Доходы финансовое право

Законодательством РФ определено, что государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классификация доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:

  • доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
  • доходы от государственного и муниципального имущества;
  • доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
  • поступления от личных доходов граждан.

Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:

  • налоговые с выделением их видов;
  • неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджета разных уровней.

Законодательство субъектов РФ закрепляет доходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (государственная пошлина).

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 10 апреля 2020 года № 378 внесены изменения и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан»

В функциональной классификации расходов бюджета:

в функциональной группе 01 «Государственные услуги общего характера»:

в функциональной подгруппе 1 «Представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления»:

по администратору бюджетных программ 121 «Аппарат акима города республиканского значения, столицы»:

по бюджетной программе 003 «Капитальные расходы государственного органа»:

бюджетную подпрограмму 034 «За счет кредитов из областного бюджета из средств внутренних займов» исключить

дополнить бюджетной подпрограммой 005 следующего содержания:

«005 За счет внутренних займов»;

по администратору бюджетных программ 694 «Управление Делами Президента Республики Казахстан»:

наименование бюджетной программы 001 «Услуги по обеспечению деятельности Главы государства, Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Премьер-Министра и других должностных лиц государственных органов» и бюджетной подпрограммы 100 «Обеспечение деятельности Главы государства, Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Премьер- Министра и других должностных лиц государственных органов» изложить в следующей редакции: «001 Услуги по обеспечению осуществления государственных функций и полномочий Управления делами Президента Республики Казахстан 100 Обеспечение осуществления государственных функций и полномочий Управления делами Президента Республики Казахстан»

в функциональной подгруппе 2 «Финансовая деятельность»:

по администратору бюджетных программ 217 «Министерство финансов Республики Казахстан»: дополнить бюджетной программой 205 с бюджетными подпрограммами 004 и 016 следующего содержания:

«205 Модернизация и техническое дооснащение пунктов пропуска на границе 004 За счет внешних займов 016 За счет софинансирования из республиканского бюджета»

в функциональной группе 02 «Оборона»:

в функциональной подгруппе 1 «Военные нужды»:

по администратору бюджетных программ 208 «Министерство обороны Республики Казахстан»:

дополнить бюджетными программами 107 и 108 следующего содержания: «107 Ремонт объектов обороны в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы 108 Строительство и (или) реконструкция объектов обороны в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы»

в функциональной группе 03 «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность»:

в функциональной подгруппе 1 «Правоохранительная деятельность»:

по администратору бюджетных программ 201 «Министерство внутренних дел Республики Казахстан»:

по бюджетной программе 076 «Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности»:

дополнить бюджетной подпрограммой 126 следующего содержания: «126 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на выплату премии сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивавшим в усиленном режиме охрану общественного порядка в период чрезвычайного положения»

по администратору бюджетных программ 271 «Управление строительства области»:

по бюджетной программе 053 «Строительство объектов общественного порядка и безопасности»: дополнить бюджетной подпрограммой 005 следующего содержания: «005 За счет внутренних займов»

в функциональной подгруппе 9 «Прочие услуги в области общественного порядка и безопасности»:

по администратору бюджетных программ 221 «Министерство юстиции Республики Казахстан»: дополнить бюджетной программой 066 следующего содержания: «066 Целевые трансферты на развитие бюджетам городов республиканского значения, столицы для строительства крематориев с кладбищами»

дополнить администраторами бюджетных программ 314 и 373 с бюджетной программой 099 и с бюджетными подпрограммами 011 и 015 следующего содержания: «314 Управление комфортной городской среды города республиканского значения, столицы 099 Строительство крематориев с кладбищами 011 За счет трансфертов из республиканского бюджета 015 За счет средств местного бюджета 373 Управление строительства города республиканского значения, столицы 099 Строительство крематориев с кладбищами 011 За счет трансфертов из республиканского бюджета 015 За счет средств местного бюджета»

в функциональной группе 04 «Образование»:

в функциональной подгруппе 4 «Техническое и профессиональное, послесреднее образование»:

по администратору бюджетных программ 225 «Министерство образования и науки Республики Казахстан»:

по бюджетной программе 203 «Обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием»:

дополнить бюджетной подпрограммой 112 следующего содержания: «112 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального образования и возмещение сумм, выплаченных по данному направлению расходов за счет средств местных бюджетов»

по администратору бюджетных программ 226 «Министерство здравоохранения Республики Казахстан»:

дополнить бюджетной программой 072 следующего содержания: «072 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования и возмещение сумм, выплаченных по данному направлению расходов за счет средств местных бюджетов»

по администратору бюджетных программ 240 «Министерство культуры и спорта Республики Казахстан»:

по бюджетной программе 006 «Подготовка специалистов в организациях технического, профессионального, послесреднего образования и оказание социальной поддержки обучающимся в области культуры и искусства»:

дополнить бюджетной подпрограммой 102 следующего содержания: «102 Строительство, реконструкция объектов образования, осуществляющих деятельность в области культуры и искусства»

в функциональной подгруппе 9 «Прочие услуги в области образования»:

по администратору бюджетных программ 225 «Министерство образования и науки Республики Казахстан»:

дополнить бюджетными программами 107, 108 и 110 следующего содержания: «107 Ремонт объектов образования в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы 108 Строительство и (или) реконструкция объектов образования в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы 110 Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на строительство и (или) реконструкцию объектов образования в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы»

в функциональной группе 05 «Здравоохранение»:

в функциональной подгруппе 2 «Охрана здоровья населения»:

по администратору бюджетных программ 226 «Министерство здравоохранения Республики Казахстан»:

по бюджетной программе 053 «Обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения»:

наименование бюджетной подпрограммы 113 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на строительство, реконструкцию объектов здравоохранения и областному бюджету Алматинской области, бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов здравоохранения» изложить в следующей редакции: «113 Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на строительство, реконструкцию объектов здравоохранения и областному бюджету Алматинской области, бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов здравоохранения, а также на создание быстровозводимых комплексов для размещения инфекционных больниц»

дополнить бюджетными программами 074, 108 и 110 следующего содержания: «074 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов 108 Строительство и (или) реконструкция объектов здравоохранения в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы 110 Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на строительство и (или) реконструкцию объектов здравоохранения в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы»

в функциональной подгруппе 9 «Прочие услуги в области здравоохранения»:

по администратору бюджетных программ 226 «Министерство здравоохранения Республики Казахстан»:

дополнить бюджетной программой 107 следующего содержания: «107 Ремонт объектов здравоохранения в рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы»

УДК 347.73(470+571)

Н. И. Химичева Российское финансовое право на современном этапе

В статье рассматриваются особенности формирования финансового права на современном этапе. Делается вывод о возрастании интереса к финансовому праву со стороны управленческих структур, граждан, особенно предпринимателей, о необходимости повышения финансово-правовой грамотности в стране.

Ключевые слова: финансовое право, нормы финансового права, финансовые отношения, финансовая грамотность.

Key words: financial law, norms of financial law, financial relationships, financial literacy.

В период существенных изменений и становления рыночной экономики в России в конце XX в. возникла необходимость усиления роли финансового права как регулятора социально-экономических отношений, необходимость развития названной отрасли российского права, включенной вскоре в ряд основных отраслей российского права.

Россия вступила в новый этап своего развития, что поставило перед ней иные задачи и потребовало их решения. Хотя финансовое законодательство в основном сформировано, процесс его развития продолжается, что отражается в принятии новых финансово-правовых актов, вносимых изменениях, уточнениях и дополнениях.

Весь мир переживает последствия глобального кризиса. В России потребовались изменения правового регулирования в разных сферах государственной деятельности исходя из новых социально-экономических и других задач. Так, после значительного спада российской экономике удалось несколько стабилизироваться: в 2010 г. был отмечен прирост на 4 %, снижение уровня безработицы и другие позитивные изменения.

© Химичева Н. И., 2013

Несомненно, важнейшая роль в этом процессе отводится финансовому праву как публичной отрасли, тесно связанной с социальноэкономическими и другими отношениями, отражающими уровень жизнедеятельности общества, а также материальной обеспеченности населения. Особо стоит обратить на возникший в современной России разрыв в доходах разных социальных групп. Подавляющая часть населения страны испытывает недостаток средств для удовлетворения самых необходимых потребностей. Такой разрыв несправедлив, более того, чреват нарастанием враждебности в обществе и многими другими негативными явлениями.

Характерно, что до перехода к рыночной экономике законы как источник финансового права были немногочисленными, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции финансово-кредитных органов. Финансовое право среди других отраслей права долгие годы занимало весьма скромное место, не вызывая большего интереса как предмет изучения.

В последние годы в этой сфере произошли существенные изменения: возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан, особенно предпринимателей. Проводятся научные исследования разнообразных финансовоправовых проблем. Все это внешние приметы глубинных процессов — экономических и политических преобразований в стране (расширение рыночных отношений в экономике, основанной на равном признании всех форм собственности; обновление в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отношений, в том числе в области финансов).

В условиях перехода к рыночным отношениям важным фактором развития экономики является эффективное использование механизма финансов. Финансовое право как отрасль публичного права призвано обеспечить приведение в действие этого целостного механизма и его целенаправленное функционирование в соответствии с задачами общества и государства. Однако будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финансовое право, исходя из конституционных норм (ст. 7 Конституции РФ), в конечном счете должно способствовать реализации частных интересов граждан, активно влияя на создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Нормы финансового права влияют на бюджетную систему с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование потребностей как

страны в целом, так и его территориальных подразделений. Под воздействием норм финансового права формируются и используются государственные внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования; осуществляется кредитноденежная и валютная политика; контролируется деятельность банков, функции и система которых отражает происходящие в стране преобразования.

Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие порядок налогообложения организаций и граждан. Налоги теперь — не только главный источник бюджетных доходов. Они призваны стать важным элементом государственного регулирования экономики и жизне-обеспеченности населения.

Изменения, затронувшие государственное устройство и систему местного самоуправления, отразились на структуре источников российского финансового права — в их состав, помимо нормативных актов федерального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой кодификацию финансово-правовых норм, о чем свидетельствует принятие Бюджетного, Налогового и Таможенного кодексов РФ (впоследствии Таможенного кодекса Таможенного союза).

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современной России, имеют негативное влияние на формирование финансового права и эффективность его действия: ему свойственны нестабильность, нередко несоответствие нормам других отраслей права, недостаточная четкость некоторых положений, наличие пробелов. И тем не менее, российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новые условия жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны и укреплении ее финансовой системы.

Изучение норм финансового права, понимание механизма их действия необходимо прежде всего юристам независимо от сферы их деятельности, сотрудникам представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателям и гражданам. Неслучайно важной задачей в настоящее время стало повышение уровня финансово-правовой грамотности в стране.

С докладом по этому вопросу на заседании СФ выступил М. Ульбашев.

Сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Докладчиком по этому вопросу стал заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев. Ульбашев
Мухарбий Магомедовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики

Проект закона был внесен заместителем Председателя Совета Федерации Николаем Журавлевым, Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области а также депутатами Государственной Думы.

Документ разработан в целях реализации Федерального закона «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», которым вводится новое правовое регулирование в сфере отношений, возникающих при заключении сделок с использованием финансовых платформ.

В соответствии с документом, в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносятся изменения, согласно которым операторы финансовых платформ включаются в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом с возложением на них обязанности по принятию мер в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На оператора финансовой платформы возлагается обязанность по проведению идентификации клиента-физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Федеральным законом также предоставляется оператору финансовой платформы право на основании договора поручить банку, соответствующему критериям, установленным Федеральным законом, проведение идентификации клиента-физического лица при его личном присутствии и проведение идентификации других вышеперечисленных лиц в целях заключения с клиентом договора об оказании услуг оператора финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом «О совершенствовании финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Перечень банков и операторов финансовой платформы, соответствующих критериям, указанным в Федеральном законе, Банк России ежемесячно размещает на своем официальном сайте в сети Интернет.

Одновременно с этим, федеральным законом предоставляется право профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховым организациям, кредитным организациям, банкам в целях совершения определенных сделок поручать проведение идентификации клиента-физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца оператору электронной платформы.

Кроме того, документом вносятся изменения в Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», которые определяют особенности выплаты Агентством по страхованию вкладов возмещений по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы, в случае наступления страхового случая.

Также в федеральные законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие федеральные законы вносятся изменения, связанные с деятельностью операторов электронных платформ.

Оставьте комментарий