заметный прирост дал налог на прибыль организаций. Его сборы увеличились на 28,9 процента, достигнув отметки в 2,2 триллиона рублей. Рост поступлений налога НДФЛ и страховых взносов

С 1 января 2019 годы в РФ был введен специальный «налог на Google», предполагающий уплату НДС в размере 18% иностранными компаниями, предоставляющими услуги в электронной форме. Всего на учет встали 1580 иностранных компаний, включая Google, Apple, Facebook, Microsoft, Sony и др. . Сумма налога, которая была начислена за первый квартал 2019 года, составила 12 млрд. руб.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 8 месяцев 2019 года представлены в таблице 2.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018-2019 гг., млрд. руб.

Поступления от налога на добычу полезных ископаемых увеличились на 10,8% и на август 2019 года составили 4167 млрд. руб. Рост поступлений НДПИ обусловлен в основном в результате:

— изменения законодательства и введения в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 301-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» повышающих коэффициентов, увеличивающих ставку НДПИ в виде нефти в I полугодии в среднем на 1415,5 рублей за 1 тыс. тонн.

— роста курса доллара США в декабре 2018 — мае 2019 на 12,3% (с 58,7 до 65,9 рублей за долл. США), при одновремен-

ном снижении цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 — мае 2019 на 3,3%.

Налог на прибыль организаций также претерпел значительные изменения (рост в 20%) и составил 3256 млрд. руб. Рост был обеспечен за счет: экономических факторов, включая изменение прибыли прибыльных организаций, и налогового администрирования . НДС тоже вырос на 17,1% Рост поступлений на более 350 млрд рублей обеспечен за счет:

— экономических факторов + 116 млрд рублей, включая прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора +102,3 млрд рублей в связи с ростом цены на нефть на внутреннем рынке;

— законодательного фактора + 79,8 млрд рублей (повышение основной ставки НДС до 20%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— структурных и временных факторов + 51,2 млрд руб.

Во-первых, это было обеспечено переходом ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период.

Во-вторых, это было обеспечено приростом поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в 4 квартале 2018 года и 1 квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию. +7,5 млрд рублей.

В-третьих, остальной прирост обеспечен за счет налогового администрирования + 60,1 млрд рублей.

Налог на доходы физических лиц продемонстрировали не такой значительный рост, как остальные показатели, и составил на август 2019 года 2472 млрд. руб.

Поступления от акцизов наоборот уменьшились на целых 20%, и это вызвано несколькими причинами:

— изменение законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличение ставок

— изменение объемов реализации подакцизных товаров

— изменение макроэкономических показателей. Так дополнительно поступило 6,3 млрд рублей акцизов на природный газ за счет изменения цены

Согласно отчету по работе ФНС за 2019 количество выездных налоговых проверок сократилось на 35% или почти на 5 тысяч, а результативность каждой из них выросла на 5,8%. По результатам проведенных выездных налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 86,4 млрд руб. Такая положительная динамика обеспечена за счет мотивирования ФНС налогоплательщиков к добровольному исполнению своих действительных налоговых обязательств.

Очень важным событием в ноябре 2019 года стало обращение главы ФНС с отче-

том о росте налоговых сборов почти в 1,5 раза за пять лет. Скачок налоговых доходов бюджетной системы России обеспечили «массовое обеление экономики» и повышение качества администрирования . Одной из причин стало внедрение автоматизированной системы нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные, которые адми-нистрируются в одной точке. Также ФНС сделало акцент на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств. Дополнительные поступления в бюджет без проведения налоговых проверок выросли в 1,6 раза, до 90 млрд руб. Следственный комитет РФ возвратил в бюджет 9,5 млрд руб. по налоговым преступлениям. Число жалоб на выездные налоговые проверки снизилось на 45,4%, с 4,3 тыс. до 2,4 тыс., за 9 месяцев. Количество судебных споров с бизнесом сократилось на 20%. Также, более 2 тысяч иностранных компаний встали на налоговый учет в России благодаря «налогу на Google», налоговые поступления от которого выросли в 5 раз .

В перспективе с 2020 года в России появится ряд новых налогов в НК РФ, которые будут способствовать сохранению положительной динамики по налоговым поступлениям, которые должны стремительно расти. Во-первых, реализация с 2019 года «Мусорной реформы» уже подразумевает образование новых видов сборов: экологический налог, утилизационный сбор. Также в числе новых источников доходов в консолидированный бюджет РФ могут быть заявлены: сбор за пользование автодорогами общего пользования федерального значения и налог на доходы операторов сети связи общего пользования.

Так, Минфин РФ предлагает следующие стимулирующие виды налоговых и финансовых мер:

1. Привлечение некоторых субъектов РФ к участию в эксперименте по применению налога на профессиональный доход (НПД). Также будет предоставлено право применять НПД физическими лицами, которые являются гражданами стран СНГ, но не членами ЕАЭС.

2. Отмена предоставления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями и, следовательно, снижение административной нагрузки на них. В основном это относится к ИП, которые используют УСН с объектом налогообложения в виде доходов.

3. Ввведение особого переходного налогового режима для налогоплательщиков, которые превысили ограничения на использование УСН. Данный режим должен будет выражаться в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников, чтобы освободить их от восстановления налогового учета и обязательств по налогам, от уплаты которых они были освобождены из-за использования УСН.

4. Предоставление права рыбохозяйст-венным организациям, которые используют ЕСХН, учитывать в расходах расходы, которые связаны с участием в аукционах на покупку доли в общем количестве квот, выделенных на вылов водных биологических ресурсов и др. .

По мнению некоторых экспертов, увеличению налоговых поступлений в бюджет может способствовать новая шкала налогообложения (прогрессивная), что яв-

ляется очень противоречивым. С одной стороны, это действительно может увеличить суммы поступлений от богатого населения, но с другой — такое решение может породить распространенную проблему уклонения от уплаты налогов, с чем в настоящий момент российские власти пытаются бороться. В итоге это может привести к краткосрочному увеличению средств в консолидированный бюджет, но в перспективе снизить их до первоначального уровня при пропорциональной системе или даже ниже.

Другим распространенным мнением является повышение процентных ставок по налогам. Тут тоже не все однозначно, ведь, например, НДС уплачивают не только компании, но и обычные люди, которые в среднем по России имеют достаточно низкий доход. Поэтому постоянное повышение налоговых ставок может негативно сказаться именно на таких слоях населения. Оптимальный вариант: повышать определенные виды налогов на те отрасли, которые являются наиболее успешными в России, к примеру, на газовую и нефтяную. Вероятно, что такие меры могут привести к увеличению федерального и консолидированного бюджетов РФ.

Библиографический список

5. В России начинает действовать «Налог на Google». — . — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3916742

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ФНС РФ: официальный сайт. — . — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/ (дата обращения: 06.12.2019)

TAX REVENUES TO THE BUDGETS OF THE RUSSIAN FESERATION 2017-2019:

CHANGES AND FUTURE PROSPECTS

A.S. Dmitrieva, Student

Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Доходы бюджетов субъектов Федерации

Доходы субъектов Федерации в основном концентрируются в их бюджетах.

Бюджеты субъектов Федерации формируются и исполняются на основе следующих принципов:

  • единства (все доходы поступают в единый бюджет);
  • самостоятельности (каждый уровень власти составляет свой собственный бюджет);
  • сбалансированности;
  • гласности.

Как и доходы федерального бюджета, доходы бюджета субъекта Федерации классифицируются на налоговые и неналоговые.

В неналоговые доходы включаются дивиденды по принадлежащим субъекту Федерации акциям, а также поступления от других видов собственности.

Спецификой налоговых доходов субъекта Федерации (как и муниципального образования) является их распределение на собственные (закрепленные) и регулируемые.

Собственные налоги — это налоги, вводимые самим субъектом РФ и поступающие в его бюджет на постоянной основе. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления (доли) от тех региональных налогов и сборов, поступления которых распределяются между региональными и местными бюджетами.

Эти налоги составляют основу финансовой системы субъектов Федерации. Они позволяют субъектам Федерации проводить долгосрочную экономическую и социальную политику, обеспечивать развитие учреждений и организаций социальной сферы. К данным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы;
  • налог на вмененный доход.

Регулирующие налоги — это налоги, ежегодно передаваемые из вышестоящих в нижестоящие бюджеты с целью обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов. Регулирующие налоги, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, определяются в виде процентных отчислений от налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц.

Регулирующие налоги составляют основную часть регулирующих доходов — т. е. доходов, передаваемых в бюджеты нижестоящих уровней. Помимо регулирующих налогов, к регулирующим доходам относятся: дотации, субсидии, средства из специальных фондов финансовой поддержки регионов.

Существование регулируемых доходов связано с разным уровнем развития территорий, так как низкая рентабельность предприятий и низкий уровень жизни населения предопределяют узкую базу сбора как прямых, так и косвенных налогов. Но с другой стороны, на практике налоги с крупных предприятий лучше собираются более высоким уровнем власти. Поэтому аккумулирование налогов, дающих значительные поступления в вышестоящий бюджет, оправдано.

Субъекты Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы. Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в свои бюджеты в части сумм федеральных налогов только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита своего бюджета.

Таблица 7 Структура доходов бюджетов различных уровней в 2001 г. (в %) * Структура бюджета Тульской области как типичного в плане бюджетных доходов субъекта Федерации. ** Структура бюджета Тульской области как типичного в плане бюджетных доходов района.

Как видно из табл. 7, основными доходами федерального бюджета являются косвенные налоги — НДС, акцизы, а также таможенные пошлины. Основную собственную доходную статью бюджета субъекта Федерации составляет налог на прибыль.

Данные также демонстрируют высокую интенсивность перераспределения доходов между бюджетами различных уровней. Так, 31,6% совокупных доходов субъекта Федерации — это перечисления из федерального бюджета. В бюджете местного самоуправления доходы, получаемые в виде перечислений из бюджета субъекта Федерации, составляют 43,6%.

Расходы бюджетов субъектов Федерации

Структура расходов бюджетов субъектов Федерации существенно отличается от структуры расходов федерального бюджета. Значительный удельный вес в структуре бюджетов субъектов Федерации занимают статьи «Финансовая помощь бюджетам других уровней» и «Социальная политика» (табл. 8).

Таблица 8 Структура расходов бюджетов различных уровней в 2001 г. (в %) * Структура бюджета Тульской области как типичного в плане бюджетных доходов субъекта Федерации. ** Структура бюджета типичного в плане бюджетных доходов района Тульской области.

Первая из этих статей отражает объем денежных средств, передаваемых муниципальным образованиям для финансирования ЖКХ, здравоохранения, образования.

По второй статье — «Социальная политика» — финансируются расходы, предусмотренные федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Средства для реализации этих законов предусматриваются в федеральном бюджете в Фонде компенсаций и передаются в бюджеты субъектов Федерации для осуществления непосредственных расходов.

Из бюджетов субъектов Федерации финансируются учреждения здравоохранения и образования, подчиняющиеся непосредственно исполнительной власти субъектов Федерации. К ним, в частности, относятся так называемые областные (краевые) больницы и клиники, ПТУ, музыкальные школы и училища.

Из бюджетов субъектов Федерации предоставляются льготные кредиты предприятиям промышленности и сельского хозяйства, оказывается помощь региональным учреждениям науки.

Значительные средства выделяются из этих бюджетов на государственное управление и правоохранительную деятельность, в частности, на содержание органов внутренних дел, на противопожарную службу.

Расходы территорий подразделяются на обязательные и дискретные.

Обязательные расходы территорий — расходы, которые осуществляются по направлениям, утвержденным федеральными органами власти.

Дискретные расходы территорий — расходы, которые осуществляются по направлениям, определяемым органами власти территорий.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ исключительно из бюджетов субъектов Федерации финансируются следующие расходы:

  • обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
  • содержание организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам.

В настоящее время в связи с нехваткой финансовых ресурсов финансирование социальной сферы осуществляется по остаточному принципу. Это значит, что учреждения социальной сферы не получают весь необходимый для их функционирования объем средств.

В нормальных экономических условиях учреждения социальной сферы должны финансироваться на основе государственных социальных стандартов. Эти стандарты предусматривают определенный уровень обеспеченности населения социальными услугами. Существует четыре основных показателя, характеризующих объем предоставления социальных услуг:

  • обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (места в ДДУ на тысячу детей дошкольного возраста);
  • обеспеченность общеобразовательными учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность больницами (коек на 10 тыс. жителей).

До настоящего времени закон о государственных социальных стандартах не принят. Но при разработке федерального бюджета на 2002 г. и определении объема финансовой помощи, передаваемой в бюджеты территорий, были использованы средние нормативы на одного потребителя в год (табл. 9).

Государственный долг субъектов Федерации

Государственный долг субъекта Федерации — совокупность долговых обязательств, которые полностью обеспечиваются всей собственностью субъекта Федерации.

Долговые обязательства субъекта Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных договоров с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;
  • соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Правом на внешние заимствования обладают субъекты Федерации, не получающие из федерального бюджета финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Субъекты Федерации не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга объекта Федерации.

Максимальный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

21 апреля 2011 года состоялись публичные слушания по проекту регионального закона «Об исполнении областного бюджета за 2010 год».

По словам специалистов, цель подобного мероприятия – обеспечить открытость бюджета и общественный контроль над расходами областной казны. Кроме того, тщательный анализ параметров бюджета помогает понять, насколько верно были поставлены приоритеты в работе органов исполнительной власти.

«В ушедшем году нам приходилось решать довольно непростые задачи, — отмечает Первый заместитель Председателя Правительства области Александр Якунин. — С одной стороны, кризис 2009 года обнажил проблемы экономики и заставил оперативно искать внутренний потенциал для ее оздоровления, корректировать цели и стратегии, сокращать бюджетные расходы. С другой, 2010 год был тяжел в связи с засухой и чрезвычайной пожароопасной обстановкой».

Как пояснила и.о. министра финансов Ульяновской области Ольга Максимушкина, обеспечить необходимую поддержку реальному сектору экономики, смягчить социальные последствия кризиса, существенно снизить напряжённость на региональном рынке труда удалось благодаря совместным усилиям всех органов государственного власти Ульяновской области. Результатом работы правительства и финансовых органов Ульяновской области за 2010 год явилось увеличение поступлений собственных доходов в бюджет.

Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ульяновской региона за 2010 год составил 26,7%. Это самый высокий показатель среди субъектов Приволжского федерального округа (ПФО – 15,6%, РФ — 17,3%).

Наибольшую долю в областном бюджете по-прежнему занимают расходы социального блока – 42,4%. По сравнению с 2009 годом эти расходы увеличились на 2,2 млрд. рублей. «Нам удалось выдержать социальную направленность бюджета, как это и было заявлено при его формировании», — подчеркнула Ольга Максимушкина.

Объём расходов социального блока в 2010 году сложился в сумме 12,4 млрд рублей. Это не только расходы на обеспечение стабильной работы бюджетных учреждений, но и на укрепление их материально-технической базы, на реализацию национальных проектов «Образование» и «Здоровье», на реализацию областных целевых программ, а также средства на оказание поддержки гражданам.

В 2010 году наряду с традиционными реализовывались новые виды социальной помощи. Впервые семьям, в которых одновременно родилось трое и более детей, предоставлена единовременная выплата на улучшение жилищных условий. Семьям, родившим (усыновившим) третьего ребёнка или последующих детей, начата выплата именного капитала «Семья».

На организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в прошлом году было выделено 167 млн рублей, в том числе 42,2 млн рублей для оздоровления детей из малообеспеченных семей.

Расходы на реализацию Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2010 году составили 684,8 млн рублей. Это позволило снять напряженность на рынке труда. Кроме того, значительные средства были направлены на поддержку отраслей реального сектора экономики региона.

Впервые в качестве поддержки местным автопроизводителям в 2010 году из областного бюджета были выделены средства на возмещение потерь при вхождении в программу утилизации (25 млн рублей). Это позволило реализовать 500 новых автотранспортных средств, что в свою очередь, повлияет на увеличение поступлений транспортного налога.

В 2010 году в Ульяновской области реализовывалась программа «Газификация населенных пунктов» с общим объемом финансирования – 367,3 млн рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2009 году. За счёт выделенных средств построено 212 км газопроводов.

Еще одна строка бюджетных расходов — финансовая помощь муниципальным образованиям области (33,8% от общего объёма средств). Это, прежде всего, средства на выполнение муниципалитетами обязательств по заработной плате и оплате коммунальных услуг, а так же финансирование областных целевых программ.

В целом, как отметила Ольга Максимушкина, Правительству региона удалось решить такие задачи, как увеличение собственных доходов (в основном за счет экономического роста и развития налогового потенциала), обеспечение действующих социальных обязательств перед населением, повышение эффективности бюджетных расходов.

Проведение взвешенной долговой политики и рациональное использование бюджетных ресурсов позволило сохранить высокий кредитный рейтинг Ульяновской области. В октябре 2010 года Международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило действующие рейтинги Ульяновской области с прогнозом «стабильные». По мнению экспертов, такая высокая оценка даёт широкие возможности для привлечения в регион крупных инвесторов.

В 2010 году министерство финансов Российской Федерации впервые провело оценку качества управления региональными финансами. По его результатам Ульяновская область вошла в группу регионов с надлежащим качеством организации бюджетного процесса.

«В 2011 году будет продолжена работа по повышению эффективности бюджетных расходов, расширению налогооблагаемой базы и увеличению собственных доходов бюджета», — резюмировала Ольга Максимушкина.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч

А

Администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Б

Бюджет

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень). 2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.

Бюджет государственного внебюджетного фонда

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджет консолидированный

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Бюджет муниципального образования

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация

Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная обеспеченность (обеспеченность территории налоговыми доходами)

Определяется как отношение расчетных налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены на конкретной территории и аналогичным средним показателем по муниципальным образованиям того же типа с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов.

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется: — ГРБС — в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации

Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

Бюджетное обязательство

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования

Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные инвестиции

Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.

Бюджетный процесс

Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Фонд денежных средств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона — фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный — включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона.

2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджет федеральный

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства.

2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

В

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.

Внешний долг

Долг, выраженный в иностранной валюте. В объем внешнего долга не включается долг субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, выраженный в иностранной валюте.

Внутренний долг

Долг, выраженный в валюте РФ (рублях), а также долг субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, выраженный в иностранной валюте.

Выравнивание бюджетной обеспеченности

Поддержка муниципальных образований путем сокращения различий уровня бюджетной обеспеченности путем увеличения объема финансовой помощи наименее обеспеченных налоговыми доходами территорий.

Г

Главный администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Государственная или муниципальная гарантия

Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.

Государственная программа

Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственное (муниципальное) задание

Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.

Государственный или муниципальный долг

Обязательства публично-правового образования по полученным кредитам, выпущенным ценным бумагам, предоставленным гарантиям перед третьими лицами.

Д

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотации

Средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений, целей и условий их использования, т.е. безвозмездная помощь одного бюджета другому, которая может быть использована органами власти соответствующего уровня на любые цели. Размер дотаций рассчитывается по установленной методике.

Доходы бюджета

Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.

Е

Единый счет бюджета

Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

И

Источники финансирования дефицита бюджета

Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).

К

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Консолидированный бюджет

Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации — это свод регионального (краевого, областного) бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Российской Федерации.

Л

Лимиты бюджетных обязательств

Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде.

М

Межбюджетные отношения

Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетный трансферт

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

— дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

— субсидий;

— субвенций;

— иных межбюджетных трансфертов.

Н

Неисполненные назначения

Разница между объемом средств, запланированных в бюджете и фактическими расходами.

Непрограммные расходы

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.

О

Обоснование бюджетных ассигнований

Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

Отчетный финансовый год

Год, предшествующий текущему финансовому году.

Очередной финансовый год

Год, следующий за текущим финансовым годом.

П

Плановый период

Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Получатель бюджетных средств (ПБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБС казенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.

Профицит бюджета

Превышение доходов бюджета над его расходами.

Публично-правовое образование

— Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.

Публичные обязательства

Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.

Р

Распорядитель бюджетных средств (РБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Расходное обязательство

Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета

Выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Реальный дефицит

Объем дефицита бюджета без учета поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также остатков бюджетных средств, являющихся собственными источниками финансирования дефицита

С

Сводная бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Субвенции

Целевые средства, предоставляемые бюджетам в целях финансового обеспечения задач, возникающих при выполнении ими переданных полномочий другого уровня власти.

Субсидии

Целевые средства, предоставляемые на софинансирование (совместное финансирование) отдельных расходных обязательств органов власти в целях решения приоритетных задач территории в рамках полномочий каждого уровня власти.

Т

Текущий финансовый год

Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

У

Участники бюджетного процесса

Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Ф

Финансовый орган

На федеральном уровне — Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъекта РФ — органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.). На местном уровне — органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).

Оставьте комментарий